страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки - страница №1/1
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Курс 1 Автор – Боровская Ирина Леонидовна, к.э.н., iborovskaya@hse.spb.ru
Санкт-Петербург, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину Экономика труда. Программа разработана в соответствии с: Образовательной программой по направлению 080500.62 «Менеджмент»; Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент» 2. Цели освоения дисциплиныЦель курса «Экономика труда» - ознакомить студентов с базовыми понятиями, характеризующими механизм функционирования рынка труда, изучить особенности формирования спроса и предложения на рынке труда, рассмотреть практические аспекты анализа и решения основных проблем на современном рынке труда. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины обучающийся должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин (общепрофессиональному блоку), обеспечивающих базовую подготовку. Для специализации «Государственное и муниципальное управление» направления 080200.62 Менеджмент настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Микроэкономика, Макроэкономика, Экономика общественного сектора. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: -иметь системное представление о структуре и тенденциях развития экономики; - понимать взаимосвязи между экономическими и политическими процессами; - знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики; - понимать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений; -знать содержание и инструменты фискальной, кредитно-денежной, валютной, внешнеэкономической, антимонопольной, социальной политики; - освоить принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Управление человеческими ресурсами Региональная экономика Социальная политика Государственные и муниципальные финансы. |
№ |
Название раздела |
Всего часов |
Аудиторные часы |
Самостоятельная работа |
||||||||
|
|
|
Лекции |
Семинары |
Практические занятия |
|
||||||
1 |
Раздел 1. Теоретические основы экономики труда |
40 |
10 |
10 |
|
20 |
||||||
2 |
Раздел 2. Спрос и предложение на рынке труда. |
38 |
10 |
10 |
|
18 |
||||||
3 |
Раздел 3. Регулирование социально-трудовых отношений |
34 |
8 |
8 |
|
18 |
||||||
4 |
Раздел 4. Организация трудовой деятельности |
32 |
6 |
6 |
|
20 |
||||||
|
Итого |
144 |
34 |
34 |
|
76 |
Тип контроля |
Форма контроля |
1 год |
Параметры ** |
|||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Текущий (неделя) |
Контрольная работа |
|
|
11 |
|
Письменная работа 60 минут |
|
|
|
|
|
|
|
|
Эссе |
|
|
|
|
|
|
Реферат |
|
|
|
7 |
Объем - 20-25 страниц |
|
Коллоквиум |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
Промежуточный |
Зачет |
|
|
|
|
|
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
Итоговый |
Зачет |
|
|
|
* |
Письменный -90 минут |
Реферат пишется студентом на одну из тем, предлагаемых преподавателем или на любую другую тему в рамках дисциплины, после согласования с преподавателем. Реферат позволяет оценить навыки работы с основной и дополнительной литературой по выбранной теме, способность всесторонне раскрыть тему, выделить актуальные проблемы и направления их решения.
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7. Содержание дисциплины
1. Раздел 1. Теоретические основы экономики труда
Тема 1. Труд как важнейший фактор производства (10 ауд. ч.)
Понятие «труд», особенности труда как объекта исследования и изучения. Процесс и формы труда. Рынок труда как один из рынков факторов производства.
Трудовой потенциал и трудовые ресурсы как основа рынка труда (трудовой потенциал, воспроизводство и использование рабочей силы, движение рабочих мест и рабочей силы). Субъекты трудовых отношений: работник, работодатель, профсоюзы, государство. Качество рабочей силы. Теория человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал: образование и обучение.
Тема 2. Функционирование рынка труда (10 ауд. ч.)
Сущность, структура, особенности функционирования рынков труда. Виды рынков труда, сегменты, гибкость. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как «цена» труда. Рыночный механизм установления заработной платы. Причины нарушения равновесия на рыкнке труда. Подстройка рынка труда к изменениям спроса и предложения. Влияние институтов и законов на функционирование рынка труда. Влияние глобализации на экономику труда. Мобильность рабочей силы: миграционные, иммиграционные потоки. Дискриминация на рынке труда: понятие и основные виды. Профессиональная сегрегация. Антидискриминационная политика на рынке труда.
Объем самостоятельной работы – 20 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы.
Литература по разделу:
Базовый учебник:
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 3, 4, 7, 8.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Население и трудовые ресурсы: демографический, образовательный, профессионально-квалификационный аспекты. Понятие, принципы и формы занятости. Теория выбора "труд-досуг". Кривые предложения на рынке труда. Эффекты замещения и дохода (изолированное и совместное воздействие). Эластичность предложения труда. Особенности предложения труда различных категорий населения.
Простейшая модель спроса: краткосрочный период. Закон снижения предельного дохода труда. Кривые спроса для индивидуальной фирмы и для рынка в целом. Спрос на труд для отдельной фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукта. Спрос на труд в долгосрочном периоде. Монопсония на рынке труда. Эластичность замещения труда капиталом и законы производного спроса Хикса-Маршалла. Перекрестная эластичность спроса на труд по заработной плате. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые факторы и типы труда. Инвестиции в рабочую силу и спрос на труд.
Занятость – теории, сущность и структура. Политика занятости и социальные гарантии. Безработица: проблемы определения и измерения. Запасы и потоки, структура и длительность. Безработица равновесия и безработица неравновесия. Фрикционная безработица и теория поиска работы. Структурная безработица, соотношение «безработица – вакансии», кривая Бевериджа. Естественный уровень безработицы. Модель Лэйрда – Никеля. Факторы, влияющие на естественный уровень безработицы.
Объем самостоятельной работы – 18 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Подготовка к написанию контрольной работы.
Литература по разделу:
Базовый учебник:
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 1, 2, 10.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Качество трудовой жизни и его оценка. Дискриминация в трудовой сфере Государственное регулирование социально-трудовых отношений. Государственная политика РФ в области занятости, миграции трудовых ресурсов, охраны труда. Социальная политика и доходы населения. Социальная защита и социальные стандарты. Международный опыт государственного регулирования трудовых отношений. Международная организация труда и Международный трудовой кодекс.
Цели профсоюзов. Спрос и предложение на членство в профсоюзах. Организация деятельности профсоюзов. Факторы активности профсоюзов на рынке труда. Влияние профсоюзов на заработную плату. Профсоюзы и производительность. Профсоюзы и эффективность распределения ресурсов. Забастовки и издержки их реализации. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений. Международный опыт деятельности профсоюзов.
. Объем самостоятельной работы – 18 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы.
Литература по разделу:
Базовый учебник:
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 5, 8, 9.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Взаимодействие внешнего и внутреннего рынков труда. Причины образования внутренних рынков. Стратегия управления персоналом и внутренний рынок. Спрос и предложение на внутреннем рынке. Внутриорганизационная мобильность сотрудников. Дискриминация и карьерные возможности на внутреннем рынке.
Содержание и значение организации труда. Элементы организации. Производственная среда, условия труда и факторы их определяющие. Сущность и принципы охраны труда. Организация и регулирование оплаты труда. Сущность и функции заработной платы. Формы и системы заработной платы. Дифференциация оплаты труда. Дискриминация в заработной плате. Государственное регулирование доходов населения.
Сущность производительности труда и значение ее повышения. Факторы и условия изменения производительности. Резервы производительности труда. Мотивация персонала. Управление повышением производительности.
Объем самостоятельной работы – 20 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Написание реферата.
Литература по разделу:
Базовый учебник:
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 5, 6.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Теоретические знания слушатели получают в течение лекционных занятий, а также во время самостоятельной внеаудиторной работы с литературой.
Практические навыки приобретаются магистрантами на занятиях в ходе разбора и дискуссионного обсуждения с одногруппниками конкретных ситуаций (кейсов), предлагаемых преподавателем и другими студентами, во время аудиторного индивидуального и группового выполнения практических заданий по формированию и развитию соответствующих компетенций, а также во время самостоятельной работы над выполнением практических заданий по курсу.
1. Основой модели рынка труда Д.Рикардо является:
а) естественная цена труда;
б) заработная плата как выражение стоимости рабочей силы;
в) связь между «спросом на тех, кто живет на заработную плату», и «фондами, предназначенными для выплаты заработной платы»;
г) переход от неполной занятости к полной.
а) ростом безработицы;
б) изменением распределения рабочей силы по секторам экономики;
в) глубокой территориальной дифференциацией занятости;
г) формированием придерживаемого типа занятости;
д) все ответы правильные.
а) кейнсианская;
б) неоклассическая;
в) классическая;
г) институциоальная.
4. Какая черта не относится к транзитивной модели рынка труда:
а) снижение заработной платы;
б) эластичность спроса и предложения труда;
в) расширение неформальной занятости;
г) разрыв между общей и регистрируемой безработицей.
5. Для кейнсианской модели рынка труда целью является:
а) определение стоимости рабочей силы через стоимость средств ее воспроизводства;
б) снижение трансакционных издержек на рынке труда;
в) переход от неполной занятости к полной;
г) связь между «спросом на тех, кто живет на заработную плату» и «фондами, предназначенными для выплаты заработной платы».
6. Институциональная модель рынка труда обосновывает:
а) колебание рыночной цены труда вокруг прожиточного минимума;
б) динамику рыночного механизма вокруг полной занятости;
в) воздействие на решения индивида о занятости формальных и неформальных институтов, складывающихся в обществе;
г) определение стоимости рабочей силы через стоимость средств ее воспроизводства.
7. Система пожизненного найма, которая может повлечь за собой невостребованность специфического, неперемещаемого человеческого капитала на рынке труда характерна для:
а) американской (англосаксонской) модели;
б) западноевропейской (континентальной) модели;
в) японской модели;
г) меркантилистической модели.
8. Расширение теневой составляющей, монопсоническая структура рынка труда, неэластичность предложения труда, низкая степень институционализации рынка труда характерны для:
а) региональной модели рынка труда;
б) трансформационной модели рынка труда;
в) неоклассической модели рынка труда;
г) классической модели рынка труда.
9. При каком уровне безработицы необходимо вмешательство государства:
а) 2%;
в) 4%;
а) фискальная политика;
б) государственная финансовая политика;
в) монетарная политика;
г) правовое регулирование условий найма.
11. Для типичного работника начертите семейство кривых безразличия в период между 9 часами утра и 5 часами вечера и в период между 1 часом ночи и 9 часами утра. Как различается резервная заработная плата в эти два периода?
12. Почему даже при одинаковом уровне нетрудового дохода величина резервной зарплаты у разных людей отличается. Покажите графически.
а) ставка заработной платы растет, а эффект замещения больше, чем эффект дохода;
б) ставка заработной платы уменьшается, а эффект дохода больше, чем эффект замещения;
в) ставка заработной платы уменьшается, а эффект дохода меньше, чем эффект замещения;
где Ок/р – оценка за контрольную работу, Ореф – оценка за реферат.
|