Устный журнал «Как развивалась химия…» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Устный журнал «Звуки и краски весны» 1 69.94kb.
2. 3 Олимпиады по истории 4 Научно-практическая конференция и устный... 1 191.13kb.
Устный журнал Разработка учителя биологии Козодаевой Ирины Сергеевны... 1 182.06kb.
Устный журнал «гений земли русской» 1 94.5kb.
Направление подготовки 020100 – Химия Профили: Медицинская и фармацевтическая... 1 28.21kb.
Занятие: Устный журнал "Государственная символика России: история... 1 132.34kb.
Как вести журнал кассира-операциониста (форма км-4) 1 52.47kb.
Практическая работа № Исследование лекарственных средств. Журнал... 1 41.03kb.
Программа дисциплины «физическая химия» 1 80.79kb.
Оперативный журнал 1 30.81kb.
Методическая разработка Для направления 020100-Химия и специальности... 3 574.24kb.
Тематическое планирование по химии. 8 класс 1 163.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Устный журнал «Как развивалась химия…» - страница №1/1

МОУ Верхнетойденская СОШ

Устный журнал

«Как развивалась химия…»

Провела:


Учитель химии

Богуцкая Л.Н.

С.Верхняя Тойда

Цель урока: Кратко представить историю развития науки химии, показать важное значение химии в жизни человека.

Оборудование: портреты учёных-химиков, рефераты учащихся, рисунки, ребусы, стенные газеты, макеты химических производств.

Ход урока:


  1. Организационный момент. (учитель отмечает отсутствующих, называет тему урока и её цели).

  2. Изучение материала.

Ведущий: Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Вспомните хотя бы старика Хоттабыча… но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто ещё не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.

Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука - вот истинная волшебница наших дней. Если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром её называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук, бензин; газ - в ткань, уголь - в духи и красители, лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец, представляет блага, без которых немыслимо современное цивилизованное общество. Если бы кому-нибудь пришло в голову написать всё о химии, о всём её многообразии и великолепии, то под угрозой оказались бы бумажные ресурсы даже высокоразвитого государства.

Каждый человек, сам того не подозревая, ежегодно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм - большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы хотим немного познакомить вкас с химией и историей её развития.



1 ученик: Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте - технически наиболее передовой стране древнего мира. По мнению известного историка химии, французского учёного М.Бертло, название «химия» происходит от слова «Хеми», или «Хума», которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозём (сравните с лат.словом «хумус» - грунт). Отсюда «химия» - чёрное, как земля, «египетское искусство», которое имеет дело с разными минералами, металлами. Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, достигли в Египте значительного развития ещё задолго до нашей эры. Химия считалась «божественной » наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвящённых. Однако некоторые сведения всё же проникали за пределы Египта.

2 ученик: В Европу они часто попадали через Византию, а затем - через Испанию, после завоевания её арабами в 711 году. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 году корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь, были сожжены «греческим огнём» - химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией учёный, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 году арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в 8-9 веке появились первые арабские химики. Арабы передавали первоначальное название «химия» в «алхимия». Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия», «алхимик». Термин «алхимия» сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 до 1600 год.

3 ученик: 1096 год - первый крестовый поход: христиане начинают отвоёвывать у мусульман захваченные ими земли. В 1099 году христиане завоевали Иерусалим. Почти 2 столетия на побережье Сирии просуществовало христианское государство. Произошло некоторое смещение культур, и христиане, возвратившиеся в Европу, познакомили европейцев с достижениями арабской науки. В то же самое время христиане постепенно возвращали себе Испанию, захваченную арабами в начале 8 века. Во время этих войн христианская Европа узнала, что арабы - обладатели книжных сокровищ: переведённых ими трудов греческих учёных, например, Авиценны.

Несмотря на сопротивление арабов, не желавших передавать столь ценные труды своему заклятому врагу, начались попытки перевода этих трудов на латинский язык. Начиная с 1200 года европейские учёные могли, близко познакомившись с наследием алхимиков прошлого, попытаться вновь двинуться вперед по тернистому пути познания.



4 ученик: В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Однако, из-за трудностей и опасностей, перевозить можно было только достаточно дорогие и небольшие по объёму товары. Поэтому в Европу из восточных стран ввозили исключительно предметы роскоши, единственным средством оплаты которых мог служить обменный эквивалент - золото. Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной. Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото. В процессе его поисков алхимики открыли много веществ, изучили и описали их. Так, например, в 1669 году гамбургский алхимик Бранд открыл новый химический элемент - фосфор. Подобно другим алхимикам Бранд пытался отыскать философский камень. Не забота о благе людском, а корысть руководила им. Новое вещество не превращало металлы в золото, но то, что светилось в темноте, было необычно и ново. Этим свойством нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор богатым людям, получая от них подарки и деньги. Также алхимики изобрели порох, который стали применять в военном деле. С изобретением пороха средневековые замки перестали быть неприступными твердынями, а пеший воин стал более опасен, чем закованный в латы всадник. (фрагмент фильма «сера в природе, её добыча и применение»).

