Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск боудпо «ирооо» 2009 ббк 74. 200. 51 К 61 Печатается по решению редак - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тестовый контроль знаний по психологии студентов педвузов Учебно-методическое... 10 2117.25kb.
Монография Майкоп 2009 ббк 74. 202. 20 К 88 4 1714.53kb.
Политические парадиалоги 19 7322.22kb.
Витковская Л. В. Пятигорск 2012 16 2461.42kb.
Пермяков Ю. Е 9 3734.98kb.
Учебно-методическое пособие по истории Отечества Казань 2011 ббк... 5 1796.15kb.
Сборник программ общепрофессиональных и специальных дисциплин направления... 9 3382.21kb.
Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов... 5 1482.22kb.
Учебно-практическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2001. 100 с. Ббк 65. 2 1262.21kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... 3 1683.82kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... 4 1729.32kb.
«Православное наследие как источник духовного и общественного развития... 2 818.37kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений Омск боудпо «ирооо» 2009 - страница №1/6

Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Омской области»

Е. М. Колодина




Духовно-нравственная культура

Учебно-методическое пособие

для образовательных учреждений

Омск


БОУДПО «ИРООО»

2009


ББК 74.200.51

К 61
Печатается по решению редакционно-издательского совета БОУДПО «ИРООО»


Рецензенты:

Сухарева Альбина Павловна, кандидат педагогических наук,

доцент, заведующая кафедрой гуманитарного образования БОУДПО «ИРООО»

Балакин Юрий Васильевич, заведующий кафедрой теологии ГОУВПО

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»


Колодина, Е. М.

К 61 Духовно-нравственная культура: учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. – Омск : БОУДПО «ИРООО», 2009. – 115 с.


ISBN 978-5-89982-283-4
Пособие содержит обширный материал, позволяющий организовать воспитательную работу учащихся и студентов на уроках и во внеурочное время, а также способствующий проведению внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.

Программа «Духовно-нравственная культура» (Е.М. Колодина, О.В. Курмаева), на основе которой разработано данное пособие, заняла в 2009 году первое место на областном конкурсе авторских программ в области духовно-нравственного воспитания детей молодежи в номинации «Образовательные программы духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры» и третье место на межрегиональном этапе Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до двадцати лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Учебно-методическое пособие «Духовно-нравственная культура» предназначено для педагогических работников образовательных учреждений: классных руководителей, кураторов, воспитателей и др., в сферу деятельности которых входит духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Материал пособия адресован также широкому кругу читателей, проявляющему интерес к православной культуре и вопросам духовно-нравственного воспитания в семье и образовательных учреждениях.

ББК 74.200.51

ISBN 978-5-89982-283-4 © Колодина, Е.М., 2009

© БОУ ДПО «Институт развития

образования Омской области», 2009

Учебное издание
Елена Михайловна Колодина

Духовно-нравственная культура

Учебно-методическое пособие

для образовательных учреждений

Зав. РИЦ С.В. Солдатова

Редактор Е.А. Гингель

Технический редактор Н.В. Слатин

Корректор П.В.Токарева

Подписано к печати 01. 10. 2009 Формат 60х84 1/16

Усл.п.л. Уч. изд. л. Тираж 200 экз. Заказ № 30 Печать оперативная

Издательство БОУДПО «ИРООО»

644043, г. Омск, ул. Тарская, 2

Типография БОУДПО «ИРООО»

644043, г. Омск, ул. Тарская, 2

Содержание

Предисловие

Раздел 1. Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка…………………

Тема 1. Культура – всеобщее достояние.

Духовный смысл и значение русского слова

Тема 2. Влияние культуры на становление личности.

Ненормативная лексика как фактор, разрушающий нравственность человека

Раздел 2. Культура семейных отношений……………………..

Тема 3. Государство и семья как особый культурологический феномен

Тема 4. Нравственные основы добрачных взаимоотношений юношей и девушек

Тема 5. Культура крепкого счастливого брака

Тема 6. Истинная любовь – главная основа крепкой семьи

Тема 7. Культура родительства

Тема 8.Чудо жизни. Духовно-нравственные и социальные проблемы биоэтики в вопросах деторождения. Современная демографическая ситуация и политика РФ

Тема 9. Культура современного благочестия. Духовно-нравственное развитие современного человека

Раздел 3. Культура и история трезвения…………………………..

Тема 10. Здоровый образ жизни. Виды болезненных зависимостей: причины, сущность, последствия

Тема 11. Что такое трезвение. Помощь попавшим в зависимость от пагубных привычек: история и современность

Раздел 4. Непознанный мир веры. Свобода выбора: нравственные и духовные ориентиры……………………………………………….

Тема 12. Красота мира и способы его познания. Духовные основы и ценности христианства. Восстановление прерванных духовных традиций в современном мире

Тема 13. Цель и смысл жизни человека: культурно-исторические традиции и современные тенденции

Тема 14. Духовно-нравственная культура профессиональной деятельности. Подвижничество, жертвенность и святость как нравственные идеалы культуры России. Любовь к Родине



Приложения

Примерный тематический план курса.

Словарь.

Народная мудрость (пословицы и поговорки).

Мудрость тысячелетий (цитаты и афоризмы).

Публикации (для подготовки педагогов к занятиям).


Предисловие

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судьба государственности в России.

Постепенно начинает изживать себя гуманистическая утопия, связанная с идеализацией Запада, с верой в то, что рыночная система сама по себе может решить все государственные, общественные и личностные проблемы, что она является предпосылкой возникновения и существования общества, процветающего не только в материальном, но и в духовном отношении.

Плоды кризиса «гуманистического сознания» – увеличение криминогенности и рост распущенности нравов – подтвердили верность духовных прозрений христианства, свидетельствующих о том, что ни распространение научных знаний, ни улучшение внешних условий жизни не в состоянии сами по себе нравственно улучшать людей.

Президент РАО академик Н.Д. Никандров в работе «Духовные ценности в современной России» отмечает, что «понятие общечеловеческие ценности – понятие абстрактное, оно часто используется в корыстных целях: скрытно подменить им ценности свои собственные, выдав их за общечеловеческие».

Никаких так называемых «общечеловеческих ценностей» не существует: это фантом, фикция, миф. Ценности формируются обществом, и они не совпадают у людей, воспитанных в различных культурно-исторических традициях. Следовательно, и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи должно базироваться на ценностях и идеалах цивилизации каждой страны.

Поправки в Закон РФ «Об образовании» от 01.12.2007г. (№309) включают в себя сразу в нескольких статьях требования обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся. Так, п. 2 статьи 14 Закона определяет формирование духовно-нравственной личности в качестве одной из основных задач образования.

Освоение образовательной области «Духовно-нравственная культура» содействует формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей, традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции, истоки которых коренятся в онтологии и практике православия.

Культурообразующее значение религии православия признано в нормах нашего законодательства. В преамбуле Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» сказано: «Федеральное собрание признаёт особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры».

Следует также отметить, что понятие «многонациональное государство» — это не просто словосочетание, это юридическая формула государственного устройства. Таких государств в мире — единицы, и функционируют они в основном на конфедеративной основе. Существуют нормы международного права, стандарты, принятые ООН, согласно которым государство классифицируется как мононациональное. Так, государство считается мононациональным, если удельный вес одной нации составляет не менее 67 % (т.е. 2/3) населения. Одно из самых мононациональных государств в мире — наша Россия. Согласно последней Всероссийской переписи населения 80 % — это русское население, которое в своей основе определяет себя принадлежащим к Православию. Поэтому по всем международным стандартам мы — мононациональное и моноконфессиональное государство.

Из-за непонимания этого иногда возникают серьезные проблемы в системе образования. Мы должны понимать, что при преподавании предмета «Духовно-нравственная культура», основанного на мировоззрении Русской Православной Церкви, речь идет не о национальностях или религиозном образовании, а о культуре России — культуре, на основе которой созидалось наше государство. Когда спрашивают, почему нам необходимо изучать православную культуру, можно дать только один ответ, что православная культура — это не культура одной национальности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все ее 150 национальностей. Православная культура — это знак нашей цивилизации, основа единения народов России.

Следует также отметить, что согласно ст. 29 "Конвенции о правах ребёнка", каждый ребенок имеет право воспитываться в культуре и традициях того народа, которому он принадлежит от рождения. Конвенция также требует уважения к ценностям страны, в которой ребёнок проживает, даже если эти ценности отличаются от ценностей, на которые ребёнок ориентирован своими родителями.

Многовековая православная культура является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает преемственность российской цивилизации с великими цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит Россию в ряд мировых цивилизаций.

Игумен Георгий (Шестун), настоятель церкви во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Самара), заведующий кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии, д. п. н., профессор, считает, что следует рассматривать православную культуру как культуру православной цивилизации, или её можно назвать духовно-нравственной культурой всей нашей цивилизации.

