страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии и политологии - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС СПО специальности 030503.51Правоведение, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г., № 04-0201-Б. 2) Учебный план по специальности 030503.51 Правоведение, утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ от «23» мая 2011г., протокол № 12. Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин от «27» июня 2011 г., протокол № 6. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Основы социологии и политологии» предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных и практических занятий, обязательное выполнение домашних заданий, проведение контрольных работ, в качестве текущего контроля знаний, проведение модульных контрольных тестирований. Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по данному направлению, который является обязательным для всех средних специальных учебных заведений РФ. Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» является общепрофессиональной, формирует знания в области исследования явлений, проблем, наблюдаемых в обществе, в отдельных социальных и политических группах с целью диагностики, прогнозирования, оптимизации социально – политических процессов, их регулирования и управления. 1.Дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологического и политологического знания, выделяя их специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического и политического познания; 2.Помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии ретро – и современных научных социологических и политологических направлений, школ и концепций; 3.Способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социально – политических проблем общества, способных к овладению методикой проведения социологических и политических исследований. Социология и политология помогают студентам понять окружающие их социальные и политические явления и процессы, происходящие в данный момент в России, данные науки исследуют острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических, и политических конфликтов, генезис и специфику социальных и политических движений, болезненных кризисных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную, гражданскую и политическую позицию учащихся, их ценностные и политические ориентации, в том числе и профессиональные. Задачи курса «Основы социологии и политологии» предполагают изучение:
По итогам изучения курса «Основы социологии и политологии» учащийся должен знать:
В процессе изучения курса должны сформироваться следующие умения:
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Заочная форма обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Содержание ГОС по дисциплине «Основы социологии и политологии» Cоциология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, социальные институты и организации; личность: ее социальные роли и социальное поведение; социальные движения; социальные конфликты и способы их разрешения. Предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально-экономические процессы в России. 3.2. Содержание разделов учебной дисциплины Тема 1. Cоциология как наука. Краткая история становления и развития зарубежной и отечественной социологии. Общество как социокультурная система: Аудиторное изучение: Социология как отрасль знания и учебная дисциплина; определение места социологии в системе наук; категория «социального» в предметной области социологии; объект и предмет социологии; понятие научного метода социологии; структура социологического знания; основные методологические направления и школы в социологии; функции социологии: функция социального контроля, теоретико – познавательная функция; прикладная функция, мировоззренческо - идеологическая функция, управленческая, инструментальная функция, критическая, гуманистическая; уровни социологического знания; категориальный аппарат социологии; законы социологии; отрасли социологии. Основные социологические школы и направления. Позитивизм, антипозитивизм, структурализм, функционализм, марксизм. Объективные предпосылки возникновения западной социологии; становление научной социологии в 40 – е годы 19 столетия; О.Конт – основатель социологии; позитивизм в социологии; социология как наука о «порядке и прогрессе»; специфика сравнительно – исторического метода у О.Конта; развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера; натуралистические школы в социологии; теория социальной эволюции; характеристика общественных организаций и социальных институтов; социология марксизма; теория общественно – экономических формаций; социология Э.Дюркгейма; теория общественного разделения труда; социологическое определение «механической» и «органической» солидарности; понятие аномии; социология М.Вебера; концепция «социального действия»; теория «рационализации»; феномен бюрократии; социологические теории Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето; теория социальной дифференциации; концепция «общины» и «общества»; теория циркуляции элит. Социология в России: социологические традиции и направления, особенности ее формирования и развития; основные этапы развития русской социологии; классический период русской социологии (с 60 – х гг. 19 века до 1917 года); социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я.Данилевского; юридическая школа и ее социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский); социологические теории анархизма (Л.и.Мечников, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин); социал – органицизм (А.И.Сторонин, П.Ф.Лилиенфельд); психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И.Петражицкий);русский субъективизм (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев); генетическая социология (М.М.Ковалевский); эмпирическая социология (К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин); марксистское направление в русской социологии. Западная социология в 20 столетии (периодизация и характеристика этапов); Чикагская школа; доктрина «человеческих отношений» Э.Мейо; Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа; Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии; теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина; структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона; теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер); символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, Т.Стоун);феноменологическая социология (А.Шютц, П.Бергер, Г.Гарфинкель); теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау). Понятие социальной мобильности. Виды мобильности: горизонтальная и вертикальная (восходящая и нисходящая) мобильность. Индивидуальная и групповая мобильность. Интенсивность и всеобщность мобильности. Каналы социальной мобильности. Теория социальной мобильности П. А. Сорокина. Маргинальные процессы в современном российском обществе. Понятие «социальная общность». Виды социальных общностей. Социальная и структурная характеристика общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Понятие «социальная группа». Критерии выделения социальных групп. Классификация социальных групп. Постоянно существующие группы и квазигруппы (аудитория, публика, толпа, социальные круги). Большие и малые социальные группы. Изучение сплоченности социальной группы (социометрический метод Дж. Морено). Группообразующие процессы в современном обществе. Понятие «социальный институт». Социальный институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О.Конт, Г.Зиммель, A Теннис, М. Вебер, Т. Парсонс и др.). Структура и виды социальных институтов. Признаки и функции социальных институтов. Институционализация как процесс образования социальных институтов. Определение дисфункций социального института, причины дисфункций. Понятие социальной организации. Признаки социальной организации, ее структура и функции. Типология организаций. Теории социальных организаций в западной социологии: организация – машина (А.Файоль, Л.Урвик); бюрократическая модель организации (М.Вебер); организация – община (Э.Мейо) и др. Исследование проблем социальных организаций в отечественной социологии. Понятие социального статуса. Виды социального статуса (предписанный, приобретенный). Понятие социальной роли. Статусный набор личности. Социализация личности. Социализация как социокультурный процесс, его особенности и стадии. Формы социализации. Десоциализация. Ресоциализация. Агенты социализации. Понятие «культура», основные элементы и формы культуры. Феномен культуры в обществе. Материальная и нематериальная культура. Основные функции культуры в обществе: познавательная, аксиологическая, запрещающая, стимулирующая, регулирующая, гармонизирующая, преобразующая, гедонистическая, функция преемственности. Знаки и символы в культуре. Самостоятельное изучение: Социокультурные тенденции Запада и Востока. «Социальная и культурная динамика» П.А.Сорокина. Цивилизация и культура. Требования к знаниям: студент должен знать содержание основных концепции личности, основные этапы социализации личности, основные функции культуры в обществе. Требования к умениям: студент должен уметь использовать теории личности в практике собственной социализации. Тема 4. Социальный контроль и социальное поведение: Самостоятельное изучение: Понятие социальной нормы, социального порядка и социального контроля. Социальный контроль как механизм саморегуляции поведения людей. Элементы социального контроля. Функции социального контроля в обществе: охранительная, стабилизирующая. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и пр. Классификация социальных норм. Функции социальных норм (регулирование хода социализации, объединение индивидов в группы, формирование эталонов поведения, контроль отклоняющегося поведения). Социальные санкции. Правовое регулирование социальной жизни. Формальные позитивные санкции, неформальные негативные санкции. Внешний, неформальный формальный контроль, самоконтроль. Общий и детальный, прямой и косвенный контроль, мягкий и жесткий социальный контроль. Общественное мнение и социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) и преступное (делинквентное) поведение. Теории, объясняющие причины отклонений: теории физических типов (В.Шелдон, Ч.Ломброзо), психоаналитические теории, социологические (культурные) теории. Понятие социальной аномии у Э. Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона. Социальные конфликты и способы их разрешения. Понятие социального конфликта и конфликтной ситуации. Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические разработки проблемы конфликтов К.Марксом и Г.Зиммелем. Конфликтная парадигма Р.Дарендорфа. Функциональная теория конфликта Л.Козера. Развитие социологии конфликта в отечественной науке. Функции и роль социальных конфликтов в обществе. Типологии социальных конфликтов. Причины конфликтов, сферы, субъекты и характер социальных конфликтов. Понятие социальной напряженности. Управление конфликтом. Структура конфликта. Стадии социального конфликта. Участники и субъекты конфликтных отношений. Посредничество в конфликте. Модели разрешения социальных конфликтов. Последствия социального конфликта. Социально-экономические процессы в России. Национальные конфликты в современной России. Факторы, определяющие социальные действия. Проблемы развития современного Российского государства. Средства массовой информации в демократическом обществе. Требования к знаниям: студент должен знать формы государственного правления, формы государственно – территориального устройства, понятие аппарата государства. Требования к умениям: студент должен уметь отличать принципы работы законодательной, исполнительной и судебной властей Тема 8. Политическая власть и властные отношения. Политическое лидерство. Субъекты политической жизни: Аудиторное изучение: Власть в социальном взаимодействии. Структура властных отношений. Ресурсы власти. Основания власти. Политическое взаимодействие: политика как социальное явление. Сущность политической власти. Понятие политической власти. Легитимность и эффективность власти. Политический лидер и его функции. Лидерство в социальной и политической жизни. Типология лидеров: формальные, неформальные, традиционные, рационально-легальные, харизматические, авторитарные, либеральные, демократические. Психологическое поведение лидеров. Взаимодействия личности с обществом и государством. Автономия личности в реализации социальных ролей. Политическое поведение. Политические элиты. Политическое сознание. Политическая культура. Самостоятельное изучение: Группы интересов как субъекты политики. Понятие политического интереса. Группы давления. Лоббистская деятельность. Требования к знаниям: студент должен знать структуру властных отношений, функции политического лидера. Требования к умениям: студент должен уметь выделять типы лидерства, социально – политические роли лидеров, в зависимости от их типов. Тема 9. Политические партии и общественно – политические движения. Партийные системы: Аудиторное изучение: Политическая партия и ее основные функции. Институционализация политических партий. Типология политических партий. Партийная идеология и ее правое и левое направление. Партийные системы. Либералы и консерваторы. Коммунисты и социал-демократы. Общественно-политические течения. Партийные системы и их основные типы. Особенности многопартийности в современной России. Социально-экономические процессы в России Самостоятельное изучение: Основные принципы демократических выборов. Типы избирательных систем. Политические партии в парламенте. Требования к знаниям: студент должен знать названия и программы основных политических партий в России. Требования к умениям: студент должен уметь выделять особенности политической деятельности основных партий и политических течений в России. Тема 10. Мировая политика и международные отношения. Современные международные отношения: тенденции развития. РФ в системе международных отношений: Самостоятельное изучение: Глобальный уровень политики. Субъекты международных отношений. Международная политика и право. Организация Объединенных Наций – главное звено в системе регулирования международных отношений. Современные тенденции развития международных отношений. Национальный интерес. Внешняя политика государства. Понятие международной политики государства. Понятие международного права. Коллективная безопасность. Национальные интересы России. Россия в системе международных отношений. Совет Европы. «Большая семерка» - Великобритания. Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония. Глобальные социально-политические проблемы (гонка вооружений, проблема разоружения, предотвращение локальных войн и всемирной ядерной катастрофы, искоренение насилия между людьми и курс на исключительно мирное разрешение всех конфликтов, установление между народами отношений доверия и добрососедства, партнерства и сотрудничества). Требования к знаниям: студент должен знать основные глобальные проблемы современного мира, должен знать роль ООН в регулировании международных политических отношений. Требования к умениям: студент должен уметь использовать политическую информацию и политологические знания в смежных изучаемых дисциплинах 3.2. Содержание семинарских занятий Семинар № 1. Социология как научное знание. Краткая история становления и развития зарубежной и отечественной социологии. Общество как социокультурная система. 1. Предмет и метод социологии. 2. Функции социологии. Структура социологии. 3. Предпосылки возникновения социологической науки. 4. О. Конт – основатель социологии. 4. Представление об обществе в трудах зарубежных ученых. 5. Развитие социологии в России. 2. Функции политических партий. 3. Типология политических партий. 4. Партийные системы. 5. Особенности многопартийности в современной России. 6. Типы избирательных систем. 4. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 4.1. Перечень вопросов для промежуточного контроля (ДЕ I) 1. Предпосылки и время возникновения социологии как специфической отрасли научного знания. 2. Структура предметной области социологии. 3. Функции социологии. 4. Методы социологии. 5. Структура социологического знания. 6. Место социологии в системе социогуманитарного знания. 7. Понятие «социальное» и его роль в социологическом познании. 8. Категориальный аппарат социологии. 9. Законы социологии. 10. Роль социологии в общественном развитии. 11.Роль О. Конта в обосновании социологии как науки. 12. Социологические воззрения Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. 13. Принципы позитивизма и неопозитивизма. 14. Особенности русской социологии. 15. Исторические условия и теоретические предпосылки, способствовавшие развитию русской социологии. 16. Основные течения в русской социологии дореволюционного периода. 17. Основные течения, школы и направления в западной социологии. (ДЕ II) 18. Соотношение понятий «общество» и «социальная система». 19. Соотношение понятий «культура», «цивилизация», «общество». 20. О кризисе культуры западной цивилизации в работе П.А. Сорокина «Социокультурная динамика». 21. Общество как социокультурная система. 22. Культурные парадигмы. 23. Единство и многообразие культур. 24. Типы культур. 25. Функции культуры в обществе. 26. Кризис современной культуры. 27. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». 28. Понятие механизма социализации личности. 29. Социальный статус и роль современной личности. 30. Социальные отклонения: девиантное и делинквентное поведение. 31. Факторы, определяющие развитие девиантного поведения в обществе. 32. Сущность теории аномии Э. Дюркгейма. 33. Типы отклоняющегося поведения в концепции Р.Мертона. 34. Основные концепции социальной стратификации. 35. Определение социальной стратификации по П.А. Сорокину. 36. Критерии выделения страт. 37. Социальная структура общества и многообразие форм собственности. 38. Факторы, влияющие на формирование социальной группы. 39. Типы постоянно существующих социальных групп. 40. Квазигруппы. 41. Понятие и характерные черты социальной общности. 42. Виды социальных общностей. (ДЕ Ш) 43. Вероятные причины межнациональных конфликтов. 44. Современные тенденции в развитии нации. 45. Важнейшие социальные институты общества. 46. Функции и типы социальных организаций в обществе. 47. Функции и механизмы социального контроля в обществе. 48. Теории социального конфликта К. Маркса. 49. Социальный консенсус в обществе. 50. Теория социального действия М. Вебера. 51. Социальная структура и ее основные элементы. 52. Типы обществ в истории. 53. Виды и каналы социальной мобильности. 54. Маргиналы и маргинальность. 55. Программа социологического исследования. 56. Объект и предмет исследования. 57. Цель исследования. 58. Задачи исследования: теоретические, прикладные. 59. Процедурный раздел программы. 60. Генеральная и выборочная совокупность. 61. Репрезентативность выборки. 62. Формулировка гипотез. 63. Измерение в социологическом исследовании. Виды шкал. 64. Методы сбора социологической информации. 65. Написание, виды и структура научного отчета. 66. Основные вехи развития политологии. 67. Необходимость политики. 68. Государство как политический институт. 69. Власть как общественное явление. 70. Политическая система общества. 71. Основные типы государства. 72. Политико – правовой режим. 73. Аппарат государства. Система разделения властей. 74. Субъекты политической жизни. 75. Политическая партия и ее основные функции. 76. Типология политических партий. 77. Политический лидер и его функции. 78. Общественно – политические движения. 79. Мировое сообщество и международные отношения. 80. Россия в системе международных отношений. 81. Субъекты международных отношений. 82. Глобальные проблемы современного мира. 2. Социология в Алтайском крае: зарождение и первые этапы развития. 3. Эмпирическая социология: сущность, достижения, проблемы. 4. Использование Интернета для организации социологических исследований. 5. Молодежные субкультуры. 6. Качественные и количественные методы в социологии. 7. Влияние географических условий на способы социальной организации. 8. Анатомия социального действия. 9. Социокультурный анализ механизмов регулирования социальных отношений. 10. П. Сорокин о социокультурных суперсистемах. 11. Российский менталитет: анализ точек зрения. 12. Социологические исследования девиантного поведения в России. 13. система институтов социализации. 14. Социальная стратификация современного российского общества. 15. П. Сорокин - о социальной стратификации и социальной мобильности. 16. Основные тенденции изменения классовой структуры в России. 17. Маргинальные группы в России. 18. Национальный вопрос и причины национальных конфликтов в современной России. 19. Л.Козер о функциях социального конфликта. 20. Основные стили конфликтного поведения. 21. Деградация природной и социальной среды: проблемы и перспективы. 22. Глобализация: плюсы и минусы. 23. Концепции прогресса в современной социологии. 24. Структурно – функциональные теории общества. 25. Социальный миф. 26. Социальная адаптация личности. 27. Обмен как основа социальных отношений. Теории социального обмена. 28. Неформальная коммуникация в социальном пространстве: слухи. 29. Интеллигенция и интеллектуалы: проблемы соотношения. 30. Социальный портрет российского предпринимателя. 31. Социально – психологические механизмы контроля и оптимизации социального конфликта. 32. Интеллигенция как социальная группа. Проблемы интеллигенции в современной России. 33. Современная российская социология: основные научные школы. 34.Социальные движения: ретроспектива и современные классификации. 35. Жизненное пространство и жизненные силы современного человека. 36. Институциональные структуры: проблемы трансформации. 37. Особенности американской социологии. 38. Личность как субъект жизнедеятельности. 39. Государство и гражданское общество. 40. Версии происхождения государства. 41. Коммунистический тоталитаризм в СССР и его историческая несостоятельность. 42. Неустойчивые и стабильные государства: сравнительная характеристика. 43. Принципы правового государства. 44. Партийные системы и их особенности. 45. Основные теории обоснования политического лидерства. 46. Идеологическая позиция либеральных и консервативных партий. 47. Основные черты современных демократических государств. 48. Социальный феномен бюрократизма. 49. Избирательные системы в современной России. 50. Роль и значение политики в обществе: исторический экскурс. 51. Место России в мировом политическом сообществе. 52. Современные тенденции политических отношений между странами. 53. Народовластие: данность или призрачная мечта? 54. Политика и СМИ. 55. Политическая аномия и социальный контроль. 2. Определение «социального» в обществе. 3. Структура социологии. 4. Специфика метода социологии. 5. Категории и законы социологии. 6. Взаимодействие социологии и других общественных наук. 7. Основные функции социологии на современном этапе развития российского общества. 8. Основные этапы развития западной социологии. Формирование классической социологии. 9. О.Конт – основатель социологии. 10. Становление и развитие отечественной социологии, ее основные этапы. 11. Социологический подход к пониманию общества. Типы обществ в истории. 12. Социальная система: понятие, признаки, типы, уровни организации. 13. Социальные действия, связи и взаимодействия. 14. Социальные отношения. 15. Культура как предмет социологического исследования. 16. Структура, содержание и формы культуры (миф, религия, искусство, наука, идеология). 17. Человек, индивид, индивидуальность, личность. 18. Теории личности в социологии (марксистская, бихевиористская, теория роста А. Маслоу, теория диспозиционной концепции личности и др.). 19. Социальный статус и социальные роли личности. 20. Социализация личности: понятие, этапы, агенты. Десоциализация. Ресоциализация. 21. Понятие социальной структуры общества. 22. Социальные общности и социальные группы. 23. Квазигруппы. 24. Девиантное поведение: понятие, сущность, основные концепции. 25. Делинквентное поведение. 26. Социальная аномия: понятие и теории. 27.Сущность, виды и роль социального контроля в обществе. 28. Социальные институты: сущность, виды, признаки, функции. 29. Институционализация и ее социальная роль. 30. Теория социальной стратификации. Критерии стратификации. 31. Социальное неравенство в современной России. 32. Социальная мобильность: понятие, виды, каналы. 33. Маргиналы, маргинальность, маргинализация. 34. Социальные изменения: понятие, структура, виды, механизмы, факторы. 35. Понятие, сущность, виды и методология анализа социальных процессов. 36. Социальные процессы в современном обществе. 37. Социальные движения: понятие, виды, функции. Социальные движения современности. 38. Социальные организации: понятие, виды. Теория социальных организаций М. Вебера. 39. Понятие социального конфликта, его психология, структура, виды, способы разрешения. Понятие социальной напряженности. 40. Социологическое исследование: логика проведения и основные процедуры (виды исследования, этапы, методы). 41. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Репрезентативность выборки. Типы выборки. 42. Пилотажное и полевое исследование. 43. Область целеполагания в исследовании (формулировка проблемы, объект, предмет, цели, задачи, гипотезы). Актуальность, разработанность изучаемой проблемы. Новизна исследования. 44. Понятие измерения в социологии. Основные виды шкал измерения. 45. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей. 2. Государство как политический институт. 3. Теории происхождения государства. 4. Три ветви государственной власти. 5. Монархия, ее основные формы и роль в обществе. 6. Ключевые этапы развития политологии. 7. Неустойчивые и стабильные государства. 8. Правовое государство.права и свободы личности. 9. Политические партии: понятие, типологизация. 10 Политическое лидерство. Типы политических лидеров. 11. Многопартийность в современной России. 12. Партийные системы и их основные типы. 13. Основные черты современных демократических государств. 14. Организация Объединенных Наций: цели и принципы организаций. 15. Социальный феномен бюрократизма. 16. Президентская и парламентская республика. 17. Основные принципы демократических выборов. 18. Место России в мировом сообществе. 19. Глобальные проблемы современности. 20. Авторитарное государство: признаки и историческая судьба. 21. Унитарное государство, федерация, конфедерация. 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 5.1 Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время. Это особая форма обучения по заданиям преподавателя, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности. Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины. Моделирование самостоятельной работы студентов:
Руководство выполнением самостоятельной работы студентов:
Дифференциация заданий:
В заключении проводится тестовый контроль знаний. Этапы и приемы СРС:
Виды самостоятельной работы студентов:
Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой. Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий. Контрольная работа – письменное выполнение.
Руководство самостоятельной работой студентов:
Во время руководства преподаватель консультирует студентов:
Контроль выполнения самостоятельной работы: Для контроля самостоятельной работы студентов используются разнообразные формы, методы и технологии контроля.
Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов и проходить в письменной, устной или смешанной форме. Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дидактической единице учебного курса. Результаты контроля самостоятельной работы студентов учитываются при осуществлении итогового контроля по дисциплине. Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:
5.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины Текущая успеваемость студентов, аудиторная и самостоятельная работа оцениваются в традиционной системе по 5 – бальной шкале. Критерии оценивания приведены в таблице.
Итоговой формой контроля по курсу является экзамен, который выставляется по результатам текущего контроля по отдельным темам курса. 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Основная литература 1. Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии: учебное пособие /Л.М. Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 336 с. 2. Латышева, В.В. Основы социологии и политологии :учебник /В.В. Латышева. – М.: Гардарики, 2005. – 336 с. 3. Волков, Ю.Г. Социология: учебник /Ю.Г. Волков. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – 667 с. 4. Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов /А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – Спб.: Питер, 2010. – 432 с. 5. Назаренко, С.В. Социология : учебное пособие / С.В. Назаренко. – Спб.: Питер, 2009. – 496 с. 6. Добреньков, В.И.Социология: учебное пособие /В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 624 с. 7. Социология: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 407 с. 8. Бельский, В.Ю. Социология: учебник /под ред. Д.Г. Лощакова. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 304 с. 9. Тадевосян, Э.В. Социология: учебное пособие /Э.В. Тадевосян. – М.: Знание, 1999. – 272 с. 10. Кравченко, А.И. Социология: учебное пособие /А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 384 с. 11. Мухаева, Р.Т. Основы политологии: учебное пособие /Р.Т. Мухаева. – М.: Новая школа, 1996. – 236 с. 12. Основы социально – политических знаний: учебное пособие. – М.: Общество «Знание» России, 1992. – 298 с. 13. Пугачев, В.П. Основы политологии: учебное пособие /В.П. Пугачев. – М.: Общество «Знание» России, 1992. – 322 с. 14. Краснов, Б.И. Политология: учебное пособие /Б.И. Краснов. – М.: Союз, 1995. – 457 с. 15. Кравченко, А.И. Социология и политология: учебное пособие /А.И. Кравченко. – М.: Академия, 2001. – 384 с. 16. Халипов, В.Ф. Политический словарь /В.Ф. Халипов. – М.: Высшая школа, 1995. – 329 с. 17. Социология. Основы общей теории: учебное пособие /под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с. 18. Общая социология: учебное пособие /под общ.ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 654 с. 19. Осипов, Г.В. Социология и социальное мифотворчество /Г.В. Осипов. – М.: Издательство НОРМА, ИНФРА - М, 2002. – 656 с. 20. Фролов, С.С. Основы социологии: учебное пособие /С.С. Фролов. – М.: Юристъ, 1997. – 344 с. 21. Альбом схем по социологии и политологии. – М.: МЮИ МВД России, Издательство «Щит», 1998. – 120 с. 22. Мостовая, И.В. Зачет по социологии в кармане: учебное пособие /И.В. Мостовая. – Ростов н /Д: Феникс, 1999. – 320 с. 23. Тощенко, Ж.Т. Социология: общий курс /Ж.Т. Тощенко. – М.: Прометей, 1994 – 384 с. 24. Харчева, В.Г. Социология: учебное пособие /В.Г. Харчева. – М.: Логос, 1997. – 304 с. 25. Краткий словарь по социологии /под общ.ред. Д.М. Гвишиани, Н.И.Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. – Политиздат, 1989. – 479 с. 26. Бабосов, Е.М. Социология: энциклопедический словарь /Е.М. Бабосов. – М.: Либроком, 2009. – 409 с. 27. Дэвид, Д. Большой толковый социологический словарь. В 2 – х томах / Д.Дэвид, Дж. Джери; пер. с англ. Н.Н. Марчук. – М.: Вече, 1999. 2. Елсуков, А.Н. История социологии: учебное пособие /А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т.Г. Румянцева [и др.]; под общ.ред. А.Н. Елсукова и др. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 381 с. 3. Рабочая книга социолога /под общ.ред. и предисл. Г.В. Осипова. Изд. 3 – е. М.: Едиториал УРСС. – 480 с. 4. Мангейм Дж. Б. Политология: методы исследования /Дж. Б. Мангейм, Р.К. Рич. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 312 с. 5. Капитонов Э.А. История и теория социология: учебное пособие /Э.А. Капитонов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2000. – 368 с. Базы данных, интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
|
|