Тематический план Содержание дисциплины - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии... 1 209.38kb.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии... 1 164.58kb.
Тематический план Таблица № Тематический план Наименование раздела... 1 69.12kb.
Тематический план изучения дисциплины тематический план № Тема недели... 1 144.77kb.
Тематический план дисциплины 1 176.27kb.
Семинарские занятия 1 39.52kb.
Тематический план дисциплины распределение часов курса дисциплины... 1 154.35kb.
Тематический план изучения дисциплины 1 27.02kb.
Тематический план изучения дисциплины Тема Количество часов Итого... 1 95.17kb.
Тематический план изучения дисциплины п/№ Тема Лекции, час. 1 62.63kb.
Рабочая программа дисциплины история и география стран первого иностранного... 1 350.11kb.
Программа дисциплины Стратегии в менеджменте: Маркетинговые стратегии... 1 207.39kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Тематический план Содержание дисциплины - страница №1/5





Введение………………………………………………………

4

1.

Организационно-методические указания…………………………..

8

2.

Тематический план…………………………………………………

12

3.

Содержание дисциплины…………………………………………..

26

4.

Список литературы………………………………………………...

28

5.

Электронные издания………………………………………………

33

6.

Ссылки на Интернет-ресурсы……………………………………...

34

7.

Периодические издания……………………………………………

35

8.

Методические рекомендации по подготовке к семинарам

36

9.

Общие методические рекомендации преподавателям и студентам…………………………………………………….

131

9.1.

Методические рекомендации преподавателям…………….

131

9.2.

Методические рекомендации студентам…………………...

132

9.3.

Методические указания студентам по организации самостоятельной работы…………………………………….

133

9.4.

Методические рекомендации по написанию контрольных работ…………………………………………………………..

135

10.

Темы контрольных работ………………………………………….

138

11.

Требования к содержанию и оформлению рефератов…….

140

12.

Темы рефератов…………………………………………………….

144

13.

Вопросы к зачету…………………………………………….

147

14.

Вопросы к экзамену………………………………………….

149

15.

Контрольные тесты по всему курсу………………………...

152

16.

Тезаурус……………………………………………………………

162

17.

Персоналии…………………………………………………………

180




Заключение…………………………………………………………

184
Содержание


Введение
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и программой по специальностям: 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 061100 «Менеджмент организации», 080500»Менеджмент» (бакалавриат), 080100 «Экономика» (бакалавриат), 021100 «Юриспруденция», 030500 «Юриспруденция» (бакалавриат).

Дисциплина « Концепции современного естествознания» входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.

Понятие "концепция" означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования с целью ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания и формирования у них представлений о современной научной картине мира.

К концепциям современного естествознания относятся наиболее фундаментальные, общие закономерности в природе, которые единой нитью проходят не только через естественнонаучное знание, но и через гуманитарную культуру. Цель изучения КСЕ - показать и обосновать целостность всего современного знания о природе недифференцированного на естественнонаучный и гуманитарный сегменты. Задачи - раскрыть содержание, историю становления и логику основных концепций современного естествознания. Исходя из современных достижений естественных наук, нашу планету и окружающее ее пространство необходимо рассматривать как совокупность сложных динамических систем (климатическую, биологическую, геологическую, космическую, социальную), объединенных нелинейными связями. Поведение таких систем в определенных фазах развития непредсказуемо и малые изменения параметров связей могут привести их в режим хаоса. Именно этот сценарий разыгрывается сейчас в планетарном масштабе, когда антропоцентрическая парадигма мышления приводит к непредсказуемым катастрофическим последствиям. Пришло понимание того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует рассматривать в их нерасторжимой целостности. Возникает необходимость обобщения знаний об эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Выявляется роль науки как важнейшей силы преобразования и эволюции в настоящем и будущем планеты. Необходимо сформировать единое представление об окружающем Мире, о неразрывности и взаимной дополнительности знаний о Природе (естественнонаучная сторона) и знаний о Человеке (гуманитарная сторона).

Главная цель данного курса - ознакомление с со­временной естественнонаучной картиной мира, усвоение, пусть даже в общем виде, основных принципов и методов исследования, применяемых в современном естество­знании. Это дает возможность формировать у будущих специали­стов естествен­нонаучный способ мышления, целостное мировоззрение, что поможет лучше овладеть собственной профессией.

Актуальность курса «Концепции современного естествознания» обусловлена еще и тем, что в последнее время в нашей стране получают все большее распространение различного рода ненаучные виды знания, такие, например, как астрология, ма­гия, эзотерические, мистические и т.п. учения. Постепенно, но достаточно определенно, они вытесняют на периферию обще­ственного сознания естественнонаучную картину мира, осно­ванную на рациональных способах его объяснения. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение естественнонаучного знания в обществе. Речь идет об усвоении основных концепций в области физики, химии, биологии и других есте­ственных наук, получении представлений о важнейших школах, и направлениях в развитии современного естествознания.

Курс дисциплины « Концепции современного естествознания» прежде всего, опираясь на конкретные естественные науки (в первую очередь физику, химию, биологию и астрономию), в то же время не является совокупностью отдельных дисциплин. В отличие от специальных наук оно исследует Природу как единое целое.

Изучение курса «Концепции современного естествознания» предполагает, что студент владеет основами знаний в области естественных наук, которые закладываются при освоении школьной программы по физике, химии, биологии, астрономии, физической географии. Для студентов, поступивших в вуз после окончания средних специальных учебных заведений или по прошествии значительного срока после окончания школы, это может вызывать трудности для понимания, как отдельных вопросов дисциплины, так и основных ее идей. В этой связи ниже приводятся основные понятия по ряду естественных дисциплин, знание которых является необходимой предпосылкой успешного освоения курса, это, прежде всего – физика, химия, биология, астрономия.



По физике это:

Законы Ньютона. Понятия массы, энергии, работы, момента количества движения. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Принцип относительности Эйнштейна. Основные положения релятивистской механики. Закон сохранения механической энергии.

Общий закон сохранения энергии (I Начало термодинамики). Термодинамические циклы. II Начало термодинамики

Основные законы электричества и магнетизма. Понятия электростатического, магнитного, электромагнитного поля. Основные положения электронной теории металлов. Элементарные частицы. Строение атома. Строение атомного ядра.



По химии это:

Физические и химические изменения веществ. Химические элементы. Признак химического элемента. Распределение электрических зарядов в атоме. Заряд ядра. Молекулы. Типы связей в молекуле. Понятие о химической реакции. Прямые и обратные химические реакции. Тепловые эффекты химических реакций. Валентность. Экзо - и эндотермические реакции.

Катализ. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.

Органические соединения. Изомерия органических соединений. Важнейшие классы органических соединений. Углеводы. Роль углеводов в природе. Аминокислоты, их строение и роль в природе. Белки, структура белков. Роль белков в обеспечении жизнедеятельности.



По биологии это:

Основные свойства живого. Строение клетки. Химический состав. Реакции обмена в клетке. Анаболизм и катаболизм. Аэробное и анаэробное дыхание. Фотосинтез.

Формы размножения. Онтогенез. Генетика. Наследственность и изменчивость. Законы Менделя. Генетика пола.

Эволюционное учение. Эволюционная теория Ламарка. Эволюционная теория Дарвина – Уоллеса. Факторы эволюции. Доказательства эволюции органического мира.

Система органического мира. История развития органического мира.

Антропогенез. Ступени эволюции человека. Происхождение рас.



По астрономии это:

История развития астрономических представлений. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Научная деятельность Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно. Законы Кеплера.

Строение Солнечной системы. Солнце, его строение, химический состав, источник энергии. Планеты. Кометы. Метеориты.

Звезды. Звездные величины. Физические характеристики звезд (цвет, спектр, размеры, температура, масса). Годичный параллакс и измерение расстояния до звезд. Звездные системы. Млечный Путь. Галактики. Метагалактика.



1. Организационно- методические указания
Данное учебно-методическое пособие, разработано на основе Государственного стандарта Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, является частью цикла программ общих математических и естественнонаучных дисциплин. В пособие представлены разделы учебного материала, ориентированного на междисциплинарный подход к изучению современных основополагающих идей, понятий, принципов, концепций, моделей, природных и культурных феноменов, систем взглядов на естественнонаучные проблемы, которые формируют естественнонаучную картину мира в условиях конвергенции естественнонаучного и гуманитарного знания.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания».




Дидактические единицы

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности: принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Настоящая дисциплина имеет своей главной целью формирование общих представлений о естественнонаучном знании, отвечающих современному состоянию культуры, преодоление барьера между гуманитарными и естественнонаучными знаниями.

Разобщенность естественнонаучного знания и наличие двух изолированных конгломератов наук – естественных и гуманитарных – на исходе ХХ столетия становится ненормальным явлением. Направление научных исследований приобретает все более междисциплинарный характер, требующий освоения универсально-адекватного языка, способного дать возможность современному специалисту продуктивно работать в широком спектре направлений.

Задачей настоящей дисциплины является наведение мостов между фрагментарными естественнонаучными знаниями, естественнонаучными дисциплинами и системой наук в целом, а также выявление места и роли науки в единой системе культуры.

В процессе изучения курса специалист должен:



а) знать:

- историю и тенденции развития естествознания;

- корпускулярную и континуальную концепции описания природы;

- структурные уровни организации материи;

- динамические и статистические закономерности в природе;

- внутреннее строение Земли и историю ее развития;

- особенности биологического уровня организации материи;

- принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности;



б) иметь представление:

- о природе универсального (фундаментального) и специального знания;

- о естественнонаучной и гуманитарной культуре;

- о принципах относительности пространства и времени;

- о путях конвергенции естественнонаучного и гуманитарного знания;

- о порядке и беспорядке в природе;

- о генетике и эволюции;

- о многообразии живых организмов;

- о химических процессах;

– о вариантах целостного взгляда на окружающий мир



б) уметь:

- правильно организовать свой труд в процессе поиска и обработки информации естественнонаучного содержания;

- грамотно оформлять результаты своих исследований в виде рефератов и статей;

- логично отстаивать свою точку зрения;

- применять теоретические знания в процессе разработки и принятия грамотных различного рода решений;

Курс “Концепции современного естествознания” должен помочь студенту овладеть особенностями междисциплинарного подхода к изучению природных систем и свести в единую систему знаний учебный материал других изучаемых дисциплин.

Студенты ориентируются на использование концептуальных знаний и представлений естествознания применительно к своей конкретной профессии менеджера, экономиста или юриста.

Основными формами изучения данной дисциплины являются: лекционный материал и аудиторные семинарские занятия.

Текущий контроль работы студентов осуществляется в виде контрольных письменных работ или рефератов.

Промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольного тестирования.

Итоговая аттестация осуществляется в форме экзамена.

2. Тематический план

Финансы и кредит ( очное отделение)


п/п




Наименование темы

Виды занятий

Лекция

Семинар

Сам.раб.

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.





Тема 1. Предмет естествознания.

Введение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.



Тема 2. Физические концепции описания природы

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро - и мегамиры. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.



Тема 3. Химические концепции описания мира

Химические системы. Химические процессы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность вещества.



Тема 4. Геологические концепции описания мира

Внутреннее строение Земли и история ее развития. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли.



Тема 5. Биологические концепции описания мира

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.



Тема 6. Человек: происхождение, физиология, здоровье, биоэтика

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера.



Тема 7. Проблема самоорганизации материи и универсальный эволюционизм

Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе, Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.



4
4

6
2


4
4

4


4
4

4
2
4


4

4



4
4

4
2
4

4
4


8.

Всего: 80

28

26

26

9.

Форма отчетности

экзамен



Бухучет, анализ и аудит

( очное отделение)


п/п




Наименование темы

Виды занятий

Лекция

Семинар

Сам.раб.

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.



Тема 1. Предмет естествознания.

Введение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.



Тема 2. Физические концепции описания природы

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро - и мегамиры. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.



Тема 3. Химические концепции описания мира

Химические системы. Химические процессы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность вещества.



Тема 4. Геологические концепции описания мира

Внутреннее строение Земли и история ее развития. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли.



Тема 5. Биологические концепции описания мира

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.



Тема 6. Человек: происхождение, физиология, здоровье, биоэтика

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера.



Тема 7. Проблема самоорганизации материи и универсальный эволюционизм

Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе, Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.



4
4

6
2


4
4

4



4
4

4
2


4

4

4



9
9

9

9


9

9



14

8.

Всего: 80

28

26

26

9.

Форма отчетности

экзамен


Менеджмент организации

(очное отделение)


п/п




Наименование темы

Виды занятий

Лекция

Семинар

Сам. раб.

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.



Тема 1. Предмет естествознания.

Введение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.



Тема 2. Физические концепции описания природы

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро - и мегамиры. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.



Тема 3. Химические концепции описания мира

Химические системы. Химические процессы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность вещества.



Тема 4. Геологические концепции описания мира

Внутреннее строение Земли и история ее развития. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли.



Тема 5. Биологические концепции описания мира

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.



Тема 6. Человек: происхождение, физиология, здоровье, биоэтика

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера.



Тема 7. Проблема самоорганизации материи и универсальный эволюционизм

Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе, Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.



5

5


5

5


5

5

6



5
5

5

5


5

5



6

10
10

15

10


10

10



15

8.

Всего: 152

36

36

80

9.

Форма отчетности

экзамен


Менеджмент

(очное отделение, бакалавриат)



п/п



Наименование темы

Виды занятий

Лекция

Семинар

Сам. раб.

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.



Тема 1. Предмет естествознания.

Введение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.



Тема 2. Физические концепции описания природы

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро - и мегамиры. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.



Тема 3. Химические концепции описания мира

Химические системы. Химические процессы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность вещества.



Тема 4. Геологические концепции описания мира

Внутреннее строение Земли и история ее развития. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли.



Тема 5. Биологические концепции описания мира

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.



Тема 6. Человек: происхождение, физиология, здоровье, биоэтика

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера.



Тема 7. Проблема самоорганизации материи и универсальный эволюционизм

Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе, Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.



5

5


5

5


5

5

6



5
5

5

5


5

5



6

10
10

15

10


10

10



15

8.

Всего: 152

36

36

80

9.

Форма отчетности

экзамен


Экономика

(очное отделение. бакалавриат)


п/п




Наименование темы

Виды занятий

Лекция

Семинар

Сам.раб.

1.
2.

3.
4.

5.

6.
7.





Тема 1. Предмет естествознания.

Введение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.



Тема 2. Физические концепции описания природы

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро - и мегамиры. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.



Тема 3. Химические концепции описания мира

Химические системы. Химические процессы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность вещества.



Тема 4. Геологические концепции описания мира

Внутреннее строение Земли и история ее развития. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли.



Тема 5. Биологические концепции описания мира

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.



Тема 6. Человек: происхождение, физиология, здоровье, биоэтика

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера.



Тема 7. Проблема самоорганизации материи и универсальный эволюционизм

Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе, Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.



4
4

6
2


4
4

4


4
4

4
2
4


4

4



4
4

4
2
4

4
4


8.

Всего: 80

28

26

26

9.

Форма отчетности

экзамен


Юриспруденция

(очное отделение)



п/п



Наименование темы

Виды занятий

Лекция

Семинар

Сам.раб.

1.

2.

3.



4.
5.

6.

7.




Тема 1. Предмет естествознания.

Введение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.



Тема 2. Физические концепции описания природы

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро - и мегамиры. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.



Тема 3. Химические концепции описания мира

Химические системы. Химические процессы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность вещества.



Тема 4. Геологические концепции описания мира

Внутреннее строение Земли и история ее развития. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли.



Тема 5. Биологические концепции описания мира

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.



Тема 6. Человек: происхождение, физиология, здоровье, биоэтика

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера.



Тема 7. Проблема самоорганизации материи и универсальный эволюционизм

Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе, Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.





2
2

5

2



5

2

2



2

2

4



2

2

2



2



6
8

12

6



6

8


8.

Всего: 88

20

16

52

9.

Форма отчетности

экзамен

Юриспруденция

(очное отделение. бакалавриат)


п/п



Наименование темы

Виды занятий

Лекция

Семинар

Сам.раб.

1.
2.

3
4.

5.

6.
7.



Тема 1. Предмет естествознания.

Введение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.



Тема 2. Физические концепции описания природы

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро - и мегамиры. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.



Тема 3. Химические концепции описания мира

Химические системы. Химические процессы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность вещества.



Тема 4. Геологические концепции описания мира

Внутреннее строение Земли и история ее развития. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли.



Тема 5. Биологические концепции описания мира

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.



Тема 6. Человек: происхождение, физиология, здоровье, биоэтика

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера.



Тема 7. Проблема самоорганизации материи и универсальный эволюционизм

Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе, Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.



2
2

5

2



5

2

2



2

2

4



2

2

2



2



6
8

12

6



6

8


8.

Всего: 88

20

16

52

9.

Форма отчетности

экзамен


3. Содержание дисциплины
Тема 1. Предмет естествознания.

Введение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания. Тенденции развития.



Тема 2. Физические концепции описания природы

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро - и мегамиры. Пространство и время. Принципы относительности. Принципы симметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принцип возрастания энтропии.


Тема 3. Химические концепции описания мира

Химические системы. Химические процессы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность вещества.



Тема 4. Геологические концепции описания мира

Внутреннее строение Земли и история ее развития. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли.


Тема 5. Биологические концепции описания мира

Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.



Тема 6. Человек: происхождение, физиология, здоровье, биоэтика

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность, биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Ноосфера.


Тема 7. Проблема самоорганизации материи и универсальный эволюционизм

Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе, Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.



4. Список литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Юрид. лит., 1993. – 61 с.
Основная литература
1. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Курс лекций. 4-е изд., стер. – СПб: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2008.

2. Голубева Р.М., Юнусов Х.Б., Гераскина Г.В. и др. Концепции современного естествознания.- М., Экомир, 2008.

3. Голубева Р.М., Раткевич Е.Ю., Базаева М.Г., Юнусов Х.Б., Петров А.Н., Гераскина Г.В., Сборник тестовых заданий по курсу «Концепции современного естествознания»: Учебно-методическое пособие. - М.: 2009.

4. Голубева Р.М., Раткевич Е.Ю., Базаева М.Г., Юнусов Х.Б., Петров А.Н., Гераскина Г.В., Глоссарий по курсу КСЕ: Учебно-методическое пособие. -М.: 2009.

5. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., Центр, 2007.

6. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2007.

7. Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания. 8-е изд., стер.- М.: Изд.центр «Академия", 2008.

8. Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. Уч. пособие.-М. «Маркетинг», 2007.

9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник / С.Х. Карпенков. -11-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009.

10. Концепции современного естествознания: учебник для вузов под ред. С.И.Самыгина.- Ростов-Н-Д.: Феникс, 2008.

11. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Концепции современного естествознания. — М.: ЮНИТИ, 2009.

12. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: ЮНИТИ, 2010.

13. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М.: Высшая школа, 2009.

14. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник - М. Высшая школа. 2007.

15. Конспект лекций по КСЕ. – Сост. Ревская Н.В.- СПб: Альфа. 2008.

Концепции современного естествознания: Учебник для вузов /Под ред В.Н. Лавриненко, В.П Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 317с.

16. Липовко П.О. Практикум по естествознанию – Ростов-на-Дону/ Феникс. 2008.

17. Лось В.А. Основы современного естествознания. Уч. пособие. М., ИНФРА, 2007.

18. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ - ДАНА,2009.

19. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания. – М.: Высшая школа, 2009.
Дополнительная литература
1. Аксенов Г.П. Причина времени. М.: УРСС,2001.

2. Алексеев В.В. Экология и экономика энергетики. - М.: Знание, 1990.

3. Арнольд В.И. Теория катастроф. – М.: Наука,1990.

4. Баранцев Р.Г. Синергетика в современном естествознании. - М.: УРСС, 2003.

5. Батюшкова И. В. История проблемы происхождения материков и океанов. – М.: Наука. 1979.

6. Белоусов В. В. Земля, ее строение и развитие. – М. : АН СССР, 1969.

7. Берталанфи Л. Общая теория систем. Системные исследования.- М.: Наука,1969.

8. Бор Н. Атомная физика и человеческое знание.- М.: Мир, 1958.

9. Будыко М. И. Климат в прошлом и будущем. – Л.: Гидрометеоиздат, 1986.

10. Будыко М. И. Проблема углекислого газа. – Л.: Гидрометеоиздат, 1997.

11. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. – М.: Наука, 1954.

12. Вернадский В.И. Размышления натуралиста: пространство и время в живой и неживой природе. – М.: Наука, 1975.

13. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания.- М.: Наука, 2000.

14. Войткевич Г.В.   Рождение Земли.  Ростов н/Дону,  1996.

15. Гачев Г.Д. Гуманитарный комментарий к физике и химии. – М.: Логос,2003.

16. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. – М.Наука,1987.

17. Головин С.   Эволюция мифа как человек стал обезьяной.  М: Просвещение,  1999.

18. Горбачев В.В. Современное естествознание и экологическое образование // Сб. тр. Всерос. конф. по экол. Образованию. Пущино,1998.

19. Горбачев В.В. Энергетические аспекты эволюции биосферы в ноосферу и синергетическое понимание экологии // Этика науки будущего. На пути к духовно-экологической цивилизации. – М.:Дельфис,2002.

20. Горбачев В.В. Синергетика и рынок // Вестник РАЕН,2003. Т.3 №3

21. Горелов А.А.Концепции современного естествознания. Курс лекций.- М.: Центр, 2002.

22. Горелов А.А.Концепции современного естествознания. Учебное пособие для вузов. - М.: ООО Изд-во АСТ, 2003.

23. Гробстайн К. Стратегия жизни (пер с англ.). – М.,Мир,1968.

24. Данн Д.У. Эксперимент со временем. – М.: Аграф,2003.

25. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. – СПб.: Наука, 1991.

26. Дубнищева Т.Я.,. Современное естествознание. Учебное пособие / Т.Я. Дубнищева, А.Ю.Пигарев. – М. ЮКЭА, 2000.

27. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Наука,1997.

28. Карпенко М. Вселенная разума / М. Карпенко. – М.: Мир географии, 1992.

29. Карпенков С.Х.Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2005.

30. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. 4-е изд. М.: Высшее образование,2007.

31. Кастлер Г. Возникновение биологической организации, (пер. с англ.). – М., Мир,1967.

32. Клиге Р. К., Данилов И. Д., Конищев В. Н. История гидросферы. – М.: Научный мир, 1998.

33. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ,1997.

34. Койре А. От замкнутого мира к бесконечности Вселенной. М.: Логос,2001.

35. Компанеец А.С. Симметрия в микро – и макромире. –М.: Наука,1978.

36. Кун Т. Структура научных революций.- М.: АСТ,2001.

37. Лавриненко В.Н.Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

38. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей. – М.: Логос,2001.

39. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев, А.А.Тахо-Годи. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия, 2000.

40. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Райдерс Й. За пределами роста. М.: Мир,1991.

41. Милованов В.П. Неравновесные социально-экономические системы. – М.: УРСС,2001.

42. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: Аграф,1998.

43. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: Языки русской культуры,2000.

44. Найдыш В.М.Концепции современного естествознания. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002.

45. Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. – М.: Наука, 1990.

46. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. – М.: 1997.

47. Одум Ю. Экология : в 2 т. – М. : Мир, 1986.

48. Пригожин И.Р.   Порядок из хаоса.  / Стенгерс И. - М: Наука,  1986

49. Пригожин И. , Стенгерс И. Время хаос, квант. К решению парадокса времени. – М.: УРСС,2000.

50. Проблемы пространства и времени в современном естествознании. – М.: 1990.

51. Раушенбах Б.В. Постскриптум. – М.: Аграф,2001.

52. Раушенбах Б.В. Праздные мысли. – М.: Аграф,2002.

53. Реймерс Н. Ф. Экология / Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. – М.: Россия молодая, 1994.

54. Ровинский Р.Е.   Развивающаяся Вселенная.  М: Просвещение,  1995.

55. Рузавин Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества

// Вопросы философии №8.1995.

56. Самоорганизация в природе и обществе. - СПб.: Наука, 1995.

57. Сашин Д.К. 100 великих научных открытий / Д.К. Сашин. – М.: Вече, 2002.

58. Северцев А.С. Основы теории эволюции. – М., МГУ,2000.

59. Синергетическая парадигма. - М.: Прогресс-традиция,2000.

60. Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания. М., 2003.

61. Сорохтин О. Г., Ушаков С. А. Глобальная эволюция Земли. – М. : МГУ, 1991.

62. Уитроу А. Естественная философия времени. – М.: УРСС,2003.

63. Флоренский П.А.   Итоги.  М.: Просвещение,  1990.

64. Хазен А.М. Разум природы и разум человека. – М. Наука,2000.

65. Хаккен Г. Синергетика. – М., 1980.

66. Хакен Г. Информация и самоорганизация. – М.: Мир, 1991.

67. Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. – М.: Прогресс-традиция,2001.

68. Челноков А.А.Основы промышленной экологии. Учебное пособие. - М.: Высшая Школа, 2001.

69. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. – М. : Мысль, 1976.

70. Чижевский А.А. Космический пульс жизни. – М.: Мысль,1995.

71. Шустер Г. Детерминированный хаос. – М.: Мир, 1988.

72. Энгельс Ф. Диалектика природы. – Л., 1973.

73. Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М.,1997.

74. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. – М.: Наука,1999.

следующая страница >>