Ни в одной цивилизации мира нет такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов. Многие из этносов, сохранивших свое бытие в православной цивилизации, не имели даже своей письменности, и ее даровала им православная цивилиза­ция. На­ходясь в атмосфере православной цивилизации, дыша ее воздухом, вдохновляясь ее высокими идеалами, луч­шие представители национальных культур, люди иных вер настраивались на ее тон и вносили свой голос, свою лепту в копилку культуры православной цивилизации. Дагестанец Р. Гамзатов, киргиз Ч. Айтматов, татарин М. Джалиль, армянин И. Айвазовский, евреи И. Левитан, И. Дунаевский, Я. Френкель — высокая поэзия, проза, живопись, музыка, кино. И это все наше общее, это все при­надлежит нашей цивилизации. Этот список воистину огромен. Античность и Европа, мировая культура и национальная, два Рима, две великие Импе­рии передали в дар Третьему Риму — Москве, Русской Империи — этот великий Божественный дар. Наше подрастающее поколение должно все это знать, изучать, хранить и переда­вать своим потомкам. Мы можем это изучать вместе, независимо от национальности и веры, поскольку наши предки хранили и умножали эту культуру сообща. Тем более что изучение культуры нашей общей цивилизации не мешает никому знать свои национальные культуры, свою веру.

Задача сохранения и развития ценностей отечественной культуры в сфере образования поставлена в важнейших государственных документах. В Национальной Доктрине образования среди основных целей и задач образования (всего в Доктрине названо 15 основных целей и задач) наиболее приоритетные располагаются следующим образом:



  • сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

  • воспитание бережного отношения к историческому и культурному
    наследию народов России;

  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

  • формирование культуры мира и межличностных отношений;

  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

  • систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

  • непрерывность образования в течение всей жизни человека.



Значимость духовно-нравственных устоев, уважение к российским традициям не раз подчеркивали и высшие светские руководители страны. О ценностях, общественных идеалах и нравственных принципах, которые делают нас единым народом, без которых мы не можем себе представить Россию, говорил 5 ноября 2008 г. в своем Послании Федеральному Собранию Президент Д.А. Медведев. А несколько раньше, в апреле 2007 г., Президент В.В. Путин подчеркнул, что «духовное единство нашего народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров». Как понимают наши высшие руководители эту общую систему нравственных ориентиров, какое значение придают православию, мы могли видеть совсем недавно, 1 февраля, когда они вместе присутствовали на интронизации Его Святейшества Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

Президент России Д.А. Медведев на встрече с лидерами традиционных религий страны, которая прошла 21 июля 2009 года, принял решение поддержать идею преподавания в школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики.

Духовно-нравственная культура — фундаментальная основа общего образования, база для самосовершенствования личности и социального взаимодействия на основе единства свободы и ответственности. Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволяет решить одну из самых актуальных задач современной школы — побудить молодое поколение к различению добра и зла, к оценке с нравственных позиций как своих действий, так и всех форм общественных отношений. Он помогает плодотворному освоению таких отраслей и форм общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика, политика и др. Осмысление основ духовно-нравственной культуры способствует нравственной ориентации учащихся, помогает им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

Место курса в деятельности образовательного учреждения

В рамках образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения проведение курса «Духовно-нравственная культура России» позволяет учащимся составить целостное представление о духовно-нравственных и культурно-исторических традициях современного российского общества, о семье как основе духовно-нравственного развития общества и о духовно-нравственных основах становления личности.

Курс строится на основе сочетания лекционного материала и бесед, применения активных форм обучения и воспитания. Изучение дисциплины предполагает обширное знакомство с наиболее важными вопросами духовности и нравственности в культуре России, наиболее важными документами в этой области, мнением современных ученых и мыслителей, работами современных исследователей, произведениями классической русской литературы. На занятиях по программе предполагается знакомство учащихся с подвижниками благочестия прошлых лет и современности, с героическими поступками и личностными качествами Героев Отечества — наших современников, совместное исследование педагогом и учащимися их жизненных ценностей и моральных установок, формировавшихся в различных социальных условиях. Яркие примеры патриотизма, высокие нравственные идеалы и моральные установки Героев Отечества, совершивших подвиги в наше время, святых земли русской и города Омска помогут выработать у учащихся собственную жизненную позицию, ориентированную на традиционные отечественные духовно-нравственные и культурные ценности, будут содействовать приобщению к своим «корням», осознанию своего места в истории родной страны, пониманию смысла и истоков героических подвигов ее защитников.

На занятиях учащиеся получат навыки культуры ведения дискуссии, научатся слушать и слышать друг друга, самостоятельно мыслить, грамотно формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в различных образовательных учреждениях: государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях (средних и старших классах), в средних специальных и высших учебных заведениях.

Курс предназначен для неподготовленной аудитории, не знакомой с культурой православия, он не несет в себе ярко выраженных религиозных установок и прививает культурно-нравственные ориентиры постепенно, по принципу от простого к сложному. Данный курс может быть использован для преподавания учащимся любой национальности и вероисповедания.

Курс отличается информационной насыщенностью, гибкостью и вариативностью. В зависимости от состава учащихся, педагог может выбрать ту или иную форму занятия, а также при рассмотрении тем расставить те или иные акценты. Значительное количество литературы и других материалов для подготовки занятий позволяет (в случае возможности увеличения часов для работы по программе) более детально изучать все темы.

Цель курса — готовить учащихся и студентов, которые, овладев знаниями о культуре своего Отечества, будут способны решать ключевые проблемы духовной и нравственной жизни современной России.

Для достижения поставленной цели в рамках данного курса должны быть решены следующие задачи:

- формирование у учащихся представления об основных теоретических и практических подходах к изучению духовно-нравственных и культурных традиций современного общества, их многообразии; о месте семьи в системе духовно-нравственного развития общества; об историко-культурном значении православной религии для России и о роли духовно-нравственной культуры в укреплении государства;

- формирование у учащихся целостного представления о нравственности семейных отношений;

- содействие формированию у подростков и молодежи уважительного отношения к семье и ее ценностям, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству, подготовка их в будущем к сознательному созданию собственных семей;

- способствование становлению личности человека через познание истоков и развития русского языка, основного инструмента образования и передачи социокультурного опыта;

- формирование у учащихся представлений о духовно-нравственных основаниях трезвого здорового образа жизни, опыте противостояния деструктивным воздействиям в этой сфере;

- содействие воспитанию духовно-нравственной личности, способной свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры, строить на этой основе свою профессиональную деятельность и семейную и личную жизнь;

- мотивирование учащихся на постоянный анализ, сопоставление норм христианской и принятой в современном обществе морали;

- обучение самостоятельному анализу собственного поведения и поведения товарищей; развитие навыков постоянного самоанализа, размышлений и выводов.



Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения курса обучающиеся должны



знать:

  • основные понятия, образы и тенденции духовно-нравственной культуры в современном обществе;

  • основы традиционного для России христианского понимания природы человека, уникальности его среди прочих творений Божиих, принадлежности ей свободы выбора между добром и злом, правильное раскрытие иерархии начал в человеке и высокого достоинства человеческой природы в силу причастности ее образу и подобию Божию;

  • основные понятия и нормы христианской духовности, морали и нравственности, христианские правила и методы самовоспитания и духовного самосовершенствования;

уметь:

  • ориентироваться в духовно-нравственных проблемах современной жизни и нравственно оценивать их в рамках различных мировоззренческих систем, в частности в рамках христианской морали;

  • принимать ответственные решения, выстраивая стратегию своего поведения;

  • принимать решения по поводу того, что делать и что не делать в определенных жизненных ситуациях;

  • развивать свои коммуникативные способности;

  • работать с историческими документами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу;

  • свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры;

  • владеть понятийным аппаратом духовно-нравственной культуры Российской цивилизации.

Методы и формы учебной работы

  • основной метод – диалог, в основе которого – постановка проблемы, актуальной для подростков и молодежи в данное время;

  • лекционное изложение материала или проведение беседы в рамках курса (с постановкой проблемных ситуаций и элементами дискуссии, с использованием интерактивных технологий);

  • экскурсии в храмы и соборы г. Омска, в детские дома или лечебные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей;

  • просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей по темам занятий;

  • анализ литературного текста с раскрытием сюжетов, образов и их духовно-нравственных смыслов;

  • написание и защита рефератов и творческих работ;

  • дискуссии.

Оценка результатов изучения курса

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться как в традиционной форме: оценки за ответ на уроке, оценки за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., так и с использованием инновационных методов аттестации: ответы на контрольные вопросы, реферат, творческая работа, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме.



Квалификационные требования к преподавателю учебного курса «Духовно-нравственная культура»

Преподавать данный учебный курс может специалист, имеющий либо педагогическое образование и окончивший курсы повышения квалификации по предмету «Основы православной культуры», либо теологическое или богословское образование.



Раздел 1.

Становление личности человека через познание истоков отечественной культуры и русского языка
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.



В. Шеффнер, «Слова»

Тема 1.

Культура – всеобщее достояние.

Духовный смысл и значение русского слова

Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Принятие Русью Православной веры. Роль Православной Церкви в истории России.

Религия — неотъемлемая часть культуры. Православие – культурообразующая религия России. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире.

Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Церковнославянский язык как основа русского литературного языка. Русский язык — основной инструмент образования и передачи социально-культурного опыта.

Библейское и святоотеческое наследие о грехе языка (апостол Иаков, св. Тихон Задонский).

Обозначение русских слов в свете духовно-нравственных понятий. Временные преобразования русских слов в иностранные и применение их в действительности. Влияние «хороших» и «плохих» слов на душу человека. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.



Учащиеся должны знать:

- основные понятия, изучаемые в данной теме: культура, религия, язык;

- последствия влияния слов на душу человека.

Учащиеся должны уметь:

- сознательно, уважительно относиться к родному языку.



Оснащение занятия:

1. Научно-популярные видеофильмы: «Как слово наше отзовется» (о влиянии слова на человека и окружающий мир); «Великая тайна воды» (о влиянии слов на воду).

2. Аудиозапись бардовской песни А. Галицкого «Когда в наши уши врывается мат».

3. Аудиолекции: Миронова Т.Л. д.ф.н. «Язык живой и мертвый».

Семенцов В.В. к.ф.н. «Беседы о русском языке».
Литература

1. Архипова И. Аз, буки, веди: История создания славянской азбуки // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 51(19 декабря). - 2002.

2. Гриневич Г.С. Начала генной лингвистики. – М., 2002.

3. Джек Лондон Джон – Ячменное зерно.

4. Журавлев В. К. Русский язык и русский характер. – М., 2002.

5. Ирзабеков. Ф.В. Тайна русского слова. – М., 2005.

6. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир. - 1993.- №1.

7. Миронова Т. Л. Путешествие в Древнюю Русь. — М., 1994.

8. Николаева О.Н. Современная культура и православие. – М., 2005.

9. Перевезенцев С. В. Смысл русской истории. – М., 2004.

10. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.

11. Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. — М., 2003.

12. Первая учебная книга церковно-славянского языка. — Ростов н/Д, 1991.

13. Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковно-славянский язык. — М., 1993.

14. Послание апостола Иакова о языке, гл.3.

15. Семенцов В.В. Отечественный язык как основа воспитания и обучения. –СПб., 2007.

16. Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. – СПб., 2006.

17. Язык наш поводырь в рай или в ад. – СПб., 2001.

18. Янушкявичене О.Н. Основы духовно-нравственной культуры. – М., 1989.
Тема 2.

Влияние культуры на становление личности. Ненормативная лексика как фактор, разрушающий нравственность человека

Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.

Становление личности человека, факторы, влияющие на него. Человек – единственное существо, владеющее даром речи. Язык — особый дар Бога человеку. Функции языка. Слова святые, добрые, живительные. Слова худые, скверные, гнилые. Сила слова. Примеры позитивного и негативного воздействия слова. Изменение русского языка во временном пространстве. Смысл высказывания «Хочешь погубить народ – истреби его язык». Источники появления скверных слов в нашей лексике. Разрушающие последствия ненормативной лексики на жизнь человека. Научные исследования о влиянии её на человека. Почему слово может нести болезни. Заслоны против грубых и матерных слов – Вера, Культура и Духовность. Библия как главная книга христианства. Объяснение слова «сквернословие» с точки зрения духовности и нравственности. Отношение государства к сквернословию – «Кодекс РФ об административных правонарушениях» (ст. 20, ч.1).

Учащиеся должны знать:

- основные понятия, проблемы, изучаемые в данной теме: факторы. влияющие на становление личности человека, роль культуры и языка в данном процессе;

- последствия влияния слов на душу человека.

Учащиеся должны уметь:

- развивать способности использовать в своей речи только добрые и чистые слова.



Оснащение занятия:

Аудиолекции: Миронова Т.Л., д.ф.н. «Язык живой и мертвый».



Семенцов В.В., к.ф.н. «Беседы о русском языке».
Литература

  1. Архипова И. Аз, буки, веди: История создания славянской азбуки // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 51(19 декабря). - 2002.

  2. Владимиров А.Т. Семицветная радуга человеческого слова. – М., 2007.

  3. Гриневич Г.С. Начала генной лингвистики. – М.,2002.

  4. Журавлев В. К. Русский язык и русский характер. – Москва, 2002.

  5. Ирзабеков. Ф.В. Тайна русского слова. – М., 2005.

  6. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир. -1993. - №1.

  7. Миловатский В.С. Об экологии слова. – М., 2004.

  8. Миронова Т. Л. Путешествие в Древнюю Русь. — М., 1994.

  9. Перевезенцев С. В. Смысл русской истории. – М., 2004.

  10. Полный православный богословский энциклопедический словарь. — М., 1992.

