страница 1страница 2 ... страница 14страница 15
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Практикум учебно-методическое пособие для студентов факультетов - страница №1/15
Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ Учебно-методическое пособие для студентов факультетов Балашов 2004 УДК 316.6 ББК88.5я73 С69 Рецензенты: Доктор психологически наук, профессор Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского Р.М. Шамионов; Кандидат психологических наук, доцент Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, Г.Н. Малюченко. Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. С69 Социально-психологический практикум: Учеб.-метод. пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы / Авт.-сост. В.В. Гриценко. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004 — 184 с. ISBN 5—94035—158—1 ВЕДЕНИЕ 7 Часть I. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 9 Занятие 1. Определение навыков Умеем ли мы слушать 9 Ведущая репрезентативная система 11 Занятие 2. Восприятие и понимание людьми друг друга 14 Методика «Эмпатические тенденции Мехрабиана» 14 Методика для исследования эмпатии И.М.Юсупова 16 Занятие 3. Оценка коммуникабельности 20 Тест В.Ф. Ряховского для оценки общего уровня общительности 21 Занятие 4. Диагностика особенностей поведения в конфликте 23 Тест на оценку уровня конфликтности личности 24 Тест Томаса для определения стиля поведения, Часть 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 32 Занятие 5. Социально-психологическая диагностика ценностно-смысловой сферы личности 32 Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича 33 Тест смысложизненных ориентаций 36 Тест «Осознанность жизненных целей» 39 Занятие 6. Социально-психологическая диагностика мотивационной сферы личности 41 Определение направленности личности (Ориентационная анкета) 41 Изучение эмоциональной направленности личности 46 Измерение мотивации достижений 49 Измерение мотивации аффилиации 54 Занятие 7. Процедуры измерения установок 59 Шкала равнокажущихся интервалов Луи Терстоуна 60 Шкала суммарных оценок Лайкерта 66 Шкалограммный анализ Гуттмана 70 Шкала социальной дистанции Э. Богардуса 73 Занятие 8. Диагностика социально-психологических установок личности 76 Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат» 77 Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу — власть», «труд — деньги» 80 Занятие 9. Социально-психологическая диагностика когнитивных и «Я»-характеристик личности: самоотношений и отношений 83 Тест М.Куна и Т.Макпартлэнда «Кто я?» 83 Методика по изучению самоотношений В.В.Столина 85 Шкала по определению степени самоуважения 92 Определение самооценки по С.А.Будасси 93 Исследование уровня притязаний и уровня самооценки по методике Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан 96 Измерение локуса контроля 98 Цветовой тест отношений 102 Занятие 10. Личность и межличностные отношения 105 Методика Q-сортировки 106 Методика определения организаторских и коммуникативных качеств личности Л.П.Калининского 110 Занятие 11. Социально-психологическая диагностика социальных отношений 120 Тест Руковишникова по изучению межличностных отношений 121 Опросник Т. Лири для исследования межличностных отношений 126 Часть 3. ПСИХОЛОГИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ 139 Занятие 12. Лидерство и руководство: единство и различие 140 Организаторские способности лидера 141 Методика самооценки Диагностика лидерства в детском коллективе 148 Занятие 13. Стиль и ролевая направленность Оценка стиля деятельности менеджера с помощью опросника Блейка — Мутона 151 Cамооценка стиля управления 154 Опросник для определения ролевой направленности деятельности менеджера 159 Методика определения стиля руководства трудовым коллективом 161 ЧАСТЬ 4. ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП 164 Занятие 14. Социально-психологический уровень Тест «Пульсар» для оценки уровня развития группы 165 Методика изучения сплоченности коллектива Р.С.Немова 169 Определение индекса групповой сплоченности Сишора 170 Измерение нормативных предпочтений в группе 171 Занятие 15. Социально-психологический климат в группе 174 Изучение психологического климата в группе 175 Методика А.Ф. Фидлера для оценки Методика «Наши отношения» 178 Занятие 16. Социально-психологическая диагностика Метод социометрических измерений (социометрия) 181 Референтометрия 187 Шкала психологической близости 188 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 190 ВЕДЕНИЕКоренные экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют к специалистам в области психологии новые требования. Перед психологами возникает необходимость углубления практических знаний о социально-психологических явлениях, возникающих в процессе общения людей в ходе их совместной деятельности. Настоящий практикум задуман как дополнение к теоретическому курсу «Социальная психология», читаемом автором на факультетах психологии и социальной работы Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Социально-психологический практикум состоит из четырех частей. В первую часть включены практические занятия по психологии общения, которые направлены на углубление знаний студентов о социально-психологических закономерностях общения, на выработку у них умений анализа и оценки коммуникативной компетентности человека, его коммуникативных способностей. Вторую часть составили задания, направленные на овладение студентами практических навыков в области социальной психологии личности и межличностных отношений. В третьей части практикума студентам представляется возможность научиться решать наиболее часто встречающиеся на практике задачи выявления влияния лидера и руководителя в группе, определения стилей управления. Занятия, составившие содержание четвертой части, направлены на понимание студентами социально-психологических закономерностей функционирования общностей, процессов групповой динамики: развития, сплоченности, принятия группового решения. В практикум вошли широко используемые в психологической практике методики диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Практикум содержит стимульный материал, инструкцию для испытуемого, бланки ответов и ключи для обработки, а также подробный анализ полученных результатов, что позволяет использовать его не только на практических занятиях по данному курсу, но и для самостоятельной работы студентов, при выполнении контрольных и курсовых работ. Овладение студентами представленными в этом пособии методиками даст возможность им перейти от пассивного восприятия социально-психологической информации к активному открытию психологических законов функционирования социального мира, поможет больше узнать о сложной, разнообразной и увлекательной области социальной психологии, а также позволит лучше понять собственное поведение и поведение окружающих людей. Часть I. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯОбщение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимопознание и взаимопонимание, выработку единой стратегии взаимодействия. Занятие 1. Определение навыков
|
Вопрос Ответ/ранг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Я скорее всего скажу:
I — важные решения — это дело чувств;
II — важные решения зависят от моего настроения;
III — важные решения зависят от моей точки зрения;
IV — важные решения — это дело логики и ума.
2. Тот скорее окажет влияние на меня:
I — у кого приятный голос;
II — кто хорошо выглядит;
III — кто говорит разумные мысли;
IV — кто оставляет у меня хорошие чувства.
3. Если я хочу узнать, как Вы поживаете:
I — я посмотрю на вашу внешность;
II — я проверю, что Вы чувствуете;
III — я прислушаюсь к звукам вашего голоса;
IV — я обращу внимание на то, что Вы говорите.
4. Для меня легко:
I — модулировать полноту звуков в стереосистеме;
II — сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;
III — выбрать суперкомфортабельную мебель ;
IV — найти богатые комбинации красок.
5. I — Мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;
II — мои уши всегда настроены на звуки в окружающей действительности;
III — я хорошо чувствую одежду, облегчающую мое тело;
IV — когда я смотрю на комнату, я описываю ее в ярких красках.
6. Если люди хотят узнать, как я поживаю:
I — им следует узнать о моих чувствах;
II — им следует посмотреть, как я одет;
III — им следует послушать, что я говорю;
IV — им следует прислушаться к интонациям моего голоса.
7. Я предпочитаю:
I — услышать факты, о которых Вы знаете;
II — увидеть картины, которые Вы нарисовали ;
III — узнать о ваших чувствах;
IV — послушать интонации вашего голоса, звуки происходящих событий.
8. I — Когда я вижу что-то, я верю этому;
II — когда я слышу факты, я верю им;
III — я верю, когда чувствую что-то;
IV — в зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.
9. I — Обычно я хорошо чувствую настроения своей семьи;
II — я могу нарисовать лица, одежду, маленькие видимые детали, касающиеся моей семьи;
III — я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;
IV — я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.
10. I — Я учусь понимать какие-то вещи;
II — я учусь делать какие-то вещи;
III — я учусь слушать новое;
IV — я учусь видеть новые возможности.
11. Когда я думаю о принятии важного решения, я скорее:
I — приду к выводу, что важные решения принимаются с помощью чувств;
II — приду к выводу, что важные решения принимаются в зависимости от моего настроения;
III — приму те, которые я вижу наиболее отчетливо;
IV — приму их с помощью логики и разума.
12. I — Мне легко вспомнить как звучит голос моего друга;
II — мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;
III — хорошая мысль — вспомнить, что говорил мой друг;
IV — мне легко вспомнить, как я чувствую своего друга.
Вопрос Ответ/ранг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
I |
К |
А |
В |
А |
Д |
К |
Д |
В |
К |
Д |
К |
А |
II |
А |
В |
К |
Д |
А |
В |
В |
Д |
В |
К |
А |
В |
III |
В |
Д |
А |
К |
К |
Д |
К |
К |
Д |
А |
В |
Д |
IV |
Д |
К |
Д |
В |
В |
А |
А |
А |
А |
В |
Д |
К |
В — визуальная репрезентативная система
К — кинестетическая репрезентативная система
Д — «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».
Репрезентативная система/ Вопросы/ранги ответов |
В |
К |
А |
Д |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
Всего: сумма |
|
|
|
|
Итого: ведущая репрезентативная система |
|
|
|
|
Та репрезентативная система, которая наберет наименьшую сумму рангов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для человека. Та репрезентативная система, которая наберет наибольшую сумму рангов (часто была на 3-м, 4-м месте по значимости) является слабо выраженной и мало значимой для человека.
|