Практикум по программированию на языке java казань 2007 ббк 32. 973. 26 018. 1 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие Казань 2009 удк ббк г печатается по рекомендации 1 305.86kb.
Основы программирования на языке Java (для начинающих) План занятий 1 28.15kb.
Методическое пособие Казань книту 2012 ббк 60 Гатиятуллина Д. 3 1169.52kb.
Программа по курсу: Практикум по параллельному программированию (по... 1 288.22kb.
Программа по курсу: практикум по объектно-ориентированному программированию... 1 209.47kb.
Финская камерно-вокальная музыка ХХ века 2 523.06kb.
Заметки о преподавании парадигм программирования 1 1 122.96kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Практикум по программированию» 1 155.47kb.
Решение 50 типовых задач по программированию на языке Pascal Дата... 5 1195.76kb.
Теплоход «Борис Полевой» 1 43.93kb.
Решение для языка Groovy 6 Использование в языке Java 7 Структура... 1 81.8kb.
Не открываются fullx на Hot Bird 6 1413.35kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Практикум по программированию на языке java казань 2007 ббк 32. 973. 26 018. 1 - страница №1/1



КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ И КИБЕРНЕТИКИ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ




ПИНЯГИНА О.В.,

КАШИНА О.А.,

АНДРИАНОВА А.А.


Практикум

по программированию

на языке JAVA


Казань – 2007

УДК 004.43

ББК 32.973.26 – 018.1

Печатается по постановлению редакционно-издательского совета

факультета вычислительной математики и кибернетики

Казанского государственного университета


Рецензенты:

………………………………..

………………………………….

Пинягина О.В., Кашина О.А., Андрианова А.А.

Практикум по программированию на языке Java.: Учебное пособие/ О.В. Пинягина, О.А. Кашина, А.А. Андрианова – Казань: Казанский государственный университет, 2007. – 140 с.

В данном учебном пособии рассматриваются основы языка Java, создание Java-апплетов и Java-приложений, сервлетов и Java Server Pages. Пособие разработано для поддержки компьютерных занятий по курсу “Учебная практика. Java” для студентов, обучающихся по специальности “061800 – Математические методы в экономике” и ориентировано на читателя, знакомого с языком C++, а следовательно, имеющего представление об объектно-ориентированном программировании. В качестве среды программирования используется JDK 1.4 (или более поздняя версия) и редактор Kawa.

Web-ресурс по данному курсу находится на сайте кафедры экономической кибернетики по адресу: http://kek.ksu.ru/EOS/JAVA/default.html.

 Казанский государственный

университет, 2007

 Пинягина О.В., Кашина О.А.,

Андрианова А.А., 2007

Содержание


Содержание 3

Предисловие 5

Что нужно для программирования на Java 7

Глава 1. Основы языка JAVA 8

Создаем первый апплет 8

Синтаксис языка. Типы данных. Константы и переменные. Массивы. 11

Классы для типов данных и структур данных 16

Операции Java 18

Операторы Java 20



Глава 2. Объектно-ориентированные принципы JAVA 21

Инкапсуляция 21

Наследование 24

Абстрактные классы и интерфейсы 25

Полиморфизм 27

Внутренние классы 30



Глава 3. Разработка апплетов 32

Работа с графикой 32

Работа со шрифтами 33

Передача внешних данных в апплет. 35

AWT и обработка событий 39

Обработка событий мыши 47

Обработка событий клавиатуры 51

Работа с потоками 52



Глава 4. Разработка приложений 61

Создание первого приложения 61

Работа с исключениями 62

Работа с файлами 65

Работа с базами данных 74

Создание оконных приложений 79

Сетевые приложения 84

Глава 5. Немного о сервлетах и Java Server Pages 93

Что нужно для разработки сервлетов и JSP? 93

Примеры сервлетов 94

Пример JSP 96

Передача файла из HTML-формы сервлету 98

Апплет как интерфейс к сервлету 100

Использование сервлетов для генерации GIF-изображений 105

Практические задания 108

Задание 1 108

Задание 2 109

Задание 3 110

Задание 4 110

Задание 5. 111

Задание 6 111

Задание 7 113



Приложение 1. ЧАсто задаваемые ВОпросы 114

Приложение 2. Как работать с Kawa 119

Приложение 3. Введение в настраиваемые типы данных 121

Приложение 4. Работа с JDK в режиме командной строки 124

Приложение 5. Коды примеров 127

Литература 140

Предисловие

Язык Java – одно из самых новых и модных средств программирования нашего времени. Он зародился как часть проекта создания передового программного обеспечения для различных бытовых приборов. Можно сказать, что он произошел от языка C++, сохранив 80% его мощности и лишь 20% сложности (первая версия языка была создана в 1995 г. и называлась Oak). Это сокращение сложности привело, как ни странно, к тому, что Java получился более "объектно-ориентированным", чем его славный предок.

Но, разумеется, новый язык был разработан не просто для того, чтобы программисты тратили меньше времени и сил на его изучение. Java имеет собственные характерные черты.

Во-первых, в отличие от других языков программирования, в которых программы компилируются для конкретных типов процессоров, Java создает машинно-независимый промежуточный код, называемый "кодом виртуальной машины". И только при выполнении апплета или запуске автономной программы вызывается так называемая "виртуальная машина Java", которая переводит этот код в двоичный код конкретного процессора. Таким образом, написанная на Java программа будет работать под большинством операционных систем. Заманчиво, не правда ли? Но за любое преимущество приходится чем-то расплачиваться. В данном случае – тем, что у виртуальной машины очень низкая скорость работы. Программы, написанные, к примеру, на языке C и скомпилированные под определенную платформу, выполняются в 10-20 раз быстрее, чем на Java. Закон сохранения: выигрываем в универсальности – проигрываем в скорости (хотя в настоящее время разработаны компиляторы, которые сразу преобразуют исходный код программы в код определенной операционной системы).

Во-вторых, на языке Java можно писать не только автономные программы, но и специальные модули для размещения на Web-страницах. Эти модули называются апплетами, а средства их просмотра встроены в большинство браузеров.

В-третьих, язык Java оказался также удобным для разработки web-приложений на серверной стороне – это так называемые сервлеты и Java Server Pages. Созданы несколько Web-серверов на платформе Java.

Что же касается первоначальной идеи создания языка Java – разработки программ для бытовой техники то она в настоящее время выражается, главным образом, в технологии создания «умных домов», а также в разработке игр и прочих приложений для сотовых телефонов.


Первая глава учебника рассматривает основные конструкции языка и их применение. Вторая глава посвящена объектно-ориентированным принципам Java. В третьей и четвертой главах рассматриваются разнообразные вопросы, касающиеся построения апплетов и приложений. В пятой главе изложены основы создания сервлетов и Java Server Pages.

Что нужно для программирования на Java

Для работы с Java необходимы следующие программные средства:



  • JDK,

  • графическая оболочка,

  • справочная система.

Базовая часть средств разработки программ на Java представлена в программном комплексе JDK (Java Developer Kit) от компании Sun. Не путайте JDK с JRE (Java Runtime Environment). Второй является составной частью первого и служит только для запуска Java-программ, но никак не для их создания.

Учтите, что без JDK вам никак не обойтись. Даже если вы установите какие-либо редакторы для Java, за их красивым графическим интерфейсом зачастую будет скрываться все тот же JDK.

Установите дистрибутив JDK (он называется как-нибудь вроде j2sdk1_4_0-win.exe) в какой-либо каталог, например, в C:\ j2sdk1.4.0. Теперь можно приступать к написанию программ на Java.

Хотя Java-апплеты и Java-приложения можно запускать в режиме командной строки, разумеется, удобнее использовать какой-либо редактор с графическим интерфейсом, например, Kawa.

При изучении любого нового языка или среды программирования каждый уважающий себя программист использует справочную систему с описанием всех возможностей данного языка. В онлайн-режиме (при наличии доступа в Интернет) удобно применять справочную систему ресурса http://java.sun.com.

Глава 1. Основы языка JAVA




Создаем первый апплет



Апплет – это специальный модуль для размещения на Web-странице. Средства просмотра апплетов встроены в большинство браузеров.

Создадим апплет типа "Hello, world!". Для создания апплета выполним следующие действия. Сначала создадим исходный текст апплета. Запустим редактор Kawa и наберем в нем текст


// Простой пример апплета
import java.awt.*;

import java.applet.*;


public class FirstApplet extends Applet

{

String s="Изучаем Java!!!";



public void paint(Graphics g)

{

Font f =new Font("Times New Roman", Font.BOLD, 24);



g.setFont(f);

g.drawString(s, 5, 25);

}

}
В первых строках подключаются стандартные пакеты Java, содержащие классы для работы с графикой и апплетами.



Стандартные классы Java скомпонованы в так называемые пакеты, хранящиеся в архивных файлах с расширением .jar. Система пакетов похожа на систему каталогов и подкаталогов (если архив раскрыть, то как раз и получится некоторая иерархия каталогов и файлов). Таким образом, команда import java.awt.*; (не забывайте точку с запятой!) представляет собой инструкцию: "подключить все классы, содержащиеся в подкаталоге awt корневого каталога java". Корневые каталоги определяются настройкой CLASSPATH (см. приложение 4) или собственными настройками программы-оболочки, такой, как Kawa.

Любой апплет, который вы создаете, представляет собой производный класс от стандартного класса Applet. В нашем апплете переопределяется только один метод – paint (перерисовка окна). В качестве параметра он получает графический контекст окна.

Метод paint вызывается автоматически каждый раз, когда апплет нуждается в перерисовке. Для принудительной перерисовки следует вызывать метод repaint без параметров, который сам вызовет метод paint.

Текст в окно будем выводить крупным шрифтом размером 24, поэтому сначала создадим объект класса Font. Обратите внимание, что в одном и том же операторе объявляется переменная font типа Font и создается сам объект с помощью операции new. Для этого вызывается конструктор объекта с тремя параметрами. В качестве второго аргумента передается значение статической переменной BOLD класса Font. Выберем созданный шрифт в контекст окна и напечатаем строку "Изучаем Java!".

Любой файл c исходным текстом апплета на Java должен иметь расширение .java. Кроме того, он должен иметь имя, совпадающее с именем класса. Поэтому нам придется сохранить файл под именем FirstApplet.java.
Включите файл в проект и откомпилируйте. Если в файле были синтаксические ошибки, будут выданы соответствующие сообщения. Если ошибок не было, будет создан файл FirstApplet.class.

Для того, чтобы запустить апплет на выполнение, нужно создать HTML-страницу следующего вида (при первом запуске апплета в Kawa ее можно создать автоматически):