  11. Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. — М., 2003.

  12. Первая учебная книга церковно-славянского языка. — Ростов н/Д., 1991.

  13. Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковно-славянский язык. — М., 1993.

  14. Послание апостола Иакова о языке, гл.3.

  15. Семенцов В.В. Отечественный язык как основа воспитания и обучения. –СПб., 2007.

  16. Шишков А.С. Славянорусский корнеслов. – СПб., 2006.

  17. Язык наш поводырь в рай или в ад. – СПб., 2001.

  18. Янушкявичине О.Н. Основы нравственности. – М., 2006.


Вопросы и задания для проверки знаний раздела

  1. Дайте определение понятия «культура» и назовите её составные части.

  2. Как соотносятся содержания понятий “культ” и “культура”?

  3. Дайте буквальный перевод слова “православие” и объясните смысл его составных частей.

  4. Раскройте взаимосвязь понятий «культура» - «религия» - «язык».

  5. Приведите обоснования утверждений: 1) православие является традиционной религией в России; 2) православие является культурообразующей религией в России; 3) традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от нетрадиционных религий.

  6. Какие функции языка Вы знаете?

  7. Как влияет культура речи на духовно-нравственный мир человека и на его поступки?

  8. Приведите примеры позитивного действия добрых слов на человека.

  9. Каковы последствия воздействия ненормативной лексики на человека?

  10. Как Вы объясните понятие «сквернословие» с точки зрения духовности и нравственности христианства?

  11. Как государство относится к использованию гражданами ненормативной лексики?

  12. Какие слова оказывают самое положительное воздействие на окружающий мир? В исследованиях каких ученых об этом сказано? Как они это объясняют?


Темы для обсуждения, дискуссий, рефератов, докладов, выступлений и творческих работ

1. Православие – культурообразующая религия России..

2. Роль Православной Церкви в истории России.

3. Влияние добрых и скверных слов на человека.

4. Библейское и святоотеческое наследие о грехе языка.

5. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.

6. Объяснение слова «сквернословие» с точки зрения духовности и нравственности.

Раздел II.

Культура семейных отношений
Тема 3. Государство и семья как особый культурологический феномен

Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности. Семья – важнейший источник социально – экономического развития общества, потому что взращивает главное общественное богатство – человека. Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей. Последствия сексуальной революции и сексуального просвещения для государства, общества, семьи и личности. Устойчивость института семьи как фактор национальной безопасности России.



Учащиеся должны знать:

- основные понятия, проблемы, изучаемые в данной теме: роль семьи в жизни общества и государства;

- последствия нарушения традиционных духовно-нравственных ценностей.

Учащиеся должны уметь:

- принимать ответственные решения в вопросах создания своей семьи.



Оснащение занятия:

1. Видеофильм «Кто качает колыбель», режиссер Валентина Матвеева. В фильме приведены беседы о целомудрии с академиками - физиками, биологами, генетиками, демографами.

2. Выставка «В защиту семьи». Материалы об истории и традициях семьи в истории и культуре России.
Литература


  1. Багдасарян В.Э. Устойчивость института семьи как фактор национальной безопасности России // Материалы III Всероссийской научной конференции (Казань, 13-14 ноября 2008). - Казань, 2008.

  2. Дьяченко Э.В. Значение материнства для женщины. – М., 2008.

  3. Ильин И.А. О семье. – М., 2007.

  4. Калинина М.В. Один раз на всю жизнь. – М., 2007.

  5. Козлов М.В. Беседы о нравственности и семейной жизни. - М., 2008.

  6. Соколов Д.Т. О предназначении женщины. - М., 2004.

  7. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. – М., 1997.

  8. Янушкявичене О.Н. Основы духовно нравственной культуры». – М., 1989.


Тема 4. Нравственные основы добрачных взаимоотношений юношей и девушек

Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши — оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.

Девушка и юноша — будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.

Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим. Формирование позитивных личностных установок и стереотипов для сохранения добрачного целомудрия.

Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства. Современная наука о целомудрии и телегонии. Академик РАМТН П.П. Гаряев о волновой генетике.

Польза сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека и его будущих детей.

Учащиеся должны знать:

- основные понятия, проблемы, изучаемые в данной теме: роль сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека и его будущих детей;

- последствия нарушения традиционных духовно-нравственных ценностей.

Учащиеся должны уметь:

- свободно и ответственно делать выбор, опираясь на традиционные исторически сложившиеся ценности отечественной культуры.



Оснащение занятия:

1. Видеофильм «Кто качает колыбель», реж. В. Матвеева. В фильме приведены беседы о целомудрии с академиками - физиками, биологами, генетиками, демографами.

