страница 1страница 2страница 3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Т. В. Авдонина е. А. Королёва русский язык - страница №1/3
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Т.В.АВДОНИНА Е.А.КОРОЛЁВА РУССКИЙ ЯЗЫК ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ для слушателей подготовительного отделения, подготовительных курсов Гомель 2007УДК 811. 161. 1 (075. 8) ББК 81. 411. 2 – 922 А 188 Рецензенты: И.И.Кобыш, доцент, кандидат филологических наук; кафедра довузовской подготовки и профориентации учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Авдонина, Т.В. А 188 Русский язык [текст]: [задания к контрольным работам для слушателей подготовительного отделения, подготовительных курсов] / Т.В.Авдонина, Е.А.Королёва; М-во образования РБ, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины», 2007. – 85 с. Предназначено для самостоятельной подготовки абитуриентов очно-заочной формы обучения к вступительным испытаниям по русскому языку в форме тестирования. Адресовано слушателям подготовительного отделения, подготовительных курсов, а также учителям русского языка и учащимся старших классов общеобразовательных школ. УДК 811. 161. 1 (075. 8) ББК 81. 411. 2 – 922 © Авдонина Т.В., Королёва Е.А., 2007 © УО «ГГУ им. Ф.Скорины», 2007
Введение Пособие включает в себя необходимый теоретический материал и задания по основным разделам языкознания: лексике, фонетике, словообразованию, морфологии, орфографии, синтаксису, стилистике. Курс современного русского языка даётся в популярном изложении. Помещён оригинальный учебно-тестовый материал на все правила русской грамматики. Выполнение заданий предполагает: – определение прямого и переносного значения слова; – подбор синонимов, антонимов и т.д.; – морфемный и словообразовательный анализ; – закрепление изученного материала и проверку знаний, связанных с умением находить и выделять в слове орфограммы, применяя необходимые правила; – установление вида связи в словосочетании, средства связи в предложении, видов придаточных частей; – исправление орфографических и пунктуационных ошибок; определение акцентологических норм русской орфоэпии, фонетических особенностей слова; – определение стилистической принадлежности текста. В качестве иллюстративного материала использованы тексты из классической русской литературы, произведений современной российской и русскоязычной белорусской прозы и публицистики. Межпредметные связи дисциплины «Русский язык» – весь спектр гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, изучаемых на всех этапах обучения. Слушателям ПО ЗФО при самостоятельной работе над выполнением заданий рекомендуется: 1 Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно разобраться, что в нем требуется сделать. 2 Изучить предложенный в методической части пособия, а также по учебникам (см. список литературы) теоретический материал разделов учебной программы в соответствии с характером задания. 3 После каждого выполненного задания необходимо делать отступ в одну строчку. При выполнении контрольной работы необходимо учесть: 1 Наличие титульного листа (если работа выполнена на стандартных листах писчей бумаги) или записи на обложке тетради адресного бланка с указанием фамилии и инициалов, специальности, формы обучения, номера контрольной работы, наименования предмета.
2 Наличие полей (2,5 – 3 см) для исправлений, замечаний, методических указаний преподавателя. 3 Аккуратное выполнение работы разборчивым почерком. Контрольная работа представляется в деканат факультета в соответствии с «Графиком представления контрольных работ». 1 Теория грамматики Характеристика лексики 1 Полисемия – многозначные слова (имеют несколько лексических значений). Прямое (первичное) – первичное наименование предмета, признака, действия: вкусное яблоко, нос человека. Переносное (вторичное) – перенос наименований с одного предмета, признака, действия на другой по принципу сходства по форме, цвету, функции или на основе смежности предметов: глазное яблоко, нос корабля. 