Программа учебной дисциплины "Введение в семиотику" Программа дисциплины - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины 1 63.39kb.
Рабочая программа по социологии составлена в соответствии с гос,... 1 192.3kb.
Программа спецкурса для специальности 1-31 03 01 02 «Математика 1 177.16kb.
Программа учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) 1 251.46kb.
Рабочая программа по социологии составлена в соответствии с гос,... 1 187.76kb.
Рабочая программа дисциплины 1 89.67kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» 1 370.39kb.
Рабочая программа дисциплины «Политология» 1 208.49kb.
Рабочая программа учебной дисциплины гражданский процесс Civil Procedure... 6 2141.06kb.
Рабочая программа дисциплины «История политической мысли» 1 165.83kb.
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору магистранта двм-03... 1 345.15kb.
Тухтарова И. В., Биктимиров Т. З. Соматопсихология хрестоматия 2006 37 7775.4kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа учебной дисциплины "Введение в семиотику" Программа дисциплины - страница №1/1




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Санкт-Петербургский государственный университет

Филологический факультет




Рассмотрено и рекомендовано


на заседании кафедры

________________________

протокол от ­­________№___

Заведующий кафедрой

________________________

«УТВЕРЖДАЮ»


Декан филологического факультета

профессор С.И. Богданов

«___»_________________200 г.

(подпись)



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Введение в семиотику"

Программа дисциплины составлена

в соответствии с государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по направлению 021700 – Филология

Санкт-Петербург

2002


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса заключается в том, чтобы дать представление о семиотике как дисциплине, связывающей различные разделы гуманитарных, точных и естественнонаучных знаний через представление о знаковом характере изучаемых процессов.

2. Задача курса: ознакомить студентов-филологов с основными понятиями и концепциями, предложенными в рамках семиотики и семиологии, а также с наиболее важными приложениями семиотических подходов.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс носит мировоззренческий характер и призван сформировать у слушателей специфический взгляд на предмет, а также обобщить уже имеющиеся знания студентов-филологов в области языкознания и когнитивных наук и подготовить к адекватному восприятию сведений, содержащихся в других курсах.

4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен иметь общее представление об основных понятиях семиотики и быть способен читать специальную литературу, где используются семиотические подходы и термины.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1. Разделы курса:




  1. Семиотика как научная дисциплина

  2. Коммуникация и код

  3. Информация

  4. Синтактика, семантика, прагматика

  5. Семантика

  6. Структурная семантика и семиология

  7. Принципы классификации знаков

  8. Соотношение кода и текста

  9. Биосемиотика

  10. Эволюция символического поведения. Ритуализация.

  11. Невербальная коммуникация

  12. Семиотика поведения

  13. Роль знака в организации высших психических функций

  14. Дефектология и семиотика

  15. Жестовые языки глухих

  16. Метафора. Тропы как когнитивные механизмы


2. Темы и краткое содержание
Лекция 1
Семиотика как научная дисциплина. Предмет семиотики. Взаимодействия знаковые и незнаковые. Подход Ч. Пирса к знаку: репрезентамен, объект, интерпретанта. Интерпретанта как другой знак. Семиозис как потенциально бесконечная цепь знаковых взаимодействий. Сферы семиозиса. Из истории семиотических идей: семиотическая практика (Гиппократ, Шерлок Холмс). Понятие абдукции.
Литература:

Sebeok Th.A. An Introduction to Semiotics. L, 1994 (Ch.1: 3-16)

Eco U. Semiotics and the Philosophy of Language. L, 1984. Ch.1 (pp.14-45)

Степанов Ю.С. Семиотика (с.19-36 по изданию: Степанов Ю.С. Язык и метод. М, 1998)

Дополнительная литература:

Sebeok Th.A. The Play of Musement. Bloomington, 1981 (Ch.1 You Know My Method), p. 17-52

Buczinska-Gerewicz H. The Degenerate Sign 43-49 /// Borbe T., Ed. Semiotics Unfolding. Vol.1 Berlin, N.Y., 1984 (Approaches to Semiotics, 68)

Burks A.W. Man: Sign, or Algorithm? // Image and Code. Ed. By W.Steiner. Ann Arbor, 1981 (Michigan Studies in the Humanities, Vol.2) 57-70


Лекция 2
Различные модели коммуникационного взаимодействия и критерии определения коммуникации. "Односторонний семиозис" и коммуникация. Коммуникация по Л. Блумфилду, Ф. де Соссюру. Схема К. Шеннона и ее различные модификации. Р. Якобсон о функциях языка. У. Эко о различии коммуникации и сигнификации. Код и разновидности кодов. Артикуляция кода. Двойное членение (А. Мартине).
Литература:

Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: "за" и "против". М, 1975 с.193-230.

Malinowsky B. The Problem of Meaning in Primitive Languages // Ogden Ch., Richards, I. The Meaning of Meaning, l, 1923 R,

Eco U. A Theory of Semiotics. Bloomington, 1979 pp.3-47 (см. также Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию.СПб, 1998, с.33-77)

Сэпир Э. Избранные работы по языкознанию и культурологии. М, 1993 (статьи "Символизм"; "Коммуникация")

Дополнительная литература:

Laver J. Communicative functions of phatic communion, 215-238 // Organization of Behavior in Face-to-face Interaction. Eds. A.Kendon e.a. The Hague, P, 1975 Мф K3/15550
Лекция 3

Информация. Измерение количества информации. Алгоритмический подход (А.Н. Колмогоров). Кодирование и избыточность. Избыточность в языке и в тексте. Избыточность и восприятие. Связь информации и избыточности (Г. Бейтсон). Качественный аспект информации (У. Росс Эшби). Aliquid pro aliquo. Проблема значения знака (значение и смысл как свойства знака потенциального и актуального). Прагматика, семантика и синтактика (Ч. Моррис).


Литература :

Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М, 1978. Гл.2

Bateson G. Redundancy and Coding // Bateson G. Steps to an Ecology of Mind, Albany, 1972

Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика (ред. и сост. Ю.С.Степанов, М, 1983) - с.36-88 по изданию: Семиотика. Том 1. Благовещенск, 1998.


Лекция 4
Бихевиористский подход к семантике. Семантика как метаязык. Двуэлементные и трехэлементные модели знака. Значение языкового знака. Денотат и сигнификат (Г. Фреге). Возможные философские позиции по отношению к значению языкового знака: реализм, концептуализм и номинализм. Значение как употребление. Невозможность "приватного языка". Языковая игра как форма жизни.
Литература:

Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика, Вып. 35. М, 1997, с. 351-379


Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. М,1994. Ч.1
Дополнительная литература:

Фреге Г. Понятие и вещь // Семиотика и информатика, Вып. 35. М, 1997, с. 380-396


Лекция 5.
Семиология Ф. де Соссюра. Язык и речь. Синхрония и диахрония. Значение и значимость (val r). Парадигматика и синтагматика. Коннотативные семиотики и метаязыки. Структура знака по Л. Ельмслеву (материал, субстанция и форма; план содержания и план выражения). Отправные точки структурной семантики (А. Греймас). Компонентный анализ значения. Семиологический анализ знаковых систем культуры (мода, пища, рекламное сообщение) в работах Р.Барта.
Литература:

Барт Р. Основы семиологии // Французская семиотика: От структурализма к постструкткурализму / Пер. с фр. Г.Косикова, М, 2000, с.247-310 (или, хуже, в кн: Структурализм: "за" и "против". М, 1975, с.114-163 )

Бенвенист Э. Семиология языка. // Бенвенист Э. Общая лингвистика. Гл 5 (с.69-89 по изданию: Благовещенск, 1998)

Дополнительная литература:

Goodman N. Routes of Reference 123-133 /// Borbe T., Ed. Semiotics Unfolding. Vol.1 Berlin, N.Y., 1984 (Approaches to Semiotics, 68)

Лекомцева М.И., Успенский Б.А. Описание одной семиотической системы с простым синтаксисом // ТЗС 2, 94-105

Кантино Ж. Сигнификативные оппозиции // Принципы типологического анализа языков различного строя М, 1972: 61-94

Барт Р. Система моды // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М, 2003

Барт Р. Рекламное сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М, 2003

Барт Р. Общество, воображение, реклама // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М, 2003

Барт Р. Семантика вещи // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М, 2003

Барт Р. Фотографическое сообщение. // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М, 2003

Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М, 1994
Лекция 5
Подходы к типологии знаковых взаимодействий. Возможные критерии классификации аспектов знака. Намеренность отправителя и получателя (У. Эко). Семиотическая специфичность знака. Триады Ч. Пирса: трихотомия интерпретанты (рема, дицент, аргумент), объекта (икон, индекс, символ), репрезентамена (квалисигн, синсигн, легисигн). Иконичность и конвенциональность. Теория знакопроизводства (У.Эко). Шестичленная классификация аспектов знака, предложенная Т. Себеоком.
Литература:

Sebeok Th.A. An Introduction to Semiotics. L, 1994 (Ch.2-5: 17-92)

Sebeok Th.A. Iconicity. 107—127 // Sebeok Th.A. The Sign and Its Masters. U. of Texas P, Austin, 1979 Я11 Д-5 / 173

Eco U. A Theory of Semiotics. Bloomington, 1979 pp.172-217

Пирс Ч.С. Grammatica Speculativa, гл.1-3, сс.40-97 по изданию: Пирс Ч.С. Начала прагматизма. Ч.2. СПб, 2000 (или, хуже, Peirce Ch.S. Logic as Semiotics: The Theory of Signs // Semiotics: Introductory Anthology (Ed.R.Innis), Bloomington, 1985, 4-23 )

Дополнительная литература:

Pelc E. (pp.7-15) // Iconicity/ Essays on the Nature of Culture. Ed P.Bouissac e.a. Tubingen, 1986 И25 Д5/192

Пирс Ч.С. Принципы феноменологии. сс.5-39 по изданию: Пирс Ч.С. Начала прагматизма. Ч.2. СПб, 2000


Лекция 6
Понятие текста в семиотике тартуской школы. Текст культуры. Семиотическая неоднородность текста. Текст в тексте. Соотношение системы (кода) и текста (сообщения) - возможные варианты: одна система - много текстов, много систем - один текст, одна система - один текст. Значения термина "код" в работах по семиотике.
Литература:

Байбурин А.К., Левинтон Г.А. Код(ы) и обряд(ы) // Коды славянских культур. Т.3 (1998)

Огибенин Б.Л. К вопросу о значении в языке и некоторых других моделирующих системах // ТЗС 2, 49-59 R

Лотман Ю.М. О проблеме значения во вторичных моделирующих системах // ТЗС 2, 22-37 R

Богатырев П.Г. Знаки в театральном искусстве // ТЗС 7, 1975, 7-21
Лекции 7-8
Биосемиотика и зоосемиотика. Вопрос о языке животных. Средства коммуникации в животном мире. Умвельт и моделирование субъективного мира животного. Функциональные круги (Я. фон Икскюль). Эволюция семиотической способности организмов в живой природе. Коммуникация в разных типах сообществ животных. Агрессия и экспрессивное поведение. Ритуализация. Обман и игра как феномены коммуникации животных (Г. Бейтсон).
Литература:

Uexkull, Th. J. v. Uexkull’s Umwelt-theory. 129-158 // The Semiotic Web, 1988. Ed. Th.Sebeok, J.Umiker-Sebeok. Berlin-N.Y: Mouton de Gruyter, 1989 Ф81 Д5 / 222-1988

Sebeok Th.A. Neglected Figures in the History of Semiotic Inquiry: Jakob von Uexkull // Sebeok Th.A. The Sign and Its Masters 1989, pp.187-207

Sebeok Th. Zoosemiotic Components of Human Communication // Semiotics: Introductory Anthology (Ed.R.Innis), Bloomington, 1985, 294-324

Eibl-Eibesfeldt I. Love and Hate: On the natural history of basic behaviour patterns. L, 1971

Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. М, 1993

Дополнительная литература:

Thorpe W.H. The comparison of vocal communication in animals and man, 27-47 // Non-verbal Communication. (Ed.) R.Hinde, Cambridge, 1972 Mф K3 /6467

Sebeok Th.A. The Play of Musement. 1981 (Ch.6-10, p. 109-209)

Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Сочинения. М, 1953. Т.5

Leach E.R. Ritualization in man in relation to conceptual and social development // J. Huxley (Organizer), A Discussion of Ritualization of Behaviour in Animals and Man. Philosophical Transactions of the Royal Society of London: Series B. Biological Sciences. 251 (No. 772) (1966) p.403-408 R

Turner V.W. The syntax of symbolism in an African religion // J. Huxley (1966), p. 295-303 R

Erikson, E.H. Ontogeny of Ritualization in Man // J. Huxley (1966), p.337-349
Лекция 9

Природное и культурное в поведении человека. Сферы коммуникации у человека (вербальная вокальная, невербальная вокальная, вербальная невокальная, невербальная невокальная). Невербальная коммуникация у человека. Паралингвистика. Аналоговый и дискретный способы организации коммуникации (Г. Бейтсон). Проксемика. Кинесика. Выражение лица. Жесты, сопровождающие речь. Организационные признаки языка (Ч. Хоккет).

Литература:

Kendon A. Introduction: Current Issues in the Study of "Nonverbal" Communication 1-56 // Kendon A., ed. Nonverbal communication, Interaction, and Gesture: Selections from "Semiotica". The Hague, P, 1981 Мф П3 / 26029

Kendon A. Gesture. // Annual Review of Anthropology, Vol.26 (1997), pp.109-28

Завадовский Ю.Н. Внесистемная семиотика жеста и звука в арабских диалектах Магриба // ТЗС 4, 415-424

Hall E.T. Beyond Culture N.Y., 1976 (Ch.1-8, pp.1-128)

Birdwhistell R.L. Kinesics and Context. Philadelphia, 1970, Ch.3-4 (24-29), 5 (29-39), 11 (65-79), 14 (85-91), 16-17 (99-127).

Lyons J. Human language, 49-98 // Non-verbal Communication. (Ed.) R.Hinde, Cambridge, 1972 Mф K3 /6467

Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М, 2002


Дополнительная литература:

Kendon A. Did Gesture Have the Happiness to Escape the Curse and Confuse of Babel? 75-114 // Nonverbal Behavior. Ed A.Wolfgang, Lewiston, N.Y, Toronto, 1984 Ф51 Д7/573

Maranda P. (463-467) The Iconicity of Blinking // Iconicity/ Essays on the Nature of Culture. Ed P.Bouissac e.a. Tubingen, 1986 И25 Д5/192

Poyatos F. Gesture Inventories: Fieldwork Methodology and Problems, 371-400// Kendon A., ed. Nonverbal communication, Interaction, and Gesture: Selections from "Semiotica". The Hague, P, 1981 Мф П3 / 26029

Ruesch J. Synopsis of the Theory of Human Communication, pp.47-94 //Ruesch J. Semiotic Approaches to Human Relations. The Hague, P, 1972 (Approaches to Semiotics 25) Мф П3 / 5984
Лекция 10
Инстинкт театральности (Н.Н. Евреинов) и семиотика поведения. "Театр для себя" и личность. Об истине и лжи во вненравственном смысле (Ф. Ницше). Понятие нормы. Ритуал, этикет, символическое и бытовое поведение.
Литература:

Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века;

Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе русской культуры начала XIX века;

Лотман Ю.М. Сцена и живопись как кодирующие устройства культурного поведения человека начала XIX столетия;

Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) // Лотман Ю.М. Избранные статьи, т.1 Таллинн, 1992

Лотман Ю.М. Введение: Быт и культура // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994

Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди (гл.8-12); Размышление о технике // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М, 1997

Шкловский В.Б. Искусство, как прием


Дополнительная литература:

Успенский Б.А. Предварительные замечания к персонологической классификации // ТЗС 2, 1966, 91-93

Пятигорский А.М., Успенский Б.А. Персонологическая классификация как семиотическая проблема // ТЗС 3, 1967, 7-29

Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // ТЗС 2, 144-149

Золян С.Т., Чернов А.И. О структуре языка описания поведения // ТЗС 8, 1977, 151-163

Огибенин Б.Л. Маска в свете функционального подхода // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. 56-64


Лекция 11
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Роль знака в организации высших психических функций. Интериоризация знака. Происхождение указательного жеста. Внешняя, эгоцентрическая и внутренняя речь. Особенности эгоцентрической и внутренней речи. Дефектологическая концепция Л.C. Выготского.
Литература:

Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.

Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб, 2003 (Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка, с.236-246; Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми, с.255-263; Проблема развития и распада высших психических функций, с.598-618); те же самые работы содержатся в томе 5 Собрания сочинений Л.С.Выготского (М, 1983)
Дополнительная литература

Выготский Л.С. Мышление и речь. М, 1996 (гл.2 Проблема речи и мышления в учении Ж.Пиаже; *гл.7 Мысль и слово)

Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М, 1993

Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти; Потерянный и возвращенный мир // Лурия А.Р. Романтические эссе. М, 1996 (или любое другое издание)

Лурия А.Р. Язык и сознание.М, 1979 (Лекция VI Роль речи в протекании психических процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие; Лекция XIV Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода)

Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления. Таллин, 1988.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М, 1994 (Ч.1, гл.2 Закон партиципации; гл.3 Операции и приемы пра-логического мышления; гл.7 Безразличие первобытного мышления в отношении естественных причин) о

Фрумкина Р. Культурно-историческая психология Выготского-Лурия // Фрумкина Р. Внутри истории. М, НЛО, 2002

Коул М. Культурно-историческая психология: Наука будущего. М, 1997 (Гл.2 Кросс-культурные исследования, с.55-88; гл.3 Когнитивное развитие, культура и школьное обучение, с.89-120; гл.3 От кросс-культурной психологии ко "второй" психологии, с.121-139)
Лекция 12
Данные дефектологии и их значение для семиотики. Краткий очерк истории тифлосурдопедагогики. Психика слепоглухого ребенка и методы обучения слепоглухонемых (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков). Саморазвитие психики или ее искусственное формирование (Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк)?
Литература:
Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир.- М.:Педагогика, 1972

Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей. В. сб.: Обучение и воспитание слепоглухонемых/Под ред. И.А.Соколянского и А.И.Мещерякова. - Известия АПН РСФСР. - М., 1962, вып 121

Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. - ЛГУ, 1961

Лекция 13


Жестовые языки глухих: их лингвистический статус и функции. Сублексические единицы и структура жеста. Типология жестов. Особенности номинации. Выражение грамматических категорий. Инфлексия. Проблема происхождения естественного языка. Жестовые теории происхождения языка и современные гипотезы о происхождении синтаксиса в свете лингвистических данных о жестовых языках.
Литература:

Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. М, 2000 (гл.1-2)

Wilcox Sh. The Invention and Ritualization of Language

Wilcox Sh. William C. Stokoe and the Gestural Theory of Language Origins


Дополнительная литература:

Hewes G.W. Primate Communication and the Gestural Origin of Language // Current Anthropology. 1973. Vol. 14. P. 5–24.

Armstrong D.F., Stokoe W.C., Wilcox S.E. Signs on the Origin of Syntax // Current Anthropology. 1994. Vol. 35. P. 349–368.
Лекция 14
Понятие о тропах в риторике. «Стертые» тропы и история языка. Роль метафоры и метонимии в концептуальной системе человека (Дж. Лакофф). Метафора и метонимия в отношении к типам лексических значений (идентифицирующее и предикатное значение). Семантическая структура метафоры и метонимии (Льежская школа неориторики). Психология восприятия тропов в тексте. Тропы как когнитивные механизмы. Проблема понимания метафоры и восприятие метафоры детьми.
Литература:

Якобсон Р.О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений. В кн: Теория метафоры, М, 1990, с.110-132

Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago, 1980 (или фрагменты в русских переводах, см.: Теория метафоры. М., 1990; Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987). см. фрагмент

Lakoff G. The Contemporary Theory of Metaphor (Ortony, Andrew (ed.) Metaphor and Thought (2nd edition), Cambridge University Press, 1993 ).


Дополнительная литература:

Vosniadu, Stella. Children and Metaphors. // Child Development, 58 (1987): 870-885

Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. К проблеме понимания метафоры. В кн.: Метафора в языке и тексте. М, 1988 - с.108-118

Серль Дж. Метафора. В кн.: Теория метафоры, М, 1990. с.307-341 (вообще-то это глава из книги Серля Expression and Meaning, а книга эта есть в библиотеке ЕУ; есть этот отрывок и в книге Ortony A. (ed) Metaphor and Thought, Cambridge, 1993 )



Блэк М. Метафора. В кн: Теория метафоры, М, 1990, с.153-172.
3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- объясните, чем отличаются знаковые и незнаковые взаимодействия

  • укажите составные части знака (по Ч.Пирсу)

  • что имел в виду Ч.Пирс, говоря о том, что "человек есть знак"?

  • охарактеризуйте пансемиотический подход Ч.Пирса

  • поясните, в чем заключается отличие абдукции от дедукции и индукции

  • перечислите компоненты схемы коммуникации К.Шеннона

  • поставьте в соответствие функции языка и элементы схемы коммуникации

  • каково соотношение сфер коммуникации и сигнификации - и какие разные трактовки этого соотношения существуют в семиотике?

  • определите, в скольких (и каких) смыслах употребляется слово "код" в семиотике

  • назовите возможные соотношения между системой и текстом (= кодом и сообщением)

  • в чем заключается связь информации и необходимого для ее передачи разнообразия? информации и избыточности?

  • объясните, что такое двойное членение и каковы бывают различные коды в отношении артикуляции

  • чем вызвана необходимость подразделять означаемое на денотат и сигнификат?

  • укажите основные недостатки и ограничения бихевиористского подхода к семантике

  • каковы основные принципы прагматического подхода к значению?

  • дайте определение понятию "языковая игра" (Л.Витгенштейн)

  • объясните, как соотносятся между собой система-объект, метаязык и коннотативная семиотика

  • приведите примеры семиотических систем, проанализированных Р.Бартом

  • чем отличаются семиотика и семиология?

  • перечислите категории, входящие в трихотомию объекта (по Ч.Пирсу), охарактеризуйте свойства каждого из трех типов знаков

  • какие подходы к проблеме иконичности были предложены в семиотике в последние десятилетия?

  • определите место биосемиотики среди семиотических дисциплин

  • какие возможны решения проблемы "семиотического порога", отделяющего подлежащее ведению семиотики и несемиотического? как эта проблема связана с биосемиотикой?

  • каковы полезные социальные функции агрессии?

  • укажите преобразования, которые претерпевает форма поведения, когда она подвергается ритуализации; в чем заключается "мимическое преувеличение"?

  • покажите, как соотносятся между собой сферы коммуникации у человека

  • перечислите основные из набора конститутивных признаков языка

  • в чем эвристическая ценность представления об отличии аналогового и дискретного способов организации коммуникации?

  • объясните, для чего (и почему) аналоговые средства коммуникации годятся лучше дискретных

  • как соотносятся со звучащей речью сопровождающие ее жесты?

  • приведите примеры роли знака в организации высших психических функций

  • покажите на примерах, что такое интериоризация знака

  • объясните, как связаны практика работы со слепоглухими и теоретические положения советской дефектологии

  • какие средства выражения грамматических значений специфичны для жестовых языков глухих?

