страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методическое пособие для студентов 3 и 4 курсов дневного и заочного отделений - страница №1/2
![]() КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И.Ульянова-Ленина Исторический факультет Кафедра отечественной истории Д.Р.Хайрутдинова История культуры Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней Часть 2. Вторая половина 16 – по начало 21 вв. Учебно-методическое пособие для студентов 3 и 4 курсов дневного и заочного отделений исторического факультета, обучающихся по специальности 07.00.02. – отечественная история Казань - 2010 УДК (073):(091) И89 Утвержден на заседании кафедры отечественной истории (Протокол №2 от 1 октября 2009 г.) Составитель: к.и.н. Д.Р.Хайрутдинова д.и.н., профессор, академик АН РТ И.Р.Тагиров Рецензенты: К.и.н., доцент Федорова Н.А., К.и.н., доцент Телишев В.Ф К.и.н., доцент Галеева М.А. История культуры Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней. Часть 2. Вторая половина 16 – по начало 21 вв. Учебно-методическое пособие для студентов 3 и 4 курсов дневного и заочного отделений исторического факультета. – Казань: КГУ, 2010. – 26 с. . "Утверждаю" Проректор по учебной работе Культура Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней.Вторая половина XVI-XXI вв.Цикл ДССпециальность: 07.00.02 - Отечественная историяПринята на заседании кафедры современной отечественной истории (протокол №11 от "12" мая 2009 г.) Заведующий кафедрой И.Р.Тагиров Утверждена Учебно-методической комиссией исторического факультета КГУ (протокол №2 от "1" октября 2009 г.) Председатель комиссии ____________ Г.П.Мягков Рабочая программа дисциплины: «Культура Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XVI-XXI вв.» Предназначена для студентов____4____курса, дневного отделения по специальности: 07.00.02 - отечественная история АВТОР: к.и.н., доцент Д.Р.Хайрутдинова КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ: Данный курс рассчитан на студентов Казанского государственного университета, на ознакомление их с основными этапами культур по истории ее ко го развития населения, главным образом, на территории современной Республики Татарстан и республик Среднего Поволжья. Изучение истории культуры своего края в таком общерегиональном ракурсе дает возможность глубже осмыслить единство культурно-исторического творчества народов-соседей – татар, чуваш, мордвы, мари, удмуртов и других, - в прошлом и сегодня. Наша задача — показать учащимся культуру народов Татарстана во всем ее многообразии – в ее генезисе и эволюции, во взаимосвязи и взаимодействии с окружающим этнокультурным миром, с общечеловеческой цивилизацией. Изучение истории культуры должно последовательно строиться на принципах строгой научности и историзма, в неразрывной зависимости от форм национальной государственности, начиная с государственных образований гунно-булгарской эпохи, древнетюркских государственных образований, государств Волжская Болгария, Золотая Орда, Казанское ханство до провозглашения ТАССР, выявления современного созидательного процесса по восстановлению суверенной государственности, наглядно доказывая, как расцвет историко-государственного устройства дает нескончаемый импульс для развития материальной и духовной культуры. Указанные выше этапы национальной государственности и легли в основу периодизации всего культурологического материала. Настоящий курс не претендует на подробное раскрытие всех крупных событий в истории каждого народа края, и потому одним из условий освоения курса является самостоятельная работа студентов над литературой по истории и культуре отдельных республик края. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины - «Культура Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XVI-XXI вв.» Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны: - понимать процессы культурно – исторического развития Татарии с древнейших времен по каши дни, место и роль региона и народов, населяющих его как в истории культуры России, так и в истории всемирной культуры. - обладать теоретическими знаниями о закономерностях, тенденциях и основных этапах культурно – исторического, социально-экономического и политического развитии Татарии. - ориентироваться в понятийном аппарате, культурологических и искусствоведческих терминах и фактическом материале курса. - приобрести умение работать с первоисточниками и литературой, навыки самостоятельного анализа и критического осмысления явлений культуры в общественной жизни прошлого и настоящего Республики Татарстан. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах). Форма обучения – дневная Количество семестров__1______ Форма контроля: 1 семестр – зачет
