Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2006. 288с. С. В. Цибулевский, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. О - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2 часа в неделю 2 392.04kb.
Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский... 1 291.73kb.
Презентация по теме, карточки для работы по группам, учебник Биология 1 69.36kb.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса 1 352.83kb.
Учебник для 4 класса: М.: Дрофа, 2010. Гараева Я. Ш. Поурочные разработки... 2 369.96kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2008г, 174с... 1 237.19kb.
Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического... 1 73.69kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений. Изд. «Просвещение» М. 1 58.88kb.
Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа 2012 Время... 1 61.51kb.
Учебник для акушерских отделений средних специальных медицинских... 3 448.44kb.
Учебник для 10-11 классов В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. 1 64.55kb.
Молекула – это мельчайшая частица данного вещества 1 32.82kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2006. 288с. С. В. Цибулевский - страница №1/2

Рабочая программа по биологии 9 класс.

Пояснительная записка

Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. Биология - неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса Биология.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Контрольных работ – 4

Лабораторных работ – 4

Форма итоговой аттестации – тестовая контрольная работа

Учебно-методический комплекс:

- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 288с.

- С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»:Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс»– М.: Дрофа, 2010. – 128с.



Раздел 1. Эволюция живого мира на земле (19часов)

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Признаки живых организмов. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Учения Ч.Дарвина о естественном и искусственном отборе, формы естественного отбора. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Микроэволюция: вид, критерии видов, адаптация. Макроэволюция. Развитие жизни на Земле: протерозейская, палеозойская, мезозойская, кайназойская эры.



Раздел 2. Структурная организация живых организмов (15 часов)

Химическая организация клетки: неорганические вещества (макро-, микроэлементы, вода), органические вещества (биополимеры: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты). Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Строение и функции клеток. Органеллы клетки. Деление клетки: митоз, амитоз, мейоз. Клеточная теория.



Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Размножение организмов: бесполое, половое, вегетативное. Онтогенез, эмбриогенез, общие закономерности развития.



Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (13 часов)

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. Законы Г.Менделя. Генетика пола. Генотип как система взаимодействующих генов. Закономерности изменчивости. Изменчивость: наследственная (генотипическая), фенотипическая (модификационная). Селекция растений, животных, микроорганизмов.



Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов)

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Экологические факторы. Биогеоценозы. Биоценозы. Пищевые связи в экосистемах. Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.

Тематическое планирование




Тема урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Измерители

Элементы дополнительного содержания

Тип урока

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей

 

Основные понятия Биология микология бриология альгология палеоботаника биотехнология биофизика биохимия радиобиология Факты Биология как наука Процессы Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация

Давать определение термину Биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей.

 

 

Вводный

стр. 3-5, повторить

по курсам

"Многообразие

живых организмов"



РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 часов)

2

Признаки живых организмов

 

Основные понятия: Жизнь Открытая система Наследственность Изменчивость Факты Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Давать определение понятию жизнь. Называть свойство живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы.

Задания № 3,4,6,7,8 (Раздел 1, глава1) в рабочей тетради с печатной основой

 

урок изучения и первичного закрепления нового материала

Глава 1, стр.7-11

Вопросы к тексту

§ № 4,5,6,7,8,9.

Повторить по курсу

7 класса тему

"Классификация

живых организмов".

Подготовить

сообщения о К.Линнее.


3

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.

 

Основные понятия: таксон система иерархия Факты уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.

Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.

Задания № 1,2,3,4,5,6,7 (Глава 2, §1) в рабочей тетради с печатной основой

 

комбинированный

Глава 2, § 1

Вопросы к тексту

параграфа № 1,3,4.

Подготовить

сообщения о

Ж.Б.Ламарке



Тема 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (1час)

4

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

 

Основные понятия: Эволюция, искусственный отбор. Факты Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие Ч.Дарвина на корабле "Бигль". Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов.

Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт. Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Задания №1,2 (Глава 3, §3). Задания №1,3 (Глава 3 §4).Задания №1,2,5 (Глава 3 §2) в рабочей тетради

Представления К.Линнея. Взгляды Ж.Б.Ламарка, факторы эволюции

комбинированный

§§ 2,3,4.

