Тезисы Всероссийской научно-практической конференции (28 29 сентября 2010 г., Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону, 2010. С. 128 131 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. Ю. Архипов (Ростов-на-Дону), В. Г. Белолипецкий, И. Р. Бугаян... 1 116.07kb.
Программа мероприятий Южно-Российского Политологического Конвента... 1 218.86kb.
Программа научной школы 20 октября 2010, к. Д, Атриум, зал Ученого... 1 26.26kb.
Тема№ Концепция бытия – фундамент философской картины мира 1 42.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 2 952.2kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины физиология высшей нервной... 1 234.99kb.
Список научных трудов Урушадзе А. Т 1 39.52kb.
Отчет о работе южно-российского культурологического общества (Ростов-на-Дону) 1 32.31kb.
Рекомендована література Базова 1 11.25kb.
Карта обеспеченности литературой экономика 3 665.04kb.
Тезисы докладов 19-23 апреля 2010 г г. Светлогорск 7 1893.75kb.
Памятник в деревне Кривояш. Памятник «Воинам-Землякам 1941-1945 гг. 1 24.26kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тезисы Всероссийской научно-практической конференции (28 29 сентября 2010 г., Ростов-на-Дону). - страница №1/1

Казачество в социокультурном пространстве России: исторический опыт и перспективы развития. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции (28 – 29 сентября 2010 г., Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону, 2010. С. 128 – 131.
Мальцев В.Н.

Становление и этапы российской государственной политики по отношению к казачеству Северного Кавказа (XVIII -

начало XX вв.)
Оформление и становление государственной политики по отношению к казачеству Северного Кавказа происходило в период, когда Россия ставила и решала задачи имперского характера в отношении присоединяемых к ней народов: в XVIII – начале XX вв. Интерес к казачеству, проживавшему на юго-востоке России, со стороны империи стал возрастать в XVIII в., по мере активизации кавказской политики России. В течение рассматриваемого периода интерес к казакам менялся, он рос или уменьшался в соответствии с развитием ситуации на Кавказе. Кроме того, при выстраивании этой политики, нельзя не учитывать существовавших противоречий, с одной стороны, между государственническим подходом правительственных кругов к казачеству, состоявшем в распространении на него общеимперских принципов военно-административных и правовых отношений, включении его в структуру имперских институтов, а, с другой, с мировоззрением и интересами казаков, имевшими традиции широкого самоуправления и склонными к более равноправным отношениям с государством.

Как отдельное направление внутренней политики государства, «казачья политика» включала в себя:- политико-правовую поддержку казачества;-установление социального статуса казачества;- создание экономических условий для закрепления казачества на Северном Кавказе; регулирование военной организации казаков;- идейно-конфессиональное сопровождение жизни казаков.

Обращение правительства к казачеству, как силе, с помощью которой оно могло реализовать свои цели на Кавказе, мотивировалось несколькими обстоятельствами:- демографическими проблемами на южных рубежах России;- невозможностью прикрыть кавказскую границу регулярными войсками;- необходимостью заселения и экономического освоения южных приграничных районов Предкавказья и Северного Кавказа;- военной и хозяйственной колонизацией присоединяемых степных и предгорных районов Северного Кавказа в условиях нестабильности и военного противостояния в регионе.

Обстановка заставляла правительство искать и опираться на прочное социально-политическое и этно-конфессиональное ядро, которое было бы способно проводить правительственную политику в кавказском регионе. Социальная опора верховной власти на казачество позволяла решить и ряд других первоочередных задач российской политики на Кавказе. В военно-политическом плане появлялась возможность, во-первых, расселить и закрепить постоянное население в колонизируемых районах, во-вторых, - получить дополнительную и притом постоянно находящуюся в данной местности военизированную силу, обеспечивающую прикрытие новых границ и способную удержать вновь приобретённые земли с местными народами. В экономическом плане с помощью казачества появлялась возможность хозяйственного освоения приобретённых на Кавказе земель. Для этого необходимо было сформировать новый тип казака-государственника.

Другую свою задачу правительство видело в организации военно-административного и законодательного оформления казачьего населения региона. Правительство постепенно отошло от договорных отношений с казаками, и в XVIII в. пошло по пути подчинения казачьих войск и использования их на Кавказе в интересах империи.

Если взять за основание степень подчинённости казачьих войск и их управления государству, представляется возможным выделить пять этапов, характеризующих данный процесс.

На первом этапе, до 70-е гг. XVIII в., начался процесс перевода казачьих войск под государственный контроль. Малочисленное казачество Северного Кавказа не занимало большого места в приоритетных планах правительства в регионе; основной функцией казаков являлось прикрытие нескольких участков границы на Восточном Кавказе. Но уже тогда государство подчиняет казаков Военной коллегии (1721 г.), начинает регулировать число казачьими войск и управление ими (образование и упразднение Гребенского войска и др.).

Второй этап, последняя четверть XVIII в. – 1835 г. XIX в.,

характеризовался пересмотром принципов взаимоотношений государства с казаками в связи с кардинальным изменением российской политики и расстановки сил на Кавказе: к этому времени относится численный рост казачьего населения Кавказа, закрепление территорий расселения за войсками, появление новых кавказских казачьих войск, становление административно-правовых основ их внутренней структуры и управления. Правительственными мерами в рамках этой политики стали: переселение на Кавказ казаков с Поволжья, Дона и Украины, перевод в казачье сословие русских крестьян, создание новых казачьих войск на Кавказе (Черноморского и Кавказского линейного). В начале XIX в. правительство взяло курс на унификацию управления казачьими войсками.

На третьем этапе - вторая половина 30-х – начало 60-х гг. XIX в. – произошло окончательное встраивание казаков в систему военного и гражданского управления империи, укрепления их роли позиций на Кавказе, как военно-служилого сословия, расселения по новым военным линиям, образованным в ходе Кавказской войны. С 1835 г. управление казачьими войсками сосредоточивается в Департаменте военных поселений Военного министерства, с 1857 г. – в Управлении иррегулярных войск.

Четвёртый этап – 60-е – 70-е гг. XIX в. – пришёлся на годы Великих реформ Александра II, завершения Кавказской войны и начала реформ на Кавказе. Новым явлением в политике к казачеству в это двадцатилетие сталв пересмотр его военной и социально-политической роли в крае. Был взят курс на сближение казаков с другими группами населения края и развитие гражданских начал в их общественном устройстве при сохранении особого военного устройства. Продолжавшаяся унификация казачьих войск на Кавказе нашла выражение в создании в 1860 г. на базе Черноморского и Кавказского линейного Кубанского и Терского войск.

Годы с 80-х XIX в. и до 1917 г относятся к пятому периоду, Содержание этого периода отличалось некоей двойственностью: с одной стороны, в первые пятнадцать лет правительственная политика была направлена на поддержку казачества Кубанской и Терской областях (до конца XIX в.), когда казакам отводилась роль ведущей социальной силы в Кубанской и Терской областях, с другой же, - в начале XX в. эта политика стала терять свою определённость, а нерешённость проблем привела к ослаблению социальной базы правительства в казачьих районах Северного Кавказа.



Рассматривая политику государства по отношению к казакам Северного Кавказа в ретроспективном плане, приходим к выводу, что основным её направлением являлось включение данной группы населения в систему имперского управления. Правительство осуществляло регулятивную функцию по отношению к казачеству, которая проявлялась как система мер административного, военного, правового, экономического, социального, конфессионального и идеологического характера, направленных на его поддержку и развитие в государственных интересах.