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Воробьев Н.И. Казанские татары. Этнографические исследования материальной культуры дооктябрьского периода. - Казань, 1953. - 383 с. 2. Гарипова З.Г. Казань: общество, политика, культура (1917-1941). – Казань: Магариф, 2004. – 167 с. 3. История Татарстана: Учебное пособие / Руков. проекта и науч. ред. Б.Ф.Султанбеков. - Казань: ТаРИХ, 2001. - 544 с. 4. История Казани. - Кн. 1-2.-Казань, 1988- 1991. - 350-382 с. 5. История Татарской АССР / З.И.Гильманов, М.К.Мухарямов, Ю.И.Смыков и др. / Изд-е 2-е. - Казань: Тат.кн.изд-во, 1980. - 256 с. 6. Очерки по истории татарской культуры (в контексте «Запад – Восток»). – Казань: Фикер, 2001. – 624 с. 7. Червонная С.М. Искусство Татарии (история изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 г.). - М.: 1987. - 352 с. 8. Червонная СМ. Искусство советской Татарии (живопись, скульптура, графика). - М.: 1978. - 293 с. 9. Этнография народов Волго-Уралья: учебное пособие / Г.Р.Столярова, Т.А.Титова, Л.С.Токсубаева. – Казань: изд-во Казан. Ун-та, 2007. – 340 с. 11. Айдаров С.С. Архитектурное наследие Казани. - Казань. - 1978. 12. Айдаров Г.Н. Мечети и церкви Среднего Поволжья 2-ой половины 16-17 вв.: противоборство и взаимовлияние // Исламско-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. – Казань, 1994. - С. 167-176. 13. Благов Ю.А. В содружестве с Мельпоменой. Казанский университет и театр: к истории взаимосвязей. – Казань: изд-во Казан. Ун-та, 2003. – 88 с. 14. Бурмистрова Л.П. Публичные лекции профессоров и реподавателей Казанского университета Х1Х в. – Казань: изд-во Казан. Ун-та, 2002. – 160 с. 15. Вайда-Сайдашева Г. Звуки времени. - Казань: Тат.кн.изд-во, 1991. - 126 с. 16. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана (1920 - начало1990-х гг.). - Казань: Фэн, 1995. - 160 с. 17. Валиди Джамал. Очерк истории образованности и литературы татар / Сост. и вступ.ст. Камалова Т. - Казань. - 1998. - 192 с. 18. Валиупина С.И. Стекло Волжской Булгарии (по материалам Билярского городища). – Казвнь: Изд-во казп 19. Вишленкова Е.А. Духовная школа в России 1-ой четверти XIX века. - Казань:изд-во Казан.ун-та, 2005. - 280 с. 20. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX в. - Казань:Тат.кн.изд-во, 1966. -436 с. 21. Татарская Энциклопедия: В 6 т. / Глав. ред. М.Х.Хасанов. – Казань: институт Татар. энциклопедии АН РТ, 2008. – Т.4: М.-П. – 768 с. 22. Свод памятников истории и культуры 23. Татарский шамаиль6 сорво и образ. Каталог выставки / Приложение к программе дисциплины «Культура Татарстана и татарского народа с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XVI-XXI вв.» Вопросы к зачету: 1. Изменения в обыденной и культурной жизни народов Казанского края после присоединения к Российскому государству во 2-ой пол. 16-17 вв. 2. Начало политики христианизации и усилившийся конфессионализм среди татарского населения ( 2-ая пол. 16-17 вв.). Методы и формы распространения православия, роль монастырей. Появление татар - кряшсн. 3. Развитие традиционной и городской культуры в крае в XVII в. Особенности развития ремесел и народных промыслов. 4. Изменения в социально-культурной политике царского правительства среди нерусских народов края в 1-ой пол. 18 в. Ужесточение русификаторской политики царизма. Контора новокрещенских дел. Деятельность Луки Канашевича. 