Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Курс 1 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Адаптационный курс математики» 1 163.12kb.
Программа дисциплины Методы оптимизации для направления 080200. 1 192.8kb.
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» 2 460.86kb.
Программа дисциплины Конфликты в системе управления для направления... 1 279.88kb.
Программа дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика» 3 411.38kb.
Программа дисциплины Анализ рынка труда для направления подготовки... 1 208.75kb.
Программа дисциплины Институциональная экономика для направления... 1 168.31kb.
Рабочая программа дисциплины Организация коммерческой деятельности... 1 273.04kb.
Программа дисциплины Брендинг и бренд-менеджмент для направления... 1 236.25kb.
Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика» Направления... 2 531.25kb.
Программа дисциплины для направления 080100. 62 Экономика Специализация... 1 269.01kb.
Перечень вопросов к зачету по темам курса «Экономика труда» 1 26.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины Экономика труда Для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки - страница №1/1

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

Программа дисциплины


Экономика труда

Для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Курс 1

Автор – Боровская Ирина Леонидовна, к.э.н., iborovskaya@hse.spb.ru





Согласовано: УМО

«____» ____________ 20___г.




Одобрено на заседании кафедры

Зав. кафедрой

«____» ____________ 20___г.
Утверждено Советом факультета

Председатель

«____» ___________ 20___г.

Санкт-Петербург, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину Экономика труда.

Программа разработана в соответствии с:

Образовательной программой по направлению 080500.62 «Менеджмент»;

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080500.62 «Менеджмент»

2. Цели освоения дисциплины


Цель курса «Экономика труда» - ознакомить студентов с базовыми понятиями, характеризующими механизм функционирования рынка труда, изучить особенности формирования спроса и предложения на рынке труда, рассмотреть практические аспекты анализа и решения основных проблем на современном рынке труда.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

  • содержание предмета и метода экономики труда;

  • базовые категории экономики труда, такие как труд, трудовые ресурсы, занятость населения, безработица, рынок труда, рабочая сила, спрос и предложение на труд, заработная плата и др.;

  • неоклассическую модель формирования спроса на труд и предложения труда;

  • модель поведения профсоюзов на рынке труда;

  • направления и методы государственной политики на рынке труда в условиях современной рыночной экономики.

  • Уметь:

  • анализировать механизмы формирования поведения на рынке труда;

  • оценивать статистическую информацию о состоянии ключевых индикаторов рынка труда;

  • выявлять особенности государственного регулирования рынка труда;

  • решать практические задания и тесты, предложенные в соответствии с темами дисциплины.

  • Владеть:

  • навыками анализа состояния и тенденций развития рынка труда в России;

  • статистическим инструментарием, позволяющим рассчитать индекс развития человеческого потенциала;

  • навыками оценки качества человеческого ресурса организации;

  • применением на практике изученных экономико-теоретических моделей поведения субъектов на рынке труда.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности

ПК - 14

Представляет причинно-следственные связи организационных решений и решений государственных органов власти и ситуации на рынке труда, обосновывает принятие тех или иных решений, касающихся управления персоналом с точки зрения экономики труда.

Лекции, семинары, самостоятельная работа

Способен оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления

ПК-30

Демонстрирует знание особенностей воздействия внешней среды на компании и госструктуры.


Лекции, семинары, самостоятельная работа

Понимает основы государственной политики и механизмы принятия решений органами государственного регулирования

ПК-31

Воспроизводит знание особенностей государственной политики в области в сфере занятости, социальной защиты населения. Может интерпретировать и оценивать решения органов государственного регулирования, касающиеся рынка труда.

Лекции, семинары, самостоятельная работа

Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

ПК-34

Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на рынке труда.

Лекции, семинары, самостоятельная работа

Способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

ПК-50

Оценивает экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, связанные с состоянием и тенденциями на национальном и международном рынке труда.

Лекции, семинары, самостоятельная работа

Обеспечивает реализацию социальной ответственности бизнеса через тесное взаимодействие в процессе предпринимательской деятельности со всеми заинтересованными сторонами, включая местные власти, профсоюзные объединения, местные сообщества и т.д.

