страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Сборник по теме «Древнейшие люди на Кубани» включены без изменения задания 4 и 6 - страница №1/1
Пояснительная записка Данный сборник содержит задания по истории Кубани, затрагивающие период древности и период античной эпохи на территории Краснодарского края. Этот материал можно использовать при работе с учебником Трехбратова Б. А. «История Кубани с древнейших времен до конца XVIII века». Цель составления данного сборника заключается в желании способствовать формированию навыков самостоятельной работы школьников, оказывать помощь учителю в дифференцированном подходе к обучению, а также вносить разнообразие в формы проверки знаний. Структура сборника соответствует программе курса «Кубановедение» для 5-х классов. Все ее разделы содержат задания разных уровней: от простых, требующих воспроизведения материала, до сложных*, требующих привлечения дополнительной учебной литературы. Задания рассчитаны на разные формы работы. С их помощью можно проверять текущее усвоение материала по темам. К каждой теме разработаны задания, требующие знаний по определениям, тесты, логические задания, задания на построение схем, на заполнение таблиц, на заполнение контурных карт. Кроме того, по некоторым темам предусмотрены задания, требующие знаний шедевров древнего искусства Кубани. Кроме авторских заданий в сборник по теме «Древнейшие люди на Кубани» включены без изменения задания 4 и 6 из дидактических материалов Сухова В. В. и др. «История древнего мира и средних веков, 5-6 класс». Москва – «Дрофа», 2000 г. Использование данного сборника поможет учителю выявить, какой материал ученики усваивают лучше и какой хуже, что позволит вносить коррективы в дальнейшее изучение курса. При работе с данным сборником у учителя появится возможность выбирать, в каком объеме и с какой степенью подробности необходимо проверить ту или иную тему, на какой аспект пройденного материала обратить особое внимание. Кроме того, данные задания могут оказать определенную помощь в подготовке к олимпиадам. В конце сборника даны ответы. ? ? ? Задание 2 Мезолит ______________________________________________________ Неолит _______________________________________________________ Энеолит ______________________________________________________ Задание 3 Орудия труда каменного века Распределите орудия труда по колонкам Остроконечники Диагональные скребла ? ? Задание 4 Орудия древнейшего человека Отметьте орудия труда, изобретенные древнейшим человеком.
Задание 5 Впишите недостающие слова: Археология – греческое слово, означающее _________________________. Стоянки – места, где __________________________________ жили люди. Задание 6 Овладение огнем
Задание 7 Заполните таблицу Хозяйственная деятельность древних людей
Задание 8 Выберите правильный вариант ответа. 1. Ко времени среднего палеолита относится появление нового человека … а) неандертальца; б) гомосапиенса; в) кроманьонца. 2. К настоящему времени на Кубани обнаружено около _________ памятников среднего палеолита. а) 80; б) 70; в) 60; г) 50. 3. Последний этап каменного века на Кубани – неолит наступил … а) в III тыс. до н.э.; б) в V тыс. до н.э.; в) в VII тыс. до н.э.; г) в X тыс. до н.э. 4. Первые «механизмы», изобретенные человеком: а) лук и стрелы; б) гарпун; в) охотничьи ловушки; г) рубило. 5. Медь стала использоваться людьми в период: а) палеолита; б) мезолита; в) неолита; г) энеолита. Задание 9* Вставьте в текст недостающие слова. На территории Краснодарского края и республики Адыгея к энеолиту относят ____________________ культуру, группу подкурганных захоронений на правом берегу ________________, закубанские поселения ____________________, __________________ и _________________________, сочи-адлерские стоянки ____________________ и _______________ ручей. Задание 10* Дайте определения следующим понятиям: Бифас - __________________________________________________________. Ретушь - _________________________________________________________. Отщеп - __________________________________________________________. Ашельская эпоха - _________________________________________________. Тема: Майкопская археологическая культура Задание 1 Разгадайте анаграмму: Сплав меди и золота
Захоронение
Задание 2 Дополните схему: Бронза ? ? Задание 3 Впишите недостающие слова: Археологическая культура – группа относительно ______________________ со сходным ________________, занимающих одну территорию. Майкопская культура – оригинальная __________________________ культура, существовавшая на __________________________ Кавказе. Фигурка бычка Бусы Сосуд Что объединяет эти предметы? Задание 5 Выберите правильный вариант ответа: 1. Майкопская культура получила свое название от огромного кургана, высотой … а) 10,6 м.; б) 11,6 м.; в) 12,6 м.; г) 13,6 м. 2. Майкопский курган был раскопан в … а) 1797 г.; б) 1897 г.; в) 1997 г.; г) 2007 г. 3. Под Майкопским курганом находилась могильная яма, глубиной … а) 0,4 м.; б) 1,4 м.; в) 2,4 м.; г) 3,4 м. 4. Поселение майкопской культуры в равнинной части «Свободное» было открыто в … а) 1791 г.; б) 1891 г.; в) 1981 г.; г) 2001 г. 5. Новосвободненский курган был открыт в … а) 1898 г.; б) 1899 г.; в) 1988 г.; г) 1999 г. Задание 6 Заполните таблицу. Занятия жителей поселения Мешоко.
Задание 7* Дополните схему Занятия майкопских племен ____________ скотоводство ? Задание 8* Дольмены - ________________________________________________. Задание 2 Заполните схему: Типы дольменов ? ? ? ? Задание 3 Ответьте на вопрос: Почему для строительства дольменов древние строители предпочитали песчаник? Задание 4 Заполните таблицу: Типы дольменов
Задание 5 Заполните таблицу: «Составные дольмены»
Задание 6 Впишите недостающие слова: К периоду расцвета дольменной культуры относятся огромные скопления дольменов у станиц _____________________________________________________. Поселения строителей дольменов существовали в _____________________ пещере под Геленджиком. Задание 7* Дополните схему: Занятия племен дольменной культуры обитатели приморской скотоводство ? зоны ? ? крупный ? рогатый ? скот Задание 8*
Задание 9* Определите названия и местонахождения дольмен: 1. 2. 3. 4. Тема: Племена Северо-Западного Кавказа в эпоху средней и поздней бронзы. Задание 1 Заполните схему: Археологические культуры ? ? ? ? Задание 2 Определите временную последовательность культур:
Задание 3 Выполните задание по контурной карте: Закрасьте ареалы распространения археологических культур бронзового века: дольменная, северокавказская, катакомбная. Задание 4
Задание 5 Дайте определения следующим понятиям: Фибула - ____________________________________________________. Адыги - _____________________________________________________. Задание 6 Кобанская: ___________________________________________________. Задание 7* (северокавказские племена) ? ? Задание 8* Передвижение каких племен показано тремя стрелками на карте? Тема: Кочевники прикубанских степей. Задание 1 Разгадайте анаграммы: Кочевники
Кочевники
Задание 2 Выберите правильный вариант ответа: 1. Ассирийские и греческие тексты сообщают, что «люди киммерийские» исконно занимали земли по берегам … а) р. Уруп; б) Черного моря; в) Азовского моря; г) р. Кубань. 2. Какими племенами были вытеснены киммерийцы со своей территории? а) скифами; б) меотами; в) сираками; г) сарматами. 3. Кто из древних историков описывал жизнь древних скифов? а) Овидий; б) Гомер; в) Геродот; г) Страбон. 4. Соседями скифов на востоке в VI – V вв. до н.э. были: а) киммерийцы; б) сарматы; в) меоты; г) сираки. 5. В какой период времени прикубанские степи населяли сираки? а) во II в. до н.э. - II в. н.э.; б) во II в. до н.э. - I в. до н.э.; в) во II в. до н.э. - I в. н.э.; г) в I в. до н.э. - I в. н.э. Задание 3 Впишите недостающие слова: Бальзамы – природные вещества, в состав которых входят _______________ и _______________________, ароматические и другие соединения. Плацдарм - _________________, используемая при подготовке ____________ на ________________________________________________________________. Акинак - _____________________ железный______________ скифов. Звериный стиль – условное общее название ____________________________ животных. Задание 4 Дайте характеристику системе военной демократии. Задание 5 Что объединяет эти предметы? Нащитная бляха в виде Наконечник в виде Нашивные бляшки фигуры пантеры головы лошади изображающие грифона Заполните схему: Характерные признаки скифской археологической культуры ? ? ? Задание 1 Закончите фразу: Древнее название Азовского моря - ____________________________. Задание 2 Какое море объединяет эти высказывания? «Море, которое мутнеет» «Соленое болото» «Тамошние болота» «Меотийское озеро» Задание 3 Выберите правильный вариант ответа: 1. Изучение меотов ведется с … а) 20- х гг. XX века; б) 30-х гг. XX века; в) 20-х гг. XIX века; г) 30-х гг. XIX века. 2. К настоящему времени археологами выявлено около … а) 100 городищ; б) 150 городищ; в) 200 городищ; г) 250 городищ. 3. Меотская культура существовала … а) сер. VII в. до н.э. – III-IV вв. н.э.; б) сер. V в. до н.э. – IV в. н.э.; в) сер. V в. до н.э. – V в. н.э.; г) сер. IV в. до н.э. – VI в. н.э. 4. Главным занятием меотских племен было … а) кочевое скотоводство; б) пашенное земледелие; в) гончарное производство; г) торговля. 5. Меоты поддерживали торговые отношения с … а) сираками; б) скифами; в) киммерийцами; г) Боспорским царством. Амфора - ___________________________________________________. Танаис - ____________________________________________________. Отметьте места боспорских торговых факторий. Задание 6* Не решен вопрос о языковой принадлежности меотов. Раскройте логические версии по данному вопросу.
Меотский язык относится к числу ________________________________.
Синды и меоты имеют_________________________ происхождение. Тема: Начало древнегреческой колонизации. Задание 1 Что изображено на картинках? 1. 2. Задание 2 Пифос - _______________________________________________________. Протомы - _____________________________________________________. Причины древнегреческой колонизации Северного Причерноморья и восточного побережья Черного моря ? Задание 4 ? ? Задание 5 Дайте определения понятиям: Метрополия - __________________________________________________. Каботаж - _____________________________________________________. Задание 6 Нарисуйте план античного полиса, пользуясь предоставленным текстом. Античные города Северного Причерноморья были очень маленькими, даже самый крупный из них можно было пройти из конца в конец за 10-15 минут. И все же это были настоящие города с мощными каменными стенами, рвами и тяжелыми воротами. Центром античного города была площадь – агора. Здесь стояли храмы, общественные здания, лавки торговцев и дома зажиточных горожан. В некоторых городах возле моря находилась вторая площадь, так называемый рыбный рынок. Вокруг города были поля, сады и виноградники. Задание 7 Выполните задание по контурной карте: Обозначьте греческие города-колонии и надпишите их названия. Задание 8* Дайте характеристику двум версиям, объясняющим причины греческой колонизации.
Тема: Боспорское государство Задание 1 Заполните пропуски: Примерно в ___________________ города, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали единое государство. Оно вошло в историю под названием _________________________. Столицей его стал _______________. Задание 2 Дайте определения понятиям: Полис - _________________________________________________________. Ареопаг - ________________________________________________________. Архонт - ________________________________________________________. с 480 г. до н.э. с 438 г. до н.э. династия____________ династия _____________ Архонт и царь Боспорского государства Царская администрация ? ? Задание 4 Напишите, что обозначают эти даты: VIIв. до н.э. – ___________________________________________________. Конец VI – начало V в. до н.э. - ____________________________________. IV – III вв. до н.э. - _______________________________________________. Конец II в. н.э. - __________________________________________________. Конец IV в. н.э. - _________________________________________________. Задание 5 Заполните сравнительную таблицу: Местное самоуправление
Задание 6* Запишите основные направления внешней политики Левкона I: 1._______________________________________________________; 2._______________________________________________________; 3._______________________________________________________; превратил Боспорское государство в ___________ государство Задание 7* Запишите основные направления внешней политики Перисада I: 1._______________________________________________________; 2._______________________________________________________; Задание 8* Заполните схему: Торговля Боспорское царство Афины
Задание 9*
Задание 10* Установите временную последовательность:
Тема: Занятия жителей колоний Задание 1 Заполните таблицу: Занятия жителей колоний
Задание 2 Заполните «линию времени» и ответьте на вопрос. В Горгиппии в IV в до н.э. действовала крупная керамическая мастерская по производству черепицы. Сколько веков назад это было? Задание 3 Объясните значение данных трёх букв: ГОР б) историк и географ Страбон отмечает, что царь Левкон I однажды отправил из Феодосии в метрополию огромную партию зерна – около 74 тыс. тонн. Часть из них, возможно, была предварительно доставлена из Западного Причерноморья с собственных запашек греков. Задание 5 Заполните схему: Колонисты торговали с городами ? ? ? ? ? Задание 6 Выполните задание по контурной карте: Отметьте на карте:
Задание 7* Заполните схему: Продукция керамических мастерских Боспорского государства ? ? ? ? Ответы Тема: Древнейшие люди на Кубани Задание 1 Три эпохи первобытного общества каменный бронзовый железный Задание 2 Палеолит - древний каменный век Мезолит - средний каменный век Неолит - новокаменный век Энеолит – меднокаменный век 1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, 8, 9. Задание 4
Задание 5 Археология – греческое слово, означающее рассказ о старине. Стоянки – места, где длительное время жили люди. Задание 6
Задание 7 Хозяйственная деятельность древних людей
Задание 8 1 – а; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – г. На территории Краснодарского края и республики Адыгея к энеолиту относят Свободненскую культуру, группу подкурганных захоронений на правом берегу реки Кубань, закубанские поселения Мешоко, Свободное и Большетигинское, сочи-адлерские стоянки Нижнешеловскую и Бочаров ручей. Задание 10* Бифас – каменное орудие, обрабатываемое ударами с двух сторон. Ретушь – скалывание мелких осколков (чешуек) с обрабатываемой поверхности разными способами: ударами деревянным или костяным отбойником, нажимом заостренной палочкой или костью. Отщеп – скол, осколок с крупного куска камня, полученный в результате целенаправленного удара. Ашельская эпоха – эпоха, для которой характерным орудием было ручное рубило или бифас. Она представлена несколькими десятками памятников, местонахождений. Тема: Майкопская археологическая культура Задание 1
Задание 2 Бронза медь олово Задание 3 Археологическая культура – группа относительно одновременных памятников со сходным инвентарем, занимающих одну территорию. Майкопская культура – оригинальная скотоводческо-земледельческая культура, существовавшая на Северо-Западном Кавказе. Задание 4 Это предметы из Майкопского кургана. 1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – а. Задание 6 Занятия жителей поселения Мешоко.
Задание 7* Занятия майкопских племен Задание 8* Социальные группы майкопских племен Дольмены – погребальные сооружения. Задание 2 Типы дольменов плиточные монолиты составные корытообразные Задание 3 Это мягкая порода, из которой можно было выломать камень и доставить его на место работ. Задание 4 Типы дольменов
Задание 5 «Составные дольмены»
Задание 6 К периоду расцвета дольменной культуры относятся огромные скопления дольменов у станиц Даховской, Новосвободной, Баговской, поселка Каменомостского. Поселения строителей дольменов существовали в Большой Воронцовской пещере под Геленджиком. Занятия племен дольменной культуры обитатели приморской скотоводство земледелие зоны охота на морских рыболовство животных крупный овцы рогатый свиньи скот Задание 8* Гипотезы о происхождении дольменной культуры
Задание 9* 1. Дольмен с рисунком портала и полусферами на реке «Шебс». 2. Дольмен с козырьком, река «Пшада». 3. «Деревня дольменов», река «Пшада». 4. Полумонолит, река «Пшада». Тема: Племена Северо-Западного Кавказа в эпоху средней и поздней бронзы. Задание 1 Археологические культуры кобанская северо-кавказская срубная катакомбная Задание 2 Северокавказская (IIтыс. до н.э.) Катакомбная (III тыс.до н.э. – XIII в. до н.э.) Срубная (XVII – IX вв. до н.э.) Кобанская (XII в. до н.э. – IV в. до н.э.) Задание 3 Задание 4 Главные занятия населения археологических культур
Задание 5 Фибула – металлическая застежка для одежды бронзового и железного века. Адыги – самоназвание черкесов (адыгейцев), кабардинцев. Задание 6 Катакомбная: шнуровая керамика, глиняные курильницы, повозки. Кобанская: самобытные изделия из бронзы. Заполните схему: Находки археологов в верховьях реки большой Зеленчук (северокавказские племена) горизонтальная шахта и отходящие орудия рудокопов: каменные желобчатые от нее вертикальные штольни молоты и каменный терочник Задание 8* Продвижение племен срубной культуры в сер.II тыс. до н.э. Тема: Кочевники прикубанских степей. Задание 1
Задание 2 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – а. Бальзамы – природные вещества, в состав которых входят эфирные масла и растворенные в них смолы, ароматические и другие соединения. Плацдарм - территория, используемая при подготовке вторжений на территорию другого племени или государства. Акинак – короткий (40-60 см.) железный меч скифов. Звериный стиль – условное общее название стилизованных изображений животных. Организация власти у племен, у которых война была постоянным промыслом. Ее структура: народное собрание всех взрослых мужчин – воинов, совет старейшин и вождь. В военных целях отдельные племена объединяются в союзы племен, создаются профессиональные дружины. Задание 5 «Звериный стиль» скифской археологической культуры. Задание 6* Характерные признаки скифской археологической культуры определенной курганный формы звериный обряд вооружение стиль захоронения украшений Задание 1 Древнее название Азовского моря – Меотида. Азовское море. Задание 3 1 – а; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – г. Задание 4 Городище – поселение, имеющее укрепление. Амфора – древний глиняный сосуд для жидких и сыпучих продуктов. Танаис – современный Дон. Задание 5 Задание 6* 1. Меоты являются предками адыгов. Меотский язык относится к числу иберийско-кавказских. 2. Меоты – иранцы. Синды и меоты имеют индоарийское происхождение. Тема: Начало древнегреческой колонизации. Задание 1 1. Греческий военный и торговый корабль. 2. Греческая колония в северном Причерноморье. Килик – большой керамический сосуд, в котором вино смешивали с водой. Пифос – городской квартал, в которм жили гончары. Протомы – сосуды, на которых рисунок оставлен в цвете глины, а весь фон покрыт черным лаком. Задание 3 Рост населения, нехватка хлеба, Причины древнегреческой колонизации захват лучших земель Северного Причерноморья и восточного греческой знатью. побережья Черного моря Ожесточенная борьба между знатью и демосом. Задание 4 На берегах каких морей в VIII-VI вв. до н.э. появились первые греческие колонии? Адриатического Черного Эгейского Мраморного Задание 5 Метрополия – в Древней Греции город-государство по отношению к созданным им поселениям. Каботаж – судоходство вблизи берегов, вдоль побережья. Задание 7 Задание 8*
Тема: Боспорское государство Задание 1 Примерно в 480 г. до н.э. города, расположенные по обоим берегам Боспора Киммерийского, образовали единое государство. Оно вошло в историю под названием Боспорское царство. Столицей его стал Пантикапей. Задание 2 Полис – город-государство в Древней Греции. Ареопаг – высший суд и контролирующий орган в Древних Афинах; собрание авторитетеных лиц. Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. Задание 3 Боспорское государство с 480 г. до н.э. с 438 г. до н.э. династия Архенактидов династия Спартокидов Архонт и царь Боспорского государства Царская администрация войско земельные владения Задание 4 VII в. до н.э. – греческие античные поселения. Конец VI – начало V в. до н.э. – объединение греческих полисов на базе общих экономических и политических интересов в Боспорское царство.. IV – III вв. до н.э. – расцвет Боспорского царства. Конец II в. н.э. – восстание Савмака, вхождение в состав державы Митрида VI. Конец IV в. н.э. – гибель Боспорского царства. Задание 5 Местное самоуправление
Задание 6* 1. Вёл завоевательные войны на восточном побережье Боспора Киммерийского.; 2. Присоединил к своему государству Синдику; 3. Покорил коренные племена Прикубанья и Восточного Приазовья.; превратил Боспорское государство в большое государство Задание 7* 1. Активная торговля с Афинами и древнегреческими центрами; 2. Покорение меотов; Боспорское царство Афины
Задание 9*
Задание 10* Спатрок I Сатир I Левкон Перисад Евмел Спарток III . Тема: Занятия жителей колоний Задание 1 Занятия жителей колоний
Задание 2 IV в. до н.э. XXI в. н.э. 21 + 4 = 25 (веков назад.) Задание 3 Клеймо хозяина Горгипии, которое ставилось на черепице. Задание 4 а) По свидетельству древнегреческого оратора Демосфена, экспорт хлеба из Боспора был очень значительным – около 13 тыс. тонн в год (16 тыс.). Это составляло половину завозимого Грецией зерна. б) Историк и географ Страбон отмечает, что царь Левкон I однажды отправил из Феодосии в метрополию огромную партию зерна – около 74 тыс. тонн (84 тыс.). Часть из них, возможно, была предварительно доставлена из Западного (Восточного) Причерноморья с собственных запашек греков. Колонисты торговали с городами Коринф Самос Хиос Милет Родос Задание 6 . Задание 7* Продукция керамических мастерских Боспорского государства посуда терракотовые жанровые черепица статуэтки статуэтки греческих богов Список использованной литературы
|
|