Похожие работы
|
Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы основного - страница №1/1
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии в 9 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 14-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.-191с.
Программа рассчитана на 68 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 4 часов.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии:
-
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
-
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
-
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
-
проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
-
использование для решения познавательных задач различных источников информации;
-
соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.
Информационно-коммуникативная деятельность
Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.
Рефлексивная деятельность
Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать:
-
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
уметь
-
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
-
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической
системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-
характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;
-
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
-
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
-
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-
распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид- ионы.
-
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
безопасного обращения с веществами и материалами;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
-
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
-
приготовление растворов заданной концентрации.
Формирование общеучебных умений и навыков учащихся
Учебно - организационные:
-
уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
-
владеть техникой консультирования;
-
уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять
-
заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
-
уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
-
уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
-
взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
-
уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
-
уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
-
уметь применять справочный аппарат книги
-
самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
-
уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
-
связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
-
излагать материал из различных источников;
-
владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции
Тематическое планирование по химии в 9 классе
(2 часа в неделю, всего 68 часов: по плану – 67 часов и 1 час резервное время).
Программа курса химии 9 класса, автор Г. Е. Рудзитиса (программа изменена и переработана с учетом особенностей школы, наличия учебно-методической литературы и часовой сетке).
№
п/п
в уч.
году
|
№
п/п
в
теме
|
ТЕМЫ УРОКОВ
|
Дата
про-
веде-
ния..
|
ТИП урока;
МЕТОДЫ, применяемые
на уроке;
ФОРМЫ организации учебной деятельности.
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ЗНАНИЯ,
УМЕНИЯ,
НАВЫКИ.
|
Опыты, оборудова-ние
|
Дом. задание
(Г.Е.Рудзитис и др.)
|
Источники
информации.
(С.Т.Сатбалдина и др.)
|
1
|
1
|
Повторение основных вопросов неорганической химии курса 8 класса (3ч.)
Периодический закон и ПСХЭ (периодическая система химических элементов) Д. И. Менделеева. Валентность. Степень окисления.
|
|
Вводный
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Определение периодического закона, периода, группы, физический смысл порядкового номера, номера периода и группы; валентность, степень окисления.
|
|
Записи в тетради за 8 класс (повторить)
|
Записи в тетради за 8 класс (повторить)
|
2
|
2
|
Виды химической связи. Типы кристаллических решеток. Основные классы неорганической химии.
|
|
Комбинированный.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Определение связи ковалентной (полярной и неполярной), ионной, металлической; кристаллическая решетка (атомная, молекулярная, ионная, металлическая)
|
|
Записи в тетради за 8 класс (повторить)
|
Записи в тетради за 8 класс (повторить)
|
3
|
3
|
Типы химических реакций. Написание уравнений химических реакций.
|
|
Комбинированный.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы, решение упражнений.
|
|
|
Записи в тетради за 8 класс (повторить)
|
Записи в тетради за 8 класс (повторить)
|
4
|
1
|
Вода . Растворы. (3 ч.)
Вода – растворитель. Понятие о растворе.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Растворы, однородность, суспензии, насыщенные и ненасыщенные растворы, растворимость, разбавленный и концентрированный растворы.
|
|
§30 (с.73-74 – до массовой доли)
|
§66, §78-79 (8 кл.)
|
5
|
2
|
Массовая доля растворённого вещества в растворе.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Массовая доля, растворимость вещества.
|
|
§30 (с.75-76)
|
§80-82 (8 кл.), записи
|
6
|
3
|
Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
|
|
Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.
Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений
Лекция с элементами бесед, решение задач.
|
|
|
Записи
|
Записи
|
7
|
1
|
Химические реакции (13ч.)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Объяснение.
|
Электролиты, неэлектролиты, диэлектрическая проводимость воды, реакция гидратации, гидраты, кристаллогидраты, ион гидроксония.
|
Д-1, Д-2, Д-3
Л-1, Л-2
|
§ 1
с.3,4,7;
упр.1,2 (устно)
с. 12
|
§53 (8 кл.)
|
8
|
2
|
Электролитическая диссоциация растворов кислот, щелочей, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень электролитической диссоциации. Реакции обратимые и необратимые.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Катионы, анионы, ступенчатая диссоциация, кислые, основные и средние (нормальные) соли. Степень электролитической диссоциации, обратимые и необратимые реакции.
|
|
§ 2
упр.10, 11, 12 (устно)
с. 12
|
§53-54 (8 кл.), записи
|
9-10
|
3-4
|
Реакции ионного обмена. Основные положения теории электролитической диссоциации. Упражнения в написании полных и сокращенных ионных уравнений.
|
|
Комбинированный, обучающий.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы, решение упражнений.
|
Реакции ионного обмена, молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения
|
Л-3
|
§ 4 упр.1,3,4
с. 20 §1 до конца упр.2,5 с. 20
|
Записи
|
11
|
5
|
Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы, решение упражнений.
|
Избыток одного из реагирующих веществ.
|
|
Повторить п. 1-4,
Зад.1,2 с.20
|
|
12
|
6
|
Окислительно-восстановительные реакции.
|
|
Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.
Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений
Лекция с элементами беседы, решение упражнений.
|
|
|
§ 5, записи
упр.6,7 с. 20
|
Записи, §39 (8 кл.)
|
13
|
7
|
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы, решение упражнений.
|
|
|
Записи
|
Записи, §39 (8 кл.)
|
14
|
8
|
Гидролиз солей.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Гидролиз.
|
Д. – определение реакции среды в растворах разных солей
|
§6, записи,
|
Записи, §76 (8 кл.)
|
15
|
9
|
Гидролиз солей.
|
|
Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.
Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений
Лекция с элементами беседы, решение упражнений.
|
|
|
§6, записи,
упр.8,9 с. 20
|
Записи, §76 (8 кл.)
|
16
|
10
|
Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»».
|
|
Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.
Практическая работа.
|
|
Пр. раб. №1
|
Пр. раб. №1, с.22
|
|
17
|
11
|
Скорость химической реакции. Условия, влияющие на изменение скорости химической реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Скорость химической реакции, катализаторы, ингибиторы, катализ. Химическое равновесие, прямая и обратная реакции. Принцип Ле-Шателье.
|
Л.-7
|
§14, Упр.1,2
с. 43 §15
Упр.5 с. 43
|
§1-6
|
18
|
12
|
Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям. Решение расчетных задач по термохимическим уравнениям.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы, решение задач.
|
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, сохранение и превращение энергии при химической реакции.
|
|
Записи
|
Записи , §46 (8 кл.)
|
19
|
13
|
Контрольная работа №1 по теме «Химические реакции».
|
|
Контроль знаний.
Репродуктивный.
Контрольная работа.
|
|
|
|
|
20
|
1
|
Подгруппа фтора (галогены) (3 ч.)
Общая характеристика химических элементов подгруппы фтора. Хлор, его свойства. Сравнительная характеристика галогенов.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
|
|
|
Записи, §7-10
|
21
|
2
|
Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Хлориды.
|
|
|
Записи, §11
|
22
|
3
|
Практическая работа №7 «Соляная кислота».
|
|
Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.
Практическая работа.
|
|
|
|
с. 213-217
|
23
|
1
|
Подгруппа кислорода (халькогены) (9 ч.)
Общая характеристика химических элементов подгруппы кислорода. Аллотропия кислорода и серы.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Объяснение.
|
Аллотропия, аллотропные модификации.
|
Д.-5
|
§7, 8 упр.1-3
(устно) с. 29
|
§14
|
24
|
2
|
Сера, её свойства. Получение, применение и нахождение в природе.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Пластическая и кристаллическая сера, флотация.
|
Д. – взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом.
Л.-4
|
§9-12 упр.1,
зад. 2 с. 29
|
§15-17
|
25
|
3
|
Сероводород. Сероводородная кислота. Сульфиды.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Сульфиды.
|
|
Записи
|
§18
|
26
|
4
|
Оксиды серы II и IV.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
|
|
Записи
|
§19
|
27
|
5
|
Сравнительная характеристика кислородосодержащих соединений халькогенов.
|
|
Комбинированный, обучающий.
Объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый.
Лекция с элементами беседы.
|
|
|
Записи
|
Записи
|
28
|
6
|
Серная кислота, её свойства и применение. Производство серной кислоты.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Общие научные принципы производства.
|
Л.-6
Д. – модель установки для получения серной кислоты
|
§13 упр.2,3
с.31,32,
зад. 1,2 с. 32
§16 упр.6
(письм.), 7,8 (устно), зад. 3,4 с. 43;
подготовиться к Пр. раб. №2 с.44
|
§20-21
|
29
|
7
|
Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»».
|
|
Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый.
Практическая работа.
|
|
|
Пр. раб. №2 с.44
|
с. 237
|
30
|
8
|
Решение расчетных задач по теме «Сера. Серная кислота».
|
|
Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.
Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений
Лекция с элементами бесед, решение задач.
|
|
|
|
|
31
|
9
|
Контрольная работа №2 по темам «Подгруппы фтора и кислорода».
|
|
Контроль знаний.
Репродуктивный.
Контрольная работа.
|
|
|
|
|
32
|
1
|
Подгруппа азота (11 ч.)
Общая характеристика элементов подгруппы азота. Свойства азота и фосфора – простых веществ.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Объяснение.
|
|
|
§17, 18, 24
упр.1-6
(устно) с. 55
|
§23-24, §34
|
33
|
2
|
Аммиак и его свойства. Производство аммиака.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Ион аммония.
|
Д.-8, Д. – получение хлорида аммония,
Д. – модель установки для получения аммиака.
|
§19, 20 упр.7-9,11
зад. 1 с. 55
подготовиться к Пр. раб. №3 с.74-75
|
§25-26
|
34
|
3
|
Практическая работа №3 «Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака».
|
|
Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.
Практическая работа.
|
|
|
Пр. раб. №3 с.74-75
|
|
35
|
4
|
Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы, решение задач.
|
Выход продукта реакции.
|
|
с.170, 171, третий тип задач.
Записи.
Повторить п. 17-19,
зад. 1 с. 73
|
|
36
|
5
|
Оксиды азота и фосфора.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
|
|
Записи. П.25
|
§29, 35
|
37
|
6
|
Азотная кислота. Производство азотной кислоты. Круговорот азота.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
|
Д. – свойства азотной кислоты
Л.-8,
Д.- качественные реакции на нитраты (сухие и растворы).
.
|
§21, 22, 26 §21,23
с.56-58, упр.3 с. 62,
зад. 1 с. 63
|
§30-31, 33
|
38
|
7
|
Соли аммония. Нитраты.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
|
|
§20,22 упр.13 зад. 2
с. 62, упр.8
с. 63
|
§27, 32
|
39
|
8
|
Фосфорные кислоты и их соли. Минеральные удобрения.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Гидроортофосфат-ион, дигидроортофосфат-ион. Минеральные удобрения: простые и сложные.
|
Л.-9
|
§26, упр.5,6 (письм.),
упр.1-4 (устно)
с. 72-73 П.27 с. 68-71, упр.7-11 (8-10 письм.),
зад. 4 с. 73
|
§35-36
|
40
|
9
|
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»».
|
|
Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый.
Практическая работа.
|
|
|
Пр. раб. №4 с.74-75
|
с. 262
|
41
|
10
|
Решение расчетных задач по теме «Подгруппа азота».
|
|
Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.
Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений.
Решение задач.
|
|
|
|
|
42
|
11
|
Контрольная работа №3 по теме «Подгруппа азота».
|
|
Контроль знаний.
Репродуктивный.
Контрольная работа.
|
|
|
|
|
43
|
1
|
Подгруппа углерода (8ч.)
Общая характеристика подгруппы углерода. Аллотропия углерода.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Объяснение.
|
|
|
§28, зад. 3,4
с. 92
|
§38
|
44
|
2
|
Характеристика химических элементов и простых веществ углерода и кремния в сравнении. Химические свойства углерода. Адсорбция.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Адсорбция.
|
Д.: 1) поглощение углем растворен-ных веществ и газов,
2) восстановле-ние меди оксида меди (II) углем.
|
§29, 35
упр.1-6
(устно),
упр.7
(письм.)
с. 91
|
§39-40, 44
|
45
|
3
|
Оксиды углерода и кремния: состав, строение, свойства, применение. Топливо.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Газогенератор, генераторный газ, газификация твердого топлива.
|
Д.: 1) получение СО2 и взаимодействие его с водой, растворами щелочей.
|
§30, 31, 36
упр.14-18
с. 91, упр.3
с. 101
|
§41, 45
|
46-47
|
4-5
|
Угольная и кремневая кислоты и их соли. Круговорот углерода в природе. Силикатная промышленность.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Карбонат-ионы, гидрокарбонат-ионы.
|
Д. - получение кремниевой кислоты,
Л.-11, Л.-12 Д.: 1) виды стекла,
2) затвердевание цемента при смешивании с водой,
Л.-13
|
§32-34, 37, 38 упр.19, 21
с. 91, упр.22
с. 92, упр.5
с. 101 §39,
упр.9 с. 101
|
§42-43, §45-46
|
48
|
6
|
Решение задач на вычисление массы (объёма) продукта реакции по известной массе (объёму) исходного вещества, содержащего примеси.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы, решение задач.
|
|
|
с.169, тип задач 2 (1,2), зад. 1 с.92,
зад. 2 с.101
подготовиться к Пр. раб. №5 с.102
|
|
49
|
7
|
Практическая работа №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».
|
|
Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.
Практическая работа.
|
|
|
Пр. раб. №5, с.102
|
|
50
|
8
|
Контрольная работа №4 по теме «Подгруппа углерода».
|
|
Контроль знаний.
Репродуктивный.
Контрольная работа.
|
|
|
|
|
51
|
1
|
Металлы (12 ч.)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов металлов. Общее представление о сплавах. Общие химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, сплав.
|
|
§40, 41, 43, 45 §44,
упр. 11
зад. 4,5
с. 120
|
§47, 49
|
52
|
2
|
Электролиз. Сущность электролиза. Практическое значение и применение электролиза для получения металлов, водорода, хлора и щелочей.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Электролиз.
|
Д. – электролиз раствора хлорида меди (II)
|
§42 упр.5
с. 120 зад. 1
с. 119
|
§48, 51
|
53
|
3
|
Коррозия металлов. Сущность коррозии, защита металлов от коррозии.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Коррозия металлов.
|
|
§46 упр.15
зад. 2 с. 120
|
§50
|
54
|
4
|
Общая характеристика металлов I и III группы главной подгруппы периодической системы. Кальций, строение, свойства. Соединения кальция. Жесткость воды и способы её устранения.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Жесткость воды.
|
Л.-16
Д. – 1)взаимодей-ствия кальция и его оксида с водой,
2) качествен-ные реакции на ионы кальция и бария.
Д. – устранение жесткости воды.
|
§47, 48
упр.8,9
зад. 1 с. 126
§49 (до жесткости воды, до с. 131), упр.5-9
зад.1,2 с.133
§49 (до конца),
упр.15 зад. 3
с. 133
|
§52-56
|
55
|
5
|
Алюминий: строение, свойства. Соединения алюминия.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
|
Д.: 1)взаимодей-ствие алюминия с кислородом, водой, кислотами, солями,
2)механичес-кая прочность оксидной пленки алюминия.
Л.-18
|
П.50, упр.5-8, зад. 2
с. 138,
подготовиться к Пр. раб. №6 с.139
|
§57-58
|
56
|
6
|
Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач».
|
|
Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый.
Практическая работа.
|
|
|
Пр. раб. №6 с.139
|
|
57
|
7
|
Железо. Строение атомов железа. Свойства железа – простого вещества. Соединения железа.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
|
Д.: 1)горение железа в кислороде,
2)получение гидроксидов железа (II и III).
|
§51-52,
упр.5 зад. 1
с. 144
|
§59-61
|
58
|
8
|
Сплавы железа (чугун, сталь). Применение железа и его соединений. Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Основные способы промышленного получения металлов.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Чугун, сталь, легированные, нержавеющие стали, закалка и отпуск стали. Металлургия, руда, пустая порода, пирометаллургия, гидрометаллургия, металлотермия, электрометаллургия.
|
Л. – ознакомление с образцами чугуна и стали
|
§45, повторить §51-53,
упр.10 с. 144
§54, 55,
зад. 1,2
с. 157
|
§59, записи
|
59
|
9
|
Производство чугуна и стали.
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Шихта, доменная печь, флюсы, концентрат, агломерация, шлак, хвосты, (части доменной печи); кислородный конвертор, электропечь, мартеновская печь, передельный чугун, раскислители, прокат стали.
|
|
§56-57, упр.6-10 (устно)
зад. 3 с. 157,
упр.12-15 (устно)
зад. 4 с. 157
|
§59, записи
|
60
|
10
|
Практическая работа №7 «Железо и его соединения».
|
|
Применение знаний. Словесно-наглядно-практический.
Практическая работа.
|
|
|
Пр. раб. №7 с.144
|
|
61
|
11
|
Практическая работа №8 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»».
|
|
Применение знаний. Словесно-наглядно-практический, частично-поисковый.
Практическая работа.
|
|
|
Пр. раб. №8 с.145
|
с. 313-314
|
62
|
12
|
Контрольная работа №5 по теме «Металлы».
|
|
Контроль знаний.
Репродуктивный.
Контрольная работа.
|
|
|
|
|
63
|
1
|
Обобщение знаний по курсу «Неорганическая химия» (4 ч.)
Периодический закон и ПСХЭ (периодическая система химических элементов) Д. И. Менделеева
|
|
Словесный, повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений
Беседа.
|
|
|
Записи, §7,17,28, 40,47 (9 кл.),
§38-41,49 (8 кл.)
|
Записи, §20-22 (8 кл.)
|
64
|
2
|
Общие закономерности протекания химических реакций.
|
|
Словесный, повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений
Беседа.
|
|
|
Записи, §14-16,19, 21 (9 кл.),
|
Записи, §1-6
|
65
|
3
|
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
|
|
Комбинированный, повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений
Беседа.
|
|
|
Записи.
|
Записи
|
66
|
4
|
Годовая итоговая контрольная работа.
|
|
Контроль знаний.
Репродуктивный.
Контрольная работа.
|
|
|
|
|
67
|
5
|
Основные направления химизации страны. Развитие химической науки.
|
|
Комбинированный, обучающий.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Интенсификация химического производства, комплексное использование сырья, малоотходные и безотходные технологии.
|
|
Записи, П.58 (9 кл.),
|
Заключение, с.314-315
|
Литература:
-
«Программа курса химии (VIII-IX) Г. Е. Рудзитиса», Москва «Просвещение» 1994г.
-
Фельдман Ф. Г., Рудзитис Г. Е.: Химия: Неорганическая химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 1997г.
-
«Химия 8-11 классы (тематическое планирование по учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана), составитель Л. М. Брейгер», издательство Волгоград «Учитель-АСТ», 2002г.
Пояснительная записка.
Программа Г. Е. Рудзитиса по курсу химии в 9 классе рассчитана на 2,5 часа в неделю. Считаю, что это наиболее полноценная и логически правильно выстроенная программа обучения данного курса химии. Поэтому я взял её за основу, но адаптировал к изучению в 2 часа в неделю. При этом тема «Вода. Растворы» была перенесена с конца 8-го класса в начало 9-го класса последующим причинам: 1) важность данной темы в последующем обучении, необходимость её хорошей проработки, 2) на практике, обычно, не хватает 1-2 часов в конце учебного года. Кроме того, для целостности картины была введена тема «Галогены». А тема «Органические соединения углерода», наоборот, была исключена, так как считаю, что поверхностное изучение данной темы, которую предстоит изучать более детально и подробно в следующем курсе химии, основано только на механическом заучивании, а не на логическом понимании взаимосвязи строения и свойств. Это лишняя ненужная трата учебного времени для учителя и сил для учащихся. Тем более что в настоящее время в стране всеобщее 11-летнее образование (а не 9-летнее как раньше), и нет прерывания в процессе образования.
|