Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. История социологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология образования 1 276.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. История политических... 1 412.45kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины ( опд. Ф. 12 ) Социальная... 1 306.78kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код... 3 723.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Для студентов экономического... 1 223.21kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы социологии... 1 478.93kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история регионов... 2 756.55kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов... 1 218.7kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф., Дс. Р. Социология... 2 663.58kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Осадочные формации... 1 242.45kb.
История возникновения и развития социологической науки 1 337.38kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. История социологии - страница №1/2



Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Факультет гуманитарный

Кафедра философии




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. Ф. История социологии

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология



(код и название специальности)

Цикл дисциплин учебного плана ОПД

(ОГСЭ, ЕН, ОПД, СД, ДС)

Компонент учебного плана: федеральный



(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная

Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»
Кафедра философии

Факультет гуманитарный




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины
ОПД. Ф. История социологии

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология



(код и название специальности)

(федеральный, региональный, вузовский)

Формы обучения очная


Составитель(и) / разработчик(и) программы


Сафонова Е.А., к.с.н., доцент

Новокузнецк



Пояснительная записка




Общие положения


1.1 Место курса в профессиональной подготовке выпускника

История социологии является основополагающей дисциплиной в процессе подготовки специалистов в области социологии. Без изучения историко-социологического материала невозможно глубокое усвоение ряда других областей социологического знания.

Дисциплина «История социологии» входит в состав федерального компонента цикла ОПД государственного образовательного стандарта специальности «Социология».

1.2. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по дисциплине «История социологии»:

«Начальный этап развития социологии; О. Конт основатель позитивизма; британская традиция (Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер); Э. Дюркгейм и развитие социологизма; формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тенниса; М. Вебер: его влияние на последующее развитие социологии; зарождение марксистской социологии и ее эволюция в европейской мысли; неомарксизм; особенности развития марксистской социологии в России; начальный этап развития социологии в США; эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности; современная социология Европы и США; структурный функционализм в социологии (Т. Парсонс и Р. Мертон); феноменологическая социология (А. Шюц, Г. Гарфинкель); теория конфликта (Козер, Дарендорф); теория социального обмена (Дж. Хоманс и Г.Блау); З.Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи современной Англии, Франции, Германии (Э. Гидденс, П.Бурдье, Н. Луман, Бергер); творчество П.Сорокина (российский и американский периоды); социология в России; натуралистические теории (Н.И. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Мечников); субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П.А.Сорокин, К.М. Тахтарев, А.С. Звоницкая); неокантианская школа (П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Хвостов); социология в России и СССР после событий 1917 г.; институализация социологии; история социологического образования; крупнейшие социологи России (Н.И. Кареев, М.М. Ковалевсий и др.).»



1.3. Цели и задачи изучения дисциплины

Прослеживая историю развития такой науки как социология, студенты-социологи смогут глубже понять ее современное состояние, противоречия и проблемы. Любая эмпирическая проблемы – то есть практическая трудность – неизбежно оказывается и теоретической проблемой. Последняя же раскрывается как историческая проблема – проблема истории конструирования понятий.

Очевидно, что полный охват имеющегося материала по истории социологического знания невозможен. В связи с этим содержание и структура курса основываются на следующих подходах:


  • персоналистический подход, рассматривающий наиболее ярких представителей в истории идей о социальной реальности, в особенности ее доконтовского периода;

  • парадигмальный подход, в рамках которого первостепенное значение имеет изучение основополагающих теоретических традиций, которые служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временные границы, начало и конец той или иной эпохи в развитии социологического знания.

Цель данной дисциплины, таким образом, заключается в ознакомлении студентов с основными этапами эволюции социологического знания, его крупными представителями, основными парадигмами и национальными школами.

Реализация цели возможна посредством решения следующих задач:



  • рассмотреть начальный этап развития социологии, предпосылки ее становления как самостоятельной науки;

  • раскрыть особенности становления европейской и американской социологии;

  • изложить основные этапы развития социологии в России;

  • выявить суть и значение идей К. Маркса, Э.Дюркгейма и М. Вебера в истории социологии;

  • изучить основные направления современной социологии.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации студент, завершивший изучение дисциплины «История социология», должен обнаружить:

  1. Знакомство с элементами социологического знания в античной и средневековой социальной философии.

  2. Представление об эволюции идей об обществе в рамках философских программ его научного исследования.

  3. Знание основных предпосылок возникновения социологии как науки, ее предшественниках и родоначальниках.

  4. Общее представление о натуралистических и психологических направлениях в социологии конца 19 – начала 20 веков, их основных представителях и школах.

  5. Понимание классического периода в развитии социологии, представленного именами М. Вебера и Э. Дюркгейма, которые заложили методологические основы изучения общества.

