Рабочая программа по природоведению для 5 класса - страница №1/1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР Директор МОУСОШ № 27
/Н.Н.Бондаренко/ /Н.Ф.Егорочкина/
«___» ______________ 2011 г. «___» ____________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По природоведению
для 5 класса
Составитель: учитель Иваник Лариса Яковлевна
МБОУ СОШ № 27 с.Новопрохладного
Майкопского района
2011 - 2012 учебный год
Федеральный учебный план: - 2 часа в неделю; - 68 часов в год.
Программа авторов А.А.Плешакова, Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.)
Учебник: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение. 5 класс.- М., Дрофа. – 2010г.
Пояснительная записка
За основу взята программа основного общего образования по природоведению, авторов А.А.Плешакова, Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.) Эта программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и регионального компонента основного общего образования Республики Адыгея. Рабочая программа разработана в соответствии с содержанием и структурой программы и учебника по природоведению для учащихся 5 класса авторов А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперед.
Изучение природоведения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
-
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
-
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
-
воспитание положительного эмоционально – ценностного отношения к природе; стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
-
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Обучение природоведению необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей 10-11-летнего возраста, которые воспринимают природу как не расчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им образно – практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия.
Следует учитывать, что данный курс выполняет роль пропедевтики для систематических курсов физики, астрономии, химии, биологии и географии, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения.
Мною, на уроках природоведения. используются самые разнообразные задания, направленные на усвоение учащимися обязательного минимума знаний и умений , необходимых для понимания целостности окружающего мира, основных закономерностей природы, места в ней человека. К их числу можно отнести вопросы и задания по работе с иллюстрациями учебника, его методическим аппаратом, а также самостоятельные работы по анализу схем, таблиц. оценке различных явлений природы. Особое внимание на уроках уделяю такому важному этапу урока, как проверке знаний и умений. С этой целью предлагаются вопросы и задания со свободным ответом тестового и практического характера.
В настоящее время актуальным является обучение детей навыкам работы с различными источниками знаний и умению извлекать из них нужную информацию. В связи с этим широко использую на своих уроках такие формы работы, как самостоятельное осмысление текста учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем и самостоятельно подобранной учениками; составление школьниками докладов, сообщений, рефератов и свободное изложение их содержания своим одноклассникам; формирование вопросов слушателям и ответы на них (своеобразный диалог с целью более глубокого понимания материала).
Развитию логического мышления, умению выполнять такие мыслительные операции, как абстрагирование, сравнение, анализ, обобщение, способствует составление таблиц по текстам учебника. Это позволит учащимся глубоко проникать в суть изучаемых вещей и запоминать, усваивать материал, минуя такую непродуктивную форму, как механическое заучивание.
Большую роль в развитии психических способностей детей играют практические работы. Они развивают наблюдательность, образность мышления, формируют культуру умственного труда и элементы научной деятельности. Большое внимание на каждом уроке уделяется проверке домашнего задания. Система в данном виде деятельности – залог глубоких и прочных знаний, воспитания ответственности и культуры умственного труда. Главной задачей уроков природоведения является не только формирование глубоких знаний по основам естественных наук, но и воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей действительности, любви ко всему живому, стремления сохранить нашу уникальную планету Земля.
На изучение курса отводится 68 часов (2 часа в неделю), как это предусмотрено базисным учебным планом. Программой предусмотрено 65 часов и 3 часа – резервное время. Исходя из того, что некоторые темы изучались в начальной школе, на предмете «Культура безопасности жизнедеятельности», я внесла небольшие корректировки в распределении часов в тематическом планировании. А именно, на тему «Изучение природы» отводится 2 часа вместо 3 часов (по программе), т.к. в в последующих программах более подробно даются определения, методы и оборудование изученных наук о природе. На тему «Вселенная» отведено по программе 14 часов, а мною – 13 часов, это связано с тем, что многие предложенные темы были рассмотрены в 4 классе, и на мой взгляд, требуют только повторения. Тема «Земля» включает в себя 1 дополнительный час на проведение промежуточной контрольной работы (вместо 18 часов, предусмотрено 19 часов, 1 час из резервного времени). На тему «Жизнь на Земле» в тематическом планировании отводится 16 часов вместо 14 часов по программе. Эти 2 часа необходимы для того, чтобы провести практическую работу и обобщить материал по данной теме. На изучение темы «Человек на Земле» отведено вместо 16 часов – 18 часов, 2 часа необходимы для проведения обобщения и итоговой контрольной работы за курс природоведения 5 класса.
В процессе обучения постоянно сочетаются федеральный и НРК стандарта. Так как очень многие явления наблюдаются и объясняются на местном материале, происходящие в природе. В курсе «Природоведения» реализуются все содержательные линии НРК.
Для проверки усвоения МСО по природоведению используются разные формы промежуточного контроля: контрольные работы (промежуточные, итоговая), а также практические, самостоятельные работы и тестовые задания, так как они помогают увидеть основные пробелы в знаниях учащихся и откорректировать их.
Чтобы лучше усваивался материал, я как учитель, использую различные методы и приёмы педагогических технологий: здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих, информационных и дифференцированный подход, потому что их применение помогает для успешного выполнения обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников, которые включены в ФК ГОСа.
В школьных условиях обеспечить комплексный характер реализации стандарта можно через межпредметные общешкольные мероприятия (конференции, диспуты, олимпиады, тематические вечера и т.д.), в которых будет обеспечиваться и преемственность в реализации стандарта. Для более полной реализации стандарта, конечно, необходимо программное и учебно-методическое обеспечение. Так, например, для реализации стандарта использую следующий УМК:
5 класс
|
Для учителя
|
Для учащихся
|
Стандарт основного общего образования по природоведению
|
«Вестник образования»
№ - 2010
|
|
Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006.
|
Авторы: А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
|
|
Учебник
|
А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение, 5 класс..– М., Дрофа, 2010
|
Тематическое планирование
учебного материала по курсу «Природоведение» (5 класс)
Наименование раздела, темы.
|
Коли-чество часов
|
Минимум содержания образования
|
Требования государственного образовательного стандарта
|
Национально-региональный компонент
|
Предметная составляющая
|
Деятельностно-коммуникативная составляющая
|
Ценностно-ориентационная составляющая
|
1. Изучение природы
|
2
|
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых – естествоиспытателей в развитии науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий).
|
Знать / понимать:
- отдельные методы изучения природы;
Уметь:
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;
-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами.
|
- Умение использовать полученную информацию по назначению и уметь её применить.
- знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
- знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
|
- Уметь организовывать собственную деятельность.
- Уметь корректировать свою деятельность. -Умение понимать другую иную точку зрения.
- Умение определять условия, обеспечивающие здоровый образ жизни. - Самоорганизация на уровне здорового образа жизни.
- Умение воспринимать человека как часть окружающей среды.
- уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
- уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми;
|
- понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
- принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
- ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
- понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
-понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
|
2. Вселенная
|
13
|
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно).
|
Уметь:
-
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
-
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков.
|
- знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
-знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
|
-Уметь корректировать свою деятельность. -Умение понимать другую иную точку зрения.
-Умение определять условия, обеспечивающие здоровый образ жизни. -Самоорганизация на уровне здорового образа жизни.
-уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
-уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми;
|
-понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
-принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
-ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
-понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
-понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
|
3.Земля
|
19
|
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горения, гниение).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
|
Знать / понимать:
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;
- основные характеристики погоды.
Уметь:
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
-
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
-
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
-
- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ.
|
-знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
-знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
|
-Понимать значение культурных ценностей. -Уметь организовывать собственную деятельность. Владение нормами экологического поведения.
-Уметь корректировать свою деятельность. -Умение понимать другую иную точку зрения.
-Умение определять условия, обеспечивающие здоровый образ жизни. -Самоорганизация на уровне здорового образа жизни.
-уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
-уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми;
|
-понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
-принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
-ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
-понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
-понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
|
4. Жизнь на Земле
|
16
|
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
|
Знать / понимать:
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов).
Уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);
- определять названия растений и животных с использованием атласа – определителя;
- приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения;
- приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
-кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.
|
-знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
-знать растительный и животный мир Среднего Урала, особенности его изменения под воздействием промышленного и сельскохозяйственного развития Свердловской области;
-знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
-знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
|
-Соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.
-Самоорганизация на уровне здорового образа жизни. Умение понимать иную точку зрения. Умение воспринимать человека как часть окружающей среды.
-владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
-участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона;
-ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении;
-уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми;
|
-понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
-принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
-ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
-понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
-понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
-готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;
|
5. Человек на Земле
|
18
|
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
|
Знать / понимать:
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- факторы здорового образа жизни;
- экологические проблемы своей местности и пути их решения.
Уметь:
- приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
|
- Влияние отходов промышленного производства на окружающую среду и организм человека;
- знать общие и специфические для Урала методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья;
-иметь обоснованные представления о возможностях собственного здоровья и способах его укрепления с учетом возрастных особенностей;
-иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека.
-знать методы отбора достоверной и необходимой для решения практических задач информации;
-знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, саморазвитие подростка.
|
-Осуществлять выбор цели и средств.
-Уметь корректировать свою деятельность. -Умение понимать другую иную точку зрения.
-Умение определять условия, обеспечивающие здоровый образ жизни.
-постоянно использовать традиционные для всех регионов, а также специфические для Урала методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни;
-уметь соблюдать нормы и правила поведения в экстремальных ситуациях и прогнозировать последствия их нарушения;
-уметь использовать различные источники информации для повышения эффективности образования и самообразования;
-уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми;
|
-понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей для обеспечения более полного раскрытия задатков и способностей в дальнейшей учебной деятельности, активном самоутверждении в различных группах;
-принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирования собственного сознания и поведения;
-ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку;
-понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
-понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, перспективам личного участия в развитии региона;
-понимание значимости умелого выбора методов самообразования для обеспечения более полного выявления способностей и их дальнейшего развития.
-готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания;
|
Календарно – тематическое планирование (5 класс)
Название темы или раздела
|
№ урока
|
Название урока
|
Дата проведения
|
1. Изучение природы
(2 часа)
|
1.
|
Введение. Науки о природе.
|
|
2.
|
Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований.
|
|
( 13 часов)
|
1 (3).
|
Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную?
|
|
2 (4).
|
Модель Вселенной по Аристотелю и Птолимею.
|
|
3 (5).
|
Н. Коперник, его модель Вселенной.
|
|
4 (6).
|
Дж. Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н. Коперника.
|
|
5 (7).
|
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы.
|
|
6 (8).
|
Планеты – гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Самая маленькая планета – Плутон.
|
|
7 (9).
|
Спутники планет.
|
|
8 (10).
|
Астероиды. Кометы.
|
|
9 (11).
|
Метеоры. Метеориты.
|
|
10 (12).
|
Звезды. Солнце -ближайшая к нам звезда.
|
|
11 (13).
|
Многообразие звезд. Созвездия.
|
|
12 (14).
|
Галактики. Световой год. Многообразие галактик.
|
|
13 (15).
|
Обобщение по теме «Вселенная»
|
|
3. Земля (19 часов).
|
1 (16).
|
Как возникла Земля? Гипотезы о возникновении Земли?
|
|
2 (17).
|
Возникновении Земли (продолжение).
|
|
3 (18).
|
Внутреннее строение Земли.
|
|
4 (19).
|
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
|
|
5 (20).
|
Землетрясения и вулканы.
|
|
6 (21).
|
Вещества и явления в окружающем мире.
|
|
7 (22).
|
Многообразие явлений природы.
|
|
8 (23).
|
Суша планеты.
|
|
9 (24).
|
Атмосфера Земли. Состав воздуха.
|
|
10(25).
|
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
|
|
11(26).
|
Облака, типы облаков. нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью.
|
|
12(27).
|
Ветер. Погода. Климат. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
|
|
13(28).
|
Ураганы. Смерчи.
|
|
14(29).
|
Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан.
|
|
15(30).
|
Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды.
|
|
16(31).
|
Уникальность планеты Земля.
|
|
17(32).
|
Планета Земля как среда обитания живых организмов.
|
|
18(33).
|
Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
|
|
19(34).
|
Обобщение по теме «Земля». Промежуточная контрольная работа.
|
|
-
4. Жизнь на Земле
(16 часов).
|
1(35).
|
Развитие жизни на Земле.
|
|
2(36).
|
Животные прошлого.
|
|
3(37).
|
Клеточное строение организмов.
|
|
4(38).
|
Разнообразие клеток растительного и животного организмов.
|
|
5(39).
|
Разнообразие живого. Царства живой природы.
|
|
6(40).
|
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
|
|
7(41).
|
Беспозвоночные и позвоночные животные.
|
|
8(42).
|
Среда обитания организмов. Наземно – воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней.
|
|
9(43).
|
Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
|
|
10(44).
|
Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.
|
|
11(45).
|
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
|
|
12 (46).
|
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
|
|
13(467).
|
Природные зоны Земли.
|
|
14(48).
|
Жизнь в морях и океанах.
|
|
15(49).
|
Практическая работа «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».
|
|
16(50).
|
Обобщение по теме «Жизнь на Земле».
|
|
5. Человек на Земле (18 часов).
|
1(51).
|
Происхождение человека. Древние предки человека.
|
|
2(52).
|
Первые люди.
|
|
3(53).
|
Страницы истории географических открытий.
|
|
4(54).
|
Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки.
|
|
5 (55).
|
Открытие Австралии и Антарктиды.
|
|
6(56).
|
Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
|
|
7(57).
|
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.
|
|
8(58).
|
Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
|
|
9(59).
|
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
|
|
10(60).
|
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
|
|
11(61).
|
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов.
|
|
12(62).
|
Важнейшие экологические проблемы: борьба с опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
|
|
13(63).
|
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
|
|
14(64).
|
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
|
|
15(65).
|
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.
|
|
16(66).
|
Простейшие способы оказания первой помощи.
Практическая работа «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».
|
|
17(67).
|
Обобщение по теме «Человек на Земле» и за курс природоведения 5 класса.
|
|
18(68).
|
Итоговая контрольная работа.
|
|
График лабораторных работ на 2011-2012 учебный год (природоведение, 5 класс)
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
|
|
|
Входная контрольная работа
|
5 неделя
|
6 неделя
|
7 неделя
|
8 неделя
|
|
|
|
|
9 неделя
|
10 неделя
|
11 неделя
|
12 неделя
|
|
|
|
|
13 неделя
|
14 неделя
|
15 неделя
|
16 неделя
|
|
|
|
|
17 неделя
|
18 неделя
|
19 неделя
|
20 неделя
|
Промежуточная контрольная работа
|
|
|
|
21 неделя
|
22 неделя
|
23 неделя
|
24 неделя
|
|
|
|
|
25 неделя
|
26 неделя
|
27 неделя
|
28 неделя
|
Практическая работа «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».
|
|
|
|
29 неделя
|
30 неделя
|
31 неделя
|
32 неделя
|
|
|
|
|
33 неделя
|
34 неделя
|
|
|
Практическая работа «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».
|
Итоговая контрольная работа
|
|
|
Список литературы:
-
программа основного общего образования по природоведению, авторов А.А.Плешакова, Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010.)
-
Государственный образовательный стандарт
-
Стандарт национально – регионального компонента
-
Иванова Т.А. и др. Природоведение. 5 класс: методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение».- М.: Дрофа, 2010
-
Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по природоведению. 5 класс. - М.: Дрофа, 2010.
-
Плешаков А.А. Твои открытия: альбом-задачник к учебнику «Природоведение». 5 класс. – М.: Дрофа, 2008.
-
Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
Промежуточная контрольная работа по природоведению, 5 класс 1 вариант.
Выберите правильный вариант ответа из четырех предложенных:
-
Наука о небесных телах – это:
а). физика б). химия в). астрономия г). биология
-
Первую систему мира, центром которой было Солнце, предложил:
а). Птолемей б). Пифагор в). Аристотель г).А. Самосский
-
Какое из перечисленных тел не входит в состав Солнечной системы:
а). Солнце б). Земля в). Луна г). Полярная звезда
-
К планетам земной группы относятся:
а). Марс б). Уран в). Юпитер г). Сатурн
-
Ближе всех к Солнцу расположена планета:
а). Юпитер б). Венера в). Меркурий г). Марс
-
Небесные тела, образующие при приближении к Солнцу «хвост» называют:
а). кометами б). метеорами в). планетами г). метеоритами
-
Какие явления относятся к физическим?
а). рост растения б). раскат грома в). растворение сахара в воде
г). появление гусеницы из яйца
-
К химическим явлениям не относится:
а). соединение кислорода и водорода с образованием воды
б). обугливание сахара при нагревании
в). таяние снежинки
г). гниение листьев
-
Между ядром Земли и земной корой находится:
а). литосфера б). мантия в). гидросфера г). атмосфера
-
Водная оболочка нашей планеты называется:
а). литосферой б). атмосферой в). гидросферой г). биосферой
-
Самый маленький материк – это:
а). Антарктида б). Австралия в). Африка г). Южная Америка
-
Восточно – Европейская равнина находится на материке:
а). Африка б). Евразия в). Северная Америка г). Австралия
-
Самая длинная река на планете – Нил находится в
а). Евразии б). Северной Америке в). Южной Америке г). Африке
-
Самый влажный материк Земли – это:
а). Южная Америка б). Северная Америка в). Австралия г). Евразия
-
Из чего состоит земная кора:
а). горных пород б). полезных ископаемых в). минералов г). почвы
Промежуточная контрольная работа по природоведению, 5 класс 2 вариант.
Выберите правильный вариант ответа из четырех предложенных:
а). химия б).биология в).физика г)
.география
-
В чем заслуга Н. Коперника:
а).считал, что вокруг Земли движутся Солнце и планеты
б). создал и обосновал систему мира, в центре которой находится Солнце
в). предположил, что Земля – плоская
г). предположил, что Земля – шар
-
Главное отличие звезд от планет состоит в том, что они:
а). имеют шарообразную форму
б). излучают свет
в). движутся
г). расположены близко к Земле
-
К планетам – гигантам относятся:
а). Меркурий б).Марс в).Венера г).Юпитер
-
Самая большая планета Солнечной системы:
а). Юпитер б). Сатурн в). Уран г). Нептун
-
Небесные тела, излучающие свет и тепло, называют:
а).планетами б). звездами в). кометами г). метеоритами
-
Какое явление относится к электрическим?
а). раскат грома б). вспышка молнии в). горение свечи г). таяние снега
-
К химическим явлениям относится:
а). появление ржавчины на поверхности гвоздя
б). испарение воды
в). засахаривание варенья
г). изменение формы облаков
-
В центре нашей планеты находится:
а).мантия б). ядро в). земная кора г). литосфера
-
Воздушная оболочка Земли – это:
а). гидросфера б). атмосфера в). литосфера г). биосфера
-
Самый большой материк – это:
а). Африка б). Северная Америка в). Южная Америка г). Евразия
-
В Евразии находится река:
а). Амазонка б). Волга в). Нил г). Миссисипи
-
Величайшая пустыня мира – Сахара находится в
а). Африке б). Евразии в). Австралии г). Южной Америке
-
Самая большая река Северной Америки – это:
а). Нил б). Миссисипи в). Волга г). Амазонка
-
Самый засушливый материк нашей планеты – это
а). Африка б). Австралия в). Южная Америка г). Евразия
Итоговая контрольная работа по природоведению, 5 класс
Задание: Прочитайте внимательно вопрос и выберите правильный вариант ответа из четырех предложенных.
-
Накопление в атмосфере избытка углекислого газа приводит к:
а).выпадению кислотных дождей б). проявлению «парникового эффекта» в). накоплению нитратов в почве г). разрушению почвы
-
Кислотные дожди приводят к:
а). гибели растений б). «парниковому эффекту» в). заболачиванию почвы г).накоплению в почве нитратов
а). экология б). ботаника в). зоология г). микробиология
-
Многоклеточные организмы отличаются от одноклеточных тем, что они:
а). состоят из множества клеток б). растут в). питаются г). размножаются
-
У одноклеточных организмов, в отличие от многоклеточных организмов нет:
а). движения б). питания в). размножения г). органов и тканей
а). защита клетки б). передача наследственных признаков
в). питание клетки г). дыхание клетки
-
К организмам, не имеющим настоящего ядра, относятся:
а). простейшие б). растения в). бактерии г). грибы
-
Растения в отличие от других организмов:
а). размножаются
б). состоят из множества клеток
в). питаются готовыми органическими веществами
г). создают органические вещества из неорганических
-
К позвоночным животным относится:
а). речной рак б). дождевой червь в). речной окунь г). майский жук
-
Корнями, стеблями и листьями размножаются:
а). цветковые растения б). грибы в). мхи г). простейшие
-
Делением клетки размножаются:
а). простейшие б). цветковые растения в). млекопитающие г). папоротники
-
Морской путь в Индию открыл:
а). Ф.Магеллан б). Х.Колумб в). Васко да Гама г). А.Никитин
-
Первое кругосветное путешествие совершил:
а). Ф.Магеллан б). Х.Колумб в). А.Никитин г). Васко да Гама
-
К организмам, живущим на дне океана, относятся:
а). морские звезды б). медузы в). акулы г). дельфины
-
Только в Австралии обитают:
а). волки б). обезьяны в). утконос и ехидна г). Змеи