ПК-53

Демонстрирует знания способов и механизмов взаимодействия представителей бизнеса и стейкхолдеров для реализации социальной ответственности бизнеса.

Лекции, семинары, самостоятельная работа



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин (общепрофессиональному блоку), обеспечивающих базовую подготовку.
Для специализации «Государственное и муниципальное управление» направления 080200.62 Менеджмент настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Микроэкономика,

Макроэкономика,

Экономика общественного сектора.


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
-иметь системное представление о структуре и тенденциях развития экономики;

- понимать взаимосвязи между экономическими и политическими процессами;

- знать теоретические основы и закономерности функционирования экономики;

- понимать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

-знать содержание и инструменты фискальной, кредитно-денежной, валютной,

внешнеэкономической, антимонопольной, социальной политики;

- освоить принципы моделирования и прогнозирования национального хозяйства.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Управление человеческими ресурсами

Региональная экономика

Социальная политика

Государственные и муниципальные финансы.




5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Раздел 1. Теоретические основы экономики труда

40

10

10




20

2

Раздел 2. Спрос и предложение на рынке труда.

38

10

10




18

3

Раздел 3. Регулирование социально-трудовых отношений

34

8

8




18

4

Раздел 4. Организация трудовой деятельности

32

6

6




20




Итого

144

34

34




76

6. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **







1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная работа







11




Письменная работа 60 минут

























Эссе



















Реферат










7

Объем - 20-25 страниц




Коллоквиум



















Домашнее задание
















Промежуточный

Зачет



















Экзамен
















Итоговый

Зачет










*

Письменный -90 минут


    1. Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа проводится в форме письменной работы (тест, задания, задачи и т.п.) на основе пройденного в третьем модуле материала. Студент должен продемонстрировать знание теоретического материала, умение анализировать предложенные ситуации, выстраивать причинно-следственные связи, делать прогнозы на основе полученных данных, производить необходимые расчеты по изученным формулам и т.п.

Реферат пишется студентом на одну из тем, предлагаемых преподавателем или на любую другую тему в рамках дисциплины, после согласования с преподавателем. Реферат позволяет оценить навыки работы с основной и дополнительной литературой по выбранной теме, способность всесторонне раскрыть тему, выделить актуальные проблемы и направления их решения.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7. Содержание дисциплины
1. Раздел 1. Теоретические основы экономики труда

Тема 1. Труд как важнейший фактор производства (10 ауд. ч.)

Понятие «труд», особенности труда как объекта исследования и изучения. Процесс и формы труда. Рынок труда как один из рынков факторов производства.

Трудовой потенциал и трудовые ресурсы как основа рынка труда (трудовой потенциал, воспроизводство и использование рабочей силы, движение рабочих мест и рабочей силы). Субъекты трудовых отношений: работник, работодатель, профсоюзы, государство. Качество рабочей силы. Теория человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал: образование и обучение.

Тема 2. Функционирование рынка труда (10 ауд. ч.)

Сущность, структура, особенности функционирования рынков труда. Виды рынков труда, сегменты, гибкость. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как «цена» труда. Рыночный механизм установления заработной платы. Причины нарушения равновесия на рыкнке труда. Подстройка рынка труда к изменениям спроса и предложения. Влияние институтов и законов на функционирование рынка труда. Влияние глобализации на экономику труда. Мобильность рабочей силы: миграционные, иммиграционные потоки. Дискриминация на рынке труда: понятие и основные виды. Профессиональная сегрегация. Антидискриминационная политика на рынке труда.

Объем самостоятельной работы – 20 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы.
Литература по разделу:

Базовый учебник:

Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 3, 4, 7, 8.

Основная литература:



  1. Экономика труда. Учебник/Под ред. Кокина Ю.П. Шлендера П.Э. – М.: Магистр, 2010.

  2. Рофе А.И. Экономика труда : учебник / А.И. Рофе. - М.: КНОРУС, 2010.

  3. Рынок труда: Учеб. пособие /Под ред. проф. П. Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2004.

  4. Ehrenberg, Ronald G. (2012) Modern labor economics : theory and public policy / Ronald G. Ehrenberg, Robert S. Smith. — Eleventh ed.

Дополнительная литература:



  1. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. – М., 2001. – п.п. 3.3. – 3.5.

  2. Борисов С. Масштабы и структура неформальной занятости //Вопросы экономики №3. — 2004. — С. 11 – 17.

  3. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики №10. — 2006. — С. 19 –24.

  4. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М.:ИКЦ «Академкнига», 2003.

  5. Колосницына М.Г. Экономика труда: задачи, вопросы, тесты: учеб. пособие для вузов / М.Г.Колосницына, Н.В.Ракута, Н.А.Хоркина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2009.

  6. Корнейчук Д. Человеческий капитал во временном измерении. Трансформационные модели микроэкономики. СПб., 2004.

  7. Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия Вопросы экономики №7. — 2005. — С. 37 – 45.

  8. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С.. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.



2. Раздел 2. Спрос и предложение на рынке труда.

Тема 3. Предложение на рынке труда (8 ауд. ч.)

Население и трудовые ресурсы: демографический, образовательный, профессионально-квалификационный аспекты. Понятие, принципы и формы занятости. Теория выбора "труд-досуг". Кривые предложения на рынке труда. Эффекты замещения и дохода (изолированное и совместное воздействие). Эластичность предложения труда. Особенности предложения труда различных категорий населения.



Тема 4. Спрос на труд (6 ауд. ч.)

Простейшая модель спроса: краткосрочный период. Закон снижения предельного дохода труда. Кривые спроса для индивидуальной фирмы и для рынка в целом. Спрос на труд для отдельной фирмы при совершенной и несовершенной конкуренции на рынке продукта. Спрос на труд в долгосрочном периоде. Монопсония на рынке труда. Эластичность замещения труда капиталом и законы производного спроса Хикса-Маршалла. Перекрестная эластичность спроса на труд по заработной плате. Взаимозаменяемые и взаимодополняемые факторы и типы труда. Инвестиции в рабочую силу и спрос на труд.



Тема 5. Занятость и безработица (6 ауд. ч.)

Занятость – теории, сущность и структура. Политика занятости и социальные гарантии. Безработица: проблемы определения и измерения. Запасы и потоки, структура и длительность. Безработица равновесия и безработица неравновесия. Фрикционная безработица и теория поиска работы. Структурная безработица, соотношение «безработица – вакансии», кривая Бевериджа. Естественный уровень безработицы. Модель Лэйрда – Никеля. Факторы, влияющие на естественный уровень безработицы.

Объем самостоятельной работы – 18 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Подготовка к написанию контрольной работы.
Литература по разделу:

Базовый учебник:

Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 1, 2, 10.

Основная литература:



  1. Экономика труда. Учебник/Под ред. Кокина Ю.П. Шлендера П.Э. – М.: Магистр, 2010.

  2. Рынок труда: Учеб. пособие /Под ред. проф. П. Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2004.

  3. Ehrenberg, Ronald G. (2012) Modern labor economics : theory and public policy / Ronald G. Ehrenberg, Robert S. Smith. — Eleventh ed.

Дополнительная литература:



  1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

  2. Борисов С. Масштабы и структура неформальной занятости //Вопросы экономики №3. — 2004. — С. 11 – 17.

  3. Бреев Е. Безработица в современной России. М.: 2005.

  4. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М.:ИКЦ «Академкнига», 2003.

  5. Колосницына М.Г. Экономика труда: задачи, вопросы, тесты: учеб. пособие для вузов / М.Г.Колосницына, Н.В.Ракута, Н.А.Хоркина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2009.

  6. Павленков Н. А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Экономика, 2004.

  7. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С.. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.



3. Раздел 3. Регулирование социально-трудовых отношений

Тема 6. Государственное регулирование трудовых отношений (8 ауд. ч.)

Качество трудовой жизни и его оценка. Дискриминация в трудовой сфере Государственное регулирование социально-трудовых отношений. Государственная политика РФ в области занятости, миграции трудовых ресурсов, охраны труда. Социальная политика и доходы населения. Социальная защита и социальные стандарты. Международный опыт государственного регулирования трудовых отношений. Международная организация труда и Международный трудовой кодекс.



Тема 7. Профсоюзы на рынке труда (8 ауд. ч.)

Цели профсоюзов. Спрос и предложение на членство в профсоюзах. Организация деятельности профсоюзов. Факторы активности профсоюзов на рынке труда. Влияние профсоюзов на заработную плату. Профсоюзы и производительность. Профсоюзы и эффективность распределения ресурсов. Забастовки и издержки их реализации. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений. Международный опыт деятельности профсоюзов.

. Объем самостоятельной работы – 18 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы.
Литература по разделу:

Базовый учебник:

Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 5, 8, 9.

Основная литература:



  1. Рофе А.И. Экономика труда : учебник / А.И. Рофе. - М.: КНОРУС, 2010.

  2. Экономика труда. Учебник/Под ред. Кокина Ю.П. Шлендера П.Э. – М.: Магистр, 2010.

  3. Рынок труда: Учеб. пособие /Под ред. проф. П. Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2004.

  4. Ehrenberg, Ronald G. (2012) Modern labor economics : theory and public policy / Ronald G. Ehrenberg, Robert S. Smith. — Eleventh ed.

Дополнительная литература:




  1. Бреев Е. Безработица в современной России. М.: 2005.

  1. Гимпельсон В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда (недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателсй?) // Вопросы экономики №3. — 2004. — С. 76 – 81.

  1. Гимпельсон В., Лукьянова А. «О бедном бюджетнике замолвите слово...»: межсекторные различия в заработной плате // Вопросы экономики №6. — 2006. — С.81 – 85.

  2. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М.:ИКЦ «Академкнига», 2003.

  3. Колосницына М.Г. Экономика труда: задачи, вопросы, тесты: учеб. пособие для вузов / М.Г.Колосницына, Н.В.Ракута, Н.А.Хоркина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2009.

  4. Павленков Н. А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Экономика, 2004.

  5. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С.. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.



4. Раздел 4. Организация трудовой деятельности

Тема 8. Внутренние рынки труда (4 ауд. ч.)

Взаимодействие внешнего и внутреннего рынков труда. Причины образования внутренних рынков. Стратегия управления персоналом и внутренний рынок. Спрос и предложение на внутреннем рынке. Внутриорганизационная мобильность сотрудников. Дискриминация и карьерные возможности на внутреннем рынке.



Тема 9. Организация труда (6 ауд. ч.)

Содержание и значение организации труда. Элементы организации. Производственная среда, условия труда и факторы их определяющие. Сущность и принципы охраны труда. Организация и регулирование оплаты труда. Сущность и функции заработной платы. Формы и системы заработной платы. Дифференциация оплаты труда. Дискриминация в заработной плате. Государственное регулирование доходов населения.



Тема 10. Производительность труда (2 ауд. ч.)

Сущность производительности труда и значение ее повышения. Факторы и условия изменения производительности. Резервы производительности труда. Мотивация персонала. Управление повышением производительности.

Объем самостоятельной работы – 20 часов: подготовка к семинарским занятиям – подготовка выступлений, создание презентаций, изучение дополнительной литературы. Написание реферата.
Литература по разделу:

Базовый учебник:

Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001. – Главы 5, 6.

Основная литература:



  1. Рофе А.И. Экономика труда : учебник / А.И. Рофе. - М.: КНОРУС, 2010.

  2. Экономика труда. Учебник/Под ред. Кокина Ю.П. Шлендера П.Э. – М.: Магистр, 2010.

  3. Рынок труда: Учеб. пособие /Под ред. проф. П. Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2004.

  4. Ehrenberg, Ronald G. (2012) Modern labor economics : theory and public policy / Ronald G. Ehrenberg, Robert S. Smith. — Eleventh ed.

Дополнительная литература:




  1. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М.:ИКЦ «Академкнига», 2003.

  2. Колосницына М.Г. Экономика труда: задачи, вопросы, тесты: учеб. пособие для вузов / М.Г.Колосницына, Н.В.Ракута, Н.А.Хоркина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2009.

  3. Павленков Н. А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Экономика, 2004.

  4. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С.. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.

8. Образовательные технологии


На практических занятиях предусмотрено использование активных технологий обучения - разбор кейсов, проблемные дискуссии, решение задач.
    1. Методические рекомендации преподавателю


За время изучения дисциплины студенты должны освоить знания, раскрывающие особенности функционирования современной экономики труда.

Теоретические знания слушатели получают в течение лекционных занятий, а также во время самостоятельной внеаудиторной работы с литературой.

Практические навыки приобретаются магистрантами на занятиях в ходе разбора и дискуссионного обсуждения с одногруппниками конкретных ситуаций (кейсов), предлагаемых преподавателем и другими студентами, во время аудиторного индивидуального и группового выполнения практических заданий по формированию и развитию соответствующих компетенций, а также во время самостоятельной работы над выполнением практических заданий по курсу.

    1. Методические указания студентам


Студентам рекомендуется получить в библиотеке университета учебную литературу по дисциплине, необходимую для самостоятельного изучения дисциплины, а также для углубленной подготовки к практическим занятиям. В рабочей программе содержится достаточное количество источников литературы. Студенты могут пользоваться как рекомендованным перечнем, так и литературой, подобранной самостоятельно, включая источники периодической печати, материалы сети Интернет.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
    1. Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/задания контрольной работы:

1. Основой модели рынка труда Д.Рикардо является:

а) естественная цена труда;

б) заработная плата как выражение стоимости рабочей силы;

в) связь между «спросом на тех, кто живет на заработную плату», и «фондами, предназначенными для выплаты заработной платы»;

г) переход от неполной занятости к полной.


2. Транзитивная модель рынка труда характеризуется:

а) ростом безработицы;

б) изменением распределения рабочей силы по секторам экономики;

в) глубокой территориальной дифференциацией занятости;

г) формированием придерживаемого типа занятости;

д) все ответы правильные.


3. Какая теоретическая модель отражала практику функционирования западноевропейского рынка труда до середины 1990-х годов:

а) кейнсианская;

б) неоклассическая;

в) классическая;

г) институциоальная.
4. Какая черта не относится к транзитивной модели рынка труда:

а) снижение заработной платы;

б) эластичность спроса и предложения труда;

в) расширение неформальной занятости;

г) разрыв между общей и регистрируемой безработицей.
5. Для кейнсианской модели рынка труда целью является:

а) определение стоимости рабочей силы через стоимость средств ее воспроизводства;

б) снижение трансакционных издержек на рынке труда;

в) переход от неполной занятости к полной;

г) связь между «спросом на тех, кто живет на заработную плату» и «фондами, предназначенными для выплаты заработной платы».
6. Институциональная модель рынка труда обосновывает:

а) колебание рыночной цены труда вокруг прожиточного минимума;

б) динамику рыночного механизма вокруг полной занятости;

в) воздействие на решения индивида о занятости формальных и неформальных институтов, складывающихся в обществе;

г) определение стоимости рабочей силы через стоимость средств ее воспроизводства.
7. Система пожизненного найма, которая может повлечь за собой невостребованность специфического, неперемещаемого человеческого капитала на рынке труда характерна для:

а) американской (англосаксонской) модели;

б) западноевропейской (континентальной) модели;

в) японской модели;

г) меркантилистической модели.
8. Расширение теневой составляющей, монопсоническая структура рынка труда, неэластичность предложения труда, низкая степень институционализации рынка труда характерны для:

а) региональной модели рынка труда;

б) трансформационной модели рынка труда;

в) неоклассической модели рынка труда;

г) классической модели рынка труда.
9. При каком уровне безработицы необходимо вмешательство государства:

а) 2%;


б) 5-6 %;

в) 4%;


г) нет правильного ответа.
10. Какие методы государственного обеспечения занятости не относятся к косвенным:

а) фискальная политика;

б) государственная финансовая политика;

в) монетарная политика;

г) правовое регулирование условий найма.
11. Для типичного работника начертите семейство кривых безразличия в период между 9 часами утра и 5 часами вечера и в период между 1 часом ночи и 9 часами утра. Как различается резервная заработная плата в эти два периода?

12. Почему даже при одинаковом уровне нетрудового дохода величина резервной зарплаты у разных людей отличается. Покажите графически.


13. Опишите графически больше или меньше часов предпочтет работать человек в каждом из следующих случаев:

а) ставка заработной платы растет, а эффект замещения больше, чем эффект дохода;

б) ставка заработной платы уменьшается, а эффект дохода больше, чем эффект замещения;

в) ставка заработной платы уменьшается, а эффект дохода меньше, чем эффект замещения;



г) ставка заработной платы растет, а эффект замещения меньше, чем эффект дохода.

Примерные темы рефератов:

  1. Актуальные проблемы экономики труда

  2. Рынок труда и его роль в экономике.

  3. Особенности формирования и функционирования российского рынка труда.

  4. Современная демографическая ситуация в России и ее влияние на трудовые ресурсы

  5. Современные особенности трудовой миграции в России.

  6. Участие России в международном рынке труда.

  7. Безработица, ее роль в экономическом механизме рынка труда.

  8. Виды безработицы и особенности их социально-экономических последствий.

  9. Показатели безработицы: методы расчета и использования при анализе динамики занятости.

  10. Виды и формы занятости населения.

  11. Государственная политика занятости в России.

  12. Опыт зарубежных стран в области разработки и реализации государственной политики занятости.

  13. Система социальной защиты и ее основные элементы.

  14. Государственная служба занятости населения России, ее структура и функции.

  15. Биржа труда как элемент инфраструктуры рынка труда.

  16. Государственная политика занятости, ее элементы и виды.

  17. Демографическая политика и опыт ее реализации в России и за рубежом.

  18. Естественный уровень безработицы. Его определение.

  19. Зарубежные модели рынка труда и специфика их функционирования.

  20. Зарубежный опыт построения системы социальной и экономической защиты населения.

  21. Институты рынка труда и их назначение.

  22. Международная организация труда, ее задачи и функции.

  23. Методы оценки и анализа состояния и динамики рынка труда.

  24. Методы социальной поддержки населения на рынке труда.

  25. Механизм функционирования рынка труда.

  26. Миграция: сущность, основные виды и факторы динамики.

  27. Основные теории занятости населения.

  28. Предпосылки и условия формирования рынка труда.

  29. Сегментация рынка труда и характеристика его основных сегментов.

  30. Скрытая безработица и ее особенности.

  31. Социальная защита населения в области поддержания уровня жизни: формы и ее российские особенности.

  32. Статус безработного и особенности его определения в различных странах.

  33. Уровень занятости: методика определения и прогнозирования.

  34. Формы вынужденной безработицы, их особенности.

  35. Экономическая активность и неактивность населения.


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал.

  2. Занятость как экономическая категория.

  3. Структура занятости и ее факторы.

  4. Понятие рынка труда, его элементы и функции.

  5. Критерии классификации рынка труда.

  6. Факторы, влияющие на формирование и динамику рынка труда.

  7. Институты рынка труда в современной экономике.

  8. Направления и методы государственного регулирования рынка труда.

  9. Простая модель предложения труда.

  10. Влияние индивидуальных предпочтений на выбор между трудом и досугом.

  11. Построение кривой индивидуального предложения труда.

  12. Предложение труда при сдельной оплате.

  13. Издержки, связанные с выходом на рынок труда.

  14. Влияние налогов и программ социальной помощи на предложение труда.

  15. Рыночное и отраслевое предложение труда.

  16. Простая неоклассическая модель спроса на труд.

  17. Спрос в краткосрочном периоде.

  18. Долгосрочный спрос фирм на труд.

  19. Взаимосвязь предельного продукта, предельного дохода и стоимости ресурса.

  20. Факторы, определяющие эластичность спроса на труд. Эластичность спроса на труд по заработной плате.

  21. Законы производного спроса.

  22. Рыночный спрос на труд.

  23. Конкурентный рынок труда.

  24. Подстройка рынка в ответ на повышение спроса.

  25. Территориальная мобильность рабочей силы.

  26. Теория эффективной заработной платы.

  27. Безработица: проблемы определения и измерения. Причины безработицы.

  28. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная. Уровень безработицы.

  29. Дифференциация доходов. Бедность. Подходы к оценке и измерению.

  30. Система норм и нормирование труда. Безопасность труда.

  31. Направления деятельности профсоюзов. Цели поведения профсоюзов.

  32. Модели поведения профсоюзов.

  33. МОТ и ее роль в регулировании рынка труда.

  34. Международный опыт регулирования трудовых отношений.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на лекциях семинарских занятиях: учитывается активность ответов на вопросы преподавателя, качество задаваемых вопросов, активность студентов в решении мини-кейсов, участие в дискуссиях, навыки групповой работы, правильность решения задач и т.д. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: учитывается активность студентов в подготовке выступлений и докладов для семинарских занятий, полнота освещения темы, уровень использованных дополнительных материалов при подготовке к занятиям, правильность выполнения домашних заданий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,5Ок/р +0,5 Ореф;

где Ок/р – оценка за контрольную работу, Ореф – оценка за реферат.


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:
Оитоговый = 0,4Озачет +0,2·Отекущий + 0,2Осам. работа + 0,2Оаудиторная
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.1Базовый учебник


Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие, — М.: ИНФРА-М, 2001

1.2Основная литература


  1. Рофе А.И. Экономика труда : учебник / А.И. Рофе. - М.: КНОРУС, 2010.

  2. Экономика труда. Учебник/Под ред. Кокина Ю.П. Шлендера П.Э. – М.: Магистр, 2010.

  3. Рынок труда: Учеб. пособие /Под ред. проф. П. Э. Шлендера. — М.: Вузовский учебник, 2004.

  4. Ehrenberg, Ronald G. (2012) Modern labor economics : theory and public policy / Ronald G. Ehrenberg, Robert S. Smith. — Eleventh ed.



1.3Дополнительная литература


  1. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

  2. Борисов С. Масштабы и структура неформальной занятости //Вопросы экономики №3. — 2004. — С. 11 – 17.

  3. Бреев Е. Безработица в современной России. М.: 2005.

  4. Гимпельсон В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда (недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателсй?) // Вопросы экономики №3. — 2004. — С. 76 – 81.

  5. Гимпельсон В., Лукьянова А. «О бедном бюджетнике замолвите слово...»: межсекторные различия в заработной плате // Вопросы экономики №6. — 2006. — С.81 – 85.

  6. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики №10. — 2006. — С. 19 –24.

  7. Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. – М.:ИКЦ «Академкнига», 2003.

  8. Колосницына М.Г. Экономика труда: задачи, вопросы, тесты: учеб. пособие для вузов / М.Г.Колосницына, Н.В.Ракута, Н.А.Хоркина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2009.

  9. Корнейчук Д. Человеческий капитал во временном измерении. Трансформационные модели микроэкономики. СПб., 2004.

  10. Павленков Н. А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Экономика, 2004.

  11. Пястолов С. Особенности предложения труда российских домохозяйств // Вопросы экономики №8. — 2005. — С. 124 –128.

  12. Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия Вопросы экономики №7. — 2005. — С. 37 – 45.

  13. Эренберг Р.Дж., Смит Р.С.. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М., 1996.



12. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для организации учебного процесса необходима обеспеченность аудиторий мультимедиа-проектором и ноутбуком (персональным компьютером) для использования презентаций на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах).