Структура энергетического потребления в китайской экономике и ценовая конкуренция видов топлива - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теоретические проблемы экономической истории 1 183.48kb.
Справочный материал по газомоторному топливу 1 42.62kb.
Дипломная работа Повседневные бытовые практики энергопотребления... 3 977.64kb.
Назад в будущее 1 160.78kb.
Программы учебной дисциплины «Современная китайская периодика» 1 15.97kb.
Смена типов потребления как фактор модернизации Цирель Сергей Вадимович 1 174.14kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социология потребления 1 285.97kb.
Закон взаимозамещения и цена экономических ресурсов. Условие равновесия... 1 185.74kb.
Диплом международного образца смогут получить магистранты энергетического... 1 31.99kb.
Лекция 12 Пространственная структура одноцепочечных трнк. Вторичная... 1 98.47kb.
Закон гудхарта экономический закон, по которому любая попытка правительства... 1 71.32kb.
Виртуальная выставка подготовлена к юбилею российских железных дорог 1 71.53kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Структура энергетического потребления в китайской экономике и ценовая конкуренция - страница №2/7

1.2. Положение КНР на мировом энергетическом рынке


Трудно переоценить роль Китая на мировом энергетическом рынке – он является крупнейшим потребителем энергии, производителем и потребителем угля, создает половину прироста потребления нефти. Китай потребляет около 20% мировой энергии, 60% мирового производства угля, 30% железа, 10% нефти и большой объем других видов сырья14.

Такой высокий уровень потребления энергии вызван стремительным экономическим развитием Китая. Использование преимущества в лице огромной рабочей силы, безусловно, способствует росту совокупного выпуска, но промышленное развитие требует также значительного вложения сырьевых ресурсов. Темпы прироста потребления энергии, за исключением нескольких лет, имеют схожую динамику с темпами прироста ВВП (см. Рис. 1).



Рисунок 1. Темпы прироста ВВП и потребления энергии 1980-2011 гг., %

Источник: Государственное статистическое управление КНР, Всемирный Банк

Энергетическая структура Китая в 2012 году выглядела следующим образом: 70% - уголь, 20% - нефть, 4% - газ, 6% - все остальное, включая ядерную энергию и альтернативные источники. Такое соотношение видов топлива в первичном потреблении не меняется уже несколько десятилетий (см. Рис. 2) и вызывает опасения как самого Китая, так и всего мирового сообщества.

Подобное соотношение видов топлива не типично для большинства стран и мира в целом, где в первичном потреблении энергии преобладает нефть, а уголь в среднем составляет 27%15, однако обусловлено экономическими и стратегическими причинами, что будет проанализировано в последующих пунктах.

Рисунок 2. Структура первичного потребления энергии 1978-2011 гг., %

Источник: Государственное статистическое управление КНР

Говоря о динамике относительных показателей, стоит отметить, что с 1990-х потребление энергии на душу населения выросло, а на 1000 долл. США ВВП – упало (см. Рис. 3). Степень снижения потребления на ВВП выше, чем степень повышения подушевого – в 5 и 2,5 раза соответственно. Это свидетельствует, с одной стороны, о повышении эффективности использования ресурсов в промышленности, а с другой, о росте благосостояния населения и, как следствие, большей возможности пользования электричеством, отоплением и газом, покупки автотранспорта и другого энергозатратного оборудования. Снижение энергетической интенсивности в дальнейшем планируется проводиться за счет либерализации рынка электроэнергии и введении новых стандартов на технику.

Исследователи отмечают, что потребление сырьевых товаров на душу населения в Китае сравнимо с уровнем Японии, Тайваня и Южной Кореи в 1980-90 гг., причем по отдельным группам товаров эффективность использования выше16. Уже сейчас потребление многих сырьевых товаров в Китае близко к пику, однако интенсивность растет, например, для алюминия, стали, никеля, и природного газа.

