Рабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика для специальности 120102 - страница №1/1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская государственная геодезическая академия»
(ФГБОУ ВПО «СГГА)
Кафедра гуманитарных наук
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_____________В.А. Ащеулов
«____» _____________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
для специальности
120102 – АСТРОНОМОГЕОДЕЗИЯ
Код квалификации - 65(инженер)
Новосибирск
2012
1. Выписка из Государственного образовательного стандарта
Психология: инженерная психология; предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и психика; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут как общеобразовательная дисциплина. Цели дисциплины:
- повышению уровня общей психологической культуры личности;
- умению самостоятельно мыслить, учиться и адекватно оценивать свои возможности;
- нахождению оптимальных путей достижения целей и преодоления жизненных трудностей.
Задачи дисциплины:
-
ознакомить студентов с основными направлениями психологической мысли;
-
помочь овладеть понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную сферы, проблемы межличностного взаимодействия;
-
сформировать умения учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности людей;
-
дать представление о формах и методах организации учебной деятельности.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По окончанию изучения дисциплины «Психология и педагогика» студент должен знать:
- историю развития психологического знания и основные направления в психологии;
- особенности развития психики, связь психики и организма;
- основные психические процессы;
- особенности психологии личности;
- общие формы организации учебной деятельности
Студент должен уметь:
- учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности людей;
- определять особенности протекания основных психических процессов;
- работать с психолого-педагогической литературой
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
|
|
6
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
80
|
80
|
Аудиторные занятия
|
34
|
34
|
Лекции
|
17
|
17
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Семинары
|
17
|
17
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
и (или) другие виды аудиторных занятий
|
|
|
Самостоятельная работа
|
46
|
46
|
Курсовой проект (работа) (число работ)
|
|
|
Расчетно-графические работы (число работ)
|
|
|
Реферат (число рефератов)
|
|
|
и (или) другие виды аудиторных занятий
|
|
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
зачет
|
зачет
|
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Лекции
|
С
|
1
|
Психология как наука
|
*
|
*
|
2
|
Психика и организм.
|
*
|
*
|
3
|
Психические процессы.
|
*
|
*
|
4
|
Эмоции и чувства.
|
*
|
*
|
5
|
Психология личности.
|
*
|
*
|
6
|
Педагогика как наука
|
*
|
*
|
7
|
Образовательная система России.
|
*
|
*
|
8
|
Общие формы организации учебной деятельности.
|
*
|
*
|
9
|
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
|
*
|
*
|
4.2 Содержание разделов дисциплины.
№ п/п
|
Тема и содержание занятия
|
Лекции
(часов)
|
1.
|
Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Инженерная психология.Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
|
2
|
2.
|
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Структура сознания. Соотношение сознания и бессознательного.
|
2
|
3.
|
Основные психические процессы. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.
|
2
|
4.
|
Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
|
1
|
5.
|
Психология личности. Межличностные отношения.
Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
|
2
|
6.
|
Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики; образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как соцнокультурный феномен и педагогический процесс.
|
2
|
7.
|
Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.
|
2
|
8.
|
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
|
2
|
9.
|
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
|
2
|
5.
СЕМИНАРЫ
№ п/п
|
Количество часов
|
Тема и содержание занятия
|
|
1.
|
2
|
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.
-
Предмет, объект и методы психологии.
-
Место психологии в системе наук.
-
История развития психологического знания и основные направления в психологии.
-
Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
|
|
2.
|
2
|
ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ.
1.Психика, поведение и деятельность.
2. Основные функции психики.
3. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
4. Мозг и психика.
5.Структура психики.
6. Соотношение сознания и бессознательного.
|
|
3.
|
2
|
ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
1. Структура сознания.
2. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. 3.Мнемические процессы.
|
|
4.
|
1
|
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.
1.Психическая регуляция поведения и деятельности.
2.Общение и речь.
|
|
5.
|
2
|
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.
1. Межличностные отношения.
2.Психология малых групп.
3.Межгрупповые отношения и взаимодействия.
|
|
6.
|
2
|
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА.
1. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.
2.Основные категории педагогики; образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. 3.Образование как общечеловеческая ценность.
4.Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
|
|
7.
|
2
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ.
1. цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
2.Педагогический процесс.
3.Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
4. Воспитание в педагогическом процессе.
|
|
8.
|
2
|
ОБЩИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
2.Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
|
|
9.
|
2
|
СЕМЬЯ–СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.Семейное воспитание.
2.Семья как субъект педагогического взаимодействия 3. Управление образовательными системами.
|
|
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Рекомендуемая литература.
А) основная литература:
1.Столяренко, А. М. Психология и педагогика [Текст]/ А.М. Столяренко. - М.: Юнити -Дана, 2011.- 543с.
2. Островский, Э.В. Основы психологии [электронный ресурс]: Учебное пособие / Э. В. Островский. - М.: Инфра – М, 2012.- Режим доступа:www.znanium.com,свободный.- Заглавие с экрана.
3. Кравченко, А.И.Психология и педагогика [электронный ресурс]: Учебник / А.И.Кравченко. - М.: Инфра – М, 2008.- Режим доступа:www. znanium. com, свободный. - Заглавие с экрана.
Б) дополнительная литература:
1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.– СПб.: Питер, 2001.- 712 с.
2. Немов, Р.С. Психология в 3-х кн.,1: Общие основы психологии [Текст]/ Р.С. Немов. - М.: Владос,1998.- 688с.
3.Сластенин В.А. Педагогика: учебник для ВУЗов [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 9-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2008.
4.Столяренко,Л. Д. Основы психологии. [Текст]/ Л.Д. Столяренко.- Ростов на Дону: Феникс, 2002.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст]/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.,1998.
6. Гамезо, М. В. Атлас по психологии. [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М., 1998.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Телевизор и видеомагнитофон «SETIM», мультимедийное оборудование, компьютеры.
|
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 120102 – АСТРОНОМОГЕОДЕЗИЯ, утвержденным Министерством образования РФ 12.01.2005 г. №4
Программу составила:
Шестакова А.В.- старший преподаватель кафедры гуманитарных наук СГГА
Программа была одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук
Протокол №7 от 21.03.2012
Заведующий кафедрой гуманитарных наук М.Н.Колоткин
Программа согласована с заведующим кафедрой высшей геодезии
Зав.кафедрой В.С.Хорошилов
Программа утверждена на заседании Ученого совета ИКиГИС 13.04. 2012 г. Протокол № 1
Директор ИКиГИС Д.Н.Ветошкин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|