Программа дисциплины социология образования для направления 521200 «Социология» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины социология образования для направления 521200... 1 215.22kb.
Наименование дисциплины: «Социология труда» Рекомендуется для направления... 1 106.23kb.
Наименование дисциплины: Социология образования Рекомендуется для... 1 92.04kb.
Программа дисциплины «Социология молодежи» 4 454.86kb.
Программа дисциплины "Современные социологические теории" Для направления... 1 129.87kb.
Программа дисциплины «Социология профессий» 1 238.55kb.
Программа дисциплины «Социология рекламы» 2 331.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология образования 1 276.34kb.
Программа дисциплины «Социология семьи и гендерных отношений» 3 407.26kb.
Программа дисциплины «Социология» 2 335.54kb.
Программа дисциплины «Сравнительная социология 1 224.62kb.
Программа дисциплины социология образования для направления 521200... 1 215.22kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины социология образования для направления 521200 «Социология» - страница №1/1

Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования

Российской Федерации Российской Федерации
Национальный Исследовательский Университет

Высшая школа экономики

Факультет социологии
Программа дисциплины
социология образования
для направления 521200 «Социология»

2-ая ступень высшего профессионального образования

и

для специальности 020300   Социология

3-я ступень высшего профессионального образования

Автор: к.социол.н., доц. Абрамов Роман Николаевич,



institutkafedra@mail.ru

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Социология» анализа социальных институтов
Председатель: проф.Ледяев В.Г Зав. кафедрой: проф. Девятко И.Ф.
“___” __________ 201_ г. “___” ____ 201 __г.


Москва 2013

Пояснительная записка

Требования к студентам:
Данный курс рассчитан на студентов успешно освоивших базовые курсы по социологической теории, методам социологического исследования и другие общепрофессиональные и факультативные курсы, обозначенные в учебном плане. В курсе используются полученные студентами знания в области социальной теории профессий, социологии культуры, социологии науки, экономической социологии, а также знание основных методов социологического исследования.

Курс дополняет и углубляет представления о современных направлениях и течениях в социологии, полученные будущими студентами-социологами на предыдущей ступени профессионального образования.


Аннотация:

В процессе изучения курса «Социология образования» предполагается раскрыть дисциплинарную область социологии, объединяющую теории, концепции и исследования социального института образования и его связи с другими социальными институтами. Особое внимание уделяется как теоретическим, так и практическим аспектам изучения системы образования: стратегиям реформирования образования в России и за рубежом и вовлечение национальных систем образования в международный контекст. Кроме того, содержательно учебный курс «Социология образования» проектирован в двух сравнительных системах координат: первая связана с историческим ретроспективным взглядом на генезис систем образования, вторая ориентирована на сравнение развития образования в пространственном аспекте с акцентом на Россию, Европу и США. Теоретическая основа исследования образования была заложена в функционалистской традиции Э.Дюркгеймом и Т.Парсонсом. В России в конце XIX начале ХХ века проводилось значительное число эмпирических исследований в области школьного и высшего образования. В связи с этим следует отметить работы П.Н.Милюкова и Н.И.Кареева, посвященные проблемам российского образования. В советской и постсоветской социологии значительный вклад в изучение образования в разные годы внесли В.Н. Шубкин, А.А.Овсянников, М.Н.Руткевич, Ж.Т.Тощенко, Ф.Р.Филиппов, Д.Л.Константиновский и другие. В данном курсе социология образования рассматривается как дисциплинарная область социологии, исследующая социальные аспекты образования, закономерности взаимодействия образовательной системы как социального института и социальной организации с обществом социальными группами и личностью. Также не остается без внимания и другой взгляд на предмет сравнительной социологии образования (М.Троу) как на узкую область, объединяющая исследователей которые интересуются формальными учебными заведениями и учреждениями – школами, колледжами, университетами и т.п., а также процессами обучения в них и связью между ними и другими институтами общества. В целом область изучения сравнительной социологии образования включает в себя учебные заведения, их системы, управление ими, организацию и структурирование, уровни образования, взаимодействия групп в учебных заведениях, социальные роли учителя и администратора. Британская традиция социологии образования имеет несколько развитых направлений исследований: а) школьная этнография занималась описанием школьных социальных систем с акцентом на межличностное взаимодействие между преподавателем и учащимся; б) образовательные учреждения рассматривались в качестве элемента школьного воспроизводства, обеспечивающего усвоение учащимися скрытой учебной программы; в) феминистские социологии изучали роль школы в развитии у детей гендерных стереотипов; г) исследования, направленные на определение степени эффективности различных стилей преподавания. В современной социологии образования активно развиваются прикладные исследования, ориентированные на предоставление информации государственным органам и общественным фондам для формирования эффективной социальной политики в сфере образования – education policy. Социальная политика в сфере образования и education policy являются важным элементом учебного курса «Социология образования».
Курс «Социология образования» является органичным продолжением профессионального социологического образования и представляет собой логически-выстроенный обзор основных теоретических и прикладных подходов к пониманию феномена образования в сравнительной перспективе. Также в курсе активно используются имеющиеся результаты социологических исследований, включая статистические данные. Образование в курсе рассматривается в качестве важного социального института современного общества. Изучение теоретических концепций, накопленных эмпирических данных и основных методологических подходов, разработанных в рамках сравнительной социологии образовательных систем – важнейший компонент профессионального социологического образования, позволяющий студентам-социологам соприкоснуться и с теоретическим, и с прикладным социальным знанием в рассматриваемой области. Полученные знания могут быть использованы не только в исследовательской работе, но и в практической деятельности в таких областях, как социальная политика и социальная работа, менеджмент в образовании, государственное и муниципальное управление
Формы оценки:

