Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение в экономику Тема Предмет, функции и методы экономи - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема предмет и методы экономической теории понятие, предмет, функции... 3 1244.37kb.
Введение в микроэкономику 2 922.67kb.
Учебно-тематическое планирование № и Тема занятия Применяемые цифровые... 1 176.32kb.
1. Программа курса «теория вероятностей и математическая статистика»... 3 751.31kb.
Планирование курса по выбору «Введение в неорганический синтез» в... 1 82.7kb.
Лекция Особенности и структура микроэкономики Слово «микроэкономика» 1 98.11kb.
Учебно-тематическое планирование по Краеведение предмет 2 427.68kb.
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения... 1 205.03kb.
Лекция №1. 26. 09. 07 Предмет, методы и функции социологии как науки 1 139.19kb.
Елифанкина Ольга Михайловна первая квалификационная категория с. 1 222.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине бизнес планирование уровень... 7 855.07kb.
Лекция экономика: когда возникла и какой стала сегодня 1 75.51kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень» Раздел Введение - страница №1/2

Составители:

к.э.н., доцент

кафедры финансов, кредита и

биржевого дела ПГУ Трошина О.В.

Черепанов М.С.


Учебно-тематическое планирование курса «Микроэкономика 1 уровень»
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1. Предмет, функции и методы экономической науки.

«Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»

Бернард Шоу
Экономическая наука. Предмет экономической науки, её основные функции: познавательная, методологическая, практическая. Экономический закон, экономическая категория. Методы экономической науки. Экономические модели. Позитивная, нормативная экономика. Микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика.

Тема 2. Общие проблемы экономического развития

«Условия человеческого существования характеризуются четырьмя

фундаментальными положениями: человек стремится к различным целям;

время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены;

они могут быть направлены на достижение альтернативных целей;

в каждый момент времени разные цели обладают разной важностью»

Л. Роббинс
Основные термины и понятия

Нужда, потребность. Виды потребностей. Экономические и свободные блага. Экономические ресурсы. Факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность, информация). Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Рациональность поведения. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.


Тема 3. Собственность и экономические системы

«Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально

обеспечивает людей тем, в чём они больше всего нуждаются»

Дж. Гэлбрейт
Собственность, формы собственности. Собственность как экономическая и юридическая категории. Рыночная экономика, её основные черты. Смешанная экономика, её отличия от рыночной. Традиционная экономика. Административно-командная экономика. Кругооборот ресурсов и доходов в рыночной и смешанной системах хозяйствования.
Характеристика экономических систем


Название системы

Главные критерии различий

Господствующая форма собственности

Управление

Распределение доходов

Рыночная экономика

частно-капиталистическая

саморегуляция (государство не вмешивается в экономику)

поляризация доходов (особенно в XIX в.)

Смешанная экономика

многообразие форм собственности

саморегуляция экономики наряду с государственным регулированием

дифференцированное

Традиционная экономика

патриархальная в сочетании с современными

наследственная династия, диктатура

поляризация: «блеск и нищета»

Административно-командная система

общественная в различных формах

централизованное

уравнительное


Раздел 2. Микроэкономика
Тема 4. Спрос, предложение. Рыночное равновесие

Спрос и величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос.

Предложение и величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение.

Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объём. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.



Тема 5. Эластичность спроса и предложения
Ценовая эластичность спроса. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности. Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

Эластичность спроса по доходу и перекрёстная эластичность спроса.

Ценовая эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Практическое значение теории эластичности.



Тема 6. Поведение потребителя
Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Измерение полезности, количественный подход. Правило максимизации полезности. Оптимальный выбор потребителя.

Кривые безразличия. Порядковый (ординалистский) подход к определению полезности. Кривая безразличия и карта безразличия. Предельная норма замещения. Типы кривых безразличия. Эффект дохода и эффект замещения.

Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Влияние изменений дохода и соотношения цен на положение бюджетной линии. Равновесие потребителя. Индивидуальный и рыночный спрос.
Тема 7. Предприятие. Производство и издержки

Предприятие как коммерческая организация. Открытие и закрытие предприятия. Юридическое лицо. Организационно-правовые формы современной фирмы. Хозяйственные товарищества и акционерные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие.

