страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700. 62 Педагогика, профиль - страница №1/1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М./ __________ _____________ 2011г. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 «Практическая психология в образовании» Автор работы: ____________________ / Мальцева О.А./ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии (________________) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 32 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Кухтерина Г.В./ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПиП (____________) Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Арефьева А.В./ «______»_____________2011 г. Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ для студентов направления подготовки 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 «Практическая психология в образовании» Издательство Тюменского государственного университета 2011 УДК: 159.9(075.8) ББК: Ю 949 я 73 Аз: М 215 Мальцева О.А. Психологические Тренинги. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609«Практическая психология в образовании» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Возрастно-психологическое консультирование [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.пс.н., доцент © ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2011. ©Мальцева О.А., 2011. 1. овладеть системой основных понятий и категорий активных методов групповой работы; 2. получить сведения об истории возникновения данного направления в психологии, этапах его становления, новых направлениях и тенденциях развития; 3. владеть различными активными методами групповой работы ; 4. рефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий 5.Познакомить студентов с различными формами тренинговой работы. 6.Сформировать навыки разработки тренинговой программы. 7.Дать представление о работе ведущего тренинговой группы. 8. Научить студентов применять полученные знания на практике (в работе с реальной группой). Настоящий курс входит в базовый профильный цикл (Б3), модуль 2 «Психология и педагогика развития детей» ООП программы бакалавриата по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования». Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом, а именно соответствовать следующим требования к обязательному минимальному содержанию основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540600 Педагогика: Психологические тренинги. Теоретические и методологические основания тренинговых практик. Психологический тренинг в свете основных психологических концепций. Классификация видов психологического тренинга. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика. Характеристика и особенности тренинговых процедур. Критерии эффективности психологического тренинга. Основы профессиональной подготовки психотренеров. Проектирование тренинговых программ. Тренинговые практики. Освоения данной дисциплины базируется на знаниях и умениях, усвоенных студентами по дисциплинам профессионального цикла: Введение в психолого-педагогическую деятельность, Психология развития ,Социальная психология. Студенты должны иметь представления: о психологии познавательных процессов; о психологии общения и деятельности; о закономерностях возрастных изменений в поведении людей и возможностях объяснить эти изменения. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен: -- Знать: современные представления проблемы определения, классификации и развития активных методов групповой работы;, организационную и содержательную специфику активных методов групповой работы ; основные закономерности психического развития человека в процессе активных методов группового обучения; понятие “социально-психологический тренинг”; его сходства и отличия от других видов групповой работы, историю возникновения тренинговых групп, виды тренингов: варианты классификации, основные методы работы в тренинге, основные принципы формирования тренинговой группы, особенности работы с различными видами групп, закономерности формирование структуры группы в ходе тренинга, типы поведения участников в группе, понятие и механизмы групповой динамики и их действие в тренинговой группе, типы тренинговых упражнений и требования к ним, причины и профилактику психологических травм в процессе тренинга. -- Уметь: использовать различные активные методы групповой работы; использовать активные методы обучения в конкретных профессиональных целях; рефлексировать способы и результаты своих профессиональных действий; понимать критерии эффективной коммуникации, ее структуру, потенциальные возможности тренинга как метода группового обучения; самостоятельно разрабатывать программу социально-психологического тренинга в зависимости от поставленных целей и с учетом специфики группы; самостоятельно организовывать и проводить социально психологический тренинг, а также использовать элементы тренинга в рамках других направлений работы психолога (обучение, психологическое просвещение и т.д.), анализировать собственную работу в качестве тренера, оценивать результаты проведенного тренинга. -- Владеть: навыками адекватного применения активных методов для становления и развития ученических коллективов и отдельной личности; навыками организации различных видов активных методов групповой деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую; методами группового решения проблем; методами развития культуры творческого мышления обучающихся; навыками организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды. различными методами работы в тренинге (групповая дискуссия, ролевая игра, психотехнические упражнения и приемы), различными стилями руководства тренинговой группой. 2.Структура и трудоемкость дисциплины Дисциплина изучается на 4 курсе в течение 7 семестра. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 140 часов. Данный курс рассчитан на 72 аудиторных часа, из них 18 лекционных, 54 практических и 68 часов для самостоятельной работы студентов. Таблица 1
Таблица 2 Планирование самостоятельной работы студентов
4.Содержание дисциплины. Тема 1. Общее понятие о психологическом тренинге. Отличие традиционных и активных методов обучения. Активные методы обучения как форма обучения, направленная на развитие самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Общее понятие о психологическом тренинге. История возникновения тренинга как метода работы с группой (К.Левин). Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы (активные методы группового обучения, групповая психотерапия). Тема 2. Виды тренингов. Виды тренингов. Выделение видов тренинговых групп в зависимости от используемого направления психотерапии. Бихевиорально-ориентированные группы (группы тренинга умений); гуманистически-ориентированные группы (группы встреч гештальт-группы); группы трансактного анализа; психодраматические группы; телесно-ориентированная групповая психотерапия. Общее и различия в работе различных групп; области применения каждого из видов. Глубина тренинга. Тренинги умений (общих и частных) и тренинги личностного развития. Тренинги проблемно-ориентированные и возрастно-ориентированные. Личностные тренинги и бизнес-тренинги. Выделение видов тренинга в зависимости от целей: тренинги сензитивности, общения, личностного роста, супружеского взаимодействия, родительского поведения, делового общения и т.д.; их особенности. Тема 3. Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы. Зависимость состава группы от ее вида и целей. Группы обязательные (в рамках учебного процесса, на производстве и т.д.) и добровольные. Противопоказания к участию в группе (низкий интеллект, психозы) и ограничения при наборе в группу (выраженные физические дефекты; заболевания, несущие угрозу для жизни; выраженные акцентуации характера; родственные и близкие межличностные связи и т.д. – кроме специально организованных тренингов). Количественный состав группы. Группы гомогенные и гетерогенные. Значимые критерии гомо/гетерогенности группы: возрастной, половой, уровень интеллекта, социальное положение, сферы деятельности, интересы, личностная проблематика участников. Особенности работы в гомогенных и гетерогенных группах. Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности. Типы поведения участников в группе: обособляющийся, лидирующий, ведомый, сотрудничающий. Формирование структуры группы в процессе групповой динамики. Выделение лидера в процессе стадии агрессии. Виды групповых ролей и их распределение в группе. Примеры типовых социально-психологических структур групп. Тема 4. Групповая динамика в тренинговой группе Групповая динамика в тренинговой группе. Общее понятие о групповой динамике. Механизмы групповой динамики: психологический обмен, идиосинкразический кредит, конфликт. Особенности действия механизмов в условиях тренинга. Различные подходы к выделению этапов развития тренинговой группы. У. Шутц: выделение стадий развития группы в зависимости от ведущих потребностей участников на каждом этапе (во включённости, в контроле ситуации, в привязанности). Этапы группового процесса по Г. Келману: податливость, идентификация, присвоение. Фазы группового развития С. Кратохвила: ориентация и зависимость; конфликты и протест; развитие и сотрудничество; целенаправленная деятельность. Отечественная психология (Слуцкий, Цапкин и др.): адаптационная, фрустрирующая, конструктивная и реализационная фазы. Самораскрытие участников тренинга - окно "Джогари" (Дж.Лафт и Г.Инграм). Способы активизации групповой динамики и управления её. Тема 5. Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения. Групповая дискуссия как метод обучения. Социально-психологические предпосылки использования дискуссионных методов в образовательных целях. Общая характеристика дискуссионных методов: цели, задачи, формы организации, обучающие возможности. Механизмы речевого воздействия на человека в групповой дискуссии: заражение, внушение, убеждение. Организационные условия: этапы групповой дискуссии, правила участия, задачи ведущего, ролевые позиции участников. Требования к формулировке темы. Основные ошибки, допускаемые в ходе проведения дискуссии, способы их устранения. Отличие дискуссии от спора, полемики, диспута. Требования к организации и проведению «мозгового штурма». Понятие игры, проблема определения. Основные точки зрения на игру в современном научном знании. Решение профессиональных задач в деловой игре. Деловая игра, история ее возникновения. Имитационная игра как род деловой игры. Организационно-деятельностная игра как «фирменная технология» методологической школы. Характеристика современных модификаций организационной игры. Метод ролевой игры. Цели и задачи ролевой игры. Психотехнические возможности игры. Подбор упражнений, позволяющих решать задачи данного тренинга. Типы упражнений. Требования к тренинговым упражнениям. Компонование серии упражнений. Этапы организации тренинга: разработка программы тренинга. Постановка цели и задач. Выбор формы (вида) тренинга. Взаимоопределяемость вида и целей тренинга. Определение значимых характеристик будущей группы. Выбор основной сферы воздействия (когнитивной, эмоциональной, поведенческой). Длительность группы и режим её работы. Распределение задач по тренинговым дням (составление тематического плана тренинга). Подбор упражнений, позволяющих решать поставленные задачи. Определение условий, необходимых для проведения тренинга, и необходимых средств. Определение методов измерения тренингового воздействия на участников группы .Этапы организации тренинга: разработка программы тренинга. Постановка цели и задач. Выбор формы (вида) тренинга. Взаимоопределяемость вида и целей тренинга. Определение значимых характеристик будущей группы. Выбор основной сферы воздействия (когнитивной, эмоциональной, поведенческой). Длительность группы и режим её работы. Распределение задач по тренинговым дням (составление тематического плана тренинга). Подбор упражнений, позволяющих решать поставленные задачи. Определение условий, необходимых для проведения тренинга, и необходимых средств. Определение методов измерения тренингового воздействия на участников группы. Ведение группы. Особенности организации пространства для разных видов групп. Начало группы: процедура знакомства. Проблема первого впечатления. Проведение целеполагания. Ввод групповых норм и правил (тренером) или их выработка самой группой. Примеры типичных правил. Психологическая разминка (разогрев группы) - общий в процессе тренинга и в начале каждого занятия. Проблема мотивации группы. Логика построения занятий. Рефлексия в процессе работы (сознательная проработка переживаний). Необходимость эмоционального отреагирования в процессе занятий; его способы. Значимость обратной связи в процессе работы. Содержательный и методический аспект феномена «обратной связи».Виды «обратной связи» и способы ее осуществления в группе. Правила и схема конструктивной «обратной связи». Особенности восприятия «обратной связи» участниками психологического тренинга. Взаимосвязь (комплекс влияния) эффектов психологического тренинга. Развитие рефлексивных навыков в психологическом тренинге. Формы, виды, средства рефлексии. Место и значение рефлексии для развития группы и отдельного участника. Рефлексия как средство обучения. Рефлексия в групповой работе: место, значение, техники развития. Рефлексия как процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов и механизм взаимопонимания. Групповая рефлексия. Использование конфликта для активизации групповой динамики. Способы организации конфликта и выхода из него. Типы конфликтов: группа/ведущий; лидер/ведущий; группа/отстраняющийся участник; группа/негативный лидер; участник/участник. Конструктивный и неконструктивный конфликт на тренинге. Завершение группового процесса. Группы пролонгированные и ограниченные во времени. Причины “естественного умирания” (распада) пролонгированной группы. Важность завершающего этапа работы группы с фиксированным временем занятий. Понятие “закрытого гештальта”. Уровни закрытия гештальта: поведенческий, вербальный, воображение. Ритуалы прощания (выход из тренинга). Необходимость завершенности каждого отдельного занятия и способы их завершения. Возможные последствия незавершенности тренинга. Причины и профилактика психологических травм на тренинге. Тема 8. Функции психотренера и стили руководства группой. Функции психотренера и стили руководства группой. Функции (задачи) руководителя группы. Стили руководства группой: авторитарный, демократический, попустительский. Поведенческие роли психотренера: эксперт, катализатор, дирижёр, активный (идеальный) партнёр. Зависимость поведенческих ролей от стиля руководства. Использование ведущим разных стилей руководства и поведенческих ролей в зависимости от особенностей группы и фаз ее развития. Принципы ведения тренинговой группы. Тренер - фасилитатор и условия эффективности его деятельности (безусловное принятие себя и группы, способность к эмпатическому пониманию, конгруэнтность). Взаимосвязь выбора стиля руководства и целей тренинга. .Организация тренером обратной связи и рефлексии,создание атмосферы эмпатии как факторов создания обучающей среды тренинга. Организация «обратной связи» как фактора, обеспечивающего эффективность групповой работы и универсальное средство объективации деятельности (перевода поведения участников на осознанный уровень регуляции. Организация помощи участникам в самовыражении. Ответственность тренера за происходящее в группе.Стили руководства и ведения группы. Типологии тренеров (по Г.Марасанову, Р.Кочунасу, Дж.Таунсенду и др). Тема 9. Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс. Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс. Личностные качества, необходимые психотренеру. Требования к профессиональной подготовке. Влияние собственных нерешенных проблем ведущего на работу группы. Перенос и контрперенос на тренинге. Проработка собственных иррациональных установок ведущего по отношению к ведению тренинга. Проблема гибкости поведения психотренера. Этические принципы работы тренера. Международные этические нормы. Универсальность этических норм, используемых в психологической работе. Требования к профессиональной подготовке тренера. Различия в требованиях к подготовке в зависимости от специализации психотренера. Повышение квалификации тренера. 5. План практических занятий Занятие 1-2 . Психологические особенности публичного выступления. 1.Проведение ролевой игры «Защита тезисов выступления». В ходе игры члены группы проигрывают различные роли участников публичной дискуссии, обучаются убеждать, пропагандировать аргументировать, критиковать тезисы выступления. 2.Отрефлексировать свое выступление, получить обратную связь от остальных членов группы. Оценивание структурированности речи каждого оратора по следующим критериям: присутствие в вербальном тексте приветствия, введения в тему; полнота содержания; наличие заключения. 3. Проведение групповой дискуссии о способах подготовки, принципах и приемах эффективного выступления, критериев его оценки. 4.Обучение приемам и способам эффективного публичного выступления. 5.Отработка приемов обращения к аудитории, пробуждения интереса к теме, поддержания контакта. 6. Выполнение упражнений на образность подачи информации, нахождение яркого примера, обращение к эмоциям аудитории, умение делать выводы переходы от одной части выступления к другой, связанность и логичность подачи информации. 7. Выполнение упражнений направленных на тренировку умений задавать вопросы и отвечать на них, грамотно использовать невербальные средства общения. 8.Оценивание студентами своих способностей к публичному выступлению и степенью удовлетворенности своей работой в группе, своей активности, заинтересованности, новизной полученных знаний. 1. Проведение групповой дискуссии 2.Индивидуально оценить работу руководителя групповой дискуссии по предложенной анкете. 3.Провести групповую рефлексию по взаимодействию, используя анкету по оценке основных параметров работы в команде(Разработка А.М.Захаровой) Занятие 4-5. «Мозговой штурм», метод погружения, метод конкретных ситуаций и кейсов как методы развития творческого мышления и групповые способы принятия решения 1.Подготовка участников к «мозговому штурму», проведение его. 2.Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию «мозгового штурма»: значение интеллектуальной разминки; методы снижения критичности ума при генерации идей; способы и приемы стимулирования свободного и творческого мышления; возможности использования метода в психолого-педагогических целях. 3.Проведение метода погружения и исследование технологии метода в практическом применении. Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию метода погружения: основные принципы, подходы к построению занятий, условия реализации метода. Занятие 6. Ролевая игра как активная форма экспериментального поведения 1. Проведение сессии ролевой игры. 2. Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию ролевой игры: роль как смыслообразующая единица ролевой игры; психологическое содержание ролевого взаимодействия; применение ролевой игры на уроке, в учебном занятии. 1.Проведение сессии деловой игры. 2.Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию деловой игры: содержательные и структурные характеристики метода; признаки деловой игры как формы обучения. 1.Проведение сессии организационно-деятельностной игры. 2.Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию организационно-деятельностной деловой игры: архитектоника организационно-деятельностной игры; стресс-факторы, возникающие в организационных играх; методы и приемы психологической поддержки участников. 1.Сессия психологического тренинга с педагогами (демонстрация студентами подготовленных самостоятельно в группах упражнений) 2 Проведение групповой рефлексии по организации и содержанию фрагментов психологического тренинга с педагогами. 4.Знакомство с различными формами анкет обратной связи, практикум по разработке их под различные задачи (работа в группах по 3-4 человека),групповое обсуждение содержания анкет обратной связи (авторская разработка Г. Л. Бардиер) Занятия 11-16 . Демонстрация отдельных элементов разработанной студентами тренинговой программы 1.Демонстрация отдельных элементов разработанной студентами тренинговой программы (как правило, одного блока длительностью 2 академических часа). Разработчики программы выступают в качестве тренеров; они могут работать как индивидуально, так и парами. 2.Часть учебной группы (10-12 человек) при этом выполняет роль участников тренинга, остальные являются наблюдателями, которые в процессе фиксируют результаты наблюдения в специальной «Карте наблюдения» . 3. Разработчики программы также защищают содержание тренинга. 4. Студенты, не побывавшие в роли тренеров (ведущих тренинга), вместо этого сдают две заполненных «Карты наблюдения» с подробными комментариями. «Карты наблюдения» заполняются индивидуально. 5. По окончании демонстрации проводится обсуждение представленного тренингового блока и работы ведущих, в котором принимают участие как наблюдатели, так и участники тренинга. Общая логика обсуждения соответствует логике «Карты наблюдения». 6.Содержание самостоятельной работы 1.Определение уровня развития собственных профессионально и личностно значимых качеств. 2.Определение индивидуальных особенностей стиля руководства. 3.Выполнить серию упражнений на экспрессивность и выразительность речи. Предлагается тренироваться в произношении скороговорок и поговорок, выделять с помощью интонации ключевые слова в сложных фразах; выполнять упражнения для развития «полетности» голоса, например чтение стихов, речитативов. 4.Исследовать с помощью опросника Р. М. Белбина на определение характерных черт вашего поведения в групповой работе. 5.Исследовать с помощью шкалы измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли) собственную тактику. 6.Исследовать с помощью теста самомониторинга М. Снайдера индивидуальные различия в управлении впечатлением, выявление гибкости (лабильности) поведения во взаимодействии с другими людьми. 7.Исследовать собственные ораторские способности по следующим методикам: --Методика «Критерии оценки информативности речи» (Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.) Методика разработана Р. Вердвебером и К. Вердербер. Они предлагают оценивать эффективность публичного выступления с двух позиций: 1) удовлетворенность аудитории выступлением оратора; 2) удовлетворенность самого оратора своим выступлением. Методика «Критерии оценки информативности речи» и методика «Критерии оценки убеждающей речи» предназначены для выявления удовлетворенности аудитории выступлением оратора. --Методика «Критерии оценки убеждающей речи» (Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.) --«Самоанализ выступления» Методика разработана Р. Вердербером и К. Вердербером для самооценки удовлетворенности оратора своим выступлением. --Шкала «Способность к публичному выступлению». Для самоанализа выступлений предлагается также использовать шкалу Э. Эриксона «Способность к публичному выступлению». 8. В группах по 3-4 человека разработать и представить к защите содержание занятия для изучения методом погружения по плану:
Область применения деловой игры: подготовка проекта игры (для старшеклассников, студентов, педагогов). 9. В группах по 3-4 человека разработать и представить к защите содержание психологического тренинга с педагогами для последущей демонстрации его фрагментов. Возможные темы: -коррекция имеющихся у учителей представлений о природе психических процессов и функций в учебной деятельности школьника; -анализ, расширение и преобразование профессионального опыта учителя (моделирование профессиональной деятельности); -развитие педагогической рефлексии; -профилактика профессиональных деформаций и деструкций в развитии личности учителя. 10.Разработка тренинговой программы и демонстрирация ее элементов на практических занятиях. Программа разрабатывается группами по 3-5 человек; отдельные элементы программы (на выбор студента, по предварительному согласованию с преподавателем) затем демонстрируют на учебной группе, в которой проходят занятия. Таблица 2 Планирование самостоятельной работы студентов
7.Контрольные вопросы для самопроверки по темам курса
8.Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену
9. Образовательные технологии. Лекции курса читаются с использованием презентаций, что обеспечивает усвоение студентами учебного материала как аудиальным, так и визуальным способами. Все лекционные и лабораторные занятия ведутся в интерактивной форме. Кроме того, на лабораторных занятиях и при самостоятельной подготовке активно используется работа в малых группах, что развивает не только профессиональные, но и коммуникативные компетенции студентов. В рамках практических занятий также используется проектный метод работы, позволяющий студентам выполнять комплексные ситуационные задания, направленные на обобщение изученного материала. Основным методом проведения практических занятий является тренинг. 10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 10.1 Основная литература:
10.2. Дополнительная литература:
11. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: Сайты:
12.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийная аппаратура. Компьютеры (сеть) для тестирования. Программное обеспечение по СУБД. ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА МАЛЬЦЕВА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050700.62 Педагогика, профиль подготовки 540609 Практическая психология в образовании Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, Семакова |
|