страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Сборник методических материалов по курсу «Правовые основы журналистики» - страница №1/1
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ по курсу Правовые основы журналистики Для студентов факультета журналистики Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2008 УТВЕРЖДЕНО кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности С о с т а в и т е л и: д-р юрид. наук, проф. М.А. Федотов, канд. юрид. наук, доц. В.Н. Монахов, канд. юрид. наук А.М. Голощапов, канд. юрид. наук В.Г. Шахназарова Сборник методических материалов по курсу «Правовые основы журналистики». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 20 с. Подготовлен на юридическом факультете. © Федотов М.А., Монахов В.Н., Голощапов А.М., Шахназарова В.Г., 2008 Цели и задачи курса Курс «Правовые основы журналистики» предусмотрен учебным планом для студентов факультета журналистики как элемент фундаментального университетского образования. Цель курса – сформировать у студентов комплексное понимание принципов и норм правового регулирования в сфере массовой информации, направленного на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства. Помимо формирования профессиональной правовой культуры будущих журналистов, курс преследует цель гражданского воспитания личности. Задачи курса – раскрыть содержание права массовой информации (права СМИ) как самостоятельной отрасли и одновременно подотрасли информационного права; дать студентам целостное представление о назначении, характере, содержании и особенностях текущего российского законодательства, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности СМИ, ознакомить с практикой законодательства о СМИ зарубежных стран; раскрыть логику системы норм, регулирующих правоотношения в области СМИ. Концептуальные правовые знания в области права массовой информации являются необходимой составляющей правовой культуры современного общества. Изучение курса ориентировано на расширение и углубление правовых знаний, выработку умения применять правовые знания на практике. Приступая к изучению той или иной темы, следует в обязательном порядке ознакомиться с основной и дополнительной научной и учебной литературой, а также с действующими нормативными актами Российской Федерации и соответствующими актами международного права. Рекомендуемым учебником по данному курсу является книга М.А.Федотова «Правовые основы журналистики», изданная в 2002 г. Институтом международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. Более ранняя версия этой книги была издана в 2001 г. кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности ИМПЭ им. А.С. Грибоедова как том IV «Трудов по интеллектуальной собственности». В качестве учебника можно использовать также книгу А.Г. Рихтера «Правовые основы журналистики», подготовленную на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова в 2002 г. Студентам следует, прежде всего, уяснить, что представляет собой право массовой информации, каков предмет данной отрасли права и законодательства, а также изучить основные этапы ее возникновения и развития. Особое внимание следует сосредоточить на уяснении правовой природы средств массовой информации, их места в общей системе современной демократии и рыночной экономики, постоянно возрастающей роли СМИ в условиях глобального информационного общества в связи с возникновением новых информационных и коммуникационных технологий. Материалы к семинарам содержат вопросы для обсуждения в ходе занятий. Поскольку целью семинаров является привитие студентам навыков самостоятельной работы, студенты должны на основе анализа и обобщения источников делать собственные выводы теоретического и практического характера, решать предлагаемые задачи и уметь обосновать решения. При решении задач студент, руководствуясь нормами права, должен определить юридическое значения каждого факта, указанного в задаче, сформулировать содержание информационных правоотношений, возникающих между их участниками, оценить обоснованность их требований и возражений. Если дело решается судом, то следует обосновать его решение ссылками на конкретные нормы российского законодательства и международного права. Программа состоит из шести разделов, включает 20 тем и рассчитана на 48 учебных часов. Итоговая форма контроля – экзамен. Программа Тема 1. Предмет и система курса Предмет, задачи и структура курса «Правовые основы журналистики». Место и роль курса в формировании правовой культуры и гражданского воспитания будущих журналистов. Соотношение права и деонтологии в регулировании организации и деятельности СМИ. Значение и роль международно-правовой охраны свободы массовой информации. Раздел I. ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК объект ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Тема 2. Информация и управление Понятие информации. Информация как общечеловеческое достояние. Жизненный цикл информации. Информационно-обменные процессы как факторы социального развития. Экология информации. Информатизация. Глобальное информационное общество. Окинавская Хартия глобального информационного общества. Информационные процессы в общественной жизни. Роль СМИ в политической, социально-экономической и культурной жизни современного общества. Информационное управление и демократическое развитие. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов 1995 г. СМИ и информационная безопасность. Доктрина информационной безопасности 2000 г. Тема 3. Информация как объект правоотношений Информационные отношения. Социально значимая информация. Право на информацию и его гарантии. Презумпция информационной открытости. Открытая информация и информация ограниченного доступа. Конфиденциальная информация. Персональные данные – информация о частной жизни граждан. Соотношение права на информацию и права на неприкосновенность частной жизни, защиту чести, достоинства и деловой репутации. Информационные ресурсы. Рынок информационной продукции и услуг. Информация как объект права собственности. Документированная информация. Владение, пользование, распоряжение информационными ресурсами. Информационные отношения, подлежащие правовому регулированию. Регулирование информационных отношений в Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 г. Феномен полинормативности в регулировании сферы СМИ. Соотношение правовых, корпоративных и этических норм в сфере СМИ. Право массовой информации в системе российского права и законодательства. Соотношение права СМИ и информационного права. Тема 5. Возникновение и развитие права массовой информации в России Законодательство о повременной печати и о цензуре в Российской Империи. Первый демократический проект закона о печати (1906 г.). Декрет СНК о печати 1917 г. Партийное руководство как замена правового регулирования. Первые попытки создания закона о печати. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 г., его основные положения и структура. История создания закона. Инициативный авторский проект Ю.М. Батурина, М.А. Федотова и В.Л. Энтина. Практика применения Закона СССР о печати. Значение Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» для обеспечения свободы массовой информации и демократического развития страны. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. его основные положения и структура. История создания закона. Значение Закона о СМИ для сохранения и углубления свободы массовой информации в России. Тенденции развития российского законодательства о СМИ. Конституционное регулирование информационных отношений в Российской Федерации. Структура и состав информационного законодательства Российской Федерации. Регулирование информационных отношений в законодательстве об интеллектуальной собственности, о СМИ, об информационных ресурсах, об информационных технологиях и т. п. Акты гражданского, административного, уголовного, трудового, процессуального законодательства, содержащие отдельные информационно-правовые нормы. Место и роль законодательства о СМИ в общей системе информационного законодательства. Структурообразующий характер Закона о СМИ. Изменение и дополнение Закона о СМИ. Перспективы реформирования Закона о СМИ. Пробельность и избыточность в законодательстве о СМИ. Региональное законодательство о СМИ. Проблемы разграничения полномочий в сфере массовой информации между федеральными и местными органами власти после вступления в силу федерального закона 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (получил известность как «закон о монетизации льгот»). Модельный проект закона о СМИ для субъектов Российской Федерации. Тема 7. Правовой режим массовой информации Массовая информация как объект правового регулирования. СМИ и власть как субъекты информационных правоотношений. Борьба за СМИ как элемент политической жизни общества. Традиции и стереотипы информационной политики. Различие наблюдательных и попечительских советов. Особенности политико-правового статуса организаций общественного вещания. Независимость СМИ как международно признанная основа демократии. Государственное регулирование отношений в сфере массовой информации. Государственные институты в сфере массовой информации, их правовой статус. Особенности зарубежного законодательства о СМИ. Раздел III. СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДЕЛЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Тема 8. Правовое содержание свободы массовой информации Понятие свободы массовой информации. Исторические этапы развития доктрины свободы массовой информации. Свобода