Вопросы 1,2,3

к тексту §3.

Вопрос №2 к

тексту §2


Тема 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3часа)

5

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

 

Основные понятия: Наследственная изменчивость, Борьба а существование Факты Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Процессы Проявление в природе борьбы за существования.

Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование.

Задания № 1,2,3,4 (Глава 3, § 5) в рабочей тетради с печатной основой

 

урок изучения и первичного закрепления нового материала

§ 5 стр. 24-26

Вопросы 3,4,6

к тексту


6

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе (продолжение)

 

Основные понятия: Естественный отбор Факты Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе естественного отбора. Закономерности Положения учения Ч.Дарвина

Давать определения понятию: естественный отбор. Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы

Задания № 6,7,8 (Глава 3, § 5) в рабочей тетради с печатной основой

 

комбинированный

§ 5 стр. 24-26

Вопросы 1,2,5,7

к тексту


7

Формы естественного отбора

 

Основные понятия: Естественный отбор Факты Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор.

Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.

Задания № 1,2,3,4,5,6,7,8 (Глава 3, § 6) в рабочей тетради с печатной основой

 

комбинированный

§ 6 Вопросы 1,2,3

Тема 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 часа)

8

Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания

 

Основные понятия Приспособленность вида Мимикрия Маскировка Предупреждающая окраска Физиологические адаптации Факты Приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат действия естественного отбора

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Задания № 1,2,3,6 (Глава 4,§ 7); Задания № 4,6,7 (Глава 4 § 8); Задания № 1,3,5,7 (Глава 4 §9) в рабочей тетради

Развитие приспособленности

урок изучения и первичного закрепления нового материала

Глава 4 §§7,8,9

Вопросы к §7,8



9

Выявление приспособленности к среде обитания

 

Основные понятия Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды). Факты Приспособительные особенности растений и животных. Закономерность Приспособленность организмов к условиями внешней среды - результат действия естественного отбора

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений.

Выполнение практической работы "Выявление приспособленности к среде обитания" и выводы к ней.

 

Урок закрепления знаний. Практическая работа 1

§9 (повторить)

Вопросы №1-5 к § 9



Тема 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (3часа)

10

Вид, его критерии и структура

 

Основные понятия: Вид Виды-двойники Ареал Факты Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.

Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия "вид". Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.

Задание № 1 (Глава 5 § 10) в рабочей тетради с печатной основой. Задания со сводободным ответом.

 

комбинированный

Глава 5 § 10,

записи в тетради.

Вопросы № 1,4 к

тексту § 10



11

Популяция

 

Основные понятия: Популяция Факты Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица.

Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия - популяция. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида.

Задания № 4,5 (Глава 5 § 10) в рабочей тетради

 

комбинированный

Глава 5 § 10,

записи в тетради.

Вопрос № 6 к тексту

§ 10


12

Видообразование

 

Основные понятия: Микроэволюция Факты Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, проведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Процессы Видообразование. Закономерность Видообразование - результат эволюции.

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определения понятия микроэволюция.

Задания № 2,3 (Глава 5 § 10) Задания № 2,4,8 (Глава 5 § 11) в рабочей тетради

Роль полиплоидии в процессе видообразования.

комбинированный

Глава 5 § 11

вопросы 1-4



Тема 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 часа)

13

Биологические последствия адаптации

 

Основные понятия Биологический прогресс Биологический регресс Макроэволюция Факты Главные направления эволюционного процесса: биологический регресс

Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении

Задания № 1,2,3 (Глава 6 § 12) в рабочей тетради

 

комбинированный

Глава 6, стр. 59.

14

Главные направления эволюции

 

Основные понятия: Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Факты Главные направления эволюции: ароморфоз, идиадаптация, дегенерация Процессы Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне

Задания № 4,5,6,7,8,11,12 (Глава 6§ 12) в рабочей тетради

Общие закономерности эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция, необратимость

комбинированный

Глава 6§ 12 Вопросы

№ 1-6.


Приводить примеры

из дополнительных

источников

информации



15

Зачет "Учение об эволюции органического мира"

 

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Урок контроля

повторение

Тема 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 часа)

16

Современные представления о происхождении жизни

 

Основные понятия: Гипотеза Коацерваты Пробионты Факты Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Процессы Абиогенное происхождение живой материи.

Давать определение термину - гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Вопросы № 5,6,7 к тексту § 11

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Глава 7 §14 Вопросы

№ 1,2,3,4 Повторить

§11


17

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни

 

Основные понятия: Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология Прокариоты Эволюция Эукариоты Факты Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Процессы Происхождение эукариотической клетки. Закономерности Гипотезы происхождения эукариотической клетки.

Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Задания № 1,2,3,4,5,6,7,8,10 (Глава 7, § 15) в рабочей тетради с печатной основой

Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Эры и периоды развития жизни.

комбинированный

Глава 7 §15

Вопросы № 1,2,3,4

Повторить §11


Тема 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

18

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры

 

Основные понятия: Ароморфоз Факты Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных. Процессы Развитие жизни в протерозое и палеозое. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение термину - ароморфоз. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Задания № 1,2,3,4,5,6,7,8 (Глава 8, § 16) Задания 1,2,3,4,8,11,12, 15 в рабочей тетради с печатной основой

 

Урок комплексного применения ЗУН

Глава 8 § 16,17

Вопросы № 1-4 к

тексту § 16 и

вопросы № 2,4,6

к тексту § 17


19

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры

 

Основные понятия: Ароморфоз Идиоадаптации Факты Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания. Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя. Процессы Развитие жизни в мезозое и в кайнозое. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

Давать определение терминам: ароморфоз, идиодаптация. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни. Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюция ныне живущих организмов.

Задания № 1,2,4,8,9 (Глава 8 § 18), Задания № 2,3,7 (Глава 8 § 19) в рабочей тетради с печатной основой

 

Урок комплексного применения ЗУН

Глава 8 § 18,19

Вопросы № 1-3

к тексту § 18 и вопросы

№ 1-5 к тексту § 19



20

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека

 

Основные понятия: Антропология Антропогенез Движущие силы антропогенеза Факты Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека.

Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта "Человек" к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека.

Задания № 1,3,4,8,11,12,13,15,17 (Глава 8 § 20) в рабочей тетради. Сообщения учащихся

Антинаучная сущность расизма.

Урок комплексного применения ЗУН

Глава 7 § 20 Вопросы

к тексту § 20

Повторить по химии

понятие


"химический элемент",

свойства воды и

строение ее молекул.


РАЗДЕЛ 11. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 часов)

Тема 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (4 часа)

21

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки

 

Основные понятия Микроэлементы Макроэлементы Факты Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Объекты Вода, минеральные соли живых организмов.

Давать определение терминам: микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

Задания № 1,2,3,4,5 (Глава 9 § 21) в рабочей тетради. Вопрос № 3 к тексту § 21

Буферность. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

урок изучения и первичного закрепления знаний.

Глава 9 стр. 104-105,

§ 21. Вопросы № 1-4



22

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

 

Основные понятия: Углеводы. Липиды. Гормоны. Факты Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция).Функция липидов: источник энергии., источник воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде. Объекты Углеводы и липиды живых организмов.

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов; Биологическую роль липидов. Классифицировать углеводы по группам.

Задания № 12,13,15,16,17,19,22 (Глава 9 § 22) в рабочей тетради

 

урок изучения и первичного закрепления знаний.

глава 9 § 22,

стр. 109-111.

Вопросы № 1, 5-9


23

Органические вещества клетки. Белки

 

Основные понятия: Белки. Глобула. Гормоны. Ферменты. Факты Белки-биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая). Объекты Молекула белка.

Давать определение основным понятиям. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: функции белков; продукты, богатые белками; связь, образующую первичную структуру белка; вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Характеризовать: проявление функций белков; уровни структурной организации белковой молекулы. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. Описывать механизм денатурации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные.

Задания № 2,4,5,7,8,9,10 (Глава 9 § 22) в рабочей тетради

Белки простые и сложные (протеины, протеиды). Денатурация белков.

комбинированный

глава 9 § 22,

стр. 107-109.

Вопросы № 1, 2-4


24

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты

 

Основные понятия: Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид. Факты Нуклеиновые кислоты - биополимеры. ДНК, РНК. Пространственная структура ДНК - двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды. Виды РНК и нахождение: рибосомальные, транспортные, информационные. Функции нуклеиновых кислот. Процессы. Редупликация ДНК. Передача наследственной информации из поколения в поколение.

Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК

Задания № 26,27,28,29 (Глава 9, § 22) в рабочей тетради.

 

комбинированный

§ 22, стр. 111-112.

Вопросы №11,12



Тема 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3часа)

25

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

 

Основные понятия Ассимиляция. Диссимиляция. Фермент. Факты. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых органимов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ. Процессы. Обмен веществ.

Дать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные части обмена веществ. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.

Задание № 1 (Глава 10 § 23) Задания № 1,2 (Глава 10 § 24 в рабочей тетради с печатной основой.

Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.

урок изучения и первичного закрепления знаний.

§ 23, стр 113,

записи в тетради



26

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов

 

Основные понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция. Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). Биосинтез углеводов в клетке.

Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. Характеризовать механизм транскрипции; механизм трансляции. Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Задания № 3,4,5,6,7,8,9,10 ( глава10 § 23) в рабочей тетради с печатной основой

Фотосинтез, хемосинтез как способы питания.

комбинированный

§ 23, записи в тетради.

Вопросы № 1-5.



27

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.

 

Основные понятия: гликолиз, брожение, дыхание. Факты Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Процессы Этапы энергетического обмена.

Дать определение понятию: диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий.

Задания № 1,2,4,5,6,7,8 (Глава 10 § 24). Задания № 9,10,11,12,14 (Глава 10 § 24) в рабочей тетради

Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии.

комбинированный

§ 24, Вопросы

№ 1,2,3,4.



Тема 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (7часов)

28

Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий.

 

Основные понятия: Прокариоты Факты Клетки бактерий (готовые микропрепараты). Строение прокариот: плазматическая мамбрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий. Условия гибели спор. Объекты Клетки прокариот. Процессы Спорообразование у бактерий.

Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немом рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий. Описывать по таблице: строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот. Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.

Задания № 2,4,5,6,8,9 (Глава 11 § 25) Вопрос № 3 к § 25 Выполнение практической работы "Изучение клеток бактерий" и выводы к ней.

 

Урок комплексного применения ЗУН

Глава 11, § 25

Вопросы № 1-5 к § 25



29

Эук

ариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы.



 

Основные понятия: Органоиды Цитоплазма Факты Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток. Объекты Клеточная мембрана: двойной липидный слой, расположение белков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать: по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Задания № 1,2,3,4,5,11,15 (Глава 11 § 26) в рабочей тетради Задания по рисунку 67 учебника. Учебно-познавательная задача проблемного содержания.

Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточное переваривание.

комбинированный

глава 11, § 26

Вопросы № 1-4 к § 26



30

Эукариотическая клетка. Ядро

 

Основные понятия: Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом Факты Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Состояния хроматина: хромосомы, деспирализованные нити. Объекты Структуры ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. Объяснять механизм образования хромосом. Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.

Задания № 1,2,3,4,5,7,10 (глава 11§ 27) в рабочей тетради

Механизм образования хромосом

комбинированный

Глава 11 § 27

Вопросы № 1-7 к § 27



31

Изучение клеток растений и животных.

 

Факты Особенности строения растительной, животной, грибной клеток. Объекты Эукариотические клетки растений, животных

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для мироскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Находить в тексте учебника отличителные признаки эукариот. Сравнивать: строение клеток растений, животных и делать вывод на основе сравнения; строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения. Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.

Выполнение практической работы "Изучение клеток растений и животных" и выводы к ней.

 

Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа 3

Повторить по учебнику

6 класса "Живой

организм" материал

о делении клеток.



32

Деление клеток.

 

Основные понятия: Митотический цикл Интерфаза Митоз Редупликация Хроматиды Факты Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Деление клетки прокариот. Процессы Размножение.

Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание опредлений терминов.

Задания № 1-5 (Глава 11 § 28) в рабочей тетради

Понятие о дифференциаровке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преораования хромосом.

комбинированный

§ 28 Вопросы № 1-5
следующая страница >>