Теоретические аспекты проблемы согласования системы интересов в управлении региональной экономикой - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доропей В. Н. начальник управления цнирти им академика А. И. 1 216.58kb.
В. Л. Кабанов отмена усыновления (удочерения) детей и проблемы их... 1 141.43kb.
Семинара «Симметрии: теоретические и методические аспекты», Стр. 1 96.38kb.
Теоретические проблемы «экономической антропологии» Ю. И. Семенов 3 888.5kb.
Л. В. Куликова Межкультурная коммуникация: теоретические и прикладные... 7 2054.99kb.
Подходы к расширению доступности региональных информационных ресурсов... 1 32.29kb.
Коллективный трудовой договор 1 100.58kb.
Коллективный договор администрации и первичной организации профсоюза 1 333.31kb.
Потребительское кредитование: проблемы и перспективы 1 38.53kb.
Теоретические аспекты исследования дискурса катастроф 1 58.6kb.
глава теоретические аспекты бренд-маркетинга 9 6 956.71kb.
Конкурс грантов и премий 2009 г. Условия конкурса заявки на участие... 1 33.74kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Теоретические аспекты проблемы согласования системы интересов в управлении региональной - страница №1/1

УДК 338.24

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОГЛАСОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕРЕСОВ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

А.Л. Немиров
В статье рассматривается специфика положения региональной экономической системы с точки зрения теории систем; выявляются основные группы экономических взаимодействий, свойственных экономической системе региона; формулируется система интересов, проявляющихся в управлении региональной экономикой.

Региональная экономика, управление, взаимодействие.


В настоящее время для теории региональной экономики и управления характерно значительное разнообразие взглядов и подходов на состав и сущность региональной проблематики, на методологические подходы
к решению теоретических и прикладных задач региональной экономики и управление, противоречивость и неоднозначность используемых понятий и определений. Тем не менее
в научной литературе уже сложились некоторые общепринятые или принятые большинством исследователей подходы к изучению региональных проблем [1]. Так, под регионом обычно понимается субъект Российской Федерации – государственное образование в составе РФ, характеризующееся наличием собственной территории в пределах административных границ и органов, осуществляющих государственную власть в соответствии со статусом, установленным Конституцией РФ или уставом данного государственного образования.

Под региональной экономикой (или региональной экономической системой) понимается социально-экономическая система, локализованная на территории региона, обеспечивающая взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие производственной и непроизводственной (социальной) сфер, в целях создания наилучших условий жизни и труда населения региона. Региональная экономическая система включает в себя производственные отрасли экономики и отрасли социальной сферы, производственную и социальную инфраструктуру, сферу природных и неприродных ресурсов, бюджетно-финансовую систему региона.

С точки зрения теории систем региональная экономическая система представляет собой сложную иерархическую социально-экономическую систему, расположенную в границах территории региона, открытую, т.е. включенную в систему народнохозяйственных связей страны, взаимодействующую с хозяйственными системами других регионов по различным каналам: экономическим, торговым, финансовым, информационным и др. Соответственно, экономическая система региона является подсистемой системы более высокого порядка – народнохозяйственного комплекса страны.

В то же время, являясь сложной системой, региональная экономика включает в себя все многообразие форм производства, обмена и потребления, основанных на различных формах собственности, локализованных на территории региона.

В соответствии с указанными подходами можно выделить следующие основные группы взаимодействий, которые свойственны региональной экономической системе:

- внешние взаимодействия, которые осуществляются между экономикой региона как единого целого и народнохозяйственным комплексом страны (вертикальные взаимодействия макро- и мезоэкономического уровней народнохозяйственной иерархии);

- внешние взаимодействия с экономическими системами других регионов (горизонтальные взаимодействия мезоэкономического уровня);

- внешние взаимодействия с подсистемами и отдельными элементами экономических систем других регионов (вертикальные взаимодействия мезо- и микроэкономических уровней);

- внешние взаимодействия составляющих региональной экономической системы (подсистем и отдельных элементов – отраслей экономики, отдельных предприятий и др.) с экономическими системами других регионов (вертикальные взаимодействия микро- и мезоэкономических уровней);

