страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Практикум по программированию на языке java казань 2007 ббк 32. 973. 26 018. 1 - страница №1/1
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ ПИНЯГИНА О.В., КАШИНА О.А., АНДРИАНОВА А.А. Практикум по программированию на языке JAVA Казань – 2007 УДК 004.43 ББК 32.973.26 – 018.1 Печатается по постановлению редакционно-издательского совета факультета вычислительной математики и кибернетики Казанского государственного университета Рецензенты: ……………………………….. …………………………………. Пинягина О.В., Кашина О.А., Андрианова А.А. Практикум по программированию на языке Java.: Учебное пособие/ О.В. Пинягина, О.А. Кашина, А.А. Андрианова – Казань: Казанский государственный университет, 2007. – 140 с. В данном учебном пособии рассматриваются основы языка Java, создание Java-апплетов и Java-приложений, сервлетов и Java Server Pages. Пособие разработано для поддержки компьютерных занятий по курсу “Учебная практика. Java” для студентов, обучающихся по специальности “061800 – Математические методы в экономике” и ориентировано на читателя, знакомого с языком C++, а следовательно, имеющего представление об объектно-ориентированном программировании. В качестве среды программирования используется JDK 1.4 (или более поздняя версия) и редактор Kawa. Web-ресурс по данному курсу находится на сайте кафедры экономической кибернетики по адресу: http://kek.ksu.ru/EOS/JAVA/default.html. Казанский государственный университет, 2007 Пинягина О.В., Кашина О.А., Андрианова А.А., 2007 СодержаниеСодержание 3 Предисловие 5 Что нужно для программирования на Java 7 Глава 1. Основы языка JAVA 8 Создаем первый апплет 8 Синтаксис языка. Типы данных. Константы и переменные. Массивы. 11 Классы для типов данных и структур данных 16 Операции Java 18 Операторы Java 20 Глава 2. Объектно-ориентированные принципы JAVA 21 Инкапсуляция 21 Наследование 24 Абстрактные классы и интерфейсы 25 Полиморфизм 27 Внутренние классы 30 Глава 3. Разработка апплетов 32 Работа с графикой 32 Работа со шрифтами 33 Передача внешних данных в апплет. 35 AWT и обработка событий 39 Обработка событий мыши 47 Обработка событий клавиатуры 51 Работа с потоками 52 Глава 4. Разработка приложений 61 Создание первого приложения 61 Работа с исключениями 62 Работа с файлами 65 Работа с базами данных 74 Создание оконных приложений 79 Сетевые приложения 84 Что нужно для разработки сервлетов и JSP? 93 Примеры сервлетов 94 Пример JSP 96 Передача файла из HTML-формы сервлету 98 Апплет как интерфейс к сервлету 100 Использование сервлетов для генерации GIF-изображений 105 Задание 1 108 Задание 2 109 Задание 3 110 Задание 4 110 Задание 5. 111 Задание 6 111 Задание 7 113 Приложение 1. ЧАсто задаваемые ВОпросы 114 Приложение 2. Как работать с Kawa 119 Приложение 3. Введение в настраиваемые типы данных 121 Приложение 4. Работа с JDK в режиме командной строки 124 Приложение 5. Коды примеров 127 Литература 140 ПредисловиеЯзык Java – одно из самых новых и модных средств программирования нашего времени. Он зародился как часть проекта создания передового программного обеспечения для различных бытовых приборов. Можно сказать, что он произошел от языка C++, сохранив 80% его мощности и лишь 20% сложности (первая версия языка была создана в 1995 г. и называлась Oak). Это сокращение сложности привело, как ни странно, к тому, что Java получился более "объектно-ориентированным", чем его славный предок. Но, разумеется, новый язык был разработан не просто для того, чтобы программисты тратили меньше времени и сил на его изучение. Java имеет собственные характерные черты. Что же касается первоначальной идеи создания языка Java – разработки программ для бытовой техники – то она в настоящее время выражается, главным образом, в технологии создания «умных домов», а также в разработке игр и прочих приложений для сотовых телефонов. Первая глава учебника рассматривает основные конструкции языка и их применение. Вторая глава посвящена объектно-ориентированным принципам Java. В третьей и четвертой главах рассматриваются разнообразные вопросы, касающиеся построения апплетов и приложений. В пятой главе изложены основы создания сервлетов и Java Server Pages. Что нужно для программирования на JavaДля работы с Java необходимы следующие программные средства:
Базовая часть средств разработки программ на Java представлена в программном комплексе JDK (Java Developer Kit) от компании Sun. Не путайте JDK с JRE (Java Runtime Environment). Второй является составной частью первого и служит только для запуска Java-программ, но никак не для их создания. Учтите, что без JDK вам никак не обойтись. Даже если вы установите какие-либо редакторы для Java, за их красивым графическим интерфейсом зачастую будет скрываться все тот же JDK. Установите дистрибутив JDK (он называется как-нибудь вроде j2sdk1_4_0-win.exe) в какой-либо каталог, например, в C:\ j2sdk1.4.0. Теперь можно приступать к написанию программ на Java. Хотя Java-апплеты и Java-приложения можно запускать в режиме командной строки, разумеется, удобнее использовать какой-либо редактор с графическим интерфейсом, например, Kawa. При изучении любого нового языка или среды программирования каждый уважающий себя программист использует справочную систему с описанием всех возможностей данного языка. В онлайн-режиме (при наличии доступа в Интернет) удобно применять справочную систему ресурса http://java.sun.com. Глава 1. Основы языка JAVAСоздаем первый апплетАпплет – это специальный модуль для размещения на Web-странице. Средства просмотра апплетов встроены в большинство браузеров. Создадим апплет типа "Hello, world!". Для создания апплета выполним следующие действия. Сначала создадим исходный текст апплета. Запустим редактор Kawa и наберем в нем текст // Простой пример апплета import java.awt.*; import java.applet.*; public class FirstApplet extends Applet { String s="Изучаем Java!!!"; public void paint(Graphics g) { Font f =new Font("Times New Roman", Font.BOLD, 24); g.setFont(f); g.drawString(s, 5, 25); } } Стандартные классы Java скомпонованы в так называемые пакеты, хранящиеся в архивных файлах с расширением .jar. Система пакетов похожа на систему каталогов и подкаталогов (если архив раскрыть, то как раз и получится некоторая иерархия каталогов и файлов). Таким образом, команда import java.awt.*; (не забывайте точку с запятой!) представляет собой инструкцию: "подключить все классы, содержащиеся в подкаталоге awt корневого каталога java". Корневые каталоги определяются настройкой CLASSPATH (см. приложение 4) или собственными настройками программы-оболочки, такой, как Kawa. Любой апплет, который вы создаете, представляет собой производный класс от стандартного класса Applet. В нашем апплете переопределяется только один метод – paint (перерисовка окна). В качестве параметра он получает графический контекст окна. Метод paint вызывается автоматически каждый раз, когда апплет нуждается в перерисовке. Для принудительной перерисовки следует вызывать метод repaint без параметров, который сам вызовет метод paint. Текст в окно будем выводить крупным шрифтом размером 24, поэтому сначала создадим объект класса Font. Обратите внимание, что в одном и том же операторе объявляется переменная font типа Font и создается сам объект с помощью операции new. Для этого вызывается конструктор объекта с тремя параметрами. В качестве второго аргумента передается значение статической переменной BOLD класса Font. Выберем созданный шрифт в контекст окна и напечатаем строку "Изучаем Java!". Любой файл c исходным текстом апплета на Java должен иметь расширение .java. Кроме того, он должен иметь имя, совпадающее с именем класса. Поэтому нам придется сохранить файл под именем FirstApplet.java. Для того, чтобы запустить апплет на выполнение, нужно создать HTML-страницу следующего вида (при первом запуске апплета в Kawa ее можно создать автоматически): |
|