2 Омонимы – одинаковые по звучанию, различные по значению. Лексические – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие различные лексические значения: ключ (отмычка) – ключ (родник); заставить (преграда) – заставить (принудить). Грамматические (омоформы) – совпадают по звучанию и написанию отдельные формы разных слов: лечу в самолёте – лечу людей; три дерева – три морковь. Фонетические (омофоны) – слова или формы слов, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению: компания – кампания; полоскать – поласкать; плод – плот; вера – Вера. Графические (омографы) – слова и формы слов, которые одинаково пишутся, но различаются по значению и ударением: замóк – зáмок; мýка – мукá; белóк – бéлок; дорóга – дорогá. 3 Синонимы – слова, принадлежащие одной части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но близки или одинаковы по смыслу. Лексические (семантические) обозначают одно и то же понятие, но различаются оттенками лексического значения: метель – вьюга, буран, пурга; смелый – отважный, храбрый, мужественный. Стилистические обозначают одно и то же понятие, но различаются стилистической окраской, т.е. употребляются в разных стилях речи: нейтральном, научно-публицистическом, разговорном и др.: лоб и чело, доказательство и аргумент, брак и дефект, родина и отчизна, здесь и тут. 4 Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением: день – ночь, глубокий – мелкий. 5 Паронимия. Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению. Звуковая близость двух и более однокоренных слов при различии их значения создает почву для их смешения в речи: интеллигентный – интеллигентский, существо – сущность, одеть – надеть. Парономазия – слова с разным написанием, с близким, но не тождественным значением: исторический – истерический, раут – раунд. 6 Характеристика лексики по происхождению. Исконно русская – общеславянская, восточнославянская, собственно русская: город, свеча, ягнёнок, человек, лодка, один, невежа, дерево. Заимствованная – естественный процесс обогащения словарного состава языка в результате общения народов, политических, экономических, культурных связей: кино, парламент, аквариум, суффикс, шоссе, режиссёр, демпинг, эволюция. Заимствованиям характерны: – из старославянского языка: чередования -оро-//-ра-, -оло-//-ла-, -оло-//-ле, -ере-//-ре- (враг – ворожить, облака – оболочка, берег – прибрежный, молоко – млечный); суффиксы -ств(ие), -тай, -ын(я), -ущ-, -ние, -чий (удовольствие, глашатай, гусыня, жующий, признание, ловчий); сочетание согласных -жд- (ограждение); приставки на -з (-с), а также пре-, пред-, со- (премудрый, представление, сочувствие); – из английского языка: сочетания тч, дж (матч, джемпер), начальные ва, ви, ве (ваучер, винчестер, вельвет), конечные сочетания -инг, -мен, -ер (сайдинг, бизнесмен, спикер); – из греческого языка (грецизмы): наличие буквы ф (фаланга, фантаст), начального э (эластичный, электрон), сочетаний пс, кс (психология, синтаксис, ксерокс), а также наличие корневых морфем био- (биология), гео- (география), гелио- (гелиоцентрический), аэро- (аэрокосмический), антропо- (антропометрический), авто- (авторитет), -логос (филология); фило- (философия), фоно- (фонограмма, микрофон); приставок а- (аполитичный), анти- (антиглобалисты), архи- (архиважный), эв- (эвфония), пан- (панславянский); суффиксов -иск (обелиск), -ос (космос), -ис (базис), -ит (сорбит), -ад- (спартакиада); – из латинского языка: наличие начальных ц и э (цензура, экспедиция), приставок: ре- (реинвестиция), интер- (интерфикс), ультра- (ультрамодный), экс- (экс-президент), экстра- (экстраординарный), суффиксов -ент, -ант (студент, практикант), -тор (литератор), -ус, -ум (корпус, ультиматум),-арь (секретарь); – из немецкого языка: наличие сочетаний чт, хт, шт, шп, фт (почта, вахта, паштет, шпоры, муфта), начальное ц (цейтнот, цинния); – из французского языка (галлицизмы): наличие ударения на последнем слоге (жалюзи, медальон), конечных ударных гласных е, и, о в несклоняемых существительных (суфле, пари, кашпо), сочетаний уа (вуаль, туалет), сочетаний гласных с носовыми согласными он, ан, ен, ам (пансион, ансамбль, рефрен, роман, авангард), сочетаний бю, вю, пю, фю (бюджет, гравюра, капюшон, фюзеляж), суффиксов -ёр, -аж, -анс, -ант (вояжёр, саквояж, романс, дебютант, пикантный). – архаизмы (заменены новыми словами: всуе (напрасно), сей (этот), лицедей (актер), рать (армия), воитель (боец), сеча (бой), хулить (бранить). Употребление архаизмов: взимать, безотлагательно, дабы, коему, коль скоро, на предмет, ниже- (выше) упомянутый, ныне, оный, приобщить, присовокупить, подлежит, тем паче, таковой – в современных текстах нежелательно, т.