Учитель Бондарева Любовь Николаевна 1 квалификационная категория п. Константиновский, 2012 г пояснительная записка рабочая программа - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Плехов Сергей Владимирович, учитель географии, высшая квалификационная... 2 467.2kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна 2012-2013 уч год пояснительная записка... 2 359.62kb.
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе Учитель Пицунова... 1 177.92kb.
Фогель Ольга Николаевна г. Новокузнецк 2011 пояснительная записка... 1 208.62kb.
Имангулова Гульнара Искандаровна 2012-2013 учебный год пояснительная... 4 967.62kb.
Хисамиева Альфреда Мунавировича 2012 2013 учебный год пояснительная... 1 161.26kb.
Урок русского языка с использованием компьютера 1 138.44kb.
Смирновой Елены Леонидовны учителя информатики высшей категории г. 1 330.79kb.
Педагогические работники 1 69.09kb.
Приказ № от 2012г. Рабочая программа педагога покатаева Оксана Викторовна... 1 258.94kb.
Пояснительная записка Предмет: русский язык. Класс : 9 Тема урока... 1 154.14kb.
Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук 3 2836.89kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учитель Бондарева Любовь Николаевна 1 квалификационная категория п. Константиновский - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена Утверждена

на заседании МО приказом по школе

протокол №__________ №____________

от «___» ___________ 2012 г. от «___» ___________ 2012 г.

Рассмотрена директор школы ______________ Е.П. Чепурна

на заседании научно-методического совета

протокол № ____________

от «___» ____________ 2012 г.

Рабочая программа


внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

для обучающихся 2б и 2в классов

на 2012-2013 учебный год



 


 

Разработчик программы

Учитель Бондарева Любовь Николаевна

1 квалификационная категория

 

 
 


п. Константиновский, 2012 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» Петленко Л. В., Романовой В. Ю. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика программы.

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:



  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

«Удивительный мир слов» - программа внеурочной деятельности для младших школьников, в содержании которой рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Программа создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания занятий:


  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

  1. формирование представлений о языке как универсальной ценности;

  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

  • включение обучающихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Данная программа предназначена для занятий с обучающимися второго класса и рассчитана на 34 часа за учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Планируемые результаты

Личностные результаты:



  1. - осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  2. - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  3. - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  4. - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:



  1. - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  2. - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  3. - учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  1. - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  2. - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  3. - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  1. - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  2. - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  3. - выразительно читать и пересказывать текст;

  4. - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  5. - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Содержание программы.


п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

Практическая и игровая деятельность

1

Мир полон звуков

6

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • анализировать информацию, представленную на рисунке;

  • наблюдать за функцией и ударением в слове;

  • контролировать правильность постановки ударения в словах;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);

  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.




1.Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов.

2.Игры: « Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Слоговой аукцион».

3.Проект «Как я говорил, когда был маленьким».

4.Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»



2

Азбука, прошед-шая сквозь века

5

  • сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

  • интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической деятельности;

  • наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

1.Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности).

2.Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки.

3.Рисование «Весёлая буква «Ё».


3

Всему название дано

5

  • формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

  • составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

  • воспринимать на слух и понимать информационный текст;

  • сравнивать толкование слова в различных словарях;

  • самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

  • оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.




1.Игры; «Найди слово», «Отгадай по признакам»

2.Мини-сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен»

3.Конкурс «Придумываем название для новых конфет»

4.Проекты «Моё имя», «Моё любимое блюдо и его название», «Старинные имена в моей семье»



4

Как делаются слова

7

  • моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

  • самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

  • наблюдать образование слов в русском языке;

  • анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;

  • анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

  • группировать слова по заданным основаниям;

  • взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

  • находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание

1.Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»

2.Конструирование слов по словообразовательным моделям»

3.Проект «Как конфеты получают свои названия»


5

Секреты правильной речи

11

  • наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

  • наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

  • самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.




1.Игры «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»

2.Решение кроссвордов

3.Составление мини-словариков «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»

4. Составление шуточных рассказов и стихов




Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Дата



Мир полон звуков






Звуки вокруг нас






Фабрика речи






Бессмыслица плюс бессмыслица равно смысл






Полоса препятствий






Рисуем звуками






Трудности словесного ударения






Буквы старые и новые






Так считали наши предки






Страницы древних книг






Живая и весёлая буква алфавита






Загадки русской графики






Рождение языка






Сколько слов в языке






Имена, имена, имена…






Увлекательные истории о самых простых вещах






Словарь-сокровищница языка






«Дальние родственники»






Слова «готовые» и «сделанные»






Есть ли «родители» у слов?






Внимание, корень!






Такие разные суффиксы






Когда нужно»приставить», «отставить» и «переставить»






Что нам стоит слово построить?






Словарное богатство русского языка






Вмести или врозь или почему нельзя сказать «молодой старик»?






Выбираем точное слово






Один или много?






Когда у слов много общего?






Когда значения спорят?






Слова одинаковые, но разные






«Местные жители» и «иностранцы»






Как рождаются фразеологизмы?






Выбор фразеологизма в речи





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1..Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006

2.Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2007

3.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. 4.Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

5.Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005

6.Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО

7.Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990

8.Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007 Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

9.Сборник программ внеурочной деятельности:1 – 4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Венталь-Граф, 2012. – 192с.

10.Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964

11.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012

12.Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007

13.Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005
Оборудование:

Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала. Демонстрационный плакат с алфавитом.



Сюжетные картинки для развития речи у обучающихся 2 класса.

Демонстрационные картинки для развития речи обучающихся 2 класса.