страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология образования - страница №1/1
Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный Кафедра философии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫ ОПД. В. Социология образования (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Цикл дисциплин учебного плана ОПД (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС) Компонент учебного плана: вузовский (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения очная Новокузнецк Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины ОПД. В. Социология образования (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Формы обучения очная Составитель(и) / разработчик(и) программы Макеева М.Е., к.с.н., старший преподаватель Новокузнецк Рабочая программа учебной дисциплины «Социология образования» Пояснительная записка Дисциплина «Социология образования» является одной из основных дисциплин цикла ДС и опирается на такие дисциплины, как общая социология, история социологии, социальная педагогика, и др. дисциплины гуманитарного цикла. Целью данного курса является обучение студентов теоретическим и прикладным основам социологии образования. Задачи: - углубление знаний и активизация творческих способностей студентов относительно образования как особой зоны социальной реальности; - овладение необходимым понятийным аппаратом; - формирование исследовательских навыков; - создание для выпускников специальности дополнительных перспектив профессионального роста: от повышения качества подготовки до трудоустройства. В результате изучения курса студенты должны демонстрировать свободное владение материалом в его информативном и аналитико-методологическом аспектах, а также наличие навыков прикладных исследований в области социологии образования. Курс представляет собой необходимый этап реализации базового учебного плана, предусмотренного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Социология» - 020300. Место в учебном плане по специальности 020300 «Социология» - ДС.03. Место курса в системе социогуманитарного образования связано с сегодняшней актуализацией проблематики образования на всех уровнях: от глобального до регионального. Программой курса социологии предусмотрены следующие формы проведения занятий: лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, что позволит в полной мере освоить дисциплину. Дисциплина «Социология образования» (общим объемом 46 аудиторных часа) изучается в течение одного семестра. Освоение курса завершается экзаменом, который проводится в устной форме, в виде собеседования с преподавателем по вопросам.
Итоговая форма контроля - экзамен Темы и краткое содержание курса Социология образования как научная дисциплина. Основные подходы к исследованию сущности образования Предмет и задачи социологии образования. Дисциплинарные границы социологии образования. Отличие социологии образования от смежных научных дисциплин - педагогики, психологии, философии. Проблематика социологии образования. Основные категории социологии образования: образование, воспитание, личность, профессия и др. Методы социологии образования. Становление и развитие социологии образования. Проблемы образования в философско-педагогической традиции. Концепция образования американских философов Л.Уорда и Дж.Дьюи конца ХIХ в. Проблема социологии образования в трудах Э.Дюркгейма, Р.Будона, Т.Парсонса, А.Турена, П.Бурдье и др. Основные парадигмы в социологии образования: функционалистская, структуралистская, феноменологическая, гуманистическая. Феминистские концепции в социологии образования Развитие социологии образования в России. Этапы развития социологии образования в нашей стране. Исследования до 1917 г. Политические аспекты исследования образования после Октябрьской революции. 1930-е – 40-е г.г. – период свертывания исследований. Возобновление исследований в 1960-е г.г. Продолжение начатого курса в 70-е – 80-е г.г. новосибирскими учеными и научными центрами страны. Обострение внимания к социальным проблемам многоуровневого непрерывного образования, эффективности форм, переподготовки и повышения квалификации работников. Вклад российских ученых в развитие социологии образования. Образование как социокультурный феномен. Образование и воспитание в древних цивилизациях Востока и запада. Система образования Средневековой Европы. Развитие университетского образования. Гуманистическое образование эпохи Возрождения. Становление образования в современном мире: историко-регионоведческий экскурс. Специфика формирования системы образования в России. Особенности образовательной системы в советский период. Принципы и последствия реформирования российской системы образования в 1990-е годы. Системный подход к исследованию образования. Образование как система «структура-функции». Основные особенности и структура образования как социального института. Культурообразующая, воспитательная и другие функции образования. Основные организационные элементы: образовательные учреждения, уровни, профили. «Участники» системы образования. Педагогические, экономические, политические, организационно-управленческие и культурные условия функциональной связанности системы образования. Типологии образовательных систем. Их сравнительный анализ. Образование и социальная стратификация. Образование как канал социальной мобильности. Образовательная деятельность как объект социологического изучения. Учение как вид человеческой деятельности. Коммуникация ценностей и трансляция опыта в учебной деятельности. Субъекты образовательной деятельности. Социально-ролевые функции педагога и учащегося в учебном процессе. Состояние и динамика учебно-педагогического коллектива. Социально-культурная типология учащихся и педагогов. Самообразование и развитие творческих способностей учителя. Проблема качества и эффективности образования как проблема достижений учащихся. Взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни. Основные направления взаимодействия сферы образования с другими сферами. Укрепление связи образования с наукой. Задача проникновения искусства в учебный процесс как одна из ключевых. Формы взаимодействия образования с производством. Взаимодействие образования и политики. Проблемы взаимодействия образования и семейно-бытовой сферы. Организация быта, досуга учителей, преподавателей: социологический аспект. Взаимозависимость образования и общества. Образование и идеология. Стратегия образования. Управление в сфере образования. Субъект, объект и функционирование управления в сфере образования. Сущность процесса управления в социальных системах. Органы управления в учебно-педагогическом коллективе. Участие различных социальных групп в структурах управления. Управление и общественно-политические процессы в сфере образования. Вторжение политики в сферу образования. Проблема самоуправления в школе, в вузе, ученическом и студенческом коллективах. Самоуправление как один из видов управления. Реформа образования в России. Интеграция в мировой образовательный процесс. Мировой кризис образования и его проявления. Реформирование системы образования как решение мирового кризиса образования. Реформа образования в России. Приоритетные направления реформирования образования. Необходимость сближения международных норм и стандартов профессионального образования. Формирование единого образовательного пространства. Трансформация института образования в один из важнейших видов международной деятельности. Рекомендуемая литература Основная литература: Зборовский, Г. Е. Социология образования [Текст] : учебное пособие / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - М. : Гардарики, 2005. - 383 с. Добреньков, В. И. Социология [Текст] : учебник для вузов : в 3-х т. том 3 : Социальные институты и процессы / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 519 с. Тадевосян, Э.В. Социология : Учебное пособие для вузов / Э. В. Тадевосян. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Знание, 2001. - 271с. (Глава 10. Социология образования). Дополнительная литература:
Материалы по социологии образования в Интернет
Лист- вкладка рабочей программы учебной дисциплины Социология образования Список основной учебной литературы
Требование к уровню освоения программы дисциплины и форм текущего промежуточного и итогового контроля В результате освоения дисциплины «Социология образования» студент должен:
Предметом контроля по изучаемой дисциплине являются: знание - базовых понятий социологической теории в их приложении к одной из общественных подсистем; - социологических объяснений разнообразия точек зрения на развитие образования в современном обществе; - осуществлять поиск информации о различных аспектах развития образования в разнообразных источниках; - оценивать наличие социологического анализа в публикациях по проблемам образования. - об основных тенденциях развития современных взглядов на развитие образования; - об основной проблематике социально-экономических исследований образования. Основные формы проверки знаний студентов включают в себя: - учет посещаемости занятий; - оценку активности (правильности и полноты ответа) студента на практических/семинарских занятиях; - проверка письменных домашних заданий; - аудиторные контрольные работы; - выполнение тестовых заданий. Итоговой формой контроля изучения дисциплины является экзамен, который проводится в форме ответа на вопросы, сформулированные в билете. Время на подготовку к ответу – 20 - 25 минут. Критерии оценивания экзаменационного ответа. На оценку «отлично» - полный ответ на вопросы билета и на дополнительный вопрос. На оценку «хорошо» - полный ответ с незначительными ошибками на каждый из вопросов билета. На оценку «удовлетворительно» - изложение основных положений по каждому из двух вопросов в билете.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Самостоятельной работы студентов заключается в глубоком, полном усвоении учебного материала и в развитии навыков самообразования. Соответственно целью самостоятельной работы студентов является: 1) закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий; 2) формирование самостоятельных исследовательских навыков. Самостоятельная работа студента по курсу «Социология образования» включает в себя: - изучение теоретического материала; - ответы на контрольные вопросы по темам курса, - составление конспектов, - подготовку к семинарским занятиям; - написание реферата по предложенным темам. Приступая к изучению курса «Социология образования» студент должен, прежде всего, ознакомиться со списком основной и дополнительной литературы. При освоении новой темы необходимо составление краткого конспекта каждого источника. Если в рекомендуемых источниках встречаются новые понятия, следует уточнить их значение в специализированных социологических справочниках (энциклопедиях), либо обратиться к справочной литературе универсального характера (например, Большой толковый словарь, Толковый словарь иноязычных слов, Большой энциклопедический словарь и др.). К каждой теме студентам предложен перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы. Внимательно их прочитайте, и на основе изученной литературы письменно ответьте на указанные вопросы. Работая с заданиями по курсу «Социология образования» старайтесь проявиться творческий подход и сформулировать собственную исследовательскую позицию. Что такое «образование»? Охарактеризуйте основные подходы к исследованию сущности образования. Что является предметом изучения социологии образования как научной дисциплины? В чем заключается отличие социологии образования от других общественных наук? Каковы методологические принципы социологии образования? Тема 2. Становление и развитие социологии образования. Охарактеризуйте основные принципы исследования образования в философской и педагогической традициях. Каковы были предпосылки институционализации социологии образования как научной дисциплины? Объясните суть основных проблем, выделенных Э. Дюркгеймом в области социологии образования. Перечислите основания для типологизации парадигм в социологии образования. Тема № 3. Развитие социологии образования в России. Назовите основные этапы развития социологии образования в нашей стране. В чем специфика исследований в области образования до и после революции 1917 года? Опишите основные направления изучения системы образования в 1960-70 годы. Охарактеризуйте современный этап развития социологии образования в России. Тема № 4. Образование как социокультурный феномен. В чем заключалась специфика образования и воспитания в культурах Древнего Востока? В чем заключались различие обучения молодых людей в Афинах и Спарте? Назовите особенности образования в Средневековой Европе. Перечислите характеристики первых университетов. Каковы основные черты образования в эпоху Возрождения? В чем заключается специфика формирования системы образования в России? Каковы были принципы и последствия реформирования российской системы образования в 1990-е годы? Тема № 5. Системный подход к исследованию образования. Что представляет собой образование как социальный институт? Опишите структуру и функции образования как социального института. Каковы основные элементы системы образования? Охарактеризуйте типологии образовательных систем. Объясните сущность образования как фактора социальной стратификации. Подумайте, является ли образования каналом восходящей социальной мобильности в современном мире? Тема № 6. Взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни. С какими сферами общественной жизни взаимосвязано образование? Какие существуют проблемные узлы и точки соприкосновения института образования в системе других социальных институтов? Охарактеризуйте основные направления взаимодействия образования и науки. Какие существуют формы взаимосвязи образования и производственного процесса? Свободно ли образование от идеологии и политики? Какую роль играет образование в жизни общества? Тема № 7. Реформа образования в России. Интеграция в мировой образовательный процесс. В чем проявляется мировой кризис в образовании? Охарактеризуйте основные точки зрения относительно мирового образовательного кризиса. Каковы особенности развития образования в трансформирующемся обществе? Чем обусловлена необходимость реформирования системы образования? Что такое единое образовательное пространство? Перечислите основные принципы его формирования. Охарактеризуйте приоритетные направления реформирования образования в России на современном этапе. Темы для написания рефератов 1. Социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института. 2. Социальные функции образования: сравнительно-исторический обзор. 3. Социально-психологический аспект образования. Образование и личность. 4. Образование в современном мире: историко-регионоведческий экскурс 5. Современное российское образование: структурные и количественные характеристики. 6. Образование как фактор социальной дифференциации в современном обществе. 7. Категория «качество образования» в современной системе высшего образования. 8. Проблемы развития негосударственного образования в России. 9. Социальный портрет российского вузовского преподавателя: идеальная модель и реальность. 10. Профессиональные интенции современного студенчества. 11. Профессиональные стратегии преподавателей школы / вуза 12. Выпускники вузов на рынке труда. 13. Профессиональная ориентация и выбор специальности. 14. Кризисные явления в системе образования: школа, СПТУ, вуз. 15. Студенты и армия: социологический аспект. 16. Девиация в среде учащейся молодёжи. 17. Религиозные установки и студенчество. 18Образование и семья 19. Основные тенденции развития платного образования. 20. Интеграция российского образования в мировой образовательный процесс. Методические указания по подготовке рефератовОсновная его задача написания реферата по курсу «Социология образования» состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем в области образования развить навыки самостоятельной работы с научными социологическими текстами, информационно-аналитической литературой, монографическими исследованиями и разработками. В тексте реферата его автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход к исследованию конкретной научной проблемы в контексте ее социологического понимания и интерпретации. Реферат должен соответствовать следующим теоретико-методическим требованиям: 1. Объем реферата должен составлять 25-30 страниц печатного текста (формат А-4; поля зеркальные 2,5 см; шрифт – Times New Roman, 14 пт.; междустрочный интервал полуторный). 2. Реферат должен включать план, введение, основную часть и заключение. Во введении необходимо отразить актуальность, степень разработанности проблемы, цель и задачи работы. В основной части выделяются несколько (не менее двух) разделов, формулировка названий которых должна соответствовать пунктам плана. Проблематика, рассматриваемая в разделах реферата, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной, а ее рассмотрение должно способствовать содержательному освещению темы. В заключении необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы. 3. Реферат завершается списком использованной литературы, включая оригинальные тексты, монографические исследования, статьи, учебные пособия и др. 4. Текст должен быть тщательно выверен и соответствовать нормам научного литературного языка. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестаций, включают: 1. График самостоятельной работы, определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций. 2. Расписание зачетов и экзаменов, определяющее сроки итоговой аттестации. 3. Материалы, определяющие содержание аттестации, включающие: • Вопросы экзамен, • Рабочая программа учебной дисциплины (содержание дисциплины по разделам и темам); • Задания для самостоятельной работы (темы семинарских, практических, занятий; контрольные вопросы); 4. Материалы для проведения самой аттестации, включающие: • Экзаменационные билеты на экзамен. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ. Перечень вопросов к экзамену по курсу
Методические рекомендации для преподавателей Изучение курса «Социология образования» предполагает сочетание традиционных и инновационных методов обучения. Одной из основных форм ведения занятий является лекция, однако и её можно читать в традиционном духе, а можно и в диалоговом режиме. Рекомендуется много внимания уделять созданию обстановки свободных дискуссий, что позволит студенту выработать более четкую позицию, увидеть различные точки зрения, научиться формулировать собственные вопросы, корректно отвечать на вопросы преподавателя и других студентов. Обсуждение проблемных вопросов организуется преподавателем, либо используя вопросы студентов, либо самому начав дискуссию. Для достижения необходимого эффекта следует изначально четко определить предмет дискуссии, содержание понятий, используемых для аргументации. В конце дискуссии необходимо сделать вывод. Это может сделать как преподаватель, так и студент. Если дискуссия начинает выходить за рамки обсуждаемого вопроса лучше перенести ее на конец семинара, с тем чтобы не нарушать логику его построения. Практические занятия дают наибольший эффект в случае применения активных методов обучения, таких как «мозговой штурм», метод «кейс-стади» и др. Цель использования подобных методов - формирование самостоятельности, гибкости, рефлексивности мышления, умения решать задачи в новой ситуации, освобождаясь при этом от стереотипов в сознании, поведении. Кроме того, инновационные методы преследуют не только учебные цели: они позволяют обучаемым успешнее адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам жизни. Из различных форм самостоятельной работы для практических занятий по курсу «Социология образования» наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения. При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять задания как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой группой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания. |
|