к. придает исконно книжный и устарелый характер любому высказыванию; – историзмы (исчезли обозначаемые ими понятия: названия одежды, утвари, оружия и т.д.): городовой, урядник, армяк, камзол, вече, дворня, боярин нэп и др. Историзмы не имеют синонимов в современном русском литературном языке и используются в художественной или научной литературе (ловчий, ЧК, продналог, продразвёрстка и др.). Ошибки в употреблении историзмов прежде всего связаны с незнанием их лексического значения (главный губернатор города). Фонетика: основные понятия Раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой. В русской графике выделяют три типа букв, обозначающих 1) один звук (а, б, л и т.д.), 2) два звука (е, ё, ю, я) и 3) не обозначающих звуков (ъ, ь). Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Перед гласными, сонорными согласными и буквой в все согласные пишутся, как произносятся. В конце слова и перед глухими – оглушаются: [г]→[к], [в]→[ф], [в’]→[ф’] и т.д. Например: ре[т]кий, творо[к], ре[с]кий, (вязанка) дро[ф], кро[ф’]. Глухие согласные перед звонкими озвончаются: о[д]бить, про[з]ьба. Некоторые слова оглушаясь/озвончаясь становятся омофонами: грипп – гриб. Для определения согласной необходимо изменить слово так, чтобы проверяемая согласная стояла перед гласной, сонорной согласной или буквой в. Правописание согласных ж, ш устанавливается по этимологии: вперемешку (перемешать) – вперемежку (слоями перемежаясь). Словообразование: основные понятия 1 Словообразование – раздел языкознания, в котором рассматриваются структурный состав («из чего сделано слово») и способы образования слов («как делаются слова»). Значимые части слова – морфемы: корень – морфема, выражающая основное лексическое значение слова и соотносящая его с родственными однокоренными словами; приставка – морфема, обычно стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или форм слова; суффикс – морфема, обычно стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слова; окончание – обычно конечная, изменяемая морфема, служащая для связи слов в словосочетании и предложении; постфикс – общее название аффиксов, находящихся после корня, т. е. суффикса и окончания. Не являются морфемами: основа – часть слова без окончания (структурная часть слова, которая не является наименьшей, т.к. может включать в себя и приставки, и суффиксы); интерфикс – служебная структурная часть слова, прослойка, соединительная гласная, не имеющая значения, служащая для соединения морфем. 2 Словоизменительные (или формообразующие) и словообразовательные типы морфов. Словообразовательные аффиксы: приставки (подо-йти, пере-йти, взо-йти, со-йти), большинство суффиксов (заяви-тель, проситель-ниц-а, очеред-н-ой, особ-енн-ый), интерфиксы (кров-е-носный, шерст-о-битный, волн-о-рез, яйц-е-головый, п-ев-ун), постфиксы -ся, -сь, -то, -либо, -нибудь (причёсываться, где-то, умываясь, куда-нибудь, кто-либо). Функции словообразовательных аффиксальных морфем: 1) образуют новые слова (лист → лист-в-а → листв-енн-ый, лист-аж → листаж-н-ый); 2) повторяются в разных формах одного и того жеслова (лист-в-енн-ый, лист-в-енн-ого, в лист-в-енн-ом); 3) выражают словообразовательное значение (лист-в-а, лист-аж). Словоизменительные аффиксы: окончания (книг-а, книг-у, книг-ами, в книг-ах), суффиксы инфинитива, глаголов в форме прошедшего времени (-л-), суффиксы причастий, деепричастий, сравнительной степени качественных прилагательных и наречий (нес-ти, принес-л-а, сда-ющ-ий(ся), заставля-я, слаб-ее, боль-ше), постфикс -те в форме глаголов повелит. наклонения мн. ч. (поезжай-те, спой-те, входи-те, возьми-те). Функции словоизменительных аффиксальных морфем: 1) образуют формы одного и того же слова (смешить – смеши-вш-ий, сме-ющ-ий-ся, сме-я-сь, смея-вш-ий-ся, смеш-и-л-а); 2) различают формы одного и того же слова (мо-ему, мо-ими, мо-их); 3) выражают грамматическое значение (смешн-ой, смешн-ая, смешн-ые). Различайте омонимичные окончание -ий в прилагательных (весенн-ий) и суффикс -ий в притяжательных прилагательных (фазан-ий), после которого следует нулевое окончание! Нулевую флексию имеют: притяжательные прилагательные м.р. в И.п. и В.п. (заячий, но: заячь[jэ]го, заячь[jэ]му, в заячь[jэ]м и т.д.); существительные женского рода с основой в И.п. на -й в Р.п. мн.ч. (п-ев-ун-ь[j-а] – много п-ев-ун-ий). Обратите внимание на то, что при образовании существительных с помощью суффиксов часто наблюдаются чередования: свар-к-а→свар-оч-ка, Люд-к-а→Люд-оч-ка (к//оч). 3 Производные и непроизводные основы слóва. Непроизводные основы (ни от чего не произошли, они изначальные, первые): значение непроизводного слова нельзя объяснить посредством других слов: книга, стол, потолок – это простые по составу словá. Производные основы (с помощью каких-либо аффиксов они образовались от простых по составу слов): значение производного слова можно объяснить ссылкой на значение производящего слóва: на-поль-н-ый (светильник) ← пол (находящийся на полу); при-кроват-н-ая (тумбочка) ← кровать (возле кровати). Так, производные слова – вторичные, выводимые из других слов. Чтобы выделить производящую базу производного слова, надо «отсечь» тот «лишний» формант, без которого слово может существовать, сохраняя свое основное лексическое значение: покупочка ← покупка ← покупать ← купить (маленькая покупка). Чтобы определить, когда к является частью корня, а когда суффиксом, надо научиться разграничивать непроизводные прилагательные и производные, образованные от глаголов: в слове ломкий к – суффикс (от лом-ать+к); в слове лёгкий к – часть корня (ср.: легковесный, легчайший, легко). 4 Способы словообразования. Аффиксальный (участвуют производящая база и словообразовательные средства): префиксация (со-автор, без-листый), суффиксация (дальновидн-ость, пароход-ик), постфиксация (учить-ся, белеть-ся), сочетание аффиксов (на-глядеть-ся, рас-щедр-и-ть-ся, колос-и-ть-ся). В образовании сложных слов участвует несколько производящих баз. Сложение основ производящих слов: свежеокрашенный, металлорежущий, сращение (слияние целых слов): выше/указанный, густо/окрашенный, аббревиация (сложение сокращённых, усечённых основ): [сель][хоз]работы, [зар]плата, [гос]комитет; комбинирование: новогод-н-ий (сложение с суффиксацией), мор-е-плаватель (суффиксально-сложный). (Примечание: единственным средством при сложении является интерфикс, с помощью которого можно отличить сложение от сращения.) Орфография и морфология 1 Правописание безударных гласных в корне слова. Для проверки безударного гласного в корне необходимо найти родственное слово с ударением в орфограмме: посвятить – святость, развивается культура – развитие. 2 Чередование гласных в корне слова. Безударные гласные в чередующихся корнях не проверяются ударением – такие корни надо запомнить. Написание гласных зависит: 1) от места ударения в корнях гар/гор, твар/твор, клан/клон, где в безударном положении пишется о, и в корнях зар/зор, плав/плов, где в безударном положении пишется а; 2) от суффикса -а- после корней, в которых в этом случае пишется: -а- – в корнях кас/кос, лаг/лож; -и – в девяти корнях – бер/бир, мер/мир, пер/пир, дер/дир, тер/тир, жег/жиг, чет/чит, стел/стил, блест/блист; 3) от конечной согласной в корнях раст/ращ/рос, скак/скоч; 4) от лексического значения корней мак (ненадолго опустить в жидкость)/мок (стать мокрым), равн (одинаковый, такой же, как все)/ровн (гладкий, ровный). При этом не следует забывать об исключениях! 