страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Устный журнал «Звуки и краски весны» - страница №1/1
Тема урока: устный журнал «Звуки и краски весны» Цели урока: познакомить учащихся с содержанием стихотворений А.Плещеева «Весна», «Мой садик», расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей; развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, обучая учащихся выразительному и плавному чтению; развивать интерес к народным приметам, к сказкам, учить слушать и слышать музыку, видеть прекрасное через картины и репродукции художников, раскрывать таланты учащихся; воспитывать бережное и ответственное отношение и любовь к природе. Оборудование: репродукции картин, журнал «Звуки и краски весны», сочинения, экологические сказки, стихи самих детей, грамзапись «Времена года П.И. Чайковского и стихотворения Плещеева. Ход урока
- Прежде чем мы откроем первую страницу нашего журнала, я хотела бы прочитать вам загадку. - Прослушайте и скажите, о каком времени года в нём говорится? Пришла, улыбнулась – Утихли метели Позванивать стал Колокольчик капели Река пробудилась, растаяли льды. Наряд белоснежный надели сады. Взревев, за работу взялись тракторы А птицы пропели: «Вить гнёзда пора» (весна). - Какие изменения происходят в природе весной? - О весенних изменениях в природе вы узнаете из стихотворения Франтишека Галоса «Сколько дел у весны». Разморозить землю нужно, Чтоб могла взойти трава Сделать так, чтоб жили дружно Все живые существа. Точно к сроку, но не на спех. Выбрать музыку для птиц. И поднять лентяев на смех, Нахватавших единиц. На зелёной ножке тонкой Укрепить бутон цветка, Обойти вернуть издалека. Берега, поля, пригорки Окропить росой с утра И тепло в лесные норки Принести давно пора! - Видите сколько дел у весны. И всё надо успеть сделать в короткий срок. - Прослушайте сказку, которая называется «Подснежник». На большой и красивой поляне каждую весну расцвело множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели и он заплакал… Вы прослушали сказку и теперь можете ответить на вопрос: «Можно ли Вову назвать «добрым мальчиком»? Почему лось заплакал? - Послушайте стихотворение о подснежнике. Вот букет: он брошен вместе с сором. Умирают, сжавшись лепестки… Это мы срываем без разбора Беззащитные тугие стебельки. Для чего мы рвали их? Не знаю! Быстро вянет нежный первоцвет. Пусто, скучно стало на поляне: Вестников весны там больше нет! Очень просто погубить живое, Ведь подснежники не могут нам сказать: «Наслаждайтесь нашей красотою – Только очень просим нас не рвать!» (И. Абдуллаева). - Какие же ещё ранние весенние растения своей местности вы можете назвать? (мать-и -мачеха, тюльпаны, ландыши). - Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем? Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.
- Вы узнаете о народных приметах, ведь в природе ничто не делается просто так. - У природы и у людей разные календари. Для метеорологов весна начинается 1 марта, у астрономов весна начинается со дня весеннего равноденствия – 21 - 22 марта. Ботаники считают, что весна начинается с сокодвижения у деревьев, зоологи – со дня прилёта грачей. Долгожданная весна! После суровых и хмурых дней тёплое солнце разбудило природу. Многое зависит от хода весны: и начало полевых работ и будущий урожай. Вот и примечали наши деды и прадеды предвестников весны. - Что говорили про весну? (сообщение пословиц учащимися). - А какие народные сказки о природе вы знаете? (Украинская народная сказка «Ветер, солнце и мороз», русские народные сказки.). - Правильно, хорошо подготовили материал. Молодцы! Да, народ наблюдателен. Даже название весенних месяцев не случайны. III. Открываем 2 страницу альбома. Она называется «Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит и поёт» (знакомство с новой темой). - Сегодня мы познакомимся с творчеством Алексея Николаевича Плещеева. Плещеев Алексей Николаевич родился в 1825 г. в Костроме. Он поэт, переводчик, прозаик, - 1891г., литературный критик родился в семье небогатого чиновника. Детство прошло в Нижнем Новгороде. Воспитывала его мать, т.к. отец скончался рано. Писал Алексей Николаевич и для взрослых и для детей. Тематикой его произведений часто была природа, времена года. Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Весна».
б) Как вы думаете, о начале или конце весны говорится в стихотворении? Используя текст, докажите свою версию (тает снег, бегут ручьи). в) Как изменилась природа с приходом весны? (небо, настроение, солнце, птицы). г) Зачитайте строчки, где говорится о состоянии человека весной. д) Что главное в человеке, что выдаёт радость его (взгляд, весёлое лицо), хотя жизнь порой бывает не так уж и лёгкая. е) Как его надо читать? (радостно) ж) Прочитайте самое «красивое» по вашему мнению, место в стихотворении? IV. Прослушивание грамзаписи о весне в исполнении мастеров сцены. V.Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картину родной природы особенно чувствуют художники. Описание иллюстраций с картин Левитана и других. Какая иллюстрация картины больше всего отражает содержание нашего стихотворения?
- Я предлагаю прочитать ваши сочинения и экологические сказки о природе, стихи (приложение 2).
- Читаем любимые стихи о весне. А композитор Пётр Ильич Чайковский очень любил русскую природу. Он сочинил прекрасную пьесу «Времена года» - прослушаем её. О чём она? Какая она? Вывод: в этой музыке передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Услышали трели, напоминающие пение птиц.
- Какие звуки весны вы сегодня услышали? - Какие запахи у весны? - Какие краски использовал А.Плещеев, описывая весну?
Домашнее задание: выучить стихотворение «Весна». - Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всматривайтесь в её краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймите, о чём щебечут птицы, журчит ручей, о чём шепчут первые листья берёзы, цветы. Слушайте и смотрите весну! - Послушайте сказку, которая называется «Как поспорили растения». Был очень хороший весенний день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был тёплым и лёгким. И никак не верилось, что весна только - только началась. В такой день растения просто не могли не заговорить. И они заговорили, завели между собой спор: какое из них, растений, самое замечательное. - Самое замечательное растение – это я, - сказала мать-и-мачеха. – Потому что я самая смелая! Я зацвела раньше всех – на первых проталинах! - Подумаешь, - возразила медуница. – Я вот зацвела чуть-чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть фиолетовые, есть синие. Сначала-то все были красные, а потом взяли и переоделись! Самое замечательное растение я, потому что самая разноцветная! -Нашла чем хвастаться, - вступила в разговор пролеска. – Самая разноцветная. Я вот самая благородная. А почему? Потому, что я не такая пёстрая, как ты, а нежно-голубая, как весеннее небо. - Ха – ха – ха! – рассмеялся чистяк. – И что же в этом хорошего? Вы на меня посмотрите. Какой я крепкий, блестящий, умытый! Нет-нет, не спорьте, самое замечательное растение – это я! Но растения продолжали спорить. И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся. - Да, - сказал он, - ты мать – и – мачеха, самая смелая. Ты пролеска, самая голубая. Чистяк – умытый и свежий… Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все без исключения дороги нам, людям. Могли бы мы с вами жить, если бы на Земле не было растений? Конечно, нет. Нам нечего было бы есть и нечем было бы дышать. Скажем «спасибо» растениям от всех живущих на земле! |
|