Диверсификация производства. Концентрация и централизация производства. Санация и банкротство предприятия.

Продукт фирмы. Общий продукт фирмы. Предельный продукт фирмы. Средний продукт (производительность труда). Предельный продукт труда. Закон убывающей эффективности труда.

Бухгалтерские издержки. Экономические издержки. Явные и неявные издержки. Общие и средние издержки, постоянные и переменные издержки. Предельные издержки. Динамика издержек. Прибыль бухгалтерская и экономическая.

Проблема оптимального размера фирмы. Отдача от масштаба производства. Положительный, отрицательный и неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер предприятия. Преимущества крупных фирм и мелкий бизнес.

Неопределённость: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
Тема 8. Конкуренция и рыночные структуры

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Фирма в условиях совершенной конкуренции. Общий, средний и предельный доход фирмы. Границы целесообразности выпуска продукции фирмой. Кривые предложения конкурентной фирмы. Равновесное положение фирмы.

Монополия. Виды монополии. Кривая монополиста. Общий и предельный доход монополиста. Оптимальный объём выпуска продукции монополистом. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства.

Олигополия. Олигополистическая взаимозависимость. Рыночное поведение олигополистов. Картели, лидерство в ценах, неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция. Отличия монополистической конкуренции от совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях монополистической конкуренции.


Типы рыночных структур


Типы рыночных структур

Количество фирм

Характер продукции

Существование рыночных барьеров

Доступность экономической информации

Контроль над ценами

Совершенная конкуренция

очень большое

стандартная

отсутствуют

полная доступность

отсутствует

Монополистическая конкуренция

большое

дифференцированная

низкие

некоторые ограничения

частичный

Олигополия

небольшое

стандартная или дифференцированная

высокие

существенные ограничения

частичный

Монополия

одна

уникальная

непреодолимые

недоступна

полный



Тема 9. Рынки факторов производства

Факторы производства: труд, земля, капитал, предпринимательство. Производный спрос.

Рынок труда. Рыночный спрос и предложение труда. Индивидуальное предложение труда. Эффект дохода и эффект замещения. Заработная плата как цена труда. Виды ставок заработной платы: сдельная и повременная. Денежное выражение предельного продукта труда. Оптимизация численности работников на предприятии. Производительность труда. Инвестиции в человеческий капитал. Инфляция и безработица.

Рынок земли и рента. Спрос и предложение на рынке земли. Виды земельной ренты. Определение цены земли.

Рынок капитала. Виды капитала. Номинальная и реальная процентные ставки. Дисконтирование. Чистый денежный поток. Приведённая (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинар 1. Предмет, функции и методы экономической науки

Тесты


  1. Выберите наиболее полное определение предмета экономической науки:

а) экономика изучает общественное производство и общественное богатство;

б) экономика изучает экономическое поведение людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов;

в) экономика изучает показатели развития отраслей национального хозяйства;

г) экономика изучает изменение экономических потребностей индивидов и общества.




  1. Экономические законы – это:

а) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;

б) количественные оценки экономических явлений и процессов;

в) существенные, постоянно повторяющиеся устойчивые связи в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг;

г) результаты эксперементальных исследований в области экономической науки.




  1. Экономические категории – это:

а) устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи экономических процессов и явлений;

б) способы теоретического исследования или практического осуществления чего-либо;

в) политические, правовые, нравственные, эстетические, философские, религиозные взгляды и убеждения;

г) наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны.




  1. Что включает понятие «микроэкономика», что понятие «мезоэкономика», а что понятие «макроэкономика»:

а) инфляция;

б) занятость трудоспособного населения;

в) принципы налогообложения;

г)уровень цен на пермских рынках;

д) проблемы увеличения прибыли предприятия;

е) курс доллара в обменном пункте.




  1. Позитивная экономическая теория изучает:

а) «что есть»;

б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.