Ведущий: «Существет камень, собой не приметный. То он багров, с прожилками кровавыми, то жёлт, как свет луны, стоящей в зените в полнолуние, то иссиня-чёрен он. Покровительствует ему 4 духа - главы стихий: Херуб - воздуха, Сераф - огня, Тарзис - воды, Ханиэль - земли. Ох, тяжёл камень этот. Болит сердце от него у тех, кто сердцем чёрен, отнимает рассудок у тех, кто имеет помыслы недостойные. И только тому, чьё сердце чисто, и мысли высоки, сей камень открывает сокровища великие. Молодит стариков, лечит болезни, любой металл превращает в золото. Подчиняются этому камню Асмодей и Тиферед, Офанаим и Аишим. Зовётся камень тот философским».

5 ученик: Алхимики, работая в течение столетий, не смогли получить ни золота, ни серебра! Боясь наказания от своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства. («Серебрение колбы»). Много раз «золото» алхимиков оказывалось обманом - латунью или бронзой. Ещё Аристотель в 4 веке до н.э. упоминал, что из меди, при сплавлении её с цинком или оловом, образуются золотисто-жёлтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не всё золото, что блестит». Были также умельцы, которые получали «серебро» в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка; так, слишком упрощённо понималось «искусство превращения» металлов: достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь окраску желаемого благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. Способ осуществления этого зависел от фантазии умельца. Некоторые алхимики предпочитали пользоваться «для перемешивания» расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зёрен золота, а отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая её часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным образом быстро уничтожалось вещественное доказательство - раньше, чем у кого-нибудь могло возникнуть подозрение и желание рассмотреть «волшебную палочку» поближе. В своих экспериментах «золотых дел мастера» обнаруживали необычайную изворотливость. Они использовали сосуды с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото, или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль: её вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

Средневековые алхимики одурачивали императоров, королей и князей. Позднее они также находили своих жертв в высших кругах общества. Но рано или поздно фокусы алхимиков раскрывались, и многие из них поплатились своими жизнями за обман.

Однако, за долгие годы работы, алхимики накопили большой фактический материал, получили, изучили и описали много новых веществ; разработали различные экспериментальные методы работы, которыми химики пользуются сегодня.

6 ученик: Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине 16 века. Предпосылкой для этого послужило явно наметившееся в ряде основных стран Европы изменение основной структуры общества: рост производства, торговли. Вместе с тем жизнь выдвинула ряд новых требований, вызванных главным образом, запросами медицины и расширением промышленного производства.

Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. «Цель химии состоит не в изготовлении лекарств», - писал Парацельс. Он считал, что всё живое состоит из трёх начал, находящихся в разных соотношениях: тела, души и духа. Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих «элементов». Следовательно, лечить болезни нужно, вводя в организм недостающий «элемент». Успешность ряда предложенных Парацельсом новых методов лечения на основе использования минеральных соединений побудила многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией. Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла широкое практическое применение.



7 ученик: Агрикола работал в области горного дела и металлургии. В своём обширном сочинении «О металлах» он собрал и обобщил весь накопившийся до него производственный опыт, дополнив его рядом собственных исследований и наблюдений. Его книга служила основным руководством по горному делу и металлургии на протяжении 200 лет, а некоторые из описанных им методов определения руд применяются и сейчас.

К 17 веку практика настолько переросла теорию, застывшую на уровне алхимических представлений, что это противоречие не могло дольше сохраняться. Против системы Аристотеля, долгое время тормозившей развитие науки, выступил в 1661 году Роберт Бойль. Однако, опровергая взгляды алхимиков, Бойль не выдвинул новой теории, потребность в которой ощущалась всё сильнее. Новая общая теория алхимии, развитая около 1700 года Шталем, возникла на основе уже имеющегося опыта проведения металлургических процессов, связанных с реакциями горения.