Рисунок 3. Потребление энергии в тоннах угольного эквивалента (туэ) на душу населения и на $1000 ВВП

Источник: UN Data, Государственное статистическое управление КНР, собственные расчеты

В период 2007-2011 гг. импорт полезных ископаемых (топливных источников, металлов и сопутствующих материалов) для Китая составлял 11-16% от суммарного импорта (см. Рис. 4). После падения в кризисном 2009 г. импорт полезных ископаемых, как и вся экономика Китая, быстро восстановился и продолжает расти. Растущие потребности Китая в энергетическом сырье привели к тому, что за последние 10 лет доля топлива и металлов в суммарном импорте выросла более чем в 6,5 до 16%.



Рисунок 4. Импорт полезных ископаемых и его доля в импорте Китая, млрд. долл. и % соответственно

Источник: Государственное статистическое управление КНР

Китай – чистый импортер топливных ресурсов. За последние 10 лет расходы на импорт различных источников энергии выросли в 2,5 раза, составив 154 млрд. долл. США в 201017. На мировом рынке Китаем покупаются прежде всего нефть и газ. Согласно топливно-энергетическому балансу в 2010 году (см. Приложения, Табл. 1) Китай импортировал более 70% потребляемой нефти и около 20% – газа. Основными поставщиками нефти для Китая являются Саудовская Аравия, Иран, Россия, а газа – Австралия, Индонезия, Туркменистан.

Правительство Китая предпринимает попытки снизить зависимость от импорта топливных ресурсов. Например, реализуется программа освоения сланцевого газа, согласно которой к 2020 году его добыча должна составить 60-100 млрд. кубометров18. С той же целью создаются новые технологии в сфере добычи угля, которые позволят сохранить долю угля в суммарном потреблении и снизить при этом выбросы.

Китай принимает участие в нескольких международных энергетических проектах. Главным направлением сейчас является осуществление прямых инвестиций в Африку. Например, Китайский банк ICBC совместно с банком ЮАР  Standard Bank осуществляет финансирование проектов по развитию альтернативной энергетики ЮАР19. Кроме того, некоторые китайские компании наращивают свое присутствие в Африке другими путями: осуществляют инвестиции в инфраструктурные проекты богатых ресурсами африканских стран, снабжают их гуманитарной помощью и займами. Китай также реализует совместные проекты в области добычи и переработки нефти и газа с Ираном и Индией.

Активная позиция Китая на международном энергетическом рынке не всегда приносит успех. Нерешенный территориальных спор между Китаем и Японией о правах на остров Дяоюйдао (кит.) или Сенкаку (яп.), богатый природным газом и находящийся на пути маршрутов нефтяных поставок из Ближнего Востока, приводит к разжиганию национальной розни между простыми гражданами.

Согласно первому и единственному «Отчету о зеленом ВВП Китая», в 2004 г. урон, причиненный окружающей среде, составил 511 млрд. юаней или 3,05% ВВП. Более того, из-за быстрых темпов урбанизации, сократилась площадь пахотных земель и в почве начали обнаруживать токсичные вещества, также почти вдвое20 сократилось число рек. Китай имеет самые высокие показатели по абсолютным и относительным к ВВП выбросам СО2. По стандартам ЕС только 1% городского населения Китая имеет возможность дышать чистым воздухом21. Поэтому, несмотря на то, что Китай не входит в число стран, выполняющих обязательства Киотского протокола, проблема постоянно растущих выбросов углекислого газа и масштабность причинения вреда экологии всего мира, осознается как независимыми специалистами, так и на правительственном уровне.



Рисунок 5. Выбросы СО2, абсолютные значения и на $10000 ВВП, тонны

Источник: UN Data, собственные расчеты

Во многом благодаря реализации политики охраны окружающей среды и планов развития с прописанными там целевыми показателями, происходит постепенное снижение отношения выбросов СО2 к ВВП (см. Рис. 5). В период 1991-2011 гг. Этот показатель упал более чем в 4 раза – с 66 до 15 тонн СО2 на 10000 долл. ВВП.

В обновленный на 18-м съезде КПК Устав партии включен пункт об экоцивилизованном строительстве, планы по сокращению выбросов, спасении рек и оптимизации структуры некоторых производств обозначены в 12-м пятилетнем плане КНР (2011-2015 гг.), что свидетельствует о повышенном внимании к экологическим проблемам в Китае в настоящее время. По мнению специалистов Всемирного Банка, «зеленая экономика» должна стать одним из шести стратегически важных направлений развития Китая к 2030 году22.

В последние годы также были приняты внутренние документы, направленные на улучшение экологической ситуации: «Закон о возобновляемой энергии», «Закон об энергосбережении», «Государственный план реакции на изменение климата» и т.д. Планируется ввести налог на выбросы углекислого газа и загрязняющих воду веществ, а также систему торговли разрешениями на выбросы углерода в г. Шэньчжень. По мнению китайских аналитиков, главной альтернативой сгораемому топливу должна стать гидроэнергия. В 2010 году суммарная мощность гидроустановок составила 213 ГВт (50% доступного потенциала), а к 2020 году планируется ее увеличение до 300 ГВт23.

В настоящее время перед Китаем стоит сложная задача: поддержать высокие темпы развития экономики и уровня жизни населения, которые требуют больших вложений энергетических ресурсов, и при этом не допустить высокого уровня зависимости от сырьевого импорта и ухудшения экологии страны и мира в целом. Такие трудно сопоставимые цели приводят к необходимости планового вмешательства со стороны китайского правительства. Регулируя цены энергетических рынков и субсидируя отдельные отрасли, оно искусственно поддерживает конкуренцию угля с другими видами топлива. Однако бюджетные ограничения вынуждают проводить постепенную либерализацию и внедрять в национальную энергетику современные рыночные механизмы, например, дерегулирование цен конечного потребления, торговлю квотами на выбросы загрязняющих веществ и др. В следующих главах данного исследования подробно рассмотрены причины и механизмы обеспечения межтопливной конкуренции в Китае.

2. Структура энергетического потребления Китая


Для дальнейшего анализа межтопливной конкуренции необходимо выделить отраслевые и региональные особенности использования энергии Китаем, а также отметить меры энергетической политики: обозначить место энергетики в общих планах экономического развития, рассмотреть степень монополизации, порядок ценообразования на энергетических рынках и меры поддержки компаний, добывающих первичную и производящих конечную энергию.

2.1. Связь экономического роста и энергетической политики Китая


Из соображений национальной и экологической безопасности, социальной стабильности, Китай сохраняет значительное государственное присутствие в сфере добычи и производства энергии. За регулирование различных сфер энергетики отвечают несколько органов: Государственный комитет по развитию и реформе, Министерство земельных и природных ресурсов, Министерство защиты окружающей среды и др. Тем не менее, в ходе общего процесса рыночных реформ были проведены преобразования, направленные на либерализацию и повышение эффективности энергетического сектора.

Например, до 1979 г. сфера электроэнергетики, включая процессы инвестирования и управления, полностью находилась под контролем государства. Производственные компании отвечали только за достижение количественных нормативов, а не за увеличение доходности. Прибыли или убытки передавались в центральный бюджет. В связи с такой политикой, в период 1949-1979 гг. Китай испытывал значительный дефицит мощностей, препятствующий стабильным производственным процессам и, следовательно, всему экономическому развитию24.

Сейчас рынок каждого из видов топлива и рынок электроэнергетики имеют свои особенности регулирования и порядки ценообразования. Наиболее фрагментированным и высоко конкурентным является рынок угля (см. Пункт 3.1). Разработка нефтяных и газовых (см. Пункт 3.2) месторождений и переработка полученных продуктов, напротив, представляет собой олигополию государственных корпораций (см. Табл. 2), среди которых крупнейшими являются China National Petroleum Corporation (CNPC), Sinopec Group (SG), China National Offshore Oil Corporation (CNOOC). Вместе они отвечают за почти всю внутреннюю добычу нефти и газа, представляют Китай за рубежом. Через эти компании государство поддерживает нефтегазовый рынок конкурентоспособным с углем.

Таблица 2. Основные показатели деятельности крупнейших компаний Китая в сфере добычи и переработки нефти и газа, 2011 г.


Компания

Доля государства, %

Выручка, млрд. юаней

Объем добычи нефти, млн. бар.

Объем добычи газа, млрд. куб. фут

CNPC

86

2381

1090

3113

SG

76

2506

322

517

CNOOC

58

241

248

378

Источник: Сайты компаний CNPC, SG, CNOOC

В настоящее время в процессе реформирования находится сфера электроэнергетики. Летом 2011 г., в целях демонополизации, рынок электроэнергии был разделен между 23 компаниями25. Сейчас они представляют собой акционерные общества с наличием долей частного китайского и иностранного капитала. Некоторые из компаний разместили свои акции на биржах: Datang International Power Generation Company представлена на Гонконгской и Лондонской биржах, Huaneng Power International Inc. – на NYSE и т.д. Результаты этих преобразований в данный момент трудно оценимы. Остается дуополия в передаче энергии – ей занимаются только 2 электросети: State Grid Corporation of China и China Southern Power Grid. Также за всеми энергетическими компаниями сохранили право на вертикальную интеграцию и выполнение всех связанных функций самостоятельно, а не при помощи независимых компаний, что способствует монополизации в рамках региона.



При этом тарифы на электричество по-прежнему устанавливаются центральным правительством с учетом инфляции и во избежание дефицита мощностей. Они не сильно отличаются от региона к региону, особенно для домохозяйств (см. Табл. 3). Не прослеживается зависимости между экономическим развитием региона и ценами на электричество. Например, цены на электричество для промышленности и торговли равны в восточной части с высоким ВРП на душу населения и в южно-центральной с относительно низким.

Таблица 3. Цены на электроэнергию по секторам в регионах Китая, юань/квтч, 2012 г. и средний ВРП тыс. юаней на душу населения, 2011 г.

Регион

Домохозяйства

Промышленность и торговля

Крупная промышленность

Сельское хозяйство

ВРП на душу населения

Восточный Китай

0,51

0,86

0,63

0,40

42,86

Северный Китай

0,48

0,81

0,63

0,56

47,80

Северо-Восточный Китай

0,51

0,93

0,61

0,48

33,67

Северо-Западный Китай

0,47

0,74

0,47

0,41

23,60

Южный Центральный Китай

0,52

0,86

0,56

0,37

28,17

Южный Западный Китай

0,49

0,87

0,57

0,49

18,80

Средняя по Китаю

0,50

0,85

0,58

0,46

32,48

Источник: Государственное статистическое управление КНР, ICIS

Ценообразование на рынке коммунальных услуг в настоящий момент не является средством сглаживания социального неравенства в Китае. Планируемая в ближайшем будущем либерализация конечных цен на электроэнергию приведет к тому, что генерирующие компании смогут действовать по рыночным принципам и осуществлять полноценный и рациональный выбор между видами топлива. Ввиду меньшего колебания цен (см. Главу 3), лучшей экологической характеристики и действующей инвестиционной политики, это, скорее всего, привлечет инвестиции китайских и иностранных компаний из угольного и нефтяного сектора в газовый.

Государственное присутствие также сильно на рынке альтернативной энергетики. Как и во многих других странах, это объясняется необходимостью масштабного инвестирования и медленной окупаемостью проектов. Альтернативная энергетика, действительно, является перспективной в некоторых частях Китая: в западной сосредоточен большой потенциал солнечной энергии, в северной и прибрежной восточной – ветровой. Из 371 млрд. юаней, инвестированных в 2011 году в строительство энергетических мощностей, 72% пошло на проекты, не связанные с переработкой топлива26.

В рамках работы с возобновляемыми источниками, большое внимание со стороны государства уделяется гидроэлектроэнергии. В период 1994-2011 гг. была построена крупнейшая в мире электростанция «Три ущелья» мощностью 22,5 ГВт. Проект стоил Китаю более 20 млрд. долл., включал перенаселение более 1 млн. местных жителей, затопление 27 тыс. га земель. ГЭС в 2011 г. произвела около 2% всего электричества (планируемые 10% не были достигнуты из-за значительного роста потребления энергии) и внесла вклад в сокращение вредных выбросов27.

Помимо анализа ресурсного потенциала и общемировых тенденций, прогнозирование будущего энергетики Китая необходимо осуществлять основываясь на политических решениях правительства. Показатели энергетики включены в законы и официальные планы развития КНР.

Одним из основных пунктов нового 12-го пятилетнего плана является реализация долгосрочной стратегия избавления от излишних производственных мощностей, в том числе – небольших предприятий по добыче угля и старых электростанций.

Кроме того, согласно этому плану, будут осваиваться новые месторождения в секторе добычи нефти и газа, а именно в бассейнах Сунляо, Бохай, Сычуань и др. Также предполагается ввод в эксплуатацию новых транспортировочных нефте- и газопроводов, газопровод «Запад-Восток» достигнет 150 тыс. км к 2015 г.

В секторе добычи угля планируется открытие новых производственных центров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, улучшение показателей утилизации за счет извлечения угольного метана. По плану, 14 существующих месторождений в сумме будут приносить 2,8 млрд. тонн угля в год. В долгосрочном плане к 2050 г. поставлена цель сократить долю угля в производстве энергии до 47% (в 2005 г. – 74%).

Особое место в 12-м пятилетнем плане уделяется развитию неорганических и возобновляемых источников энергии. Несмотря на временную заморозку проектов по развитию ядерной энергетики, общая мощность АЭС к 2015 г. должна составить 40 ГВт. Мощность гидроэлектростанций планируется увеличить с 50 до 120 ГВт, добычу солнечной энергии до 5 ГВт, количество ветровых станций на 8. Рост доли неорганических источников энергии в общих обозначен 11,4% к 2015 г. (8,3% в 2010 г.).

В плане также поставлена цель сокращения энергетической интенсивности на 17%, а выбросов СО2 на единицу ВВП на 16% к 2015 году. Между 2006 и 2010 гг. их удалось сократить на 19% (в плане – 20%). Нетрудно заметить, что в этом ключевом для развития Китая на данный момент документе прослеживается стремление правительства усилить межтопливную конкуренцию между углем и другими источниками топлива.

Поощряемые, ограниченные и запрещенные направления иностранных инвестиций в китайский энергетический сектор обозначены в специальном руководстве для иностранных инвесторов28. В числе поощряемых направлений выделена разработка труднодоступных месторождений нефти и природного газа, добыча сланцевого газа и газа из угольных пластов, а также строительство высокотехнологичных, в том числе атомных, электростанций. Ограниченное инвестирование допускается в сферу добычи редких сортов угля, строительство газопроводов и электросетей. Полностью запрещено инвестирование в низкоэффективные угольные электростанции.

Сектор добычи природных ресурсов и производства энергии остается под контролем государства по нескольким причинам. Во-первых, контроль в секторе энергетики упрощает регулирование инфляции и занятости среди многочисленной рабочей силы, вовлеченной в эту сферу. Во-вторых, позволяет менее болезненно реализовывать экологическую стратегию и снижать энергетическую интенсивность. Пока переключение с масштабного потребления угля, проигрывающего по эффективности и экологической безопасности, но выигрывающего по цене, возможно только с помощью искусственно создаваемой государственным планированием межтопливной конкуренции. С другой стороны, государственная поддержка компаний-производителей не позволяет им достичь рыночной эффективности, часто финансирование осуществляется правительственными элитами в личных целях29.


<< предыдущая страница   следующая страница >>