Т. В. Авдонина е. А. Королёва русский язык - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В. В. Бабайцевой "русский язык. 5-11". VIII класс 1 четверть 27 +... 2 646.15kb.
На дне моего бокала, вино, так похоже на кровь… Королева одна, королева... 1 17.13kb.
Уроках русского языка. В системе образования предмет "Русский язык" 1 79.62kb.
Современный русский язык: лексикология 1 223.69kb.
Программа для детей изучающих русский, английский и итальянский языки. 1 79.57kb.
Внеклассное мероприятие в 5а классе "стихи и переводы с. Я. 1 113.44kb.
Учебное пособие Специальность 050301 «Русский язык и литература» 1 414.29kb.
Тематика семинарских занятий по дисциплине «Русский язык и культура... 3 2038.19kb.
Программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект» 1 144.13kb.
Программа «Русский язык: функционально-коммуникативный аспект» 1 204.41kb.
Русский язык, экономика, экология, мхк, астрономия. Итоги: Экология... 1 32.75kb.
Спартакиада молодых специалистов учреждений образования Новопокровского... 1 33.06kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Т. В. Авдонина е. А. Королёва русский язык - страница №1/3



Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Т.В.АВДОНИНА

Е.А.КОРОЛЁВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
для слушателей подготовительного отделения,

подготовительных курсов

Гомель 2007

УДК 811. 161. 1 (075. 8)

ББК 81. 411. 2 – 922

А 188


Рецензенты:

И.И.Кобыш, доцент, кандидат филологических наук;


кафедра довузовской подготовки и профориентации учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»


Авдонина, Т.В.

А 188 Русский язык [текст]: [задания к контрольным работам для слушателей подготовительного отделения, подготовительных курсов] / Т.В.Авдонина, Е.А.Королёва; М-во образования РБ, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины», 2007. – 85 с.


Предназначено для самостоятельной подготовки абитуриентов очно-заочной формы обучения к вступительным испытаниям по русскому языку в форме тестирования.

Адресовано слушателям подготовительного отделения, подготовительных курсов, а также учителям русского языка и учащимся старших классов общеобразовательных школ.

УДК 811. 161. 1 (075. 8)

ББК 81. 411. 2 – 922

© Авдонина Т.В., Королёва Е.А., 2007



© УО «ГГУ им. Ф.Скорины», 2007

Содержание




Введение………………………………………………….……..4

Требования, предъявляемые к контрольным работам …………………………………………………………4

1 Теория грамматики……………………………………..6

2 Практическая часть…………………………………...31

Контрольная работа 1………………………….………..31

Вариант 1………………………………………………….........31

Вариант 2………………………………………………….…....33

Контрольная работа 2………………………….………..36

Вариант 1………………………………………………….……36

Вариант 2…………………………………………………….…39


Контрольная работа 3………………………..………….41

Вариант 1……………………………………………………….41

Вариант 2……………………………………………………….46


Контрольная работа 4………………………….………..50

Вариант 1…………………………………………………….....50

Вариант 2…………………………………………………….…54


Контрольная работа 5………………………….………..59

Вариант 1…………………………………………………….…59

Вариант 2………………………………………………….....…63


Контрольная работа 6…………………………………...67

Вариант 1…………………………………………………….....67

Вариант 2…………………………………………………….....71

Принятые сокращения…………………………….......75

Литература………………………………………………........76


Приложение 1 Краткий словарь акцентуации и орфоэпических трудностей современного русского языка ……………………………………………………………...77

Приложение 2 Краткий словарь лексики ……………….80

Приложение 3 Краткий словарь наиболее употребляемых аббревиатур ……………………………………………………………………...85



Введение
Пособие включает в себя необходимый теоретический материал и задания по основным разделам языкознания: лексике, фонетике, словообразованию, морфологии, орфографии, синтаксису, стилистике. Курс современного русского языка даётся в популярном изложении. Помещён оригинальный учебно-тестовый материал на все правила русской грамматики. Выполнение заданий предполагает:

– определение прямого и переносного значения слова;

– подбор синонимов, антонимов и т.д.;

– морфемный и словообразовательный анализ;

– закрепление изученного материала и проверку знаний, связанных с умением находить и выделять в слове орфограммы, применяя необходимые правила;

– установление вида связи в словосочетании, средства связи в предложении, видов придаточных частей;

– исправление орфографических и пунктуационных ошибок; определение акцентологических норм русской орфоэпии, фонетических особенностей слова;

– определение стилистической принадлежности текста.