  1. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб должны быть низкими;

в) бедные не должны платить налоги;

г) ограниченность ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;

д) необходимо устранить дефицит государственного бюджета.


  1. Что следует понимать под способностью делового человека мыслить экономически:

а) знание экономических законов;

б) умение давать количественную оценку секторов своей деятельности;

в) понимание сущности и социально-экономических последствий государственных законов и нормативных актов;

г) способность находить нетревиальные решения;

д) не менять без очевидной необходимости принятые решения.


  1. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

а) функциональный;

б) макроэкономический;

в) нормативный;

г) микроэкономический.



Темы докладов и сообщений

  1. Рациональный принцип поведения людей – основа экономического мышления.

  2. Психологический аспект поведения человека в сфере экономики.

  3. Доклад об известном экономисте (А. Смит, Д. Рикардо, А. Маршалл, Д.М. Кейнс и другие).


Дискуссионный вопрос (ЭССЕ)

Необходимо ли изучать экономику в школах и студентам неэкономических факультетов? ( «за» и «против» изучения экономики).



Семинар 2. Общие проблемы экономического развития
Учебные задания
I. Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верны, а какие – ошибочны:

  1. Проблема ограниченности будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.

  2. В одно и то же время потребности людей в различных странах мира одинаковы.

  3. Проблема выбора существует только для производителей.

  4. Шерсть, используемая для вязки платков, является капиталом.

  5. Мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как фактор производства.

  6. Дивиденды являются доходом, получаемым собственником труда от тех, кто его использует.

  7. Процент является доходом на капитал.

II. Найдите, какое из перечисленных утверждений является правильным:



  1. Альтернативной стоимостью решения городского комитета по образованию провести олимпиаду по экономике в г. Перми является:

а) стоимость затрат, связанных с проведением олимпиады;

б) мероприятие, от которого пришлось отказаться из-за олимпиады;

в) оплата труда преподавателей, занятых подготовкой заданий для олимпиады;

г) всё перечисленное и есть альтернативная стоимость.




  1. К свободным благам относятся блага, которые:

а) достаются людям в качестве подарков или наследства;

б) имеются в столь больших количествах, что ни один человек не даст за них и копейки;

в) определённые группы населения получают по распределению и без оплаты;

г) при данном уровне технологий не используются в производстве товаров и услуг.




  1. Вознаграждение за использование земельного участка, взятого в аренду, называется:

а) процентом;

б) рентой или процентом в зависимости от условий договора аренды;

в) рентой;

г) прибылью.




  1. Заработную плату как вознаграждение за труд получают:

а) наёмные работники и предприниматели;

б) наёмные работники;

в) владельцы капитала;

г) всё работающее население страны трудоспособного возраста.




  1. Полное использование всех ресурсов на КПВ показывает любая:

а) точка, лежащая вне КПВ;

б) точка, лежащая внутри КПВ;

в) точка, лежащая на КПВ;

г) точка, лежащая на КПВ, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов данного общества.




  1. Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

а) размер стипендии;

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учёбу;

в) затраты государства на образование среднестатистического студента;

г) затраты родителей на содержание студента.




  1. Характеристиками экономического блага выступают:

а) способность удовлетворять потребность;

б) редкость;

в) ценность;

г) верно всё указанное.




  1. Альтернативной стоимостью обучения студента в ВУЗе на коммерческой основе не могут являться затраты на:

а) туристическую поездку в Англию;

б) покупку нового компьютера;

в) питание;

г) приобретение полного собрания сочинений Гоголя.




  1. Экономическая система решает следующие вопросы:

а) что, где, для кого производить;

б) что, как, для кого производить;

в) когда, почему и где производить.


  1. Неразработанное нефтяное месторождение может служить примером:

а) капитала;

б) земли;

в) рынка.


  1. Предположит, что все ресурсы в экономике используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно только сокращая производство другого. Экономист назовёт такую ситуацию:

а) эффективной;

б) неэффективной;

в) административно-командной системой;

г) экономическим кризисом.




  1. Какое из перечисленных крылатых выражений характеризует проблему определения ценности экономических благ:

а) экономист – человек, у которого ничего нет, но который может дать совет, как потерять то, что у вас есть;

б) семеро одного не ждут;

в) если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй его желания;

г) чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей.




  1. Что из следующего перечня является неэкономическим благом:

а) подводная лодка;

б) досуг и развлечения;

в) энергия ветра;

г) знания.




  1. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

а) с уменьшением другого вида продукта;

б) с ростом производства другого вида продукта;

в) с постоянным объёмом производства другого вида продукта;

г) возможен любой из указанных вариантов.


Задача

В стране выпускают два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства можно представить таблицей:




Варианты

Тостеры (тыс.шт.)

Компьютеры (тыс.шт.)

А

100

0

В

90

10

С

70

20

D

40

30

Е

0

40




    1. Постройте кривую производственных возможностей страны, откладывая по вертикальной оси тостеры, а по горизонтальной – компьютеры.

    2. Отметьте, какой из следующих вариантов производства является возможным, невозможным, неэффективным:

а) 80 тыс. тостеров и 20 тыс. компьютеров;

б) 50 тыс. тостеров и 22 тыс. компьютеров;

в) 20 тыс. тостеров и 35 тыс. компьютеров;

г) 60 тыс. тостеров и 30 тыс. компьютеров.





    1. Чему равна альтернативная стоимость увеличения производства компьютеров: с 20 тыс. до 30 тыс. штук; с 10 тыс. до 40 тыс. штук; с 30 тыс. до 40 тыс. штук?


Семинар 3. Собственность и экономические системы

Тесты

  1. Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на:

а) частной собственности, свободе выбора и умеренном вмешательстве государства в экономику;

б) частной собственности, свободе выбора и конкуренции;

в) частной собственности свободе выбора и централизованном ценообразовании;

г) свободе выбора, свободном ценообразовании и государственной собственности на основные виды ресурсов.




  1. Определите тип экономической системы, если имеется следующая газетная информация: «Принято постановление правительства об увеличении площадей под посев пшеницы твёрдых сортов…..»:

а) административно-командная;

б) возможен любой тип системы, кроме традиционной;

в) рыночная система;

г) смешанная система.




  1. В рыночной экономике ценообразование осуществляется следующим образом:

а) потребители предлагают цены на товары и услуги, которые больше всего хотят купить и отказываются покупать по более высоким ценам;

б) производители устанавливают цены на товары, определяя тем самым приемлемы для них доход;

в)на основе конкуренции, которая сдерживает рост прибыли, сохраняя цены на уровне, доступном для потребителей.


  1. Всё ниже перечисленное является характеристикой административно-командной экономики, кроме того, что:

а) государство решает что, как и для кого производить;

б) существует централизованное ценообразование;

в) отсутствуют конкурентные рынки;

г) существует частная собственность.


Определите, какой тип экономической системы – административно-командный, рыночный, смешанный – характеризуют следующие высказывания:

  1. предприятие выпустило 2000 столярных станков, но оказалось в сложной ситуации – оно не может их продать;

  2. в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;

  3. распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты;

  4. страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;

  5. коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;

  6. выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Вологодской области;

  7. засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.

Темы докладов

  1. Частная собственность: преимущества и недостатки.

  2. Приватизация в России: этапы, способы и результаты.

  3. Рыночные реформы в России.

Семинар 4. Спрос, предложение. Рыночное равновесие

Тест


1. Кривая рыночного спроса на футбольный матч сдвинулась вправо в ответ на:

а) снижение цен на билеты

б) подение интереса болельщиков к футболу

в) выигрыш команды в предыдущем матче

г) объявление о телевизионной трансляции игры

2. При перепроизводстве:

а) величина спроса превышает величину предложения

б) величина предложения превышает величину спроса

в) товаров произведено больше, чем нужно всем людям

г) товаров много у спекулянтов и мало в магазинах

3. Изменение величины спроса на товар произойдёт в случае, если изменится:

а) цена на товар заменитель

б) качество товара

в) технология производства

г) цена на товар

4. Если увеличатся цены на сырьё для производства товара, то сократится:

а) спрос на этот товар

б) предложение товара

в) величина предложения товара

г) возможна любая ситуация на рынке этого товара

5. Закон спроса предполагает, что:

а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цены

б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают много товаров

в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон

г) когда цена товара падает, объём планируемых покупок растёт

6. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

а) вниз и влево

б) по вращению часовой стрелки

в) вверх и вправо

г) против вращения часовой стрелки

7. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:

а) вкусы и предпочтения потребителя

б) размер и распределение национального дохода

в) цена товара

г) численность или возраст потребителей

8. Совершенствование технологии сдвигает:

а) кривую спроса вверх и вправо

б) кривую спроса вниз и вправо

в) кривую предложения вниз и вправо

г) криаую предложения вверх и влево

9. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара по более низкой цене лучше всего объясняет:

а) эффект замещения

б) принциип убывающей предельной полезности

в) эффект дохода

г) закон предложения

10. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) спрос равен предложению

б) цена равна издержки плюс прибыль

в) уровень технологии меняется постепенно

г) объём предложения равен объёму спроса

11. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) появляются избытки товаров

б) возникает дефицит товаров

в) формируется рынок покупателей

г) падает цена ресурсов

12. Величина предложения – это количество данного товара, которое:

а) производители хотят продать по данной цене

б) будет продано по данной цене

в) производители хотят и могут предложить для продажи по данной цене

г) уже произведено, хранится на складах и в магазинах и может быть продано


Семинар 5. Эластичность спроса и предложения

Тесты
1. Если бы эластичность спроса на утюги была нулевой, это означало бы, что:

а) по имеющимся ценам можно продать любое количество утюгов;

б) данное количество утюгов будет куплено по сколь угодно высоким ценам;

в) потребность в товаре полностью насыщена;

г) потребители не согласятся ни на какие изменения в объёмах и ценах утюгов.

2. Спрос на благо неэластичен по цене, если ценовая эластичность спроса:

а) больше 2;

б) больше 1, но меньше 2;

в) меньше 1;

г) меньше 0

3. Если большинство жителей некоторой местности вдруг решат, что мясо вредно для здоровья, то при прочих равных условиях в данной местности:

а) повысится спрос на рыбу и повысится спрос на мясной соус

б) понизится спрос на рыбу и понизится спрос на мясной соус

в) повысится спрос на рыбу и понизится спрос на мясной соус

г) понизится спрос на рыбу и повысится спрос на мясной соус

4. Спрос на какой из перечисленных товаров по цене скорее всего будет эластичным:

а) детское питание;

б) стиральный порошок «Омо»;

в) зубная паста;

г) услуги детских дошкольных учреждений

5. Спрос на товар более эластичен по цене, если:

а) у него имеются заменители;

б) степень необходимости его для покупателя очень высока;

в) расходы на него составляют значительную долю в совокупном доходе покупателя;

г) мы имеем дело с долгосрочным периодом времени;

д) он относится к предметам роскоши

6. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объёма спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный;

д) абсолютно эластичный

7. Если цена товара выросла с 1,5 долл. До 2 долл., а объём спроса сократился с 1000 до 900 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен:

а) 3,00 б) 2,71; в) 0,37; г) 0,33; д) 1,5.


8. Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объёма предложения на 8%, то данное предложение:

а) неэластично;

б) эластично;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластично;

д) абсолютно эластично.

9. Если предложение товара неэластично, а спрос на него сокращается, то общая выручка продавца:

а) растёт;

б) сокращается;

в) сокращается в том случае, если спрос является эластичным;

г) сокращается в том случае, если спрос является неэластичным;

д) остаётся неизменной.

10. Какое из указанных ниже значений коэффициента эластичности по доходу относится к товарам первой необходимости:

а) меньше 0;

б) больше 0, но меньше 1;

в) больше 1;

г) 1;

д) ни одно из представленных значений.


Семинар 6. Поведение потребителя
Задание

Подберите каждому из перечисленных понятий и терминов его характеристику:



Понятия и термины

Характеристики

  1. бюджетное ограничение

  2. предельная норма замещения

  3. потребительское равновесие

  4. реальный доход

  5. карта безразличия

  6. закон убывающей предельной полезности

  7. кривая безразличия

  8. предельная полезность

  9. общая полезность

  10. бюджетная линия

  11. номинальный доход



А. С ростом объёма потребляемых благ предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.

Б. Удовлетворение, получаемое человеком от потребления всего имеющегося у него количества благ.

В. Прирост общей полезности при увеличении объёма потребления данного блага на единицу

Г. Геометрическая интерпретация различных комбинаций двух благ с одинаковой полезностью.

Д. Графическая характеристика различных уровней полезности.

Е. Соотношение в соответствии с которым потребитель одно благо может заменить другим благом при неизменном уровне полезности данных благ для данного потребителя.

Ж. Ограничение покупательной способности потребителя величиной его дохода.

З. Графическая интерпретация набора, состоящего из двух благ, которые могут быть приобретены на данный доход.

И. Денежный доход потребителя.

К. Количество товаров и услуг, приобретаемое потребителем на свой номинальный доход.

Л. Достижение потребителем максимальной общей полезности на весь свой доход


Задачи:

  1. Потребитель имеет доход 1 тыс. руб., который он намерен израсходовать на товар X, или на товар Y, или на тот и на другой товар. Постройте бюджетную линию, если известно, что:

а) цена товара X – 10 руб., а цена товара Y – 20 руб.;

б) цена товара X – 10 руб., а цена товара Y – 40 руб.;

в) цена товара X – 5 руб., а цена товара Y – 20 руб.


  1. Известно, что бюджетная линия определена уравнением

X = 10-2Y

Известно далее, что карта безразличия представлена множеством кривых безразличия, из которых три кривые безразличия заданы уравнениями:

1) X =12,5/Y; 2) X = -1+10/Y; 3) X = 3+10/Y,

где X и Y – количества двух видов товаров, которые намерен купить потребитель.

Найдите точку равновесия потребителя. Прокомментируйте положение трёх заданных кривых безразличия по отношению к бюджетной линии.
Семинар 7. Фирма. Производство и издержки
Рефераты

1. Современные организационно-правовые формы отечественных предприятий, их преимущества и недостатки.

2. Крупный бизнес – каркас экономики России.

3. Жизнеспособность средних компаний и их роль в современной России.

4. Малые предприятия: значение и тенденции развития.
Задачи:


  1. В нашем распоряжении имеются следующие данные по предприятию, выпускающему светильники:




Расход сырья в течение месяца, тыс. руб.

100

Расход электроэнергии в течение месяца, тыс. руб.

120

Заработная плата персонала в год, тыс. руб.

840

Аренда помещения в течение месяца, тыс. руб.

20

Проценты по полученным ссудам за год, тыс. руб.

360

Стоимость здания, млн. руб.

6

Срок службы здания, лет

50

Стоимость оборудования, тыс. руб.

480

Срок службы оборудования, лет

10

Бухгалтерская прибыль предприятия составляет 96 тыс. руб. в месяц. Чему равна величина бухгалтерских издержек на производство одного светильника, если его продажная цена составляет 1,5 тыс. руб.?




  1. На основе данных таблицы, представленных в задаче 1, определите величину экономических издержек и экономической прибыли, если известно, что собственника данного предприятия приглашают на должность директора в другую компанию с ежемесячной заработной платой 40 тыс. руб. Кроме того, он вложил в данное предприятие 6,72 млн. руб., которые мог бы положить на счёт в банк под 10% годовых. Правильным ли было решение собственника организовать предприятие по выпуску светильников?



3. Заполните таблицу недостающими данными:


Q

TFC

AFC

TVC

AVC

TC

ATC

MC

0






















1







20













2










19










3













200







4

150













55




5
















50






4. Заполните таблицу недостающими данными:


Q

TFC

AFC

TVC

AVC

TC

ATC

MC

0


















30

25



15

20

40



1



















2

100
















3



















4



















5





















Семинар 8. Конкуренция и рыночные структуры
Задачи:

1.В фирме, работающей на совершенно конкурентном рынке, цена продукта X равна 50 руб. за штуку. Предельные издержки по производству этого товара представлены в таблице:


Q

MC

0

20

30



45

60

80



1

2

3

4

5

Определите, какой объём выпуска является оптимальным? Какой общий доход получает фирма, реализуя этот оптимальный объём?
2. Фирма-монополист работает со следующими показателями:

Q

P

TC

MC

TR

MR

Прибыль

0

100

80













1

80

90







2

70

110







3

60

140







4

50

175







5

45

220







Заполните таблицу, определите оптимальный объём выпуска и максимальную величину прибыли.

3. Фирма функционирует на конкурентном рынке. Основные показатели деятельности отражены в таблице:

Q

P

TC

TR

MR

MC

ATC

Прибыль

0




50
















1




100










2

70

150










3




210










4




290










5




400










Заполните таблицу, определите оптимальный объём выпуска и проверьте целесообразность его производства.

4.. Фирма-монополист работает со следующими показателями:

Q

P

TC

MC

TR

MR

Прибыль

0




80

10

20



30

35

45





80

60



40

20

25






1













2













3













4













5













Заполните таблицу, определив оптимальный объём выпуска и максимальную прибыль.
Семинар 9. Рынки факторов производства

Тест
1.Установление минимального размера заработной платы на уровне выше равновесного на рынке неквалифицированного труда приводит:

а) к появлению безработицы на рынке неквалифицированного труда;

б) к появлению безработицы на этом рынке;

в) вызовет миграцию населения в другие регионы;

г) к сглаживанию неравенства в доходах


2. В противоположность предложению зданий и сооружений предложение земли:

а) абсолютно неэластично;

б) абсолютно эластично;

в) относительно неэластично;

г) относителдьно эластично
3. Если номинальная процентная ставка равна 5%, а темп инфляции составляет 3%, то ральная процентная ставка равна:

а) 8%;


б) 5%;

в) 2%;


г) -2%
4. Дисконтирование – это:

а) нахождение сегодняшней стоимости будущих денежных потоков;

б) определение будущей стоимости сегодняших денег;

в) определение доходности инвестиций;


5. Дискриминацией на рынке труда называвется ситуация, когда разница в оплате труда вызвана следующими факторами:

а) разной производительностью труда;

б) разными результатами деятельности предприятий;

в) различиями в цене продукции;

г) любыми факторами, не имеющими ничего общего с профессиональными, трудоспособностью или изменениями на рынке.

Задачи:


  1. Чему равна цена участка земли, если ежегодная земельная рента этого участка составляет 50 тыс. рублей, а рыночная ставка ссудного процента 10%?

  2. Предположим, что в течение года номинальный доход граждан вырос в среднем на 20%. За этот же период уровень цен в стране вырос на 12%. Определите изменение реального дохода граждан.

  3. Какую сумму нужно положить в банк, чтобы при ставке процента 15% годовых через два года получить 5000 рублей?

  4. Какое решение примент руководство фирмы об инвестировании капитала в новое оборудование, если известны следующие условия:

Цена, установленная производителем оборудования 900 тыс. рублей

Ожидается, что вложение в оборудование принесёт следующий доход:

1-й год 400 тыс. рублей

2-й год 350 тыс. рублей

3-й год 300 тыс. рублей

Процентная ставка 5% годовых.



  1. Какое количество работников необходимо нанять на работу директору компании при заработной плате 12 тыс. рублей, если имеются следующие данные:

Количество работников

Общий продукт труда

Предельный продукт труда

Цена единицы продукции

Денежное выражение предельного продукта труда

0

0




2




1

10




2




2

20




2




3

28




2




4

35




2




5

40




2







  1. В банк помещена на год сумма 5 тыс. рублей. По истечение года клиент получает в банке 8 тыс. рублей. Инфляция составляет 20%. Определите процепнтный доход, номинальную и реальную процентные ставки.


следующая страница >>