3 Гласные после шипящих и ц. Запомните: жи, ши, хи пишутся с и; ча, ща – с а; чу, щу – с у. Гласные ы, э, ю, я пишутся только в некоторых заимствованных нарицательных существительных (жюри, брошюра) и в иноязычных именах собственных (Жюль Верн, Шэн Ли, Цюрих). Буквы о, ё после шипящих. Это правило можно разделить на три основные части: 1) написание гласных в корне зависит от ударения: если в родственных словах ударение перемещается, то в орфограмме пишется ё; если ударение постоянное – о (жёлоб – желобóк, шорох, трущобы); 2) написание о, ё в суффиксах зависит от производящей основы: если слово произошло от именной части речи, то в суффиксе пишется о (речонка – от «река»); если от глагола – ё (ночёвка – от «ночевать», сгущёнка – от «сгустить»); 3) написание гласных о, е в окончаниях существительных и суффиксах и окончаниях прилагательных, а также на конце наречий зависит от ударения: при ударном окончании пишется о, при неударном – е (плечó – плечевóй, с ковшóм – с бáржей, моржóвый моржевáть; большóго – с бóльшего); в личных окончаниях глаголов – е или и в зависимости от спряжения: бережёшь, бережёте – 1-е спр., бежишь, бежите – разноспрягаемый глагол. Не забудьте о словах-исключениях! Гласные после ц. Следует рассмотреть две позиции: 1) в корне слова буква и после ц пишется во всех случаях (мотоцикл, пацифист), кроме исключений: Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»; 2) в суффиксе притяжательных прилагательных -ын (волчиц-ын), в окончаниях мн.ч. существительных и в прилагательных – только ы (китайц-ы, бледнолиц-ый). 4 Правописание согласных. Для выявления слов с непроизносимыми и псевдопроизносимыми согласными следует подбирать родственные однокорневые слова: радостный – радость, людской – люди. Помните, что на конце слова и на стыке приставки и корня часто происходит процесс озвончения/оглушения согласных: изморось – моросить, изморозь – морозить, о[д]бросить, по[т]переть. Двойные согласные в корне слов наблюдаются, в основном, в иноязычных словах (инкассатор, бюллетень, акклиматизация, суггестивный), которые подлежат запоминанию! В исконно русских лексемах двойные согласные пишутся только в следующих случаях: сс – в словах ссора, ссуда, Россия (и производных от них); жж – во всех формах от слов дрожжи, вожжи, жужжать, можжевельник, а также от глагола жечь: если в слове слышен звук «г» или «ч», то в слове пишется одно ж, в ином случае – жж (сжечь, сжёгший – сожжённый). В остальных случаях удвоение согласных происходит на стыке приставок или суффиксов с корневой морфемой (оттиск, раззадорить; белорусский, сонный) или в сложных словах (разведданные, диппредставительство). 5 Корневое и после приставок русских на согласный переходит в ы (история – предыстория, играть – взыграть), но сохраняется после иноязычных приставок, в сложносокращённых словах и после приставок на гласный (контригра, пединститут, поинтересоваться). 6 Разделительные ъ и ь знаки. ъ пишется только после приставок (русских и иноязычных) на согласный перед йотированными гласными е, ё, ю, я (предъюбилейный, въявь) и в сложных словах, первой частью в которых являются числительные двух-, трёх-, четырёх-, также перед е, ё, ю, я (двухъярусный); ь – перед е, ё, ю, я, и не после приставок (завьюжить, сольются, сиянье). 7 Правописание приставок. Конечный согласный з (с) в приставках оглушается перед глухими согласными (расщедриться, расшитый) и озвончается перед звонкими (разбитый, разговориться). Гласная в словах с приставками пре- и при- зависит от их значения: – пре- близка к пере- и наречию очень (прекрасный – очень красивый, преступление – переступить, премúло – очень мило); – при- имеет значения присоединения, приближения, неполноты действия и некоторые другие значения (приклеить, приехать, прикрыть). Правописание слов иностранного происхождения, начинающихся с пре- и при- следует запоминать (преамбула, привилегия). 8 Правописание сложных слов. Сложные прилагательные пишутся 1) слитно, если представляют собой согласованные словосочетания и между словами нельзя вставить союз и (западноевропейский – Западная Европа, сельскохозяйственный – сельское хозяйство), 2) через дефис, если можно вставить союз и (физико-математический факультет – физический и математический). Наречия пишутся раздельно и слитно с прилагательными. Слитное написание характерно для терминологических сочетаний (когда первая часть слова – не член предложения и не отвечает на вопросы собственно наречия «как? каким образом?»; когда части сложного целого нельзя поменять местами, а наречная часть теряет ударение): быстрорастворимый (нельзя сказать: растворимый быстро!), высоко…/низкооплачиваемый (слитно, если вторая часть – прилагательное, но если причастие – раздельно: высокопоставленный чиновник и высоко поставленный стакан; низкооплачиваемая работа и низко нависшие тучи), гладко(…крашенный, но гладко выбритый подбородок), мелко(…сидящий корабль, но: мелко нарезанное мясо). Только слитно пишутся слова: глубокоуважаемый (в остальных случаях – раздельно: глубоко артистическая натура), узковедомственный, …профессиональный, …специальный, а также термины: густонаселённый (но: густо смазанный и т.д. и краткая форма – густо населён), давнопрошедшее (время – лингв.), долгоиграющий и долгоживущий, дорогостоящий; терминологические сочетания с наречием легко…/тяжело… (легко/тяжелораненый, но: легко/тяжело раненный в руку), остро(…дефицитный, …воспалительный, …гнойный, …заразный, …инфекционный), сильнодействующий (яд; но: яд, сильно действующий на…). В зависимости от значения пишется слитно слово мало, если имеет значение частицы не (малохудожественное = нехудожественное, т.к. художественное «много» или «мало» не бывает – оно либо есть, либо его нет), а также если употреблено в качестве эвфемизма (малоприятное знакомство); раздельно – если это член предложения, отвечающий на вопрос наречия и имеющий ударение (мало обитаемый остров). Для этого написания применимо то же правило, что и для частицы не. Двоякое написание: ниже…/выше(…указанный, …упомянутый, …приведённый, …изложенный и т.д.). 1) в отымённых образованиях пишется н в суффиксах -ан-, -ян-, -ин- (песчаный, глиняный, утиный) и нн, если основа оканчивается на н или на группу согласных (ураган – ураганный, язва – язвенный), в сложных суффиксах –ованн-, -ёванн-, -ированн-, -изированн-, -ифицированн- (маринованный, пеклеванный, интегрированный, политизированный, унифицированный); 2) в отглагольных образованиях пишется н, если производящая основа – глагол несовершенного вида (косить – кошеный), и нн, если глагол совершенного вида (решить – решённый, заправить – заправленный) или имеется пояснительное слово (кошенный вчера луг). Определения, стоящие после числительных два, три, четыре при существительных м.р. и ср.р. ставятся в форме Р.п. мн.ч. (два старых дома, три крайних окна), а при существительных ж.р. – в форме И.п. мн.ч. (две большие сосны). Но: если определения предшествуют сочетанию «числительное + существительное», то существительные м.р., ср.р. и ж.р. ставятся в форме И.п. мн.ч. (старые два дома, крайние два окна, новые две книги). 12 Правописание глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий). Спряжение глагола определяется по инфинитиву: ко 2-му спряж. относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и 11 исключений, остальные глаголы – к 1-му спряж. Помните, что в личных окончаниях глаголов 1-го спряж. преобладает буква е (дремать – дремлем, дремлешь, дремлете, дремлет), а 2-го – и (красить – красим, красишь, красите, красит). Перед суффиксом прошедшего времени -л-, как и перед –нн- в страдательных причастиях, всегда пишется та гласная, что и в инфинитиве (только в причастиях инфинитивная и переходит в е!): рассеял, заклеил, услышал; рассыпанный – рассыпать, настоянный – настоять. Но: заваленный – завалить. Категория переходности глаголов: 1) непереходные не имеют при себе прямого дополнения, на которое полностью переходит действие (т.е. не сочетается с В.п. без предлога: бросить – что? – камень); формальный показатель непереходности – аффикс -ся, а также отымённые глаголы с суфф. -ни-ча(ть) (бездельничать), -ствова(ть) (хозяйствовать), -е(ть) (зеленеть); 2) показатель переходности – глаголы, образованные от прилагательных + суфф. -и(ть) (белить, но: белеть – неперех. гл.), а также имеющие при себе второстепенный член, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кроме винительного). Действительные причастия наст. времени образуются от формы 3-го лица мн.ч. + суфф. -ащ(-ящ)/-ущ(-ющ): списывать – они списывают – списывающий. Страдательные причастия настоящего времени образуются путем присоединения к глагольной основе суффикса -им-, если глагол 2-го спряж. (строить – строимый), и суффикса -ем-, если глагол 1-го спряж. (уважать – уважаемый). Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола + суфф. -а(-я): принимать – принимая, спешить – спеша; несовершенного – от инфинитива + суфф. -в, -вши, -ши (иногда -а/-я); уснуть – уснув, раздеться – раздевшись, унести – унеся. 13 Правописание наречий. Неизменяемая часть речи, наречие выполняет роль обстоятельства и делится на соответствующие разряды. На конце наречий после шипящих пишется ь (мягкий знак): вскачь, наотмашь (искл.: уж, замуж, невтерпёж). Через дефис пишутся наречия, образованные повторением основ (еле-еле, крепко-накрепко), приставочно-суффиксальные образования с приставкой по- и -ому, -ему, -ски, -цки, -ьи на конце (по-старому, по-прежнему, по-дружески, по-немецки, по-медвежьи). О слитном и раздельном написании наречий следует справляться в словаре! Правописание служебных частей речи 1 Запомните правописание некоторых предлогов: в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, ввиду. Только с дательным падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор. 2 Отличайте слитное написание союзов (также, тоже, чтобы, итак) от сочетания подобных им образований, состоящих из местоимений с частицами и пишущихся раздельно (то же, так же, что бы, и так). 3 Частицы не и ни самые распространённые, их значения различны, поэтому употребление неударяемых не и ни полностью основывается на различении их смысла. Частица ни употребляется 1) для усиления отрицания, которое уже есть в предложении (Он никогда не был ни хорошим, ни прекрасным, а был самым обыкновенным учеником); отрицание может подразумеваться (Ни луны, ни звезд…); 2) для выражения запрета, когда отрицание при глаголе отсутствует (Стихи как будто и стихи, да правды – ни словечка). Частица ни используется в предложениях, где отсутствует и не подразумевается отрицание, а предложения имеют утвердительный смысл (Кто из нас ни приходил к Куприну, каждого он просил написать на столе «что вздумается»). Однако в роли «усилителя» утвердительного смысла может выступать и частица не. Для различения подобных написаний следует учитывать, что предложения усилительно-обобщающего характера с ни часто имеют значение уступки (Как ни трудно, как ни худо, не сдавай, вперёд иди. – Ср.: хотя и трудно…). Предложения с не значения уступки не имеют. Следует помнить, что предложения с ни всегда повествовательные. Предложения с не интонационно разнообразны: они могут произноситься с вопросительной, восклицательной или вопросительно-восклицательной интонацией и на письме оформляться соответственно (С кем только не встречался я, когда работал полярным летчиком!). Словосочетание не кто иной, как употребляется в утвердительных предложениях (где нет отрицания не при глаголе!), а словосочетание никто иной, как – в отрицательных предложениях и служит усилением этого отрицания. Заметьте, что в сочетании не кто иной, как возможна перестановка слов: не иной кто, как…, а в сочетании никто иной, как такая перестановка невозможна. Двойное отрицание не…не возможно при наличии двух логически связанных глаголах для выражения усиленного утверждения (Он не мог не знать – то есть «он знал наверняка»). С разными частями речи частица не пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без не и смысл и строй предложения от этого не изменятся: Он был моим недругом (врагом). Однако раздельно будут писаться слова, если при них есть пояснительные слова и ни, слова далеко, отнюдь, ещё и наречия совсем и вовсе в значении отнюдь не и далеко не. (Обратите внимание! Если в словосочетании «далеко невоспитанный человек» написать слитно причастие «невоспитанный» и заменить его синонимом «грубый, хамоватый», то в измененном виде мы прочтём нечто несообразное: «далеко грубый человек». Следовательно, в этом примере отрицание не пишется раздельно: «далеко не воспитанный человек».) Раздельно будут писаться и 1) причастия при наличии других пояснительных слов, кроме наречий меры и степени типа совершенно, почти и др. (не вычитанная редактором рукопись. Но: совершенно невычитанная рукопись), и 2) краткие причастия (рукопись не вычитана). – перед союзами это, вот, значит, это значит: Названия большинства планет в европейских языках – это сравнительно поздние астрономические термины греческого происхождения. (Б.Ю.Норман) Правда – это значит победа совести в человеке. (Пришв.); следующая страница >> |
|