Практикум учебно-методическое пособие для студентов факультетов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 14страница 15
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие для студентов I курса учетно-финансового... 3 492.89kb.
Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического... 12 3706.38kb.
Учебно-методическое пособие для студентов всех факультетов медицинских... 1 364.25kb.
Учебно-методическое пособие Н. Новгород 2011 ббк 74. 5 В 12 2 591.49kb.
Учебно-методическое пособие для студентов I курса лечебного, педиатрического... 4 1212.99kb.
Учебное пособие для студентов психологических факультетов и факультетов... 6 1862.07kb.
Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета... 2 485.1kb.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное... 4 1608.91kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... 2 841.06kb.
Методическое пособие к лабораторным работам по физической и коллоидной... 11 4130.69kb.
Учебно-методическое пособие Ижевск 2012 резьбовые соединения учебно-методическое... 1 403.92kb.
Ананьев Борис Герасимович человек как предмет познания 3-е издание... 10 6010.59kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Практикум учебно-методическое пособие для студентов факультетов - страница №1/15



Балашовский филиал

Саратовского государственного университета


им. Н.Г.Чернышевского

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Учебно-методическое пособие

для студентов факультетов
психологии и социальной работы

Автор-составитель В.В.Гриценко

Балашов 2004



УДК 316.6

ББК88.5я73

С69


Рецензенты:

Доктор психологически наук, профессор

Педагогического института Саратовского государственного университета

им. Н.Г.Чернышевского

Р.М. Шамионов;

Кандидат психологических наук, доцент

Балашовского филиала Саратовского государственного университета

им. Н.Г.Чернышевского,

Г.Н. Малюченко.


Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета


им. Н.Г.Чернышевского.

С69 Социально-психологический практикум: Учеб.-метод. пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы / Авт.-сост. В.В. Гриценко. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004 — 184 с.

ISBN 5—94035—158—1
Учебно-методическое пособие является дополнением к теоретическому курсу «Социальная психология», читаемом на факультетах психологии и социальной работы. Оно содержит практические занятия по психологии общения, социальной психологии личности и межличностных отношений, психологии групп и групповой динамике. В социально-психологический практикум вошли широко используемые в психологической практике методики диагностики межличностных и межгрупповых отношений, включая стимульный материал, инструкцию для испытуемого, бланки ответов и ключи для обработки, а также подробный анализ полученных результатов, что позволяет использовать его не только на практических занятиях по данному курсу, но и для самостоятельной работы студентов, при выполнении контрольных и курсовых работ.

УДК 316.6

ББК88.5я73
ISBN 5—94035—158—1  В.В. Гриценко, 2004

О г л а в л е н и е


ВЕДЕНИЕ 7

Часть I. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 9

Занятие 1. Определение навыков
эффективного общения 9

Умеем ли мы слушать 9

Ведущая репрезентативная система 11

Занятие 2. Восприятие и понимание людьми


друг друга 14

Методика «Эмпатические тенденции Мехрабиана» 14

Методика для исследования эмпатии И.М.Юсупова 16

Занятие 3. Оценка коммуникабельности 20

Тест В.Ф. Ряховского для оценки общего уровня общительности 21

Занятие 4. Диагностика особенностей поведения


в конфликте 23

Тест на оценку уровня конфликтности личности 24

Тест Томаса для определения стиля поведения,
личностной предрасположенности к конфликтному поведению 25

Часть 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ


И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 32

Занятие 5. Социально-психологическая диагностика ценностно-смысловой сферы личности 32

Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича 33

Тест смысложизненных ориентаций 36

Тест «Осознанность жизненных целей» 39

Занятие 6. Социально-психологическая диагностика


мотивационной сферы личности 41

Определение направленности личности


(Ориентационная анкета) 41

Изучение эмоциональной направленности личности 46

Измерение мотивации достижений 49

Измерение мотивации аффилиации 54

Занятие 7. Процедуры измерения установок 59

Шкала равнокажущихся интервалов Луи Терстоуна 60

Шкала суммарных оценок Лайкерта 66

Шкалограммный анализ Гуттмана 70

Шкала социальной дистанции Э. Богардуса 73

Занятие 8. Диагностика социально-психологических


установок личности 76

Методика выявления социально-психологических установок,


направленных на «альтруизм — эгоизм», «процесс — результат» 77

Методика выявления социально-психологических установок,


направленных на «свободу — власть», «труд — деньги» 80

Занятие 9. Социально-психологическая диагностика


когнитивных и «Я»-характеристик личности:
самоотношений и отношений 83

Тест М.Куна и Т.Макпартлэнда «Кто я?» 83

Методика по изучению самоотношений В.В.Столина 85

Шкала по определению степени самоуважения 92

Определение самооценки по С.А.Будасси 93

Исследование уровня притязаний


и уровня самооценки по методике Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейна
в модификации А.М. Прихожан 96

Измерение локуса контроля 98

Цветовой тест отношений 102

Занятие 10. Личность и межличностные отношения 105

Методика Q-сортировки 106

Методика определения организаторских


и коммуникативных качеств личности Л.П.Калининского 110

Занятие 11. Социально-психологическая диагностика социальных отношений 120

Тест Руковишникова по изучению межличностных отношений 121

Опросник Т. Лири для исследования межличностных отношений 126

Часть 3. ПСИХОЛОГИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ 139

Занятие 12. Лидерство и руководство:


единство и различие 140

Организаторские способности лидера 141

Методика самооценки
деловых и личностных качеств менеджера 145

Диагностика лидерства в детском коллективе 148

Занятие 13. Стиль и ролевая направленность
деятельности руководителя 150

Оценка стиля деятельности менеджера с помощью опросника Блейка — Мутона 151

Cамооценка стиля управления 154

Опросник для определения ролевой направленности


деятельности менеджера 159

Методика определения стиля руководства


трудовым коллективом 161

ЧАСТЬ 4. ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП 164

Занятие 14. Социально-психологический уровень
развития группы 164

Тест «Пульсар» для оценки уровня развития группы 165

Методика изучения сплоченности коллектива Р.С.Немова 169

Определение индекса групповой сплоченности Сишора 170

Измерение нормативных предпочтений в группе 171

Занятие 15. Социально-психологический климат


в группе 174

Изучение психологического климата в группе 175

Методика А.Ф. Фидлера для оценки
психологической атмосферы в группе 177

Методика «Наши отношения» 178

Занятие 16. Социально-психологическая диагностика
статусно-ролевых характеристик личности 181

Метод социометрических измерений (социометрия) 181

Референтометрия 187

Шкала психологической близости 188

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 190





ВЕДЕНИЕ


Коренные экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют к специалистам в области психологии новые требования. Перед психологами возникает необходимость углубления практических знаний о социально-психологических явлениях, возникающих в процессе общения людей в ходе их совместной деятельности.

Настоящий практикум задуман как дополнение к теоретическому курсу «Социальная психология», читаемом автором на факультетах психологии и социальной работы Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского.

Социально-психологический практикум состоит из четырех частей.

В первую часть включены практические занятия по психологии общения, которые направлены на углубление знаний студентов о социально-психологических закономерностях общения, на выработку у них умений анализа и оценки коммуникативной компетентности человека, его коммуникативных способностей.



Вторую часть составили задания, направленные на овладение студентами практических навыков в области социальной психологии личности и межличностных отношений.

В третьей части практикума студентам представляется возможность научиться решать наиболее часто встречающиеся на практике задачи выявления влияния лидера и руководителя в группе, определения стилей управления.

Занятия, составившие содержание четвертой части, направлены на понимание студентами социально-психологических закономерностей функционирования общностей, процессов групповой динамики: развития, сплоченности, принятия группового решения.

В практикум вошли широко используемые в психологической практике методики диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Практикум содержит стимульный материал, инструкцию для испытуемого, бланки ответов и ключи для обработки, а также подробный анализ полученных результатов, что позволяет использовать его не только на практических занятиях по данному курсу, но и для самостоятельной работы студентов, при выполнении контрольных и курсовых работ.

Овладение студентами представленными в этом пособии методиками даст возможность им перейти от пассивного восприятия социально-психологической информации к активному открытию психологических законов функционирования социального мира, поможет больше узнать о сложной, разнообразной и увлекательной области социальной психологии, а также позволит лучше понять собственное поведение и поведение окружающих людей.

Часть I. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ


Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимопознание и взаимопонимание, выработку единой стратегии взаимодействия.

Занятие 1. Определение навыков
эффективного общения


Цель: познакомиться с навыками эффективного общения, определить уровень развития навыков эффективного слушания.

Слушать, слышать, понимать… Умение слушать — важная составляющая коммуникативной стороны общения, повышающая эффективность общения. Неумелое слушание приводит к потере части передаваемой информации, искажает смысл этой информации.

Ниже приводится тест для самопроверки навыков слушания. Проверим:

Умеем ли мы слушать1


Отметьте крестиком номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у Вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

  1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

  2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

  3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.

  4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.

  5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимает его больше, чем мои слова.

  6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

  7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.

  8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

  9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.

  10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.

  11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.

  12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

  13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

  14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонними делами: играет ручкой, протирает стекла очков и т.п., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

  15. Собеседник делает выводы за меня.

  16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

  17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

  18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.

  19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

  20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой. Слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

  21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет различные истории, шуточки и анекдоты.

  22. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

  23. Когда я обращаюсь к нему при встрече, он бросает все дела и смотрит внимательно на меня.

  24. Собеседник ведет себя так, словно я мешаю ему делать что-то очень важное.

  25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».

Обработка результатов тестирования

Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа.



Если она колеблется в пределах от 70 до 100% (18 и более утверждений) — вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.

Если она колеблется в пределах от 40 до 70% (10—17 утверждений) — Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и Вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.

Если отмеченные ситуации колеблются в пределах от 10 до 40%
(4—9 утверждений) — Вас можно считать хорошим собеседником, но иногда Вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарайтесь вежливо его высказывания повторить, дайте ему раскрыть свою мысль полностью. Приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверенны, что общаться с Вами будет еще приятнее.

Если Вы набрали от 0 до 10% (до трех высказываний) — Вы отличный собеседник, Вы умеете слушать, ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Ведущая репрезентативная система


У каждого человека есть своя ведущая репрезентативная система, с помощью которой он получает наибольшее количество информации, ориентируется в окружающем мире, проявляет свое отношение к происходящему в мыслях, словах, чувствах, поступках. Общение происходит успешно, если собеседники могут согласовывать свои репрезентативные системы, вести общение на «одном языке».

Данная методика2 позволяет более четко определить, какая репрезентативная система является для Вас ведущей.



Инструкция: Для каждого из утверждений поставьте определенный ранг, например, цифру — ранг 1 перед предложением, которое, как Вы считаете, лучше всего описывает Вас (больше всего Вам подходит), затем ранг 2 — перед предложением, которое подходит Вам более всего после первого, и так до четырех.


Вопрос

Ответ/ранг



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I





































II





































III





































IV




































1. Я скорее всего скажу:

I — важные решения — это дело чувств;

II — важные решения зависят от моего настроения;

III — важные решения зависят от моей точки зрения;

IV — важные решения — это дело логики и ума.

2. Тот скорее окажет влияние на меня:

I — у кого приятный голос;

II — кто хорошо выглядит;

III — кто говорит разумные мысли;

IV — кто оставляет у меня хорошие чувства.

3. Если я хочу узнать, как Вы поживаете:

I — я посмотрю на вашу внешность;

II — я проверю, что Вы чувствуете;

III — я прислушаюсь к звукам вашего голоса;

IV — я обращу внимание на то, что Вы говорите.

4. Для меня легко:

I — модулировать полноту звуков в стереосистеме;

II — сделать выводы по поводу значимых проблем в интересующем меня вопросе;

III — выбрать суперкомфортабельную мебель ;

IV — найти богатые комбинации красок.

5. I — Мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;

II — мои уши всегда настроены на звуки в окружающей действительности;

III — я хорошо чувствую одежду, облегчающую мое тело;

IV — когда я смотрю на комнату, я описываю ее в ярких красках.

6. Если люди хотят узнать, как я поживаю:

I — им следует узнать о моих чувствах;

II — им следует посмотреть, как я одет;

III — им следует послушать, что я говорю;

IV — им следует прислушаться к интонациям моего голоса.

7. Я предпочитаю:

I — услышать факты, о которых Вы знаете;

II — увидеть картины, которые Вы нарисовали ;

III — узнать о ваших чувствах;

IV — послушать интонации вашего голоса, звуки происходящих событий.

8. I — Когда я вижу что-то, я верю этому;

II — когда я слышу факты, я верю им;

III — я верю, когда чувствую что-то;

IV — в зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.

9. I — Обычно я хорошо чувствую настроения своей семьи;

II — я могу нарисовать лица, одежду, маленькие видимые детали, касающиеся моей семьи;

III — я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;

IV — я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.

10. I — Я учусь понимать какие-то вещи;

II — я учусь делать какие-то вещи;

III — я учусь слушать новое;

IV — я учусь видеть новые возможности.

11. Когда я думаю о принятии важного решения, я скорее:

I — приду к выводу, что важные решения принимаются с помощью чувств;

II — приду к выводу, что важные решения принимаются в зависимости от моего настроения;

III — приму те, которые я вижу наиболее отчетливо;

IV — приму их с помощью логики и разума.

12. I — Мне легко вспомнить как звучит голос моего друга;

II — мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;

III — хорошая мысль — вспомнить, что говорил мой друг;

IV — мне легко вспомнить, как я чувствую своего друга.



Обработка результатов
1-й шаг

Вопрос

Ответ/ранг



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I

К

А

В

А

Д

К

Д

В

К

Д

К

А

II

А

В

К

Д

А

В

В

Д

В

К

А

В

III

В

Д

А

К

К

Д

К

К

Д

А

В

Д

IV

Д

К

Д

В

В

А

А

А

А

В

Д

К

А — аудиальная репрезентативная система

В — визуальная репрезентативная система

К — кинестетическая репрезентативная система

Д — «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».


2-й шаг

Репрезентативная система/

Вопросы/ранги ответов



В

К

А

Д

1













2













3













4













5













6













7













8













9













10













11













12













Всего: сумма













Итого: ведущая

репрезентативная система














Та репрезентативная система, которая наберет наименьшую сумму рангов, будет являться наиболее важной, ведущей системой для человека. Та репрезентативная система, которая наберет наибольшую сумму рангов (часто была на 3-м, 4-м месте по значимости) является слабо выраженной и мало значимой для человека.


следующая страница >>