Рассказы из Истории Русской Церкви - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 35страница 36
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Из истории возникновения обновленческого раскола в Русской Православной... 1 168.1kb.
Сестринское милосердие как элемент патриотического служения русской... 1 95.04kb.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 1 229.05kb.
Книги Беляев, И. Д 1 42.68kb.
Программа по церковному праву для учащихся 4-го класса Московской... 1 29.26kb.
Лекция Введение. Историография. Библиография. Периодизация истории рпц 1 19.9kb.
Вопросы к экзамену Периодизации истории Русской Православной Церкви 1 36.31kb.
Билеты для вступительных экзаменов в Московскую Духовную Академию... 1 18.84kb.
Обращение Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 1 40.35kb.
Серия «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви» 1 18.62kb.
«Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь» 1 298.38kb.
Отечник Проповедника 39 9981.91kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рассказы из Истории Русской Церкви - страница №1/36


Рассказы из

Истории Русской Церкви

(Граф М. В. Толстой)



Рассказы из

Истории Русской Церкви

Предисловие.

Распространение христианства среди славян.

1. Появление христианства на Руси.

Cв. кн. Владимир.

2. Распространение христианства. Князь Ярослав Ι.

3. Начало Монашества, Препп. Антоний и Феодосий.

4. Печерская обитель. Распространение христианства на севере.

5. Удельная система. Владимир Мономах.

6. Приемники Мономаха. Древние святые.

7. Нашествие Батыя и порабощение Руси.

8. Русь под монголами. Св. Александр Невский.

9. Преемники Александра Невского. Собор во Владимире.

10. Князь Даниил Московский.

11. Борьба между Тверью и Москвой.

Возвышение Москвы при Иоанне Калите.

12. Митрополит Алексий.

Преподобный Сергий Радонежский.

13. Ученики преп. Сергия.

14. Святитель Стефан Пермский.

Преп. Сергий и Герман Валаамские.

16. Нашествие Тамерлана.

Разделение Русской митрополии.

17. Святой Иона Рязанский.

Собор во Флоренции. Падение Константинополя.

18. Покорение Новгорода.

Освобождение от монгольского ига.

19. Южнорусская митрополия.

Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Соловецкая обитель.

20. Основатели монастырей 15-16 веков.

21. Князь Василий Иоаннович. Нашествие Крымского хана.

Преподобный Максим Грек.

22. Царь Иоанн Грозный.

Стоглавый Собор. Покорение Казани.

23. Митрополиты Иоасаф и Макарий.

Святитель Гурий Казанский.

24. Митрополит Филипп Московский.

Разгром Новгорода. Смерть Иоанна Грозного.

25. Установление патриаршества. Царь Борис Годунов.

26. Киевская митрополия. Церковная уния.

27. Смутное время. Патриарх Гермоген.

28. Осада Троице-Сергиевой Лавры.

Избрание на царство Михаила Романова.

29. Царь Михаил Романов. Патриархи Иоасаф I и Иосиф.

30. Угодники Божии 17-го века. Упадок просвещения.

31. Пагубные последствия унии.

Восстановление православной иерархии.

32. Митрополит Петр Могила.

Преподобные Афанасий Брестский и Иов Почаевский

33. Царь Алексей Михайлович. Патриарх Никон.

Исправление богослужебных книг. Старообрядчество.

34. Низложение Патриарха Никона. Собор 1666 года.

35. Патриарх Иоаким. Соловецкий бунт.

Собор 1681 года. Заботы о просвещении.

36. Стрелецкий мятеж в Москве. Борьба с расколом.

Подчинение Киевской митрополии Патриарху.

37. Царь Петр Великий.

Уничтожение патриаршества и учреждение Святейшего Синода.

Приложение

Хронологический список

митрополитов и патриархов

Митрополиты

Патриархи

Хронологический Список

Великих Князей, Царей и Императоров


Предисловие.


История Церкви — это прежде всего история деяний и подвигов святых праведников и подвижников. Вспомним слова евангельские: “Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем же сделаешь ее соленою?” (Мтф. 5:13). Именно поэтому в основу “Истории Русской Церкви,” подготовленной Издательским Отделом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, положен труд известного русского агиографа графа М. В. Толстого [1] “Рассказы из истории Русской Церкви.”

Сравнивая труд М. В. Толстого с подобными ему трудами, мы не найдем в этой книге каких-либо редких фактов, не известных в той или иной степени церковно-исторической науке. Однако, несмотря на это, книга М. В. Толстого была куда более любимым чтением по истории Русской Церкви, чем многие иные, имевшие на титуле имена прославленных историков. Причина здесь только одна: “История Русской Церкви” М. В. Толстого написана церковно и научает церковности. История Церкви — это описание ее святости и благочестия, открывающихся в ее подвижниках. Естественно поэтому нам и от церковного историка ожидать “по тщательном исследовании всего сначала,” как пишет евангелист Лука (Лк. 1:3) прежде всего благочестивого повествования о событиях, чтобы мы узнали твердое основание церковного учения (Лк. 1:4). Такие повествования Церковь преимущественно заключала в круг Четий-Миней, подчеркивая равноценность различных временных отрезков пред вечностью. Но и хронологическое (“от сотворения мира”), по годам (“полетное”) изложение всегда признавалось Церковью имеющим свой смысл и значение. Именно поэтому преподобный Нестор, монах Киево-Печерской Лавры, составлял “Летопись.” М. В. Толстой в своей “Истории” следует традициям как церковного летописания, так и житийного повествования, и потому читатель получает от его книги и исторические познания, и благочестивое назидание.

Естественно, что М. В. Толстой, опиравшийся на доступные в середине XIX века источники и литературу, заимствовал из них данные, некоторые из которых, по мере развития церковно-исторической науки были уточнены. Именно поэтому не изменяя авторского текста, редакция сочла необходимым внести некоторые уточнения и дополнения фактического характера, которые оговариваются. Кроме того, книга снабжена справочным материалом, часть которого подготовлена специально для данного издания и публикуется впервые — это Хронологический список Русских святых и подвижников благочестия IХ-ХХ вв. Даты кончины святых по тексту книги приведены в соответствие с более выверенным “Хронологическим списком.”

История Русской Церкви неотделима от истории Российского государства, народа. Недаром среди святых, прославленных Русской Православной Церковью, — великие благоверные князья Владимир, Александр Невский, Димитрий Донской и многие другие русские государственные люди. Недаром же и в Акафисте преподобному Сергию, игумену Радонежскому и всея России чудотворцу, назван этот святой подвижник “данным России воеводою,” “светозарным светилом в православной Российской державе.” Поэтому и в данном издании читатель найдет сведения по истории русской государственности, жизнеописания великих князей, царей, императоров Российских, историю народных движений.

Предлагаемый том охватывает период с начального времени устроения Русской Православной Церкви и до учреждения Святейшего Синода. Десятилетия открытых гонений на Церковь после 1917 года заставляют нас теперь пристальнее вглядеться в предысторию второй российской смуты и более глубоко оценить целый ряд исторических явлений. Всего этого, конечно, нет в настоящем томе, но может быть восполнено в будущем.

Прориси икон Пресвятой Богородицы и святых выполнены иконописцем священником Вячеславом Савиных.




Примечания




  1. [1] Граф Михаил Владимирович Толстой (1812-1896), русский духовный писатель, автор многочисленных книг по истории Русской Церкви: “Патерик Свято-Троицкой Лавры,” “Древние святыни Ростова Великого” (М., 1847), “Русские святыни и древности” (тт. I-III, М., 1861- 1868) и других, сотрудник журналов “Русский Архив,” “Богословский Вестник” и “Чтения Общества любителей истории и древностей.”



Распространение христианства среди славян.


(Глава написан проф. Н. Тальбергом)

Просветителями славян были Святые братья Кирилл и Мефодий. Отец их, Лев, занимал должность помощника военачальника в Солуни (Салониках), откуда и сам был родом. По некоторым изысканиям, Лев был славянином, мать их — гречанкой. Задолго до жизни Св. братьев г. Солунь был окружен славянскими племенами, которые — без успеха — пробовали захватить самый город. Близкое соседство греков и славян оказывало на оба племени взаимное влияние. Понятно, что Св. братья могли с детства хорошо знать славянский язык, учитывая в особенности славянское происхождение их отца. В то время — в начале 9 века — в Византии господствовали еще иконоборцы, которые в Солуни занимали и епископскую кафедру. Не страшась возможности потерять свой пост, Лев, с семьей, сохраняли благочестие и истинное благоверие.

