страница 1страница 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. История социологии - страница №1/2
Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный Кафедра философии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫ ОПД. Ф. История социологии (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) Цикл дисциплин учебного плана ОПД (ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС) Компонент учебного плана: федеральный (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения очная Новокузнецк Новокузнецкий филиал-институт государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Факультет гуманитарный РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины ОПД. Ф. История социологии (код и название дисциплины по учебному плану специальности) Для специальности 040201Социология (код и название специальности) (федеральный, региональный, вузовский) Формы обучения очная Составитель(и) / разработчик(и) программы Сафонова Е.А., к.с.н., доцент Новокузнецк Пояснительная запискаОбщие положения1.1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника История социологии является основополагающей дисциплиной в процессе подготовки специалистов в области социологии. Без изучения историко-социологического материала невозможно глубокое усвоение ряда других областей социологического знания. Дисциплина «История социологии» входит в состав федерального компонента цикла ОПД государственного образовательного стандарта специальности «Социология». «Начальный этап развития социологии; О. Конт – основатель позитивизма; британская традиция (Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер); Э. Дюркгейм и развитие социологизма; формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тенниса; М. Вебер: его влияние на последующее развитие социологии; зарождение марксистской социологии и ее эволюция в европейской мысли; неомарксизм; особенности развития марксистской социологии в России; начальный этап развития социологии в США; эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности; современная социология Европы и США; структурный функционализм в социологии (Т. Парсонс и Р. Мертон); феноменологическая социология (А. Шюц, Г. Гарфинкель); теория конфликта (Козер, Дарендорф); теория социального обмена (Дж. Хоманс и Г.Блау); З.Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи современной Англии, Франции, Германии (Э. Гидденс, П.Бурдье, Н. Луман, Бергер); творчество П.Сорокина (российский и американский периоды); социология в России; натуралистические теории (Н.И. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников); субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая); неокантианская школа (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов); социология в России и СССР после событий 1917 г.; институализация социологии; история социологического образования; крупнейшие социологи России (Н.И. Кареев, М.М. Ковалевсий и др.).» 1.3. Цели и задачи изучения дисциплины Прослеживая историю развития такой науки как социология, студенты-социологи смогут глубже понять ее современное состояние, противоречия и проблемы. Любая эмпирическая проблемы – то есть практическая трудность – неизбежно оказывается и теоретической проблемой. Последняя же раскрывается как историческая проблема – проблема истории конструирования понятий. Очевидно, что полный охват имеющегося материала по истории социологического знания невозможен. В связи с этим содержание и структура курса основываются на следующих подходах:
Цель данной дисциплины, таким образом, заключается в ознакомлении студентов с основными этапами эволюции социологического знания, его крупными представителями, основными парадигмами и национальными школами. Реализация цели возможна посредством решения следующих задач:
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации студент, завершивший изучение дисциплины «История социология», должен обнаружить:
Виды и формы контроля освоения дисциплины1.1. Требования ГОС к видам и формам контроля освоения дисциплины. Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено). 1.2. Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплине:
Методические рекомендации для преподавателей Полный охват имеющегося материала по истории социологического знания невозможен. Преподаватель должен решить, как выстроить курс в содержательном аспекте, какую логику ему придать. Представление о том, что такое история социологии предполагает ответ на вопрос о ее предметных границах и критерии ее научности. Разрешение первого вопроса очевидно – мы имеем дело с социологией, когда некая сфера знаний содержит высказывания о социальной реальности. Ответ на второй вопрос видится затруднительным, поскольку на протяжении всей истории развития социологии, точнее с момента ее провозглашения О. Контом, в ней менялись представления о научности и ее критериях. Очертив границы социологического знания, необходимо определить критерий отбора наиболее важных фактов его истории. Таким критерием должны выступать не субъективные предпочтения историка, а признание тех или иных достижений научным сообществом, то есть придание им статуса парадигмы. Необходимо учитывать тот факт, что парадигмы не возникают на пустом месте. Они формируются, эволюционируют, складываются в систему представлений. Задача историка социологии проследить этот путь развития для того чтобы картина ее истории была достаточно полной. Нельзя также забывать о том, что основополагающую роль в развитии науки играет личность ученого. В связи со сказанным содержание и структура курса должна основываться на следующих подходах: - парадигмальный подход, в рамках которого первостепенное значение имеет изучение основополагающих теоретических традиций, которые служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временные границы, начало и конец той или иной эпохи ее развития; - персоналистический подход, делающий акцент на рассмотрении наиболее ярких представителей в истории идей о социальной реальности. В ходе преподавания данной дисциплины следует руководствоваться решением следующих задач: 1. Проследить логику развития социологической теории, сделав акцент на ее преемственности. 2. Выделить в истории социологии различные теоретические подходы, их истоки и специфику. 3. Познакомить студентов с наиболее крупными представителями социологической науки, оценить их вклад в ее развитие, то есть соотнести социологическое знание с его источниками. 4. Показать особенности становления и развития социологической мысли в России как отражение тенденций развертывания социологического знания в целом, безотносительно пространственно-временных границ. Данный подход к преподаванию дисциплины, по мнению автора, в наибольшей степени отражает современное состояние вопроса об изложении истории социологии и, несомненно, является данью интегративным тенденциям в развитии социологической теории. Логика компоновки лекционного материала видится основанной на следующих критериях: - идейно-теоретические истоки; - представления о том, что есть общество, «социальное»; - методология исследования феноменов социальной жизни; - рамки предметного поля социологии; - логика построения теории; - следствия, полученные из исходных теоретико-методологических посылок; - выводимые из общих посылок концепции. Методика преподавания дисциплины включает вполне традиционные формы проведения лекционных и семинарских занятий. Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов и представляет собой усвоение курса во внеаудиторное время по темам или разделам тем. Цель самостоятельной работы: - закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий (лекций и семинарских/практических занятий); - формирование способности к самоорганизации; - стимулирование навыков самостоятельности мышления. Формами самостоятельной работы студентов по дисциплине «История социология» являются работа с конспектами лекций, изучение первоисточников и выполнение контрольных заданий. Основной из них выступает самостоятельное знакомство с текстами ведущих социологов как отечественной, так и западной традиций. Знакомство с первоисточником предполагает, прежде всего, а) внимательное его прочтение затем б) составление перечня ключевых вопросов, рассматриваемых в тексте, в) дополнительное прочтение, с тем, чтобы отметить в тетради, как автор на них отвечает (схематично: страница, абзац). В процессе работы с текстом необходимо обращаться к справочной и учебной литературе для прояснения содержания новых понятий или особенностей их интерпретации автором. Выполнение контрольных заданий является заключительным этапом в изучении темы дисциплины. Их успешность зависит от того, насколько студент усвоил материалы лекций и уяснил сущность того или иного теоретического подхода, базируясь на знакомстве с первоисточниками. Список литературы Основная:
Дополнительная:
Лист- вкладка рабочей программы учебной дисциплины История социологии, ОПД, федеральный Список основной учебной литературы
Учебно-тематические планы Изучение дисциплины охватывает 2, 3 и 4 семестр обучения, соответственно, учебно-тематические планы и графики организации самостоятельной работы представлены по каждому семестру. Учебно-тематический план для студентов очного отделения (2 семестр)
Итоговая форма контроля – экзамен График самостоятельной работы студентов очного отделения (2 семестр) следующая страница >> |
|