Итоговый контроль осуществляется в соответствии с приказом №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова. Исходя из текста Приложения №1 «Методика формирования результирующей оценки промежуточного и рубежного контроля» к приказу №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова явствует, что «все формы промежуточного и итогового контроля (контрольные работы, эссе, домашние задания, итоговый тест, и др.) оцениваются в 10-балльной шкале Оi».

Итоговая оценка определяется в соответствии с методикой, охарактеризованной в названном приказе №1002 от 17.06.2002г. ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьминова. Руководствуясь требованиями, изложенными в данном документе для оценки относительной важности отдельных видов текущего, промежуточного и итогового контроля вводятся их веса Wi таким образом, чтобы сумма Wi = 1. Также находится средневзвешенная оценка отдельных форм, текущего, промежуточного и итогового контроля: Оср = ∑ Wi Оi..

Таким образом, оценка по курсу составляется из трех компонентов: W1 работа на семинарах (участие в дискуссиях, знание текстов), W2 написание эссе/реферата и W3 итоговый письменный экзамен. Работа на семинарах оценивается с весом 0.4, эссе/реферат – 0.4, итоговый экзамен – 0.2.

Итоговое эссе представляет собой развернутый научный очерк с использованием теоретического или теоретико-эмпирического материала. Тема эссе предлагается преподавателем либо выбирается самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Объем итогового эссе колеблется в пределах от 1,5 до 2 тыс. слов. Альтернативой эссе является профессионально выполненный реферат. Для реферирования может быть выбрана статья на английском (или другом иностранном языке), опубликованная в реферируемом зарубежном академическом журнале, имеющая высокий индекс цитирования, не переведенная на русский язык и не отреферированная ранее. Выбор статьи для реферирования в обязательном порядке должен обсуждаться с преподавателем.

В соответствии с положением о плагиате, как на полное так и на частичное заимствование текста налагаются санкции. Обнаружение плагиата в письменной работе влечет за собой нулевой балл за эту компоненту курса.


Содержание программы:
Тема 1. Введение в социологию образования

Социология образования как научная дисциплина и область исследования. Связь социологии образования с социологической теорией. Отличие социологии образования от других дисциплин, изучающих образование.



Литература:

  1. Гидденс Э. Образование, коммуникация и средства массовой информации (глава из учебника «Социология»); в ридере №251

  2. Шаронова С.А. Из истории развития социологии образования за рубежом; в ридере №24

  3. Harp J. Richer S. Sociology of education; в ридере №64

  4. Филиппов А.Ф. Утопия образования.//Отечественные записки, 2002, №1, с. 10-39. в ридере №18


Для обсуждения на семинаре предлагается кейс:

критическое рассмотрение представлений социологии образования в отечественных энциклопедиях и учебниках по социологии (А.И.Кравченко «Социология», Астафьев,Шубкин «Социология в России» под ред. Ядова, Философская энциклопедия «Социология образования»).


Тема 2. Экспликация основных социологических подходов к изучению образования

Структурно-функциональный подход к системе образования. Теория символической власти Бурдье. Социолингвистическая перспектива изучения неравенства в образовании Бернстайна. Интеракционистские исследования в области образования.




