Программа «Гражданское право, семейное право, международное частное право» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Правовой статус саморегулируемых организаций 1 243.57kb.
Вопросы подсудности в международных договорах с участием россии 12. 2 486.48kb.
Диссертационный совет по юридическим наукам д 212. 341. 04 1 43.24kb.
Основные институты обязательственного права правовой системы США 2 473.55kb.
Правовое положение холдингов, осуществляющих предпринимательскую... 2 413.71kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 1 245.69kb.
Программа подготовки магистров права "Международное право и право... 1 64.58kb.
Семейное право Учебная программа (рабочий вариант) по специальности 1 230.26kb.
Визуальная коммуникация 1 15.05kb.
Международное коммерческое право / А. М. Байков. Рига: jumi, 2011. 1 60.77kb.
Правовой режим информации 2 620.12kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Римское право» для направления... 1 303.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа «Гражданское право, семейное право, международное частное право» - страница №8/10

Тема 1. Общие положения о правоприменении.

Понятие правоприменительной деятельности и её особенности. Функции правоприменения. Формы правоприменения. Факторы, осложняющие правоприменение. Требования к применению права: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, гуманизм, профессионализм. Субъекты правоприменения. Проблема допустимости участия непубличных субъектов в правоприменительной деятельности.

Характеристика этапов правоприменения: установление фактических обстоятельств дела; правовая квалификация (выбор и анализ норм права, подлежащих применению); принятие правоприменительного решения и его оформление. Соотношение понятий «ненормативный акт» и «акт правоприменения».

Понятие и функции толкования. Виды толкования. Пределы толкования. Случаи недопустимости ограничительного и расширительного толкования норм права. Толкование оценочных и многозначных понятий. Соотношение понятий «аналогия закона», «аналогия права», «субсидиарное применение норм права». Правоприменительные фикции.



Тема 2. Особенности правоприменения в международном частном праве.

Специфика нормативного состава международного частного права как основы правоприменения. Понятие и особенности коллизионных норм.

Традиционный круг правоприменителей и субъекты-правоприменители в международном частном праве (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, международный коммерческий арбитраж, органы записи актов гражданского состояния, нотариусы, консульские работники).

Предпосылки и природа применения иностранного права. Применение иностранного материального права как особенность правоприменительного процесса в международном частном праве.

Применение норм международных договоров как специфическая черта правоприменительного процесса в международном частном праве.

Соблюдение особой последовательности применения норм международного частного права: унифицированные материальные нормы, унифицированные коллизионные нормы, внутренние коллизионные нормы, внутренние материальные нормы.

Специфические коллизии в международном частном праве: между нормами международных договоров; между нормами различных национально-правовых систем; между нормами международного договора и внутреннего права; между коллизионными нормами национально-правовой системы. Проблема внутрифедеративных коллизий норм международного частного права.

Дефекты в праве: противоречивость, пробельность, неопределённость содержания, фиктивность, дублирование. Особые дефекты в международном частном праве. Типичные правоприменительные ошибки в международном частном праве.



Тема 3. Применение унифицированных и внутренних материальных норм.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры: соотношение категорий. Действие международного договора во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие международного договора в полном объёме и с оговорками. Соотношение международных договоров по юридической силе, числу государств-участников, предмету правового регулирования, кругу адресатов норм. Доместикация международных договоров. Особенности применения материальных норм негосударственных источников регулирования (обычаи, модельные акты).

Исключения из принципа приоритета норм международных договоров над нормами внутригосударственного права: 1) высшая юридическая сила Конституции РФ; 2) учёт юридической силы международных договоров (межгосударственные, межправительственные, межведомственные); 3) отсутствие противоречий норм внутригосударственного права нормам международного договора. Установление в законе более благоприятного правового регулирования.

Последовательность применения материальных норм избранной национально-правовой системы: применение международного договора как части правовой системы страны; применение специальных материальных норм; применение общих материальных норм. Проблема применения материальных норм, предназначенных для регулирования исключительно внутренних отношений.



Тема4. Актуальные проблемы применения коллизионных норм.

Случаи применения в Российской Федерации иностранных коллизионных норм: принятие обратной отсылки, применение права страны с множественностью правовых систем, прямое указание в законодательстве, определение применимого права в деятельности Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ.

Применение общих коллизионных норм, содержащихся в гл. 66 Гражданского кодекса РФ к иным частным отношениям с иностранным элементом. Соотношение общих и специальных норм Гражданского кодекса РФ. Соотношение коллизионных норм Гражданского кодекса РФ и Кодекса торгового мореплавания РФ. Коллизионные нормы в некодифицированных федеральных законах. Коллизионное регулирование в зарубежных федерациях.

Типичные проблемы применения коллизионных норм и пути их решения. Коллизия коллизий, отсылка к праву третьей страны (трансмиссия), конфликт квалификаций, множественность коллизионных привязок (кумуляция, расщепление, альтернативность), общие и специальные коллизионные привязки, мобильный конфликт, предварительный коллизионный вопрос, «хромающие» отношения, соблюдение последовательности применения коллизионных норм.

Автономия воли как принцип коллизионного регулирования. Соблюдение пределов автономии воли. Правила реализации автономии воли. Положения ст. 1210 Гражданского кодекса РФ: пути совершенствования. Отличие «отсылки к праву» от «отсылки к законодательству». Сопоставление автономии воли с процессуальными и арбитражными соглашениями. Недействительность автономии воли. Признание недействительным договора, в котором содержится условие об автономии воли. Проблема соотношения п. 1 ст. 1211 Гражданского кодекса РФ и п. 3 ст. 1186 Гражданского кодекса РФ. Недопустимость «локализации автономии воли» в российском законодательстве.

Случаи применения принципа наиболее тесной связи: отсутствие специальных коллизионных норм, опровержение презумпции ведущей стороны договора, применение права страны с множественностью правовых систем. Определение критериев наиболее тесной связи в договорных и иных частных отношениях. Вторичность закона наиболее тесной связи по отношению к автономии воли в договорных обязательствах.



Тема 5. Установление содержания иностранного права и последствия его неустановления.

Способы установления содержания норм иностранного права: 1) обращение к компетентным органам в РФ и за границей (Министерство юстиции РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, Торгово-промышленная палата РФ); 2) обращение к компетентным организациям в РФ и за границей; 3) привлечение экспертов; 4) содействие лиц участвующих в деле. Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 г. Разъяснение норм иностранного права.

Подходы к определению обязанности установления содержания норм иностранного права (отечественный и зарубежный опыт). Применение иностранного права в силу международной вежливости. Иностранное право как «закон» и «факт». Факторы, снижающие эффективность применения норм иностранного права. Предоставление правоприменителю информации о содержании норм иностранного права. Средства информации об иностранном праве. Применение в РФ норм нетрадиционных источников права. Требования к применению норм иностранного права. Конституционность иностранного закона.

Последствия неустановления содержания норм иностранного права. Применение российского права. Применение близкого права и определение критериев близкой правовой системы. Частичное установление содержания норм иностранного права. Последствия неприменения и неправильного применения норм иностранного права.



Тема 6. Основания отказа в применении норм иностранного права.

Понятие, значение и сфера действия ограничений применения иностранного права. Традиционные основания отказа в применении норм иностранного права.

Оговорка о публичном порядке: понятие, назначение. Механизм действия оговорки и последствия ей применения. Определение публичного порядка и его нормативное выражение в РФ.

Сверхимперативные нормы и их отличие от оговорки о публичном порядке. Сверхимперативные нормы как показатель правовой несовместимости. Две категории сверхимперативных норм по законодательству РФ (ст. 1192 Гражданского кодекса РФ).

Обход закона в международном частном праве. Основные теории обхода закона. Механизм обхода закона. Последствия обхода закона.

Нетрадиционные основания отказа в применении норм иностранного права. Локализация автономии воли. Применение права непризнанного государства. Условная взаимность в применении права. Реторсии: советская ретроспектива и современное состояние.



Тема 7. Процессуальные нормы в международном частном праве.

Понятие процессуальных норм права. Особенности процессуальных норм в международном частном праве. Виды процессуальных норм в международном частном праве. Основные источники закрепления процессуальных норм. Проблема включения процессуальных норм в нормативный состав международного частного права: отечественный и зарубежный подходы. Соотношение процессуальных, материальных и коллизионных норм и последовательность их применения. Первичность процессуального вопроса. Диспозитивность процессуальных норм в сфере функционирования международного коммерческого арбитража. Проблема допустимости применения иностранных процессуальных норм. Арбитражные и процессуальные (пророгационные, дерогационные) соглашения и их влияние на правоприменение. Проблемы применения процессуальных норм в международном частном праве и пути их устранения.


Литература ко всем темам дисциплины

Основная

Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: учебник. Изд. 2-е. М. – Эксмо, – 2009. – 704 с.

Богуславский М.М. Международное частное право: элементарный курс. Изд. 2-е. М.: Юристъ, – 2007. – 317 с.

Ерпылёва Н.Ю. Международное частное право: учебник. М. – Проспект, – 2006. – 560 с.



Дополнительная

Международное право и национальное законодательство. - М.: Эксмо, 2009. – 704 с.

Тиунов О.И. Международные межведомственные договоры Российской Федерации. - М.: КОНТРАКТ, – 2008. – 256 с.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова. - М.: Юрайт. (Серия: Профессиональные комментарии: сер. осн. в 2002г.). Т. 2. – 2009. – 709 с.

Канашевский В.А. Методы установления применимого права в практике международного коммерческого арбитража / Журнал российского права, 2007. – № 5.

Толстых В.Л. Нормы иностранного права в международном частном праве Российской Федерации - СПб.: Изд-во Р. Асланова Юрид. центр Пресс, – 2006. – 266 с.

Егоров А.В. Сравнительно-правовой метод и установление содержания иностранного права / Журнал российского права, 2005. – №8.

Зимненко Б.Л.Международное право и правовая система Российской Федерации. - М.: Рос. акад. правосудия, –2006. – 454 с.



СОГЛАШЕНИЯ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ
Содержание дисциплины

Тема 1. Общие положения о семейных соглашениях

Понятие соглашения и его соотношение с такими понятиями как «договор», «согласие», «взаимное согласие». История появления соглашений в русском и российском семейном праве по: Кодексу законов об органах записи актов гражданского состояния, о браке и семье 1918 г.; Кодексу о брачном, семейном и опекунском праве; Кодексу РСФСР о браке и семье.



Тема 2. Классификация семейных соглашений и их правовое значение

Основание классификации семейных соглашений. Имущественные и личные неимущественные соглашения. Долгосрочные и краткосрочные соглашения в семейном праве. Соглашения, заключаемые супругами; родителями; другими членами семьи. Правовое значение семейных соглашений. Недопустимость порождения семейным соглашением семейных правоотношений. Семейные соглашения как способ определения порядка и способа осуществления членами семьи своих прав и обязанностей.



Тема 3.Форма, порядок заключения и содержание семейных соглашений

Требования семейного законодательства к форме семейных соглашений. Нотариальное удостоверение некоторых семейных соглашений.

Существенные условия семейных соглашений и возможности при их установлении. Ограничения семейных соглашений. Порядок заключения семейных соглашений.

Тема 4. Супружеские соглашения

Брачный договор и его правовое значение. Субъекты, заключающие брачный договор. Содержание брачного договора и установленные ограничения. Срок действия брачного договора. Форма брачного договора. Уведомление кредиторов супругов о заключении, изменении или прекращении брачного договора. Соглашение о разделе имущества супругов.



Тема 5. Родительские соглашения

Соглашение об имени и фамилии ребенка. Соглашение о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей. Соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка и его осуществление. Соглашение об уплате алиментов и его значение. Лица, имеющие право заключать соглашение об уплате алиментов. Форма и содержание соглашения об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов, заключаемое другими членами семьи и его особенности по сравнению с соглашением по уплате алиментов на несовершеннолетних детей.



Тема 6. Изменение и прекращение семейных соглашений, их недействительность

Семейный кодекс об основаниях и порядке изменения и прекращения семейных соглашений. Прекращение семейных соглашений по объективным причинам и по соглашению сторон. Возможность изменения или прекращения семейных соглашений по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для изменения и прекращения гражданских договоров. Последствия изменения и прекращения семейных соглашений.

Основания недействительности семейных соглашений. Семейные соглашений с пороком содержания; с пороком субъектного состава; с пороком формы; с пороком воли. Невозможность признания недействительным соглашения об имени и фамилии ребенка.

Последствия признания семейного соглашения недействительным.


Тематика семинарских и практических занятий

Тема 1. Супружеские соглашения

1. Понятие семейного соглашения и его особенности.

2. Виды семейных соглашений.

3. Брачный договор и его правовое значение.

4. Субъекты, заключающие брачный договор.

6. Содержание брачного договора и установленные ограничения.

7. Срок действия брачного договора.

8. Форма брачного договора.

9. Соглашение о разделе имущества супругов.

Задачи:

№ 1. Ильина А.А. обратилась в суд с иском к Колбасе И. С. о признании права собственности на жилое помещение, сославшись на то, что квартира на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 19 декабря 2003 г. передана в долевую собственность Ильиной А.А. и ее мужа Колбасы И.С. по 1/2 доли каждому.

12 апреля 2004 г. супругами составлен и нотариально удостоверен брачный договор, которым установлен режим раздельной собственности. Пунктом 3.5 брачного договора супруги определили, что указанная квартира будет являться исключительно собственностью Ильиной А.А.

4 июля 2010 г. Колбаса И.С. умер.

28 сентября 2010 г. истица обратилась в Управление Росреестра, предоставив правоустанавливающие документы, в том числе и брачный договор.

21 октября 2010 г. Ильиной А.А. получено уведомление Управления Росреестра по Брянской области о приостановлении государственной регистрации права собственности в связи с отсутствием заявления о переходе права общей долевой собственности от Колбасы И.С.

Ответчик иск не признал, указал, что он вправе претендовать на 1/4 доли в названной квартире как наследник после смерти Колбасы И.С., поскольку право собственности истицы на 1/2 доли квартиры не было зарегистрировано.

Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 10 марта 2011 г. исковые требования Ильиной А.А. удовлетворены частично. Правильно ли решение суда?

№ 2. Р. обратилась в суд с иском к Т. и нотариусу И. о понуждении ответчика заключить основной брачный договор и обязании его зарегистрировать, указав, что между ней и ответчиком, являющимися бывшими супругами, было заключено предварительное соглашение, в рамках которого согласованы существенные условия договора От заключения и регистрации основного брачного договора ответчик уклоняется, в связи с чем Р. просит обязать ответчика Т. заключить с ней брачный договор, а ответчика нотариуса И. - зарегистрировать указанный договор в реестре нотариальных действий.

Решите дело.



Тема 2. Родительские соглашения

1. Соглашение об имени ребенка.

2. Соглашение о месте проживания ребенка, при раздельном проживании родителей.

3. Соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребенка.

4. Соглашение об уплате алиментов.

Задачи:

№ 1. Родители при рождении ребенка решили присвоить ему имя: БОЧ рВФ 26.06.02 и обратились в отдел загса о регистрации рождения ребенка. В регистрации рождения ребенка было отказано. Отказ был обжалован в суд. Подлежит ли жалоба удовлетворению?

№ 2. В результате расторжения брака мать и отец ребенка И. заключили соглашение о том, что ребенок будет проживать с матерью. Достигнув 8 лет, ребенок ушел жить к отцу. Чтобы не травмировать ребенка родители внесли изменения в соглашение о месте жительства ребенка.

Допустимо ли изменение соглашения о месте жительства ребенка в судебном порядке.

№ 3. Родители заключили соглашение, согласно которому отец ребенка, проживающий отдельно берет ребенка к себе каждую субботу, а во время каникул ребенка – в дни отдыха отца. Каждый раз, возвращаясь от отца, ребенок замыкался в себе, плакал и не хотел ни с кем общаться.

Что могут сделать родители, чтобы не травмировать ребенка?

№ 4. Родители заключили соглашение об уплате алиментов, которым предусмотрели, что отец будет 5000 рублей передавать наличными матери ребенка, а 5000 рублей переводить на счет в банке, открытый на имя ребенка. Через два года отец прекратил платить алименты. Мать ребенка передала соглашение на исполнение судебному приставу-исполнителю. Каким образом определяется задолженность по уплате алиментов. Какая ответственность установлена за просрочку в уплате алиментов? .

Тема 3. Изменение и прекращение семейных соглашений.

1. Семейный кодекс об основаниях и порядке изменения и прекращения семейных соглашений.

2. Прекращение семейных соглашений по объективным причинам и по соглашению сторон.

3. Возможность изменения или прекращения семейных соглашений по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для изменения и прекращения гражданских договоров.

4. Последствия изменения и прекращения семейных соглашений.

5. Недействительность соглашений.



Задачи:

№. 1. Будучи нетрудоспособной и нуждающейся, бывшая супруга заключила с бывшим супругом об уплате алиментов. Спустя какое-то время, она вступила в брак с гражданином И., но продолжала получать алименты. Узнав об этом, бывший супруг перестал платить алименты. Бывшая супруга обратилась в суд с требованием об обязании бывшего мужа продолжать уплачивать алименты. Какое решение должен вынести суд. Назовите основания прекращения соглашений об уплате алиментов.

№ 2. По соглашению об уплате алиментов отец должен был уплачивать на содержание сына 22000 рублей ежемесячно. Уволившись с работы, он не мог найти работу и встал на учет по безработице. Спустя три месяца он предложил матери ребенка внести изменения в соглашение. Так как мать отказалась от внесения изменений отец предъявил иск в суд об изменении соглашения, уменьшив сумму алиментов. Подлежит ли иск удовлетворению?. Какое решение должен вынести суд, если будет установлено, что за период трех месяцев безработицы, отец дважды выезжал на отдых за границу? Применимы ли нормы ГК РФ об изменении и прекращении договора к семейным соглашениям?

№ 3. Супруги П. заключили брачный договор, согласно которому супруг обязался выплатить 200000 рублей банковского кредита по кредитному договору, который был заключен супругой на приобретение автомобиля. Через год брак был расторгнут. Бывший супруг П. обратился в суд с иском о признании данного пункта брачного договора недействительным. Какое решение должен вынести суд, если брачным договором имущество супругов было разделено поровну?


Литература и другие источники ко всем темам дисциплины

Основная

1. Альбиков И.Р. Особенности правовой природы и содержания брачного договора // Юрист. 2010. N 8. С. 30 - 33.

2. Толстой Р.В. Правовое саморегулирование в области семейных правоотношений // Семейное и жилищное право. 2009. N 4. С. 17 - 19.

3. Шершень Т.В. Роль основных начал семейного законодательства России в формировании условий брачного договора и определении его действительности // Бюллетень нотариальной практики. 2009. N 5. С. 16 - 20.



Дополнительная

1. Байгушева Ю.В. Брачный договор // Известия вузов. Правоведение. 2009. N 3. С. 256 - 260.

2. Денисова А. Брачный договор //СПС КонсультантПлюс, 2012.

3. Звенигородская Н.Ф. Договор супругов о разделе имущества: взгляд на проблему // Семейное и жилищное право. 2009. N 5. С. 20 - 23.

4. Звенигородская Н.Ф. Недействительность брачного договора: теория и практика //Российская юстиция. 2009. N 5.

5. Титаренко Е.П. Недействительность брачного договора //Семейное и жилищное право. 2009. N 2.



Нормативные акты и материалы судебной практики.

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 1.- Ст. 16,

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012)// Собрание законодательства РФ. – 1994. - N 32. - Ст. 3301,

  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)(ред. от 29.06.2012) // Ведомости СНД и ВС РФ. -.1993. - N 10. - Ст. 357

  4. Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2009 N 644-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Медниковой Оксаны Феоктистовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 41 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации"

  5. Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 703-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Суслина Андрея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 33, статьями 34, 38, 40, 41 и 42 Семейного кодекса Российской Федерации"

  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 15 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака"

  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"

  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9 (ред. от 06.02.2007) "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов"


Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие «соглашение» и его соотношение с согласием и договором.

2. Классификация семейных соглашений.

3. Особенности семейных соглашений.

4. Имущественные соглашения. Соглашение о разделе имущества супругов.

5. Понятие и особенности брачного договора.

6. Содержание брачного договора.

7. Последствия прекращения и признания недействительным брачного договора.

8. Соглашение об имени ребенка.

9. Соглашение о месте жительства ребенка.

10. Соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребенка.

11. Соглашение об уплате алиментов и его значение.

12. Прекращение семейных соглашений.

13. Изменение и расторжение семейных соглашений.

14. Последствия расторжения семейных соглашений.

15. Признание семейных соглашений недействительными.



ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание дисциплины
Тема 1. Понятие рекламы.

Понятие и признаки рекламы. Информация, на которую действие Федерального закона «О рекламе не распространяется». Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О рекламе». Социальная и спонсорская реклама.