  • каким образом данные о жестовых языках повлияли на современные представления о происхождении языка

  • укажите место современной теории метафоры среди традиционных и новых научных дисциплин


4. Перечень тем рефератов, курсовых работ
Пирс об иконических знаках

Проблема иконичности в современной семиотике

К.Бюлер о дейксисе и анафоре

Витгенштейн и проблема следования правилу

Экспрессивное поведение у человека и животных

Представление о ритуализации в этологии

Семантика лица. Пол Экман о методах исследования выражения эмоций

Свист как суррогат речи

Смена очереди как базовый механизм речевого взаимодействия

Пиаже-Выготский-Пиаже: заочный диалог об эгоцентрической речи

Опыты А.Р.Лурии в Узбекистане и Киргизии (сущность, методологическое значение и результаты)

Языковая относительность: современные исследования и представления

Практика обучения слепоглухих в Советском Союзе

Зона ближайшего развития (Выготский)

Структура жеста и ее описание в исследованиях жестовых языков

Инфлексия как средство выражения грамматических значений

Монашеские жестовые языки и их описание

Жестовые теории происхождения языка

Восприятие метафоры детьми
5. Перечень вопросов к зачету по всему курсу
Взаимодействия знаковые и незнаковые

Семиотика и семиология

Количество информации

Код. Возможные критерии классификации кодов.

Коммуникация (схематическое представление).

Функции языкового общения (по Р.О.Якобсону)

Модель кодированной передачи и модель распознания намерений

Двойное членение

Аналоговая и дискретная организация коммуникации

Избыточность; виды избыточности в тексте на естественном языке

Возможные критерии классификации знаков

Иконичность

Синтактика, семантика, прагматика

Метаязык и коннотативные семиотики

Смысл и денотат

Значение как употребление. "Языковая игра" (Витгенштейн).

Биосемиотическая концепция Икскюлля и понятие умвельта

Понятие ритуализации в этологии

Происхождение приветствия

Метафора театра и ее следствия для семиотики поведения

Интериоризация знака

Выготский об "эгоцентрической" речи. "Внутренняя речь" и ее особенности в соотношении с внешней

Жесты, сопровождающие речь: их типы и функции

Жестовые языки глухих: их лингвистический статус и функции.

Современные гипотезы о месте жестовой коммуникации в возникновении словесного языка

Роль метафоры и метонимии в концептуальной системе человека (Дж. Лакофф)

Проблема понимания метафоры и восприятие метафоры детьми

Культурные различия и интеллектуальная деятельность (по А.Р.Лурии)


III РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ



  1. Семантика

  2. Структурная семантика и семиология

  3. Принципы классификации знаков

  4. Соотношение кода и текста

  5. Биосемиотика

  6. Эволюция символического поведения. Ритуализация.

  7. Невербальная коммуникация

  8. Семиотика поведения

  9. Роль знака в организации высших психических функций

  10. Дефектология и семиотика

  11. Жестовые языки глухих

  12. Метафора. Тропы как когнитивные механизмы






Наименование тем и разделов

Всего

(час.)


Лекции

Самостоятельная работа

1

Семиотика как научная дисциплина

4

2

2

2

Коммуникация и код

4

2

2

3

Информация

4

2

2

4

Синтактика, семантика, прагматика

2

1

1

5

Семантика

2

1

1

6

Структурная семантика и семиология

4

2

2

7

Классификация знаков

5

3

2

8

Код и текст

3

2

1

9

Биосемиотика

2

1

1

10

Ритуализация

2

1

1

11

Невербальная коммуникация

5

2

3

12

Семиотика поведения

6

2

4

13

Роль знака в организации высших психических функцкий

4

2

2

14

Дефектология

3

1

2

15

Жестовые языки глухих

3

1

2

16

Тропы как когнитивные механизмы

7

3

4




ВСЕГО

60

28

32


IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ЗАЧЕТ
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Учебник и справочник:

Noth W. Handbook of semiotics. N.Y., 1995


Основную и дополнительную литературу см. по разделам курса.

Автор курса - И.В.Утехин, к.и.н., преподаватель факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге