Устный журнал «Звуки и краски весны» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2. 3 Олимпиады по истории 4 Научно-практическая конференция и устный... 1 191.13kb.
Устный журнал Разработка учителя биологии Козодаевой Ирины Сергеевны... 1 182.06kb.
Устный журнал «гений земли русской» 1 94.5kb.
«Источники вдохновения» 1 41.22kb.
Устный журнал «Как развивалась химия…» 1 203.11kb.
Младшие школьники книги о животных соколов-Микитов И. Год в лесу. 1 42.62kb.
О празднике Весны 1 55.99kb.
Занятие: Устный журнал "Государственная символика России: история... 1 132.34kb.
Условия стимулирующей лотереи «Яркие краски осени!-2» 1 264.71kb.
Дифференциация звуков «Ж» «З». [Ж] – [З] Упражнение № Произносить... 1 38.65kb.
Рассказ о себе. Рассказ о друге игра 1 35.04kb.
Сочинение по картинам И. И. Левитана «Март» и«Весна. Большая вода» 1 83.56kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Устный журнал «Звуки и краски весны» - страница №1/1

Тема урока: устный журнал «Звуки и краски весны»

Цели урока: познакомить учащихся с содержанием стихотворений А.Плещеева «Весна», «Мой садик», расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей; развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, обучая учащихся выразительному и плавному чтению; развивать интерес к народным приметам, к сказкам, учить слушать и слышать музыку, видеть прекрасное через картины и репродукции художников, раскрывать таланты учащихся; воспитывать бережное и ответственное отношение и любовь к природе.

Оборудование: репродукции картин, журнал «Звуки и краски весны», сочинения, экологические сказки, стихи самих детей, грамзапись «Времена года П.И. Чайковского и стихотворения Плещеева.

Ход урока

  1. Организационный момент, постановка цели урока.

- Прежде чем мы откроем первую страницу нашего журнала, я хотела бы прочитать вам загадку.

- Прослушайте и скажите, о каком времени года в нём говорится?

Пришла, улыбнулась –

Утихли метели

Позванивать стал

Колокольчик капели

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись тракторы

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора» (весна).

- Какие изменения происходят в природе весной?

- О весенних изменениях в природе вы узнаете из стихотворения Франтишека Галоса «Сколько дел у весны».

Разморозить землю нужно,

Чтоб могла взойти трава

Сделать так, чтоб жили дружно

Все живые существа.

Точно к сроку, но не на спех.

Выбрать музыку для птиц.

И поднять лентяев на смех,

Нахватавших единиц.

На зелёной ножке тонкой

Укрепить бутон цветка,

Обойти вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки

Окропить росой с утра

И тепло в лесные норки

Принести давно пора!

- Видите сколько дел у весны. И всё надо успеть сделать в короткий срок.

- Прослушайте сказку, которая называется «Подснежник».

На большой и красивой поляне каждую весну расцвело множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел!

Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели и он заплакал…

Вы прослушали сказку и теперь можете ответить на вопрос: «Можно ли Вову назвать «добрым мальчиком»? Почему лось заплакал?

- Послушайте стихотворение о подснежнике.

Вот букет: он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись лепестки…

Это мы срываем без разбора

Беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю!

Быстро вянет нежный первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне:

Вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое,

Ведь подснежники не могут нам сказать:

«Наслаждайтесь нашей красотою –

Только очень просим нас не рвать!»

(И. Абдуллаева).

- Какие же ещё ранние весенние растения своей местности вы можете назвать? (мать-и -мачеха, тюльпаны, ландыши).

- Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?

Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.



  1. Открыв 1 страницу альбома «Весна в народном календаре», мы проверим домашнее задание.

- Вы узнаете о народных приметах, ведь в природе ничто не делается просто так.

- У природы и у людей разные календари.

Для метеорологов весна начинается 1 марта, у астрономов весна начинается со дня весеннего равноденствия – 21 - 22 марта. Ботаники считают, что весна начинается с сокодвижения у деревьев, зоологи – со дня прилёта грачей.

Долгожданная весна! После суровых и хмурых дней тёплое солнце разбудило природу. Многое зависит от хода весны: и начало полевых работ и будущий урожай. Вот и примечали наши деды и прадеды предвестников весны.

- Что говорили про весну? (сообщение пословиц учащимися).

- А какие народные сказки о природе вы знаете? (Украинская народная сказка «Ветер, солнце и мороз», русские народные сказки.).

- Правильно, хорошо подготовили материал. Молодцы! Да, народ наблюдателен. Даже название весенних месяцев не случайны.

III. Открываем 2 страницу альбома. Она называется «Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит и поёт» (знакомство с новой темой).

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Алексея Николаевича Плещеева.

Плещеев Алексей Николаевич родился в 1825 г. в Костроме. Он поэт, переводчик, прозаик, - 1891г., литературный критик родился в семье небогатого чиновника. Детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитывала его мать, т.к. отец скончался рано. Писал Алексей Николаевич и для взрослых и для детей. Тематикой его произведений часто была природа, времена года. Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Весна».



  1. Чтение учителем стихотворения с заданием, отметить карандашом непонятные слова на доске: лазурь – синева, миновала – прошла, взор – взгляд, обновление – перемены, стать новее.

  2. Чтение стихотворения учащимися про себя.

  3. Чтение учащимися вслух.

  4. Работа над содержанием прочитанного:

    1. Какие чувства вызвало у вас чтение этого стихотворения?

б) Как вы думаете, о начале или конце весны говорится в стихотворении?

Используя текст, докажите свою версию (тает снег, бегут ручьи).

в) Как изменилась природа с приходом весны? (небо, настроение, солнце, птицы).

г) Зачитайте строчки, где говорится о состоянии человека весной.

д) Что главное в человеке, что выдаёт радость его (взгляд, весёлое лицо), хотя жизнь порой бывает не так уж и лёгкая.

е) Как его надо читать? (радостно)

ж) Прочитайте самое «красивое» по вашему мнению, место в стихотворении?

IV. Прослушивание грамзаписи о весне в исполнении мастеров сцены.

V.Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картину родной природы особенно чувствуют художники. Описание иллюстраций с картин Левитана и других.

Какая иллюстрация картины больше всего отражает содержание нашего стихотворения?



    1. Третья страница нашего журнала называется «Пробы кисти и пера». Она посвящена вашему творчеству.

- Я предлагаю прочитать ваши сочинения и экологические сказки о природе, стихи (приложение 2).

    1. Открываем последнюю 4 страницу нашего альбома. Она называется «Слушайте и смотрите весну».

- Читаем любимые стихи о весне.

А композитор Пётр Ильич Чайковский очень любил русскую природу. Он сочинил прекрасную пьесу «Времена года» - прослушаем её. О чём она? Какая она?

Вывод: в этой музыке передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Услышали трели, напоминающие пение птиц.


    1. Итоговая беседа.

- Какие звуки весны вы сегодня услышали?

- Какие запахи у весны?

- Какие краски использовал А.Плещеев, описывая весну?


    1. Оценки за урок.

Домашнее задание: выучить стихотворение «Весна».

- Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всматривайтесь в её краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймите, о чём щебечут птицы, журчит ручей, о чём шепчут первые листья берёзы, цветы. Слушайте и смотрите весну!

- Послушайте сказку, которая называется «Как поспорили растения».

Был очень хороший весенний день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был тёплым и лёгким. И никак не верилось, что весна только - только началась. В такой день растения просто не могли не заговорить. И они заговорили, завели между собой спор: какое из них, растений, самое замечательное.

- Самое замечательное растение – это я, - сказала мать-и-мачеха. – Потому что я самая смелая! Я зацвела раньше всех – на первых проталинах!

- Подумаешь, - возразила медуница. – Я вот зацвела чуть-чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. Сначала-то все были красные, а потом взяли и переоделись! Самое замечательное растение я, потому что самая разноцветная!

-Нашла чем хвастаться, - вступила в разговор пролеска. – Самая разноцветная. Я вот самая благородная. А почему? Потому, что я не такая пёстрая, как ты, а нежно-голубая, как весеннее небо.

- Ха – ха – ха! – рассмеялся чистяк. – И что же в этом хорошего? Вы на меня посмотрите. Какой я крепкий, блестящий, умытый! Нет-нет, не спорьте, самое замечательное растение – это я!

Но растения продолжали спорить.

И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.

- Да, - сказал он, - ты мать – и – мачеха, самая смелая. Ты пролеска, самая голубая. Чистяк – умытый и свежий…

Но замечательны вы все! Вы все прекрасны!



И все без исключения дороги нам, людям. Могли бы мы с вами жить, если бы на Земле не было растений? Конечно, нет. Нам нечего было бы есть и нечем было бы дышать. Скажем «спасибо» растениям от всех живущих на земле!