Практикум для студ высш и сред спец заведений / Н. М. Трофимова, Т. Ф. пушкина, Н. В. Козина. Спб.: Питер, 2005. 237с - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Глава I теоретические основы методики развития речи 15 5488.03kb.
Литература Введение в системный анализ : Учеб пособие для студ агроном... 1 43.03kb.
Гилье Н. История философии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений... 32 11410.45kb.
Учебник для студ высш учеб заведений / А. А. Горелов. 3-е изд, стер. 1 129.52kb.
Учебник для студ сред проф учеб заведений \ Н. М. Платонова, Г. 1 242.82kb.
Практикум Для студентов педагогических вузов воронеж 2007 Трофимова Н. 15 3368.18kb.
Краснова О. В., Лидере а г. Социальная психология старения: Учеб... 9 2856.2kb.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) 8 4031.99kb.
Высшее профессиональное образование 10 5816.74kb.
Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В. Н. Дружини­на. 1 372.88kb.
Учебная программа дисциплины 1 136.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Практикум для студ высш и сред спец заведений / Н. М. Трофимова, Т. Ф. пушкина, Н. - страница №1/1

МОДУЛЬ 5

Семинарское занятие №1

Тема: Особенностей подросткового периода как переломного в психическом развитии человека. Теории подросткового возраста


  1. Подростковый возраст как переломный, переходный, критический, пубертатный период развития.

  2. Психофизиологическое развитие в подростковом возрасте.

  3. Теории подросткового возраста:

- Теория рекапитуляции Ст. Холла;

- Культурно-психологичексая концепция подросткового возраста Э.Шпрангера;

- Понятие и характеристика о психической пубертатности в работах Ш. Бюлер. Характеристика позитивного и негативного периодов развития в трудах Ш.Бюлер;

- Подростковый возраст один из этапов формирования личности в теории В. Штерна;

- Э Эриксон о роли среды в развитии подростка;

- Проблемы подросткового возраста в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович.


Рекомендуемая литература:

а) основная литература

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.

  2. Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.

  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.

  4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.

  5. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.


б) дополнительная литература

  1. Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с

  2. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2006. – 939 с.

  3. Трофимова, Н.М. Возрастная психология: практикум для студ. высш. и сред.спец. заведений / Н.М. Трофимова, Т.Ф. пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 237с.

  4. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб.пособие для студ.вузов / Б.Д. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 141 с.

  5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия,


Семинарское занятие №2-3

Тема: Особенности общения подростка

  1. Социальная ситуация развития подростка.

  2. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

  3. Общение со сверстниками. Дружба в подростковом возрасте.

  4. Особенности общения подростка со взрослыми. Основные причины конфликтов подростка со взрослыми.

  5. Стили общения родителей с подростками.

  6. Особенности общения подростка с учителями.

  7. Проблема «кризиса» подросткового возраста в психологии.

  8. Условия преодоления кризиса.


Рекомендуемая литература:

а) основная литература

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.

  2. Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.

  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.

  4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.

  5. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.


б) дополнительная литература

  1. Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.

  2. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2006. – 939 с.

  3. Трофимова, Н.М. Возрастная психология: практикум для студ. высш. и сред. спец. Заведений / Н.М. Трофимова, Т.Ф. пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 237с.


Семинарское занятие №4-5

Тема: Особенности развития психических процессов подростка

1.Развитие теоретического и рефлексивного мышления в подростковом возрасте.

2.Интеллектуализация восприятия и памяти в подростковом возрасте.

3.Развитие воображения и творчество в подростковом возрасте.

4.Особенности учебной деятельности.

5.Проблема мотивации учебной деятельности.

6.Пути повышения мотивации учения.

7. Просмотр и обсуждение научно-популярного фильма «Период полового созревания».


Рекомендуемая литература:

а) основная литература

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.

  2. Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.

  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.

  4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.

  5. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.


б) дополнительная литература:

  1. . Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.

  2. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб.пособие для студ.вузов / Б.Д. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 141 с.

  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005

  4. Трофимова, Н.М. Возрастная психология: практикум для студ. высш. и сред. спец. Заведений / Н.М. Трофимова, Т.Ф. пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 237с.

  5. Психология развития: словарь / ред. А.Л. Венгер. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2005. – 175 с.


Семинарское занятие №6-7

Тема: Развитие личности в подростковом возрасте
1.Развитие самосознания в подростковом возрасте.

2.Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста.

3.Самооценка подростка и ее особенности.

4.Самовоспитание в подростковом возрасте.

5.Формирование нравственных понятий и убеждений.

6.Подростковые реакции и увлечения: интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, телесно-мануальные, накопительские, информативно-коммуникативные.

7.Акцентуация характера в подростковом возрасте.
Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.

  2. Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.

  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.

  4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.

  5. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.

б) дополнительная литература:

  1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2006. – 939 с.

  2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005

  3. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.


Семинарское занятие №8-9

Тема: Эмоциональные особенности подростков
1.Противоречивость чувств в подростковом возрасте.

2.Высокая чувствительность, ранимость, обида, агрессия как характерные реакции подростков.

3.Эмоциональная неустойчивость и проблема подростковых суицидов.

4.Причины, типы суицидального поведения.

5.Стресс, депрессия и совладающее поведение.
Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.

  2. Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.

  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.

  4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.

  5. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.

б) дополнительная литература:

  1. Трофимова, Н.М. Возрастная психология: практикум для студ. высш. и сред. спец. Заведений / Н.М. Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 237с.

  2. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2006. – 939 с

  3. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.

  4. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб.пособие для студ.вузов / Б.Д. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 141 с.


Семинарское занятие №10

Тема: Отклоняющееся поведение подростков
1.Наиболее часто встречающиеся отклонения в поведении подростков.

2.Понятие «трудные» подростки в психологической литературе.

3.Типы отклоняющегося поведения (аддиктивное, делинквентное).

4.Психологические причины отклонений в поведении. Работа с «трудными» детьми. Курение, употребление алкоголя, наркотиков в подростковом возрасте.

5.Причины употребления психоактивных веществ.

6.Подростковые субкультуры и их влияние на становление личности подростков. Подростки и нетрадиционные религии (секты).

7. Причины правонарушений подростков.
Рекомендуемая литература

а) основная литература:


  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.

  2. Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.

  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.

  4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.

  5. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.


б) дополнительная литература:

  1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учебно-методич. пособие / А. В. Гоголева. - 2-е изд., стереотип. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.

  2. Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.

  3. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие / С. Н. Ениколопов [и др.]; ред. И. И. Соковня. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 158 с.

Рейтинг-план дисциплины

«Психология подросткового возраста»

(название дисциплины согласно рабочему учебному плану)

специальность Психология и социальная педагогика

Курс 2 семестр 4 2012 /2013 гг.

Количество часов по учебному плану 72, в т.ч. аудиторная работа 34, самостоятельная работа 2, (2Зет)

Преподаватели: к.п.н., доцент Р.М. Салимова, ассистент Р.Р. Газизова

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Кафедра педагогика и психологии факультета педагогики и психологии





Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

Число заданий за семестр

Баллы










Минимальный

Максимальный

Текущий контроль

1.Аудиторная работа

0,2

10

0

2

2. Тестовый контроль

2

1

0

2

3. Словарный диктант

1

1

0

1

4. Самостоятельная работа студентов (решение задач)

2

1

0

2

5. Самостоятельная работа студентов (Творческая работа)

1

1

0

1

Рубежный контроль

Контрольная работа (в письменном виде)

6

1

0

6

Поощрительные баллы за I семестр

1. Активная работа на практических занятиях

0,2

10

0

2

ВСЕГО ЗА МОДУЛЬ

0

16


Вычитаемые баллы за пропуски лекционных занятий:

За 4ч. (2 пары) пропусков – 1 балл;

За 6ч. (3 пары) пропусков – 4 балла;

За 12ч. (6 пар) пропусков – 6 баллов;

За 14ч. (7 пар) пропуска – студент не допускается до экзамена.

Вычитаемые баллы за пропуски практических (семинарских и лабораторных) занятий:

За 4ч. (2 пары) пропуска – 2 балла;

За 8ч. (4 пары) пропусков – 5 баллов;

За 10ч. (5 пар) пропусков – 7 баллов;

За 16ч. (8 пар) пропусков – 10 баллов;

Более 18ч.(9 пар)– студент не допускается до экзамена.


Критерии оценки самостоятельной работы (творческое задание):

1– раскрытие темы, сформулированы рекомендации, творческий подход; оригинальность.
Критерии оценки самостоятельной работы (решение задач):

    1. – правильность решения;

2 – правильность решения, обоснованный, аргументированный ответ; знание основных закономерностей психического развития; знание научных категорий в решении более 60% задач.
Критерии оценки аудиторной работы:

0-0,3 – выступление основным докладчиком или с дополнением по вопросу (ответ должен быть осознанным, аргументированным, с использованием различных источников, свободное изложение материала); активность в обсуждении вопросов; участие в дискуссиях по теме семинара;

Критерии оценки словарного диктанта:

1 – от 60% до 100% правильных ответов.

Критерии оценки тестовых заданий (текущий контроль):

0-59% - 0 баллов;

60%-80% - 1 балл;

81%-100% - 2 балла.



Критерии оценки тестовых заданий (рубежный контроль):

До 18% - 1 балл;

19%-34% - 2 балла;

35%-50% - 3 балла;

51%-70% - 4 балла;

71%-88% -5 баллов;

89%-100% - 6 баллов.

Критерии начисления поощрительных баллов:

Активная работа на не менее 18 пар (75% занятий) практических занятиях – 2 балла;



Активная работа на не менее 12 пар (50% занятий) практических занятиях - 1 балл.