страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины «Теория организаций 2: Модели теории организаций» для направления - страница №1/1
Министерство Министерство образования экономического развития и Российской Федерации торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Утверждена УМС Одобрена на заседании кафедры Секция «Менеджмент» Управления человеческими ресурсами Председатель Зав. кафедрой С.Р. Филонович В.В. Щербина «____»________ 2002 г. «____»_________2002 г. Программа дисциплины «Теория организаций 2: Модели теории организаций» для направления 521500 «Менеджмент» (третья ступень высшего профессионального образования) Москва, 2002 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Автор программы: доктор социологических наук , профессор В.В. Щербина Требования к студентам. Студент должен: обладать знаниями по социологии и психологии, экономики; знаниями по курсу общего менеджмента, теории организаций и организационного поведения; уметь оперировать такими понятиями как: организация, типы, деловая организация; социальная система, закрытая и открытая система, искусственная и естественная система, социальная организация, формальная и неформальная организация, внешняя и внутренняя среда, равновесие, баланс, интеграция, адаптация, эффективность, выживание организации, функционирование и развитие организации, организационная культура, синергия, ситуационные переменные, формальные, коммуникации, власть, легитимность власти организационная структура, типы структур, скалярная цепь, контроль, координация, разделение труда, департаментализация, зависимости, формализация, иерархия, контроль, координации; Аннотация: . Курс представляет собой продвинутый курс по теории организации. В отличии от курса по теории организаций читаемого в рамках программы бакалавриата он предусматривает ознакомление студента с современными моделями, описывающих: природу, строение логику функционирования и развития организации в рамках взгляда на организацию. Указанный курс представляет собой один из двух базовых теоретических курсов в ходе подготовки менеджера. Его изучение, наряду с теорией менеджмента, важно для подготовки квалифицированного специалиста-практика по специальности менеджмент организации и особенно необходимо магистра специализирующимся по проблематике менеджер в сфере УЧР и стратегический менеджмент.. Цель курса – выработать у студента четкое представление о статусе, Он представляет собой продвинутую версию курса теория и социология организаций, читаемого на ф-те менеджмента по программе бакалавриата. В рамках лекционной части курса в этой версии проблемы теории организаций описываются в исторической логике, в рамках различных модельных представлений и контексте полемики существующей в науке по каждой из проблем. Одной из задач курса является стремление автора курса показать разнообразие научных представлений современной теории организации и определить области и условия применения каждой из моделей организации на практике, предметной специфике, месте в системе управленческих наук теории организаций; дать студентам достаточно глубокие знания о природе организации, ключевых проблемах, изучаемых этой наукой, ознакомить студентов с основными теоретическими моделями организации и определить теоретико-методологические основания различных теорий и школ в данной теории; рассмотреть ключевые понятия в логике тех школ и подходов, где они создавались и интерпретировались; научить студента адекватному применению ключевых понятий и положений различных теорий, научить студента теоретическому анализу организаций. Специфика курса в том, что основные положения курса рассматриваются в нем в исторической логике формирования, с учетом происходившей в теории организации полемики и типа решаемых задач. Все организационные модели рассматриваются в контексте изучения школ и наиболее известных персоналий. Курс построен в традиционной форме: лекций и практических занятий. Курс предполагает кроме лекционных занятий также практические и самостоятельныне занятия В самостоятельную проработку курса входит самостоятельное изучение научной литературы по проблемам теории организаций. Представленный курс предусматривает обучение в объеме 72 аудиторных часа, из которых 36 аудиторных. Программой предусмотрены 24 часа лекций и 12 семинарских занятий); Курс завершается зачетом. В самостоятельную проработку курса входит самостоятельное изучение научной литературы по проблемам теории организаций написание реферата. Объем внеаудиторной нагрузки 36 часов. В качестве форм контроля предлагаются: зачет по окончанию курса, контрольные работы, эссе на заданную тему, оценка выступлений на семинарских занятиях. В результате изучения дисциплины студент должен:
Формы контроля:
Результирующая оценка итогового контроля (рубежного) это средневзвешенная оценка которая складывается из: оценки написания реферата; и итогов устного экзамена. Формула оценки м.б. записана следующим образом: Результирующая оценка итогового контроля (рубежного) складывается из оценки написания реферата и оценки итогового контроля (теста) как округленная средневзвешенная оценка с учетом оценок относительной важности: Wр = 0,4; Wт = 0,6 следующим образом: W p = 0,4; WT = 0,6; Ocp =Op WT = 0,6 следующим образом: Оср р; (0,4) От * Wт (0,6). 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. ВведениеОбъект и предмет изучения. История возникновения. «Статус терии организаций. Ее составляющие. Ее место среди других управленческих дисциплин. Проблематика. Роль организаций в современном мире. Организация как социальная система. Внешняя среда организации. Модели внешней среды. Показатели состояния среды. Внутреняя среда организации. Организация как процесс, инструмент, социальный организм. Функции и природа организаций. Типы организаций. Эффективность организации. Выживание организации. Границы организации. Строение организации. Структура организацтии. Типы организационных структур. Ситуационные переменные. Естественные и искусственные модели организации как социальной системы.. Открытые и закрытые модели организации. Ключевые понятия. Ключевые положения классической школы, школы человеческих отношений, школы социальных систем. Тема 2. Ранний антинормативизм. Модель организации как социотехнической системы. Возникновение модели. Персоналиии. Признаки модели. Условия возникновения. Специфика производственных организаций. Представления о социотехнической организации. Работы представителей Тавистокского института (А. Райса и Э Триста), Центра исследований в Юго-восточном Эссексе - Дж. Вудворд (Англия) и представителей индустриальной социологи в США (Р. Дабин). Исследования Дж. Вудворд, советских промышленных социологов (В. Г. Подмарков, Н. И. Лапин, О. И. Шкаратан). Вудворд о технологии как о ситуационной переменной. Понятие технология. Типы технологий. Признаки организационных структур. Влияние технологии на организационную структуру промышленных организаций. Управляемость организации и технология. Влияние технологии на порядок и значимость управленческих функций. Технологические инновации и проблема сопротивления организационным изменениям. Американская версия социотехнического взгляда на организацию. Р. Дабин о четырех элементной системе производственной организации. Технологический детерминизм Р. Дабина. Технико-технологическая, формальная, внеформальная, неформальная организация и их признаки. Технология как ситуативная переменная. Отечественные версии социотехнического подхода – В.Г. Подмарков, Н.И. Лапин, О.И. Шкаратан. Тема 3. Разработки представителей Астонской школы ( Б.Хайнингс, Д.Хиксон, Д.Пью, Д.Фейски, Дж.Чайлд); Методология Астонской группы. Междисциплинарность и антинормативизм. Исходные гипотезы. Два изменерения организационной структуры (структурность деятельности и концентрация власти). Бирменгемский проект.. Исходные гипотезы. Основания для различения организаций. Критерии для определения типа структуры в организации. Размер, зависимость о других организаций и стратегии как ситуационные переменные. Проблема свободы выбора при формировании стратегии (Дж.Чайлд). Международный проект. Методология. География. Итоги. Национальная специфика и общие закономерности. Типология организаций. Три типа бюрократии. Организации типа «Астон». Небюрократии. Внешняя среда организации. Стратегия организации. Концепция внутриорганизационных стратегических сил. Проблема отношения организации к нововведений в логике концепции жизненных циклов организации. Тема 4. Эмпирический подход в теории организаци. Критика положений классической школы. Критика нормативизма. Персоналии (Э. Дейл, К. Дэвис, Г. Кунц, А. Чендлер мл. и др.). Выдвинутые принципы и интерпретации нормативистских положений деятельности. Рационализм. Инструментальная природа организаций. Тип изучаемых организаций. Антинормативизм. Проблематика. Междисциплинарность. Специфика методов (кейс-стади – Дейл, Друкер; исторический метод – А. Чендлер мл.). Новые направления деятельности в организации. А. Чендлер мл о логике формирования и природе современных организаций. Специфика исторического метода. Период изучения. Черты изучаемого периода. Объективные условия формирования новой стадии капитализма. Рыночные и технологические давления. Появление организаций типа фирма. Менеджеры и менеджмент. Роль менеджера в формировании новых отношений в организации и новых стратегий. Особенности позиции менеджера в системе управления. Стратегия как ситуационная переменная по Чендлеру. Временной фактор. Два типа стратегий и логика формирование новых структур. Тип многосекционных централизованных структур и позиция менеджера. Неофункциональные и дивизиональные структуры. Логика развития современных организаций. Один вектор развития (сложные многосекционные организации) и два пути. Видимая рука менеджера и управление. Тема 5. Развитый антинормативизм. Общие черты и положения ситуационного подхода в теории организаций Период и условия возникновения. Проверка условий и границ применения нормативистских моделей (классической, человеческих отношений, системной). Управленческая ситуация. Исторические корни и методологические основания. Основы ситуационного подхода в тезисах Г. Шермана. Критика системной