В качестве иллюстративного материала использованы тексты из классической русской литературы, произведений современной российской и русскоязычной белорусской прозы и публицистики. Межпредметные связи дисциплины «Русский язык» – весь спектр гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, изучаемых на всех этапах обучения.





Требования

к оформлению контрольных работ
В течение учебного года слушатели подготовительного отделения выполняют 6 контрольных работ согласно плану учебной нагрузки. Контрольные работы 1, 2 и 3 выполняются в первом семестре, 4, 5 и 6 – во втором. Выбор варианта контрольной работы производится в соответствии с чётным/нечётным порядковым номером ФИО слушателя в журнале учебной группы или по указанию преподавателя. Количество заданий для выполнения контрольных работ устанавливает преподаватель, оставшиеся задания выполняются на практических (аудиторных) занятиях учебных групп. По решению методического совета факультета слушателям очно-заочной формы обучения могут быть предложены и другие задания к контрольным работам, не включенные в данное пособие. Объем контрольной работы не должен превышать 10 – 12 страниц рукописного текста.

Слушателям ПО ЗФО при самостоятельной работе над выполнением заданий рекомендуется:

1 Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно разобраться, что в нем требуется сделать.

2 Изучить предложенный в методической части пособия, а также по учебникам (см. список литературы) теоретический материал разделов учебной программы в соответствии с характером задания.

3 После каждого выполненного задания необходимо делать отступ в одну строчку.

При выполнении контрольной работы необходимо учесть:

1 Наличие титульного листа (если работа выполнена на стандартных листах писчей бумаги) или записи на обложке тетради адресного бланка с указанием фамилии и инициалов, специальности, формы обучения, номера контрольной работы, наименования предмета.
Образец заполнения титульного листа контрольной работы


Контрольная работа № __

по русскому языку

слушателя подготовительного отделения

факультета психологии и довузовской подготовки

УО «ГГУ им. Ф.Скорины»

( спец. «_______»)

ФИО (в родительном падеже)

2 Наличие полей (2,5 – 3 см) для исправлений, замечаний, методических указаний преподавателя.

3 Аккуратное выполнение работы разборчивым почерком.

Контрольная работа представляется в деканат факультета в соответствии с «Графиком представления контрольных работ».


1 Теория грамматики
Характеристика лексики

1 Полисемия – многозначные слова (имеют несколько лексических значений). Прямое (первичное) – первичное наименование предмета, признака, действия: вкусное яблоко, нос человека. Переносное (вторичное) – перенос наименований с одного предмета, признака, действия на другой по принципу сходства по форме, цвету, функции или на основе смежности предметов: глазное яблоко, нос корабля.
2 Омонимы одинаковые по звучанию, различные по значению. Лексические – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но имеющие различные лексические значения: ключ (отмычка) – ключ (родник); заставить (преграда) – заставить (принудить). Грамматические (омоформы) – совпадают по звучанию и написанию отдельные формы разных слов: лечу в самолёте – лечу людей; три дерева – три морковь. Фонетические (омофоны) – слова или формы слов, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению: компания – кампания; полоскать – поласкать; плод – плот; вера – Вера. Графические (омографы) – слова и формы слов, которые одинаково пишутся, но различаются по значению и ударением: замóк – зáмок; мýка – мукá; белóк – бéлок; дорóга – дорогá.
3 Синонимы – слова, принадлежащие одной части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но близки или одинаковы по смыслу. Лексические (семантические) обозначают одно и то же понятие, но различаются оттенками лексического значения: метель – вьюга, буран, пурга; смелый – отважный, храбрый, мужественный. Стилистические обозначают одно и то же понятие, но различаются стилистической окраской, т.е. употребляются в разных стилях речи: нейтральном, научно-публицистическом, разговорном и др.: лоб и чело, доказательство и аргумент, брак и дефект, родина и отчизна, здесь и тут.
4 Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением: день – ночь, глубокий – мелкий.
5 Паронимия. Паронимы однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению. Звуковая близость двух и более однокоренных слов при различии их значения создает почву для их смешения в речи: интеллигентный – интеллигентский, существо – сущность, одеть – надеть. Парономазия – слова с разным написанием, с близким, но не тождественным значением: исторический – истерический, раут – раунд.
6 Характеристика лексики по происхождению. Исконно русская – общеславянская, восточнославянская, собственно русская: город, свеча, ягнёнок, человек, лодка, один, невежа, дерево. Заимствованная – естественный процесс обогащения словарного состава языка в результате общения народов, политических, экономических, культурных связей: кино, парламент, аквариум, суффикс, шоссе, режиссёр, демпинг, эволюция. Заимствованиям характерны:

– из старославянского языка: чередования -оро-//-ра-, -оло-//-ла-, -оло-//-ле, -ере-//-ре- (враг – ворожить, облака – оболочка, берег – прибрежный, молоко – млечный); суффиксы -ств(ие), -тай, -ын(я), -ущ-, -ние, -чий (удовольствие, глашатай, гусыня, жующий, признание, ловчий); сочетание согласных -жд- (ограждение); приставки на -з (-с), а также пре-, пред-, со- (премудрый, представление, сочувствие);

– из английского языка: сочетания тч, дж (матч, джемпер), начальные ва, ви, ве (ваучер, винчестер, вельвет), конечные сочетания -инг, -мен, -ер (сайдинг, бизнесмен, спикер);

– из греческого языка (грецизмы): наличие буквы ф (фаланга, фантаст), начального э (эластичный, электрон), сочетаний пс, кс (психология, синтаксис, ксерокс), а также наличие корневых морфем био- (биология), гео- (география), гелио- (гелиоцентрический), аэро- (аэрокосмический), антропо- (антропометрический), авто- (авторитет), -логос (филология); фило- (философия), фоно- (фонограмма, микрофон); приставок а- (аполитичный), анти- (антиглобалисты), архи- (архиважный), эв- (эвфония), пан- (панславянский); суффиксов -иск (обелиск), -ос (космос), -ис (базис), -ит (сорбит), -ад- (спартакиада);

– из латинского языка: наличие начальных ц и э (цензура, экспедиция), приставок: ре- (реинвестиция), интер- (интерфикс), ультра- (ультрамодный), экс- (экс-президент), экстра- (экстраординарный), суффиксов -ент, -ант (студент, практикант), -тор (литератор), -ус, -ум (корпус, ультиматум),-арь (секретарь);

– из немецкого языка: наличие сочетаний чт, хт, шт, шп, фт (почта, вахта, паштет, шпоры, муфта), начальное ц (цейтнот, цинния);

– из французского языка (галлицизмы): наличие ударения на последнем слоге (жалюзи, медальон), конечных ударных гласных е, и, о в несклоняемых существительных (суфле, пари, кашпо), сочетаний уа (вуаль, туалет), сочетаний гласных с носовыми согласными он, ан, ен, ам (пансион, ансамбль, рефрен, роман, авангард), сочетаний бю, вю, пю, фю (бюджет, гравюра, капюшон, фюзеляж), суффиксов -ёр, -аж, -анс, -ант (вояжёр, саквояж, романс, дебютант, пикантный).

Устаревшие слова – это слова современного русского языка, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятны носителям русского языка. К устаревшим словам относятся:

архаизмы (заменены новыми словами: всуе (напрасно), сей (этот), лицедей (актер), рать (армия), воитель (боец), сеча (бой), хулить (бранить). Употребление архаизмов: взимать, безотлагательно, дабы, коему, коль скоро, на предмет, ниже- (выше) упомянутый, ныне, оный, приобщить, присовокупить, подлежит, тем паче, таковой – в современных текстах нежелательно, т.к. придает исконно книжный и устарелый характер любому высказыванию;



историзмы (исчезли обозначаемые ими понятия: названия одежды, утвари, оружия и т.д.): городовой, урядник, армяк, камзол, вече, дворня, боярин нэп и др. Историзмы не имеют синонимов в современном русском литературном языке и используются в художественной или научной литературе (ловчий, ЧК, продналог, продразвёрстка и др.). Ошибки в употреблении историзмов прежде всего связаны с незнанием их лексического значения (главный губернатор города).


Фонетика: основные понятия
Раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой. В русской графике выделяют три типа букв, обозначающих 1) один звук (а, б, л и т.д.), 2) два звука (е, ё, ю, я) и 3) не обозначающих звуков (ъ, ь).

Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Перед гласными, сонорными согласными и буквой в все согласные пишутся, как произносятся. В конце слова и перед глухими – оглушаются: [г]→[к], [в]→[ф], [в’]→[ф’] и т.д. Например: ре[т]кий, творо[к], ре[с]кий, (вязанка) дро[ф], кро[ф’]. Глухие согласные перед звонкими озвончаются: о[д]бить, про[з]ьба. Некоторые слова оглушаясь/озвончаясь становятся омофонами: грипп – гриб. Для определения согласной необходимо изменить слово так, чтобы проверяемая согласная стояла перед гласной, сонорной согласной или буквой в. Правописание согласных ж, ш устанавливается по этимологии: вперемешку (перемешать) – вперемежку (слоями перемежаясь).

Словообразование: основные понятия
1 Словообразование – раздел языкознания, в котором рассматриваются структурный состав («из чего сделано слово») и способы образования слов («как делаются слова»).

Значимые части слова – морфемы: корень – морфема, выражающая основное лексическое значение слова и соотносящая его с родственными однокоренными словами; приставка – морфема, обычно стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или форм слова; суффикс – морфема, обычно стоящая после корня и служащая для образования новых слов или форм слова; окончание – обычно конечная, изменяемая морфема, служащая для связи слов в словосочетании и предложении; постфикс – общее название аффиксов, находящихся после корня, т. е. суффикса и окончания. Не являются морфемами: основа – часть слова без окончания (структурная часть слова, которая не является наименьшей, т.к. может включать в себя и приставки, и суффиксы); интерфикс – служебная структурная часть слова, прослойка, соединительная гласная, не имеющая значения, служащая для соединения морфем.

2 Словоизменительные (или формообразующие) и словообразовательные типы морфов.

Словообразовательные аффиксы: приставки (подо-йти, пере-йти, взо-йти, со-йти), большинство суффиксов (заяви-тель, проситель-ниц-а, очеред-н-ой, особ-енн-ый), интерфиксы (кров-е-носный, шерст-о-битный, волн-о-рез, яйц-е-головый, п-ев-ун), постфиксы -ся, -сь, -то, -либо, -нибудь (причёсываться, где-то, умываясь, куда-нибудь, кто-либо).

Функции словообразовательных аффиксальных морфем: 1) образуют новые слова (лист → лист-в-а → листв-енн-ый, лист-аж → листаж-н-ый); 2) повторяются в разных формах одного и того жеслова (лист-в-енн-ый, лист-в-енн-ого, в лист-в-енн-ом); 3) выражают словообразовательное значение (лист-в-а, лист-аж).

Словоизменительные аффиксы: окончания (книг-а, книг-у, книг-ами, в книг-ах), суффиксы инфинитива, глаголов в форме прошедшего времени (-л-), суффиксы причастий, деепричастий, сравнительной степени качественных прилагательных и наречий (нес-ти, принес-л-а, сда-ющ-ий(ся), заставля-я, слаб-ее, боль-ше), постфикс -те в форме глаголов повелит. наклонения мн. ч. (поезжай-те, спой-те, входи-те, возьми-те).

Функции словоизменительных аффиксальных морфем: 1) образуют формы одного и того же слова (смешить – смеши-вш-ий, сме-ющ-ий-ся, сме-я-сь, смея-вш-ий-ся, смеш-и-л); 2) различают формы одного и того же слова (мо-ему, мо-ими, мо-их); 3) выражают грамматическое значение (смешн-ой, смешн-ая, смешн-ые).

Различайте омонимичные окончание -ий в прилагательных (весенн-ий) и суффикс -ий в притяжательных прилагательных (фазан-ий), после которого следует нулевое окончание! Нулевую флексию имеют: притяжательные прилагательные м.р. в И.п. и В.п. (заячий, но: заячь[jэ]го, заячь[jэ]му, в заячь[jэ]м и т.д.); существительные женского рода с основой в И.п. на -й в Р.п. мн.ч. (п-ев-ун-ь[j-а] – много п-ев-ун-ий).

Обратите внимание на то, что при образовании существительных с помощью суффиксов часто наблюдаются чередования: свар-к-а→свар-оч-ка, Люд-к-а→Люд-оч-ка (к//оч).
3 Производные и непроизводные основы слóва. Непроизводные основы (ни от чего не произошли, они изначальные, первые): значение непроизводного слова нельзя объяснить посредством других слов: книга, стол, потолок – это простые по составу словá. Производные основы (с помощью каких-либо аффиксов они образовались от простых по составу слов): значение производного слова можно объяснить ссылкой на значение производящего слóва: на-поль-н-ый (светильник) ← пол (находящийся на полу); при-кроват-н-ая (тумбочка) ← кровать (возле кровати). Так, производные слова – вторичные, выводимые из других слов. Чтобы выделить производящую базу производного слова, надо «отсечь» тот «лишний» формант, без которого слово может существовать, сохраняя свое основное лексическое значение: покупочка ← покупка ← покупать ← купить (маленькая покупка).

Чтобы определить, когда к является частью корня, а когда суффиксом, надо научиться разграничивать непроизводные прилагательные и производные, образованные от глаголов: в слове ломкий к – суффикс (от лом-ать+к); в слове лёгкий к – часть корня (ср.: легковесный, легчайший, легко).


4 Способы словообразования. Аффиксальный (участвуют производящая база и словообразовательные средства): префиксация (со-автор, без-листый), суффиксация (дальновидн-ость, пароход-ик), постфиксация (учить-ся, белеть-ся), сочетание аффиксов (на-глядеть-ся, рас-щедр-и-ть-ся, колос-и-ть-ся).

В образовании сложных слов участвует несколько производящих баз. Сложение основ производящих слов: свежеокрашенный, металлорежущий, сращение (слияние целых слов): выше/указанный, густо/окрашенный, аббревиация (сложение сокращённых, усечённых основ): [сель][хоз]работы, [зар]плата, [гос]комитет; комбинирование: новогод-н-ий (сложение с суффиксацией), мор-е-плаватель (суффиксально-сложный). (Примечание: единственным средством при сложении является интерфикс, с помощью которого можно отличить сложение от сращения.)



Орфография и морфология
1 Правописание безударных гласных в корне слова. Для проверки безударного гласного в корне необходимо найти родственное слово с ударением в орфограмме: посвятить – святость, развивается культура – развитие.
2 Чередование гласных в корне слова. Безударные гласные в чередующихся корнях не проверяются ударением – такие корни надо запомнить. Написание гласных зависит:

1) от места ударения в корнях гар/гор, твар/твор, клан/клон, где в безударном положении пишется о, и в корнях зар/зор, плав/плов, где в безударном положении пишется а;

2) от суффикса -а- после корней, в которых в этом случае пишется: - – в корнях кас/кос, лаг/лож; -и – в девяти корнях – бер/бир, мер/мир, пер/пир, дер/дир, тер/тир, жег/жиг, чет/чит, стел/стил, блест/блист;

3) от конечной согласной в корнях раст/ращ/рос, скак/скоч;

4) от лексического значения корней мак (ненадолго опустить в жидкость)/мок (стать мокрым), равн (одинаковый, такой же, как все)/ровн (гладкий, ровный).

При этом не следует забывать об исключениях!


3 Гласные после шипящих и ц. Запомните: жи, ши, хи пишутся с и; ча, ща – с а; чу, щу – с у. Гласные ы, э, ю, я пишутся только в некоторых заимствованных нарицательных существительных (жюри, брошюра) и в иноязычных именах собственных (Жюль Верн, Шэн Ли, Цюрих).

Буквы о, ё после шипящих. Это правило можно разделить на три основные части:

1) написание гласных в корне зависит от ударения: если в родственных словах ударение перемещается, то в орфограмме пишется ё; если ударение постоянное – о (жёлоб – желобóк, шорох, трущобы);

2) написание о, ё в суффиксах зависит от производящей основы: если слово произошло от именной части речи, то в суффиксе пишется о (речонка – от «река»); если от глагола – ё (ночёвка – от «ночевать», сгущёнка – от «сгустить»);

3) написание гласных о, е в окончаниях существительных и суффиксах и окончаниях прилагательных, а также на конце наречий зависит от ударения: при ударном окончании пишется о, при неударном – е (плечó – плечевóй, с ковшóм – с бáржей, моржóвый моржевáть; большóго – с бóльшего); в личных окончаниях глаголов – е или и в зависимости от спряжения: бережёшь, бережёте – 1-е спр., бежишь, бежите – разноспрягаемый глагол. Не забудьте о словах-исключениях!


Гласные после ц. Следует рассмотреть две позиции:

1) в корне слова буква и после ц пишется во всех случаях (мотоцикл, пацифист), кроме исключений: Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «Цыц!»;



2) в суффиксе притяжательных прилагательных -ын (волчиц-ын), в окончаниях мн.ч. существительных и в прилагательных – только ы (китайц-ы, бледнолиц-ый).
4 Правописание согласных. Для выявления слов с непроизносимыми и псевдопроизносимыми согласными следует подбирать родственные однокорневые слова: радостный – радость, людской – люди. Помните, что на конце слова и на стыке приставки и корня часто происходит процесс озвончения/оглушения согласных: изморось – моросить, изморозь – морозить, о[д]бросить, по[т]переть.

Двойные согласные в корне слов наблюдаются, в основном, в иноязычных словах (инкассатор, бюллетень, акклиматизация, суггестивный), которые подлежат запоминанию! В исконно русских лексемах двойные согласные пишутся только в следующих случаях: сс – в словах ссора, ссуда, Россия (и производных от них); жж – во всех формах от слов дрожжи, вожжи, жужжать, можжевельник, а также от глагола жечь: если в слове слышен звук «г» или «ч», то в слове пишется одно ж, в ином случае – жж (сжечь, сжёгший – сожжённый). В остальных случаях удвоение согласных происходит на стыке приставок или суффиксов с корневой морфемой (оттиск, раззадорить; белорусский, сонный) или в сложных словах (разведданные, диппредставительство).
5 Корневое и после приставок русских на согласный переходит в ы (история – предыстория, играть – взыграть), но сохраняется после иноязычных приставок, в сложносокращённых словах и после приставок на гласный (контригра, пединститут, поинтересоваться).

6 Разделительные ъ и ь знаки. ъ пишется только после приставок (русских и иноязычных) на согласный перед йотированными гласными е, ё, ю, я (предъюбилейный, въявь) и в сложных словах, первой частью в которых являются числительные двух-, трёх-, четырёх-, также перед е, ё, ю, я (двухъярусный); ь – перед е, ё, ю, я, и не после приставок (завьюжить, сольются, сиянье).

7 Правописание приставок. Конечный согласный з (с) в приставках оглушается перед глухими согласными (расщедриться, расшитый) и озвончается перед звонкими (разбитый, разговориться). Гласная в словах с приставками пре- и при- зависит от их значения:

пре- близка к пере- и наречию очень (прекрасный – очень красивый, преступление – переступить, премúло – очень мило);

при- имеет значения присоединения, приближения, неполноты действия и некоторые другие значения (приклеить, приехать, прикрыть).

Правописание слов иностранного происхождения, начинающихся с пре- и при- следует запоминать (преамбула, привилегия).


8 Правописание сложных слов. Сложные прилагательные пишутся 1) слитно, если представляют собой согласованные словосочетания и между словами нельзя вставить союз и (западноевропейский – Западная Европа, сельскохозяйственный – сельское хозяйство), 2) через дефис, если можно вставить союз и (физико-математический факультет – физический и математический).

Наречия пишутся раздельно и слитно с прилагательными. Слитное написание характерно для терминологических сочетаний (когда первая часть слова – не член предложения и не отвечает на вопросы собственно наречия «как? каким образом?»; когда части сложного целого нельзя поменять местами, а наречная часть теряет ударение): быстрорастворимый (нельзя сказать: растворимый быстро!), высоко…/низкооплачиваемый (слитно, если вторая часть – прилагательное, но если причастие – раздельно: высокопоставленный чиновник и высоко поставленный стакан; низкооплачиваемая работа и низко нависшие тучи), гладко(…крашенный, но гладко выбритый подбородок), мелко(…сидящий корабль, но: мелко нарезанное мясо).



Только слитно пишутся слова: глубокоуважаемый (в остальных случаях – раздельно: глубоко артистическая натура), узковедомственный, …профессиональный, …специальный, а также термины: густонаселённый (но: густо смазанный и т.д. и краткая форма – густо населён), давнопрошедшее (время – лингв.), долгоиграющий и долгоживущий, дорогостоящий; терминологические сочетания с наречием легко…/тяжело… (легко/тяжелораненый, но: легко/тяжело раненный в руку), остро(…дефицитный, …воспалительный, …гнойный, …заразный, …инфекционный), сильнодействующий (яд; но: яд, сильно действующий на…).

В зависимости от значения пишется слитно слово мало, если имеет значение частицы не (малохудожественное = нехудожественное, т.к. художественное «много» или «мало» не бывает – оно либо есть, либо его нет), а также если употреблено в качестве эвфемизма (малоприятное знакомство); раздельно – если это член предложения, отвечающий на вопрос наречия и имеющий ударение (мало обитаемый остров). Для этого написания применимо то же правило, что и для частицы не.

Двоякое написание: ниже…/выше(…указанный, …упомянутый, …приведённый, …изложенный и т.д.).
9 Падежные окончания существительных в ед. числе. Запомните, что окончание и имеют существительные 3-го склонения (мышь – о (к) мыши), а также те, которые в И.п. ед.ч. оканчиваются на -ий, -ие, -ия (гений – о гении, созвездие – о созвездии, аналогия – об аналогии), но если предпоследняя буква в слове , то на конце соответствующих падежных форм пишется е (впечатленье – о впечатленье, Дарья – о Дарье). Падежные окончания существительных мн. числа Р.п. перед й имеют гласную и, если в И.п. ед.числа они оканчиваются на -ие, -ия и неударное -ья (орудие – орудий, молния – молний, оладья – оладий). В остальных случаях пишется е (свинья – свиней, обои – обоев, чукча – чукчей).
10 Суффиксы прилагательных и причастий. Суффиксы -чив-/-лив- пишутся только с гласной и (нет суффиксов -чев-/-лев-!): устойчивый, заботливый. Суффикс -ев- всегда безударный, -ив- – ударный: гуттапéрчевый, мозóлевый. Но: красúвый. Написание н или нн зависит от следующих условий:

1) в отымённых образованиях пишется н в суффиксах -ан-, -ян-, -ин- (песчаный, глиняный, утиный) и нн, если основа оканчивается на н или на группу согласных (ураган – ураганный, язва – язвенный), в сложных суффиксах –ованн-, -ёванн-, -ированн-, -изированн-, -ифицированн- (маринованный, пеклеванный, интегрированный, политизированный, унифицированный);

2) в отглагольных образованиях пишется н, если производящая основа – глагол несовершенного вида (косить – кошеный), и нн, если глагол совершенного вида (решить – решённый, заправить – заправленный) или имеется пояснительное слово (кошенный вчера луг).
11 Склонение имен числительных. В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово (И.п. – тысяча девятьсот сорок пятый год, П.п. – в тысяча девятьсот сорок пятом году), а в составных количественных – каждое слово (И.п. – семьсот сорок девять тетрадей, Т.п. – с семьюстами сорока девятью тетрадями). Количественное числительное ставится в том же падеже, в каком стоит существительное, к которому оно относится: трем студентам, шестьюдесятью учениками.

Определения, стоящие после числительных два, три, четыре при существительных м.р. и ср.р. ставятся в форме Р.п. мн.ч. (два старых дома, три крайних окна), а при существительных ж.р. – в форме И.п. мн.ч. (две большие сосны). Но: если определения предшествуют сочетанию «числительное + существительное», то существительные м.р., ср.р. и ж.р. ставятся в форме И.п. мн.ч. (старые два дома, крайние два окна, новые две книги).


12 Правописание глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий). Спряжение глагола определяется по инфинитиву: ко 2-му спряж. относятся глаголы на -ить (кроме брить, стелить) и 11 исключений, остальные глаголы – к 1-му спряж. Помните, что в личных окончаниях глаголов 1-го спряж. преобладает буква е (дремать – дремлем, дремлешь, дремлете, дремлет), а 2-го – и (красить – красим, красишь, красите, красит). Перед суффиксом прошедшего времени -л-, как и перед –нн- в страдательных причастиях, всегда пишется та гласная, что и в инфинитиве (только в причастиях инфинитивная и переходит в е!): рассеял, заклеил, услышал; рассыпанный – рассыпать, настоянный – настоять. Но: заваленный – завалить.

Категория переходности глаголов:

1) непереходные не имеют при себе прямого дополнения, на которое полностью переходит действие (т.е. не сочетается с В.п. без предлога: бросить – что? – камень); формальный показатель непереходности – аффикс -ся, а также отымённые глаголы с суфф. -ни-ча(ть) (бездельничать), -ствова(ть) (хозяйствовать), -е(ть) (зеленеть);

2) показатель переходности – глаголы, образованные от прилагательных + суфф. -и(ть) (белить, но: белеть – неперех. гл.), а также имеющие при себе второстепенный член, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кроме винительного).

Действительные причастия наст. времени образуются от формы 3-го лица мн.ч. + суфф. -ащ(-ящ)/-ущ(-ющ): списывать – они списывают – списывающий. Страдательные причастия настоящего времени образуются путем присоединения к глагольной основе суффикса -им-, если глагол 2-го спряж. (строить – строимый), и суффикса -ем-, если глагол 1-го спряж. (уважать – уважаемый).



Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола + суфф. -а(-я): принимать – принимая, спешить – спеша; несовершенного – от инфинитива + суфф. -в, -вши, -ши (иногда -а/-я); уснуть – уснув, раздеться – раздевшись, унести – унеся.
13 Правописание наречий. Неизменяемая часть речи, наречие выполняет роль обстоятельства и делится на соответствующие разряды. На конце наречий после шипящих пишется ь (мягкий знак): вскачь, наотмашь (искл.: уж, замуж, невтерпёж). Через дефис пишутся наречия, образованные повторением основ (еле-еле, крепко-накрепко), приставочно-суффиксальные образования с приставкой по- и -ому, -ему, -ски, -цки, -ьи на конце (по-старому, по-прежнему, по-дружески, по-немецки, по-медвежьи). О слитном и раздельном написании наречий следует справляться в словаре!


Правописание служебных частей речи
1 Запомните правописание некоторых предлогов: в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, ввиду. Только с дательным падежом употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор.
2 Отличайте слитное написание союзов (также, тоже, чтобы, итак) от сочетания подобных им образований, состоящих из местоимений с частицами и пишущихся раздельно (то же, так же, что бы, и так).
3 Частицы не и ни самые распространённые, их значения различны, поэтому употребление неударяемых не и ни полностью основывается на различении их смысла. Частица ни употребляется 1) для усиления отрицания, которое уже есть в предложении (Он никогда не был ни хорошим, ни прекрасным, а был самым обыкновенным учеником); отрицание может подразумеваться (Ни луны, ни звезд…); 2) для выражения запрета, когда отрицание при глаголе отсутствует (Стихи как будто и стихи, да правды – ни словечка).

Частица ни используется в предложениях, где отсутствует и не подразумевается отрицание, а предложения имеют утвердительный смысл (Кто из нас ни приходил к Куприну, каждого он просил написать на столе «что вздумается»). Однако в роли «усилителя» утвердительного смысла может выступать и частица не. Для различения подобных написаний следует учитывать, что предложения усилительно-обобщающего характера с ни часто имеют значение уступки (Как ни трудно, как ни худо, не сдавай, вперёд иди. – Ср.: хотя и трудно…). Предложения с не значения уступки не имеют. Следует помнить, что предложения с ни всегда повествовательные. Предложения с не интонационно разнообразны: они могут произноситься с вопросительной, восклицательной или вопросительно-восклицательной интонацией и на письме оформляться соответственно (С кем только не встречался я, когда работал полярным летчиком!).

Словосочетание не кто иной, как употребляется в утвердительных предложениях (где нет отрицания не при глаголе!), а словосочетание никто иной, как – в отрицательных предложениях и служит усилением этого отрицания. Заметьте, что в сочетании не кто иной, как возможна перестановка слов: не иной кто, как…, а в сочетании никто иной, как такая перестановка невозможна.

Двойное отрицание не…не возможно при наличии двух логически связанных глаголах для выражения усиленного утверждения (Он не мог не знать – то есть «он знал наверняка»).

С разными частями речи частица не пишется слитно, если слово можно заменить синонимом без не и смысл и строй предложения от этого не изменятся: Он был моим недругом (врагом). Однако раздельно будут писаться слова, если при них есть пояснительные слова и ни, слова далеко, отнюдь, ещё и наречия совсем и вовсе в значении отнюдь не и далеко не. (Обратите внимание! Если в словосочетании «далеко невоспитанный человек» написать слитно причастие «невоспитанный» и заменить его синонимом «грубый, хамоватый», то в измененном виде мы прочтём нечто несообразное: «далеко грубый человек». Следовательно, в этом примере отрицание не пишется раздельно: «далеко не воспитанный человек».) Раздельно будут писаться и 1) причастия при наличии других пояснительных слов, кроме наречий меры и степени типа совершенно, почти и др. (не вычитанная редактором рукопись. Но: совершенно невычитанная рукопись), и 2) краткие причастия (рукопись не вычитана).


Синтаксис и пунктуация
1 Словосочетание. Основной признак – неравноправность членов словосочетания (один – главный, другой – зависимый). В словосочетании может быть только подчинительная (скошенный луг) связь, а сочинительной (поля и луга) связью соединяются сочетания слов, когда члены предложения связываются только с помощью предлогов и союзов (однородные члены, придаточные предложения и др.). Бывают нераспространённые (только два слова: чугунный подсвечник) и распространённые (старинный чугунный подсвечник) словосочетания. Не является словосочетанием грамматический центр – подлежащее и сказуемое. В словосочетании слова связываются тремя видами подчинительной связи: 1) согласование – зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (изумительная музыка – ед.ч., ж.р., И.п.); 2) управление – зависимое слово стоит в определённом падеже (можно задать вопросы косвенных падежей: кормитького?птиц, радоватьсячему?солнцу); 3) примыкание – главное и зависимое слова связаны по смыслу (готовитькак?вкусно, говоритькак?очень тихо), причём зависимое слово – всегда неизменяемая часть речи: инфинитив, деепричастие, наречие, сравнительная степень. В зависимости от вида связи существует нормативность положения частей словосочетания: при согласовании зависимое слово обычно стоит перед главным, при управлении – после него, при примыкании – в любом положении.
2 Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки ставится:

– перед союзами это, вот, значит, это значит: Названия большинства планет в европейских языках – это сравнительно поздние астрономические термины греческого происхождения. (Б.Ю.Норман) Правда – это значит победа совести в человеке. (Пришв.);


следующая страница >>