страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Развитие мышления и познавательной активности учащихся при подготовке к егэ - страница №1/1
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ Куренева Татьяна Владимировна, к.п.н., доцент, Институт развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ), Темников Дмитрий Алексеевич, к.б.н., доцент, Казанский федеральный университет (КФУ) г. Казань И учителя и ученики, знакомые с различными вариантами ЕГЭ, наверняка отмечали, что «сюжеты» многих заданий повторяются в разных вариантах – изменяются лишь числовые данные, меняются местами известные и неизвестные величины, используются различные формы представления исходной информации. Причин этого, по-видимому, несколько. Во-первых, так проще выполнить требование одинаковой трудности разных вариантов тестовых заданий. Во-вторых, меньше вероятность ошибки при составлении заданий, благодаря возможности перекрестной проверки правильных ответов. В-третьих, сокращается объем работы составителей ЕГЭ. Учитывая отмеченную выше особенность, можно заключить, что любой вариант заданий ЕГЭ содержит в себе значительно больше информации и, следовательно, больше потенциальных возможностей для ее анализа, чем представляется при традиционном подходе. Рассмотрим в качестве примера всего одно задание демонстрационного варианта ЕГЭ 2011 года по физике. А1 Четыре тела двигались по оси Ох. В таблице представлена зависимость их координат от времени.
У какого из тел скорость могла быть постоянна и отлична от нуля? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Прежде всего, следует обратить внимание учащихся на нестандартное представление условия задачи, а также отметить, что вопрос в задаче сформулирован не совсем корректно: «У какого из тел скорость могла быть постоянна и отлична от нуля?». Предлагаем учащимся подумать, как поставить вопрос более определенно: «У какого тела скорость была постоянной и отличной от нуля?» Для решения этой задачи учащиеся должны иметь хорошие навыки анализа информации, представленной в разных формах: словесной, табличной, графической, аналитической. При разборе задания вместе с учащимися можно придерживаться следующего плана эвристической беседы: – Как называется движение вдоль одной оси с постоянной скоростью? – Прямолинейное равномерное движение. – Как зависит координата тела, движущегося прямолинейно и равномерно, от времени движения? – При прямолинейном равномерном движении координата прямо пропорциональна времени движения. – Как выглядит график зависимости координаты тела, движущегося прямолинейно и равномерно, от времени? – График в этом случае является прямой линией. График изображается на доске. Как правило, учащиеся рисуют прямую линию, имеющую положительный наклон и проходящую через начало координат. Необходимо проследить, чтобы на графике обязательно присутствовали обозначения осей координат. – О чем говорит то, что линия на графике проходит через начало координат? – В начальный момент времени (при t = 0) тело находилось в начале координат (х0 = 0). – От чего зависит наклон линии на графике? – От величины и направления скорости. – Как изменится этот график, если а) в начальный момент времени тело не находилось в начале координат; б) тело движется в направлении, противоположном направлению оси Ох; в) тело покоится в точке х0; г) тело покоится в начале координат? – При этом а) линия проходит через точку с координатами (0, х0); б) линия имеет отрицательный наклон; в) линия идет горизонтально, пересекая ось Ох в точке х0; г) линия на графике совпадает с осью Ох. – Какой формулой выражается зависимость координаты тела, движущегося прямолинейно и равномерно, от времени? – х = х0 + t. – Как по графику координаты определить скорость движения тела? – = (х - х0)/t = tg, где - угол наклона графика или касательной к нему, если график изображается кривой линией; в этом случае получают величину мгновенной скорости. После такой беседы учащимся уже не составит труда решить задачу. Для развития навыков вариативного мышления учащихся, их аналитических способностей, повышения интереса к решению задач, и усиления мотивации к самостоятельной работе не следует ограничиваться только обоснованием выбора правильного варианта ответа (1), но и проанализировать все оставшиеся варианты. Данные, приведенные в таблице, позволяют не только описать характер движения в каждом случае, но и рассчитать некоторые параметры движения. 1) Тело движется в положительном направлении оси Ох со скоростью 2 м/с, уравнение движения: х = 2t. 2) Тело покоится в начале координат, уравнение движения: х = 0. 3) Тело движется равноускоренно в положительном направлении оси Ох с ускорением 2 м/с2, начальная скорость 0 = 0, уравнение движения: х = t2, скорость тела изменяется согласно следующему выражению: = 2t. 4) Тело совершает колебания около точки х0 = 0 с амплитудой хм = 2 м, период колебаний Т = 4 с, частота = 0,25 Гц, уравнение движения: х = 2sin0,5t, скорость тела изменяется по закону: = cos0,5t, изменение ускорения описывается следующей формулой: a = – 0,52sin0,5t. Предлагаем учащимся построить графики всех кинематических параметров движения для всех тел. На следующем этапе работы можно усложнять задачу, заменяя в таблице последовательность значений
другими последовательностями, также соответствующими равномерному движению. Например, такими:
или
Для каждой последовательности предлагаем учащимся построить график, описать его словесно и написать уравнение движения. Приведенный пример показывает, как сделать работу по разбору заданий ЕГЭ более продуктивной и интересной, внося в нее элементы исследования, творчества, как уйти от однообразия, как превратить ее в захватывающее «соревнование» с составителями заданий, цель которого – разгадать как можно больше их «коварных замыслов». Важный аспект такой работы – психологический. Чем больше таких загадок раскроют учащиеся, тем больше они будут верить в свои силы, в свой успех на экзамене. |
|