Сборник тестов для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, учащихся лицейских классо - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для слушателей подготовительных курсов... 2 684.97kb.
Т. В. Авдонина е. А. Королёва русский язык 3 1275.23kb.
В. П. Пьянков тексты лекций по элементарной математике 6 446.67kb.
Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся... 1 84.82kb.
Сборник тестов по информатике. Базовый курс (Из опыта работы учителя... 7 670.27kb.
Программа курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся... 1 109.55kb.
Программа "11 класс" 694 1 2 Рожков Станислав Игоревич Программа... 1 83.21kb.
Практикум по немецкому языку Сборник текстов, контрольно-тренировочных... 8 644.41kb.
Элективных курсов и курсов по выбору для обучающихся 8-11 классов... 1 47.2kb.
Конкурсе «юный исследователь» для учащихся 1-4 классов; «первые шаги... 1 26.94kb.
Программа подготовительных курсов для абитуриентов специальности 1 71.27kb.
Конспект открытого занятия в старшей группе оо «Познание» 1 65.63kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Сборник тестов для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации - страница №1/7

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»
Т. В. АВДОНИНА, Е. А. КОРОЛЁВА
РУССКИЙ ЯЗЫК
сборник тестов

для слушателей факультета

довузовской подготовки и профориентации,

подготовительных курсов, учащихся лицейских классов

Гомель 2006

УДК 811. 161. 1 (075. 8)

ББК 81. 411. 2 – 922

А 188
Рецензенты:

И.И.Кобыш, доцент, кандидат филологических наук;

кафедра довузовской подготовки и профориентации учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»


Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
А 188 Авдонина Т.В.



Русский язык: Сборник тестов для слушателей факультета довузовской подготовки и профориентации, подготовительных курсов, учащихся лицейских классов / Т.В.Авдонина, Е.А.Королёва; Мин-во обр. РБ. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины», 2006. – 78 с.

Сборник тестов по русскому языку предназначен для самостоятельной и аудиторной (под контролем преподавателя) работы слушателей факультета довузовской подготовки. Включает тесты обучающие, закрепляющие (тренировочные), контрольные, итоговые.

УДК 811. 161. 1 (075. 8)

ББК 81. 411. 2 – 922


© Т. В. Авдонина, Е. А. Королёва, 2006

© УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2006



Введение
Сборник тестов составлен с учетом результатов централизованного тестирования предыдущих. Включает тесты обучающие, закрепляющие (тренировочные), контрольные и итоговые.

Тесты-задания располагаются таким образом, что некоторые из них (обучающие) направлены на отработку одного из правил или разделов языкознания, другие (закрепляющие, итоговые) представляют собой комплекс заданий. Обучающие тесты-задания обобщают и систематизируют учебный материал по разделам: лексика, орфоэпия, фонетика, словообразование, орфография, пунктуация, стилистика, что соответствует повышению грамотности и речевой культуры в целом. Предлагаются и «ошибочные» тесты (выявление допущенных ошибок), что соответствует выработке повышенного внимания учащихся к грамматическим и пунктуационным ошибкам, активизирует внимание.

Данный сборник, представляющий собой готовый дидактический материал для работы на занятиях по русскому языку, облегчит и труд преподавателей. В конце сборника помещены ответы к тестовым заданиям. Чтобы определить общий балл выполненного теста, нужно количество правильных ответов умножить на сто и разделить на количество заданий, содержащихся в данном тесте.

Адресован слушателям факультета довузовской подготовки, учащимся лицейских классов, абитуриентам, а также может быть использован учителями при работе с учащимися средних школ.




тематические тестовые задания

1 лексика. орфоэпия. словообразование.

Орфография
ТЕСТ 1 Лексика
1 Нормы лексической сочетаемости нарушены:

а) 1) предпринимать усилие; 2) показать мужество и героизм; 3) дать большую оценку; 4) выразить удовлетворение; 5) оказывать знаки внимания; 6) сделать поступок; 7) уделить внимание; 8) оправдать доверие; 9) мировоззрение писателя на жизнь; 10) оказывать содействие.

б) 1) играть большое значение; 2) нести ответственность; 3) говорить с пафосом; 4) прошли с огромным интересом; 5) дали понять; 6) держать ухо востро; 7) отдать дань памяти; 8) командированное удостоверение; 9) выражать восхищение; 10) вопреки действующего положения.

в) 1) сломать хрустальный бокал; 2) оказать нежность; 3) выразить благодарность; 4) кромешный ад; 5) гнетущая тишина; 6) превратить мечту в жизнь; 7) предостеречь от опасности; 8) заведующий первого отдела; 9) взаимно уважать друг друга; 10) написать тему природы.

г) 1) возрасти в глазах окружающих; 2) оказать вред; 3) озабочен здоровьем детей; 4) закоренелый преступник; 5) гениальный виртуоз музыки; 6) оформление желает много лучшего; 7) произвести впечатление; 8) лично я; 9) оказать помощь товарищу; 10) благодаря чуткого отношения.

д) 1) глубокая осень; 2) удивляться поведением сына; 3) рассказать о событиях дня; 4) принять решение; 5) под стать отца; 6) согласно распоряжения; 7) оплатить за проезд; 8) удостоить высокой награды; 9) ужаснуться его виду; 10) обращать внимание на грамотность.

е) 1) скрытый человек; 2) строительный материал; 3) сытная каша; 4) удачливый день; 5) спасительная влага; 6) булка хлеба; 7) былые ошибки; 8) свободная вакансия; 9) находиться в ванной; 10) препятствовать движению.

ж) 1) надеть пальто; 2) нарочито вежлив; 3) оплатить за обучение; 4) ностальгия по родине; 5) обосновать теорию; 6) подскочить вверх; 7) задать вопрос; 8) положить в шкаф; 9) меньшая половина; 10) заклятый враг.

з) 1) облокотиться спиной; 2) глубокий ум; 3) правильное решение; 4) использовать в докладе; 5) сыграть большое значение; 6) выполнение мечты; 7) утолить печаль; 8) отъявленный негодяй; 9) поднять тост; 10) внимательно слушать.

и) 1) приобрести мечту; 2) купить тетрадь; 3) сытный человек; 4) сытный обед; 5) лиричный герой; 6) зачитать стихи; 7) произвести прекрасное впечатление; 8) отвечать за что-то; 9) бессчетное число раз; 10) потерпеть фиаско.

2 В каком ряду все слова – архаизмы: 1) брег, устье, злато; 2) мрак, морока, хоромы; 3) ведать, невежда, невежа; 4) баталия, зело, длань; 5) ладья, равный, разум.

3 Укажите заимствованные слова: 1) экипаж; 2) береза; 3) борода; 4) веретено; 5) жалюзи.

4 К какой группе относятся подчеркнутые слова:

а) Но занимались здесь не управлением звездолетами и станциями. Тут имели дело исключительно с информацией, получаемой с прилунившейся ракеты.



1) общеупотребительные; 2) архаизмы; 3) историзмы; 4) неологизмы; 5) профессионализмы.

б) Постоялый двор, или, по-тамошнему, умёт, находился в стороне.

1) диалектное; 2) профессиональное; 3) общеупотребительное; 4) термин; 5) жаргонное слово.

5 В каком ряду первой слово – литературное, второе – разговорное: 1) напрасно, тщетно; 2) плакать, хлюпать; 3) незрелый, зеленый; 4) вежливый, учтивый; 5) круиз, путешествие.

6 В каком ряду первое слово – архаизм, второе – историзм: 1) вояж, жизнь; 2) зерцало, камзол; 3) дом, двор; 4) боярин, начальник; 5) осьмнадцать, приказчик.

7. В каком ряду первое слово – русское, второе – заимствованное: 1) путешествие, круиз; 2) терпеливый, толерантный; 3) добрый, ласковый; 4) внимательный, любезный; 5) увлечение, хобби.

8 К какой группе относятся подчеркнутые слова:

а) За женихом шел ясельничий, Никита Зотов, кому было поручено охранять свадьбу от порчи. За слюдяными дверцами поставцов поблескивали ендовы и кувшины, из которых, может быть, пил Иван Грозный.

б) Вас вновь я призывал, о дни моей весны, вы, пролетевшие под сенью тишины, дни дружества, любви, надежд и грусти.

1) общеупотребительные; 2) историзмы; 3) архаизмы; 4) неологизмы; 5) профессионализмы.

9 Первое слово – устаревшее, второе – заимствованное:

а) 1) баталия, грамматика; 2) голова, информатика; 3) дом, картридж; 4) человек, сестра; 5) инцидент, квас.

б) 1) ямщик, схема; 2) теперь, фотокадр; 3) писать, актер; 4) департамент, ясный; 5) директор, племянник.

в) 1) абсурд, азбука; 2) кольчуга, орфоэпия; 3) очи, надежда; 4) захватить, снискать; 5) аромат, восторг.

г) 1) классификация, мировоззрение; 2) чело, влачиться; 3) реставрация, профессор; 4) опричник, олимпиада; 5) карандаш, экзамен.

д) 1) аквариум, вуаль; 2) воитель, гобелен; 3) арбуз, корпус; 4) декабрь, каскад; 5) декабрь, каскад.

Тест 2 Нормы орфоэпии
1 Ударение на первом слоге: 1) августовский; 2) догмат; 3) жалюзи; 4) издали; 5) ирис (растение); 6) гренки; 7) документ; 8) загодя; 9) издревле; 10) квашение.

2 Ударение на втором слоге: 1) корысть; 2) инсульт; 3) знамение; 4) свекла; 5) роженица; 6) крапива; 7) рефлексия; 8) танцовщица; 9) коллаж; 10) триптих.

3 Ударение на третьем слоге: 1) баловница; 2) спеленатый; 3) часовщик; 4) инструмент; 5) ободрить; 6) блокированный; 7) спиртовой; 8) бюрократия; 9) флюорография; 10) немота.

4 В каких рядах слов нет акцентологических ошибок:

1) бАрмен, дОгмат, пЕтель, созвонИмся, Яслей, сирОты, тОрты, гербЫ;

2) закУпорить, кАшлянуть, арАхис, запломбировАть, столярЫ, мускулИстый;

3) исчЕрпать, хозЯева, стАтуя, повторИм, придАное, Издревле, инсУльт;

4) Айвовый, рЕвень, украИнский, тОтчас, рвалА, клЕить, фАртук, тамОженный;

5) каучУк, безумОлчный, оркестрОвый, вОгнутый, поутрУ, принятА.



5 Найдите в каждой группе «лишнее» по акцентологическому признаку:

1) водопровод, наградной, отжитый, суставной, козырной;

2) столяр, отвар, простыня, шасси, сервис;

3) монолог, паштет, ракушка, исчеркать, клешня.



6 Ударение на первом слоге: 1) боязнь; 2) генезис; 3) иконопись; 4) ломоть; 5) средства; 6) гладильный; 7) кухонный; 8) портовый; 9) зубчатый; 10) оптовый.

7 Ударение на втором слоге: 1) апостроф; 2) диспансер; 3) намерение; 4) пережитое; 5) ворота; 6) кладовая; 7) феномен; 8) каталог; 9) гладильный; 10) гофрированный.

8 Ударение на третьем слоге: 1) гротесковый; 2) мускулистый; 3) подростковый; 4) украинский; 5) безудержный; 6) углубить; 7) ходатайствовать; 8) мастерски; 9) принудить.

9 В каких рядах слов нет акцентологических ошибок:

1) звонИшь, премировАть, вклЮчит, освЕдомиться, плЕсневеть, баловАть, понЯть;

2) начАть, заИндеветь, пломбИровать, мЕльком, втрИдорога, надОлго, завИдно;

3) поутрУ, нАискось, тОтчас, навЕк, Исподволь, бюрокрАтия, вероисповЕдание.



10 В каких глаголах с суффиксом -ировать ударение падает на букву и: 1) анализировать; 2) витаминизировать; 3) пломбировать; 4) экранизировать; 5) премировать; 6) бомбардировать; 7) ремонтировать; 8) нормировать; 9) маркировать; 10) гофрировать.

11 Неправильные варианты постановки ударений в причастиях: 1) начАтый; 2) прИнята; 3) зАнятый; 4) провЕдена; 5) зАперта; 6) взЯта; 7) пОняты; 8) занЕсенный; 9) начатА.

12 Произносится [ч]: 1) конечно; 2) скучно; 3) чесночный; 4) скворечник; 5) яичница; 6) конечный; 7) веревочный; 8) что; 9) копеечный; 10) гречневый; 11) Ильинична; 12) девичник.

13 Произносится [э]:

а) 1) афера; 2) береста; 3) блеклый; 4) гладкошерстный; 5) маневры; 6) новорожденный; 7) опека; 8) оседлость; 9) осетр; 10) острие; 11) планер; 12) холеный.

б) 1) резюме; 2) бутерброд; 3) диспансер; 4) темп; 5) гротеск; 6) тезис; 7) кофе; 8) синтез; 9) свитер; 10) музей; 11) сейф; 12) термин; 13) термос; 14) шинель.

14 Произносится [э]: 1) теннис; 2) коттедж; 3) пюре; 4) тенор; 5) тент; 6) синтетика; 7) кларнет; 8) ремарка; 9) лазер; 10) тостер; 11) интерьер; 12) фанера; 13) сарделька; 14) дельта.

15 В каком ряду во всех словах согласные звуки перед е произносятся мягко:

1) бассейн, адвокатесса, декорация, аутсайдер, бижутерия, декада;

2) ремарка, партер, девиз, сепсис, портмоне, ателье, каравелла;

3) Сервантес, шинель, академия, Шопен, сервис, цитадель;

4) молекула, деспот, термин, сервиз, дебаты, рейд, крем.

16 Укажите неправильные варианты постановки ударений: 1) дОговор; 2) квАртал; 3) мизЕрный; 4) партЕр; 5) вечЕря; 6) ерЕтик; 7) облегчИть; 8) пуловЕр; 9) глИняный; 10) ломОть; 11) пЕтля; 12) заржАветь; 13) кУхонный; 14) гренадЁр.



Тест 3 Словообразование-1
1 Слова образованы приставочно-суффиксальным способом: 1) вслушаться; 2) ветвиться; 3) прилуниться; 4) неприступный; 5) отважиться; 6) снегопад; 7) самооценка; 8) околоземный.

2 Слова образованы приставочно-суффиксально-постфиксальным способом: 1) посчастливиться; 2) прижиться; 3) наловчиться; 4) истосковаться; 5) расщедриться; 6) по-честному; 7) проседь; 8) автомотоклуб.

3 Слова образованы безаффиксным способом: 1) первоисточник; 2) книголюб; 3) зарплата; 4) первооткрывательница; 5) соковыжималка; 6) оргмомент; 7) высокоточный; 8) скоропортящийся.

4 Какая ступень словообразования пропущена?

1) золото–золотить–позолота;

2) бить–забить– забой– забойщицкий–по-забойщицки;

3) бросить–сбросить– сбрасыватель;

4) межа–межевать– размежевать–размежёвываться;

5) рыхлый–взрыхлить– взрыхлять– взрыхляться;

6) ковать–подкова–подковка;

7) чёрный–почернеть–почернелый;

8) белый–белить–побелка–побелочный.

5 Определить, какие ряды слов являются фрагментами словообразовательной цепочки:

1) бедняк, бедность, бедно;

2) выбить, выбивать, выбивалка;

3) бледненький, бледноватый, бледнеть;

4) приблизить, приближать, приближаться;

5) вбросить, вбрасывать, вбрасывание;

6) бочонок, бочоночек, бочоночный;

7) взыскательно, взыскательность, невзыскательный;

8) ветшать, обветшать, обветшалый.

6 Какая ступень словообразования пропущена?

1) бить – боевой – боевитый – боевитость;

2) божество – обожествить – обожествиться – обожествляться;

3) воля – невольник – невольничий;

4) веселить – увеселить – увеселительный – увеселительно;

5) быть – убыть – убыток – убыточность;

6) старый – стареть – устарелый – устарелость;

7) гнилой – гниловатый – гниловатость;

8) белый – белить – выбелить – выбеливаться.

7 В каком ряду слов происходит ассимиляция по мягкости?

1) конский, стихи, все;

2) бесшовный, беседка, дворник;

3) рыцарский, юбка, с досады;

4) изделие, растянуть, винтик.

8 В каком ряду слов происходит ассимиляция по глухости?

1) летчик, также, справка;

2) астраханский, повторять, отбор;

3) всё, подковка, робкий;

4) ловкий, скользкий, сборник.

Тест 4 Словообразование-2
1 В каком ряду все слова имеют нулевой суффикс?

1) до восхода (солнца), у десятого (дома), по настилу (идти), светлокожим (быть);

2) отставка, зажёг, жива (деревня), кособокий (холм);

3) угнетён, с золотыми (ободками), вытерся (досуха), весной;

4) полушёпотом (разговаривать), разговорчив, он, от загара (чёрный).

2 Все слова ряда не имеют нулевых морфем:

1) начинай, рябью (покрыться), на рассвете (выехать), навстречу (идти);

2) затих (говоривший), крутошеий (был кто-то), бледен (о человеке), когда-то;

3) ничего (не понял), по-ночному (тихо), волчье (логово), затмила (красотой);

4) прикован (цепью), споры (ожесточённые), хлопот (хватает), с пробуксовкой (ползёт грузовик).

3 Все слова ряда – непроизводные:

1) боксёр, актёр, готовальня, сотня;

2) пашня, лыжня, булавка, вклейка;

3) банкир, банкет, черешня, вешалка;

4) готовальня, шкатулка, красный, будить.

4 Все слова ряда образованы сложением основ:

1) теплотрасса, самокритика, лесопарк, газобаллон;

2) дальновидность, семиклассник, малоизученный, кисло-сладкий;

3) зарплата, самоучка, плодосбор, огнемётчик;

4) экскурсоводша, конькобежец, книголюб, пятиборье.

5 Все слова ряда образованы способом сложения с суффиксацией:

1) кофеварочный, выпукло-вогнутый, юго-западный, вьетнамско-китайский;

2) скоропортящийся, языковедческий, златоустый, делопроизводственный;

3) средневековый, островерхий, плоскокрыший, песнопевец;

4) синеглазый, самолюбивый, хлебопашец, миномётный.

6 Все слова ряда образованы префиксально-постфиксальным способом:

1) ветвиться, вдуматься, расщедриться, белеться;

2) присаживаться, колоситься, провиниться, послеобеденный;

3) одноклубник, по-честному, автомотоклуб, некуда;

4) вслушаться, наглядеться, истосковаться, выговориться.

7 Словообразовательная цепочка составлена неверно:

1) ох – охать – разохаться;

2) бело – белить – отбелить – отбеливать – отбеливатель;

3) два – двое – двоить – удвоить – удваивать – удваивание;

4) бросить – вбросить – вбрасывать – вбрасывание.

8 Словообразовательная цепочка составлена правильно:

1) бодрый – бодрить – ободрить – приободрить – приободриться – приободряться;

2) вести – свести – провести – проводить – проводник – проводниковый;

3) дыра – дыряво – дырявый – дырявить – продырявить – продырявливать – продырявливание;



4) ветхий – ветшать – обветшать – обветшало.


Тест 5 Правописание гласных в корне слова

Отметьте номера слов, где пишется буква:

1 А: 1) распростр_нять газеты; 2) обв_рованная квартира; 3) упл_тить по счету; 4) ук_рять жену; 5) пол_скать горло.

2 Е: 1) нап_вать мелодию; 2) скр_пить подписью; 3) осл_пительный блеск; 4) объед_нить усилия; 5) тр_пать языком.

3 И: 1) выт_рать доску; 2) изб_рут делегатов; 3) зап_рать лабораторию; 4) соб_рательный образ; 5) прид_рется обязательно.

4 О: 1) разная утв_рь; 2) обм_кнуть сухарь в чай; 3) изл_гать содержание; 4) укрепить попл_вок; 5) сг_рание бензина.

5 А: 1) оп_саться сквозняков; 2) отв_рить овощи; 3) возр_ждение страны; 4) насл_ждаться покоем; 5) т_лковый словарь.

6 Е: 1) зал_зать рану; 2) нав_вать скуку; 3) разр_дить посевы; 4) перен_сти шкаф; 5) пл_скаться в воде.

7 И: 1) вн_мательный муж; 2) соч_тать теорию с практикой; 3) уп_реться ногами; 4) выч_сть из стипендии; 5) обж_гать кирпич.

8 О: 1) заг_рать на пляже; 2) деньги р_стовщика; 3) прекл_няться перед талантом; 4) ск_чу по степи; 5) прик_саться.

9 Е: 1) пос_деть от испуга; 2) разв_ваются стяги; 3) об_жать немощных; 4) т_сненный золотом; 5) нав_вать тоску.

10 А: 1) д_лина; 2) пл_цдарм; 3) изв_яние; 4) препод_ватель; 5) ар_мат.

11 О: 1) вск_чить; 2) пл_вчиха; 3) ск_кать; 4) алг_ритм; 5) с_краментальный.

12 И: 1) р_торика; 2) отб_рающий; 3) тл_творный дух; 4) б_рёста; 5) п_счаный.

13 Ё: 1) ретуш_р; 2) щ_лочь; 3) береж_ный; 4) с Фомич_м; 5) изж_га.

14 А: 1) вызд_роветь; 2) б_зар; 3) в_пиющий; 3) п_ртьеры; 5) обгл_дать.

15 И: 1) ед_ничный; 2) л_кторий; 3) ж_лезá; 4) зав_нтить; 5) зап_вала хора.

16 Е: 1) ум_реть; 2) вспом_нали; 3) заст_лить; 4) заж_гаются; 5) зан_мались.

17 О: 1) благотв_рительность; 2) вск_чить; 3) взр_стить; 4) ср_внимый; 5) ур_внение.

18 Ё: 1) ж_лтый; 2) бесш_рстный; 3) борж_ми; 4) печ_т; 5) ж_м.

19 И: 1) ник_лированный; 2) п_он; 3) реан_мация; 4) пам_тник; 5) хамел_он.

20 А: 1) оп_здать; 2) подх_дить; 3) д_лекий; 4) ум_лять значение; 5) ум_лять о помощи.

21 Е: 1) разъед_нить; 2) разр_женный воздух; 3) изм_рительный; 4) прим_рение; 5) л_нивый.

22 И: 1) разд_рать; 2) разд_ру; 3) бл_стать; 4) бл_стеть; 5) выт_реть.

23 О: 1) оз_рять; 2) покл_ниться; 3) к_сание; 4) сл_гаемое; 5) вым_кнуть.

24 Ё: 1) зач_т; 2) трещ_тка; 3) ш_фер; 4) боч_нок; 5) карандаш_м.

25 А: 1) иде_логия; 2) апл_дисменты; 3) нагр_мождение; 4) анг_жемент; 5) грам_тей.

ТЕСТ 6 Правописание согласных
1 Буква т пишется в словах: 1) рес_ницы; 2) сверс_ники; 3) ровес_ники; 4) совмес_ный; 5) интриган_ский.

2 Двойная буква л пишется в словах: 1) бел_етристика; 2) гал_ерея; 3) кристал_ьный; 4) апел_яция; 5) ил_юстрация.

3 Двойная буква с пишется в словах: 1) вос_тановление; 2) мировоз_рение; 3) с_ориться; 4) из_ябнуть; 5) ра_стелить.

4 Двойная буква ж пишется в словах: 1) жу_жание; 2) ра_жечь; 3) мо_жевельник; 4) во_жи; 5) дребе_жащий.

5 Непроизносимая согласная пропущена в слове: 1) блес_нуть на вечере; 2) президен_ский указ; 3) поз_ний визит; 4) опас_ный поворот; 5) крутая лес_ница.

6 Укажите слова, в которых допущена ошибка: 1) абатский; 2) почтамтский; 3) привиллегия; 4) клечатый; 5) эпиграмма.

7 Двойная буква пишется в словах: 1) независимая интел_игенция; 2) кристал_ическое вещество; 3) тружен_ики тыла; 4) програм_ированное обучение; 5) авангардное искус_тво.

8 Звонкая согласная пропущена в словах: 1) песчаный извес_няк; 2) мес_ный обычай; 3) декабрис_ское восстание; 4) радос_ное лицо; 5) детский праз_ник.

9 Двойная буква пишется в словах: 1) ал_ергическая реакция; 2) привил_егированный класс; 3) тен_исный корт; 4) весенняя от_епель; 5) оф_исная мебель.

10 В словах нет ошибок: 1) гриппозный; 2) примадонна; 3) апассионата; 4) веснущатый; 5) аттакованный.

11 Двойная буква пишется в словах: 1) волчий ап_етит; 2) злая кар_икатура; 3) тер_итория страны; 4) сум_ировать доходы; 5) кор_упционер.

12 Непроизносимая согласная пропущена в слове: 1) ше_ствовать важно; 2) доблес_ный; 3) окрес_ности; 4) я_ства; 5) страс_ный.

13 Непроизносимая т пропущена в слове: 1) безвес_ный; 2) корыс_ный; 3) воскрес_ный; 4) соглас_ный; 5) чудес_ный.



14 Двойная буква м пишется в словах: 1) гум_анизм; 2) им_унитет; 3) ам_униция; 4) кам_уфляж; 5) ком_ентарий.

15 Непроизносимая согласная пропущена в слове: 1) по_скользнуться на дороге; 2) редкос_ный; 3) древес_ный; 4) должнос_ной; 5) хвас_ливый.

16 В словах нет ошибок: 1) оперетка; 2) трёхтонка; 3) припозниться; 4) илловые отложения; 5) поппуляризация.

17 Двойная буква пишется в словах: 1) кол_оритный; 2) бриф_инг; 3) прес_ующие механизмы; 4) кол_екционный; 5) аф_оризм.

18 В словах допущены ошибки: 1) лейтенанский; 2) политэмигрант; 3) новеллист; 4) антиглобалисты; 5) турисский.

19 Укажите слова, в которых двойная согласная пишется на стыке приставки и корня: 1) выжженное пространство; 2) нововведение; 3) русскоязычное издание; 4) коммунальный; 5) пассивный.

20. Непроизносимая согласная пропущена в слове: 1) древнеегипетский; 2) злосный неплательщик; 3) перекрестный огонь; 4) частные извозчики; 5) властные структуры.

21 Звонкий согласный пишется в слове: 1) пря(ж,ш)ка; 2) сосны впереме(ж,ш)ку с елями; 3) вприпры(ж,ш)ку; 4) в жу(д,т)чайшем случае; 5) растя(ж,ш)ка.

22 Двойная буква пишется в словах: 1) эл_иксир; 2) вак_уум; 3) бал_истика; 4) диаграм_а; 5) папарац_и.

23 Непроизносимая согласная пропущена в слове: 1) добросовес_ный; 2) учас_ливый; 3) соучас_ник; 4) безвозмез_ный дар; 5) выездная бригада.

ТЕСТ 7 Правописание приставок
1 Буква з пишется в словах: 1) бе_мятежный; 2) и_царапать когтями; 3) во_петь Отечество; 4) во_создавать действительность; 5) бе_крайний простор.

2 Пишется пре-: 1) пр_емственность в работе; 2) пр_подаватель; 3) численное пр_восходство; 4) пр_влекательный образ; 5) пр_кратить работу.

3 Буква ы пишется: 1) под_скать работу; 2) под_грать дочери; 3) под_тожить доклад; 4) небез_звестный автор; 5) сверх_нтересный репортаж.

4 Буква с пишется в словах: 1) бе_вкусный фрукт; 2) ра_следовать преступление; 3) во_креснуть из мертвых; 4) бе_смысленный взгляд; 5) ра_терянный вид.

5 Запишите «лишнее» слово в каждой четверке:

1) пр_возносить, пр_восходить, пр_общиться, пр_успевать;

2) пр_норовиться, пр_налечь, пр_тягивать, пр_градить;

3) пр_ниженный, пр_плюснутый, беспр_кословный, пр_вязчивый;

4) пр_одолеть, пр_целиться, пр_увеличивать, пр_рвать (речь).

6 Буква и пишется: 1) без_звестный автор; 2) без_ндукционный метод; 3) из_мать средства; 4) контр_ск; 5) роз_грыш.

7 Пишется пре-: 1) численное пр_восходство; 2) пр_клонить ветку к земле; 3) старый пр_вратник; 4) пр_дательский ход; 5) пр_словутая фраза.

8 Буква з пишется в словах: 1) бе_счетный; 2) во_препятствовать; 3) ра_жечь; 4) мирово_зрение; 5) пере_дать.

9 Пишется при-: 1) пр_остановить; 2) пр_образить; 3) пр_градить путь; 4) пр_украсить; 5) пр_смыкающееся.

10 Буква и пишется: 1) фин_нспектор; 2) без_сходный; 3) сверх_нтересный; 4) без_дейный; 5) вз_мать.

11 Запишите «лишнее» слово в каждой четверке:

1) пр_открыть, пр_смиреть, пр_остановиться, пр_высить;

2) пр_мудрый, пр_избыточный, пр_деланный, пр_забавный;

3) пр_школьный, пр_парковый, пр_усадебный, пр_вышенный.



12 Буква с пишется в словах: 1) бе_цветный; 2) и_жить; 3) ра_спросить; 4) и_бить; 5) бе_честный.

13 Пишется пре-: 1) пр_большой; 2) пр_ступать к делу; 3) пр_брежный; 4) пр_открыть; 5) пр_одолеть.

14 Буква ы пишется: 1) сверх_зысканный; 2) без_нициативный; 3) под_тожить; 4) об_скать; 5) пед_нститут.

15 Буква з пишется в словах: 1) ни_ложить; 2) бе_шумный; 3) бе_голосый; 4) во_славить; 5) и_зябнуть.

16 Пишется при-: 1) пр_водить; 2) пр_сесть; 3) пр_забавный; 4) пр_образовать; 5) пр_тягательный.

17 Буква и пишется: 1) из_скание; 2) дез_нформация; 3) без_сходная печаль; 4) без_скусный; 5) контр_гра.

18 Пишется пре-: 1) непр_клонный; 2) пр_митивный; 3) пр_неприятный; 4) пр_зреть сироту; 5) пр_мыкающий.

19 Буква з пишется в словах: 1) неи_гладимый; 2) не_гибаемый; 3) бе_характерный; 4) неи_бежный; 5) и_сякнуть.

20 Буква с пишется в словах: 1) бе_жалостный; 2) бе_церемонный; 3) чре_мерный; 4) бе_предельный; 5) ра_чертить.

21 Пишется при-: 1) пр_небрежительное отношение; 2) пр_мадонна; 3) беспр_кословно; 4) пр_исполненный отваги; 5) пр_вратности судьбы.

22 Пишется пре-: 1) пр_стижный; 2) пр_образование; 3) пр_пугнуть; 4) пр_баутка; 5) пр_старелые родители.

Тест 8 Правописание Ь и Ъ
Отметьте номера слов (словосочетаний), в который пишется

1 Твёрдый знак: 1) жареные шампин_оны; 2) ловкий ад_ютант; 3) сверх_естественное явление; 4) внутривенная ин_екция; 5) выставочный павил_он.

2 Мягкий знак: 1) взрослая доч_; 2) старая вещ_; 3) ударить наотмаш_; 4) острый нож_; 5) стереч_ сад.

3 Твёрдый знак: 1) солов_иное пение; 2) неб_ющееся стекло; 3) неот_емлемые права; 4) горячий бул_он; 5) старое фортеп_яно.

4 Разделительный мягкий знак: 1) декабрьский; 2) обличительный; 3) пьеса; 4) стекольщик; 5) гомельский.

5 Мягкий знак пишется в существительных: 1) предприимчивая молодеж_; 2) ты умываеш_ся; 3) очевидная фальш_; 4) футбольный мяч_; 5) молчать невтерпеж_.

6 Мягкий знак не пишется в прилагательных: 1) хранение сокровищ_; 2) спряч_ в ящик; 3) сплош_ сорняки; 4) мощ_ государства; 5) кофе горяч_.

7 Нет знаков: 1) л_ёт; 2) тон_чайший; 3) с_узить; 4) пан_европейский; 5) раз_яренный.

8 Твердый знак: 1) дет_ясли; 2) пред_юбилейный; 3) двух_ярусный; 4) об_ездчик; 5) гил_отина.

9 Мягкий знак пишется в глаголах: 1) клян_чить; 2) разбереш_ся; 3) разреж_те; 4) пара калош_; 5) ранний овощ_.

10 Мягкий знак пишется после шипящих: 1) внич_ю; 2) интерв_ю; 3) отсроч_те; 4) платеж_; 5) по-черепаш_и.

11 Нет знаков: 1) раз_езд; 2) ул_и; 3) кар_ер; 4) без_ошибочный; 5) трёх_ярдовый.

12 Мягкий знак пишется после Л: 1) идил_лия; 2) красивое кол_е; 3) неплател_щик; 4) модел_ер; 5) кавал_ер.

13 Твёрдый знак: 1) без_языкий; 2) меж_этажный; 3) интерв_юер; 4) двух_мачтовое судно; 5) интер_активный опрос.

14 Мягкий знак как показатель грамматической формы: 1) доч_; 2) на мелковод_е; 3) отвлеч_ся; 4) ден_жата; 5) читаеш_.

15 Мягкий знак пишется в существительных: 1) калач_; 2) кураж_; 3) навзнич_; 4) с крыш_; 5) фальш_.

16 Нет знака: 1) центр_избирком; 2) информ_агентство; 3) угон_щик; 4) манеж_; 5) жереб_ёвка.

17 Нет знака в сложном слове: 1) соц_опрос; 2) супер_элита; 3) мед_обслуживание; 4) меж_этнические отношения; 5) трёх_уровневый.

18 Нет знака в иноязычном слове: 1) вар_ировать; 2) м_юзикл; 3) прод_юсер; 4) н_юанс; 5) мезал_янс.

19 Мягкий знак пишется в глаголах: 1) привлеч_ внимание; 2) удаст_ся; 3) кинопрем_ера; 4) вояж_; 5) назнач_те встречу.

20 Мягкий знак: 1) в_едливый; 2) в изгнан_е; 3) дрож_; 4) кал_лиграфия; 5) мен_шинство.

21 Твёрдый знак: 1) сверх_ясный; 2) линии электропередач_; 3) фал_сификация; 4) вз_ерошенный; 5) раз_укомплектовать.

22 Нет знака в иноязычном слове: 1) трил_лион; 2) цел_люлоза; 3) ф_юзеляж; 4) фел_етон; 5) парал_лель.

23 Мягкий знак как показатель грамматической формы: 1) похож_; 2) много корневищ_; 3) гореч_ жизни; 4) барсуч_и норы; 5) не тревож_те.

24 Твёрдый знак: 1) от_экзаменовать; 2) с_ориентироваться; 3) сельхоз_инвентарь; 4) из_ять; 5) в_ющееся растение.

25 Мягкий знак: 1) фонтан_чик; 2) тон_ше; 3) изящ_ный; 4) апрел_ский; 5) нян_читься.

Контрольные тесты по теме «Орфография»

ТЕСТ 1
1 Буква а пишется в словах: 1) вопл_щение; 2) обог_щение; 3) нагр_мождать; 4) пр_спект; 5) пригл_шение; 6) прихв_тить; 7) к_йма; 8) п_роль.

2 Буква е пишется в словах: 1) татарч_нок; 2) ч_боты; 3) стосвеч_вый; 4) алыч_вый; 5) подж_г дом; 6) ш_мпол; 7) ж_тон; 8) сгущ_нка; 9) под каланч_й.

3 Согласная буква пропущена в словах: 1) голлан_ский; 2) деф_ект; 3) гал_ерея; 4) тер_акотовый; 5) генералис_имус; 6) блес_нуть; 7) наперс_ница;

4 Укажите слова, в которых ы пишется в окончании: 1) синиц_; 2) бледнолиц_й; 3) сестриц_н; 4) конституц_я; 5) спиц_; 6) ц_плячий; 7) птиц_н.

5 Укажите слова, в которых написание чередующихся гласных в корне зависит от последующих букв: 1) м_кать хлеб в молоко; 2) соск_чить с постели; 3) скл_ниться; 4) к_снись; 5) изл_гать; 6) бракосоч_тание; 7) р_внинный.

6 Укажите слова, в которых допущена ошибка: 1) чечетка; 2) чёпорный; 3) коталог; 4) рассчёт; 5) рассчитывать; 6) баржёнка; 7) дубнячок; 8) низший.

7 Укажите слова, в которых нет ошибки: 1) панорама; 2) сверепый; 3) периферия; 4) мизонин; 5) кабала; 6) обояние; 7) дефицит; 8) адмерал.

8 Укажите слова, в которых допущена ошибка: 1) подчерк; 2) по-прежднему; 3) интригантский; 4) сумасшедший; 5) порутчик; 6) учавствовать; 7) громоздкий.

9 Укажите слова, в которых пишется буква и: 1) ц_ркуль; 2) смуглолиц_й; 3) рукавиц_; 4) ц_рюльник; 5) панц_рь; 6) вакц_на.

10 В написании какого иноязычного слова допущена ошибка: 1) апплодисменты; 2) варьете; 3) лилипут; 4) мисия; 5) комментарий; 6) массаж; 7) эффект.

11 В слове пишется буква т: 1) воскрес_ный; 2) с_клянка; 3) блес_нуть; 4) личнос_ный; 5) соглас_ный; 6) учас_ник; 7) прес_ный.

12 Укажите слова, в которых двойная согласная пишется на стыке приставки и корня: 1) беззаботный; 2) классный; 3) оконный; 4) рассчитывать; 5) бессрочный; 6) территория; 7) рассказ.

13 Укажите слова с проверяемыми гласными: 1) изм_няться; 2) разл_жить; 3) б_седовать; 4) г_раж; 5) заг_реть; 6) укр_плять; 7) ср_статься.

14 Укажите иноязычную приставку: 1) ин-; 2) без-; 3) кон-; 4) транс-; 5) низ-; 6) чрез-; 7) пан-.

15 Буква и пишется в словах: 1) пр_неприятный; 2) пр_дать друга; 3) пр_творить дверь; 4) пр_оритет; 5) пр_стидижитатор; 6) пр_емник традиций.

16 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

1) небез_нтересный, под_тожить, пред_нфарктный, без_дейный;

2) пост_индустриальный, без_глый, пан_сламизм, за_грать;

3) пост_нфарктный, пред_юльский, с_змала, транс_орданский;

4) вз_мать, вз_скать, пед_нститут, контр_игра, супер_гра.

17 Укажите слова, в которых пишется ъ (твёрдый знак): 1) с_обезьянничать; 2) с_ехидничать; 3) вскач_; 4) контр_адмирал; 5) ин_яз; 6) фельд_егерь.

тест 2




Отметьте номера слов, где пишется буква

1 Е: 1) деф_цит; 2) пер_петии; 3) обл_гация; 4) дизайн_р; 5) п_дант; 6) п_нсне.


2 Ь: 1) заправ_те постель!; 2) разрешите представит_ся; 3) в помещич_ем доме; 4) камен_щица; 5) зима недаром злит_ся; 6) отреч_ся; 7) много катюш_.

3 Ъ: 1) интер_ер; 2) трех_актная опера; 3) об_емный; 4) от_езжающий; 5) порт_ерная ткань; 6) об_ективный; 7) в_ется знамя; 8) пред_аварийный.

4 Ь: 1) приуроч_те; 2) чуваш_; 3) много пастбищ_; 4) блаж_; 5) обман_чивый; 6) было приятно познакомит_ся!; 7) И снит_ся чудный сон Татьяне; 8) изящ_ный.

5 Ы: 1) пруж_на; 2) ц_стерна; 3) около старой мельниц_; 4) инж_р; 5) ц_новка; 6) у околиц_; 7) ц_ник; 8) чиж_к; 9) ходить на ц_почках; 10) рыж_й.

6 О: 1) ум_лять значение; 2) проволочное загр_ждение; 3) предпол_гать; 4) ур_вень; 5) возр_ждение; 6) насл_ение; 7) обр_мление; 8) угр_жающий.

7 Е: 1) поч_татель; 2) расст_лить покрывало; 3) выд_рать с корнем; 4) непр_миримый; 5) наскр_сти; 6) сд_рет семь шкур; 7) щ_дящий режим.

8 Ё: 1) в еж_вых рукавицах; 2) жуч_к; 3) обожж_нное лицо; 4) сильный ож_г; 5) ж_ваный.

9 Звонкие согласные: 1) лист кар_она; 2) бе_цельный; 3) а_тограф; 4) ра_жаловать; 5) не_говорчивый; 6) не_быточные мечты; 7) задви_ка.

10 Непроизносимые согласные: 1) мелкий ма_штаб; 2) расис_ский режим; 3) серьезная опас_ность; 4) кос_ные взгляды; 5) злосчас_ный вечер; 6) сверс_ник.

11 О: 1) пров_кация; 2) обв_рожительный; 3) диап_зон; 4) аккомп_немент; 5) декл_рация; 6) взбал_мутить; 7) эст_када; 8) к_варный; 9) рез_люция; 10) выр_с.



12 Е: 1) пр_забавный анекдот; 2) пр_вратник; 3) пр_нижать; 4) пр_клонный возраст; 5) пр_оритетный; 6) пр_митив; 7) пр_зреть сироту.

13 Двойная согласная: 1) дре_сировщик; 2) в ра_срочку; 3) пятиба_льный; 4) ка_рикатура; 5) ба_лотироваться; 6) и_страдаться; 7) э_мигрант; 8) фи_лиал.



14 Е: 1) кат_гория; 2) кр_минальный; 3) эксп_диция; 4) ц_вилизация; 5) прим_рять соперников; 6) бл_стательный; 7) приобр_тенный; 8) агр_гат.

15 Ь: 1) неб_ющийся; 2) неот_емлемый; 3) невтерпеж_; 4) мыш_як; 5) горяч_; 6) картеч_; 7) ад_ютант; 8) ар_ергард.

16 И: 1) пред_юльский; 2) пост_ндустриальный; 3) вз_мать; 4) пере_грать; 5) рыб_нспектор; 6) анти_мпериалистический; 7) без_дейный

17 О: 1) воротнич_к; 2) ретуш_р; 3) пш_нка; 4) с кирпич_м; 5) кляч_нка; 6) ш_рник; 7) отягощ_нный.

18 Ь: 1) лиш_; 2) намаж_те; 3) неот_емлемый; 4) охотнич_ий; 5) брош_; 6) пред_угадать; 7) восем_сот.

2. Морфология
Тест 9 Имя существительное-1
1 Буква а пишется в окончании: 1) кулачищ_; 2) бородищ_; 3) заборишк_; 4) голосишк_; 5) верзил_; 6) заводил_.

2 Буква о пишется в окончании: 1) умишк_; 2) домищ_; 3) ружьишк_; 4) объедал_; 5) мелочишк_; 6) верблюдищ_; 7) батюшк_.

3 Буква е пишется в окончании: 1) грязищ_; 2) чудищ_; 3) голосищ_; 4) лапищ_; 5) когтищ_; 6) сынишк_.

4 Укажите имена существительные мужского рода: 1) братишк_; 2) кутил_; 3) трусишк_; 4) силищ_; 5) хвостишк_; 6) сапожищ_; 7) заправил_.

5 Укажите имена существительные женского рода: 1) хлебушк_; 2) городищ_; 3) коровищ_; 4) котищ_; 5) воришк_; 6) пароходишк_; 7) плутишк_.

6 Укажите имена существительные среднего рода: 1) ручищ_; 2) болотищ_; 3) чудил_; 4) запевал_; 5) пальтишк_; 6) громил_; 7) глазищ_.

7 Синтаксические нормы не нарушены:

1) пестрое какаду;

2) ядовитое цеце;

3) ценная бандероль;

4) такой голосина;

5) свежее кольраби;

6) пришел участковый врач Соколова;

7) купленная в супермаркете салями;

8) способный подмастерье;

9) Олег – большая сластена;

10) свежий сулугуни.



8 Синтаксические нормы нарушены:

1) на больную мозоль;

2) новым шампунем;

3) большой собака;

4) серьезное алиби;

5) соленый иваси;

6) мучился с мозолем;

7) маленький муравьишка;

8) множество брелков;

9) веселый шимпанзе;

10) новая тюль.

9 В каких рядах формы всех слов образованы правильно?

1) с уважения, вопреки желанию, грузин;

2) согласно указанию, нет чулок, встретить солдат;

3) гулянье без цыган, не найти готовален, не постирать полотенцев;

4) домашний тапочек, вкусное яблоко, белая босоножка;

5) новый туфель, чужая боль, красивый собака;

6) белый лебедь, косая сажень, сваренная вермишель;

7) полученная бандероль, сильная голосишка, вкусная гренка.



10 Укажите, в каком ряду все существительные – неодушевленные:

1) Юпитер (планета), студенчество, пчела;

2) чудовище, матрешка, мертвец;

3) камень, стрелка, микроб;

4) леший, тополь, полночь;

5) туз, кикимора, валет.



11 Укажите, в каком ряду все существительные – одушевленные:

1) детвора, дрова, юношество;

2) корова, ладья (шахм. фигура), робот;

3) тропа, Сатурн (планета), вирус;

4) пешка (шахм. фигура), Баба Яга, агентура;

5) русалка, кумир, идол.



12 Нулевое окончание в форме Р.п. мн. ч. имеют все существительные ряда:

1) микроны, галлы, манжеты;

2) блюдца, солдаты, сапоги;

3) носки, простыни, чулки;

4) полотенца, куры, туфли;

5) каникулы, макароны, саперы.



13 Окончание –ов (-ев) в форме Р.п. мн. ч. имеют все существительные ряда:

1) запястья, болгарин, ботинки;

2) оладьи, номера, яблоки;

3) зятья, монголы, апельсины;

4) кеды, серьги, плечи;

5) снадобья, озерко, помидоры.



Тест 10 Имя существительное-2
1 Во всех существительных ряда пишется –и: 1) на расстояни_, о несчасть_; 2) в отдалени_, на площад_; 3) о трагеди_, из гаван_; 4) к окраин_, о кра_; 5) о знамен_, с лекци_.

2 Во всех существительных ряда пишется –е: 1) на распуть_, о смерт_; 2) в арми_, о подмастерь_; 3) по окончани_, по возвращени_; 4) в Заполярь_, в Сидне_; 5) к пенси_, в апоге_.

3 Пишется ь (мягкий знак) во всех существительных ряда: 1) чуш_, башен_; 2) зрелищ_, свар_щик; 3) несколько встреч_, вишен_; 4) камен_щик, упряж_; 5) наборы кухон_, дым пожарищ_.

4 Суффикс –чик- пишется во всех существительных ряда: 1) учёт, проход, смазать, доносить; 2) подписать, резать, фонарь, рассказ; 3) заговорить, перебежать, упаковать, наладить; 4) заказ, текстиль, трал, вложить (средства); 5) заводить (собак), совет, разносить, буфет.

5 Суффикс –щик- пишется во всех существительных ряда: 1) барабан, атом, прогулять, по пути; 2) флейта, алименты, дрессировать, приём; 3) антенна, водопровод, отвечать, добыча; 4) контора, табун, перевозить, объезд; 5) точить, домна, баня, меховой.



6 Не пишется ь (мягкий знак) во всех существительных ряда: 1) шарман_щик, спален_ка; 2) деревен_ка, Машен_ка; 3) колоколен_ка, роскош_; 4) бетон_щик, залеж_; 5) ветош_, полноч_.

7 Пишется е: 1) выш_на; 2) нищ_та; 3) меньш_нство; 4) множ_ство; 5) досто_нство.

8 Окончание –ов имеют все существительные ряда: 1) батальон (солдат), стирка (полотенца); 2) эпос (калмыки), выбор (очки); 3) наступление (сумерки), танцы (румыны); 4) сбор (яблоки), полезных (снадобья); 5) племена (славяне), пара (чулки).

9 Окончание –ей имеют все существительные ряда: 1) искусство (плясуньи), остриё (лезвия); 2) выйти из разных (кельи), груда (лохмотья); 3) от (верховья) гор, пять (ожерелья); 4) стрелять из (ружья), из обеспеченных (семьи); 5) у строгих (судья), вода из мутных (полынья).



10 Окончание –ев в форме Р. п. мн. ч. пишется во всех существительных ряда: 1) жаровня, побережье; 2) эскадрилья, ворчунья; 3) хныканье, затишье; 4) платье, верховье; 5) корытце, устье.

11 Нулевое окончание в форме Р. п. мн. ч. пишется во всех существительных ряда: 1) окошки, волокно, полотно; 2) томаты, ремешки, якуты; 3) побои, распря, усадьба; 4) макароны, салазки, ясли; 5) носилки, буряты, турки.

12 Окончание –ы в форме И. п. мн. ч. пишется у существительных: 1) кенар_; 2) профессор_; 3) борт_; 4) ректор_; 5) офицер_.

13 Окончание –а в форме И. п. мн. ч. пишется у существительных: 1) редактор_; 2) рапорт_; 3) купол_; 4) повар_; 5) договор_.

14 В форме И. п. мн.ч. семантические различия наблюдаются у существительных: 1) соболь; 2) бег; 3) орден; 4) пропуск; 5) сорт.

15 Пишется нь у существительных: 1) пашен_ка; 2) басен_ка; 3) ставен_ка; 4) дын_ка; 5) нян_ка.

16 Буква ь (мягкий знак) пишется в форме Р. п. мн. ч. в следующих рядах: 1) таможня, харчевня; 2) княгиня, барышня; 3) кофейня, бойня; 4) разиня, тихоня; 5) купальня, часовня.

17 Ударение на 1-м слоге: 1) искра; 2) верба; 3) цемент; 4) свекла; 5) окон.

18 Ударение на 2-м слоге: 1) петля; 2) ремень; 3) столяр; 4) туфля; 5) кремень.

19 Ударение на 3-м слоге: 1) обеспечение; 2) киоскер; 3) пуловер; 4) ходатайство; 5) глашатай.

20 Все существительные ряда – неодушевлённые: 1) учительство, народ, Венера (планета); 2) Меркурий (миф.), кузнечик, желудок; 3) Сивка-бурка, берёза, хвощ; 4) консоме, досье, колье; 5) регби, Марс (планета), труп.

21 Все существительные ряда – одушевленные: 1) стриж, Нептун (миф.), оса; 2) утопленник, матрёшка, марабу; 3) идол, сова, муравей; 4) форвард, цеце, торнадо; 5) идальго, Беларусь, миди.

22 Все существительные ряда – мужского рода: 1) тоннель, форель, уровень; 2) профиль, текстиль, дефиле; 3) рантье, яппи, пенальти; 4) мелочь, носишко, инженер; 5) врач, смерч, старшина.

23 Все существительные ряда – женского рода: 1) шаль, глазурь, зубрила; 2) канифоль, светотень, латунь; 3) толь, мозоль, умишко; 4) умница, насыпь, горилла; 5) лунь, линь, дюраль.

24 Все существительные ряда – несклоняемые: 1) бигуди, визави, авокадо; 2) треть, подлежащее, го; 3) камикадзе, букле, джакузи; 4) карт-бланш, фрикасе, ассорти; 5) паблисити, тюль, Осиповичи.

25 Окончание –а пишется в существительных в форме ед. ч.: 1) домищ_; 2) бородищ_; 3) кулачищ_; 4) глазищ_; 5) болотищ_.

26 Окончание –о пишется в существительных в форме ед. ч.: 1) объедал_; 2) мелочишк_; 3) плутишк_; 4) пальтишк_; 5) воришк_.

27 Буква е пишется в существительных: 1) мнень_це, варень_це; 2) ветрищ_, скучищ_; 3) сапожищ_, жарищ_; 4) ружь_цо, поленищ_; 5) здоровь_це, ручищ_ .

28 Буква и пишется в существительных: 1) француж_нка; 2) нищ_нка; 3) протал_нка; 4) изюм_нка; 5) завал_нка.

29 Не образуют соотносительных слов женского рода: 1) пилот, гомельчанин, фантазёр; 2) студент, слуга, филолог; 3) декан, учитель, водолаз; 4) электрик, кочегар, штукатур; 5) овчар, артист, матрос.



30 Отметьте пары существительных, в которых закрепился мужской род: 1) арабеска – арабеск; 2) ставень – ставня; 3) туфля – туфель; 4) зал – зала; 5) бакенбард – бакенбарда.

31 Отметьте пары существительных, в которых закрепился женский род: 1) погон – погона; 2) чинар – чинара; 3) рельс – рельса; 4) плацкарт – плацкарта; 5) эполет – эполета.

32 Отметьте пары, в которых параллельные формы м. и ж. р. различаются лексическим значением: 1) гарнитур – гарнитура; 2) малолеток – малолетка; 3) карьер – карьера; 4) кегль – кегля; 5) мирт – мирта.

33 Отметьте разговорные варианты: 1) щебёнка; 2) кошёлка; 3) болтунья; 4) житьё; 5) на острие.

34 Не имеют формы ед. ч.: 1) гастроли; 2) города; 3) джинсы; 4) очистки; 5) перила.

35 Не имеют формы мн. ч.: 1) печенье; 2) азот; 3) округ; 4) загс; 5) тип.

36 Допущены ошибки в словосочетаниях: 1) выписывать крендели; 2) стукнуть дверями; 3) танцы осетинов; 4) постройка сушилень; 5) восторгаться речами.

37 Нет ошибок в словосочетаниях: 1) после заморозков; 2) уехать с дочерьми; 3) отказаться от угодьев; 4) гомельское ГАИ; 5) уничтожать микробы.

38 Нет акцентологических ошибок во всех словах ряда: 1) подОшва, экспЕрт, срЕдства; 2) арАхис, вечЕря, афЁра; 3) путепрОвод, апострОф, кожУх; 4) пиалА, украИнцы, бомбардировАние; 5) бомОнд, восприЕмник, дремотА.

Тест 11 Имя прилагательное-1
1 Буква е пишется в словах: 1) парч_вый; 2) кольц_вой; 3) плод_витый; 4) рыж_ватый; 5) молодц_ватый; 6) камыш_вый; 7) стару´ш_чий.

2 Краткой формы не имеют прилагательные: 1) свежий воздух; 2) вороной конь; 3) тяжелая ноша; 4) деловой человек; 5) широкая река.

3 Укажите качественные имена прилагательные: 1) добрая улыбка; 2) лисий полушубок; 3) горький мед; 4) мамина пластинка; 5) медвежья услуга; 6) морской берег; 7) деревянное лицо; 8) стеклянная дверь; 9) бархатные глаза; 10) брусничное варенье.

4 Укажите прилагательные, от которых не образуется краткая форма: 1) сыскной; 2) мудрый; 3) веселый; 4) дружеский; 5) умный.

5 Укажите относительные прилагательные: 1) овсяное печенье; 2) острая игла; 3) хрустальный голос; 4) абрикосовый сок; 5) бабушкин платок; 6) дедушкин пиджак; 7) собачье ухо; 8) у девочки заячья губа; 9) свежая мысль; 10) хрустальная ваза.

6 Укажите прилагательные, которые не являются притяжательнми: 1) дедова трубка; 2) бабушкины очки; 3) волчье логово; 4) цыганский танец; 5) лисий хвост.

7 Укажите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными:

1) Просторнее, грустнее мы сидим.

2) Звон чаш становился всё глуше.

3) Я вас люблю любовью брата, и, может быть, еще нежней.

4) Она была легче, чем он.

5) Мы встречаемся всё реже.



8 Укажите качественные прилагательные: 1) тихий голос; 2) речной песок; 3) лисья ухмылка; 4) школьный рюкзак; 5) отцов дом; 6) писчая бумага; 7) пустынные улицы; 8) петушиный задор; 9) записная книжка; 10) лисий след.

9 Укажите прилагательные, от которых невозможно образовать степень сравнения: 1) умный; 2) женатый; 3) смелый; 4) сладкий; 5) злющий.

10 Укажите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными:

1) Он был на год старше моего брата.

2) Ему стало еще досаднее.

3) В лучах луны вся степь белее снега.

4) И тогда мы простимся лучше, чем сейчас.

5) После дождя дорога чище.



11 Подчеркните ошибочные словосочетания: 1) три одноэтажных дома; 2) три оригинальные статьи; 3) два новых журнала; 4) две пёстрые бабочки; 5) три чайные ложки; 6) две известных певицы.

12 Укажите предложения с речевыми ошибками:

1) Онегин ведет праздничный образ жизни.

2) Бакенбарды у Базарова были песчаного цвета.

3) Наступил темный мрак.

4) Раскольников жил в небольшой каморке.

5) Павел достал дефицитную в то время гармошку.

6) Это криминальное преступление.

13 Укажите предложения без речевых ошибок:

1) Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом.

2) Он никогда не откладывал дела в долгий ящик.

3) За старенькими грязными ширмами, закрывавшими вход в погребок, говорили два человека.

4) Воздвигнут мемориальный памятник.

5) Утром Саша заявил, что едет в летническое училище.

6) День был более пасмурнее, чем всегда.

7) Мы решаем наиболее важную проблему.

8) Жизнь его была коротка, но светлая, чистая.


следующая страница >>