В семье с раннего детства выделялся младший сын Константин (род. в 827 г.). Он превосходил своих сверстников в учении, поражал своею памятью. Особенно прилежно изучал он труды Св. Григория Богослова, но не мог всего постигнуть. Горячо молился отрок о просветлении. В 842 г., после смерти отца, Константин на 15 году был приглашен в Царьград в качестве сверстника к шестилетнему императору Михаилу 3. Ожидалось, что он окажет доброе влияние на отрока-государя. Константину в столице удалось усовершенствоваться в науках, к чему он так стремился.

В это время патриархом был сицилиец родом, ученый монах Св. Мефодий (сконч. 846), пострадавший за Православие и чтимый, как исповедник. Он вместе с опекунами императора стремился поднять общее образование. При дворце была устроена высшая школа. Константин учился у выдающихся ученых, среди которых были Лев Философ, ранее митр. Солунский, и будущий (с 857 г.) знаменитый патриарх Фотий. С последним Константин особенно сблизился; влияние его сказывалось и в дальнейшей жизни Святого. Константину открывалось блестящее положение при дворе, а также возможность женитьбы на крестнице воспитателя царя, Феоктиста, ученаго сановника, выписавшего его из Салоник. Он же назначил Константина библиотекарем Св. Софии. Но все это было ему чуждо. Рукоположенный около 850 г. во священники, он вскоре оставил Царьград и удалился в монастырь на “узком” море (разумеется Мраморное море). Но там ему удалось остаться недолго. Он был возвращен в столицу и назначен учителем философии в придворной школе кесаря Барды. По желанию царя, Константин вступил в прения с низвергнутым патриархом иконоборцем Иоанном Грамматиком, прозванным Ианнием, считавшим себя непобедимым в спорах. Константин оказался победителем.

Около 851 г. Константин Философ был отправлен к сарацинам и — вернее всего в Багдаде — вел прения с тамошними мудрецами. Их более всего интересовали вопросы о Св. Троице и о воплощении Господа Иисуса Христа от Девы Марии. После обнаружившегося в спорах бессилия сарацин произведена была попытка отравить Константина, но Господь охранял его. Эта миссия, расширив знания Константина в области изучения религий и языков (в особенности арабского), явилась подготовкой к главной его апостольской деятельности.

Старший из всех сыновей Льва, Мефодий, отличался сродными брату нравственными качествами. Он обладал величавой наружностью. Царь, зная достоинства Мефодия, назначил его воеводой (князем) Струмской области в Македонии. Состоялось это, по-видимому, около 843 г. Мефодий, прослужив около 10 лет, познал суету мирской жизни и решил искать высшаго удовлетворения в тиши иноческой кельи. Он удалился в обитель на горе Олимп. В местности этой было несколько монастырей. Там подвизался одно время Пр. Феодор Студит. Мефодий предался молитве и книжным занятиям. К нему присоединился затем брат Константин. Они, подвизаясь аскетически, расширяли вместе свои свои знания. По воле Божией Св. братья подготовляли себя к будущей просветительной работе.

Когда они пребывали в обители, к имп. Михаилу явились послы от хазар. Племя это, урало-чудского происхождения, обитало с III-IV в. по берегам Каспийскаго моря вблизи устья Волги. В это время хазары распространяли свою власть до Днепра и даже доходили до Оки. Они были язычниками, мусульманами и, в меньшем числе, евреями и христианами. В конце 8 века усилилась среди них иудейская религия, которую исповедывали знатные вельможи и “каганы” (князья). Хазары издавна поддерживали дружеские отношения с Византией. Теперь — в 858 г. — они просили прислать исповедников византийской веры, которые могли бы состязаться с евреями и сарацинами. Император отправил в эту миссию Константина, поручив ему взять с собой Мефодия. По пути Св. братья пол года прожили в тогдашнем греческом Крыму — Херсонесе (Корсуни). Константин основательно постиг евреиский язык, читал самарянские книги. Нашел он Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами. Св. Братьями были обретены мощи Св. Климента, папы Римского (третий епископ Рима, сосланный на работы в каменоломнях нынешнего Инкермана и утопленный в море ок. 100 г.). В хазарской земле Св. братья исповедывали превосходство христианства и крестили до 200 человек. Миссия их продолжалась три года. По возвращении в Царьград, Константин остался при церкви Св. Апостолов. Мефодий, отказавшись от предложенного ему епископства, стал игуменом Полихрониева монастыря, не имея священного сана, что тогда иногда допускалось. Во время хазарской миссии, относимой к 858 г., патриархом был Фотий.

В конце 862 г. моравский князь Ростислав отправил послов к имп. Михаилу. Он указывал, что народ его принял христианство, но никто не разъяснил ему веру на понятном языке. Он просил прислать учителя, который просвещал бы моравов на славянском языке. Выбор царя и патр. Фотия остановился на Св. братьях. Михаил III в беседе с ними подчеркивал знание ими, как солунянами, славянского языка. Они перед отездом составили славянскую азбуку. Предполагается, что основой Кирилло-Мефодиевскаго переводного языка была обработанная разговорная речь византийских славян, дополненная фракийско-македонским говором и особенностями моравско-паннонскими.

К этому времени Моравия входила в состав империи Карла Великого, который первым позаботился об ее крещении. По его желанию, еп. Зальцбургский, в юрисдикции которого значилась Моравия, и еп. Пассауский отправили туда миссионеров. Но богослужения и проповеди на немецком языке были непонятны населению. Князь Ростислав, хотя и посаженный на престол внуком Карла Великаго, королем Людовиком Немецким, сочувствовал национализму народа и с переменным успехом боролся с чужеродной властью. В 855 г. он отложился от германского императора. Поэтому Ростислава устраивала миссионерская деятельность, направленная не из католического запада, а из Византии.

Св. братья прибыли в Моравию весной 863 г. Они привезли с собою, кроме азбуки, часть переводов Св. Писания и богослужебных книг. Обосновавшись в Велеграде (Девине), они продолжали эту работу, установили богослужение на славянском языке, создали школы и поучали народ. Последний с радостью внимал их проповеди. Появление греческих проповедников в земле, считаемой немцами своей, не нравилось германским епископам и папе. Именно в это время очень обострились отношения папы Николая I с патр. Фотием. Последовало приказание папы Св. братьям прибыть в Рим. Пробыв в Моравии три года, они пустились в путь. По пути они задержались в Паннонии. Тамошний князь Коцел, племянник князя Ростислава, учился у них по славянским книгам. Оттуда с ними отправились в Рим 50 учеников в дополнение к тем, которых они взяли с собой из Моравии. В Венеции Св. братья встретились с враждебным к ним отношением западного духовенства. Последнее, ссылаясь на Пилатовы надписи на Кресте Христовом, признавало церковными языками только греческий, латинский и еврейский. Пришлось вести с ними прения, подобные тем, которые имели иногда место и в Моравии.

Прибыв в Рим в конце 867 г. они не застали в живых папу Николая I (ум. 867). Новый папа Адриан II, более мягкий, с почетом встретил их, привезших мощи Св. Климента, которые были положены в церкви его имени. В Риме, с одной стороны, были довольны успехами христианства в Моравии, с другой же стороны, не одобряли широкого введения славянского языка в богослужения. Вообще, при изучении отношения пап к деятельности Св. братьев в славянских землях, надо учитывать общую политику Рима. Перемены относительно их миссионерской работы зависели от того, каковы в то или иное время были отношения Рима с Византией, к которой церковно тяготела Болгария, а также от того, кого из наследников Карла Великого в данный момент поддерживали папы. Когда Св. братья прибыли в Рим, в Царьграде царствовал Василий Македонянин, патриарх же Фотий, столь ненавистный Риму, был заменен Игнатием. Последний был настроен к Риму примирительно. Болгарский вопрос находился в стадии рассмотрения. Папа в это время поддерживал западных Каролингов и ему важно было доброжелательство моравского князя, враждовавшего с восточно-немецкими Каролингами.

Папа Адриан проявил доброжелательность к Св. братьям. Привезенные ими ученики славяне были поставлены в диаконы и в священники. Тогда же, по-видимому, Мефодий стал иеромонахом. Папа и его совет, выслушав доводы Константина, утвердили введенные им в славянских странах порядки. Последовало разрешение совершать канонические часы и божественные службы на славянском языке. Константин вскоре заболел и, приняв за 50 дней до смерти схиму с именем Кирилла, преставился 14 февраля 869 г. Он был торжественно погребен. Мефодий, ссылаясь на завещание матери, просил о разрешении похоронить брата на родине. Папа сначала согласился, затем же по настоянию ближайших советников отказал, предложив в виде особаго исключения погребсти Св. Кирилла в храме Св. Петра. Тогда Мефодий просил и получил разрешение погребсти брата в церкви Св. Климента в Риме.

Вскоре после смерти брата Мефодий, посвященный во епископа Моравии и Паннонии был отправлен папой в последнюю страну. Об этом просил князь Коцел. К этому времени Болгария церковно подчинилась Византии. В Моравии же воцарился Святополк, выдавший дядю своего, Ростислава, немцам и в те годы друживший с ними. Папе важно было привлечь на свою сторону князя Паннонии и моравский народ. В грамотах к моравским и паннонским князьям папа Адриан сообщал о разрешении применять славянский язык в богослужении с тем только, чтобы на литургии Евангелие и Апостол читались сначала по-латыни, а потом по-славянски. Мефодий поселился в г. Мосбурге у Блатенскаго озера, и сначала работа его в Паннонии развивалась успешно. Но вскоре яростную кампанию против него повел Зальцбургский епископ, считавший Паннонию в своей юрисдикции. По его распоряжению Мефодий был схвачен и в начале 871 г. заточен в Швабии. Там он просидел два с половиной года. Только тогда опять по причине общей политики новый папа Иоан VIII (c. 872) решился заступиться за него. Он доказывал Зальцбургскому епископу правоту Мефодия и то, что Паннония, как часть Иллирии, находится в непосредственной юрисдикции Рима. Мефодий был освобожден в конце 873 года или в начале 874 года. В 874 г. он был уже в Моравии и вновь поселился в Велеграде.



Миссионерская работа его не ограничивалась Моравией. Она распространялась на Краковскую Польшу, частично подчиненную Святополку, и на Чехию. Семена его попадали в Словакию, в Прикарпатскую Русь (Угорскую и Червонную), а через Паннонию — в Сербию, в Словению. Немецкие епископы продолжали борьбу с Мефодием, находя поддержку у коварного кн. Святополка. Они донесли папе, что Мефодий не исповедует католическое учение о происхождении Духа Святого и от Сына, а также не признает папской власти, отчего и устанавливает славянскую службу. В 879 г. папа вызвал Мефодия в Рим. По выслушании его перед лицом епископов, папа Иоанн сообщил Святополку, что архиепископ моравской Церкви признан “православным во всех церковных учениях” и он возвращает его в Моравию. Наряду с этим был поставлен викарным епископом в г. Нитру пресвитер немец Вихинг, присланный Святополком и не сочувствовавший Мефодию.

По возвращении в Велеград, Мефодий ощутил тяжесть положения. Против него был князь, еп. Викинг и прочие немцы. Чувствуя приближение кончины, Святитель усилил работу по переводу священных книг. Он имел уже подготовленных “споспешников.” Святыми братьями были переведены все книги Священного Писания, кроме Маккавейских, Номоканон, Патерик, Часослов, Служебник, избранные чтения Новаго Завета, Паремейник, Чины таинств и др. В 882 г. архиепископ Мефодий ездил в Царьград к царю Василию Македонянину. Патриархом в то время был снова Фотий. Преставился Святитель Мефодий в Велеграде 6 апреля 885 г., назначив своим преемником Горазда моравлянина, почитаемого народом.

