страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины "Электронный бизнес" - страница №1/1
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Нижегородский филиал Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины "Электронный бизнес" для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, для специальности 080507.65 «Менеджмент организации» Автор программы: Марширов В.В. ,к.т.н., с.н.с., vmarshirov@gmail.com Одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий «___»____________ 2010 г Зав. кафедрой Э.А.Бабкин «___»____________ 2010 г Председатель А.Н. Визгунов «___»_____________2010 г. Председатель Л.Г.Макарова Нижний Новгород , 2010 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра, для специальности 080507.65 «Менеджмент организации». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины " Электронный бизнес" являются формирование представления об обработке данных в информационных системах (ИС) при организации электронного бизнеса, об используемых на современном этапе развития моделях данных и о способах их обработки на разных уровнях абстракции, приобретение навыков и умений использования современных инструментальных средств в практической деятельности и при выявлении способов и инструментов для эффективного решения необходимых задач. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин и к блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров и специалистов. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5Тематический план учебной дисциплины6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковПри оценке знаний рекомендуется руководствоваться следующим: - высшая оценка в 9 баллов (10 баллов проставляется в исключительных случаях) проставляется при отличном выполнении заданий: полных, с детальными или многочисленными примерами и возможными обобщениями ответах на вопросы, правильном решении задачи и четком ее представлении, - почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах и решении задач, но при отсутствии какого-либо из выше перечисленных отличительных признаков, как, например: детальных примеров или обобщений или исчерпывающего представления решаемой задачи, - оценка в 7 баллов проставляется при всех, в конечном счете, правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при отсутствии пояснений, примеров, без представления алгоритма решения задач, - оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы или непринципиальных неточностях в решении задачи (описки и случайные ошибки арифметического характера), - оценка в 5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах и в решении задачи имеются существенные неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании проблематики, - оценка в 4 балла проставляется при серьезных ошибках и пробелах в знаниях, - оценка в 3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи, говорящих о потенциальной возможности более успешно выполнить задания (и может вести к повторному написанию ответов на вопросы или решению задачи), - оценка в 2 балла проставляется при полном отсутствии положительных моментов в ответах на вопросы и решении задач, - оценка в 1 балл проставляется, когда неправильные ответы и решения, кроме того, сопровождаются какими-либо демонстративными проявлениями безграмотности или неэтичного отношения к изучаемой теме и окружающим. Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 7Содержание дисциплиныРаздел 1. Базы данных и принципы манипулирования данными при организации электронного бизнеса 1.1. Абстракция данных и введение в управление данными Понятие базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Знания и их отличия от данных. Банки данных и знаний. Роль и место СУБД в современных информационных системах. Основные характеристики БД и СУБД. Проблемы, возникающие при описании систем данных и манипулировании ими 1.2. Манипулирование данными. Общие принципы манипулирования данными. Задачи обработки данных. Модели данных и их классификация. Методы абстракции данных, средства структуризации,манипулирования и обеспечения целостности. Основные понятия реляционной, иерархической, сетевой и объектной модели данных. Обобщенная архитектура, состав и функции СУБД. Принцип централизованного управления данными. Концептуальный,логический и физический уровни представления данных и архитектуры СУБД Литература по разделу: Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
5. Новиков Б., Домбровская Г. Настройка приложений баз данных. – BHV, 2006. – 210 с.
Источники в Интернете:
Раздел 2. Проектирование баз, данных обеспечивающих функционирование электронного бизнеса 2.1. Инфологическое моделирование и модель «сущность-связь» Entity-relationship (ER) model . Основные элементы ER-модели: Сущность, свойство, ключ, связь, тип и подтип. ER-диаграммы. Расширения ER-модели. Различные способы отображения множественности связей. Необходимость использования формальных моделей данных на этапах проектирования. 2.2. Даталогическое проектирование и реляционная модель Теоретические основы реляционной модели данных (РМД). Формализация РМД в виде алгебры и исчисления отношений на кортежах. Базовые понятия: домен, атрибут, кортеж, отношение, ключ и др. Основные операции над отношениями. Языки манипулирования данными на основе РМД. Функциональные зависимости и нормализация отношений, нормальные формы. Предлагаемые расширения РМД. Программное обеспечение для создания динамических систем. Оценка работы и возможностей развития динамических сайтов на основе представленного программного обеспечения. Изучение возможностей эффективного и быстрого создания необходимой системы управления информационными ресурсами. Литература по разделу: Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
5. Новиков Б., Домбровская Г. Настройка приложений баз данных. – BHV, 2006. – 210 с.
Источники в Интернете:
Раздел 3. Управление данными и пользовательские интерфейсы в электронном бизнесе 3.1. Язык манипулирования данными SQL Язык манипулирования данными SQL (Structured Query Language), краткая история развития, стандартизация, диалекты и проблемы совместимости. Варианты использования SQL (интерактивный, встроенный, динамический SQL и др.). Смысл разделения на язык определения данных (DDL), управления данными (DML), запроса данных (DQL), Синтаксис и семантика основных конструкций. Типы данных языка SQL. Четыре главных оператора DDL и DML: SELECT, INSERT, UPDATE и DELETE. 3.2. Построения сложных запросов по управлению данными. Методы и средства защиты данных и обеспечения целостности данных, понятие транзакций. Оптимизация SQL-запросов. Работа SQL-сервера. SQL-сервер как открытая система. Хранимые процедуры и триггеры. Ссылочная целостность и ограничения. Каскадное обновление и удаление. 3.3. Современные технологии доступа к данным. Интерфейсы доступа к СУБД. Режимы работы с СУБД. Масштабирование БД Современные платформы и решения. Информационные хранилища и центры обработки данных. Виртуализация и консолидация данных и средств их обработки. Конвергенция технологий доступа к данным. 3.4. Управление доступом и безопасность Протоколирование обращений к документам и других действия, затрагивающие документ, или связанные с ним документы и данные. Средства сохранения данных при сбое системы и возможности восстановления данных. Защита документов имеющих гриф доступа. Управление доступом к документам и папкам (делам) для отдельных пользователей и/или групп с учетом уровень допуска пользователя. Возможности управления настройками прав доступа. Иерархические уровни допусков. Назначение категории доступа Литература по разделу: Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
5. Новиков Б., Домбровская Г. Настройка приложений баз данных. – BHV, 2006. – 210 с.
Источники в Интернете:
8Образовательные технологииЛекции, разбор практических задач и кейсов, выполнение практических заданий на персональных компьютерах по управлению информационными ресурсами. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные вопросы/ задания для 1-й контрольной работы 1.Разработать и реализовать с использованием SQL инфологическую модель в соответствии с представленным индивидуальным заданием. Примерные вопросы/ задания для 2-й контрольной работы. 1.Разработать пользовательский интерфейс доступа к базе данных для управления информационными ресурсами в соответствии с представленным заданием. 9.2Примерная тематика домашнего задания.Разработка web-ориентированной среды электронного бизнеса на основе MySQL 9.3Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПонятие базы данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Знания и их отличия от данных. Банки данных и знаний. Роль и место СУБД в современных информацион-ных системах. Причины и цели создания БД и СУБД. Основные характеристики БД и СУБД. Проблемы, возникающие при описании систем данных и манипулировании ими. Пути развития БД и СУБД. Общие принципы манипулирования данными. Задачи обработки данных. Модели данных и их классификация. Методы абстракции данных, средства структуризации,манипулирования и обеспечения целостности. Основные понятия реляционной, иерархической, сетевой и объектной модели данных. Обобщенная архитектура, состав и функции СУБД. Принцип централизованного управления данными. Концептуальный,логический и физический уровни представления данных и архитектуры СУБД. Классификация СУБД. Архитектуры современных СУБД. Открытые системы и СУБД,переносимость, интероперабельность, расширяемость, масштабируемость,интернационализация. Этапы проектирования БД. Анализ предметной области и концептуальное проектирова-ние БД. Средства и методы анализа и моделирования предметной области. Entity-relationship (ER) model . Основные элементы ER-модели: Сущность, свойство, ключ, связь, тип и подтип. ER-диаграммы. Расширения ER-модели. Различные способы отображения множественности связей. Необходимость использования формальных моделей данных на этапах проектирования. Теоретические основы реляционной модели данных (РМД). Формализация РМД в виде алгебры и исчисления отношений на кортежах. Базовые понятия: домен, атрибут, кортеж, отношение, ключ и др. Основные операции над отношениями. Языки манипулирования данными на основе РМД. Функциональные зависимости и нормализация отношений, нормальные формы. Предлагаемые расширения РМД. Язык манипулирования данными SQL (Structured Query Language), краткая история раз-вития, стандартизация, диалекты и проблемы совместимости. Варианты использования SQL (интерактивный, встроенный, динамический SQL и др.). Смысл разделения на язык определения данных (DDL), управления данными (DML), запроса данных (DQL), Синтаксис и семантика основных конструкций. Типы данных языка SQL. Четыре главных оператора DDL и DML: SELECT, INSERT, UPDATE и DELETE. Методы и средства защиты данных и обеспечения целостности данных, понятие транзакций. Оптимизация SQL-запросов.Понятие SQL-сервера. SQL-сервер как открытая система. Хранимые процедуры и триггеры. Ссылочная целостность и ограничения. Каскадное об-новление и удаление. Интерфейсы доступа к СУБД. Режимы работы с СУБД. Масштабирование БД Современные платформы и решения. Информационные хранилища и центры обработки данных. Виртуализация и консолидация данных и средств их обработки. Конвергенция технологий доступа к данным. 10Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях, по итогам выполнения контрольных работ и домашнего задания за правильность решения поставленных задач. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед итоговым контролем . Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = k1·Озачет + k2·Ок/р + k3·Ок/р ++ k3·Од/з Значение k1 равно 0,4. Удельные веса k2-k4 равнозначны и их сумма должна быть равна 0,6. По результатам итогового устного собеседования с преподавателем выполняемого на зачете возможны дополнительные корректировки итоговой оценки в большую или меньшую сторону. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныБазовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
5. Новиков Б., Домбровская Г. Настройка приложений баз данных. – BHV, 2006. – 210 с.
Источники в Интернете:
11.1Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
11.2Дистанционная поддержка дисциплиныОбучающий сайт-справочник. www.marshirov.nnov.ru 12Материально-техническое обеспечение дисциплиныКомпьютерное и мультимедийное оборудование для проведения лекций. Компьютерный зал с подключением к WWW для проведения практических занятий и для выполнения контрольных работ. Автор программы: _____________________________/ Марширов В.В./ 13Лист изменений на 2012/2013 учебный год14Формы контроля знаний студентов
15Порядок формирования оценок по дисциплинеНакопленную оценку Онакопл преподаватель определяет по оценкам за домашние задания Од.з n , где n - номер последнего домашнего задания и оценивает по следующей формуле Онакоп = ( ∑ Од.з n) / n Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за текущую работу определяется перед итоговым контролем и округляется в меньшую сторону. На зачете студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в дополнительный или отрицательный балл к итоговой оценке Оитог. В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине Орезульт , которая формируется по формуле: Орезульт = k1•Оитог + k2•Онакопл Удельный вес k1 равен 0,6. Удельные вес k2 равен 0,4. Результирующая оценка Орезульт округляется в меньшую сторону. В диплом ставится итоговая оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. Зав. кафедрой Э.А. Бабкин Автор программы В.В. Марширов |
|