Естественнонаучное образование – один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. Биология - неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса Биология.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, Е.Т.Захаровой, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
- С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006. – 288с.
- С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»:Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс»– М.: Дрофа, 2010. – 128с.
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Признаки живых организмов. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Учения Ч.Дарвина о естественном и искусственном отборе, формы естественного отбора. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Микроэволюция: вид, критерии видов, адаптация. Макроэволюция. Развитие жизни на Земле: протерозейская, палеозойская, мезозойская, кайназойская эры.
Химическая организация клетки: неорганические вещества (макро-, микроэлементы, вода), органические вещества (биополимеры: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты). Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Строение и функции клеток. Органеллы клетки. Деление клетки: митоз, амитоз, мейоз. Клеточная теория.
Размножение организмов: бесполое, половое, вегетативное. Онтогенез, эмбриогенез, общие закономерности развития.
Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. Законы Г.Менделя. Генетика пола. Генотип как система взаимодействующих генов. Закономерности изменчивости. Изменчивость: наследственная (генотипическая), фенотипическая (модификационная). Селекция растений, животных, микроорганизмов.
Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Экологические факторы. Биогеоценозы. Биоценозы. Пищевые связи в экосистемах. Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы.
№
|
Тема урока
|
Дата
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки
|
Измерители
|
Элементы дополнительного содержания
|
Тип урока
|
Домашнее задание
|
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
|
1
|
Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей
|
|
Основные понятия Биология микология бриология альгология палеоботаника биотехнология биофизика биохимия радиобиология Факты Биология как наука Процессы Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация
|
Давать определение термину Биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей.
|
|
|
Вводный
|
стр. 3-5, повторить
по курсам
"Многообразие
живых организмов"
|
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 часов)
|
2
|
Признаки живых организмов
|
|
Основные понятия: Жизнь Открытая система Наследственность Изменчивость Факты Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.
|
Давать определение понятию жизнь. Называть свойство живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. Доказывать, что живые организмы - открытые системы.
|
Задания № 3,4,6,7,8 (Раздел 1, глава1) в рабочей тетради с печатной основой
|
|
урок изучения и первичного закрепления нового материала
|
Глава 1, стр.7-11
Вопросы к тексту
§ № 4,5,6,7,8,9.
Повторить по курсу
7 класса тему
"Классификация
живых организмов".
Подготовить
сообщения о К.Линнее.
|
3
|
Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.
|
|
Основные понятия: таксон система иерархия Факты уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.
|
Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе.
|
Задания № 1,2,3,4,5,6,7 (Глава 2, §1) в рабочей тетради с печатной основой
|
|
комбинированный
|
Глава 2, § 1
Вопросы к тексту
параграфа № 1,3,4.
Подготовить
сообщения о
Ж.Б.Ламарке
|
Тема 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (1час)
|
4
|
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
|
|
Основные понятия: Эволюция, искусственный отбор. Факты Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие Ч.Дарвина на корабле "Бигль". Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов.
|
Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт. Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.
|
Задания №1,2 (Глава 3, §3). Задания №1,3 (Глава 3 §4).Задания №1,2,5 (Глава 3 §2) в рабочей тетради
|
Представления К.Линнея. Взгляды Ж.Б.Ламарка, факторы эволюции
|
комбинированный
|
§§ 2,3,4.
Вопросы 1,2,3
к тексту §3.
Вопрос №2 к
тексту §2
|
Тема 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3часа)
|
5
|
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе
|
|
Основные понятия: Наследственная изменчивость, Борьба а существование Факты Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Процессы Проявление в природе борьбы за существования.
|
Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование.
|
Задания № 1,2,3,4 (Глава 3, § 5) в рабочей тетради с печатной основой
|
|
урок изучения и первичного закрепления нового материала
|
§ 5 стр. 24-26
Вопросы 3,4,6
к тексту
|
6
|
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе (продолжение)
|
|
Основные понятия: Естественный отбор Факты Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе естественного отбора. Закономерности Положения учения Ч.Дарвина
|
Давать определения понятию: естественный отбор. Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы
|
Задания № 6,7,8 (Глава 3, § 5) в рабочей тетради с печатной основой
|
|
комбинированный
|
§ 5 стр. 24-26
Вопросы 1,2,5,7
к тексту
|
7
|
Формы естественного отбора
|
|
Основные понятия: Естественный отбор Факты Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор.
