Учитель Бондарева Любовь Николаевна 1 квалификационная категория п. Константиновский - страница №1/1
Муниципальное образовательное учреждение
Константиновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО приказом по школе
протокол №__________ №____________
от «___» ___________ 2012 г. от «___» ___________ 2012 г.
Рассмотрена директор школы ______________ Е.П. Чепурна
на заседании научно-методического совета
протокол № ____________
от «___» ____________ 2012 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»
для обучающихся 2б и 2в классов
на 2012-2013 учебный год
Разработчик программы
Учитель Бондарева Любовь Николаевна
1 квалификационная категория
п. Константиновский, 2012 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» Петленко Л. В., Романовой В. Ю. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика программы.
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
-
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
-
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
-
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - программа внеурочной деятельности для младших школьников, в содержании которой рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Программа создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания занятий:
-
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
-
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
-
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
-
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и др.);
-
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
-
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
-
включение обучающихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Данная программа предназначена для занятий с обучающимися второго класса и рассчитана на 34 часа за учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
-
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-
- выразительно читать и пересказывать текст;
-
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание программы.
№ п/п
|
Тема раздела
|
Кол-во
часов
|
Универсальные учебные действия
|
Практическая и игровая деятельность
|
1
|
Мир полон звуков
|
6
|
-
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
-
анализировать информацию, представленную на рисунке;
-
наблюдать за функцией и ударением в слове;
-
контролировать правильность постановки ударения в словах;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах и малых группах);
-
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
|
1.Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов.
2.Игры: « Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Слоговой аукцион».
3.Проект «Как я говорил, когда был маленьким».
4.Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»
|
2
|
Азбука, прошед-шая сквозь века
|
5
|
-
сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
-
интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать информацию в практической деятельности;
-
наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
|
1.Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности).
2.Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки.
3.Рисование «Весёлая буква «Ё».
|
3
|
Всему название дано
|
5
|
-
формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
-
составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
-
воспринимать на слух и понимать информационный текст;
-
сравнивать толкование слова в различных словарях;
-
самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
-
оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
|
1.Игры; «Найди слово», «Отгадай по признакам»
2.Мини-сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен»
3.Конкурс «Придумываем название для новых конфет»
4.Проекты «Моё имя», «Моё любимое блюдо и его название», «Старинные имена в моей семье»
|
4
|
Как делаются слова
|
7
|
-
моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
-
самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
-
наблюдать образование слов в русском языке;
-
анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;
-
анализировать значение приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
-
группировать слова по заданным основаниям;
-
взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
-
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание
|
1.Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»
2.Конструирование слов по словообразовательным моделям»
3.Проект «Как конфеты получают свои названия»
|
5
|
Секреты правильной речи
|
11
|
-
наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
-
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
-
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
-
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
-
оценивать уместность использования слов в тексте;
-
наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
-
наблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
-
самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
|
1.Игры «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»
2.Решение кроссвордов
3.Составление мини-словариков «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»
4. Составление шуточных рассказов и стихов
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Тема занятия
|
Дата
|
-
|
Мир полон звуков
|
|
-
|
Звуки вокруг нас
|
|
-
|
Фабрика речи
|
|
-
|
Бессмыслица плюс бессмыслица равно смысл
|
|
-
|
Полоса препятствий
|
|
-
|
Рисуем звуками
|
|
-
|
Трудности словесного ударения
|
|
-
|
Буквы старые и новые
|
|
-
|
Так считали наши предки
|
|
-
|
Страницы древних книг
|
|
-
|
Живая и весёлая буква алфавита
|
|
-
|
Загадки русской графики
|
|
-
|
Рождение языка
|
|
-
|
Сколько слов в языке
|
|
-
|
Имена, имена, имена…
|
|
-
|
Увлекательные истории о самых простых вещах
|
|
-
|
Словарь-сокровищница языка
|
|
-
|
«Дальние родственники»
|
|
-
|
Слова «готовые» и «сделанные»
|
|
-
|
Есть ли «родители» у слов?
|
|
-
|
Внимание, корень!
|
|
-
|
Такие разные суффиксы
|
|
-
|
Когда нужно»приставить», «отставить» и «переставить»
|
|
-
|
Что нам стоит слово построить?
|
|
-
|
Словарное богатство русского языка
|
|
-
|
Вмести или врозь или почему нельзя сказать «молодой старик»?
|
|
-
|
Выбираем точное слово
|
|
-
|
Один или много?
|
|
-
|
Когда у слов много общего?
|
|
-
|
Когда значения спорят?
|
|
-
|
Слова одинаковые, но разные
|
|
-
|
«Местные жители» и «иностранцы»
|
|
-
|
Как рождаются фразеологизмы?
|
|
-
|
Выбор фразеологизма в речи
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1..Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006
2.Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2007
3.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. 4.Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
5.Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
6.Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО
7.Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
8.Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007 Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
9.Сборник программ внеурочной деятельности:1 – 4 классы/под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Венталь-Граф, 2012. – 192с.
10.Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964
11.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
12.Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
13.Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005
Оборудование:
Демонстрационные таблицы к основным разделам грамматического материала. Демонстрационный плакат с алфавитом.
Сюжетные картинки для развития речи у обучающихся 2 класса.
Демонстрационные картинки для развития речи обучающихся 2 класса.