страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины Основы менеджмента Направление 031600. 62 Реклама и связи с - страница №1/1
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет менеджментаПрограмма дисциплины Основы менеджмента Направление 031600.62 Реклама и связи с общественностью Автор доцент, к.э.н. М.Д. Предводителева, Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_________________________ ____________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ____________________________ «___» _____________ _ 200 г. «____»________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБАЗОВЫЙ УЧЕБНИКДафт, Р. Л. Менеджмент. 08-е издание. СПб.: Питер , 2010. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ФОРМЫ КОНТРОЛЯПроведение семинаров предполагает работу на практических занятиях (обсуждения, учебные ситуации, презентации). Текущий контроль: контрольная работа Итоговый контроль: экзамен – письменное задание (80 мин.). Итоговая оценка выставляется по 10-бальной шкале и учитывает посещаемость занятий (10%) контрольную работу (40%) и итоговое письменное задание (50%). Экзамен не является блокирующим. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫТема 1. Основные понятия современного менеджмента. Закономерности формирования менеджмента. Содержание деятельности менеджера в контексте развития менеджмента как научного направления.Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Объект и субъект менеджмента. Функции менеджмента. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель И. Адизеса. Содержание работы менеджера. Уровни менеджмента в организации. Навыки менеджера по Л. Кацу. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Основные этапы развития менеджмента как научного направления. Взгляды на деятельность менеджера в контексте эволюции управленческий мысли. Классическое направление. «Научный менеджмент» Ф.У.Тейлора. Вклад российских ученых в НОТ. Концепция «идеальной бюрократии» М.Вебера. Административная школа А.Файоля. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты, Э. Мэйо. Количественные методы в менеджменте. Основные направления развития менеджмента как научного направления в начале XXI века. Проблемы и задачи практического менеджмента на современном этапе. Глава 2, стр. 63-80, 84-93. Тема 2. Подходы в менеджменте. Подходы в менеджменте. Системный подход. Понятие системы. Типы систем. Организация как система. Модель «7С». Процессный подход. Ситуационный подход. Ситуативное обстоятельство и их воздействие на деятельность организации и менеджмент. Базовый учебник: Глава 2, стр. 81-83. Тема 3. Планирование в организации.Сущность и цели планирования в организации. Миссия, видение, цели организации. Стейкхолдеры организации. Анализ внешнего окружения организации. ПЭСТ анализ. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли (М.Портер). Матрицы возможностей и угроз. Внутренняя среда организации. Понятие конкурентного преимущества. Планирование в условиях глобализации. Базовый учебник: Глава 3, стр. 99-114, Глава 4, стр. 142-152, Глава 8, стр. 267-302. Тема 4. Построение организационной структуры и распределение властных полномочий.Трансформация взглядов на построение организационных структур и распределение властных полномочий в организациях (от Адама Смита до современных воззрений). Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации (Операционное ядро, Стратегический апекс, Срединная линия, Техноструктура, Вспомогательный персонал). Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная), их преимущества и недостатки. Специализация труда. Норма управляемости (диапазон контроля). Централизация и децентрализация властных полномочий, преимущества и недостатки. Формализация. Модели проектирования работы (построение работы, ротация работы, обогащение работы, модель социотехнической системы). Базовый учебник: Глава 10, стр.339-382. Тема 5. Трансформация подходов к трудовой мотивации.Роли сотрудников в деятельности организации, управление человеческими ресурсами: воззрения различных школ управления. Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивациию Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум). Современные подходы к управлению персоналом организаций. Базовый учебник: Глава 16, стр.567-604. Тема 6. Контроль в организации.Объект организационного контроля. Типы контроля (предварительный, текущий, заключительный). Этапы процесса контроля. Разработка стандартов и критериев, сравнение результатов со стандартами и критериями, принятие управленческих действий. Диапазон отклонения. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь контроля и планирования деятельности организации. Базовый учебник: Глава 19, стр. 679-694. Тема 7. Связующие процессы в менеджменте: коммуникации.Понятие «коммуникации». Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Преграды при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях и в коммуникациях организации с элементами внешнеорганизационного окружения) Базовый учебник: Глава 17, стр.605-640. Тема 8. Связующие процессы в менеджменте: принятие решенийПринятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Классификационные признаки управленческих решений. Условия принятия решений: пределённость, риск, неопределенность. Подходы к принятию решений. Интуиция, ограниченная рациональность, рациональность. Этапы рационального принятия решений. Количественные и качественные методы принятия решений. Индивидуальные стили принятия решения. Единоличное vs групповое принятие решений: трансформация взглядов в науке управления. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго). Психологические ловушки, связанные с принятием решений (Дж. Хэммонд, Р. Кини, Г. Райффа). Базовый учебник: Глава 9, стр.303-338. Тема 9. Лидерство в организацииПонятие власти и лидерства. Эволюция взглядов на лидерств с позиции различных школ управления. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Континуум лидерского поведения по Таннебауму и Шмидту. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Теория «путь-цель» Р. Хауза и Т. Митчелла. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер). «Двигатели» лидерства Н. Тичи. Понятие о разделенном лидерстве. Базовый учебник: Глава 15, стр.533-567. Тема 10. Организационная культураПонятие организационной культуры. От «корпоративного духа» А. Файоля к современному понимаю организационной культуры. Подходы к анализу организационной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеде. Организационная культура в глобальных корпорациях. Базовый учебник: Стр. 115-132, 296-297, 394-400, 468-475 ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯИзучение курса предполагает проведение двух контрольных работ, которые проводятся согласно списку вопросов для оценки качества освоения дисциплины. Экзаменационная работа проводится в письменной форме по всем темам курса и, соответственно, по всем вопросам из списка вопросов для оценки качества освоения дисциплины. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Авторы программы: _____________________________/ М.Д. Предводителева/ |
|