- внешние взаимодействия подсистем и элементов экономической системы региона с подсистемами и элементами экономики других регионов (горизонтальные взаимодействия микроэкономических уровней);

- внутренние взаимодействия между региональной экономической системой и экономиками муниципальных образований (вертикальные взаимодействия внутрирегионального мезоэкономического уровня);

- внутренние взаимодействия между региональной экономической системой и экономическими субъектами всех видов деятельности и форм собственности (вертикальные взаимодействия мезо- и микроэкономического уровней иерархии);

- внутренние взаимодействия между экономическими субъектами всех видов деятельности и форм собственности (горизонтальные взаимодействия микроэкономического уровня иерархии).

Очевидно, что указанная система взаимодействий не является исчерпывающей, при необходимости она может быть развита, дополнена и детализирована.

Под управлением региональной экономикой обычно понимают целенаправленное координирующее воздействие органов государственной власти и управления федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, органов управления хозяйствующих субъектов на ход социально-экономических процессов в регионе, в интересах достижения экономической устойчивости, самодостаточности региона, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения региона. Управление функционированием и развитием региона предполагает скоординированное воздействие, реализацию комплекса управляющих воздействий со всех уровней управления – федерального, регионального, муниципального, уровня отдельных экономических субъектов. В рамках такого координационного управления должна быть обеспечена реализация нормального осуществления всей указанной системы взаимодействий, свойственной региональной экономической системе. В противном случае неэффективная реализация взаимодействий неизбежно приведет к снижению эффективности функционирования и развития как отдельных экономических субъектов, так и экономики региона в целом.

Известно, что основой функционирования и развития рыночной экономики являются интересы, преследуемые субъектами экономической деятельности во взаимодействии друг с другом. Эти интересы являются движущей силой в развитии экономики как страны в целом, так и ее отдельных регионов. Вследствие специфического положения региона и в результате рассмотренной системы взаимодействий, испытываемой региональной экономической системой, в регионе проявляется комплекс интересов взаимосвязанных и часто разнонаправленных, что сказывается на функционировании и направлении развития региональной экономической системы.

1. Поскольку регион является частью страны, в нем проявляется комплекс общефедеральных интересов и интересов федерального центра, который может соответствовать интересам региона, а может и противоречить им. Например, регион может быть не заинтересован в размещении на его территории экологически вредных производств, необходимых для развития экономики страны в целом. С другой стороны, регион может быть заинтересован в привлечении инвестиционных ресурсов из федерального центра, в реализации федеральных программ регионального развития.

2. При взаимодействии регионов друг с другом их интересы могут противоречить друг другу, например в условиях конкуренции регионов на рынке инвестиционных ресурсов. С другой стороны, взаимодействующие регионы могут быть обоюдно заинтересованы друг в друге при реализации совместных проектов межрегионального характера, например при строительстве автомобильных дорог федерального значения.

3. При взаимодействии региона с субъектами экономической деятельности из других регионов их интересы могут как совпадать, так и противоречить друг другу. Например, регион может быть не заинтересован в захвате его внутреннего регионального рынка хозяйствующими субъектами из других регионов, однако он может быть заинтересован в привлечении крупных внерегиональных инвесторов с целью реализации на территории региона крупных инвестиционных проектов, необходимых для экономического развития региона.

4. В интересы региона входит стимулирование выхода региональных товаропроизводителей на региональные рынки других регионов, что может противоречить их интересам по соображениям конкуренции с местными товаропроизводителями. Однако другой регион может быть заинтересован в привлечении товаропроизводителей из данного региона с целью закупки на конкурсной основе товаров для государственных нужд, при условии обеспечения ими более выгодных условий поставки, по сравнению с местными товаропроизводителями.

5. В случае эффективного взаимовыгодного сотрудничества региональных хозяйствующих субъектов с хозяйствующими субъектами из других регионов их интересы, очевидно, совпадают. В условиях острой конкуренции, передела рынков они будут иметь противоречивый характер, что неизбежно скажется
и на условиях развития экономики регионов
в целом.

6. Регион как система мезоэкономического уровня взаимодействует по различным направлениям с муниципальными образованиями, расположенными на его территории; интересы региона в целом могут как совпадать, так и не совпадать с интересами муниципальных образований. Например, бюджетно несамодостаточные муниципальные образования заинтересованы в увеличении финансовой помощи из регионального бюджета, тогда как регион обязан проводить политику бюджетного выравнивания на своей территории и ограничивать местные бюджеты в финансовой помощи. Напротив, регион заинтересован в проведении муниципальными образованиями эффективной экономической политики, мобилизации внутренних ресурсов развития муниципальных образований, поскольку в конечном итоге это благоприятно отразится на уровне экономического развития региона в целом.

7. Внутренние взаимодействия между региональной экономической системой и экономическими субъектами всех видов деятельности и форм собственности также могут быть основаны на совпадающих или противоречивых интересах. Интересы экономических субъектов могут совпадать или противоречить общерегиональным интересам. Например, экономические субъекты заинтересованы в облегчении налогового бремени, оптимизации (сокращении) налоговых отчислений в региональный бюджет; с другой стороны, это уменьшает наполняемость доходной части бюджета региона и создает проблемы в финансировании социальных отраслей региона. Однако в интересах региона в целом находится создание условий для эффективного развития субъектов экономической деятельности путем проведения эффективной экономической, инвестиционной, промышленной политики; это, очевидно, не может противоречить их интересам.

8. Внутрирегиональные взаимодействия между экономическими субъектами также могут строиться на основе общности интересов в случае эффективного экономического сотрудничества или на их противоречивости, например в условиях конкуренции на региональном и внерегиональных рынках.

Помимо указанных групп интересов, проявляющихся в экономике региона, следует также отметить, что в любом регионе имеются различные группы населения, выделяемые по половозрастному составу, занятости в конкретной сфере экономики, национальной принадлежности и другим признакам. Каждая группа населения имеет собственные интересы, которые также могут как совпадать, так и противоречить друг другу. Например, существуют объективные противоречия между интересами групп населения, занятых в производственно-экономическом комплексе и социальной сфере региона; противоречия в интересах населения городов и районов-доноров регионального бюджета и дотационных районов региона.

Наконец, каждый отдельный житель региона имеет собственные интересы, которые могут противоречить интересам региона, например, в случае если подготовленный в регионе высококвалифицированный специалист покидает его пределы в поисках лучшей и более высокооплачиваемой работы; напротив, если он реализует свой трудовой потенциал в экономике своего региона, это объективно соответствует его интересам.



Выводы

1. Региональной экономической системе в силу специфики ее положения как сложной системы и подсистемы народного хозяйства страны свойственна сложная система внутренних и внешних, вертикальных и горизонтальных экономических взаимодействий.

2. В условиях рыночной экономической системы указанные взаимодействия основаны на интересах, преследуемых субъектами экономической деятельности как региональными, так и внерегиональными.

3. Рассмотренные интересы взаимодействуют, переплетаются, совпадают или и противоречат друг другу; следовательно, одной из основных задач регионального управления является обеспечение их компромиссного согласования.


Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Немиров А.Л. Управление функционированием и развитием региональной экономической системы (теоретические и организационно-методические аспекты) : монография / А. Л. Немиров, С. В. Боженко, Н. Н. Смирнова ; под ред. А. Г. Кайгородова. – Кострома : КГТУ, 2000.


Regional economy system position specificity from point of view of system theory is discussed in the article; economic interaction main groups characterizing region economic system are revealed; system of interests showing in region economy management is formed.

Words: region economy, management, interaction.
A.L. Nemirov

THEORETICAL ASPECTS OF INTEREST SYSTEM AGREEMENT PROBLEM

IN REGIONAL ECONOMY MANAGEMENT
Рекомендована кафедрой экономики и управления КГТУ.

Поступила 2.07.09