Согласно этой теории, во всех телах, способных гореть, содержится особое вещество «флогистон», удаляющееся из них при горении. Флогистонная теория объединила и как-то обосновала почти все накопленные к тому времени опытные данные. Кроме того, она выдвинула ряд новых проблем, требовавших научного исследования. Именно в эпоху господства флогистонной теории было открыто большинство газов. Подробному изучению подверглись различные металлы. И другие вещества. Однако главная заслуга флогистонной теории заключалась в том, что она позволила окончательно освободиться от устаревших представлений алхимиков.

Но, несмотря на многочисленные попытки, никому не удавалось выделить флогистон и изучить его. Всё большее число новых открытий либо не укладывалось в рамки теории, либо согласовывалось с ней лишь при помощи различных дополнений, часто противоречащих её основам. Поэтому к концу своего почти столетнего господства, флогистонная теория из прогрессивной превратилась в препятствие для развития науки.



8 ученик: Химия как точная наука зародилась ещё в эпоху полного господства флогистонной теории. Более определённым временем её возникновения можно условно считать середину 18- начало 19 века. В это время жили и работали великие учёные: Михаил Васильевич Ломоносов, Джозеф Пристли, Карл Вильгельм Шиле, Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле, Жозеф Луи Пруст, Джон Дальтон, Гемри Дэви, Майкл Фарадей и др.в это время были открыты и сформулированы многие законы химии. Таинственный и неуловимый «флогистон» стал ненужным. Одновременно коренное изменение претерпевали основные понятия химии, были заложены основы современной химической систематики. Было развито атомно-молекулярное учение, в мир химии проникло электричество. По-разному сложились судьбы учёных, но имена их вписаны золотыми буквами в историю химии.

9 ученик: Химия всё больше использовала методы физики и математики. В 19 веке становится ясной зависимость развития химических наук от уровня смежных с ними дисциплин, особенно физико-математического цикла, и влияние самой химии на другие естественные науки. В эти годы развитие химии связано с именами Марселена Бертло, Николая Николаевича Зинина, Августа Кекуле, Дмитрия Ивановича Менделеева, Александра Михайловича Бутлерова, Эмиля Фишера и др.

10 ученик: Современная химия многогранна. (в ходе рассказа на экране с помощью диапроектора демонстрируются слайды с изображением интерьера химической лаборатории, внешнего вида химических заводов, доменной печи, космического корабля, предметов быта и т.п.).

Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет. Продукты химии широко используются в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки, краски, клеи, моющие средства и т.д.

Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, бетона, цемента.

Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем: агрономом или строителем, медицинским работником или геологом, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом - вам придётся использовать знания химии.



Ведущий: Химия - развивающая наука. Выделяют следующие периоды в истории развития химии:

  1. Наука древнего мира

  2. Алхимия

  3. Иатрохимия (или ятрохимия), в переводе с греч. Иатрос - врач. Основатель медицинского направления в химии - швейцарский врач Парацельс.

  4. Эпоха флогистона (17-18 вв.)

  5. Период научной химии (19-20 вв.)

  6. Современный период

Каждый, кто посвятит себя служению этой науке, может внести свой вклад в её развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов и веществ.

  1. Обобщение материала.

(учащиеся записывают кратко периоды истории развития химической науки).

  1. Домашнее задание.

Выучить периоды истории развития химии, подготовиться к лабораторной работе на с.51.

Ведущий: Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Вспомните хотя бы старика Хоттабыча… но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто ещё не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.

Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука - вот истинная волшебница наших дней. Если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром её называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого, она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук, бензин; газ - в ткань, уголь - в духи и красители, лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит и одевает, обувает, наконец, представляет блага, без которых немыслимо современное цивилизованное общество. Если бы кому-нибудь пришло в голову написать всё о химии, о всём её многообразии и великолепии, то под угрозой оказались бы бумажные ресурсы даже высокоразвитого государства.

Каждый человек, сам того не подозревая, ежегодно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм - большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.

На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы хотим немного познакомить вкас с химией и историей её развития.



1 ученик: Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте - технически наиболее передовой стране древнего мира. По мнению известного историка химии, французского учёного М.Бертло, название «химия» происходит от слова «Хеми», или «Хума», которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозём (сравните с лат.словом «хумус» - грунт). Отсюда «химия» - чёрное, как земля, «египетское искусство», которое имеет дело с разными минералами, металлами. Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение, парфюмерия, достигли в Египте значительного развития ещё задолго до нашей эры. Химия считалась «божественной » наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвящённых. Однако некоторые сведения всё же проникали за пределы Египта.

2 ученик: В Европу они часто попадали через Византию, а затем - через Испанию, после завоевания её арабами в 711 году. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 году корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь, были сожжены «греческим огнём» - химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией учёный, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 году арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в 8-9 веке появились первые арабские химики. Арабы передавали первоначальное название «химия» в «алхимия». Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины «алхимия», «алхимик». Термин «алхимия» сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 до 1600 год.

3 ученик: 1096 год - первый крестовый поход: христиане начинают отвоёвывать у мусульман захваченные ими земли. В 1099 году христиане завоевали Иерусалим. Почти 2 столетия на побережье Сирии просуществовало христианское государство. Произошло некоторое смещение культур, и христиане, возвратившиеся в Европу, познакомили европейцев с достижениями арабской науки. В то же самое время христиане постепенно возвращали себе Испанию, захваченную арабами в начале 8 века. Во время этих войн христианская Европа узнала, что арабы - обладатели книжных сокровищ: переведённых ими трудов греческих учёных, например, Авиценны.

Несмотря на сопротивление арабов, не желавших передавать столь ценные труды своему заклятому врагу, начались попытки перевода этих трудов на латинский язык. Начиная с 1200 года европейские учёные могли, близко познакомившись с наследием алхимиков прошлого, попытаться вновь двинуться вперед по тернистому пути познания.



4 ученик: В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Однако, из-за трудностей и опасностей, перевозить можно было только достаточно дорогие и небольшие по объёму товары. Поэтому в Европу из восточных стран ввозили исключительно предметы роскоши, единственным средством оплаты которых мог служить обменный эквивалент - золото. Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной. Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото. В процессе его поисков алхимики открыли много веществ, изучили и описали их. Так, например, в 1669 году гамбургский алхимик Бранд открыл новый химический элемент - фосфор. Подобно другим алхимикам Бранд пытался отыскать философский камень. Не забота о благе людском, а корысть руководила им. Новое вещество не превращало металлы в золото, но то, что светилось в темноте, было необычно и ново. Этим свойством нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор богатым людям, получая от них подарки и деньги. Также алхимики изобрели порох, который стали применять в военном деле. С изобретением пороха средневековые замки перестали быть неприступными твердынями, а пеший воин стал более опасен, чем закованный в латы всадник. (фрагмент фильма «сера в природе, её добыча и применение»).

Ведущий: «Существет камень, собой не приметный. То он багров, с прожилками кровавыми, то жёлт, как свет луны, стоящей в зените в полнолуние, то иссиня-чёрен он. Покровительствует ему 4 духа - главы стихий: Херуб - воздуха, Сераф - огня, Тарзис - воды, Ханиэль - земли. Ох, тяжёл камень этот. Болит сердце от него у тех, кто сердцем чёрен, отнимает рассудок у тех, кто имеет помыслы недостойные. И только тому, чьё сердце чисто, и мысли высоки, сей камень открывает сокровища великие. Молодит стариков, лечит болезни, любой металл превращает в золото. Подчиняются этому камню Асмодей и Тиферед, Офанаим и Аишим. Зовётся камень тот философским».

5 ученик: Алхимики, работая в течение столетий, не смогли получить ни золота, ни серебра! Боясь наказания от своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства. («Серебрение колбы»). Много раз «золото» алхимиков оказывалось обманом - латунью или бронзой. Ещё Аристотель в 4 веке до н.э. упоминал, что из меди, при сплавлении её с цинком или оловом, образуются золотисто-жёлтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что «не всё золото, что блестит». Были также умельцы, которые получали «серебро» в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка; так, слишком упрощённо понималось «искусство превращения» металлов: достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь окраску желаемого благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. Способ осуществления этого зависел от фантазии умельца. Некоторые алхимики предпочитали пользоваться «для перемешивания» расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зёрен золота, а отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая её часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным образом быстро уничтожалось вещественное доказательство - раньше, чем у кого-нибудь могло возникнуть подозрение и желание рассмотреть «волшебную палочку» поближе. В своих экспериментах «золотых дел мастера» обнаруживали необычайную изворотливость. Они использовали сосуды с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото, или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль: её вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

Средневековые алхимики одурачивали императоров, королей и князей. Позднее они также находили своих жертв в высших кругах общества. Но рано или поздно фокусы алхимиков раскрывались, и многие из них поплатились своими жизнями за обман.

Однако, за долгие годы работы, алхимики накопили большой фактический материал, получили, изучили и описали много новых веществ; разработали различные экспериментальные методы работы, которыми химики пользуются сегодня.

6 ученик: Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине 16 века. Предпосылкой для этого послужило явно наметившееся в ряде основных стран Европы изменение основной структуры общества: рост производства, торговли. Вместе с тем жизнь выдвинула ряд новых требований, вызванных главным образом, запросами медицины и расширением промышленного производства.

Основными реформаторами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. «Цель химии состоит не в изготовлении лекарств», - писал Парацельс. Он считал, что всё живое состоит из трёх начал, находящихся в разных соотношениях: тела, души и духа. Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих «элементов». Следовательно, лечить болезни нужно, вводя в организм недостающий «элемент». Успешность ряда предложенных Парацельсом новых методов лечения на основе использования минеральных соединений побудила многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией. Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла широкое практическое применение.



7 ученик: Агрикола работал в области горного дела и металлургии. В своём обширном сочинении «О металлах» он собрал и обобщил весь накопившийся до него производственный опыт, дополнив его рядом собственных исследований и наблюдений. Его книга служила основным руководством по горному делу и металлургии на протяжении 200 лет, а некоторые из описанных им методов определения руд применяются и сейчас.

К 17 веку практика настолько переросла теорию, застывшую на уровне алхимических представлений, что это противоречие не могло дольше сохраняться. Против системы Аристотеля, долгое время тормозившей развитие науки, выступил в 1661 году Роберт Бойль. Однако, опровергая взгляды алхимиков, Бойль не выдвинул новой теории, потребность в которой ощущалась всё сильнее. Новая общая теория алхимии, развитая около 1700 года Шталем, возникла на основе уже имеющегося опыта проведения металлургических процессов, связанных с реакциями горения.

Согласно этой теории, во всех телах, способных гореть, содержится особое вещество «флогистон», удаляющееся из них при горении. Флогистонная теория объединила и как-то обосновала почти все накопленные к тому времени опытные данные. Кроме того, она выдвинула ряд новых проблем, требовавших научного исследования. Именно в эпоху господства флогистонной теории было открыто большинство газов. Подробному изучению подверглись различные металлы. И другие вещества. Однако главная заслуга флогистонной теории заключалась в том, что она позволила окончательно освободиться от устаревших представлений алхимиков.

Но, несмотря на многочисленные попытки, никому не удавалось выделить флогистон и изучить его. Всё большее число новых открытий либо не укладывалось в рамки теории, либо согласовывалось с ней лишь при помощи различных дополнений, часто противоречащих её основам. Поэтому к концу своего почти столетнего господства, флогистонная теория из прогрессивной превратилась в препятствие для развития науки.



8 ученик: Химия как точная наука зародилась ещё в эпоху полного господства флогистонной теории. Более определённым временем её возникновения можно условно считать середину 18- начало 19 века. В это время жили и работали великие учёные: Михаил Васильевич Ломоносов, Джозеф Пристли, Карл Вильгельм Шиле, Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле, Жозеф Луи Пруст, Джон Дальтон, Гемри Дэви, Майкл Фарадей и др.в это время были открыты и сформулированы многие законы химии. Таинственный и неуловимый «флогистон» стал ненужным. Одновременно коренное изменение претерпевали основные понятия химии, были заложены основы современной химической систематики. Было развито атомно-молекулярное учение, в мир химии проникло электричество. По-разному сложились судьбы учёных, но имена их вписаны золотыми буквами в историю химии.

9 ученик: Химия всё больше использовала методы физики и математики. В 19 веке становится ясной зависимость развития химических наук от уровня смежных с ними дисциплин, особенно физико-математического цикла, и влияние самой химии на другие естественные науки. В эти годы развитие химии связано с именами Марселена Бертло, Николая Николаевича Зинина, Августа Кекуле, Дмитрия Ивановича Менделеева, Александра Михайловича Бутлерова, Эмиля Фишера и др.

10 ученик: Современная химия многогранна. (в ходе рассказа на экране с помощью диапроектора демонстрируются слайды с изображением интерьера химической лаборатории, внешнего вида химических заводов, доменной печи, космического корабля, предметов быта и т.п.).

Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет. Продукты химии широко используются в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки, краски, клеи, моющие средства и т.д.

Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, бетона, цемента.

Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем: агрономом или строителем, медицинским работником или геологом, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом - вам придётся использовать знания химии.



Ведущий: Химия - развивающая наука. Выделяют следующие периоды в истории развития химии:

  1. Наука древнего мира

  2. Алхимия

  3. Иатрохимия (или ятрохимия), в переводе с греч. Иатрос - врач. Основатель медицинского направления в химии - швейцарский врач Парацельс.

  4. Эпоха флогистона (17-18 вв.)

  5. Период научной химии (19-20 вв.)

  6. Современный период

Каждый, кто посвятит себя служению этой науке, может внести свой вклад в её развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов и веществ.