|
Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего отбора; движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.
|
Задания № 1,2,3,4,5,6,7,8 (Глава 3, § 6) в рабочей тетради с печатной основой
|
|
комбинированный
|
§ 6 Вопросы 1,2,3
|
Тема 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 часа)
|
8
|
Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания
|
|
Основные понятия Приспособленность вида Мимикрия Маскировка Предупреждающая окраска Физиологические адаптации Факты Приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат действия естественного отбора
|
Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.
|
Задания № 1,2,3,6 (Глава 4,§ 7); Задания № 4,6,7 (Глава 4 § 8); Задания № 1,3,5,7 (Глава 4 §9) в рабочей тетради
|
Развитие приспособленности
|
урок изучения и первичного закрепления нового материала
|
Глава 4 §§7,8,9
Вопросы к §7,8
|
9
|
Выявление приспособленности к среде обитания
|
|
Основные понятия Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды). Факты Приспособительные особенности растений и животных. Закономерность Приспособленность организмов к условиями внешней среды - результат действия естественного отбора
|
Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений.
|
Выполнение практической работы "Выявление приспособленности к среде обитания" и выводы к ней.
|
|
Урок закрепления знаний. Практическая работа 1
|
§9 (повторить)
Вопросы №1-5 к § 9
|
Тема 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (3часа)
|
10
|
Вид, его критерии и структура
|
|
Основные понятия: Вид Виды-двойники Ареал Факты Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида.
|
Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия "вид". Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида.
|
Задание № 1 (Глава 5 § 10) в рабочей тетради с печатной основой. Задания со сводободным ответом.
|
|
комбинированный
|
Глава 5 § 10,
записи в тетради.
Вопросы № 1,4 к
тексту § 10
|
11
|
Популяция
|
|
Основные понятия: Популяция Факты Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица.
|
Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия - популяция. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида.
|
Задания № 4,5 (Глава 5 § 10) в рабочей тетради
|
|
комбинированный
|
Глава 5 § 10,
записи в тетради.
Вопрос № 6 к тексту
§ 10
|
12
|
Видообразование
|
|
Основные понятия: Микроэволюция Факты Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, проведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Процессы Видообразование. Закономерность Видообразование - результат эволюции.
|
Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического видообразования; сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определения понятия микроэволюция.
|
Задания № 2,3 (Глава 5 § 10) Задания № 2,4,8 (Глава 5 § 11) в рабочей тетради
|
Роль полиплоидии в процессе видообразования.
|
комбинированный
|
Глава 5 § 11
вопросы 1-4
|
Тема 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 часа)
|
13
|
Биологические последствия адаптации
|
|
Основные понятия Биологический прогресс Биологический регресс Макроэволюция Факты Главные направления эволюционного процесса: биологический регресс
|
Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении
|
Задания № 1,2,3 (Глава 6 § 12) в рабочей тетради
|
|
комбинированный
|
Глава 6, стр. 59.
|
14
|
Главные направления эволюции
|
|
Основные понятия: Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Факты Главные направления эволюции: ароморфоз, идиадаптация, дегенерация Процессы Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса
|
Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне
|
Задания № 4,5,6,7,8,11,12 (Глава 6§ 12) в рабочей тетради
|
Общие закономерности эволюции: параллелизм, конвергенция, дивергенция, необратимость
|
комбинированный
|
Глава 6§ 12 Вопросы
№ 1-6.
Приводить примеры
из дополнительных
источников
информации
|
15
|
Зачет "Учение об эволюции органического мира"
|
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.
|
Урок контроля
|
повторение
|
Тема 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 часа)
|
16
|
Современные представления о происхождении жизни
|
|
Основные понятия: Гипотеза Коацерваты Пробионты Факты Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Процессы Абиогенное происхождение живой материи.
|
Давать определение термину - гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.
|
Вопросы № 5,6,7 к тексту § 11
|
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
|
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
Глава 7 §14 Вопросы
№ 1,2,3,4 Повторить
§11
|
17
|
Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни
|
|
Основные понятия: Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология Прокариоты Эволюция Эукариоты Факты Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Процессы Происхождение эукариотической клетки. Закономерности Гипотезы происхождения эукариотической клетки.
|
Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.
|
Задания № 1,2,3,4,5,6,7,8,10 (Глава 7, § 15) в рабочей тетради с печатной основой
|
Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Эры и периоды развития жизни.
|
комбинированный
|
Глава 7 §15
Вопросы № 1,2,3,4
Повторить §11
|
Тема 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)
|
18
|
Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры
|
|
Основные понятия: Ароморфоз Факты Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных. Процессы Развитие жизни в протерозое и палеозое. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
|
Давать определение термину - ароморфоз. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.
|
Задания № 1,2,3,4,5,6,7,8 (Глава 8, § 16) Задания 1,2,3,4,8,11,12, 15 в рабочей тетради с печатной основой
|
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
Глава 8 § 16,17
Вопросы № 1-4 к
тексту § 16 и
вопросы № 2,4,6
к тексту § 17
|
19
|
Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры
|
|
Основные понятия: Ароморфоз Идиоадаптации Факты Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания. Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя. Процессы Развитие жизни в мезозое и в кайнозое. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
|
Давать определение терминам: ароморфоз, идиодаптация. Приводить примеры: растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни. Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюция ныне живущих организмов.
|
Задания № 1,2,4,8,9 (Глава 8 § 18), Задания № 2,3,7 (Глава 8 § 19) в рабочей тетради с печатной основой
|
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
Глава 8 § 18,19
Вопросы № 1-3
к тексту § 18 и вопросы
№ 1-5 к тексту § 19
|
20
|
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека
|
|
Основные понятия: Антропология Антропогенез Движущие силы антропогенеза Факты Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека.
|
Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта "Человек" к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять: место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными; родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека.
|
Задания № 1,3,4,8,11,12,13,15,17 (Глава 8 § 20) в рабочей тетради. Сообщения учащихся
|
Антинаучная сущность расизма.
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
Глава 7 § 20 Вопросы
к тексту § 20
Повторить по химии
понятие
"химический элемент",
свойства воды и
строение ее молекул.
|
РАЗДЕЛ 11. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 часов)
|
Тема 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (4 часа)
|
21
|
Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки
|
|
Основные понятия Микроэлементы Макроэлементы Факты Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Объекты Вода, минеральные соли живых организмов.
|
Давать определение терминам: микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.
|
Задания № 1,2,3,4,5 (Глава 9 § 21) в рабочей тетради. Вопрос № 3 к тексту § 21
|
Буферность. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
|
урок изучения и первичного закрепления знаний.
|
Глава 9 стр. 104-105,
§ 21. Вопросы № 1-4
|
22
|
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
|
|
Основные понятия: Углеводы. Липиды. Гормоны. Факты Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция).Функция липидов: источник энергии., источник воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде. Объекты Углеводы и липиды живых организмов.
|
Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов; Биологическую роль липидов. Классифицировать углеводы по группам.
|
Задания № 12,13,15,16,17,19,22 (Глава 9 § 22) в рабочей тетради
|
|
урок изучения и первичного закрепления знаний.
|
глава 9 § 22,
стр. 109-111.
Вопросы № 1, 5-9
|
23
|
Органические вещества клетки. Белки
|
|
Основные понятия: Белки. Глобула. Гормоны. Ферменты. Факты Белки-биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая). Объекты Молекула белка.
|
Давать определение основным понятиям. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: функции белков; продукты, богатые белками; связь, образующую первичную структуру белка; вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Характеризовать: проявление функций белков; уровни структурной организации белковой молекулы. Объяснять: причины многообразия функций белков; почему белки редко используются в качестве источника энергии. Описывать механизм денатурации белка. Определять признак деления белков на простые и сложные.
|
Задания № 2,4,5,7,8,9,10 (Глава 9 § 22) в рабочей тетради
|
Белки простые и сложные (протеины, протеиды). Денатурация белков.
|
комбинированный
|
глава 9 § 22,
стр. 107-109.
Вопросы № 1, 2-4
|
24
|
Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты
|
|
Основные понятия: Нуклеиновые кислоты. Нуклеотид. Факты Нуклеиновые кислоты - биополимеры. ДНК, РНК. Пространственная структура ДНК - двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды. Виды РНК и нахождение: рибосомальные, транспортные, информационные. Функции нуклеиновых кислот. Процессы. Редупликация ДНК. Передача наследственной информации из поколения в поколение.
|
Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК
|
Задания № 26,27,28,29 (Глава 9, § 22) в рабочей тетради.
|
|
комбинированный
|
§ 22, стр. 111-112.
Вопросы №11,12
|
Тема 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3часа)
|
25
|
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
|
|
Основные понятия Ассимиляция. Диссимиляция. Фермент. Факты. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых органимов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ. Процессы. Обмен веществ.
|
Дать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена веществ в организме; роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные части обмена веществ. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.
|
Задание № 1 (Глава 10 § 23) Задания № 1,2 (Глава 10 § 24 в рабочей тетради с печатной основой.
|
Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.
|
урок изучения и первичного закрепления знаний.
|
§ 23, стр 113,
записи в тетради
|
26
|
Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов
|
|
Основные понятия: ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция. Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). Биосинтез углеводов в клетке.
|
Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. Характеризовать механизм транскрипции; механизм трансляции. Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.
|
Задания № 3,4,5,6,7,8,9,10 ( глава10 § 23) в рабочей тетради с печатной основой
|
Фотосинтез, хемосинтез как способы питания.
|
комбинированный
|
§ 23, записи в тетради.
Вопросы № 1-5.
|
27
|
Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.
|
|
Основные понятия: гликолиз, брожение, дыхание. Факты Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Процессы Этапы энергетического обмена.
|
Дать определение понятию: диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества - источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий.
|
Задания № 1,2,4,5,6,7,8 (Глава 10 § 24). Задания № 9,10,11,12,14 (Глава 10 § 24) в рабочей тетради
|
Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии.
|
комбинированный
|
§ 24, Вопросы
№ 1,2,3,4.
|
Тема 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (7часов)
|
28
|
Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий.
|
|
Основные понятия: Прокариоты Факты Клетки бактерий (готовые микропрепараты). Строение прокариот: плазматическая мамбрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий. Условия гибели спор. Объекты Клетки прокариот. Процессы Спорообразование у бактерий.
|
Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немом рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий. Описывать по таблице: строение клеток прокариот; механизм процесса спорообразования у бактерий. Объяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот. Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.
|
Задания № 2,4,5,6,8,9 (Глава 11 § 25) Вопрос № 3 к § 25 Выполнение практической работы "Изучение клеток бактерий" и выводы к ней.
|
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
Глава 11, § 25
Вопросы № 1-5 к § 25
|
29
|
Эук
ариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы.
|
|
Основные понятия: Органоиды Цитоплазма Факты Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток. Объекты Клеточная мембрана: двойной липидный слой, расположение белков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.
|
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: способы проникновения веществ в клетку; органоиды цитоплазмы; функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать: по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.
|
Задания № 1,2,3,4,5,11,15 (Глава 11 § 26) в рабочей тетради Задания по рисунку 67 учебника. Учебно-познавательная задача проблемного содержания.
|
Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточное переваривание.
|
комбинированный
|
глава 11, § 26
Вопросы № 1-4 к § 26
|
30
|
Эукариотическая клетка. Ядро
|
|
Основные понятия: Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом Факты Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Состояния хроматина: хромосомы, деспирализованные нити. Объекты Структуры ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко.
|
Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. Объяснять механизм образования хромосом. Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.
|
Задания № 1,2,3,4,5,7,10 (глава 11§ 27) в рабочей тетради
|
Механизм образования хромосом
|
комбинированный
|
Глава 11 § 27
Вопросы № 1-7 к § 27
|
31
|
Изучение клеток растений и животных.
|
|
Факты Особенности строения растительной, животной, грибной клеток. Объекты Эукариотические клетки растений, животных
|
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для мироскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Находить в тексте учебника отличителные признаки эукариот. Сравнивать: строение клеток растений, животных и делать вывод на основе сравнения; строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения. Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.
|
Выполнение практической работы "Изучение клеток растений и животных" и выводы к ней.
|
|
Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа 3
|
Повторить по учебнику
6 класса "Живой
организм" материал
о делении клеток.
|
32
|
Деление клеток.
|
|
Основные понятия: Митотический цикл Интерфаза Митоз Редупликация Хроматиды Факты Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Деление клетки прокариот. Процессы Размножение.
|
Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание опредлений терминов.
|
Задания № 1-5 (Глава 11 § 28) в рабочей тетради
|
Понятие о дифференциаровке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преораования хромосом.
|
комбинированный
|
§ 28 Вопросы № 1-5
|