Учебно методический комплекс по дисциплине - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационная безопасность... 3 975.61kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы туризмологии»... 1 407.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология»... 2 338.55kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 1 372.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационная безопасность»... 2 440.6kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 260.02kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внутрифирменное планирование»... 2 470.41kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая психология» раздел... 1 330.36kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Качественные и количественные... 2 375.9kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организаций... 4 725.34kb.
Потенциал социального развития региона: опыт эмпирического исследования 1 191.17kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно методический комплекс по дисциплине - страница №1/5

УТВЕРЖДЕНО решением Ученого совета

от «___» _______ 20 __ г., протокол № ___


Изменения утверждены решением

кафедры [наименование кафедры]

от «___» ________ 20 __ г., протокол № ____
СОГЛАСОВАНО

Проректор по инновационному образованию и

методической работе С.А. Смирнов

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы социального государства»

Направление подготовки: 080100 «Экономика»
Профиль подготовки: БУАиА, мировая экономика, налоги и налогообложение, статистика, финансы и кредит, экономика организаций и предприятий
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Формы обучения: очная

заочная

г. Новосибирск – 2011 г.

РАЗДЕЛ 2. Методическое обеспечение дисциплины.
Раздел 2 УМК «Методическое обеспечение дисциплины» разработан

[проф., к.и.н. Поломошнова Галина Борисовна; проф., к.и.н. Ярославцев Виктор Георгиевич; проф., д.и.н. Быстренко Валентина Ивановна]

Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета.

Раздел 2 экспертизу прошел
Начальник отдела методического обеспечения

[Ф.И.О.]
Рецензенты-эксперты:

[Ф.И.О. полностью – ученая степень, ученое звание, должность]

Утверждено на заседании кафедры [наименование кафедры] (протокол от «_30_» _августа__ 20_11_ г. № _1__).


Заведующий кафедрой: проф., д.и.н. Быстренко Валентина Ивановна


2.1. Содержание дисциплины

Тема 1. Сущность, принципы и модели социального государства.

Государство как социальный институт и политическая организация общества. Объективные факторы и условия возникновения и развития социального государства: краткая история мирового опыта. Современные представления о социальном государстве. Понятие и сущность социального государства. Главные цели и задачи социального государства. Основные функции социального государства. Принципы социального государства. Важнейшие признаки социального государства. Модели социального государства.


Тема 2. Концепция социального государства РФ.

Концепция социального государства Российской Федерации: основные положения и механизмы. Процесс реализации конституционных целей социального государства в России: анализ тенденций. Приоритеты современного этапа развития российского государства.


Тема 3. Социоэкономика как научная школа по изучению социально-экономических отношений в обществе.

Социоэкономика как научная школа. Структура социоэкономики. Векторы социоэкономических исследований. Методы социоэкономических исследований. Критерии и показатели степени социальности государства: стандарты развитых стран и современной России. Международные нормы достойного уровня (качества) жизни.


Тема 4. Экономическая основа социального государства.

Участие социального государства в регулировании деятельности субъектов рыночных отношений: уроки развитых стран. Поиск разумного компромисса между темпами экономического роста и динамикой социальных показателей. Особенности бюджетной, налоговой и ценовой политики. Роль социального государства в регулировании кредитно-денежных отношений. Понятие корпоративной социальной ответственности. Государственная поддержка социально ответственного бизнеса: опыт, проблемы, решения.


Тема 5. Социальное рыночное хозяйство как ресурсная база социального государства в РФ.

Оценка современного уровня российской экономики с позиций ее соответствия требованиям социального рыночного хозяйства. Экономическая активность трудоспособной части общества. Система распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом. Социальные приоритеты государственного и частного секторов российской экономики. Формирование социально ответственного бизнеса в России: оценка тенденций. Реализация стратегического курса на создание в России инновационной экономики – необходимое условие повышения уровня и качества жизни населения. Критерии и показатели эффективности социального рыночного хозяйства.


Тема 6. Механизм обеспечения условий для деятельности социального государства.

Роль социального государства в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина. Признаки правового государства. Важнейшие характеристики социального правового государства (из опыта развитых стран). Понятие демократического режима власти. Гражданское общество и его отношения с социальным государством.


Тема 7. Формирование правовой основы социального государства. Социальные партнерство и аудит.

Процесс формирования правовой основы социального государства в Российской Федерации. Социальное законодательство: оценка состояния, актуальные проблемы и пути их решения. Социальное партнерство как метод регулирования социально-трудовых отношений. Основные принципы социального партнерства. Субъекты социального партнерства. Уровни и формы взаимодействия субъектов социального партнерства. Практика социального партнерства: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта. Социальный аудит как технология оценки результатов социальной деятельности государственных и местных органов власти, бизнес-структур и общественных организаций. Российская модель социального аудита: основные положения.


Тема 8. Социальная политика социального государства: уроки развитых стран.

Сущность социальной политики социального государства. Принципы осуществления социальной политики. Субъекты социальной политики социального государства. Уровни социальной политики. Важнейшие направления социальной политики. Модели социальной политики социального государства. Механизмы эффективной социальной политики социального государства. Система социальных стандартов как основа социальной политики социального государства. Проведение политики доходов и расходов государства в интересах всего общества. Стимулирование корпоративной социальной политики. Последовательная и системная борьба с коррупцией. Персональная ответственность должностных лиц.


Тема 9. Социальная политика российского государства: основные направления, опыт, проблемы, решения.

Основные направления социальной политики российского государства: анализ тенденций. Роль приоритетных национальных проектов в активизации социальной политики российского государства. Причины, затрудняющие проведение в современной России эффективной социальной политики. Перспективы государственной социальной политики на этапе становления в России социального государства. Критерии и показатели эффективной социальной политики социального государства.


2.2. Основное (обязательное) обеспечение:


  1. Гриценко Н.Н., Волгин Н.А. и др. Основы социального государства: учебник для вузов. /Под общей ред. д.э.н., проф. Н.Н. Гриценко, д.э.н., проф. А.А. Шулуса. – М.: Издат. дом “АТиСО”, 2009.

  2. Каменецкий В.А. Основы социального рыночного хозяйства. Учебное пособие. – М.: АТиСО, 2004.

  3. Конституция РФ. – М., 1993; - М.: Юрист, 1997.

  4. Конституции государств Европейского Союза. – М., 1997.

  5. Конституции государств Восточной Европы. – М., 1996.

  6. Конституционное правосудие и социальное государство. Сборник. – М.: Институт права и публичной политики, 2003.


2.3. Дополнительная:


  1. Вершинина М.И. Формирование гражданского общества в России и политика Европейского Союза // Соц.-гум. знания. – 2010. – № 5.

  2. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия. Политология. – 2000. - №2.

  3. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. – М.: «Экономика», 2006.

  4. Косенко О.И., Шулус А.А. Социальная ответственность бизнеса: уроки истории, опыт развитых стран и современной России. – М.: Издат. дом “АТиСО”, 2008.

  5. Киселев В.Н. Российская модель социального партнерства (теоретико-концептуальный аспект). – М.: Издат. дом “АТиСО”, 2008.

  6. Косенко О.И., Охотский Е.В. Становление социального государства в России: актуальные проблемы государственного управления и пути их решения. – М.: Издат. дом “АТиСО”, 2010.

  7. Кочетков Л.Н. Социальное государство: русский взгляд // Соц.-гум. знания. – 2010. - № 3.

  8. Концепция российской модели социального аудита // Труд и социальные отношения. – 2007. - № 2.

  9. Кривошеев В.Т. Социальное государство и его роль в становлении социального партнерства // Соц. – гум. знания. 2006. - № 3.

  10. Кузнецов Ю. Социальное государство – консенсус нациального самоуничтожения. Опубликовано на сайте www.polit.ru 20.04.2001 года. Текст см. по адресу: http://old.polit.ru/docunments/411280.html.

  11. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. – М.: МГИМО – Университет, 2006.

  12. Левашов В.А. Россия: социальное государство и стратегия устойчивого развития // Обозреватель. – 1996. - № 8.

  13. Меркурьев А.В. Понятийный аппарат социальных механизмов государственного управления // Соц. – гум. знания. – 2009. - № 1.

  14. Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.

  15. Профсоюзы России: современный этап. 1990 – 2005 гг. / Рук. авт. кол. Н.Н. Гриценко. – М.: АТиСО, 2005.

  16. Сельцовский П.А. Генезис коррупции в России // Соц. – гум. знания. – 2010. - № 4.

  17. Социальное государство и проблемы бедности. Сборник. – М.: АТиСО, 2006.

  18. Социальное государство. Краткий словарь – справочник. Ред. коллегия: Н.Н. Гриценко и др. – М.: АТиСО, 2002.

  19. Социальное государство: концепция и сущность: доклады Института Европы РАН. – М.: Изд-во “Огни”, 2004.

  20. Социальная политика. Учебник. /Под ред. Н.А. Волгина – М.: Экзамен, 2008.

  21. Социальная сплоченность и допуск к социальным правам. Сборник. / Под общ. ред. О.И. Косенко. – М.: АТиСО, 2005.

  22. Социально-экономические проблемы молодежи и социальное государство. Сборник. – М.: АТиСО, 2007.

  23. Сулимова Т.С. Формирование социального рыночного хозяйства в России. – М.: Альфа – Пресс, 2006.

  24. Шулус А.А. Социоэкономика как межотраслевая наука: предмет, метод, формы институционализации // Труд и социальные отношения. – 2008. - № 1.

  25. Федякин А.В. Основные направления политики формирования позитивного образа современной России внутри страны // Вест. Моск. Ун-та. Серия 12. Политические науки. – 2006. - № 2.


2.4. Учебно-методическая литература и материалы

2.4.1. Лекционный курс

Тема 1. Социальное государство: теоретико-методологические основы.


  1. Государство как политический и социальный институт общества.

  2. Теоретическая разработка категории «социальное государство».

  3. Социальное государство: понятие, условия и этапы реализации.

  4. Приоритеты, функции, модели и принципы социального государства.

Согласно статье 7 Конституции РФ Россия есть – «социальное государство, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты. Следовательно, ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей, не только аморальны, ещё и незаконны». Руководители нашего государства на вопрос об общественном строе в России заявляют: оно есть «Социальное рыночное государство».

Возникает несколько важных вопросов. А идея социального государства востребована обществом в целом? Есть ли условия и факторы для её реализации? Как определить этапы? И, наконец, она понятна людям? Ведь идея социального государства – это исторический вызов России. Какой она сможет стать? Курс «Основы социального государства» вызван необходимостью разрешить для студентов эти вопросы.

В 2002 г. был создан Временный творческий коллектив (позднее Межведомственный творческий коллектив) ученых и специалистов для разработки модели социального государства в России. Это вызвало значительный подъем различных общественно-политических сил. Свои стратегии, программные документы, хартии, доктрины представили партии, Федерация независимых профсоюзов России, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Координационный совет при Председателе Совета Федерации и Русская православная Церковь. Результат первого этапа работы - в 2004 г. была опубликована «Концепция социального государства РФ», которая вобрала в себя многое из названного выше, а также из опыта, зарубежного и отечественного. Это совсем не значит, что всё определено. Возникает длинный ряд проблем исследований и изучения. Первым в ряду проблем являются осмысление и развитие понятия «социальное государство».

Государство – мощный институт власти, прошедший длительный исторический этап эволюции. До 18 в. оно ассоциировалось с определенным типом общества: полис (город–государство), княжество, королевство, империя, республика. Но далее все усложняется. Политическая наука выделяет два основных направления развития государства – восточное и западное – с разными системами собственности и с разным положением человека в обществе. Само понятие «государство» становится более сложным, двуплановым, о чем писал ещё М. Вебер (19 в.). Современное государство играет центральную роль в политической системе и представляет конкретную историческую форму государственности того или иного народа. Одновременно государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяет общественные потребности (не частные), формирует сферу общего интереса, руководит всеми сферами общественной жизни.
Обобщая, можно выделить базовые признаки государства:


  1. Наличие особой группы людей, занятых управлением обществом и охраной его структуры.

  2. Монополия на принудительную власть в отношении всего населения

  3. Право осуществлять внутреннюю и внешнюю политику.

  4. Суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения.

  5. Организация власти по определенному территориальному признаку.

  6. Монополия на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета.

Это признаки государства как политического института.

Если государство все права и возможности направляет на повышение благосостояния своих граждан, на развитие человеческого потенциала, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то при соблюдении прав и свобод граждан оно становится социальным. Государство – универсальная общественно – политическая организация, обладающая публичной властью и аппаратом управления всеми социальными процессами в пределах определенной территории, т.е. оно выступает не только как политический, но и как социальный институт. К числу атрибутов (неотъемлемых свойств) современного государства относятся:



  • государство является единственным представителем всего общества;

  • выполняет общесоциальные функции;

  • имеет право – систему норм, санкционированных государством;

  • обладает, как правило, монополией на правотворчество;

  • находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории (институт гражданства);

  • обладает суверенитетом;

  • имеет специальный аппарат власти и управления;

  • использует право принуждения и использует его;

  • обладает вооруженными и другими специализированными силами, обеспечивающими его целостность и безопасность;

  • имеет систему правосудия (конституционный, арбитражный, уголовный, гражданский суды);

  • обладает материальными средствами для проведения государственной политики (собственность, бюджет, валютные запасы и др.) и применяет систему налогов и займов;

  • имеет административно-территориальное деление;

  • имеет свои символы (герб, гимн, флаг) и памятные даты.

При наличии выше перечисленных свойств, а также развитых демократических институтов в обществе государство может считаться правовым, имеющим свою основу - гражданское общество. Правовое государство-государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей. Гражданское общество – общество, в котором развиваются:



  • институты частных (коллективных и индивидуальных) владельцев средств производства;

  • перераспределение политической власти между государством и обществом;

  • раскрепощение сознания человека, т.е. укрепление чувства личного достоинства, веры в свои силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов.

Правовое государство и гражданское общество – это основа и условие формирования социального государства. Надо отметить, что ни одно государство в мире не достигло идеального гражданского общества, правового и социального состояния. Государство – живой организм, в котором идеал всего лишь цель.

Говорить о социальном государстве можно как о современной концепции, но его теоретическая база разрабатывалась задолго до 20-21 вв., хотя термина «социальное государство» ещё не было. От античности до Нового времени (18 в.) политическая мысль стремилась к созданию модели справедливого и разумного общества, где бы все заботились о каждом и каждый обо всех. В 18-19 вв. Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И. Кант много сделали для разработки и утверждения в массовом сознании и практике идей личной свободы гражданина и его гражданского состояния, прежде всего собственности. В 19-20 вв. Г.Гегель, К. Маркс, Дж. Милль, М. Вебер, А. Грамши разрабатывали оригинальные идеи гражданского общества как формы организации общественной жизни, противостоящей государству и как источника смысла и ценности общественно-политической и частной жизни. 20 в. ознаменовался борьбой идей по проблемам государства между идеологами классического либерализма, неолиберализма и неоконсерватизма. Примечательно, что теоретические разработки становятся основой политических программ. Преодолевая последствия кризиса и «великой депрессии» 30-х гг. в США Ф. Рузвельт осуществил политику «нового курса», т.е. активное государственное вмешательство в экономику. В 80-е гг. консерваторы М.Тэтчер в Англии и Р.Рейган в США в своей экономической политике не отказались от неолиберальных идей – государственное регулирование с целью социальной защиты общества.

Замечательную страницу в историю мирового опыта внёс Л. Эрхард, канцлер ФРГ. Экономические реформы 40-х гг., которые вобрали в себя идеи неолибералов и социал-демократов впервые были закреплены системой социального законодательства. Сменяющие друг друга политики любого политического направления изменить его не могут, т.к. оно имеет конституционно-правовой статус: законы о максимальной занятости, о защите рабочего места и рабочего времени лиц наемного труда, об управлении предприятием, где хозяин обязан согласовывать свои действия и решения с Советом, куда входят представители администрации, акционеров и наемных рабочих. В 1949 г. в Основном законе ФРГ впервые появилось понятие «социальное государство», но наиболее радикальную теоретическую его основу выдвинул в конце 19 в. немецкий социалист А. Вагнер, введя в свою теорию термин «государство всеобщего благоденствия». В 20 в. появляется множество теорий о сущности государства, наиболее известной является концепция английского экономиста Дж. Кейнса, обосновавшего необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества.

Идея и проблемы государства рассматривались и в российском обществоведении. В конце 19 – начале 20 в. профессор Московского университета Б.Н. Чичерин отрицал роль государства в перераспределении благ, но считал, что помощь нуждающимся и поддержку должны оказывает благотворительные фонды, а только потом-государство. Это не слишком радикальная идея оказалась актуальной в современной России. Русский правовед и философ П.И. Новгородцев подчеркивал необходимость социального реформирования России ещё в 1909 г. и обращал внимание, что политическое реформирование всегда легче социального. После 1917 г. идеи равенства и справедливости разрабатывались в первом социалистическом государстве – СССР. В стране имелись государственные социальные гарантии для трудящихся: всеобщее бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, всеобщая занятость, социальное обеспечение и социальное страхование. Гарантии были ликвидированы после перехода страны к рыночным отношениям. Оценку этому колоссальному сдвигу в социальной жизни общества мы сможем дать, изучив материалы курса. Современные отечественные ученые С.Алексеев, Н. Волгин, Н. Гриценко, М. Дмитриев, Е. Жильцов, С. Калашников, Б. Ракитский, А. Шулус и др. рассматривают различные проблемы. Прежде всего это определение понятийного аппарата; исследования «социального государства» как синонима «государства всеобщего благоденствия»; чаще – государство с социально ориентированной экономикой в условиях рыночного хозяйства; остро дискутируются вопросы выбора модели социального государства и возможности использования опыта других стран; прогнозируется изменения функций государства, которое должно превратиться из института власти в общенациональную авторитетную корпорацию.

Различные ученые по разному трактуют понятие «социальное государство», определений очень много. Ключевым словом в понятийном аппарате является слово «социальное» - исходная категория и связующее звено. «Социальное» характеризуется рядом свойств и признаков:


  • осознание каждым индивидом и социальной общностью целей общественной деятельности;

  • в процессе взаимодействия различных структур и общностей понимать социальные закономерности и тенденции развития;

  • адэкватное восприятие социального статуса в социальной иерархии и организация борьбы за улучшение жизненных условий, удовлетворение интересов и потребностей;

  • развитие принципа справедливого распределения материальных и духовных благ общества;

  • совершенствование и внедрение действительных правовых основ гражданского общества.

С термином «социальное» формируются многие понятия: «социальная политика», «социальные связи», «социальное государство» и др. Определим последнее достаточно абстрактно. «Социальное государство – способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими». Возьмем ещё одно более структурированное определение «Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства – охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты». Авторы выше приведенных определений В.Барнс и Н. Волгин были в числе авторов, раскрывающих категорию «социальное государство» в Конституции РФ и в Концепции социального государства РФ.

Была ли у России альтернатива в выборе пути развития? Да, как минимум три пути: строительство чисто капиталистической экономики, регулируемой стихией рынка с тяжкими последствиями; возврат к социалистическому устройству; формирование нового социального жизнеустройства. Два первых пути оказались невозможными по ряду важных причин. Первый предполагал определенную аналогию с послевоенной перестройкой в ФРГ. Действительно, богатый опыт, но России он не подходил.



  1. Экономической основой социалистического государства был единый народнохозяйственный комплекс работающий на принципе специализации и кооперации. Почти все предприятия были монополистами, не способными к конкуренции.

  2. Трудовые коллективы не приняли бы чистый капитализм, который «выталкивал» общественные и коллективные формы управления и жизнедеятельности.

  3. В стране отсутствовали кадры, способные организовать капиталистическое хозяйство на базе социалистического.

Второй путь оказался тоже невозможен.



  1. Произошла смена форм собственности на средства производства.

  2. Демонтирован механизм централизованного планирования и управления.

  3. Перестроен финансовый механизм, система ценообразования, банковская система.

  4. Общественное мнение было наполнено воспоминаниями о дефиците товаров народного потребления в советский период, о незаконных репрессиях, о затратной венной экономике и др.

В декабре 1993 г. на референдуме Россия выбрала путь на социальное рыночное государство. Сейчас мы уже можем говорить о наличии факторов и условий для такого пути.

  1. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. В основу этого документа, подписанного в том числе СССР, положена идея социального государства с ориентацией на развитие человека и создание ему достойной жизни.

  2. Интеграция нашей страны в международные связи делает необходимым учитывать стандарты уровня и качества жизни, которые заложены в документах мирового сообщества: Международной организации труда (МОТ), Европейской социальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения и др.

  3. Теоретические разработки зарубежных ученых и возможное использование опыта европейских стран (Германии, Испании, Франции, Швеции), ставших на путь создания социальных государств и добившихся высоких жизненных стандартов.

  4. Российское государство не могло полагаться на менталитет своего народа и взяло на себя историческую миссию-инициативу формирования нового типа общества.

  5. Разработка нормативно-правовой основы социального государства отражена в документах: Конституция РФ, Концепция социального государства РФ, программы партий и различных общественно-политических сил, социальные программы регионов, проекты национальных программ.

  6. Соглашение о социальном партнёрстве государства, работодателей и профсоюзов России.

  7. Наличие опыта социальной политики и гарантий социальной защищенности в СССР при беспристрастной конструктивной его критике.

Наличие условий и факторов позволяет говорить о постепенном развитии правового государства и гражданского общества как реальной основы социального государства. Но не факт, что оно будет построено завтра. Специфика России такова, что государство не в состоянии решить современные социальные проблемы. Россия должна пройти путь от социализма через ранний капиталистический этап к своей главной цели. Авторы Концепции развития социального государства РФ делят его строительство на три этапа: первый – начальный (10-15 лет), второй – переходный (5 – 10 лет), третий – стабильное развитие (15 – 20 лет). На первом этапе должны быть созданы научная концепция, обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, самоуправления, социального партнерства, включая систему социальных стандартов и социального аудита. Должны быть подготовлены кадры, структуры, механизмы реализации, основные направления социальной и экономической политики. На втором этапе должны быть апробированы законы, механизмы реализации, методы оценки эффективности работы рыночной экономики, власти, управления, социального партнерства. После апробации необходимо внести изменения, скорректировать нормативную базу, стандарты, оценки механизмов реализации и методы работы.

На третьем этапе должна быть достигнута стабильность в развитии экономики, что положит начало выполнению функций социального государства. Каждый этап есть прогноз, который может меняться в любую сторону в зависимости от разных причин.



На каждом этапе развития социальное государство выдвигает свои приоритеты, учитывая важность, актуальность, остроту проблем. Приоритеты определяются на макроуровне (решение сверхприоритетных проблем), на мезоуровне (решение задач среднесрочной перспективы), на микроуровне (решение ближайших задач). По мнению В. Каменецкого, в современной России сверхприоритетных проблем две: недопущение массовой бедности, деградации и люмпенизации населения страны; сохранение независимости страны, недопущение превращения России в сырьевой придаток «Большой семерки», т.е. в полуколонию. Среднесрочные приоритеты смоделированы Правительством РФ:

  • рост денежных доходов населения, уменьшение дифференции в оплате труда, улучшение пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения;

  • сокращение социальной и экономической бедности в местах её наибольшей концентрации;

  • всеобщая доступность социальных благ – медицинское и социальное обслуживание и образование;

  • безусловная приоритетность вложений в человека (образование и здравоохранение), что является основным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;

  • усиление страховых принципов социальной защиты населения;

  • создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих ему зарабатывать самим для повышения своего уровня жизни;

  • создание условий для эффективной занятости населения;

  • социальное развитие села;

  • улучшение демографической ситуации в стране;

  • неотложное реформирование трудового законодательства, приведение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.

В каждом направлении формируются ближайшие задачи. Главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность, реализуются через функции:

  • обеспечение продуктивной занятости и постоянного роста доходов;

  • обеспечение социального страхования для всех членов общества;

  • обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;

  • социальная защита нуждающихся;

  • сглаживание социального неравенства путем перераспределения благ;

  • предоставление социальных услуг.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. Во-первых, идет количественный рост социальных функций, а, во-вторых, они вступают в сложные системы взаимодействия с правовыми, политическими и экономическими функциями, идёт «социализация» функций. Возникает функциональная система, находящаяся в развитии, которая характеризуется рядом признаков: а) существует системная правовая основа социальной политики; б) наличие эффективной системы социального страхования; в) существование бюджетных социальных выплат; г) существование самодостаточных государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости; д) доступность социальной поддержки всем нуждающимся членам общества; е) принятие государством ответственности на себя за уровень благосостояния граждан; ж) существование институтов гражданского общества, участвующих в социальной политике; з) наличие и развитие социальной рыночной экономики. По этим перечисленным признакам мы можем определить наличие в государстве характера «социальности».

Среди актуальных задач современного государства в России остаётся разработка и внедрение в практику социальных нормативов и норм, т.е. Государственных минимальных социальных стандартов (Г.М.С.С.). Процесс их разработки идет постепенно с 1997 г. и охвачено уже достаточно много сторон жизни – от оплаты труда до прожиточного минимума (денежная оценка потребительской корзины), от бюджетных средств на социальные нужды до финансовых нормативов исполнения статей социально-культурной сферы Г.М.С.С. – это установленные законодательством РФ минимально необходимые гарантии социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение важнейших потребностей человека. При этом предполагается реальное участие социальных субъектов общества в повышении своих доходов.

Таким образом, социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения, механизм осуществления и контроля социальных гарантий.

Любое социальное государство имеет экономическую и правовую основу, а также механизм регулирования социальных отношений. Триединая основа создает своеобразие государств и различные модели социального государства. Исторически первой моделью были скандинавские страны – Швеция, Финляндия, Норвегия. Их модель основывалась на идеологии и политике демократического социализма или социал-демократии. Второй моделью принято считать ФРГ, ряд западно-европеских стран, США, Канаду, Японию. Они стали создаваться на либеральной идеологии, теоретической основой стала концепция «открытого общества» и кейнсианские идеи «государства всеобщего благоденствия». Принципиально иной характер имеет модель социального государства при тоталитарных системах. Они могут быть несомненно социальными и достигать успехов. В 20 – 40 – е гг. советское государство создало самую передовую систему социальных гарантий для самых широких слоев населения, но государственная экономика, отсутствие гражданских прав и свобод привели к отставанию от стран со свободной рыночной экономикой.

В современной мировой практике проявляются две основных модели. Первая – либеральная (монетаристская), основанная на минимальной государственной собственности и соответственно максимально на частной. Социальные функции государства резко сокращаются. Либеральная модель основывается на принципе субсидиарной ответственности личности перед собой и своей семьёй, т.е. на принципе самовыживания, формирования независимой личности. Вторая модель – социально-ориентированное государство. Она основывается на сосуществовании различных форм собственности и сильной социальной функции. Этот путь выбрала Россия. В нашей модели проступает патерналистский характер. Вопросы формирования социального государства инициирует и реализует само государство. Оно же пока определяет принципы социального государства:


  • экономическая свобода человека;

  • экономическая эффективность хозяйства;

  • социальная справедливость и солидарность общества;

  • гендерное равенство мужчин и женщин;

  • участие работников в управлении производством и распределении благ;

  • развитие социального партнерства.

В заключении лекции мы можем ответить с достаточной уверенностью на один из вопросов, поставленных в начале. Идея социального государства не только востребована, но и реализуется в мировом сообществе. Наша страна поддержала эту идею на референдуме 1993 г., идея востребована.
Тема 2. Концепция социального государства РФ


  1. Основные положения и механизмы концепции социального государства РФ.

  2. Процесс реализации конституционных целей социального государства в России: анализ тенденций.

В Конституции РФ (1993г., ст. 7, пп. 1,2) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Теория и практика социального государства в СССР и затем в новой России не изучались в должной мере. В силу этого Конституция РФ (1993 г.) провозглашала Россию уже состоявшимся социальным государством (с. 7-я), хотя не была таковым. Позже Правительство РФ в Национальном докладе к Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) вынуждено было уточнить, что мы лишь строим социальное государство.

В п. 2 ст. 7 Конституции РФ были перечислены лишь некоторые основные направления деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размере оплаты труда; поддержка семьи, материнства и т.д. Другие направления и обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37-43 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

В последующие годы в России принята масса законов, составляющих сегодня государственную систему защиты населения. Например, в 1999 г. принят Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования», устанавливающий 14 видов страхового обеспечения. После его принятия проведена большая законотворческая работа по основным видам обязательного социального страхования и совершенствованию деятельности фондов: пенсионного, занятости населения, обязательного медицинского страхования и др. Принят Трудовой Кодекс РФ. И работа продолжается.

Но созданная государственная система ориентирована прежде всего на защиту населения. Важнейший принцип социального государства - создание условий для равенства возможностей пока не обеспечивается. В результате налицо несоответствие между заявленными обязательствами государства в социальной области и реальных усилий по созданию эффективной, социально ориентированной экономики и созданию достойных условий жизни для всех граждан страны, а не отдельных групп, по внедрению элементов социальной справедливости и солидарности.

Если говорить о России как социальном государстве, как считают многие исследователи, то единственным доказательством, подтверждающим этот её статус, может служить лишь статья 7 Конституции РФ, где такая запись действительно имеет место,

Иных подтверждений статуса России как социального государства после принятия Конституции, объявившей её таковым, не просматривается. «Более того, сегодняшняя Россия с очевидностью демонстрирует отсутствие атрибутов, которые составляют базовые принципы любого социального государства», - считает Г.А. Николаев. (к.и.н., проректор Академии труда и социальных отношений). Он отмечает отсутствие в России: эффективно функционирующей социальной рыночной экономики, правового государства, гражданского общества, которое только и способно разрушить монополию государства в сфере социальной политики и сформировать социальные субъекты, способные эффективно воздействовать на эту политику.

Реальная картина сегодняшней России иная: слабая, малоэффективная экономика, массовая нищета, неуважение властью гражданина и недоверие граждан к власти, избирательное применение законов. Всё это-факторы, несовместимые со статусом социального государства. И самый вопиющий из них – резкая и продолжающаяся поляризация в уровне доходов и качестве жизни огромного большинства и ничтожного меньшинства населения страны.

Сегодня некоторые исследователи считают, что в России на практике проявляется волюнтаристский, конъюнктурный, нигилистический подход к использованию мирового опыта в области социальной политики, в частности, в России отсутствует долгосрочная социальная программа, предусматривающая удовлетворение потребностей социума в целом, а не отдельных групп, кланов, «проявляется противоречие между объявленными благими намерениями и их уродливым воплощением», распространяется социальное мифотворчество. С другой стороны забыт и игнорируется опыт СССР в этой области, либо односторонние отражаются лишь отрицательные явления в социальной политике СССР.

Относя Россию к социальному государству, некоторые аппелируют к тому, что, с их точки зрения нет общепризнанной теории социального государства, его природе, реальном содержании критериях, условиях формирования, функциях. Другие отрицают возможность существования такой теории, выдвигают критерий «самобытности» социального государства, что позволяет причислить к таковым любое, хотя уже накоплен опыт, есть критерии, механизмы.

Критерии, по которым в мире государства относят к социальным:


  • децильный коэффициент;

  • коэффициент Джини;

  • доли реальной средней зарплаты по отношению к производству ВНВ на душу населения;

  • доли оплаты труда в стоимостной структуре ВВП;

  • расходов семьи на питание, доли средних слоев в социальной структуре общества;

  • соотношение минимальной и средней пенсии к прожиточному минимуму;

  • минимальной почасовой зарплаты с учетом паритетной покупательной способности валют к часовой зарплате признанных социальных государств. Минимальной и максимальной пенсии, минимальной и средней зарплаты;

  • пособий по безработице и прожиточного минимума, коэффициенты естественного движения населения (разница между числом родившихся и умерших);

  • продолжительность жизни и др. Есть сводный показатель: индекс человеческого развития.

Россия по оценкам исследователей в 2004 г. не соответствовала ни одному признаку социального государства.

Различия в уровнях жизни в России, по некоторым оценкам, достигаются 100 раз. В руках 5% богатых сосредоточены производственные мощности, сырьевые ресурсы и три четверти денежных сбережений. Статус социального предполагает юридическую ответственность государства за обеспечение своим гражданам определенных жизненных стандартов. Эти стандарты в России только разрабатываются, но их нормативы по определению не могут быть ниже прожиточного минимума. Более того, в комментарии к Конституции РФ говорится об ответственности государства за достойный уровень жизни и даётся следующее его определение: «под достойной жизнью обычно понимают достойную материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.д. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование».

В России пока этого нет. За годы существования новой России бедность не ликвидирована, размер пенсии большинства категорий граждан несопоставим с зарплатой, пособие по безработице тоже (как это делается, например, в Германии). И дело не в сроках. Германия много достигла за первое десятилетие после второй мировой войны, когда экономика была разрушена.

Всюду государство в той или иной мере использует механизм перераспределения национального дохода. Однако, только одно это не может стать эффективным средством в борьбе с бедностью. Наряду с этим необходимо, чтобы государство помогало людям находить своё место в структурах рыночной экономики, обретать финансовую самостоятельность. Это предполагает меры по поощрению и стимулированию развития мелкого и среднего бизнеса, включая предоставление ему налоговых льгот.

Социальная политика обычно состоит из двух сегментов: 1) социальная благотворительность; 2) совокупность действий, направленных на обеспечение нормальных условий существования и развития общества. В России власть имущие делают упор на первом, отводя социальному государству роль щедрого барина, который жертвует средства бедным, убогим. Но бесплатный хлеб раздавали в древних Афинах, в России – Борис Годунов в период смуты, но никто не рассматривает древнюю Грецию или Русь начала XVII в. как социальные государства.

Производство (экономика) определяется тремя основными элементами: естественными ресурсами: общественным трудом и рабочей силой. Значение их разное на разных этапах. В XX веке стало быстро расти значение высококвалифицированной рабочей силы, а её воспроизводство достигалось при помощи социальной политики. То есть, экономика не может быть эффективной без социальной политики, не случайно содержание её в XX в. постоянно обогащалось. И если мир будет продолжать восходящее движение роль социальной политики как средства обеспечения воспроизводства современной рабочей силы будет возрастать.

Современная Россия столкнулась с дефицитом: квалифицированной рабочей силы. Причины этого:


  • политика государства в области образования в эти годы не была результативной.

  • система оплаты наемных работников государством и частным бизнесом не стимулирует повышения качества рабочей силы (отток на Запад);

  • прежняя система подготовки квалифицированной рабочей силы развалена, а новая не создана.

  • отказ предприятий от «социалки» привел к оттоку рабочей силы с крупных предприятий и т.д.

А преодоление этих причин требует активной социальной политики, отвечающей назревшим потребностям общества.

В первом полугодии 2002 г. по данным Госкомстата РФ децильный коэффициент в России равнялся 14,3, это превышает допустимые для социального государства значения, но не сильно. Но в то же время по данным члена совета Федерации А. Голованчикова, опубликованным в «Парламентской газете» децильный коэффициент приблизился к 40, а по неофициальным данным он составлял 65.

Европейские социальные государства создали инструментальное, количественное определение его в течении 5-ти этапов развития: 1) 1945-1959 – становление; 2) 1960-1975-расширение и углубление задач; 3) 1976-1990 – консолидация в условиях неоконсервативного отката; 4) 1991-2001 – новое расширение и углубление социальных функций государства; 5) 2001 г. – настоящее время – новая консолидация. Основные характеристики социального государства в различные периоды его развития были разные.

При обсуждении Конституции РФ, обсуждая статью о социальном государстве, не задумались над тем, насколько социальная сфера России готова к этому, если применять европейский инструментарий и соответствовать европейским стандартам. По прошествии двух десятилетий в современной России поняли, что социальное государство лишь создается. Сегодня оно находится на раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом (реальном), что нашло отражение даже в учебниках. Научная разработка проблем только начинается, законодательная база создается, но пока неполная, формируется модель социального государства, оптимальная для России в современных условиях. Идет работа по формированию правовых основ и механизмов кадрового обеспечения социального государства.

Столкнувшись с серьезными проблемами, российские идеологи социального государства увидели одну из основных причин в том, что в России отождествляется социальное государство с чрезвычайно высоким уровнем жизни в развитых странах.

В очередной раз заговорили о самобытности, о необходимости учитывать исторические традиции и менталитет народов России, предлагается по сравнению с западными демократиями термин «социальный» использовать в широком смысле слова; российское «социальное государство» должно стать общенародным государством большинства для гарантирующего и соблюдающего установленные законы, права и свободы каждого отдельного гражданина».

При обсуждении проблем социального государства в 2004т. Гончаров П.К. обосновал первоочередные задачи. Он считал, что экономический фундамент российского социального государства должна составлять высоко развитая, социально ориентированная, смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды обитания и гармонию природы и общества. При этом подходе неизбежно встал вопрос о значительном, закрепленном в Конституции, повышении роли и ответственности государства в экономической сфере. Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленности производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунально-строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

В социальной сфере российского социального государства наряду с включением достижений мирового опыта максимально возможной и целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан. Прежде всего это означает восстановление гарантий на труд, занятость, на своевременное получение заработной платы и пенсий. Государство должно всячески поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.

Совершенно недопустимы потворство возникновению сверхсостояний, целенаправленная политика государства, направленная на искусственное создание класса крупнейших собственников путем изданных благоприятствующих этому законов, указов, постановлений, фактическое отсутствие реального преследования за грубейшие нарушения даже таких нормативных актов. Вместо этого государству необходимо взять под жестокий контроль ситуацию с социально-имущественным расслоением в обществе, как это принято, например, в Швеции, где соотношение 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных составляет 1:4. Это не мешает данной стране считаться витриной западной демократии и социального прогресса.

Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности. Но и повысит платежеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не благосостоянием.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Она должна включать в себя, во-первых, социальное страхование и обеспечение граждан и семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай, и т.п.); во-вторых, оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и в-третьих, поощрительную и вспомогательную подсистему, занимающуюся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получение дополнительного образования, отдыха и т.д.

К числу необходимых характеристик социальной сферы российского социального государства следует отнести восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческой основе могут оказываться дополнительные медицинские услуги, выходящие за рамки восстановления здоровья пациентов. Усиленно насаждаемая также коммерциализация системы образования и прежде всего высшей школы также не соответствует практике развитых стран мира, за исключением США. Образование в пределах государственных образовательных стандартов, в том числе первое высшее, а также послевузовское должно быть бесплатным. На коммерческой основе могут получаться дополнительные образовательные услуги в виде второго высшего образования, изучения нескольких иностранных языков, дисциплин и наук, не предусмотренных образовательными стандартами и т.д.

Социальное государство в России должно заботиться и о демографических, и о духовных проблемах. Необходимо открыть доступ гражданам и прежде всего молодежи к подлинным образцам мировой и отечественной культуры, искусства, литературы, прекратить фактически насильственную вестернизацию духовной жизни. Примеры защиты национального языка и культуры, поощрения развития фольклора дают многие развитые европейские страны. Так, во Франции принят закон о защите французского языка, жестко регламентируется показ американской кинопродукции на телеэкране. В Италии местные органы власти выделяют значительные средства на пропаганду фольклора, а концерты самодеятельных коллективов посещают президент республики и Папа Римский.

Все эти задачи были учтены и нашли отражение в Концепции социального государства Российской Федерации, разработанной межведомственным творческим коллективом, обсужденной и одобренной на заседании круглого стола в Академии труда и социальных отношений в 2002 г., в Государственной думе Федерального собрания РФ в 2003, одобрена участниками научно-практической конференции в Академии труда и социальных отношений в 2004 г. Но пока она не стала законом РФ.



следующая страница >>