Тема 2. Правовое регулирование рынка рекламных услуг.

Законодательство о рекламе: источники правового регулирования. Федеральный закон «О рекламе». Международный кодекс рекламной практики. Субъекты рекламного процесса: особенности правового положения.



Тема 3. Общие требования законодательства к рекламе.

Ненадлежащая реклама. Общие требования законодательства к рекламе. Виды объектов, реклама которых запрещена. Понятие и формы ненадлежащей рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама. Использование образа несовершеннолетних в рекламе. Реклама информация и реклама-оферта.



Тема 4. Отдельные способы распространения рекламы и особенности их правового регулирования.

Особенности рекламы на телевидении и радио, при кино- и видео-обслуживании. Требования к рекламе в периодических печатных изданиях (в прессе) и печатной рекламе. Требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи ив сети Интернет. Особенности распространения наружной рекламы. Реклама на транспорте.


Тема 5.Особенности правового регулирования рекламы отдельных видов товаров (деятельности)

Требования, установленные к рекламе алкогольной продукция, пива и напитков, изготовленных на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия. Требования к рекламе финансовых услуг и ценных бумаг. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением. Требования к рекламе услуг медиаторов.



Тема 6. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу.

Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса. Виды ответственности участников рекламного процесса при производстве и распространении рекламы. Распределение ответственности субъектов рекламного процесса в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Контрреклама: понятие и порядок осуществления. Государственный надзор и саморегулирование в сфере рекламы. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса.



Тема 7. Интеллектуальные права на объекты рекламы.

Права рекламодателя и рекламопроизводителя на объекты рекламы, являющиеся результатом творческой деятельности. Условия законного использования интеллектуальной собственности в рекламе. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы.



Тема 8.Рекламный договор.

Понятие и виды рекламного договора. Содержание рекламного договора.


Тематика семинарских (практических) занятий

Практическое занятие

Тема 1: Понятие рекламы. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О рекламе». Общие требования законодательства к рекламе. Ненадлежащая реклама.

  1. Понятие и признаки рекламы. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О рекламе».

  2. Субъекты рекламного процесса: особенности их правового положения. Распределение ответственности субъектов рекламного процесса в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

  3. Законодательство о рекламе: источники правового регулирования рекламы. Соотношение общего и специального правового регулирования рекламы.

  4. Общие требования законодательства к рекламе.

  5. Понятие и формы ненадлежащей рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама.

  6. Использование образа несовершеннолетних в рекламе.

  1. Дополнительная литература:

1. Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Пузыревский С.А. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе».- «Издательство Проспект», 2004г.

2. Кирюшина И.В. Правовое регулирование рекламы. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2007.- 198 с.

3. Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рекламе», ЭЖ-юрист, № 24, июнь 2005г.


  1. Нормативные акты:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1.

2.Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. в редакции Федеральных законов от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 21.07.2007 N 193-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ.

3. «Об информации, информатизации и защите информации»: Федеральный закон Российской Федерации от 20.02.1995 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-1995.-№ 8.- Ст.609.

4. «О средствах массовой информации»: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 // Российская газета от 08.08.1992.- Ст.9.

5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года N 135-ФЗ. «О защите прав потребителей»: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1, в редакции от 25.10.2007 N 234-ФЗ // Собрание законодательства Российской федерации. – 1996. - № 3. – Ст. 140.

6. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: Федеральный закон от 11.08.1995г. № 135-ФЗ.

7. Федеральный закон от 01.06.2005г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

8. «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»: Федеральный закон Российской Федерации от 13 января 1995 года N 7-ФЗ.

9. «О лицензировании отдельных видов деятельности»: Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001г. № 128-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 33. – Ст. 3430.

10. «Об утверждении правил размещения наружной рекламе в городе Барнауле»: Решение Барнаульской городской Думы от 23 декабря 2005г. № 257, в редакции от 09.06.2006 N 381, от 15.06.2007 № 592.

11. Постановление Конституционного суда РФ «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе» от 04.03.1997г. № 4-П.

12 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» от 25.12.1998 № 37 // Вестник ВАС РФ.- 1999.- №2.- С. 103.



Задача 1. Над входом в помещение кафе размещен щит «Блинная». Данный щит частично загораживает окно расположенной над помещением кафе квартиры. Жилец квартиры обратился в отдел архитектуры с просьбой обязать владельца кафе прекратить распространение рекламы, которая нарушает его права собственника помещения. В отделе архитектуры пояснили, что данный щит согласовывался как вывеска, а его размещение планировалось таких размеров, чтобы не мешать жильцам расположенных над кафе квартир. Владелец кафе – индивидуальный предприниматель Петров пояснил, что данный щит является не рекламой, а вывеской, а поэтому предъявлять к его размещению требования законодательства о рекламе нельзя. Является ли данный щит рекламой?

Задача 2. Над гостиницей «Турист» размещено световое табло с информацией об ООО «Путешествие». Является ли это рекламой? Измениться ли ситуации, если табло помещено над входом в здание с указанием номера офиса?

Задача 3. В витрине магазина размещена информация «Вино. Водка». Является ли это рекламой?

Задача 4. Рядом с проезжей частью размещен указатель «Шиномонтаж» и указано направление движения к нему. Является ли это рекламой?

Задача 5. В прессе размещена статья, анализирующая товарный рынок муки. При этом на протяжении всего аналитического материала несколько раз упоминается ООО «Мучник» как один из крупнейших производителей муки на Алтае. В качестве доказательства этого, внимание читателей обращается на многочисленные цифровые показатели. В том числе на сведения о видах реализуемой им продукции, количестве покупателей, объемах продаж. Является ли данная информация рекламой?

Задача 6. Туристическая фирма «Путешествие» изготовила буклеты о себе и прайсы на оказываемые услуги. Буклеты размещались в офисе фирмы, а прайсы были вывешены на доске объявлений. На второй странице буклета размещалась информация о том, что они предназначены для контрагентов фирмы. Являются ли буклеты и прайсы рекламой? Измениться ли квалификация, если буклет посылается конкретным гражданам по почте.

Задача 7. В торговой сети Мария-Ра распространяется Справочник для покупателей Мария-Ра, в котором распространяется информация о товарах и ценах на них, реализуемых в сети Мария-Ра. Является ли данная информация рекламной?

Задача 8. Иванов подал объявление о продаже частного дома и машины. Одновременно он подал объявление о том, что ООО «Алтай» приглашает на работу высококвалифицированных специалистов-маркетологов, в котором содержалась информация об ООО следующего характера: «ООО «Алтай» - 10 лет на рынке услуг, крупнейший поставщик товаров». Является ли это рекламой?

Задача 9. ЗАО «Торговый дом «Супермаркет» разместило свое наименование на английском языке на световом табло, установленном на крыше магазина. В ходе разбирательства дела установлено, что ЗАО зарегистрировало 2 фирменных наименования: на английском и на русском языке. Является ли данная информация рекламной? Допущены ли нарушения рекламного законодательства?

Тема 2: Отдельные способы рекламы и особенности их правового регулирования

  1. Особенности рекламы на телевидении и радио, при кино- и видео-обслуживании.

  2. Требования к рекламе в периодических печатных изданиях (в прессе) и печатной рекламе.

  3. Требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи и на почтовых отправлениях.

  4. Особенности распространения наружной рекламы.

  5. Реклама на транспорте.

Задание для самостоятельной работы:

Составьте таблицу, отражающую требования к продолжительности рекламы и количеству перерывов рекламой различных теле- и радиопрограмм.



Теле- и радио- программы и передачи

Продолжительность передачи

Продолжительность рекламы

Количество перерывов рекламой













Задача 1. В одном из районов города открылся новый супер-маркет. В телевизионном ролике, посвященном его открытию, был показан и вино-водочный отдел, с широким ассортиментом французских вин и элитных коньяков и проходившая дегустация. Имеются ли признаки нарушения рекламного законодательства?

Задача 2. В одном из глянцевых журналов, распространяемых в крупных торговых предприятиях размещена реклама водки «Смирнофф», «Алтай», 2 марок сигарет и конфет «Сибирячка», пива «Белый медведь». Концепция и оформление рекламного макета конфет полностью совпадает с рекламой одноименной водки. Какие нарушения рекламного законодательства допущены? Каковы требования законодательства к размещению данной продукции в СМИ?

Задача 3. Спонсором радиопередач «дорожный патруль» является ООО «Готика». Объявление о том, что данное общество является спонсором рубрики производится каждые десять минут перед началом радиопередачи и после её завершения и длится 45 секунд. Допущены ли нарушения рекламного законодательства? В каких радиопередачах и какой продолжительности может быть такая реклама? Каковы условия прерывания радиопередач и радиопрограмм рекламой?

Задача 5. В одной из религиозных телепередач, длящейся 20 минут размещена реклама магазина ритуальных принадлежностей. При этом каких-либо пометок о том, что это реклама не сделано. Трансляция телепередачи прерывается 3 раза: в начале, в середине и в конце, продолжительность ролика 1.5 минуты. Допущены ли нарушения рекламного законодательства? В каких телепередачах и какой продолжительности может быть такая реклама? Каковы условия прерывания телепередач и телепрограмм рекламой?

Задача 6. По одной из центральных улиц Барнаула проезжает красочно раскрашенный автомобиль с рекламой детского парка «Солнышко». Из динамика разносится приглашение принять участи в акции, победитель которой получит право на бесплатной посещение парка. Допущены ли нарушения рекламного законодательства?

Задача 7. ООО «Фортуна» осуществляет продажу товаров по почте. В целях стимулирования продаж ООО разослало своим клиентам приглашение принять участи в розыгрыше призов «Большая удача». В адрес бывших и потенциальных клиентов рассылались конверты с каталогами товаров, купон на пробный заказ, персональное удостоверение участника розыгрыша призов. Является ли данная акция рекламной? Какие требования предъявляет законодатель к такой информации?
Практическое занятие 2.

Тема 1: Особенности правового регулирования рекламы отдельных видов товаров (деятельности)

  1. Требования, установленные к рекламе алкогольной продукция, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

  2. Требования, установленные к рекламе пива и напитков, изготовленных на его основе.

  3. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания.

  4. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия.

  5. Требования к рекламе финансовых услуг и ценных бумаг.

  6. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари.

  7. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением.

  1. Литература (см. литературу к практическому занятию 1):

  2. Нормативные акты (см. нормативные акты к практическому занятию 1):

Задание для самостоятельной работы: поиск ненадлежащей рекламы на телевидении и радио, в прессе, в наружной рекламе в г. Барнауле. Анализ и обсуждение нарушенных норм Федерального закона «О рекламе».

Решение задач

Задача 1. На обложках журнала «Компания» размещена реклама с использованием товарного знака «Nemiroff», присутствует предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя и реклама с использованием товарного знака «Бастион»: изображение меча, надписи «Владей» и утверждения «соответствие изготовленного купажа подтверждено Сертификатом Министерства экономики и Агропромышленности Франции», а так же указанием на номер сертификата, выданного на конфеты «Бастион с коньяком». Допущены ли нарушения законодательства о рекламе?

Задача 2. ООО осуществляет оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции. В витринах и на стенах помещения, где располагается ООО, размещены щиты с изображением ассортимента продукции, реализуемой ООО. Является ли данная информация рекламой алкогольной продукции? Какие требования и ограничения установлены при рекламе такой продукции?

Задача 3. На бортах маршрутного такси размещена реклама настойки «Перчик» и пива «Пивная бочка». Маршрут такси пролегает по проспекту Ленина. Допущены ли нарушения законодательства о рекламе? Изменится ли ситуация, если реклама размещена на газели, принадлежащей организации, осуществляющей оптовую реализацию алкогольной продукции? Каковы требования к способам и месту размещения рекламы алкоголя и пива?

Задача 4. В магазине «Хорошее настроение», расположенном вблизи университета, проводится рекламная акция: молодые люди, одетые в униформу с символикой табачной продукции и производителя предлагают попробовать или обменять пачки с табачной продукцией на продукцию рекламируемого производителя. Допущены ли нарушения рекламного законодательства?

Задача 5. На одной из центральных площадей размещен летний торговый павильон при, оформлении которого на тентах размещен товарный знак пива Балтика. Аналогичное оформление применено для сувенирной продукции, фирменной одежде продавцов, на утвари (бокалы, скатерти, салфетки, холодильники и т.п.), используемой в местах продажи. Допущены ли нарушения рекламного законодательства?

Задача 6. Под торговой маркой «Флагман» зарегистрирован ряд товаров: конфеты, водка. При этом в рекламном модуле содержится информация следующего характера: «ООО «Северный» - производитель продукции под товарным знаком Флагман» и помещено изображение данного товарного знака. Допущены ли нарушения законодательства о рекламе?

Задача 7. На средстве стабильного территориального размещения распространена реклама с изображением товарного знака, зарегистрированного для табака, выполненного на элементе упаковки и зажигалки с аналогичным товарным знаком. Соответствует ли данная реклама законодательству?

Задача 8. В киоске, осуществляющем реализацию продуктов питания, выставлена алкогольная и пивная продукция, сопровождающаяся надписью «Всегда свежее, всегда в наличии» и указанием цены. Является ли это рекламой?

Задача 9. В супермаркете проходит акция с раздачей листовок, рекламирующих продукты питания и вина на розлив, реализуемые в данной торговой сети. В торговом зале девушки предлагают посетителям попробовать образцы продукции. Соответствует ли данная акция требованиям законодательства?

Задача 10. Одной из крупных торговых сетей по реализации бытовой техники размещена реклама о реализации товаров в кредит без переплаты: срок – 3 месяца, процентная ставка по кредиту – 21% годовых, первоначальный взнос – 30%, плата за кредит – 0% от стоимости товара. При этом в самом магазине размещена информация об условиях предоставления кредитов, согласно которой, кредит «бесплатный» предоставляется на 3 месяца с переплатой – 1,3 %. Какие нарушения допущены при размещении данной рекламы?

Тема 2: Ответственность за ненадлежащую рекламу. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса.

  1. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу. Контрреклама: понятие и порядок осуществления.

  2. Государственный контроль и саморегулирование в сфере рекламы. 3

  3. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса.

Нормативные акты (см. нормативные акты к практическому занятию 1):

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть 1,2, 4.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. «О коммерческой тайне»: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004г. № 98-ФЗ.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. N 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».

5. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 сентября 2006 г. N 243 « Об утверждении форм процессуальных документов и об организации работы по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».


Решение задач

Задача 1. Предприниматель Е, оказывающая в салоне услуги пирсинга, все виды массажа, депиляции разместила в журнале «Теле-парк» рекламу услуг. Данная деятельность подлежит лицензированию, однако предприниматель имеет только сертификаты о прохождении обучения, лицензии нет. При рассмотрении дела предприниматель пояснила, что в таком виде рекламное объявление было оформлено менеджером газеты и с нею пере публикацией не согласовано. Оплата данной рекламы произведена Е. своевременно перед выходом журнала. Сотрудник журнала пояснила, что не располагала сведениями о том, что данная деятельность подлежит лицензированию, в связи с чем, не затребовала лицензию при приеме рекламного объявления. По вопросу изготовления рекламы она пояснила, что только оформила макет рекламы, а указанные в ней виды деятельности ей сообщила Е., однако письменной заявки нет. Какие нарушения рекламного законодательства допущены? Как следует разрешить спор?

Задача 2. В 2000г. было создано ОАО «Алтис», осуществляющее производство и продажу металотрубной мебели. В 2001г. акционерное общество зарегистрировало свой товарный знак «Altis» в латинском написании. В 2004г. произошло разделение общества и один из учредителей, являвшийся одновременно генеральным директором, вышел из его состава. Одновременно на рынке появилось ООО «Алтис», которое развернуло массированную рекламную компанию в печатных СМИ, в сети Интернет, размещая каталоги с товарами фирмы, аналогичными товарам ОАО, ссылаясь на сертификат, выданный акционерному обществу на производство металотрубной мебели и используя товарный знак «Altis». Нарушены ли права ОАО «Алтис

Задача 3. В антимонопольный орган обратилось предприятие с жалобой на действия производителя минеральной воды, аналогичной производимой заявителем (предприятия осуществляют розлив мин. воды «Серебряный ключик» на основании договоров с владельцем скважины), указывающего на упаковке и в рекламе воды информацию о получении данной водой диплома абсолютного победителя ярмарки «Лучший товар года». Согласно документа, предоставленным заявителем, в 2000г. году на ярмарке выставлялась минеральная вода, разливаемая заявителем и получившая диплом абсолютного победителя. Заявитель не давал разрешения на использования знака диплома победителя, полученного им, каким-либо иным производителям, в том числе и осуществляющим розлив аналогичной воды.

По мнению ответчика, он правомерно использует знак диплома, поскольку он был выдан на воду «Серебряный ключ», разливаемую, в том числе и ответчиком, кроме того, данный знак используется на этикетках еще ряда производителей данной минеральной воды. Нарушены ли права заявителя?



Задача 4. Салон «Аспект-моторс», осуществляющий реализацию автомобилей различных марок, в том числе и автомобилей «Фольксваген» разместил наружную рекламу, где крупным планом изображен автомобиль «Фольксваген» и соответствующий товарный знак, указав свое наименование, адрес и телефоны.

В антимонопольный орган обратился концерн «Фольксваген», производитель одноименных автомобилей и правообладатель товарного знака с требованием прекратить незаконное использование в рекламе «Аспект-моторс» товарного знака без согласия его обладателя, ссылаясь на законодательство РФ о товарных знаках. Как следует разрешить спор?



Литература ко всем темам дисциплины

Основная

  1. Бадалов Д.С., Василенкова И.И. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 28-ФЗ «О рекламе» - Москва, 2011.

  2. Кирюшина И.В.Правовое регулирование рекламной деятельности. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та – 2012- 191 с.

  3. Свиридова Е.А. Правовое регулирование рекламы. Учебное пособие для вузов - М.: ЮНИТИ-[ДАНА]; М.: Закон и право, 2010.

Дополнительная

1. Эриашвили Н. Д. и др. Правовое регулирование рекламной деятельности : учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-[ДАНА]; М.: Закон и право, 2009.

2. Баранова М.В.Правовые проблемы саморегулирования в сфере рекламы.–

Журнал российского права.- 2009.- N 5

3.Маркович А.М. Гражданско-правовые аспекты соотношения понятий "реклама" и "рекламная деятельность" – Право и политика.- 2010.- N 10.

4.Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты. Подготовлен для системы КонсультантПлюс – 2012.



5.Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе № 37 от 25.12.98г: Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ – Хозяйство и право 1999.- N 3.
Примерные вопросы для подготовки к зачету

  1. Понятие и признаки рекламы в соответствии с ФЗ «О рекламе».

  2. Виды информации, на которые действие ФЗ «О рекламе» не распространяется.

  3. Социальная реклама и спонсорская реклама.

  4. Законодательство о рекламе: источники правового регулирования.

  5. Субъекты рекламного процесса: особенности правового положения.

  6. Международный кодекс рекламной практики.

  7. Общие требования законодательства к рекламе.

  8. Товары, реклама которых не допускается

  9. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

  10. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

  11. Реклама информация и реклама – оферта. Срок действия рекламы, признаваемой офертой

  12. Понятие ненадлежащей рекламы. Формы ненадлежащей рекламы.

  13. Недобросовестная и недостоверная реклама.

  14. Использование образа несовершеннолетних в рекламе.

  15. Общая характеристика способов распространения рекламы.

  16. Реклама в телепрограммах и телепередачах.

  17. Реклама в радиопрограммах и радиопередачах

  18. Реклама в периодических печатных изданиях и печатной продукции.

  19. Реклама, распространяемая при кино- и видео-обслуживании.

  20. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи.

  21. Наружная реклама.

  22. Реклама на транспортных средствах и с их использованием.

  23. Требования к рекламе алкогольной продукция,

  24. Требования к рекламе пива и напитков, изготовленных на его основе.

  25. Требования к рекламе табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

  26. Особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения.

  27. Реклама биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания.

  28. Реклама продукции военного назначения и оружия.

  29. Требования к рекламе финансовых услуг.

  30. Реклама ценных бумаг.

  31. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Соотношение с рекламой стимулирующих мероприятий.

  32. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением.

  33. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации.

  34. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу. Контрреклама.

  35. Государственный контроль в сфере рекламы. Полномочия антимонопольного органа в сфере рекламы.

  36. Саморегулирование в сфере рекламы.

  37. Принадлежность прав на объекты рекламы, являющиеся результатом творческой деятельности.

  38. Авторские права на объекты рекламы.

  39. Условия законного использования интеллектуальной собственности в рекламе.

  40. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы.

  41. Рекламный договор: понятие, содержание.

  42. Понятие и формы недобросовестной конкуренции в рекламе.



АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕДЕЙССТВИТЕЛЬНОСТИ СДЕЛОК
Содержание дисциплины

<< предыдущая страница   следующая страница >>