Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская область 2009 год - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по биологии 7 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... 1 224.56kb.
Рабочая программа по учебному курсу биологии для 11 класса 1 223.34kb.
Рабочая программа по биологии для 11 класса 1 222.32kb.
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... 1 401.37kb.
Рабочая программа по информатике и икт для 10 класса на 2011-2012... 1 308.5kb.
Программа по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» 1 19.58kb.
Рабочая программа «География России. Природа». для 8 класса уровень... 3 895.37kb.
Рабочая программа кружка «Мир увлечений» для 9 класса на 2012-2013... 1 86.01kb.
Перечень участковых избирательных комиссий избирательных участков... 6 1323.32kb.
Рабочая программа по музыке для 7 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. 1 171.19kb.
Рабочая программа по информатике 10 класс базовый уровень 2012-2013... 1 279.45kb.
Способ расширения времени продуктивного использования энергии солнца... 1 113.5kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа по биологии 9 класса. Село Лобаново, Катайский район, Курганская - страница №1/1

МОУ «Лобановская основная общеобразовательная школа».

Рабочая программа

по биологии 9 класса.

Село Лобаново, Катайский район, Курганская область

2009 год.

Автор: Боровинских И.А.

Учитель МОУ «Лобановская ООШ» II квалификационной категории.

Рецензент:

Утверждена решением МО ……. Протокол №…от….

Руководитель МО ______________

Утверждена на заседании методического совета _______________

Заместитель директора по методической работе : Марянинова Т.И.______________

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня. Это нашло своё отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объёма содержания, так в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности , мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачёты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Требования к уровню усвоения предмета.

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:



  • Об особенности жизни как форме существования материи;

  • Роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • Фундаментальные понятия биологии;

  • Сущность процесса обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • Основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • О соотношении социального и биологического в эволюции человека;

  • Основные области применения знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться знаниями общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека.

  • Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • Решать генетические вопросы, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

  • Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • Владеть языком предмета.


Использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторы риска, действующие на здоровье, о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики, о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток, о причинах проявления наследственных заболеваний человека, механизмы передачи признаков из поколения в поколение, возникновение отличий от родительских форм у потомков, сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности людей и обоснования мер охраны природных сообществ, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Учебно-тематический план.

Дата



Раздел

Глава

Тема

Количество часов
















Всего

Практических работ

Контрольных работ




1

Введение(1).




Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

1









2



Эволюция живого мира на земле (19).

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Признаки живых организмов. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.

2
















Развитие биологии в додарвиновский период

Становление систематики. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка.

1
















Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.

3
















Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации

2

1

1










Микроэволюция

Вид, его критерии и структура. Эволюционная роль мутаций.

2

1













Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции. Зачёт.

3
















Возникновение жизни на Земле


Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни.

2
















Развитие жизни на Земле.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру. Жизнь в палеозойскую эру. Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека. Зачёт.

3




1




3

Структурная организация живых организмов (10).

Химическая организация клетки.

Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки.

2
















Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен.

2
















Строение и функции клеток.

Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Эукариотическая клетка. Ядро. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов. Зачёт.

6

1

1




4

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6).

Размножение организмов.

Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток

2
















Индивидуальное развитие организмов.

Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Зачёт.

4




1




5

Наследственность и изменчивость организмов (12).

Закономерности наследования признаков.

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. Законы Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.

6

1













Закономерности изменчивости

Наследственная изменчивость. Фенотипическая изменчивость.

2

1













Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Зачёт.

4




1




6

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (12).

Биосфера, её структура и функции.

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообщества живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.

8
















Биосфера и человек.

Природные ресурсы, их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природоиспользования.

4




1




7

Повторение и обобщение знаний







5




1




8

Итого







66

5

7



Содержание тем учебного курса.

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле. (20).
Глава I. Введение. Биология – наука о жизни. (2).

Биология – наука о жизни. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Признаки живых организмов. Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.



Демонстрации:

  • Таблица «Зародыш хордовых животных».

  • Таблица «Уровни организации жизни.

Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: биология, жизнь, таксон.

Называть свойства живого.

Характеризовать биологию как комплексную науку, естественную систему классификации живых организмов.

Объяснять роль биологии в формировании естественной современно-научной картины мира в практической деятельности людей.

Выделять предмет изучения биологии, особенности развития живых организмов

Приводить примеры практического применения достижений современной биологии, дифференциации и интеграции биологических наук.

Выявлять и описывать проявление свойств живого.

Высказывать своё мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.

Доказывать, что живые организмы – открытые системы.

Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе.

Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.

Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период. (1).

Становление систематики. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка.



Демонстрации:

  • Таблица «Классификация растений».

  • Таблица «Уровни организации живой природы».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: эволюция, теория, научный факт

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений..

Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка.

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином.

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина.

Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. (3).

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора.



Демонстрации:

  • Таблица «Формы естественного отбора».

  • Географическая карта.

  • Таблица «Искусственный отбор».

  • Изображения севрюги, богомола.


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Называть основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование, факторы внешней среды, приводящие к отбору.

Характеризовать сущность борьбы за существование, естественного отбора, формы естественного отбора.

Выделять различие между стабилизирующей и движущей формой естественного отбора.

Приводить примеры проявления форм борьбы за существования, стабилизирующего отбора и движущей формы борьбы за существования.

Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отбор.

Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. (2).

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.



Демонстрации:

  • Таблица «Адаптация животных, растений».

  • Таблицы с изображениями различных животных.

  • Таблицы с изображениями конечностей разных животных.

Лабораторная работа №1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: приспособленность вида к окружающей среде.

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.
Глава 5. Микроэволюция. (2).

Вид, его критерии и структура. Эволюционная роль мутаций.



Демонстрации:

  • Изображение нескольких организмов, относящихся к одному виду.

  • Чучела животных.

  • Гербарий растений.

  • Схемы «Сукцессия», «Видообразования».


Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора».

Учащиеся должны:

Называть признаки популяций.

Характеризовать критерии вида.

Перечислять критерии вида.

Анализировать содержание определений понятий «вид», «популяция».

Отличать понятия вид и популяция.

Приводить примеры практического значения изучения популяций, различных видов изоляции.

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида, зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Описывать сущность и этапы географического видообразования, сущность экологического видообразования.

Преобразовывать текст учебника в графическую модель популяционной структуры вида.
Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. (3).

Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции. Зачёт.



Демонстрации:

  • Таблица «Основные пути эволюционного процесса».

  • Таблица «Формы филогенеза».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Называть основные направления эволюции.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении.

Описывать проявление основных направлений эволюции.

Отличать примеры проявления направлений эволюции.

Различать понятия Микроэволюция и макроэволюция.
Глава 7. Возникновение жизни на Земле. (2).

Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни.



Демонстрации:

  • Таблица «Матричный синтез».

  • Таблица «Вольвокс».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: гипотеза, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

Называть и описывать этапы развития жизни, сущность гипотез образования эукариотической клетки.

Характеризовать основные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании естественной современно-научной картины мира, взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.

Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Высказывать своё мнение о сложности вопроса возникновения жизни.
Глава 8. Развитие жизни на Земле. (3).

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру. Жизнь в палеозойскую эру. Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека. Зачёт.



Демонстрации:

  • Таблица «Геохронология».

  • Таблицы животных, растений.

  • Географическая карта.


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, антропология, антропогенез.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу, признаки биологического объекта – человека.

Характеризовать стадии развития человека.

Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания, причины заселения динозаврами различных сред жизни, место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими, родство, общность происхождения и эволюции человека.

Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов.

Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое, ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое, растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое, ароморфозов у растений и животных в мезозое, идиоадаптации у растений и животных кайнозоя.

Доказывать единство человеческих рас.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека.

Раздел II. Структурная организация живых организмов. (10).

Глава 9. Химическая организация клетки. (2).

Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки.



Демонстрации:

  • Таблица «Строение молекулы воды».

  • Таблицы «Строение белковой молекулы», «Нуклеиновые кислоты», «Углеводы», «Липиды».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: микроэлементы, макроэлементы, белки, гормоны, ферменты, нуклеиновые кислоты, ДНК, РНК.

Называть неорганические вещества клетки, органические вещества клетки, клетки, ткани, органы, богатые липидами, и углеводами, функции белков, продукты, богатые белками, связь, образующую первичную структуру белка, вещество – мономер белка, нахождение молекулы ДНК в клетке, мономер нуклеиновых кислот.

Характеризовать биологическое значение макро- и микроэлементов, биологическую роль воды, биологическое значение солей неорганических кислот, биологическую роль углеводов, липидов, проявление функций белков, уровни структурной организации белковой молекулы.

Узнавать пространственную структуру молекулы белка.

Объяснять причины многообразия функций белков, почему белки редко используются в качестве источника энергии.

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам, белков, выполняющих различные функции.

Выявлять взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и её свойствами.

Классифицировать углеводы по группам.

Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры.

Определять признак деления белков на простые и сложные.

Описывать механизм денатурации белка.

Перечислять виды молекул РНК и их функции.

Сравнивать строение молекул РНК и ДНК.

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. (2).

Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен.



Демонстрации:

  • Таблица «Преобразование энергии в клетке».

  • Таблица «Биосинтез белка».

  • Таблица «Фотосинтез».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: ассимиляция, диссимиляция, ген.

Называть этапы обмена веществ в организме, роль АТФ и ферментов в обмене веществ, свойства генетического кода, роль и-РНК и т-РНК в биосинтезе белка, вещества – источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии, механизм транскрипции, трансляции, этапы энергетического обмена.

Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, сущность генетического кода.

Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции.

Приводить примеры практического применения достижений современной биологии, дифференциации и интеграции биологических наук.

Описывать процесс биосинтеза белка по схеме, строение и роль АТФ в обмене веществ..

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция, гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы диссимиляции.

Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ.

Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий.

Глава 11. Строение и функции клеток. (6).

Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Эукариотическая клетка. Ядро. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов. Зачёт.



Демонстрации:

  • Таблица «Многообразие клеток».

  • Таблица «Строение бактериальной клетки».

  • Таблица «Строение животной и растительной клетки».

  • Таблица «Митоз».

Лабораторная работа №3 « Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».

Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: прокариоты.

Называть способы проникновения веществ в клетку, органоиды цитоплазмы, функции органоидов, процессы составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического цикла, жизненные свойства клетки, признаки клеток различных систематических групп, положения клеточной теории.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

Объяснять значение спор для жизни бактерий, механизм образования хромосом, биологическое значение митоза, общность происхождения растений и животных.

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот, структурные компоненты ядра, клетки различных организмов, структурные компоненты прокариотической клетки.

Приводить примеры клеточных включений, деления клетки у различных организмов, организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза, процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Описывать по таблице строение клеток прокариот, основные части и органоиды клеток эукариот, механизм процесса спорообразования у бактерий, строение ядра.

Доказывать примитивность строения прокариот, что клетка – живая структура, что нарушение в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма.

Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и соматических клетках.

Устанавливать взаимосвязь между особенностью строения и функциями ядра.

Использовать практическую и лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы.

Отличать по строению шероховатую ЭПС от гладкой, виды пластид растительных клеток.

Прогнозировать последствия удаления различных органоидов клетки.

Работать с микроскопом: изготовлять простейшие микропрепараты для микроскопического исследования.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных.

Сравнивать строение клеток растений и животных, строение клеток эукариот и прокариот и делать выводы на основе сравнения.

Находить в тексте учебника отличительные признаки эукариот

Делать учебный рисунок.

Самостоятельно формулировать определение термина цитология.

Давать оценку значения открытия клеточной теории.

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов. (6).

Глава 12.Размножение организмов. (2).

Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток.



Демонстрации:

  • Таблица «Вегетативное размножение растений».

  • Таблица «Мейоз».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения растений.

Характеризовать сущность полового и бесполого размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого и полового размножения, сущность и биологическое значение оплодотворения, причины наследственности и изменчивости, эволюционное преимущество полового размножения.

Выделять различия женских и мужских половых клеток, особенности полового и бесполого размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными видами и формами размножения.

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.

Анализировать содержание определений основных понятий: оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

Глава 13. Индивидуальное развитие организмов. (4).

Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Зачёт.



Демонстрации:

  • Таблица «Индивидуальное развитие».

  • Таблица «Строение яйца».

  • Таблица «Развитие насекомых».

  • Таблица «Зародышевое сходство у позвоночных».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез.

Называть начало и окончание эмбрионального и постэмбрионального развития, виды постэмбрионального развития.

Характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периода развития организмов, рост организма.

Объяснять биологическое значение метаморфоза.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием.

Определять тип развития у различных животных.

Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов, факторы риска, действующие на здоровье.

Использовать приобретённые знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Глава IV. Наследственность и изменчивость организмов. (12).

Глава 14. Закономерности наследования признаков. (6).

Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. Законы Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.



Демонстрации:

  • Портрет Г.Менделя.

  • Таблица «Гибридологический метод», «Дигибридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание», «Взаимодействие генов».

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных».

Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантные и рецессивные признаки, моногибридное скрещивание, аутосомы.

Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом, условия закона независимого наследования, типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы, характер взаимодействия неаллельных генов.

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей, значение гибридологического метода Г.Менделя, причину соотношения полов 1:1, причины проявления наследственных заболеваний человека, механизмы передачи признаков из поколения в поколение, возникновение отличий от родительских форм у потомков.

Воспроизводить формулировку правил единообразия и расщепления.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков, наследственных заболеваний, сцепленных с полом, аллельного взаимодействия генов, неаллельного взаимодействия генов.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования, механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания, проявление множественного действия генов.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании, содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

Определять по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип, по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Составлять схему моногибридного скрещивания, схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования, схему дигибридного скрещивания.

Решать простейшие генетические задачи.

Глава 15. Закономерности изменчивости. (2).

Наследственная изменчивость. Фенотипическая изменчивость.



Демонстрации:

  • Таблица «Наследственная изменчивость».

  • Таблица «Фенотипическая изменчивость».

  • Таблица «Центры происхождения культурных растений».

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: изменчивость, норма реакции, модификация, вариационная кривая.

Называть вещество, обеспечивающее явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости, виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.

Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии, виды мутаций, модификационную мутацию.

Объяснять причины мутаций, различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Различать наследственную и ненаследственную изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций, ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).

Анализировать содержание основных понятий.

Использовать средства интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики.

Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов. (4).

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Зачёт.



Демонстрации:

  • Таблица «Центры происхождения культурных растений».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: селекция, селекционеры, порода, сорт, биотехнология, штамм.

Называть практическое значение генетики, методы селекции растений и животных.

Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции, методы селекции растений и животных.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций, значение для селекционной работы закона гомологических рядов, роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Анализировать содержание определений основных понятий, значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицины, микробиологии и других отраслях промышленности.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком, использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. (12).

Глава 17. Биосфера, её структура и функции. (8).

Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообщества живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами.



Демонстрации:

  • Таблица «Распространение организмов в биосфере».

  • Таблица «Биогеохимические циклы».

  • Таблица «Геологическая история материков».

  • Таблица «Ярусная структура лиственного леса».

  • Таблица «Взаимоотношения организмов».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: биосфера, экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, автотрофы, гетеротрофы, трофический уровень, конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Называть признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы, вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности, компоненты биогеоценоза, признаки биологического объекта – популяции, показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту), признаки и свойства экосистемы, типы взаимодействия организмов.

Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы, сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах, роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы, роль организмов в потоке веществ и энергии, солнечный свет как энергетический ресурс, разные типы взаимоотношений, экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяции, биомасса).

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы, , значение круговорота веществ в экосистеме, причины устойчивости экосистемы, направление потока веществ в пищевой сети, взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Анализировать содержание рисунков и определять границы биосферы, воздействия факторов окружающей среды, состояние биоценоза.

Приводить примеры биотических, абиотических, антропогенных факторов и их влияние на организм, естественных и искусственных сообществ, организмов разных функциональных групп, разных типов взаимодействия организмов.

Выявлять и описывать приспособленность живых организмов к действию экологических факторов.

Определять отдельные формы взаимоотношений из содержания текста, иллюстраций учебника, дополнительной литературы.

Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.

Изучать процессы, происходящие в популяции, в экосистемах.

Составлять схемы пищевых цепей.

Использовать правило 10% для расчёта потребности организма в веществе.

Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности людей и обоснования мер охраны природных сообществ.


Глава 18. Биосфера и человек. (4).

Природные ресурсы, их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природоиспользования.



Демонстрации:

  • Таблица «Исчезающие растения и животные».


Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: агроэкосистема.

Называть признаки агроэкосистемы, , факторы, вызывающие экологический кризис, антропогенные факторы воздействия на биоценозы, , современные глобальные экологические проблемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения.

Объяснять необходимость защиты окружающей среды.

Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы, роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы.

Предлагать пути преодоления экологического кризиса, пути решения глобальных экологических проблем.

Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения.

Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Глава 19. Повторение и обобщение знаний. (5).

Становление современной теории эволюции. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Закономерности наследственности и изменчивости. Взаимодействие организмов и среды обитания. Зачёт.



Учащиеся должны:

Давать определения понятиям: законам Г.Менделя.

Называть формы изменчивости.

Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи, механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, возникновение отличий у родительских форм, необходимость развития теоретической генетики для медицины и сельского хозяйства, необходимость применения сведений об экологических закономерностях для правильной организации хозяйственной деятельности человека, для решения комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природоиспользования.

Анализировать видовой состав в биоценозах.

Описывать химический состав клетки, структуру эукариотической клетки, процессы, протекающие в клетке.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур.

Характеризовать роль различных клеточных структур в процессах, протекающих в клетках, биосферу как живую оболочку планеты, сети питания.

Составлять родословные, решать генетические задачи.

Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах.

Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах.