страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине теория систем и системный анализ специальность - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Специальность – 080801.65 Прикладная информатика (в экономике) Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования Кафедра – Математики и прикладной информатики Рубцовск - 2011 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСистемный анализ – наиболее конструктивное направление, используемое для практических приложений теории систем к задачам управления. Конструктивность системного анализа связана с тем, что он предлагает методику проведения работ, позволяющую не упустить из рассмотрения существенные факторы, определяющие построение эффективных систем управления в конкретных условиях. Цели освоения дисциплины: Дисциплина «Теория систем и системный анализ» направлена на формирование у студентов системного мышления, теоретической и практической базы системного исследования при анализе проблем и принятии решений в области профессиональной деятельности. Задачи дисциплины:
Дисциплина «Теория систем и системный анализ» относится к циклу ЕН.Ф.05 общих математических и естественнонаучных дисциплин. Федеральный компонент. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данного курса: «Математика», «Теория вероятностей, математическая статистика и случайные процессы», «Информатика и программирование», «Концепции современного естествознания», «Информационные системы», «Информационные технологии», «Экономика и организация предприятия». Программа предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных занятий и лабораторных работ. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (распределение часов курса по разделам и видам работ) Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Заочная форма обучения (сокращенная) на базе СПО
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (дидактические единицы) 3.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы (выписка из ГОС) Системы и закономерности их функционирования и развития. Переходные процессы. Принцип обратной связи. Методы и модели теории систем. Управляемость, достижимость, устойчивость. Элементы теории адаптивных систем. Информационный подход к анализу систем. Основы системного анализа: система и ее свойства; дескриптивные и конструктивные определения в системном анализе; принципы системности и комплексности; принцип моделирования; типы шкал. Понятие цели и закономерности целеобразования: определение цели; закономерности целеобразования; виды и формы представления структур целей (сетевая структура или сеть, иерархические структуры, страты и эшелоны); методики анализа целей и функций систем управления. Соотношения категорий типа событие, явление, поведение. Функционирование систем в условиях неопределенности; управление в условиях риска. Конструктивное определение экономического анализа: системное описание экономического анализа; модель как средство экономического анализа. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей; понятие имитационного моделирования экономических процессов. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы. Методы организации сложных экспертиз. Анализ информационных ресурсов. Развитие систем организационного управления 3.2 Содержание разделов учебной дисциплины ДЕ 1 Системы и закономерности их функционирования и развития. Основы системного анализа: система и ее свойства. Типы шкал. Тема 1. Методы и модели теории систем. Принцип обратной связи. Переходные процессы. Управляемость, достижимость, устойчивость. Элементы теории адаптивных систем. Аудиторное изучение: Возникновение и развитие системных представлений. Понятие системы. Развитие определения системы. Система и ее свойства. Обратная связь. Классификация систем. Адаптивные системы. Самостоятельное изучение: Роль системных представлений в практической деятельности. Внутренняя системность познавательных интересов. Системность как всеобщее свойство материи. История развития системных представлений. Искусственные и естественные системы. Различные классификации систем. Тема 2. Информационный подход к анализу систем. Дескриптивные и конструктивные определения в системном анализе. Аудиторное изучение:. Задачи системного анализа. Агрегирование, эмерджентность, внутренняя целостность систем. Эмерджентные свойства систем. Основные определения системного анализа. Дескриптивные и конструктивные определения в системном анализе. Основные типы шкал измерения. Понятие шкалы. Шкалы номинального типа. Шкалы порядка. Шкалы интервалов. Шкалы отношений. Шкалы разностей. Абсолютные шкалы. Самостоятельное изучение: Обработка характеристик, измеренных в разных шкалах. Тема 3. Принципы системности и комплексности. Принцип моделирования. Аудиторное изучение: Принципы системного анализа. Структура системного анализа: этап декомпозиции, этап анализа, этап синтеза. Принципы системности и комплексности. Самостоятельное изучение: Анализ и синтез в системных исследованиях. Алгоритмизация процесса декомпозиции. ДЕ 2 Понятие цели и закономерности целеобразования. Методики анализа целей и функций систем управления. Тема 4. Определение цели. Закономерности целеобразования. Виды и формы представления структур целей. Аудиторное изучение: Понятие цели и закономерности целеобразования: определение цели; закономерности целеобразования; виды и формы представления структур целей (сетевая структура или сеть, иерархические структуры, страты и эшелоны). Методики анализа целей и функций систем управления. Самостоятельное изучение: Методики анализа целей и функций систем управления. Тема 5. Соотношения категорий типа событие, явление, поведение. Функционирование систем в условиях неопределенности; управление в условиях риска. Аудиторное изучение: Расплывчатое описание ситуаций. Вероятностное описание ситуаций. Статистические измерения. Регистрация экспериментальных данных и ее связь с последующей их обработкой. Оценка систем: показатели и критерии. Соотношения категорий типа событие, явление, поведение. Уровни качества систем с управлением. Самостоятельное изучение: Понятие качества систем. Критерий пригодности. Критерий оптимальности. Критерий превосходства. Уровни качества систем с управлением. Показатели эффективности систем. Критерии эффективности функционирования систем. Оценка сложных систем в условиях риска на основе функции полезности. Оценка сложных систем в условиях неопределенности. ДЕ 3 Конструктивное определение экономического анализа. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей. Методы организации сложных экспертиз. Тема 6. Системное описание экономического анализа. Модель как средство экономического анализа. Понятие имитационного моделирования экономических процессов. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы. Аудиторное изучение: Системное описание экономического анализа; модель как средство экономического анализа. Модели сложных систем. Цели моделирования. Классификация видов моделирования систем. Принципы разработки аналитических экономико-математических моделей. Понятие имитационного моделирования экономических процессов. Факторный анализ финансовой устойчивости при использовании ординальной шкалы. Самостоятельное изучение: Большие и сложные системы. Принципы и подходы к построению математических моделей. Этапы построения математической модели. Понятие эксперимента. Измерительные шкалы. Согласование шкалы с природой наблюдений. Тема 7. Анализ информационных ресурсов. Развитие систем организационного управления Аудиторное изучение: Оценка систем: качественные методы. Анализ информационных ресурсов. Мозговая атака. Методы экспертных оценок. Ранжирование. Парное сравнение. Множественные сравнения. Непосредственная оценка. Метод Черчмена-Акоффа. Метод фон Неймана-Моргенштерна. Методы «Дельфи». Методы дерева целей. Морфологические методы. Методы организации сложных экспертиз. Оценка сложных систем на основе теории полезности. Способы определения функции полезности. Оценка сложных систем в условия определенности. Принцип Парето. Методы решения задач векторной оптимизации. Методы свертывания векторного критерия в скалярный. Самостоятельное изучение: Оценка систем: количественные методы Качественные методы оценки систем 3.3 Содержание лабораторных занятий Лабораторная работа №1. Методология структурного анализа и проектирования SADT. Лабораторная работа №2. Теоретические основы методологии функционального моделирования систем IDEF0. Практикум по технологии структурного анализа в среде BPwin. Лабораторная работа №3. Методология описания бизнес-процессов IDEF3. Лабораторная работа №4. Стоимостный (Cost) анализ. Использование категорий UDP. Лабораторная работа №5. Слияние и расщепление моделей. Лабораторная работа №6. Структурный анализ потоков данных. Создание диаграммы DFD. Лабораторная работа №7-13. Проведение функционального системного анализа с помощью BPwin (на основе IDEF – технологии) на примере предметной области. 4. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ Задание. Построить функциональную модель процесса (согласно выбранному варианту задания), включающую «контекстную» и «декомпозиционную» диаграммы, по правилам методологии IDEF0-технологии. Вопросы.
Вопросы к экзамену.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Дисциплина «Теория систем и системный анализ» изучается в течение одного семестра на третьем курсе специальности «Прикладная информатика (в экономике)». Вся дисциплина состоит из одной дидактической единицы, по итогам которой имеется промежуточная аттестация. Итоговой контрольной точкой является экзамен. Освоение материала дисциплины предполагает изучение его теоретической части и лабораторное выполнение практических задач. Причем для допуска к экзамену студенту необходимо выполнить все лабораторные работы, назначенные преподавателем. Немаловажную часть в изучении дисциплины представляет самостоятельная работа студентов. Под ней подразумевается самостоятельное изучение теоретического материала – чтение основной и дополнительной литературы, работа с источниками в электронном виде, размещенными на файл-сервере института, поиск и изучение материалов в сети Интернет, а так же выполнение лабораторных работ дома или в компьютерных классах свободного доступа, подготовка отчетов по выполненным работам. Самостоятельная работа направлена, в первую очередь, на подготовку к сдаче промежуточного и итогового контроля освоения дисциплины. Балльно-рейтинговая схема предполагает, что студент для получения удовлетворительной оценки за экзамен по данной дисциплине должен сдать все лабораторные работы, назначенные преподавателем, не иметь пропусков занятий без уважительной причины и набрать от 61 до 75 баллов. Для получения оценки «хорошо» необходимо набрать от 76 до 90 баллов. Для получения оценки «отлично» необходимо набрать 91 балл и выше. Баллы набираются главным образом за прохождение промежуточного контроля освоения дидактической единицы. Дополнительно баллы можно получить за успехи при выполнении лабораторных работ. Баллы могут быть сняты за пропуски занятий без уважительной причины. Студенты, сдавшие все лабораторные работы, но набравшие менее 50 баллов, сдают экзамен в установленные сроки. Билеты к экзамену содержат два вопроса и одну задачу. Ответ на экзамене дает студенту от 0 до 40 баллов. Для получения удовлетворительной оценки необходимо дать полный ответ на один вопрос и полное решение задачи. 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для преподавания дисциплины используются лекционные аудитории и компьютерные классы (стационарные или мобильные на ноутбуках) института. Кроме того, для самостоятельной работы студенты могут воспользоваться компьютерными классами свободного доступа. Со всех компьютеров локальной вычислительной сети института имеется доступ в Интернет, Университетскую библиотеку On-line и электронно-библиотечную систему издательства «Лань». Для выполнения лабораторных работ используется демоверсия CASE-средства AllFusion Process Modeler (BPwin). 7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Основная литература
Дополнительная литература
Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы
|
|