  6. Знакомство с американскими социологическими школами, их вкладом в развитие эмпирической социологии.

  7. Представление о современных социологических направлениях: структурный функционализм, символический интеракционизм, феноменологическая социология, теории обмена, неомарксизм.

  8. Понимание теорий интегрального синтеза в социологии конца XX века.

  9. Знание особенностей и этапов развития социологии в России.

  10. Понимание основных направлений отечественной социологии конца 19 – начала 20 веков.

  11. Свободное оперирование социологическими понятиями, лежащими в основе представленных в курсе теоретических конструкций.

Виды и формы контроля освоения дисциплины



1.1. Требования ГОС к видам и формам контроля освоения дисциплины.

Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС (по всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка по шкале - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).



1.2. Критерии оценки знаний студентов в целом по дисциплине:

  • «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины;

  • «хорошо» - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, но допускает в ответе некоторые неточности;

  • «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения;

  • «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины.


Методические рекомендации для преподавателей
Полный охват имеющегося материала по истории социологического знания невозможен. Преподаватель должен решить, как выстроить курс в содержательном аспекте, какую логику ему придать.

Представление о том, что такое история социологии предполагает ответ на вопрос о ее предметных границах и критерии ее научности. Разрешение первого вопроса очевидно – мы имеем дело с социологией, когда некая сфера знаний содержит высказывания о социальной реальности. Ответ на второй вопрос видится затруднительным, поскольку на протяжении всей истории развития социологии, точнее с момента ее провозглашения О. Контом, в ней менялись представления о научности и ее критериях. Очертив границы социологического знания, необходимо определить критерий отбора наиболее важных фактов его истории. Таким критерием должны выступать не субъективные предпочтения историка, а признание тех или иных достижений научным сообществом, то есть придание им статуса парадигмы. Необходимо учитывать тот факт, что парадигмы не возникают на пустом месте. Они формируются, эволюционируют, складываются в систему представлений. Задача историка социологии проследить этот путь развития для того чтобы картина ее истории была достаточно полной. Нельзя также забывать о том, что основополагающую роль в развитии науки играет личность ученого.

В связи со сказанным содержание и структура курса должна основываться на следующих подходах:

- парадигмальный подход, в рамках которого первостепенное значение имеет изучение основополагающих теоретических традиций, которые служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временные границы, начало и конец той или иной эпохи ее развития;

- персоналистический подход, делающий акцент на рассмотрении наиболее ярких представителей в истории идей о социальной реальности.

В ходе преподавания данной дисциплины следует руководствоваться решением следующих задач:

1. Проследить логику развития социологической теории, сделав акцент на ее преемственности.

2. Выделить в истории социологии различные теоретические подходы, их истоки и специфику.

3. Познакомить студентов с наиболее крупными представителями социологической науки, оценить их вклад в ее развитие, то есть соотнести социологическое знание с его источниками.

4. Показать особенности становления и развития социологической мысли в России как отражение тенденций развертывания социологического знания в целом, безотносительно пространственно-временных границ.

Данный подход к преподаванию дисциплины, по мнению автора, в наибольшей степени отражает современное состояние вопроса об изложении истории социологии и, несомненно, является данью интегративным тенденциям в развитии социологической теории.

Логика компоновки лекционного материала видится основанной на следующих критериях:

- идейно-теоретические истоки;

- представления о том, что есть общество, «социальное»;

- методология исследования феноменов социальной жизни;

- рамки предметного поля социологии;

- логика построения теории;

- следствия, полученные из исходных теоретико-методологических посылок;

- выводимые из общих посылок концепции.

Методика преподавания дисциплины включает вполне традиционные формы проведения лекционных и семинарских занятий.


Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов и представляет собой усвоение курса во внеаудиторное время по темам или разделам тем. Цель самостоятельной работы:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий (лекций и семинарских/практических занятий);

- формирование способности к самоорганизации;

- стимулирование навыков самостоятельности мышления.

Формами самостоятельной работы студентов по дисциплине «История социология» являются работа с конспектами лекций, изучение первоисточников и выполнение контрольных заданий. Основной из них выступает самостоятельное знакомство с текстами ведущих социологов как отечественной, так и западной традиций. Знакомство с первоисточником предполагает, прежде всего, а) внимательное его прочтение затем б) составление перечня ключевых вопросов, рассматриваемых в тексте, в) дополнительное прочтение, с тем, чтобы отметить в тетради, как автор на них отвечает (схематично: страница, абзац). В процессе работы с текстом необходимо обращаться к справочной и учебной литературе для прояснения содержания новых понятий или особенностей их интерпретации автором.

Выполнение контрольных заданий является заключительным этапом в изучении темы дисциплины. Их успешность зависит от того, насколько студент усвоил материалы лекций и уяснил сущность того или иного теоретического подхода, базируясь на знакомстве с первоисточниками.



Список литературы

Основная:

    1. Немировский В. Г. История социологии [Текст] : учебное пособие для вузов / В. Г. Немировский. - М. : Владос, 2005. - 318 с.

    2. История социологии (XIX - первая половина XX века) [Текст]: учебник / под ред. проф. В. И. Добренькова. МГУ им. М.В. Ломоносова; - М.: ИНФРА-М. 2004 - 592 с. - (История социологии : в 3-х кн. ; книга 1) (Классический университетский учебник).

Дополнительная:


  1. Батыгин Г.С. История социологии: учебник / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. – 368 с.

  2. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания// Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. – М.: Книжный Дом «Университет», 2002. – Ч. 1.

  3. Вебер М. Основные социологические понятия// Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. – М.: Книжный Дом «Университет», 2002. – Ч. 1

  4. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов / А.Б. Гофман. – М.: Мартис, 1995. – 304 с.

  5. Де Роберти Е. В. Гипотеза о природе надорганического явления// Вестник МГУ. Серия «социология». – 1996. - № 3.

  6. Добреньков В.И. История социологии: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРП–М, 2004

  7. Желтов В.В. История западной социологии: / В.В. Желтов, М.В. Желтов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005

  8. Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии.// Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – Ч. 1

  9. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов. – М.: Изд–во НОРМА, 2001. – 576 с.

  10. Лавров П. Исторические письма / П. Лавров // Философия и социология. – М.: Мысль. – Т. 2.

  11. Лавров П. Л. О методе в социологии// Социология в России XIX – начала XX веков. Социология как наука. Тексты/ Под ред. В. И. Добренькова. – М.: Международный университет Бизнеса и Управления, 1997.

  12. Маркс К. Немецкая идеология / К. Маркс // Социология. Сборник. – М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000

  13. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Социология. Сборник. – М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.

  14. Михайловский Н. Что такое прогресс? / Н. Михайловский // Полн. Собр. Соч. – СПб., 1907. – Т. 2

  15. Парето В. Социалистические системы// Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. – М.: Книжный Дом «Университет», 2002. – Ч. 1

  16. Парк Р. Экология человека / Р. Парк // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. – М.: Книжный Дом «Университет», 2002. – Ч. 1.

  17. Развитие социологии в России. Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Кукушкиной. – М.: «Высшая школа», 2004

  18. Теннис Ф. Община и общество// Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. – М.: Книжный Дом «Университет», 2002. – Ч. 1

  19. Чаадаев П. Я. Философские письма// Чаадаев П. Я. Полн. Собр. Соч. и избр. письма. В 2 т. Т. 1. – М., 1991


Лист- вкладка рабочей программы учебной дисциплины

История социологии, ОПД, федеральный

Список основной учебной литературы

*Указание о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках



Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) – указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение/ Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7







История социологии (XIX - первая половина XX века) [Текст]: учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова; - М.: ИНФРА-М. - 592 с. - (История социологии : в 3-х кн. ; книга 1) (Классический университетский учебник). - Гриф УМО "Допущено".

под ред. проф. В. И. Добренькова.

2004

соответствует

30







История социологии [Текст] : учебное пособие для вузов / - М. : Владос, - 318 с. - Гриф УМО "Рекомендовано".

Немировский, В. Г.

2005

соответствует

25

Учебно-тематические планы
Изучение дисциплины охватывает 2, 3 и 4 семестр обучения, соответственно, учебно-тематические планы и графики организации самостоятельной работы представлены по каждому семестру.
Учебно-тематический план для студентов очного отделения (2 семестр)




Наименование и содержание разделов

Объем часов

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Семинары

1
2
3

4

5



6
7

8

9



10

11


Социально-философская традиция

изучения общества

Предпосылки возникновения социологии. Социологические воззрения О. Конта

Социология Г. Спенсера

Натурализм в социологии

Социология К. Маркса

Психологическая социология конца 19-

нач. 20 веков

Социология Ф. Тенниса

Социологическая концепция Г. Зиммеля

Социология Э. Дюркгейма

Социология М. Вебера

Социологическая система В. Парето


14
9
8

9

9


8

8

8



22

22

8



4
2
2

2

2


2

2

2



6

6

2



4
2
2

2

2


2

2

2



6

6

2



6
5
4

5

5


4

4

4



10

10

4



Итого

125

32

32

61


Итоговая форма контроля – экзамен
График самостоятельной работы студентов очного отделения (2 семестр)
следующая страница >>