5. Роль крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачева в сближении народов Среднего Поволжья и развитии самосознания нерусского населения края, 6. Казанский край во 2-ой пол. 18 в. Меры царского правительства по созданию своей социальной опоры среди нерусских народов России. Указ "О веротерпимости". Учреждение муфтията и татарской ратуши, новых мечетей и медресе. Татарские религиозные учебные заведения. 7. Своеобразие подъема русской культуры в крае вследствие преобразований Петра 1. Рост промышленности и городов. 8. Развитие просвещения в Среднем Поволжье в 18 в. Открытие 1-ых светских образовательных учреждений в крае. Расширение сети православных религиозных учебных заведений и их роль в распространении русской грамотности среди нерусских народов. 9. Роль 1 - ой Казанской гимназии в развитии культуры края. Ее выдающиеся воспитанники. 10. Художественная культура в крае в 18 в. Русские литераторы и драматурги (М.И.Веревкин, Г.П.Каменев и Др.). Зачатки театрального искусства в Казани. Крепостной театр помещика П.П.Есипова; театр В.Р.Бобровского. 11. Татарская литература в 18 в. Творчество поэта Мавля Колый. Жанры светской татарской литературы. 12. Развитие архитектуры в Казани в 18 в. Особенности национальной архитектуры. Стили. 13. Народное творчество. Семейный и общественный быт народов край. Культурное взаимодействие и взаимовлияние народов Среднего Поволжья. 14. Развитие начального и среднего специального образования в Казанском крае в 1-ой пол. XIX в. Сословный характер просвещения. Православные и мусульманские религиозные учебные заведения. Особенности женского образования в крае. 15. Высшее образование в Казанской губернии в 1-ой пол. XIX в. Открытие Казанского Императорского университета. Его роль в распространении науки и культуры в Поволжье. 16. Развитие науки в крае и 1-ой пол. XIX в. Формирование казанских научных школ. Научные открытия Н.И.Лобачевского. 17. Деятельность первых татарских педагогов - просветителей и ученых в Казанском крае в 18 - 1-ой пол. 19 вв.: Сагит и Исхак Хальфины (18 в.); Ибрагим Хальфин, Хусаен Файезханов, М. Махмудов и др. 18. Зарождение просветительства среди татар: Г.Курсави. Литературная и научная деятельность Ш.Марджани. (18 в.). Просветительские идеи К.Насыри. 19. Общественно-политическая мысль в Казани в 18-1-ой пол. 19 вв. Книгоиздательское дело и периодическая печать. 20. Русская художественная литература 1-ой пол. XIX в.: братья Панаевы, Я.Княжнин, А.Фукс. Деятельность "Общества любителей отечественной словесности". 21. Татарская художественная литература 1-ой пол. XIX в.: творчество татарских поэтов Г.Утыз-Имяни, Г.Кандалый. Поэтическое творчество Нигмата Мисаиловича и Льва Николаевича Ибрагимовых. 22. Превращение Казанского университета в один из крупнейших центров отечественной и мировой науки. Дальнейшее развитие различных научных школ во 2-ой пол. XIX в. Возникновение и деятельность 1-ых научных обществ в Казанском университете. 23. Просвещение. Национальная политика царского правительства в области народного образования. Система Н.И.Ильминского по просвещению и русификации "инородцев". Введение обязательного преподавания русского языка в нерусских школах. 24. Борьба за модернизацию содержания и методов обучения в татарских религиозных мектебе и медресе; необходимость введения светского образования среди татар. Движение "Эсуль-аль-джадид" (Аль-джадид аль-ислах ). Кадимисты и джадидисты. Появление на рубеже XIX - XX вв. первых новометодных школ в крае. 25. Дальнейшее развитие начального, среднего специального и высшего образования в Казанском крае во 2-ой пол. XIX в. Роль учебных заведений края в формировании кадров национальной интеллигенции народов Среднего Поволжья. Сословный характер образования в России. 26. Литературная деятельность русских писателей в крае во 2-ой пол. XIX в. Возникновение мордовской и чувашской письменных литератур. 27. Зарождение татарской светской литературы. Жизнь и творчество 1-ых татарских драматургов Г.Ильяси, Ф.Халиди, З.Бигеева и др. 28. Дальнейшее развитие русского театрального искусства в Казани во 2-ой пол. XIX в.. Антреприза П.П.Медведева. Начало сценического пути в Казани многих талантливых русских артистов. 29. Развитие музыкального искусства во 2-ой пол XIX в. Открытие 1-ой Казанской музыкальной школы. Начало деятельности Казанское отделение Русского музыкального общества. 