2. Видеофильм «Древо жизни». Об открытии исторического факта: рождении гениального русского поэта в роду святых (в роду А.С. Пушкина было 12 святых по прямой линии и 42 по косвенной).

3. Выставка «В защиту семьи». Материалы об истории и традициях семьи в истории и культуре России.


Литература

  1. Берсенева З.Т. Жизнь по совести (ответы на вопросы современной молодежи).- М., 2007.

  2. Вогулкин С.Т. Хроника двух сердец. – М., 2008.

  3. Гагарин И.Ю. Любить, а не искать любви (беседы о любви и браке).- М., 2008.

  4. Зорин К. В. Вино блуда (грехи в молодости или здоровая семья).- М., 2006.

  5. Кареева К.Т. Не блуди – болеть не будешь. – М., 2005.

  6. Козлов М.Б.. Беседы о нравственности и семейной жизни.- М., 2008.

  7. Кравцова М.В. Женское одиночество. – М., 2008.

  8. Макиенко Т.А. Воспитание целомудрия. – М., 2007.

  9. Соколов Д.Т. О предназначении женщины.- М., 2004.

  10. Попова В.К. Разрушенная тайна двоих. – М., 2005.

  11. Целомудрие и брак. Сборник материалов. – М., 2001.

  12. Янушкявичене О.Н. Основы духовно-нравственной культуры. – М., 1989.


Тема 5. Культура крепкого счастливого брака

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.

Здоровье супругов и будущего потомства. Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).

Особенности молодой семьи. Супружество — новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. Возникновение чувства “мы”. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.

Нравственный климат семьи. Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец — духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец — моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за духовно-нравственное состояние членов семьи.

Жена — незаменимый помощник мужа, отца. Душевная роль жены на семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Жена — хранительница домашнего очага.

Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта и воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи.

Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимное послушание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.

Причины и последствия разлада семейных отношений. Произведение Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Нравственные смыслы его сюжета и образов. Семейное неблагополучие и его причины: нарушение супружеских отношений, алкоголизм, неверность супругов, конфликтность, ревность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей. Нежелание одного из супругов иметь детей. Неумение супругов в конфликтных ситуациях сдерживаться, избегать “ярлыков” и опрометчивых суждений в адрес друг друга. Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости. Разногласия молодых супругов с родителями. Неумение преодолевать жизненные трудности и страдания. Иждивенческая позиция по отношению друг к другу или к родителям.

Отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка. Развод и его последствия. Специфика неблагополучия неполных семей.

Как сохранить семью. Пути преодоления причин и последствий разлада семейных отношений.

Учащиеся должны знать:

- основные понятия, проблемы, изучаемые в данной теме: как правильно создать и суметь сохранить семью;

- последствия нарушения традиционных духовно-нравственных ценностей.

Учащиеся должны уметь:

- правильно строить семейные отношения.



Оснащение занятия:

1. Видеофильм «Радость отцовства» (о красоте и ценности счастливой, любящей, многодетной семьи).

2. Видеофильм «Анна Каренина». Профессор М. Дунаев рассказывает о нравственных смыслах сюжета фильма и главных образов, демонстрируются фрагменты из худ. фильма по роману Л.Н. Толстого.

3. Выставка «В защиту семьи». Материалы об истории и традициях семьи в истории и культуре России.


Литература

  1. Дьяченко Э.В. Значение материнства для женщины. – М., 2008.

  2. Ильин И.А. О семье. – М., 2007.

  3. Калинина М.В. Один раз на всю жизнь. – М., 2007.

  4. Козлов М.Б.. Беседы о нравственности и семейной жизни. - М., 2008.

  5. Кравцова М.В. Женское одиночество. – М., 2008.

  6. Козлов М.В. Беседы о нравственности и семейной жизни. - М., 2008.

  7. Крыгина Н.И. Царская семья – идеал христианской семьи. –Екатеринбург, 2008.

  8. Половинкин А.Т. Создание крепких, достойных семей. – М., 2007.

  9. Соколов Д.Т. О предназначении женщины.- М., 2004.

  10. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. – М., 1997.

  11. Янушкявичене О.Н. Основы духовно-нравственной культуры. – М., 1989.


Тема 6. Истинная любовь – главная основа крепкой семьи Любовь как высшее человеческое чувство. Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.

Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.

Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства — симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.

Воспитание культуры чувств — дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие — полнота мудрости.

Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; умение выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.

Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).

Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.

Готовность к браку. Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.



Учащиеся должны знать:

- основные понятия, проблемы, изучаемые в данной теме: культура чувств – дружбы и любви, готовность к браку.



Учащиеся должны уметь:

- владеть и свободно и ответственно использовать в своей жизни ценности традиционной культуры России;

- правильно строить семейные отношения.

Оснащение занятия:

1. Видеофильм «Их воскресила любовь». Беседа профессора М. Дунаева о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Выставка «В защиту семьи». Материалы об истории и традициях семьи в истории и культуре России.
Литература


  1. Беседы с юношеством по вопросам пола. – Париж., 1929.

  2. Дьяченко Э.В. Значение материнства для женщины. – М., 2008.

  3. Ильин И.А. О семье. – М., 2007.

  4. Калинина М.В. Один раз на всю жизнь. – М., 2007.

  5. Козлов М.Б.. Беседы о нравственности и семейной жизни. - М., 2008.

  6. Кравцова М.В. Женское одиночество. – М., 2008.

  7. Козлов М.В.. Беседы о нравственности и семейной жизни. - М., 2008.

  8. Крыгина Н.И. Царская семья – идеал христианской семьи. –Екатеринбург, 2008.

  9. Клайв С.Л. Нравственность в вопросах пола. – М., 2007.

  10. Клайв С.Л. Христианский брак. – М., 2007.

  11. Клайв С.Л. Право на счастье. – М., 2007.

  12. Половинкин А.Т. Создание крепких, достойных семей. – М., 2007.

  13. Соколов Д.Т. О предназначении женщины. - М., 2004.

  14. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. – М., 1997.

  15. Янушкявичене О.Н. Основы духовно-нравственной культуры. – М., 1989.


Тема 7. Культура родительства

Культура ожидания ребенка. Особенности семьи, ждущей ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.

Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия — начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.

Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.

Незаменимость семьи в воспитании детей. Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Воспитание доброты, сочувствия и сострадания, справедливости и честности. Роль идеала в воспитании ребенка. Руководство в отношении детей с внешним миром: помощь в установлении взаимоотношений со взрослыми; в соблюдении правил поведения в общественных местах; воспитание бережного отношения к вещам. Воспитание любви к природе и заботливого отношения к живым существам.

Специфика семейного воспитания: влияние на детей личного примера и авторитета родителей. Индивидуальный характер воспитания, последовательность и устойчивость педагогических требований. Использование в воспитании жизненных ситуаций. Включение детей в трудовую деятельность. Слово в воспитании.



Учащиеся должны знать:

- основные понятия, проблемы, изучаемые в данной теме: культура ожидания ребенка, правила воспитания детей в семье.



Учащиеся должны уметь:

- свободно и ответственно использовать в своей жизни ценности традиционной культуры родительства;

- правильно строить семейные отношения.

Оснащение занятия:

1. Выставка «В защиту семьи». Материалы об истории и традициях семьи в истории и культуре России.

2. Видеофильмы, победители Всероссийского фестиваля «Семья России» 2005, 2006, 2007, 2008 гг. По выбору преподавателя.

«Нарицается Верою» (об истории семьи женщины с врожденной патологией – отсутствием рук, родившей и вырастившей двоих детей).

«Елена» (о счастливой семье и материнстве).

3. Художественные фильмы:

«Ярик. Чужих детей не бывает», 2008, победитель Всероссийского конкурса «Лучезарный ангел» (о мальчике, попавшем в тяжелые жизненные условия, и поступках взрослых).

«Ванечка», 2008 (о трудном нравственном выборе и стойкости юной девушки, усыновившей младенца-сироту).


Литература

  1. Берестов А. М. Проблемы охраны детства. – М., 2006.

  2. Владимиров А.Т. Уроки целомудрия. – М., 2008.

  3. Грозовский В.И. Телевидение. Дети. Семья. – СПб., 2006.

  4. Зорин К.В. Закон духовной наследственности. Почему страдают дети. – М., 2005.

  5. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Кто соблазнит малых сих. – Курск, 2005.

  6. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Дети нашего времени. - СПб., 2007.

  7. Перинатальная психология. - СПб.,2006.

  8. Половинкин А.Т. Создание крепких, достойных семей. – М.,2007.

  9. Рогозянский А.М. Хочу или надо. Свобода быть собой. – М., 2008.

  10. Соколов Д.Т. О предназначении женщины.- М., 2004.

  11. Усольцев А.И. Правовые обоснования преподавания ОПК как обязательного предмета в образовательных учреждениях России. – М., 2008.

  12. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. – М., 1997.

  13. Что необходимо знать каждой матери. – М., 2006.

  14. Янушкявичене О.Н. Основы духовно-нравственной культуры. – М., 1989г.


следующая страница >>