Сразу после его кончины еп. Вихингом при полной поддержке Святополка воздвигнуты были гонения против учеников Св. Мефодия. Новый папа Стефан V (с 885) был тоже противником святого дела. Не получив еще сведений о кончине Св. Мефодия, папа писал Святополку: “Мы весьма удивились, что Мефодий предан лжеучению, а не назиданию, вражде, а не миру, и если это так, как мы слышали, то лжеучение его мы совершенно отвергаем.” Ученики Святителя — Горазд, Климент и Наум — подверглись заточениям, издевательствам и вместе с 200 священниками были изгнаны из Моравии в 886 г. Положение православия улучшилось в Моравии при внуке Святополка, Моймире II. Папой был тогда — с 898 г. — Иоанн IX, враждовавший с немцами и нуждавшиеся в поддержке славян. Но в 907 г. окончилось бытие Моравии, разделенной между богемцами (чехами) и венграми.

В Болгарии ученики Св. Мефодия приняты были с большою радостью. Царь Борис-Михаил, крещением своим в 864 г, способствовавши насаждению христианства в стране, был учеником Св. Мефодия. В 866 г. по соображениям политическим он просил Рим прислать в Болгарию способных учителей веры, что и было исполнено. Но в 870 г. он окончательно примкнул к восточному Православно. Борис желал иметь национальную Церковь, а не зависимую от Византии. Приход учеников Св. Мефодия был ему особенно важен. Св. Климент, с помощью Св. Горазда, Св. Наума (основателя известнаго монастыря на Охридском озере) и др. учеников Св. Мефодия развил широкую просветительную деятельность на славянском языке. Св. Климент, объезжая страну, понятно для народа проповедывал слово Божие, разяснял заповеди и догматы. Св. Князь Борис удалился в 893 г. в монастырь, где скончался в 907 г. При втором сыне его Симеоне, правившем по воле отца с 896 г., Св. Климент был поставлен в 899 г. епископом. Св. Климент, подготовив достойных людей, поставил многочисленных священников, диаконов, чтецов. Царь Симеон (†927) известен и тем, что в 907 г. прекратил церковную зависимость от Царьграда и объявил Доростольского митрополита Леонтия патриархом болгарской Церкви. Это был золотой век православной национальной культуры Болгарии. Позднее последняя политически и культурно подпала под власть Византии. Эта просвещенная православная страна имела большое значение для зарождавшегося христианства на Руси.

Из Моравии христианство перешло Богемию (Чехию). Распространению его способствовал брак (871) кн. Святополка с богемской княжной. В 874 г. богемский князь Боривой и его супруга Людмила крещены были в Велеграде Св. Мефодием. Святитель лично трудился в Чехии. В Праге воздвигнуты были церкви Св. Климента и Св. Георгия. После кончины Боривоя (894) Чехия в лице Св. Людмилы (†928) и воспитанного ею в знании славянской письменности внука Св.Вячеслава имела двух преданных Православию членов династии. Оба они прияли мученическую смерть от родственников. Св. Вячеслав был убит в 935 г. братом Болеславом, главой языческой партии. Последний старался истреблять христиан, пока германский император Оттон I силою оружия не принудил его в 950 г. оставить их в покое. При кн. Болеславе II Благочестивом христианство восторжествовало, но как католическое. В 967 г. в Праге учреждена была католическая епископия. Саксонский славянин Дитмар, знавший славянский и латинский языки, поставлен был епископом. Народ некоторое время боролся за Православие. Но в 1097 г. разгромлен был последний оплот Православия — Сазанская обитель. С этого времени православная вера сохранилась только в народных глубинах.

В древней Польше было время, когда богослужение совершалось на славянском языке и по восточному обряду. Часть Польши входила в обширную епархию Св. Мефодия. В 965-6 г. г. польский князь Мечислав женился на христианке Дамбровке, дочери Болеслава I чешского, и крестился. Позднее же, женившись на княжне католичке, он признал власть папы. В церквах славянское богослужение было заменено латинским. В 1025 г. король Мечислав II изгнал из Польши священников и монахов восточного обряда.



Для России было особенно важно, что великое дело Святых Кирилла и Мефодия закрепилось и развилось в самой близкой к ней Болгарии, передавшей ей православную славянскую кульутру.

следующая страница >>