30. Изобразительное искусство в Казанском крае во 2-ой пол. XIX в. Открытие Казанской художественной школы, и ее роль в развитии художественной культуры в крае. Жизнь и творчество выдающихся русских живописцев (И.И.Шишкина, Ф.В.Сычкова и др.). 31. Возникновение и деятельность в Казани Восточного клуба ("Шарыкъ клубы"). Татарские меценаты и благотворительность. 32. Возникновение 1-ого татарского профессионального театра. Первые татарские театральные труппы и товарищества артистов. Основатели и выдающиеся деятели татарского профессионального сценического искусства. 33. Дальнейшее развитие национального музыкального искусства в крае в начале XX в. Начало деятельности 1-ых музыкантов из народов Среднего Поволжья. Татарское песенное искусство. Развитие хоровой музыкальной культуры. 34. Роль Казанской художественной школы в подготовке профессиональных художников из народов Среднего Поволжья. Выдающиеся питомцы КХШ в начале XX в. (Н.И.Фешин, П.П.Беньков и др.). Начало творческой деятельности 1-ого татарского профессионального художника Баки Урманче. 35. Правительственная политика подавления демократической культуры народов Среднего Поволжья в годы реакции после 1907 г. 36. Первые шаги культурной революции после октябрьского переворота 1917 г. и особенности ее осуществления в Казанском крае. Программные документы ВКП (б), законодательные акты Советской власти. 37. Народное образование и просвещение в крае после образования ТАССР. Деятельность Наркомпроса и Главного политико-просветительного комитета. Культурно-просветительная работа. Борьба за ликвидацию неграмотности и создание первых "ликбезов" на территории республики. Ликвидация старой и создание новой школы. Национальные кадры. 38. Перестройка системы высшего образования. Деятельность Казанского государственного университета. Открытие новых высших учебных заведений в республике. 39. Преподавание татарского языка в учебных заведениях и реализация его в госучреждениях. Переход к латинскому шрифту. Общество "Яналиф". Перевод татарской письменности на новый алфавит - русскую Кириллицу. 40. Развитие периодической печати в республике в 20 - 30-е гг. XX века. Учреждение Академического центра и Казанской книжной палаты. 41. Возникновение татарской советской литературы и творчество литераторов нового поколения. Организация Союза писателей ТАССР. 42. Появление советского сценического искусства. Деятельность театрального отдела Наркомпроса. Развитие театральной и музыкальной самодеятельности. Профессиональные театры и театральные учебные заведения Республики. 43. Становление в Республике советского радио и кино- искусства. Система кинопроката. 44. Идейно-политическая направленность в развитии культуры и искусства. Начало репрессий над деятелями культуры Татарии в предвоенные годы. 45. Культурная жизнь республики в годы Великой Отечественной войны. Вклад творческой интеллигенции Татарстана в дело защиты Отечества. Деятели культуры и искусства на фронте. "Сражающаяся культура". Фронтовые агитбригады. Открытие Казанской государственной консерватории и деятельность Татарской государственной филармонии. 46. Вклад ученых Татарстана в совершенствование отечественной военной индустрии и медицины. Казань - крупнейший научный центр страны. 47. Усиление идеологического контроля за различными сторонами культурной жизни республики в послевоенные годы (1945-1950 гг.). Новая волна политических репрессий в 40-х гг. XX века. 48. Поворот к либерализации политического режима со 2-ой пол. 50-х гг. XX века. Процессы духовного освобождения и возрождения. Политическая реабилитация многих репрессированных деятелей культуры и искусства. 49. Образование и просвещение во 2-ой пол. 50-х гг. XX в. Школьная реформа. Введение обязательного 8-летнего образования. Снижение престижа национальной школы. 50. Литература и публицистика 50-60-х гг. XX в. Появление некоторой свободы слова и либерального направления в литературе. Социалистический реализм. 51. Художественная культура послевоенных десятилетий. Театр. Музыка. Кино. Изобразительное искусство. Социалистический реализм - приоритетное направление (50- 60-е гг. XX в.). 52. Курс партии и правительства на ускоренное сближение и слияние наций. Игнорирование национальных интересов. Этнокультурная и этноязыковая ситуация в Татарстане. Идеологическая работа с населением в 60-х - 1-ой пол. 80-х гг. XX века. 53. Влияние Перестройки на процессы национально-культурного возрождения в Татарстане. Расширение культурно-политических связей республики. Создание АНКО. Курс на Суверенитет и суверенизационные процессы в РТ (2-ая пол. 80-х - 90-е гг. XX в.). 54. Изменения в системе народного образования со 2-ой пол. 80-х и в 90-е гг. Гимназии, колледжи, лицеи. Частные и конфессиональные школы. Национальные школы. 55. Состояние высшей школы во 20-ой пол. 80-х и в 90-е гг. Казанский государственный университет. Изменение статуса большинства вузов республики. Национальные вузы. 56. Наука в РТ во 2-ой пол. 80-х - 90-е гг. XX века. Научная деятельность КГУ. Создание Академии Наук Республики Татарстан. 57. Повышение интереса к изучению истории и культуры татарского народа. Возникновение и деятельность всевозможных общественных и политических национальных организаций на территории РТ в 80 - 90-е гг. XX века. Духовное возрождение татарского народа. 58. Возвращение религии в жизнь общества. Возрождение религиозных праздников. Рост числа всевозможных конфессий и сети религиозных организаций в 80 - 90-е гг. XX века. 59. Художественная культура 2-ой пол. 80-х - 90-х гг. XX века. Сценическое искусство. Новаторские постановки 90-х гг. Новая плеяда талантливых артистов. Музыкальная жизнь. Композиторы-модернисты в Татарии. Современное татарское изобразительное искусство. 60. Новаторские произведения в литературе. Деятельность Татарского книжного издательства. Отмена цензуры и идеологических запретов. Возвращение к читателю ранее запрещенных произведений в 90-е гг. XX века. Лекция 1. Культурное наследие древних тюрков и его влияние на современную татарскую культуру. Тюркские языки проявляют наибольшую близость к монгольским и тунгусо-маньчжурским языкам, вместе с которыми составляют единую алтайскую языковую семью. Некоторые ученые-лингвисты к этой группе еще присоединяют китайский, японский и корейский языки. Близкими тюркоязычным племенам по культуре и языку считаются ираноязычные племена скифов, сарматов, савроматов и массагетов, кочевавшие в глубокой древности на соседних с тюрками территориях Евразии. В древности все тюркские племена говорили на очень близких, похожих друг на друга древних тюркских наречиях, обладавших схожестью грамматического строя и словарного состава. К тому же их еще объединяли идентичный кочевой образ жизни, религиозные представления и верования, и культурно - цивилизационный уровень. Эта общность, по мнению исследователей, просуществовала около 1000 лет. Одним из самых древних тюркоязычных (тюрко-монгольских) народов, живших на территории Центральной Азии, считаются гунны. Тюрко-монгольские племена впервые за всю историю кочевых племен Азии создали свое государственное образование в конце 3 в. до н.э. в степях Центральной Азии и участвовали в этногенезе многих тюркоязычных народов Центральной и Средней Азии, в том числе и предков современного татарского народа. Древние предки тюркских народов кочевали на территории Алтая, Восточной Сибири, Прибайкалья и Монголии. По образу жизни древние гунно-тюркские племена относились к народам, у которых начал развиваться особый тип феодализма – кочевой феодализм. При нем главной ценностью является не земля, а стада и пастбища. Общество и культурные ценности подчинялись кочевому образу жизни: жили в юртах (йорт), в пищу употребляли в основном мясо - молочные продукты. Образ жизни – войны, экстенсивное скотоводство и охота. Большая ценность – оружие и конь. Женский костюм мало отличался от мужского. И женщины и мужчины были наездниками и воинами. Три основных достижения у тюрков в мировой культуре:
1. Появление древнетюркского рунического письма ученые относят примерно к 1 в. до н.э. в гунно - тюркской среде (не путать с древним кельтским руническим письмом!). В 1 в. н.э. распространилась на весь тюркский мир (3 -2 вв. до н.э., а во 2 – 3 вв. распространилась по тюркскому миру, Восточной Европе, Центральной Азии). Ею пользовались многие тюркоязычные народы, в том числе и булгары до распространения арабской письменности в 7 в. н.э. Как подтверждают источники, булгары, придя на территорию Средней Волги, все еще пользовались древне-тюркским руническим письмом (с 7 по 10 вв. до н.э.). Со временем она стала иметь две разновидности: письмо енисейских кыргызов и орхонских тюрок (река Орхон находится на территории современной Монголии). В основном, писали на китайской бумаге. Но бумага быстро разрушалась. Поэтому до нас дошли только образцы письма на твердых материалах (самое большое количество надписей сохранилось на каменных надгробных стелах - памятниках на местах сражений, где было захоронено много воинов, с символическим изображением воина в доспехах - балбалах). Надписи малосодержательны, по ним нельзя установить ни особенности образа жизни древних тюрок, ни исторические факты или события: на стелах высечены, в основном, только имена вождей тюрок и погибших в сражениях воинов. 2. Появление тангреанства – одной из самых ранних монотеистических религий, стоящих на промежуточной стадии между монотеизмом и политеизмом (т.е. язычеством и единобожием). Религия имеет как языческие черты, так и монотеистические. Был верховный бог – Тангра, все остальные божества подчинялись ему. Верховный бог Тангра был богом Неба, солнца, света и справедливой войны. В отличие от более позднего ислама, тангреанство было солярной культурой, а не лунарной. Его жена - богиня Умай была богиней Земли, жизни, плодородия и покровительницей женщин, матерей, материнства и детства. От язычества в тангреанстве есть еще одна черта: Бог Тангра изображался в виде антропоморфного мужского существа, головой упирающегося в небо, а ногами стоящий на земле (либо в виде оленя, коня, орла – все они являются символами Тангре). Ему были присущи все цвета неба: от ослепительно белого, голубого и синего до черного. Для амулетов использовали камни. Камнями Тангры были все голубые, синие, серые и белые камни (жемчуг, лазурит, азурит, бирюза, лунный камень, аметист и др.). Металлами Тангры также считались все белые (серые) металлы: серебро, железо, сталь и т.п. Атрибутами жены Тангры - богини Умай были камни-амулеты красновато-желтовато-коричневых цветов (кораллы, красная или коричневая яшма, агаты, сердолик, янтарь и др.). Цветами богини Умай считались все оттенки красного, желтого и коричневого цветов, т.е. цвета земли, крови, жизни. В древне-тюркской цветовой полихромии были три основных цвета: красный, синий и белый. Синий цвет – цвет безмятежности, спокойствия, беспристрастности, высоты, отстраненности, справедливости; красный цвет – с одной стороны, цвет агрессии, с другой – цвет крови, жизни, красоты, земли. Белый цвет – чистота, благородство. Цвет покоя – черный. Траурная одежда у тюрок и мусульман мира – белая. С приходом ислама в полихромии появился зеленый цвет – цвет надежды, он самый «молодой» в гамме. Свой мир древние тюрки представляли как огромное ветвистое дерево («древо жизни»), ветвями упирающееся в небо, а корнями уходящее в глубь земли. 17 ветвей древа жизни расположены попарно, симметрично друг другу. На ветвях сидели божества, подчиненные богу Тангра. Божества были противоположности: добро – зло, свет – тьма и др. Они компенсировали друг друга и таким образом создавали гармонию. Кроме этих богов тюрки верили в духов, джинов, сказочные и сверхестественные силы, домовых и т.п. С каждым из них были связаны обряды, приметы, ритуалы. С древними верованиями тюрок был связан и обряд погребения: они сжигали покойников и пепел рассыпали по степи (гуннская традиция). С принятием ислама в тюркоязычном мире в 7–8 вв. н.э. имя Тангра стало ассоциироваться с именем Аллаха (слово «Тангра» стало означать Аллах). Т.к. общечеловеческие ценности в обеих религиях были похожи, переход тюркских народов из тангреанства в ислам был практически «безболезненным». 3. Изобретение металлообработки и булатной стали. Единственный доступный металл для древних тюрок – низкопробный болотистый железняк. Остается загадкой – как при таких низких температурах плавления, которые были доступны древним, и некачественной руде древние тюрки умудрялись создать «сверхметалл» – самозатачивающуюся, нержавеющую, легкую и очень прочнкю булатную сталь. Своих параметров, видимо, булат достиг путем многочисленных закалок сменой тепла и холода многократно. Булатная сталь существует в восточном мире с первых веков нашей эры до 14 в. Последние образцы делались в Золотой Орде булгарскими мастерами. Тюрки не хотели передать технологию монголам и унесли с собой. 4. Пища и кулинарные традиции булгар. Единственная область в бытовой традиции древних булгар, которая долгое время оставалась неизмененной и продолжением традиции древнего тюркского кочевого прошлого. Например, булгары, а, следовательно, и казанские татары до начала ХХ в. практически не употребляли в пищу фрукты и овощи (были популярны сухофрукты). Ягоды, яблоки и орехи собирали в лесу, также травы и коренья, душицу, шиповник. Грибы татары не собирали. Иногда сажали бахчевые культуры – скорее исключение, чем правило. Больше всего употребляли мясо, молоко; мучные изделия. Пили из пиял, воду хранили в кожаных бурдюках. Была традиция варения пива (сыра). Из алкогольных напитков изготовляли медовуху (эче бал), пиво, кумыс (молоко кобылиц). 5. Древне-тюркские традиции оставили свой след во внутреннем убранстве дома древних булгар. В Х – Х1 в.в. у местных финно-угорских народов была принята традиция строительства деревянных домов и традиционный сруб - йорт. Есть возвышения на полу – сэке. Внутреннее убранство дома: дома, как правило, были деревянными, сделанными из так называемых 4-х- или 6-и стенных срубов. Организация пространства внутри дома: составляют по типу юрты (круглый).Очень много тканных изделий: ковры безворсовые, тканые дорожки, войлочные ковры - калэмы. Вместо кровати использовали кованые сундуки. Разные размеры подушек. Одеяла были стеганные и меховые овечьи накидки. До нас дошли имена писателей и ученых Волжской Булгарии. Например, известным поэтом начала 12 в. был житель города Кашана Кул Гали Мирхаджи Оглы, сочинивший знаменитую поэму на библейский сюжет о святом Иосифе (Юсуфе) «Кыйсса-и-Йосуф» или «Йосуф вэ Зулэйха». Считается, что поэма была написана между 1219–1234 гг., и приобрела популярность среди мусульманских народов Востока. В 11 – 12 вв. в Волжскую Булгарию из Средней Азии и Арабо-Персидского мира привозятся религиозно-философские трактаты, произведения поэтов и ученых и постепенно начинают переводиться на булгарский язык. Труды Абу Али Ибн Сины (Абугалисины), Низами, Фирдауси, Шах Наме. Вскоре появляются первые булгарские ученые, получившие образованиек в Средней Азии или Арабском мире. Сохранились имена ученых: Нугмана Аль Булгари, Ахмета Ибн Идриса Аль Булгари. Сохранился до наших дней фрагментами булгарский медицинский справочник («Тираяк»), основанный на медицинских знаниях древних арабов. Ученые основывались и на знаниях местных финно-угорских народов, например, знания о лекарственных растениях Средне-Волжской полосы; но и верования и суеверие и мифология финно-угорских народов. Например, т о, что культурологи называют микрокосмом. Космогонические представления об окружающем мире у булгар по большей части переняты у финно-угорских народов. Финно-угры, а за ними и булгары считали, что земная твердь появилась в результате того, что уточка, плавающая по всемирному океану, нырнула, и со дна достала комок земли, из которой образовалась земная твердь. Второй раз нырнула уточка, и достала желудь, из которого появились растения. Все булгарские сказочные персонажи - су анасы, албасты, домовые, бичура , мунча хужасы – приняты у финских народов. Из древнего кочевого прошлого у булгар-тюрок остались только мифы о Тулпар-Ат – сказочном крылатом коне; изображения крылатого Белого Барса – полумифического, полуреального существа; цветовая семантика тюркской полихромии, состоящей их 4 основных цветов: синего (голубого), белого, красного и зеленого цветов, народного костюма и национальных украшений. |
|