Рабочая программа учебной дисциплины гражданский процесс Civil Procedure Язык обучения: русский - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины историческая эвристика History... 1 329.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины деловой этикет business Etiquette... 1 277.59kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» наименование... 1 290.12kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 050301. 65 Русский... 1 176.16kb.
Примерная программа учебной дисциплины "Гражданский процесс" по специальности... 1 81.58kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 1 257.67kb.
Рабочая программа учебной дисциплины возрастная психология По подготовке... 1 260.33kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория обучения машин» 1 350.36kb.
Программа «Европейский гражданский процесс и исполнительное производство» 1 39.43kb.
Рабочая программа по учебной дисциплине Управление инвестициями 2 677.57kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 1 63.39kb.
Учебное пособие а. Б. Смушкин, Т. В. Суркова, О. С. Черникова тема... 13 3961.64kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа учебной дисциплины гражданский процесс Civil Procedure Язык обучения - страница №6/6

Тема 16. Апелляционное производство по пересмотру судебных актов, не вступивших в законную силу.
Сущность апелляционного производства. Понятие полной и неполной апелляции.

Объекты апелляционного обжалования.

Реализация права на апелляцию. Апелляционная жалоба и ее реквизиты. Оставление апелляционной жалобы без движения, основания ее возвращения.

Действия суда первой инстанции после получения апелляционной жалобы. Порядок рассмотрения апелляционной жалобы. Пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Основания к отмене решения суда в апелляционном порядке. Полномочия суда апелляционной инстанции. Акты суда апелляционной инстанции.


Форма обучения

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа под

контролем

преподавателя



Самостоятельная

работа с использованием методических материалов



Очная

3

3







Очно-

-заочная


3

3








Задача 1. На прием к адвокату пришла Н.А.Сафонова, рассказавшая, что восемь дней назад районный суд вынес решение, которым отказано в удовлетворении ее иска о взыскании алиментов.

Как утверждала Сафонова, она в судебном разбирательстве участия не принимала, поскольку не была извещена о времени судебного заседания.

Решение суда мотивировано тем, что у ответчика есть дети от первого брака, положение которых существенно ухудшится при удовлетворении иска о взыскании алиментов на ребенка Сафоновой.

Сафонова посетовала, что хотя и написала жалобы председателям городского и Верховного судов, депутату Государственной Думы от ее избирательного округа, а также Президенту РФ, однако уверена, что в условиях полного бесправия ответа на них не дождется.

Сафонова просила адвоката подсказать, может ли она что-то сделать, чтобы все-таки взыскать алименты.

Какой совет должен дать адвокат?

В чем существо обжалования решения, не вступившего в законную силу?
Задача 2. Суд вынес решение об удовлетворении иска П.Острова о восстановлении на работе и взыскании за вынужденный прогул. С решением не согласен ответчик - акционерное общество "Севзапстрой", представитель которого полагает, что суд не установил действительные обстоятельства дела и неправильно истолковал нормы трудового законодательства.

Истец просил суд обратить решение к немедленному исполнению, однако суд отказал в удовлетворении ходатайства, вынеся соответствующее определение. В юридической фирме, куда обратился за консультацией Остров, признали, что отказ суда правомерен, и подтвердили невозможность обжалования указанного определения суда. Адвокат разъяснил, что даже если у истца было бы право на обжалование, это право считалось бы погашенным в связи с тем, что с момента вынесения определения прошло более 10 дней.



Допускается ли апелляционное обжалование указанных судебных постановлений?

В каких случаях и в каком порядке осуществляется обжалование определений суда? Правильно ли мнение адвоката о пропуске срока на обжалование Островым определения?

Задача 3. Допускается ли апелляционное обжалование следующих постановлений суда:

а) определение об отказе в принятии искового заявления;

б) определение об обеспечении иска;

в) определение суда о выделении нескольких исковых требований в отдельное производство;

г) определение об отказе в ходатайстве о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора;

д) определение об отказе в удовлетворении ходатайства о вызове свидетеля;

е) определение об отказе в удовлетворении отвода судье;

ж) определение об отложении на три месяца разбирательства по иску о расторжении брака;

з) определение о передаче дела по подсудности;

и) заочное решение (в удовлетворении заявления об отмене решения отказано);

к) определение об отказе в вынесении дополнительного решения;

л) частное определение;

м) определение об обеспечении исполнения судебного решения;

н) судебный приказ;

о) определение об отказе в удовлетворении ходатайства истца освободить его от уплаты госпошлины;

п) решение об отказе в удовлетворении иска;

р) определение о восстановлении пропущенного процессуального срока;

с) определение об отклонении замечаний на протокол судебного заседания;

т) постановление Верховного суда, рассматривавшего дело в качестве суда первой инстанции.

Задача 4. Заместитель прокурора г.С.-Петербурга подал представление на решение суда г. Кронштадта по иску С.Ковалева к обществу с ограниченной ответственностью "Хладокомбинат № 1" о взыскании 150 миллионов рублей в качестве возмещения вреда здоровью, причиненного аварией на производстве. Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 30 апреля 2010 года, в окончательной форме решение вынесено и подписано 16 мая, направлено Ковалеву 20 мая и получено истцом 23 мая 2010 года.

Апелляционное представление было подано 27 мая в суд Ленинградской области.

Представление было оставлено без рассмотрения и возвращено в городскую прокуратуру. Определение суда было мотивировано неучастием прокурора в разбирательстве дела в суде первой инстанции, а следовательно, отсутствием у него всех прав лица, участвующего в деле, в том числе, права на обжалование решение. Кроме того судья указал на то, что не уплачена госпошлина за подачу представления, а также пропущен срок на его подачу.

Какие нарушения допущены при подаче и принятии к рассмотрению апелляционного представления?
Задача 5. Решением суда Центрального района Санкт-Петербурга удовлетворен иск К.Сапрыкина к С.Мосташину о признании недействительным договора купли-продажи автомашины. Решение было мотивировано тем, что договор не содержал одного из обязательных по закону существенных условий договора данного вида - цены.

Ответчиком была подана апелляционная жалоба, в которой указывалось, что в процессе судебного разбирательства Сапрыкиным признавалась договоренность сторон установить цену, исходя из рыночной стоимости автомобилей такой марки на момент окончательного оформления перехода права собственности. По утверждению Мосташина, Сапрыкин подавал письменное заявление о признании факта, однако к материалам дела это заявление не было приобщено.

Кроме того Мосташин указал на незаконный отказ судьи в вызове свидетеля, на отсутствие в материалах дела протокола одного из судебных заседаний, а также на неправомерность действий суда по освобождению истца от уплаты судебных расходов по делу.

Апелляционная жалоба была оставлена судьей без движения, а С.Мосташину было предложено в десятидневный срок представить копию заявления Сапрыкина о признании факта.



Есть ли основания к отмене решения в апелляционном порядке.

Какие нарушения допущены при подаче и принятии апелляционной жалобы Ф.Устименко?

Напишите апелляционную жалобу по условиям настоящей задачи, самостоятельно восполнив недостающие для составления жалобы сведения.

Задача 6. Решением суда удовлетворен иск Союза художников С.-Петербурга к П.Коровину о досрочном расторжении договора аренды художественной мастерской, поскольку арендатором три месяца подряд не вносилась арендная плата.

В апелляционной жалобе П.Коровина в качестве основания отмены судебного решения указывалось на:

а) неправомерность суда руководствоваться ст.619 ГК РФ, поскольку договор аренды был заключен в 1987 году, а действовавший в то время Гражданский кодекс 1964 года не предусматривал такого основания для расторжения договора;

б) невыяснение судом того, было ли арендодателем направлено письменное предупреждение о необходимости исполнения арендатором обязательства;

в) неправомерность отказа суда в назначении экспертизы, о проведении которой ходатайствовал Коровин;

г) рассмотрение дела в отсутствии третьего лица, не извещенного о времени и месте судебного заседания;

д) нарушение судом процессуальных сроков на подготовку дела к судебному разбирательству.

Проанализируйте основания к отмене судебного решения, приведенные в апелляционной жалобе.

Подлежит ли отмене решение суда?

Задача 7. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции подавший жалобу истец В.Польских указывал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении о частичном удовлетворении иска о возмещении вреда здоровью и об отказе в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, действительным обстоятельствам дела.

По мнению В.Польских, суд совершенно несправедливо занизил сумму, подлежащую выплате в качестве возмещения вреда, из-за того, что эксперт дал неправильную оценку степени утраты трудоспособности.

Кроме того, истец в апелляционной жалобе ссылался на формальный подход суда к установлению факта причинения морального вреда. Польских настаивал на том, что полученное им увечье само по себе является свидетельством нравственных страданий.

Резюмируя свои доводы, Польских указал на то, что судом не была установлена объективная истина по делу, и просил решение суда первой инстанции отменить.

В объяснениях на апелляционную жалобу ответчик выразил уверенность, что в задачу суда не входит установление объективной истины. По мнению ответчика, решение следует считать обоснованным, если суд сделал логически верные выводы из тех доказательств, которые были ему представлены сторонами. Экспертиза же, на неправильность заключения которой ссылается Польских, была проведена по ходатайству истца, который назвал и кандидатуру самого эксперта. В подтверждение морального вреда, который истец определил как нравственные страдания, Польских также не были представлены никакие доказательства, кроме собственных голословных утверждений.

Ответчик назвал позицию Польских абсурдной, так как истец просит отменить решение на том основании, что сам должным образом не выполнил свои обязательства по доказыванию, не сумев убедить судью в обоснованности своих требований.



С чьим мнением о существе свойства обоснованности Вы согласны?

Определите, какое решение следует рассматривать как необоснованное?

Подлежит ли апелляционная жалоба В.Польских удовлетворению?
Задача 8. На решение районного суда, которым удовлетворен иск П.Сысоева о признании его соавтором изобретения, подана апелляционная жалоба Г.Градова, являющегося одним из ответчиков по делу. В жалобе указывалось на неустановление судом первой инстанции того обстоятельства, что истец во время проведения стендовых испытаний проживал за границей и физически не мог участвовавать в создании изобретения. Градовым представлены справка из института о нахождении Сысоева в длительной командировке.

К апелляционной жалобе присоединился соответчик по делу - О.Шабунин, дополнительно сославшийся на нетворческое участие Сысоева в создании изобретение.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, Сысоев в судебное заседание не явился. Несмотря на отсутствие сведений о причинах неявки Сысоева, суд приступил к разбирательству дела.

В ходе рассмотрения дела, суд отказался выслушивать Шабунина, сославшись на отсутствие в материалах дела его апелляционной жалобы. Вопреки требованию участвовавшего в разбирательстве дела прокурора суд отказался вести протокол судебного заседания.

Слово было предоставлено Градову, после чего суд посовещавшись на месте вынес определение, которым решение было оставлено без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Допущены ли нарушения порядка разбирательства дела в суде апелляционной инстанции?
Задача 9. В процессе рассмотрения дела о расторжении брака и разделе имущества судом апелляционной инстанции было установлено, что при решении вопросов раздела имущества суд первой инстанции руководствовался нормами Семейного Кодекса РФ, регулирующими законный режим собственности супругов. В суде же второй инстанции истец С.Тимофеев, подавший апелляционную жалобу, указал на то, что во время брака с ответчицей был заключен брачный контракт, устанавливавший общую долевую собственность супругов. По условиям представленного истцом брачного контракта Н.Тимофеевой принадлежит 10 процентов общей собственности.

Как пояснил Тимофеев, в суде первой инстанции он не сослался на брачный договор, так как не подумал, что это имеет значение, да и имевшийся у него экземпляр контракта был утерян. Представленную же копию документа он смог получить в нотариальной конторе, где брачный контракт заверялся и где хранится его оригинал.

Н.Тимофеева указала на недействительность брачного контракта, заключенного ею под влиянием обмана, поскольку документ, составленный нотариусом, подписала, не читая, поверив на слово мужу.

Указав Н.Тимофеевой на то, что подписываемые документы нужно читать, суд вынес определение, которым изменил решение суда первой инстанции в части раздела имущества. Определение гласило, что "общая собственность супругов подлежит разделу согласно условиям брачного контракта в следующей пропорции: С.О.Тимофеев - 90%, Н.Г.Тимофеева - 10%".



Соответствуют ли закону действия и определение суда апелляционной инстанции?


Тема 17. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений.

Сущность и значение стадии кассационного обжалования.

Объект обжалования. Порядок и срок обжалования. Содержание кассационной жалобы. Кассационное представление прокурора. Возвращение кассационной жалобы.

Действия суда после получения кассационной жалобы.

Возражения относительно кассационных жалобы, представления.

Передача кассационной жалобы с делом для рассмотрения в заседании суда кассационной инстанции и отказ в такой передаче. Сроки и порядок рассмотрение кассационной жалобы, представления.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.

Полномочия суда кассационной инстанции. Основания для отмены или изменения решения в кассационном порядке.

Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. Правовые позиции Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ по вопросам допустимости существования пересмотра судебных актов в порядке надзора и его пределов в свете принципа правовой определенности. Тенденции развития законодательства о надзорном пересмотре судебных актов в 2002-2011 годах.

Суд надзорной инстанции.

Право на обращение в суд надзорной инстанции. Порядок обращения в суд надзорной инстанции.

Содержание надзорной жалобы, представления прокурора. Возвращение надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу.

Рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора судьей Верховного Суда РФ. Истребование дела в суд надзорной инстанции. Передача дела для рассмотрения по существу в Президиум Верховного Суда РФ.

Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции. Полномочия суда надзорной инстанции.

Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.


Форма обучения

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа под

контролем

преподавателя



Самостоятельная

работа с использованием методических материалов



Очная

-

-

6

6

Очно-

-заочная


-

-

6

3


Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: подготовка обзора правовых позиций Европейского Суда по правам человека по вопросу о сущности принципа правовой определенности и допустимости пересмотра вступившего в законную силу судебного акта, не ограничиваясь изучением решений, принятых против России (не менее 12 дел).

Тема 18. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, по

вновь открывшимся обстоятельствам.
Основания к пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебная ошибка как вновь открывшееся обстоятельство.

Отличие вновь открывшихся обстоятельств от новых доказательств.

Круг лиц, имеющих право возбуждать вопрос о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Суды, пересматривающие дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Процессуальный порядок рассмотрения заявлений о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам.



Форма обучения

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа под

контролем

преподавателя



Самостоятельная

работа с использованием методических материалов



Очная







8

3

Очно-

-заочная








8

5

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: подготовка и представление обобщения судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов (не менее 30 дел за период 2002-2012 год) по вопросу «Вновь открывшееся обстоятельство и новое доказательство (проблемы соотношения в свете принципа истины)».
Тема 19. Исполнение судебных актов и актов иных органов.
Органы принудительного исполнения. Роль суда в исполнительном производстве. Субъекты исполнительного производства, их процессуальные права и обязанности. Дискуссия о правовой природе исполнительного производства в свете реформы исполнительного производства 1997 года.

Акты, подлежащие принудительному исполнению. Виды исполнительных документов и их правовое значение. Порядок выдачи исполнительного листа. Порядок выдачи дубликата исполнительного листа. Давность для предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению. Перерыв и приостановление исполнительной давности. Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.

Общие правила исполнения.

Приостановление, окончание, и прекращение исполнительного производства.

Возвращение исполнительного документа взыскателю.

Особенности исполнения отдельных исполнительных документов.

Защита прав субъектов исполнительного производства.


Форма обучения

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа под

контролем

преподавателя



Самостоятельная

работа с использованием методических материалов



Очная







8

-

Очно-

-заочная








8

5

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: подготовка рефератов (не менее 15 тыс. знаков, не менее 10 научных источников) на основе изучения научной литературы по теме «Исполнительное производство и гражданский процесс: соотношение и взаимосвязь (является ли исполнительное производство стадией гражданского процесса?)».

Тема 22. Гражданские процессуальные права иностранных лиц и лиц без гражданства. Иски к иностранным государствам. Судебные поручения иностранных судов. Признание и исполнение решений иностранных судов и арбитражей в РФ.
Гражданские процессуальные права и обязанности иностранных лиц и лиц без гражданства. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранной организации и международной организации.

Иски к иностранным государствам и международным организациям. Понятие и виды судебного иммунитета.

Подсудность гражданских дел по спорам, в которых участвует иностранный элемент. Пророгационные соглашения.

Исполнение поручений судов иностранных государств. Порядок сношений по вопросам правовой помощи.

Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и арбитражей.

Международные договоры в области гражданского процесса с участием РФ.



Форма обучения

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа под

контролем

преподавателя



Самостоятельная

работа с использованием методических материалов



Очная







6

6

Очно-

-заочная








6

5

Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: подготовка рефератов на основе изучения научной литературы и обобщения материалов судебной практики (за 2005-2012 год, не менее 20 дел) по теме «Современные проблемы правового регулирования подсудности споров с участием иностранных лиц».

Заключительная ролевая игра по дисциплине «Гражданский процесс».

Ролевая игра проводится по завершении изучения дисциплины «Гражданский процесс» на базе темы «Особое производство».



Время ролевой игры – 4 часа.

Цель ролевой игры - отработка навыков практического применения знаний, полученных при изучении курса «Гражданский процесс» на примере разрешения конкретной ситуации.

Задачи:

  1. правильное выявление проблемы, заложенной в спорной ситуации;

  2. формирование навыков отграничения различных видов производства в гражданском процессе;

  3. уяснение практической значимости функций, реализуемых судом в особом производстве;

  4. формирование позиций сторон на основе толкования гражданского, пенсионного и гражданского процессуального законодательства в условиях отсутствия прямой нормы для разрешения спора;

  5. выработка обоснованного решения спорного вопроса.

Участники ролевой игры:

  1. представители заявителя Петровой - два студента;

  2. представители Отделения Пенсионного фонда – три студента;

  3. представители заинтересованного лица Сидоровой – три студента;

  4. судьи апелляционного суда – три студента.

На занятии, предшествующем проведению ролевой игры, преподаватель знакомит студентов с фабулой дела, распределяет роли и разъясняет задачи каждой группы участников ролевой игры.
Ролевая игра проводится в четыре этапа.

I этап – подготовка к ведению спора, формирование позиций сторон.

II этап – проведение разбирательства по делу.

III этап – выработка решения по делу.

IV этап – обсуждение выработанного решения.
Организация и проведение ролевой игры осуществляется преподавателем. Преподаватель определяет время, отводимое на различные этапы игры, и контролирует его соблюдение, наблюдает за ходом работы участников игры, не вмешиваясь в нее. В случае отклонения участников игры от фабулы дела, от последовательности этапов ее проведения и в иных случаях нарушения хода игры преподаватель останавливает ее для корректировки поведения участников.
Фабула дела.

После смерти Николаева находившаяся на его иждивении нетрудоспособная (инвалид 1 группы) бабушка Петрова обратилась в суд с заявлением факта нахождения на иждивении. В заявлении они указала две цели установления факта: 1) получение пенсии по случаю потери кормильца и 2) получение обязательной доли в наследстве, т.к. Николаев завещал все свое имущество своей любовнице Сидоровой.

Представитель Сидоровой заявил ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения в связи с наличием спора о праве на наследство между Петровой и Сидоровой, категорически отрицавшей права Петровой на обязательную долю.

Представитель Пенсионного фонда полагал, что дела следует разделить применительно к ст.151 ГПК: в части цели получения пенсии рассматривать по существу, в части цели получения наследства оставить заявление без рассмотрения. Он указал, что спора о праве с Пенсионным фондом нет и быть не может, Пенсионный фонд отрицает только факт иждивения.

Представитель Петровой полагал, что «двух» фактов иждивения быть не может: если суд установит иждивение для целей получения пенсии, это автоматически будет означать установление иждивения для целей получения наследства. В силу обязательности судебных актов решение об установлении факта иждивения в целях получения пенсии будет обязательным и для Сидоровой. А так как спора о праве с Пенсионным фондом нет, то следует рассматривать дело по существу без какого-либо «выделения» и оставления без рассмотрения заявления об установления факта иждивения в целях получения наследства, несмотря на возникновение спора о праве с Сидоровой.
Описание этапов ролевой игры:
I этап – подготовка к ведению спора.

Представители сторон формируют правовые позиции на основе выявления природы отношений по получению обязательной доли в наследстве, анализа пенсионного законодательства, регламентирующего вопросы назначения пенсий по случаю потери кормильца, исследования общетеоретических подходов к понятию «юридический факт».

Судьи апелляционной инстанции готовятся к рассмотрению спора на основе анализа природы возникающего между сторонами спора материального правоотношения, изучают нормы подлежащего применению при рассмотрении спора законодательства и практику его применения судами.
II этап – проведение разбирательства по делу.

Стороны поочередно представляют выработанные ими позиции, высказывают аргументы в их защиту, оценивают обоснованность аргументов другой стороны, задают друг другу уточняющие вопросы. Суд руководит процессом рассмотрения дела и задает вопросы, ответы на которые позволят вынести законное и обоснованное решение по делу.


III этап – выработка решения по делу.

Суд с учетом приведенных в ходе разбирательства доводов сторон вырабатывает и оглашает решение по делу.


IY этап – обсуждение выработанного решения.

Участники игры и зрители (студенты группы, не принимавшие непосредственного участия в игре) обсуждают обоснованность предложенного решения спорной ситуации, оценивают прозвучавшие в ходе игры аргументы с позиций их соответствия законодательству и выработанной на базе его применения судебной практике.




Самостоятельная работа студентов с использованием методических материалов (подготовка к ролевой игре) – 9 часов.

Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы
Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины «Гражданский процесс» и планы семинарских занятий.
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы
Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины «Гражданский процесс» и планы семинарских занятий.
2.1.3. Методика для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания (с образцом задания)

Для промежуточной аттестации по настоящей дисциплине в открытом доступе на официальном сайте юридического факультета находится «Методика экзамена по дисциплине «Гражданский процесс» и порядок проведения текущего контроля.


МЕТОДИКА

проведения письменного экзамена по учебной дисциплине «Гражданский процесс»
1. Программа экзамена специально не составляется и не объявляется (перечень вопросов не составляется). Экзамен проводится по программе учебной дисциплины «Гражданский процесс» (представлена на сайте юридического факультета).
2. В ходе экзамена студентам предоставляется право пользоваться Гражданским процессуальным кодексом РФ, которым студенты обеспечивают себя самостоятельно. Экзамен проводится в письменной форме без использования правовых баз данных (не на компьютерах).
3. Экзаменационное задание состоит из двух разделов.

3.1. Первый раздел включает 1 теоретический вопрос на знание основных положений теории гражданского процесса (например «понятие иска и виды исков», «понятие судебного доказательства», «виды доказательств», «понятие подведомственности и ее виды», «гражданское процессуальное правоотношение и его характеристика», «виды производств в гражданском процессе» и т.п.).

В первом разделе:

правильный и полный ответ - 16-20 баллов

правильный, но неполный (более половины требуемых признаков) ответ, либо правильный, но содержащий описание избыточных признаков ответ – 10-15 баллов

неправильный ответ либо правильный, но содержащий менее половины требуемых признаков - 0 - 9 баллов.


Грубая ошибка является основанием для снижения оценки за ответ до нуля баллов.
3.2. Второй раздел включает решение двух задач (казусов), связанных с проблемными вопросами теории и практики гражданского судопроизводства.

Содержание задачи требует при ответе не только правильное определение статей ГПК РФ, на основе применения которых должна быть решена задача (условия задачи сформулированы таким образом, что не позволяют решить ее исключительно на основе выбора статьи ГПК), но и демонстрации знания теоретических положений (понятий, принципов гражданского процессуального права, признаков и свойств описываемых категорий и т.п.), которые необходимы для истолкования и применения норм права при решении задачи. Ответ должен содержать описание проблемы и спорных вопросов, вытекающих из условий задачи, ответ на которые позволит решить задачу. Условия задачи могут допускать несколько вариантов их решения, что требует при ответе обоснования избранного варианта или аргументов в пользу невозможности выбора только одного варианта решения. Главным критерием оценивания является аргументированность ответа. Если в условиях задачи предложены точки зрения участников процесса на возникший вопрос (мнение истца, ответчика, прокурора и др.), ответ обязательно должен включать анализ мнений участников процесса (рекомендуется начинать ответ с такого анализа).

Максимальное количество баллов за решение одной задачи 40 баллов.

Критерии оценивания:

- 35 – 40 баллов – полный и правильный ответ, развернутая аргументация;

- 27 – 34 баллов – правильный, но не полный ответ при наличии необходимой аргументации;

- 19 – 26 – правильный ответ без достаточной аргументации либо правильный ответ с достаточной аргументацией, но с неточностями;

- 0 – 18 баллов – неверное решение задачи.

Грубая ошибка является основанием для снижения оценки за ответ на десять баллов.

Максимальное количество баллов по второму разделу 80 баллов.


4. Перевод баллов в оценки производится следующим образом:

81 - 100 баллов – отлично

66 - 80 баллов - хорошо

51- 65 баллов - удовлетворительно

от нуля до 50 баллов – неудовлетворительно

Образец задания для письменного экзамена.

Раздел №1.

Понятие иска. Элементы иска. Понятие тождественных исков и последствия установления тождества исков.


Раздел №2.

Задача 1.

В договоре купли-продажи автомобиля между М. и ООО «Лидер-Сервис» было включено условие о передаче всех споров, связанных с исполнением и расторжением договора, в третейский суд при Союзе автолюбителей. М. предъявил в районный суд иск о расторжении договора и взыскании убытков в связи с наличием в автомобиле существенных дефектов. Представитель ответчика заявления об оставлении иска без рассмотрения в связи с наличием третейского соглашения не сделал. Впоследствии решение районного суда было отменено Городским судом Санкт-Петербурга, и дело было передано на новое рассмотрение в районный суд. При новом рассмотрении представитель ответчика заявил ходатайство об оставлении иска без рассмотрения в связи с наличием третейского соглашения. Истец М. возражал против удовлетворения ходатайства со ссылкой на то, что ответчик вправе заявить возражение относительно рассмотрения спора в суде только до первого заявления по существу спора, а таковое уже было сделано при первом рассмотрении дела. Ответчик же указывал, что после передачи дела на новое рассмотрение разбирательство дела начинается сначала (принцип непрерывности процесса), и потому он вправе заявить ходатайство, основанное на ст.222 ГПК, до первого заявления по существу спора при новом разбирательстве.

Судья указал, что ответчик неправильно понимает содержание принципа непрерывности процесса. Данный принцип не связан с распорядительными правами сторон, в частности, с правом передать дело на рассмотрение третейского суда, поэтому рассмотрение дела сначала в силу этого принципа не означает, что стороны снова получают возможность сделать первое заявление по существу спора.

Какое определение должен вынести суд? Кто прав в этом споре и почему?
Задача 2.

Иванова проживает с семьей из 4 человек в 11-комнатной коммунальной квартире в комнате площадью 11,8 кв.м. Она обратилась в районную администрацию с просьбой о предоставлении ей освободившейся в этой квартире комнаты площадью 12,8 кв.м., т.к. нуждается в улучшении жилищных условий.

Решением Администрации района ей отказано в предоставлении комнаты, т.к. Иванова сознательно ухудшила жилищные условия тем, что вселила в занимаемую комнату двоюродную сестру. Освободившаяся комната решением Администрации предоставлена Сидоровой, которая с семьей из 3 человек проживает в этой же коммунальной квартире.

Иванова обратилась в суд с заявлением о признании Решения Администрации об отказе в предоставлении ей освободившейся комнаты незаконным в порядке гл.25 ГПК.

Судья поставил на обсуждение участников процесса вопрос об оставлении заявления без рассмотрения в связи с возникновением спора о праве, т.к. Иванова, по сути, требует заключения договора социального найма с собственником комнаты (Санкт-Петербург) в лице Администрации района, а такие дела являются исковыми.

Представитель Администрации полагал, что спор о праве действительно возник, но не с Санкт-Петербургом как собственником, а с Сидоровой, которой комната предоставлена решением Администрации.

Иванова полагала, что спора о праве на проживание в комнате с Администрацией у нее вообще быть не может. К Администрации она может иметь только публично-правовое требование о предоставлении жилого помещения. Что касается спора с Сидоровой, то пока Сидорова на основании решения Администрации не заключила договор социального найма на спорную комнату (а такой договор еще не заключен), у нее нет гражданских прав на нее, поэтому спора о праве с ней у Ивановой также нет.

Оцените позиции сторон и суда. Имеются ли основания для оставления заявления Ивановой без рассмотрения по ч.3 ст.247 ГПК?
2.1.4. Порядок проведения текущей аттестации
1.Студенты аттестуются по результатам семинарских занятий. Условием получения аттестации является получение свидетельствующих об освоении темы зачетных баллов на всех семинарских занятиях.
2.Студенты, не получившие аттестации по результатам семинарских занятий, выполняют письменную работу, состоящую в решении задачи, аналогичной содержащимся в настоящей программе для подготовки к семинарским занятиям. Положительный результат возникает при условии полного и правильного решения задачи.
2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины
2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины/проведению практики/руководству курсовой работой
При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Гражданский процесс», были учтены требования к квалификации и опыту преподавателей, равно как их авторитет и признание в среде ученых, круг научных интересов которых составляет гражданский процесс и арбитражный процесс, исполнительное производство.
2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом
Для преподавания настоящей учебной дисциплины требуется вспомогательный персонал.
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса
Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают анкетирование студентов. Анкетирование проводится сотрудниками учебного управления по единообразной (общей для факультета) методике.
2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование.
2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования
Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint.
2.3.3. Требования к специализированному оборудованию

Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.


2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению
Не требуется.
2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов
Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.

2.4. Информационное обеспечение
2.4.1. Обязательная литература
2.4.2. Рекомендуемая литература


  1. Сахнова Т.В. Курс гражданского процесса: теоретические начала и основные институты / Т.В. Сахнова. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

  2. Гражданский процесс: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К.Треушникова. М .: 2010.

  3. Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Особенная часть / Г.Л. Осокина. – М.: Норма, 2007.

  4. Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

  5. Шерстюк В.М. Система советского гражданского процессуального права - М.,1989.

  6. Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию – М.: Статут, 2006.

  7. СНГ: реформа гражданского процессуального права / под общ. ред.Богуславского М.М., А.Трунка-М.,2002.

  8. Рязановский В.А.Единство процесса-М.,1996, 2005.

  9. Жилин Г.А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции - М., 2000.

  10. Гурвич М.А. Лекции по советскому гражданскому процессу - М.,1950.

  11. Боннер А.Т. Принцип диспозитивности советского гражданско-процессуального права - М., 1987.

  12. Боннер А.Т. Установление обстоятельств гражданских дел. М.: Городец , 2000.

  13. Васьковский Е.В.Учебник гражданского процесса – М.: Издательство «Зерцало», 2003.

  14. Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. – СПб., 2005.

  15. Чечина Н.А.Гражданские процессуальные правоотношения-Л.,1962.

  16. Осокина Г.Л. Иск (теория и практика) - М.,2000.

  17. Гурвич М.А. Право на иск - М.,1949.

  18. Гурвич М.А. Избранные труды. Т. 1. Краснодар, 2006.

  19. Треушников М.К.Судебные доказательства - М.,2005.

  20. Чечина Н.А. Норма права и судебное решение -Л.,1961.

  21. Борисова Е.А. Проверка судебных актов по гражданским делам. М., 2006.

  22. Шерстюк В.М. Система советского гражданского процессуального права - М.,1989.

  23. Жуйков В.М. О новеллах в гражданском процессуальном праве - М.,1996.

  24. Мурадьян Э.М. Судебное право (в контексте трех процессуальных кодексов): Монография. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

  25. Боннер А.Т. Принцип диспозитивности советского гражданско-процессуального права - М., 1987.

  26. Боннер А.Т. Установление обстоятельств гражданских дел. М.: Городец , 2000.

  27. Мурадьян Э.М. Истина как проблема судебного права. – 2-е изд., переработ и доп. – М.: Юристъ, 2004.

  28. Зейдер Н.Б.Гражданские процессуальные правоотношения-Саратов-1965.

  29. Мельников А.А.Правовое положение личности в советском гражданском процессе-М.,1969.

  30. Чечот Д.М. Участники гражданского процесса-М.,1960.

  31. Грось Л.А. Лица, участвующие в делах гражданского и арбитражного судопроизводства - влияние норм материального права-Хабаровск-1997.

  32. Чечот Д.М.Участники гражданского процесса-М.,1960.

  33. Розенберг Я.А. Представительство по гражданским делам в суде и арбитраже-Рига-1981.

  34. Осипов Ю.К.Подведомственность юридических дел-М.,1973.

  35. Чудиновских К.А. Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права. – СПб, 2004.

  36. Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права-М.,1979.

  37. Иск в гражданском и арбитражном процессах – Труды ИГиП РАН №1/2006. Москва, 2006.

  38. Клейнман А.Ф.Основные вопросы теории доказательств в советском гражданском процессе - М.,1950.

  39. Юдельсон К.С. Проблема доказывания в советском гражданском процессе - М.,1951.

  40. Медведев И.Р. О науке гражданского процесса: эссе; Ответственность сторон за ложные объяснения в суде: научн. исслед. – М.: Волтерс Клувер. 2006.

  41. Медведев И.Г. Письменные доказательства в частном праве России и Франции. – СПб, 2004.

  42. Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. – М., 2000.

  43. Авдюков М.Г. Судебное решение-М.,1959.

  44. Гурвич М.А. Судебное решение. Теоретические проблемы-М.,1976.

  45. Загайнова С.К. Судебные акты в механизме реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе. – М., 2007.

  46. Решетняк В.И., Черных И.И. Заочное производство и судебный приказ в гражданском процессе - М., 1997.

  47. Черных И.И. Заочное производство в гражданском процессе. – М., 2000.

  48. Уткина И.В. Заочное решение в гражданском процессе. – М., 2003.

  49. Черемин М.А. Приказное производство в российском гражданском процессе. – М., 2001.

  50. Попова Ю.А. Защита публично-правовых интересов граждан в судах общей юрисдикции. – Краснодар, 2001.

  51. Попова Ю.А. Судопроизводство по делам, возникающим из публично-правовых отношений (теоретические проблемы). – Краснодар, 2002.

  52. Чечот Д.М. Неисковые производства - М.,1973.

  53. Елисейкин П.Ф. Судебное установление фактов, имеющих юридическое значение - М.,1973.

  54. Аргунов В.В. Вызывное производство в гражданском процессе. – М., 2006.

  55. Зайцев И.М. Устранение судебных ошибок в гражданском процессе - Саратов, 1967.

  56. Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). – М., 2005.

  57. Исаенкова О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции. - Саратов, 2002.

  58. Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы – М., 2007.

  59. Марышева Н.И. Рассмотрение судами гражданских дел с участием иностранцев-М.,1970.

  60. Гражданин и предприниматель в российском и зарубежном суде: правовая помощь / Нешатаева Т.Н. и др. - М., 2002.

  61. Шак Х. Международное гражданское процессуальное право – М., 2001.



Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы
Разработчик (и) рабочей программы


Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Шварц Михаил Зиновьевич

к.ю.н.




доцент кафедры гражданского процесса

+7 812 329 28 31



























В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:




Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Кафедра гражданского процесса

06.03.2012

5










Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа









Иные документы об оценке качества рабочей программы



Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа




































Утверждение рабочей программы



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Ученый совет Юридического факультета СПбГУ

21.06.2012

№ 8

Внесение изменений в рабочую программу



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа


















<< предыдущая страница