Литература:

  1. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: Интор, 1996. (Воспитание, его природа и роль, Природа и метод педагогики, Педагогика и социология); в ридере №2-5

  2. Бурдье П., Пассрон Ж. Воспроизводство: элементы теории системы образования; в ридере №62

  3. Bernstein B. Class, Codes and Control Volume 1 Theoretical studies towards a sociology of language; в ридере №61

  4. Eder D. Ability grouping as a self-fulfilling prophecy: a micro-analysis of teacher-student interaction; в ридере №63

  5. Манхейм К. Диагноз нашего времени (Глава 4-5); в ридере №6

  6. Nash R. A Realist Framework for the Sociology of Education: thinking with Bourdie; в ридере №78

  7. Kingston P. The unfulfilled promise of cultural capital theory; в ридере №81

  8. Sadovnik A. Basil Bernstein; в ридере № 72

  9. Wortham S. Language Ideology and Educational Research; в ридере №83


Тема предполагает проведение 2-ух текстологических семинаров. В результате обсуждения необходимо: а) оперировать понятийным аппаратом рассматриваемых авторов б) понимать какие исследовательские перспективы предоставляет объяснительна схема, предлагаемая автором в) устно или письменно представить краткую характеристику подходов к изучению образования, рассматриваемых в ходе занятий.
Тема 3. Школа как объект социологического исследования и социологической рефлексии

Общий контекст развития школьного образования за рубежом и в России. Развитие школы как социального института. Массовизация школьного образования. Школа и социальное неравенство. Понятие скрытой программы и концепция бесшкольного общества И.Иллича. Дисциплинарная роль школы в работах М.Фуко. Проблемы измерения качества образования в современных школах России.


Литература:

  1. Meyer J. World expansion of Mass Education, 1870-1980; в ридере №79

  2. Иллич И. Освобождение от школ; в ридере №23

  3. Anyon J. Social Class and the Hidden Curriculum of Work; в ридере №67

  4. Фуко М. Надзирать и наказывать (глава 1, часть1); в ридере №59

  5. Hassard J. Researching Foucault's Research: Organization and Control in Joseph Lancaster's Monitorial Schools; в ридере №68

  6. Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер с англ. М.:Педагогика-Пресс, 2000.

  7. Адамский А.И. Что такое качество образования?; в ридере №73

  8. Лоскутова М. Школьные реформы в Англии; в ридере №34


Тема предполагает проведения двух семинаров. Основные вопросы для обсуждения: 1) В чем специфика школы как объекта социологической рефлексии? 2) Является ли школа незаменимым социальным институтом? 3) Как связаны школа и социальное неравенство? Насколько дискуссия о социальном неравенстве и школах актуальна для РФ? 4) В чем суть понятия скрытой программы? 5) Как реализуется дисциплинарная функция школ? Какие последствия она имеет? 6) Как измеряеют качество образования? Считаете ли Вы такие измерения надежными?
Для обсуждения на семинаре предлагается кейс:

обсуждение фокус-групп с абитуриентами элитных вузов Москвы, проведенных ЦВМ НИУ ВШЭ летом 2011 года; тема обсуждения – восприятие ЕГЭ абитуриентами; от участников обсуждения ожидается применение социологических теорий образования.


Тема 4. Социально-философские концепции университета

Идея университета и формирование университетской корпорации учащихся и учащих. Средневековый университет как проект образовательного учреждения нового типа. Классический университет Гумбольдта и исследовательские университеты в США: трансформация представлений об исследовательском университете. Ортега-и-Гассет о месте культуры в университете. Университет и идеология (Хайдеггер).



Литература:

  1. Rashdall H. University of Europe in the middle ages Chapter 4; в ридере №66

  2. Гумбольт К.фон О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине; в ридере №31

  3. Ортега -и- Гассет Х. Миссия университета//Отечественные записки,2002. № 2; в ридере №8

  4. Хайдеггер М. Самоутверждение немецкого университета; в ридере №65

  5. Scott J. The mission of the University: Medieval to Postmodern Transformations; в ридере №70

  6. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических тенденций; в ридере №15

  7. Хаймпель Г. Вина и задача университета; в ридере №11

  8. Хабермас Ю. Идея университета. Процессы обучения. //AlmaMater. #4, 1994.

  9. Кочетков Г.Б. США: Новая роль университетов в экономике, основанной на знаниях; в ридере №58

  10. Морган Р.П., Стриклад Д.Е. Исследовательский вклад американских университетов в промышленность: данные и предположения; в ридере №26


Для обсуждения на семинаре предлагается кейс:

URL: http://www.russ.ru/Temy/Universitety-fabriki-ideologij (нужна ли современному университету в России идеология?)
Тема 5. Социологическая дискуссия о современном университете

Университет после падения национальных государств (Риддингс). Концепция предпринимательского университета (Кларк). Новые способы управления университетом (Дим). Перцепция идей современного университета в РФ.


Литература:

  1. Readings B. University in ruins; в ридере №69

  2. Кларк Б. Предпринимательские направления трансформации университета (глава из книги); в ридере №71

  3. Дим Р. Новый менеджериализм и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании; в ридере №86

  4. Альтбах Ф. Возвышение псевдоуниверситетов; в ридере №44

  5. Calhoun C. Is the University in crisis?; в ридере №77

  6. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России и Америке: различия академических конвенций; в ридере №51

  7. Согомонов А.Ю. Кризис идентичности постсовременного университета; в ридере № 36


Для обсуждения на семинаре предлагается кейс:

статья В.В.Радаева «Пять принципов построения нового университета» (в ридере №29).



Вопрос для обсуждения: какие из идей университета «нового типа» воплощаются в Высшей школе экономики и других отечественных вузах?
Тема 6. Основные дискуссии в сфере высшего образования

Массовизация, коммерциализация и интернационализация высшего образования: новые вызовы для академического сообщества. Болонский процесс. Креденциализм. Роль высшего образования в экономике, основанной на знаниях. Проблемы высшей школы в России.



Литература:

  1. Schofer E. Meyer J. The worldwide expansion of Higher Education in the 20th century; в ридере №87

  2. Бок Д. Плюсы и минусы коммерциализации; в ридере №13

  3. Brown D. The Social Sources of Educational Credentialism: Status Cultures, Labor Markets, and Organizations; в ридере №80

  4. Dimitriadis G., Kamberelis G. Shifting Terrains: Mapping Education within a Global Landscape; в ридере №84

  5. Кузьминов Я.И. Высшая школа: Поточный метод; в ридере №41

  6. О’Коннор Т. Российское высшее образование: сопоставление с США; в ридере №54


Для обсуждения на семинаре предлагается кейс: псевдообразование и программа укрупнения вузов: станут ли крупные вузы более эффективными?

Материал для обсуждения: URL: http://top.oprf.ru/main/244.html (пленарное заседание ОП РФ, Образование в России: взгляд 2010)


Тема 7. Образовательная политика (education policy)

Education policy: основные определения и методологические основания. Оценочные исследования в образовании. Образование как общественное благо: проблемы финансирования и распределения. Исследования, ориентированные на улучшение образовательной политики: institutional research, изучение студенческой вовлеченности и отсева.


Литература:

  1. Coleman J. Policy Decisions, Social Science Information, and Education; в ридере № 75

  2. Sosteric M. Gismondi M. The university accountability, and Market discipline in the late 90’s (URL: http://www.sociology.org/content/vol003.003/sosteric_d.html)

  3. Kuh, G.D. (2001). The National Survey of Student Engagement: Conceptual framework and overview of psychometric properties. Bloomington, IN: Indiana University Center for Postsecondary Research.

  4. Правдина М.А. Зачем университетам внутренние исследования? Обзор зарубежного опыта institutional research Университетское управление 2009 №4

  5. Pascarella E., Terenzini P. Interaction Effects in Spady’s and Tinto’s Conceptual Models of College Dropout / Sociology of Education, 1979, Vol.52


Тема 8. Академическая профессия: реакция на вызовы бюрократизации, массовизации и коммерциализации высшего образования.

Двоякое положение университетов в современном мире: производство профессионалов и «интеллектуальное гетто». Отражение субкультуры кампусов в литературном дискурсе: феномен «университетского романа» (Д. Хайнс «Рассказ лектора», М. Бредбери «Социолог», В. Набоков «Пнин», Д. Лодж «Мир тесен» и др.). Проблема деквалификации университетских преподавателей.



Литература:

  1. Барнетт Р.Миддлхерст Р. Потерянная профессия//Высшее образование в Европе, 1993, с. 133-155.

  2. Геллерт К. «Академический дрейф» и стирание границ в системах высшего образования.//Высшее образование в Европе, 1994, с.95-103.

  3. Согомонов А. Назад в университет! Меняющаяся прагматика знания и университетская идентичность в эпоху «высокой» современности

  4. Хаймпель Г. Вина и задача университета

  5. Бок. Д. Плюсы и минусы коммерциализации

  6. Хайнс Дж. Рассказ лектора: Роман. М.: Издательство АСТ, ЗАО НПП «Ермак», 2003.

  7. Хяюренен Ю.П., Хяюрюнен Л. Модели карьеры представителей академических и интеллектуальных профессий Финляндии (по материалам долгосрочных наблюдений за карьерой студентов приема 1965 г.)// Высшее образование в Европе, 1994, с. 73-93.

Тема 9. Исследования в области социологии образования в СССР и России

Методологический опыт исследования образования в СССР (В.Н.Шубкин). Официальная версия социологии образования в СССР (Ф.Р.Филиппов, Ж.Т. Тощенко и др.). Современные социологические исследования в образовании (Д.Л.Константиновский, Ф.Э.Шереги, А.А.Овсяников и др.).



Литература:

  1. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. /Отв. ред. М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов. М.: Наука, 1978.

  2. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование: Методологические вопросы и опыт социального прогнозирования на материалах социологических исследований в Новосибирске. М.: Наука, 1977.

  3. Овсяников А.А. Система образования в России .// Мир России. 1999. № 3. С. 73-86.

  4. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.

Периодические издания и Интернет-ресурсы, рекомендуемые по курсу «социология образования»

  • Журнал «Вопрос образования» (http://vo.hse.ru/)

  • Журнал «Университетское образование»

  • Журнал «Высшее образование в Европе»

  • Журнал «Высшее образование в России»

  • «Журнал социологии и социальной антропологии»

  • Журнал «Социологический журнал»

  • Журнал «Социологические исследования»

  • Журнал «Отечественные записки»

  • Журнал «Alma Mater»

  • Журнал «Университетское управление»

  • Журнал «Вестник образования России»

  • //ecsocman.edu.ru


Методические рекомендации (материалы) преподавателю:

  1. обсуждение ключевых научных работ (статей) по теме курса в процессе семинарских занятий. Особенность данной методики заключается в использовании специальной процедуры дискуссионного форума. Суть дискуссионного форума заключается в следующем. Из группы студентов, участвующих в семинаре формируется команда, включающая основного докладчика и двух оппонентов. Команда получает текст статьи. Задача докладчика – критически и концептуально изложить содержание статьи с учетом контекста учебного курса. Задача оппонентов   дополнить докладчика и задать ему содержательные вопросы, инициировав, таким образом, общую дискуссию. На данном этапе в дискуссии активное участие принимает вся группа студентов и семинар оказывается чрезвычайно результативен с точки зрения перцепции теоретических и эмпирических аспектов обсуждаемых статей.

  2. эссе как письменная работа в настоящее время получает значительное распространение в российских вузах. В частности в практике ГУ-ВШЭ также используется данная прогрессивная форма обучения. В рамках курса эссе служит важным элементом успешного освоения материала слушателями. Как отмечает проф. И.Ф.Девятко, эссе – самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение точки зрения студента по предложенной преподавателем теме. Эта точка зрения должна суммировать результаты небольшого теоретического или теоретико-эмпирического исследования заданной темы, которое проводится с учебной целью. Материалами такого исследования служат рекомендованные в библиографии курса источники, реальные или искусственные эмпирические данные и примеры из реальной жизни. Тема эссе формулируется как вопрос, требующий аргументированного ответа, или утверждение, требующее обсуждения и информированной оценки. Эссе представляет собой важнейшее средство обучения и способ контроля знаний.

Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Ориентировочные темы эссе и рефератов (конкретная тема реферата/эссе согласовывается с преподавателем):



  1. Доступ к образованию и социальное неравенство: по следам Бурдье и Пассрона

  2. Актуальные американские исследования в области социологии высшего образования: аналитический обзор

  3. Социология образования в контексте основных социологических парадигм

  4. Корпоративный университет: социологическая проблематизация

  5. Динамика высшего образования в условиях глобализации.

  6. Связь социальной политики и образования

  7. Образовательная статистика: обзор методов сбора и анализа данных

  8. Реформы среднего и высшего образования в Восточной Европе: ключевые проблемы и повестка дня

  9. Образование как объект социальной политики

  10. Концепция непрерывного образования: содержание и проблематизация

  11. Университеты как пространство политической мобилизации

  12. Болонский процесс и формирование общеевропейского образовательного пространства: плюсы и минусы реформ

  13. Школьная реформа: трансформация российского законодательства и практика работы российской школы

  14. ЕГЭ: аргументы «за» и «против»

  15. Сравнительный социологический анализ образовательных систем.

  16. Оценочные исследования в образовании: история и методология

  17. Отражение университетской субкультуры в литературном дискурсе.

  18. Почему школа может рассматриваться как тотальный институт?

  19. Среднее профессионально-техническое образование как объект социологического анализа

  20. Д. Дьюи и модель «прогрессивной педагогики»: концептуальная проблематизация

  21. Студенческая вовлеченность как объект исследования социологии образования

  22. Академическая профессия, университетская культура и менеджериализм

  23. Эволюция взглядов на концепцию «образованного человека».

  24. Роль образования в формировании гражданской субъектности национальных государств

  25. Проявление социальной стратификации в школьном пространстве: скрытая программа и сегрегирующая роль тестовой системы.

  26. Характеристика марксисткой социологии образования.

  27. Дистанционное образование: возможности и ограничения практического использования

  28. Развитие идеи университета в современной социальной теории.

  29. Этические проблемы в системе высшего образования.

  30. Социальная история высшего образования в России.

  31. Образовательные пространства: социологический взгляд

  32. Образование и человеческий капитал: анализ взаимовлияния

  33. Роль университетского образования в воспроизводстве профессионалов.

  34. Российская система образования в сравнительной перспективе: опыт реформ.

  35. Современные социологические теории школьного образования: обзор

  36. Социальная политика в области образования: содержание и социологическая экспертиза.

  37. Т.Парсонс об академической профессии и университетской корпорации.

  38. Университетские уставы в России XIX в.: сравнительный анализ.

  39. Э.Дюркгейм о роли образования в обществе.

  40. Обучающее пространство: драматургия и рамки современного образования.

  41. Основные препятствия и перспективы развития education policy в России.

  42. Как связана студенческая вовлеченность с оценкой качества вузов?



Рекомендуемая литература

  1. Абрамов Р.Н. Креденциалистская инфляция и возможности трансграничной интеграции российской системы высшего образования в условиях «пакетного» характера спроса на образовательные услуги

  2. Абрамов Р.Н. Место университетского образования в формировании профессии/Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М: УРСС-КомКнига, 2005, с.117-139.

  3. Алферов Ю.С. Деятельность Совета Европы в области образования//Социально-политический журнал, 1998, №6, с. 154-166.

  4. Альтбах Ф. Возвышение псевдоуниверситетов

  5. Баллантайн Д.Х. Социология образования: системный анализ/Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия. Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004, с.8-17.

  6. Барбер М. Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании. М.: Просвещение, 2007.

  7. Барнетт Р.Миддлхерст Р. Потерянная профессия//Высшее образование в Европе, 1993, с. 133-155.

  8. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.Логос, 2002, с. 155-176.

  9. Беляков С.А. Общая характеристика сферы образования в России/Беляков С. А. Лекции по экономике образования /: ГУ-ВШЭ, 2002. 338 с.2.

  10. Блеклидж Д., Хант Б. Микро-интерпретативный подход: некоторые исследования учителей и учащихся. /Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия. Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004, с.58-85.

  11. Бок. Д. Плюсы и минусы коммерциализации

  12. Брунер Дж. Культура образования. М.: Просвещение, 2006.

  13. Бурдье П. Система образования и система мышления//Высшее образование в России,1997.№2

  14. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений /Socio-Logos’96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. – М.: Socio-Logos, 1996. – c. 8-31

  15. Ван дер Венде М. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе

  16. Вахштайн В. Очаги глобализации: американская высшая школа

  17. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

  18. Веблен Т. Теория праздного класса. (Высшее образование как выражение денежной культуры)

  19. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

  20. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008–2016

  21. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого социалистического общества. /Отв. ред. М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов. М.: Наука, 1978.

  22. Геллерт К. «Академический дрейф» и стирание границ в системах высшего образования.//Высшее образование в Европе, 1994, с.95-103.

  23. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999, Глава 13. Образование, коммуникация и средства массовой информации.

  24. Гладье Л. Всеобщее обучение в режиме он-лайн: надежда или очковтирательство

  25. Гумбольт К.фон О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине

  26. Гусаковский М.А. Приключения разума в культуре и судьба идеи университета

  27. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003, с. 94-137.

  28. Деятельность Всемирного банка в поддержку высшей школы/Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. М.: Весь Мир, 2003, с. 99-129.

  29. Джонстоун, Д. Б. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование

  30. Дьюи Дж. Демократия и образование. Пер с англ. М.:Педагогика-Пресс, 2000.

  31. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: Интор, 1996.

  32. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: Интор, 1996. (Воспитание, его природа и роль, Природа и метод педагогики, Педагогика и социология)

  33. Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: ИКЦ «Маркетинг», М.: МГСУ «Союз», 2001., с.175-277.

  34. Зарецкая С.Л. Образование в контексте глобализации (вместо предисловия)/ Глобализация и образование. Сб.обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2001, с. 5-21.

  35. Захаров И.В. Футурология и университет: происхождение идей. Сравнительное историко-философское исследование. Омск: 1990.

  36. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Новое Тысячелетие, 1994.

  37. Зубенко В.А. Современная реформа высшей школы в ФРГ/Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (90-е годы): Сборник обзоров. М. ИНИОН РАН, 1999, с. 88-97.

  38. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX- начале ХХ века. М.: АН СССР, 1991, с.20-74.

  39. Иллич И. Освобождение от школ (ридер)

  40. Козма Т. Развитие высшего образования в Восточной Европе: региональный аспект//Высшее образование в Европе, 1993, с. 104-123.

  41. Колесникова Е.М. Демонополизация рынка образовательных услуг в постсоветской России/Аспекты социальной теории и современного общества. Под ред С.Е. Кухтерина, А.Ю. Согомонова М: Изд-во ИС РАН, 1999, с.121-143.

  42. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон)

  43. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование: Методологические вопросы и опыт социального прогнозирования на материалах социологических исследований в Новосибирске. М.: Наука, 1977.

  44. Коулман Дж.Роль социального капитала в создании человеческого капитала/ Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия. Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004, с.28-35.

  45. Кузьминов Я. Наши университеты

  46. Кузьминов Я. Реформа образования: причины и цели.//Отечественные записки, 2002, №1, с.91-106.

  47. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России и Америке: различия академических конвенций

  48. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М., 1970.

  49. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.

  50. Лафламм К. Анализ парадигм образования/Социология образования: теории, исследования, проблемы. Хрестоматия. Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004, с.37-55.

  51. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Издв. Урал. Ун-та, 2000, с. 85-135.

  52. Лэндон Дж., Бейрд Р. Монопосония на рынке труда преподавателей в США

  53. Лейбович О.Л., Шушкова Н.В. На семи ветрах: институт высшего образования в постсоветскую эпоху. Новые явления в российском высшем образовании//Журнал социологии и социальной антропологии, 2004, Т VII, №1(25), с.139-157.

  54. Лиотар Ж.Ф. Преподавание и его легитимация через результативность//Состояние постмодерна. М.: Алетейя, 1998.

  55. Ллойд Биггл-младший. "Какая прелестная школа!.."

  56. Лодж Д. Мир Тесен. Академический роман. М.: Независимая газета. 2004.

  57. Лодж Д. Хорошая работа. М.: Независимая газета. 2004.

  58. Лоскутова М. Школьные реформы в Англии

  59. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994, с. 461-498.

  60. Можаева Л.Г. Развитие систем образования в западных странах в условиях глобализации./ Глобализация и образование. Сб.обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2001, с.75-115.

  61. Морган Р.П., Стриклад Д.Е. Исследовательский вклад американских университетов в промышленность: данные и предположения

  62. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. М.: ИС РАН, 2008.

  63. Овсяников А.А. Система образования в России .// Мир России. 1999. № 3. С. 73-86.

  64. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб: РХГИ, 2004.

  65. Ортега -и- Гассет Х. Миссия университета//Отечественные записки,2002. № 2

  66. Парсонс Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратификации /Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000

  67. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: АспектПресс, 1997 с.117-136 (Революция в образовании и новейшая стадия модернизации).

  68. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: АспектПресс, 1997 с.117-136 (Революция в образовании и новейшая стадия модернизации).

  69. Петров Ф.А. Зарождение системы университетского образования в России/Университет для России: Взгляд на историю культуры XVIII столетия. М.: Русское слово, 1997, с. 64-102.

  70. Рингер Ф. Закат немецких мандаринов (избранные главы).//НЛО, 2000.

  71. Розовски Г. Университет: руководство для владельца М.: Еврейский университет,1995, Иерусалим: Гешарим, 5575.

  72. Серл Дж. Политика и гуманитарное образование.//Отечественные записки, 2002, №1, с. 76-91., см. www.strana-oz.ru

  73. Смит У.,Лустхаус Ч. Связь между равенством и качеством в образовании

  74. Современный университет.//Кризис высшего образования в капиталистических странах (социологический анализ). Реферативный сборник. М.ИНИОН АН СССР, 1976

  75. Согомонов А. Назад в университет! Меняющаяся прагматика знания и университетская идентичность в эпоху «высокой» современности.

  76. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: МГУ, Инфра-М, 1997, с. 348-364 (Глава 15 «Образование»).

  77. Стратегии адаптации вузов – экономический и социологический аспекты (проект «Разработка организационно-финансовых схем адаптации ВУЗа в условиях бюджетного финансирования»). М.: ГУ-ВШЭ, 2002 (препринт).

  78. Троу М. Социология образования. В кн.: Американская социология. М.: Прогресс, 1972.

  79. Филиппов А.Ф. Утопия образования.//Отечественные записки, 2002, №1, с. 10-39.

  80. Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Социологические проблемы. М.: Мысль, 1976;

  81. Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980.

  82. Хабермас Ю. Идея университета. Процессы обучения. //AlmaMater. #4, 1994.

  83. Стратегии адаптации вузов – экономический и социологический аспекты (проект «Разработка организационно-финансовых схем адаптации ВУЗа в условиях бюджетного финансирования»). М.: ГУ-ВШЭ, 2002 (препринт).

  84. Хаймпель Г. Вина и задача университета.

  85. Хайнс Дж. Рассказ лектора: Роман. М.: Издательство АСТ, ЗАО НПП «Ермак», 2003.

  86. Хернквист К. Общенаучное, профессиональное и дальнейшее образование. //Высшее образование в Европе, Том XIII, №1-2, 1988, с. 32- 43.

  87. Хяюренен Ю.П., Хяюрюнен Л. Модели карьеры представителей академических и интеллектуальных профессий Финляндии (по материалам долгосрочных наблюдений за карьерой студентов приема 1965 г.)// Высшее образование в Европе, 1994, с. 73-93.

  88. Черноморова Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций/ Глобализация и образование. Сб.обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2001, с.115-142.

  89. Шаронова С.А. Из истории развития социологии образования за рубежом

  90. Шпаковская Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб: Норма, 2007.

  91. Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970.

  92. Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884г. М.: Наука, 1976.

  93. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века. М. «Наука», 1993

  94. Baggen P., Tellings A.,&Haaften W. The university and the knowledge society.-Bemmel-London-Paris.Concorde Publishing House,1998.

  95. Ball S.T. Education reform. A critical and post-structural approach. Open University Press, 1993.

  96. Bernstein B. Class, Codes and Control. London, 1975.

  97. Bernstein B., Henderson D. Social class differences in the relevance of language to socialization/Contemporary research in the sociology of education. London:1974.

  98. Burton R. Clark Development of the Sociology of Higher Education // Sociology of Education, Vol. 46, No. 1, Winter, 1973, pp. 2-14.

  99. Clark B. (Ed.) The school and the university: an international perspective. Berkeley: University of California Press, 1985.

  100. Collins R. The late twentieth-century credential crisis /The credential society. New York: Academic Press, 1979, pp. 191-20 Deviatko I. ()

  101. Fisher, Berenice M. Education in the Big Picture, Sociology of Education, Vol. 45, Issue 3 (Summer, 1972), pp. 233-257.

  102. Frechtling J. Evaluating systematic educational reform: Facing the methodological, practical, and political challenges.//Arts Education Policy Review. Washington. Mar/Apr. 2000.

  103. Frechtling J. Evaluating systematic educational reform: Facing the methodological, practical, and political challenges.//Arts Education Policy Review. Washington. Mar/Apr. 2000.Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX- начале ХХ века. М.: АН СССР, 1991, с.20-74.

  104. Illich I.D. Deschooling Society. Harmondsworth, 1973.

  105. Parsons T., Platt G. The American university. Cambridge. Harvard Univ. Press, 1973.

  106. Rado P. Transition in Education. Policy making and the key educational policy areas in the Central-European and Baltic Countries. Budapest: Open Society Institut, 2001., Box 1-3. pp. 21-70.

  107. Report on the development of education in Poland. Prepared Wisniewski J. For Ministry of National Education. Warsaw, 2001 (рукопись).

  108. Webb R.B.& Sherman R.R., Schooling and Society, MacMillan Publishing Co. 1989

  109. Zgaga P. Educational policy and quality in education. Ljubljana: Open Institut Slovenia, 2000. (рукопись).


Расчет часов учебной дисциплины



Название темы


Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего часов








Лекции

Сем. и практ. занятия










Тема 1. Введение в социологию образования


2

4

6

10




Тема 2. Экспликация основных социологических подходов к изучению образования


2

4

6

10




Тема 3. Школа как объект социологического исследования и социологической рефлексии

2

4

6

10




Тема 4. Социально-философские концепции университета

2

4

6

10




Тема 5. Социологическая дискуссия об университете сегодняшнего дня

2

4

6

10




Тема 6. Основные дискуссии в сфере высшего образования

2

4

6

10




Тема 7. Образовательная политика (education policy)


2

4

66

10







14

28

66

108




1 Подчеркнута основная литература по теме. Остальная литература – дополнительная.

2 Подчеркнута основная литература по теме. Остальная литература – дополнительная.