теории ее представителями (Ф. Каст, Д. Розенцвейг). Критика понятий система и целостность. Развитие идеи сложных организаций. Рациональный инвайронментализм. Кац и Канн об организациях как открытых и закрытых системах. Признаки открытости. Организация как частично открытая и частично закрытая система. Гетерогенность среды. Идея частичного равновесия и баланса. Проблема рациональной адаптации. Три уровня открытости в системе управления организацией: стратегическое, координационное и оперативное управление. Концепция сложных организаций. Ситуационный подход. Концепция Дж. Сложные организации и их признаки. Источники неопределенности. Два источника неопределенности и две задачи координации. Две группы подразделений в организации: техническое ядро и буферная зона. Проблема обеспечения стабильности деятельности в условиях неопределенности, Феномен буферного эффекта. Критерий оптимальности организационных структур. Типы зависимостей, способы координации, способы координации, типы организационных структур. Типы координационных технологий и типы организационных стратегий. Типы организационных структур в зависимости от взаимоотношения подразделений технического ядра и буферной зоны. Координационные технологии и типы организационных стратегий. Логика взимотношений подразделений технического ядра и буферной зоны. Их проекция на организационные структуры. Власть буферных отделов в организации в условиях неопределенности. .Неопределенность и власть. Неопределенность и стратегия в организации. Определение организации по П. Лоуренсу и Дж..Лоршу. Организация как средство реализации целей индивидов, повышающее их доступ дефицитным ресурсам. Логика взаимоотношений организации с внешней средой. Среда как кладовка ресурсов и целевое окружение. Сегментация внешней среды. Логика формирование организации типа фирма. Специфика комплексных организаций. Три сегмента внешней среды деловых организаций. Характеристики фрагментов среды. Логика структурной дифференциации. Уровень неопределенности (динамика и предсказуемость изменений). Проблема адаптации подразделений к своему сегменту окружения. Различия типов организационной культуры, типов задач, технологий, организационных структур в каждом подразделении комплексных организаций. Проблема социальной интеграции. Неопределенность и дополнительные средства интеграции. Анализ применимости матричных структур в комплексной организации. Тема 7. Проблема сопротивления радикальным организационным изменениям в работах Т. Бернса. Анализ радикальных организационных трансформаций. Два предельных типа управления организациями. Механический и организмический. Признаки и сусловия успешного функционирования. Проблема трансформации. Истоки сопротивления. Формирование патологических систем. Признаки патологии «Обычная реакция». Организация как консервативная система социальных систем в организации: формальная, структура карьеры, политическая. Проблема обеспечения синхронного развития трех социальных систем. Тема 8. Модель активного взаимодействия организации с внешней средой, теория ресурсной зависимости Дж Пфефера и Дж. Саланчика Организация как сфера обмена ресурсами. Организация как квази -рынок. Ресурсная взаимозависимость организаций. Внешняя среда как сфера обмена взаимными влияниями. Ресурсная ниша. Взаимоотношения с другими организациями как сфера борьбы и контроля ресурсов. Организация как зависимая система. Организация как активная система. Внешняя среда как система ресурсных ниш и целевое окружения. Трактовка организации как зависимых от целевого окружения систем. Ресурсы как основа зависимости. Типы зависимостей. Стремление к снижению зависимости. Четыре типа возможных стратегий как средства снижения зависимостей: приспособление, изменение взаимозависимости, объединение с элементами целевого окружения, изменение правил игры. Активная позиция менеджера в работе с окружением. Тема 9. Основные черты антисистемной, антропоцентрической версии теории организаций. Условия формирования. Теоретико-методологические основания подхода – экзистенционально- феноменологическая традиция (Гарфинкель, Скотт, Луман, Дуглас, Шюц Терикьян). Разработчики подхода Д. Сильверман, А. Петигрю, М. Луи, С. Роббинс, К .Вейк. Критика системного, бихевиористского, психологического и др. детерминистских подходов. Критика антисубъективности предшествующих теорий. Постулирование творческого начала и активности субъекта. Организационная культура. Человек как творец культуры. Организация как фон индивидуальной и групповой активности. Организация как арена политических игр. Организация как группа с изменяющейся системой целей и структурой. Субъективно считываемая ситуация и конструирование ситуации. (Д. Сильверман). Интерпретация реальности. Трактовка организационной культуры. (Петигрю, Луи). Культурный код. Символическое управление – как управление сознанием. Тема 10. Конфликтно-игровая модель бюрократической организации М. Крозье и Е. Фридберга. Критика детерминизма в организационной теории. критика антисистемной модели организаций. Постулирование свободы социального субъекта Критика системного подхода применительно к организации. Трактовка человеческго поведения как намеренного. Переосмысление модели бюрократии. Организация как море неопределенности с островками определенности. Логика возникновения модели. Теоретико-методологические основания. Организация как сфера сотрудничества и конкуренции за дефицитные ресурсы. Власть как дефицитный ресурс. Общеорганизационные и групповые цели. Понятие организационной игры. Типы игр. Цели игр. Рассогласование целей, конфликт и неопределенность как условие протекания игры. Организация как сфера обмена деятельностями. Конфликт, конкуренция и сотрудничество в организации. Организация и неопределенность. Игра как сфера борьбы за власть и сфера проявления творческой активности. Роль формальной организации и организационных структур в обеспечении деловых игр.. Меняющиеся правила игры. Организация как асамблея игр. Тема 11. Организационная экология и организационное развитие. Персоналии (А. Хоули, А. Стинчкомб, Дункан, Д. Кассарда, Воли, М. Хаинон, Дж. Фримен, Дж. Кэрролл). Теоретико-методологические основания и предпосылки возникновения подхода. Критика рационалистических антропоцентрических моделей организации. Критика инновационных и стратегических концепций развития организации. Представления об организационной популяции. Рационально-естественная и конфликтно-балансовая модель развития организации. Два этапа развития. Принцип изоморфизма (А. Хоули). Взгляд на организацию как на открытую систему. Внешняя среда как: культурное окружение, совокупность экологических ниш, целевое окружение.. Тенденция к нарастанию закрытости организации (А. Хоули). Экосистема. Экологический комплекс (Дункан, Шнорр). Консерватизм организаций. Логика организационного развития. Внешняя среда как источник организационных изменений. Среда как совокупность экологических ниш. Развитие в рамках организационной популяции. Репертуар организации. Развитие как расширение организационного репертуара. Две фазы развития организации. Концепция естественного отбора и селекции социокультурных образцов. (М. Ханнон, Дж. Фримен). Популяционная и фокусная перспектива. Перерыв постепенности. Организация как консервативная система. Критика рационализма и внешние детерминанты развития. Программа семинарских занятий. Тема 1. Организация как междисциплинарный объект изучения в теории организаций. Предмет изучения и проблематика теории организаций. Цель – выработка у студентов представления о роли и месте теории организаций в системе управленческих наук. Усвоение ключевых понятий теории организаций. Объем 4 час. Тема 2. Ранние антинормативисткие подходы в теории организаций (социотехнический подход, эмпирический подход, разработки астонской группы); Цель – усвоение логики антинормативизма в теории организаций. Анализ особенностей и логики разных антинормативистких моделей в теории организации. Освоение логики работы с ситуационными переменными. Возможностей и границ их и границ их применения в управленческой практике. Объем 2 час. Тема 3. Поздний антинормативизм. Ситуационные модели теории организаций. Цель - усвоение специфики сложных организаций, принципа вариативности структур и логики их формирования, логики их формирования. Выявление сферы применения указанных моделей. в рамках одной организации и границ их применения в организации. Объем – 2 часа. Цель - освоение антидетерминистких моделей организации. Определения возможностей. Выработка представлений об организации как о сфере конфликта, сотрудничества и протекания политических игр. Объем – 2часа. Цель – усвоение представлений об организационно-экологической модели развития. Определение сферы и границ применения модели в управленческой практики. Объем – 2 часа.
Требования к написанию реферата. При написании реферата должны быть:
А) Обозначена актуальность данной темы; Б) Сформулирована проблемная ситуация, побудившая студента к выбору данной темы; В) Четко определены цели и задачи исследования; Г) Обозначен объект и определен предмет исследования; Д) Обозначены этапы решения проблемы; 3. В основной части должны быть: А) четко обозначены разделы работы; Б) продемонстрировано знание студентом разнообразия моделей и подходов по данной теме; В) Глубокие знания тех моделей которые автор выбрал за основу при анализе; Г) Работа должна обязательно содержать новую, по сравнение с литературой даваемой по курсу литературу (не менее пяти источников) по данному вопросу продемонстрировать способность автора самостоятельно работать с литературой; Д) Содержать анализ и конструктивную критику, описываемых автором теорий; 4. В заключении должны быть перечислены все основные выводы предложения сделанные автором по тексту основной части;
Работа должна быть выполнена в компьютерном или машинописном виде и содержать не менее 10 страниц м.п. текста через 1,5 интервала. Вопросы к зачету:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Основная литература : 1.Холл Р. Х. Организации Структуры. Процессы. Результаты. Сп-б. Питер. 2001; .
Дополнительная литература:
IV. Тематический расчет часов
Автор программы д. соц. н., профессор В.В. Щербина |
|