Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология оренбург 2011 г - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа кандидатского экзамена научная специальность 19. 00. 1 182.73kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Программа кандидатского экзамена Научная специальность 1 199.71kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 1 87.6kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 5 1873.98kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 3 1166.85kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 03 «Всеобщая... 1 250.82kb.
Программа для подготовки к сдаче кандидатского экзамена в аспирантуру... 1 263.46kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная... 1 266.27kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 1 306.52kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 – общая... 1 321.31kb.
Темы контрольных работ по курсу «Гендерная психология» 1 12.3kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

______________А.Г. Иванова



«23 » сентября 2011г.

ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

19.00.07 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Оренбург - 2011 г.

Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Автор _________/О.В. Кузьменкова , кандидат психологических наук, доцент

Программа одобрена на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии

от «23» июня 2011г., протокол № 10

Согласовано:

Зав. кафедрой _______________________ / О.В. Кузьменкова

Начальник УАДиПК____ ______________/ О.М. Мысенко

ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет, задачи и методы исследования психологии возрастного развития.

Предмет, задачи и методы психологии возрастного развития. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. История возникновения и развития возрастной психологии. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии. Основные направления в развитии возрастной психологии. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития. Общепсихологические принципы, требования и задачи психического развития. Классификация методов. Наблюдение и эксперимент. Характеристика диагностических методов. Методы развивающей работы психолога. Основные приёмы математической обработки результатов диагностики.



Тема 2. Общие проблемы психологии возрастного развития

Категория развития. Теории психического развития. Развитие как процесс и деятельность. Источники, предпосылки, движущие силы и условия психического развития. Механизмы развития личности. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис. Образование и развитие. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезу. Категория возраста. Физический и психологический возраст. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, психические новообразования, ведущий вид деятельности. Понятие возрастного кризиса. Взаимосвязь развития психических процессов, поведения и личности ребёнка.



Тема 3. Проблемы, принципы и теории периодизации психического развития.

Основные этапы психического развития человека. Периоды психического развития человека и основные типы его социальной активности. Периодизация психического развития детей по Д.Б. Эльконину. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. Развитие личности в экстремальных условиях, в условиях депривации и госпитализма. Отклонения в психическом развитии: задержки психического развития, умственная отсталость, педагогическая запущенность, одарённость.



ДИНАМИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Тема 1. Психическое развитие в младенчестве.

Стадия новорождённости. Значение общения ребёнка со взрослыми его психического развития. Комплекс оживления. Развитие рецепторной и двигательной активности. Ориентировочно-исследовательская активность младенца. Развитие сенсомоторного взаимодействия у младенцев. Этапы развития активной речи у детей. Начало становления мышления. Личностные новообразования младенчества. Психологические предпосылки перехода к раннему детству.



Тема 2. Психическое развитие в раннем детстве.

Предметно-орудийная деятельность. Проявление предметной и конструктивной игровой деятельности. Формирование мышления. Раннее детство – сенситивный период в развитии речи. Возникновение «Я». Становление самооценки и социальных чувств. Симптоматика и сущность «кризиса 3-х лет» в переход к дошкольному детству.



Тема 3. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте.

Ведущая роль игры в психическом развитии дошкольника. Познавательная деятельность, её развитие у дошкольника. Системный характер строения и функционирования детского интеллекта. Формирование эмоциональной и волевой сферы дошкольника в процессе деятельности и общения со взрослыми и сверстниками. Возникновение соподчинения мотивов как условия произвольности поведения и деятельности дошкольника.

Доминирующие мотивы деятельности и поведения ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Самооценка как результат развивающегося самосознания. Понятие базовых качеств личности ребёнка. Психологические новообразования дошкольного возраста. Кризис детства. Психологическая характеристика готовности к школе.

Тема 4. Младший школьный возраст.

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности, определяющий психическое развитие младших школьников. Психологические особенности начального этапа обучения. Проблема возрастных особенностей и возрастных возможностей младшего школьника. Формирование личности младшего школьника. Мотивы учения, общения, поведения, их динамика от 1 к 4 классу. Характеристика межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

Развитие познавательной деятельности младшего школьника. Развитие внимания и внимательности, восприятия. Развитие мышления, формирование приёмов и способов мыслительной деятельности. Развитие воображения, устной и письменной речи. Готовность к произвольной деятельности и поведению, формирование характера и нравственное развитие. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.

Тема 5. Психологические особенности подростка.

Основные проблемы подросткового возраста. Основное противоречие между возрастающей потребностью в самостоятельности и возможностями её осуществления как движущая сила психического развития подростка.

Диалектический характер взаимоотношений между биологическими и социальными факторами психического развития. Кризис отрочества. Закономерные изменения в структуре личности как главные психологические новообразования подросткового возраста. Потребность в самоутверждении и признании, обострённая чувствительность к оценке окружающих, потребность в общении, в образе для подражания, идеале. Особенности самосознания подростков, качественное изменение мотивационной сферы, потребность в самовоспитании. Ведущая роль коллектива, референтной группы в формировании личности подростка. Подросток и взрослые.

Качественные изменения в познавательной сфере подростков. Произвольный характер восприятия, памяти, мышления. Общее и особенное в психологической характеристике мальчиков и девочек подросткового возраста. Половое созревание и психосексуальная идентичность. Причины отклоняющегося поведения «трудных» подростков. Психологические особенности детей старшего подросткового возраста.



Тема 6. Психология ранней юности.

Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в юности. Единство профессиональных и познавательных интересов, мотивов поведения и учебной деятельности. Развитие самосознания. Осознание себя в юношеском возрасте. Когнитивное развитие: теоретическое мышление, интеллектуальные способности, моральные суждения и мировоззрение, определение смысла жизни. Формирование стиля умственной деятельности.

Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Дружба и любовь в раннем юношеском возрасте. Межличностные отношения в группах сверстников, взаимоотношения со старшими. Психологическая готовность к жизненному самоопределению, психосоциальной идентичности. Кризис юности. Психологические особенности формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей.

Тема 7. Психология взрослого человека.

Место психологии взрослых в системе психологических знаний о человеке. Возрастная периодизация развития взрослых. Специфика психологической активности в зрелом возрасте. Психосоциальные кризисы. Структура психофизиологических функций зрелого человека, их динамика. Межфункциональные связи в структуре интеллекта взрослого человека. «Студенческий кризис» как сенситивный период обучения и развития. Мотивационно-потребностная сфера взрослых. Психология старости. Геронтогенез, уровневые и структурные характеристики психического развития.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Введение.

Педагогическая психология как наука. Предмет педагогической психологии. Особенности психического развития в условиях организованного обучения и воспитания. Специфика предметов возрастной и педагогической психологии. Основные направления исследований современной педагогической психологии.

Развитие методов современной педагогической психологии: переход от эмпирических к теоретическим методам. Формирующий эксперимент и его модификации. Преимущества и трудности формирующего эксперимента. Применение эмпирических и теоретических методов в психолого-педагогических исследованиях, их достоинства и ограничения. Этапы психолого-педагогического исследования и требования к ним.

Развитие педагогической психологии в общем контексте научных представлений о человеке. Этапы становления отечественной педагогической психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.



Психология учения.

Присвоение социально-исторического опыта как специфический механизм развития человека. Научные концепции усвоения социального опыта. Зарубежные концепции учения. Бихевиористская трактовка учения. Научение как эволюционная форма поведения. Виды и уровни научения. Механизмы формирования научения. Факторы, определяющие успешность научения. Роль подкреплений при формировании научения. Представление о процессе учения в гештальпсихологии. Импринтинг и инсайт как психологические механизмы присвоения социального опыта. Концепции учения в когнитивной психологии. Информационный подход к объяснению учения Р. Гэгни. Концепция структуры учения И.Лингарта.

Представление учения как деятельности в работах отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, Л.Б. Ительсон, И.И. Ильясова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Основные предпосылки экспериментальных исследований учебной деятельности. Отличительные особенности учебной деятельности от игры и труда. Структура учебной деятельности. Мотивационный компонент учебной деятельности (потребности, учебные мотивы, учебные цели, учебные задачи). Учебные действия и их виды. Контрольно-оценочный компонент учебной деятельности.

Психологические закономерности развития учебной активности. Значение учебной активности на разных возрастных этапах. Формирование учебной деятельности. Пути формирования учебной мотивации. Закономерности усвоения действий, входящих в умение учится. Формирование действий контроля и оценки. Оценка уровня сформированности структурных компонентов учебной деятельности. Учение как изменение житейских представлений. Психологические закономерности процесса усвоения знаний. Усвоение и понимание знаний. Проблема переноса знаний, причины формирования ошибочных обобщений. Сознательное и формальное усвоение знаний. Возрастные возможности усвоения знаний.



Психология обучения.

Обучение как особый тип управления интеллектуальным развитием личности. Проблема соотношения обучения и психического развития и её реализации. «Обучаемый» и «обучающийся». Обучаемость и обученность как основные характеристики обучающегося. Диагностика обучаемости и обученности. Различия педагогической и психологической позиции к моделированию образовательного процесса. Характерные черты традиционного подхода к обучению и воспитанию.

Психологические основы развивающего обучения. Концептуальные характеристики собственно психологических моделей обучения. Теория о поэтапномформировании умственного действия П.Я. Гальперина, принципы развивающего обучения Л.В. Занкова, теория о формировании системы научных понятий В.В. Давыдова, проблемное обучение, программированное обучение.

Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности. Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках. Психологический анализ уроков. Трудности обучения и их психологические причины. Психологический анализ неуспеваемости. Проблема коррекции трудностей обучения.

Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

Психология воспитания.

Общее представление о проблеме воспитания в науке. Психологическая сущность воспитательного процесса. Научные психологические воззрения на природу воспитания. Психологические механизмы развития личности. Психологические аспекты воспитательных технологий.

Психология самовоспитания. Психологические основы насильственного и ненасильственного управления собой.

Психология педагогической деятельности и личности учителя.

Психологическая структура педагогической деятельности. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение. Факторы, определяющие успешность общения. Техника педагогического общения. Психология педагогического воздействия. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

Проблемы профессиональной подготовки и личностного развития учителя. Профессиональное функционирование и профессиональное развитие учителя. Психодиагностика профессиональной компетентности учителя.

Психологические основы организации педагогической деятельности. Социально-психологические особенности педагогического коллектива. Проблема взаимодействия психолога и педагога.


Итоговая аттестация качества усвоения знаний

Изучение дисциплины завершается экзаменом, который складывается из устного индивидуального собеседования по двум теоретическим вопросам и изложения содержания монографии согласно списку обязательной литературы к кандидатскому экзамену по общей психологии»



Рекомендуемая литература

  1. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.

  3. Выготский Л.С. педагогичесая психология. - М., 1991.

  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1998.

  5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972.

  6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. - М., 1991.

  7. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980.

  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

  9. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития. - М., 2004.

  10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М., 2000.

  11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.

  12. Славина Л.С. Трудные дети. - Москва, Воронеж, 2002.

  13. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.

  14. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.

  15. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 1995.

  16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1998.

  17. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М., 1996.

  18. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1978.

Вопросы кандидатского экзамена по специальности 19.00.07 Педагогическая психология


  1. Проблема выделения предметной области возрастной и педагогической психологии.

  2. История становления и развития возрастной и педагогической психологии. Новые тенденции в исследованиях возрастной и педагогической психологии.

  3. Проблема метода исследования в возрастной и педагогической психологии.

  4. Психологические теории онтогенеза.

  5. Закономерности, механизмы и факторы возрастного развития, их применение в практике обучения и воспитания личности.

  6. Определение категории возраста в культурно-исторической теории и в теории деятельности.

  7. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе. Примеры периодизации жизненного цикла человека.

  8. Представления о возрастных кризисах в отечественной и зарубежной психологии.

  9. Индивидуальное и типическое в возрастном развитии психики.

  10. Становление личности в онтогенезе.

  11. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития.

  12. Особенности внутриутробного развития. Психология младенческого возраста.

  13. Раннее детство: основные направления развития, психологическое содержание кризиса трех лет.

  14. Психология игры. Роль игры в психическом развитии ребенка.

  15. Теории психического развития в дошкольном возрасте.

  16. Проблема психологической готовности к обучению в школе в отечественной психологии.

  17. Подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию сущности младшего школьного возраста.

  18. Адаптация к обучению в школе. Психологические проблемы школьной дезадаптации.

  19. Теории подросткового возраста.

  20. Теории юношеского развития.

  21. Психологические проблемы профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте.

  22. Зрелость как психологический возраст.

  23. Возрастные кризисы взрослости: специфика содержания и проявлений.

  24. Психология старости.

  25. Психология одаренности детей и подростков.

  26. Анализ теорий учения в зарубежной психологии.

  27. Психология учения и учебной деятельности в отечественной психологической науке.

  28. Учебная деятельность: психологическое содержание и структура.

  29. Возрастные особенности учебной деятельности.

  30. Психология усвоения знаний, навыков и умений.

  31. Теория развивающего обучения. Актуальные проблемы развивающего обучения.

  32. Психологическая характеристика программированного обучения.

  33. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

  34. Теория В.В. Давыдова о формировании теоретического мышления.

  35. Система обучения Л.В. Занкова: психологический анализ дидактических принципов.

  36. Психологическая характеристика проблемного обучения

  37. Психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения.

  38. Психологический анализ причин отставания и школьной неуспеваемости.

  39. Психологические основы проблемы воспитания.

  40. Психология самовоспитания и саморазвития: современное состояние проблемы.

  41. Психология ученического коллектива.

  42. Психологическая сущность перевоспитания. Психологические особенности детей с асоциальным поведением: подходы в различных областях психологической теории и практики.

  43. Психологические проблемы высшего образования.

  44. Психология обучения взрослых: теория и практика.

  45. Структура педагогической деятельности. Индивидуальный стиль деятельности учителя.

  46. Педагогические способности, их источники и развитие.

  47. Психология профессионального самосознания учителя.

  48. Типы педагогического руководства и стили педагогического общения.

  49. Психология профессионального развития учителя.

  50. Проблема взаимосвязи обучения, воспитания и психического развития.