массовой информации как конституционный институт. Конституционные гарантии свободы массовой информации. Международно-правовое регулирование свободы массовой информации. Документы ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и других международных организаций по вопросам обеспечения права на информацию и свободы массовой информации. Международные правозащитные механизмы и их роль в обеспечении свободы массовой информации. Независимость судебной власти как гарантия свободы массовой информации. Роль Европейского Суда по правам человека в обеспечении свободы массовой информации в странах-членах Совета Европы. Понятие цензуры. Правовые гарантии конституционного запрета цензуры. Самоцензура. Тема 9. Злоупотребление свободой массовой информации: понятие и виды Уголовно-правовой генезис злоупотребления свободой массовой информации. Кумулятивный принцип в институте ответственности за злоупотребление свободой массовой информации. Механизм возложения ответственности за злоупотребление свободой массовой информации. Судебная и административная практика по делам о злоупотреблении свободой массовой информации. Противоправное ущемление свободы массовой информации. Ответственность за ущемление свободы массовой информации. Раздел IV. ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Тема 10. Средства массовой информации как объект права Понятие средства массовой информации. СМИ как юридическая фикция. Органическая связь понятия СМИ с правовой категорией интеллектуальной собственности. Элементы творчества в деятельности СМИ. Название СМИ и товарный знак: черты сходства и различия. Международная регистрация товарных знаков. Порядок подачи заявок и принятия решения о регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. Недобросовестная конкуренция и ее пресечение. Наименование СМИ и фирменное наименование: черты сходства и различия. Особенности процедуры учреждения СМИ. Статус учредителя. Права и обязанности учредителя, порядок их передачи другим лицам. Соучредительство. Регулирование отношений между соучредителями СМИ. Практика разрешения конфликтов между соучредителями СМИ. Ограничение прав иностранных граждан и юридических лиц в отношении создания средств массовой информации и владения акциями организаций СМИ по российскому законодательству. Тема 12. Институты регистрации и лицензирования в сфере массовой информации Процедура регистрации СМИ. Проблемы, связанные с регистрацией СМИ, и возможности их решения. Судебная и административная практика по вопросам регистрации СМИ. Институт лицензирования в сфере массовой информации. Понятие и правовое значение лицензионных условий. Конкурсный порядок выдачи лицензий на эфирное телерадиовещание. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию, ее статус и функции. Основания аннулирования лицензии на вещание. Лицензирование деятельности в области связи. Судебная и административная практика по вопросам лицензирования вещания. «Внутренние» и «внешние» правоотношения: их соотношение и взаимосвязь. Система правоотношений между учредителем, редакцией, издателем и собственником. Институт собственности в сфере СМИ и проблемы, связанные с институтом собственника СМИ. Статус редакции. Устав редакции. Соотношение устава редакции и учредительных документов юридического лица. Особенности трудовых отношений в редакционных коллективах. Основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ. Правовой режим предупреждения, выносимого регистрирующим органом. Статус издателя. Статус распространителя продукции СМИ. Тема 14. Правовое регулирование экономических отношений в сфере массовой информации СМИ как элемент рыночной экономики. Процессы концентрации и монополизации в сфере СМИ. Предотвращение монополизации СМИ как средство обеспечения информационного плюрализма. Проблемы обеспечения транспарентности СМИ. Понятие профессиональной самостоятельности редакции. Пути и средства обеспечения редакционной самостоятельности. Регулирование рекламы в СМИ. Коллизии норм законодательства о рекламе с нормами законодательства о СМИ. Модели экономической поддержки СМИ. Налоговые, таможенные и иные льготы для СМИ (1995–2004). Системы поддержки районных и городских газет. Роль международных и благотворительных организаций в экономической поддержке независимости и плюрализма СМИ. Раздел V. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА Тема 15. Права и обязанности журналиста Правовой статус журналиста в системе права массовой информации. Журналист как субъект информационных правоотношений. Правовое состояние журналиста. Основные права и обязанности журналиста: понятие, особенности, классификация. Уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. Особенности правового статуса иностранных корреспондентов. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации. Тема 16. Доступ журналиста к информации Запрос информации, его виды и порядок работы с ним. Основания для отказа и отсрочки в предоставлении информации. Порядок обжалования отказа и отсрочки. Ограничение доступа к информации. Виды специально охраняемых законом тайн. Институт аккредитации. Судебная практика по делам, связанным с аккредитацией журналистов. Защита источника информации. Международные стандарты защиты источника информации. Доступ журналистов к информации о работе органов предварительного следствия и суда. Доступ журналистов к информации о работе представительных и исполнительных органов власти. Особенности работы журналистов в ситуациях напряженности и конфликта. Тема 17. Роль журналиста в избирательной кампании Коллизионные вопросы законодательства о выборах и референдумах и законодательства о СМИ. Основные функции СМИ в избирательной системе. Классификация СМИ в контексте избирательного процесса. Гласность в работе избирательных комиссий и роль СМИ. Участие журналистов в освещении избирательных кампаний. Понятие предвыборной агитации и ее отграничение от освещения избирательной кампании в СМИ. Виды предвыборной агитации. Условия проведения агитации через СМИ. Порядок предоставления бесплатного и платного эфирного времени и печатной площади в СМИ для проведения агитации. Сроки проведения агитации. Порядок обнародования результатов социологических опросов. Проблема равного доступа участников избирательного процесса к СМИ и пути ее решения. Судебная и административная практика по делам, связанным с нарушением правил предвыборной агитации в СМИ. Раздел VI. МЕХАНИЗМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ В СФЕРЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Тема 18. Охрана интеллектуальной собственности в сфере массовой информации Основные тенденции развития авторского права в современном мире. Субъекты и объекты авторского права. Право использования произведения. Авторский договор. Знак охраны авторского права и его правовое значение. Сроки действия авторского права. Авторское право в сфере массовой информации. Соотношение понятий «информация», «массовая информация» и «произведение». Авторско-правовая природа интервью. Фотографические произведения в СМИ. Право на перепечатку и цитирование. Авторско-правовая природа редакционной почты. Статус внештатных авторов. Произведения, создаваемые журналистами. Особенности правового режима служебных произведений в сфере массовой информации. Периодические печатные издания в целом как объект авторского права. Права организаций эфирного и кабельного вещания. Проблемы охраны авторских прав в сетевых СМИ. Авторско-правовая природа произведений мультимедиа. Коллективное управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав. Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. Роль государства в охране интеллектуальной собственности. Пиратство в области интеллектуальной собственности и международная борьба с ним. Тема 19. Защита чести, достоинства и деловой репутации в сфере массовой информации Право на опровержение и порядок его реализации. Внесудебное урегулирование споров об опровержении и праве на ответ. Понятие чести и достоинства. Субъекты права на защиту чести и достоинства. Особенности защиты деловой репутации юридических лиц. Основания освобождения редакции СМИ от ответственности. Проблема разграничения «сведений» и «мнений» в материалах СМИ. Право на ответ. Судебная практика по делам об опровержении и праве на ответ. Компенсация морального вреда. Судебная практика по делам о компенсации морального вреда. Проблема трансформации морального вреда применительно к юридическим лицам. Репутационный вред. Уголовно-правовая защиты чести и достоинства. Клевета и оскорбление в СМИ. Нарушение неприкосновенности частной жизни. Посягательство на общественную нравственность. Соотношение свободы массовой информации с конституционным институтом защиты чести, достоинства и доброго имени: коллизионно-правовой аспект. Тема 20. Злоупотребление правами журналиста Правовые и профессионально-этические аспекты свободы и ответственности журналиста. Правосознание и правовая культура журналиста. Механизмы саморегуляции в системе общественных институтов журналистского сообщества: зарубежный и российский опыт. Практика Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (1994–2000 гг.), Большого Жюри Союза журналистов России и Общественной коллегии по жалобам на прессу. Основные формы злоупотребления правами журналиста. Ответственность за злоупотребление правами журналиста. Правовая защита интересов меньшинств и других идентифицируемых групп. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ. Виды ответственности за правонарушения в сфере СМИ.
Задача 1. Гражданин Республики Бангладеш Р., гражданин Республики Беларусь Л. и лицо без гражданства К., проживающее постоянно на территории Камчатской области, обратились в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охране культурного наследия (Россвязьохранкультура) с заявлением о регистрации учрежденной ими городской газеты. Министерство спустя полтора месяца отказало в регистрации газеты, сославшись на то, что между соучредителями не заключен учредительный договор. Учредители обжаловали решение Министерства в арбитражный суд. Какое решение должен принять суд? Правильны ли были действия Министерства? Что должен адвокат посоветовать учредителям, чтобы помочь им реализовать свои интересы? Задача 2. Редакция журнала «Городские новости» со ссылкой на информационное агентство опубликовала материал, в котором речь шла о пожаре в одном из городских магазинов. Администрация магазина, посчитав, что указанные сведения не соответствуют действительности, обратилась в арбитражный суд с иском об опровержении указанной информации, а также о возмещении вреда, причиненного деловой репутации организации, и о возмещении упущенной выгоды, возникшей из-за уменьшения количества посетителей. Правомерны ли действия администрации магазина? Тема 2. Свобода массовой информации Вопросы для обсуждения
Задача 3. Газета «Энский вестник», учрежденная в августе 1990 г. исполкомом городского Совета народных депутатов и трудовым коллективом редакции, опубликовала фотографию, присланную одним из ее читателей. На фотографии были изображены участники несанкционированного митинга, состоявшегося в Энске в связи с решением городской администрации прекратить отопительный сезон с 1 февраля текущего года в связи с недостаточностью средств местного бюджета. На фотографии были видны транспаранты со следующими текстами: «Мэра – на мыло» и «Долой воров из мэрии». Глава администрации города обратился в регистрирующий орган с заявлением о привлечении главного редактора газеты к уголовной ответственности за оскорбление и о закрытии газеты. Какой ответ должен дать регистрирующий орган? Что адвокат должен посоветовать главе администрации в такой ситуации? Что адвокат должен посоветовать главному редактору? После выхода указанной статьи областная прокуратура начала проводить проверку по фактам, изложенным в материалах газеты. Следователь областной прокуратуры В. потребовал от редакции газеты «Криминал» выдать все полученные по данному делу материалы и документы. Кроме того, он потребовал от редакции раскрыть источник информации. При этом он сослался на положения ст. 56 УПК РФ и ст. 308 УК РФ. Правомерны ли требования следователя В.? Что адвокат может посоветовать редактору газеты? Тема 3. Институты учреждения, регистрации и лицензирования в сфере массовой информации Вопросы для обсуждения
Задача 5. Газета «БК» была учреждена тремя гражданами РФ. Договора между соучредителями, определяющего их взаимные права, обязанности, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедуры разрешения споров между ними, заключено не было. Первоначальные имущественные, финансовые и иные условия участия соучредителей в содержании редакции газеты «БК» были примерно равные. Газета постепенно завоевывала рынок, обретала популярность, стала приносить устойчивую и все более растущую прибыль. На почве ее распределения между соучредителями стали возникать споры, постепенно приобретшие характер серьезного конфликта двух из соучредителей с третьим. В попытке разрешить этот конфликт двое компаньонов решили обратиться в арбитражный суд с просьбой принудительно лишить своего третьего компаньона прав соучредителя данного средства массовой информации. Какое решение должен принять арбитражный суд? Правильны ли были действия двух соучредителей по судебной защите своих интересов? Что должен посоветовать соучредителям газеты «БК» адвокат, чтобы помочь им юридически правильно разрешить эту конфликтную ситуацию? Правомерно ли решение суда? Тема 4. Правовой статус журналиста Вопросы для обсуждения
Задача 7. Житель поселка городского типа «Большое Устюжье», журналист редакции районной газеты «Вести Устюжья» С. обратился с запросом о предоставлении информации к главе администрации поселка «Большое Устюжье». Содержанием запроса явилась просьба журналиста предоставить необходимую для готовящейся к публикации в газете аналитической статьи информацию об исполнении бюджета муниципального образования «Большое Устюжье» за 2006 г. Свой запрос журналист обосновал ссылками на п. 1 ст. 47, ст. 38–40 Закона РФ «О средствах массовой информации», а также на Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Необходимую информацию журналист от главы администрации не получил, поскольку тот посчитал, что нормы закона о СМИ, на которые сослался журналист, на него, как на должностное лицо муниципального образования, не распространяются. Журналист обжаловал отказ в предоставлении информации в районный суд. Правильными ли были ссылки журналиста на нормы закона? Какое решение должен принять суд по данному делу? Что можно посоветовать журналисту для более действенной реализации и защиты своего права на получение информации? Являются ли действия журналиста по сбору информации правомерными? Являются ли действия сотрудников ЧОП противоправными? Есть ли в действия сотрудников ЧОП признаки преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ? Вопросы для подготовки к экзамену
Литература Нормативные документы Конституция Российской Федерации. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». Федеральный закон «О рекламе». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Закон РФ «О государственной тайне». Федеральный закон «О связи». Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 138, 139, 150–152, 1099–1101, главы 69–71, 75 части четвертой). Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 129, 130, 137, 138, 140, 144, 146, 237, 242, 280, 282, 283, 297, 298, 354). Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренная решением Президента РФ от 23 ноября 1995 г. Доктрина информационной безопасности, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: Научно-практический комментарий проф. М.А.Федотова. – М.: Центр «Право и СМИ», 1999. Комментарий к Закону РФ о СМИ / Науч. ред. проф. В.Н. Монахов; авт.-сост. Г.Ю. Арапова, А.А. Глисков, Д.Г. Шишкин. – М.: СТЭНСИ, 2002. Конституционное обустройство России: общественная экспертиза 2000. – М.: Изд-во Союза журналистов России, 2000. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 1997. Правовая защита прессы и книгоиздания: Сб. нормативных актов. – М.: Юристъ, 1997. Правовое поле журналиста: Настольная справочная книга. – М.: Славянский диалог, 1997. Журналист в поисках информации. – 4-е изд. – М.: Мельгир, 2001. Законодательство и практика средств массовой информации: Ежемесячный бюллетень Центра «Право и СМИ», 1994–2007. Законодательство о средствах массовой информации: Учеб.-практ. материалы / Ред.–сост. А.Г. Рихтер). – М.: Центр «Право и СМИ», 1999. Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира. – М.: Галерия: Фонд защиты гласности, 1996. Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии. – М.: Галерия: Фонд защиты гласности, 1999. Защита чести и достоинства: Теоретические и практические вопросы / Под ред. Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышева. – М.: Шаг, 1997. Интеллектуальная собственность на телевидении и радио: Учеб. пособие / Под ред. Э.П. Гаврилова, П. Круга. – М.: Центр «Право и СМИ», 1998. Информационные споры: как в них победить? Решения, рекомендации, экспертные заключения Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ / Под ред. А.К. Симонова, сост. А.К. Копейка. – М.: Галерия, 2002. Новое информационное законодательство РФ / Под ред. А.К. Симонова. –М.: Медея, 2004. Общественное телерадиовещание. Документы. Комментарии. Рекомендации. – СПб.: ОПО Гражданский контроль: Изд-во Лик, 2000. Правовое регулирование деятельности СМИ. – М.: Права человека, 2005. Правовое регулирование концентрации и прозрачности СМИ. – М.: Центр «Право и СМИ», 2000. Правовые вопросы лицензирования телерадиовещания / Под ред. А.Г. Рихтера. – М.: Центр «Право и СМИ», 2000. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период. Право, общество и национальная идентичность. – М.: Изд-во МГУ, 2000. Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России: Материалы междунар. науч.-теор. конф. // Труды по интеллектуальной собственности. Т. I / Кафедра ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 1999. Профессиональная этика журналистов. Т. 1: Документы и справочные материалы. Фонд защиты гласности. – М.: Галерия,1999. Решения Европейского суда по правам человека. Применение статьи 10 Европейской конвенции по правам человека / Пер. с франц. – М.: Права человека, 1998. Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации. – 2-е изд. – СПб.: Лик, 2000. Современное право средств массовой информации в США. – М.: Центр «Право и СМИ», 1997. Судебная палата по информационным спорам: Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики. – М.: Юрид. лит., 1995. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: Нормативные акты. Практика. Комментарий. 1994–1996 / Под ред. проф. А.Б. Венгерова. – М.: Право и Закон, 1997. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: Решения, рекомендации, экспертные заключения. 1996–1997 / Под ред. проф. А.Б. Венгерова. – М.: Прогресс, 1997. Третейский Информационный Суд и первые свободные выборы: Сб. нормативных актов и документов. – М.: Юрид. лит., 1994. Хоффман-Рим В., Монахов В. Право радио и телевидения в России. На пути к новой организации электронной прессы. – СПб.; Гамбург, 1994. Информационные ресурсы в Интернете www.unescochair.ru www.ruj.ru www.pdi.ru www.medialaw.ru www.gdf.ru www.ifes.ru www.wan-press.ru www.nat.ru www.osce.org/fom www.humanrights.coe.int/media www.cpj.org www.russianlaw.net www.tvmuseum.ru www.presscouncil.ru |
|