г. Кандалакша
- приобщать учащихся к искусству слова, богатству русской классической , зарубежной литературы;
- развивать уровень восприятия и глубины проникновения в художественный текст, повышение качества чтения;
- воспитывать восприятие высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
- познакомить учащихся с классическими образцами художественной литературы.
Требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения курса литературы 6 класса ученик должен
знать:
Рабочая программа по литературе 6 класс рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю); соответствует Примерной программе по литературе, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Содержание программы
|
5 класс
|
6 класс
|
Литература как искусство слова (2 часа)
|
1час
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Литература и другие виды искусства.
|
1 час
Происхождение литературы. Миф. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.
|
Русский фольклор (9 часов)
|
9 часов
Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.
Малые жанры фольклора.
Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.
Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.
Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок).
Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе.
|
|
Литературная сказка (4 часа)
|
4 часа
Г.Х. Андерсен
Слово о писателе.
Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки).
Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.
|
|
Древнерусская литература (6 часов)
|
|
6 часов
Связь литературы с фольклором.
«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения).
Образно-стилистические особенности жанра летописи. «Повесть» как исторический и литературный памятник Древней Руси.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения).
Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.
|
Зарубежная литература (4 часа)
|
4 часа
Д. Дефо (возможен выбор другого зарубежного писателя)
Слово о писателе.
Роман «Робинзон Крузо».
История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.
|
|
Литература 19 века (63 часа)
|
|
|
И.А.Крылов (4 часа)
|
4 часа
Слово о писателе.
Басни: «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне» (возможен выбор других басен).
Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.
|
|
В.А. Жуковский (2 часа)
|
2 часа
Слово о поэте.
Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады).
Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.
|
|
Зарубежная литература
Ф.Шиллер
(1 час)
|
1 час
Слово о поэте.
Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).
Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.
|
|
А.С. Пушкин (16 часов)
|
6 часов
Слово о поэте.
Стихотворения: «Няне», «И.И. Пущину».
Лирика как род литературы. Тема дружбы в лирике Пушкина.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки).
Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.
|
10 часов
Слово о поэте.
Стихотворение «Зимнее утро».
Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.
Роман «Дубровский»
Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.
Повесть «Выстрел».
Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.
|
М.Ю. Лермонтов
(4 часа)
|
4 часа
Слово о поэте.
Стихотворения: «Бородино», «Листок», «Три пальмы».
История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.
|
|
Н.В. Гоголь
(4 часа)
|
4 часа
Слово о писателе.
Повесть «Ночь перед Рождеством» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»).
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
|
|
А.В. Кольцов
(2 часа) (возможен выбор другого поэта пушкинской поры)
|
2 часа
Слово о поэте.
Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения).
Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.
|
|
Ф.И. Тютчев
(2 часа)
|
|
2 часа
Слово о поэте.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…».
Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.
|
А.А.Фет
(3 часа)
|
1 час
Стихотворение «Ласточки пропали…».
Человек и природа в лирике Фета.
|
2 часа
Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них у дуба, у березы…».
Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Понятие о параллелизме.
|
И.С.Тургенев
(4 часа)
|
4 часа
Слово о писателе
Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести)
Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.
|
|
А.К.Толстой
(2 часа)
|
|
2 часа
Слово о поэте.
Баллада «Василий Шибанов» (возможен выбор другого произведения).
Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства. Нравственная проблематика баллады
|
Н.А.Некрасов
(7 часов)
|
3 часа
Слово о поэте.
Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа.
|
4 часа
Слово о поэте.
Стихотворение «Железная дорога». Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики. Поэма «Мороз, Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы). Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.
|
Н.С.Лесков
(2 часа)
|
|
2 часа
Слово о писателе.
Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.
|
А.П.Чехов
(2 часа)
|
|
2 часа
Слово о писателе.
Рассказ «Толстый и тонкий». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.
|
Жанр новеллы в зарубежной литературе П.Мериме
(2 часа)
|
|
2 часа
Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения). Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.
|
В.Г.Короленко (3 часа)
|
|
3 часа
Слово о писателе.
Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.
|
Тема детства в зарубежной литературе М.Твен
(3 часа) (возможен выбор другого зарубежного писателя)
|
3 часа
Слово о писателе.
Повесть «Приключения Тома Сойера». Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.
|
|
Литература 20 века
(26 часов)
|
|
|
В.В.Маяковский (2 часа)
|
|
2 часа
Слово о поэте.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения.
|
С.А. Есенин
(2 часа)
|
2 часа
Слово о поэте.
Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения). Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.
|
|
Зарубежные писатели о животных. Дж.Лондон
(3 часа)
|
|
3 часа
Слово о писателе.
Повесть «Белый клык» (возможен выбор другого произведения). Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.
|
А.П. Платонов (2 часа)
|
|
2 часа
Слово о писателе.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (возможен выбор другого рассказа). Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.
|
А.С.Грин
(2 часа)
|
|
2 часа
Слово о писателе.
Повесть «Алые паруса» (возможен выбор другой повести. Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.
|
К.Г.Паустовский (2 часа)
|
2 часа
Слово о писателе.
Рассказ «Парусный мастер» (возможен выбор другого рассказа). Тематика и проблематика произведения.
|
|
М.М.Пришвин (4 часа)
|
|
4 часа
Слово о писателе.
Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения). Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.
|
Н.Рубцов
(2 часа)
|
|
2 часа
Слово о поэте.
Стихотворения: «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (возможен выбор других стихотворений). Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в “тихой” лирике Рубцова.
|
Ю.Казаков
(1 час)
|
1 час
Слово о писателе.
Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения). Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.
|
|
В.П.Распутин
(3 часа)
|
|
3 часа
Слово о писателе.
Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.
|
В.П.Астафьев
(2 часа)
|
2 часа
Слово о писателе.
Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.
|
|
О.Генри (возможен выбор другого зарубежного писателя)
(1 час)
|
|
1 час
Слово о писателе.
Рассказ «Дары волхвов» (возможен выбор другого произведения). Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.
|
ИТОГО 114 часов
|
59 часов
|
55 часов
|
РЕЗЕРВ
|
9 часов
|
13 часов
|
Резервное время в количестве 22 часов использовано для формирования коммуникативной компетенции (уроки развития речи) и расширение читательского кругозора обучающихся (уроки внеклассного чтения).
№ п/п
|
Содержание
|
Тема урока
|
Дата
|
1
|
Литература как искусство слова (1 час)
|
Происхождение литературы. Миф. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.
|
|
2 ВнЧ
|
|
Мифы Древней Греции.
|
|
3
|
Древнерусская литература
(6 + 1 час)
|
Связь литературы с фольклором.
|
|
4
|
|
«Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник Древней Руси. Образно-стилистические особенности жанра летописи.
|
|
5
|
|
«Повесть временных лет» (фрагменты «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке»). Образно-стилистические особенности жанра летописи.
|
|
6
|
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека.
|
|
7
|
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема любви и святости в повести.
|
|
8
|
|
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Цельность характеров героев.
|
|
9 РР
|
|
Развернутый ответ на вопрос по теме «Древнерусская литература»
|
|
10
|
А.С. Пушкин
(10 + 1 + 1 час )
|
Слово о поэте.
|
|
11
|
|
Стихотворение «Зимнее утро». Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.
|
|
12
|
|
Повесть «Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие.
|
|
13
|
|
Повесть «Выстрел». Смысл названия произведения.
|
|
14ВнЧ
|
|
Повесть «Барышня-крестьянка».
|
|
15
|
|
Роман «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт.
|
|
16
|
|
Роман «Дубровский». Образ Владимира Дубровского.
|
|
17
|
|
Роман «Дубровский». Нравственная проблематика повести.
|
|
18
|
|
Роман «Дубровский». Тема «отцов и детей».
|
|
19
|
|
Роман «Дубровский». Тема крестьянского бунта в романе. Образы крестьян в повести.
|
|
20
|
|
Роман «Дубровский». Своеобразие жанра произведения.
|
|
21РР
|
|
Характеристика литературного героя.
|
|
22
|
Ф.И. Тютчев
(2 час)
|
Слово о поэте. Основные темы лирики Тютчева..
|
|
23
|
|
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.
|
|
24
|
А.А.Фет
(2 час)
|
Слово о поэте. Лирический герой поэзии Фета.
|
|
25
|
|
Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них у дуба, у березы…». Средства передачи настроения. Понятие о параллелизме.
|
|
26РР,
ВнЧ
|
|
Урок-концерт «Родная природа в творчестве русских поэтов».
Сочинение «Родная природа в творчестве русских поэтов».
|
|
27
|
А.К.Толстой
(2 час)
|
Слово о поэте. Баллада «Василий Шибанов». Обзор содержания.
|
|
28
|
|
Баллада «Василий Шибанов». Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного в балладе.
|
|
29
|
Н.А.Некрасов
(4 час)
|
Слово о поэте. Народность лирики Некрасова.
|
|
30
|
|
Стихотворение «Железная дорога». Образ народа-труженика и народа-страдальца в стихотворении.
|
|
31
|
|
Поэма «Мороз, Красный Нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины
|
|
32
|
|
Поэма «Мороз, Красный Нос». Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.
|
|
33РР
|
|
|
|
34
|
Н.С.Лесков
(2 час)
|
Слово о писателе. Стилистические особенности сказа Лескова.
|
|
35
|
|
Рассказ «Левша». Русский характер в рассказе. Проблема народа и власти.
|
|
36
|
А.П.Чехов
(2 + 1 час)
|
Слово о писателе.
|
|
37
|
|
Рассказ «Толстый и тонкий». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.
|
|
38ВнЧ
|
|
Юмористические рассказы А.П.Чехова.
|
|
39
|
Жанр новеллы в зарубежной литературе П.Мериме
(2 час)
|
Особенности новеллы как литературного жанра. Новелла «Маттео Фальконе». История создания новеллы.
|
|
40
|
|
Новелла «Маттео Фальконе». Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.
|
|
41
|
В.Г.Короленко (3 час)
|
Слово о писателе.
|
|
42
|
|
Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.
|
|
43
|
|
Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Особенности портрета и пейзажа в повести.
|
|
44РР
|
|
|
|
45
|
В.В.Маяковский (2 час)
|
Слово о поэте. Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество.
|
|
46
|
|
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворения.
|
|
47
|
Зарубежные писатели о животных. Дж.Лондон
(3 час)
|
Слово о писателе.
|
|
48
|
|
Повесть «Белый клык». Мир человека и мир природы в повести Лондона.
|
|
49
|
|
Повесть «Белый клык». Искусство автора в изображении животных.
|
|
50ВнЧ
|
|
|
|
51
|
А.П. Платонов
(2 час)
|
Слово о писателе. Своеобразие стилистики платоновской прозы.
|
|
52
|
|
Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров.
|
|
53
|
А.С.Грин
(2 час)
|
Слово о писателе. Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина.
|
|
54
|
|
Повесть «Алые паруса». Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.
|
|
55
|
М.М.Пришвин
(4 час + 1 час)
|
Слово о писателе. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.
|
|
56
|
|
Сказка-быль «Кладовая солнца». Поэзия природы в творчестве Пришвина.
|
|
57
|
|
Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы Насти и Митраши.
|
|
58
|
|
Сказка-быль «Кладовая солнца». Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.
|
|
59РР
|
|
Портрет литературного героя как средство его характеристики.
|
|
60
|
Н.Рубцов
(2 час)
|
Слово о поэте. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
|
|
61
|
|
Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова.
|
|
62ВнЧ
|
|
Сочинение о родном крае.
|
|
63
|
В.П.Распутин
(3 час)
|
Слово о писателе. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.
|
|
64
|
|
Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика произведений Распутина.
|
|
65
|
|
Рассказ «Уроки французского». Духовная память человека как нравственная ценность.
|
|
66РР
|
|
Проверочная работа
|
|
67
|
О.Генри
(1 час)
|
Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов». Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги.
|
|
68ВнЧ
|
|
Рекомендации для летнего чтения
|
|