Практикум для студ высш и сред спец заведений / Н. М. Трофимова, Т. Ф. пушкина, Н. - страница №1/1
МОДУЛЬ 5
Семинарское занятие №1
Тема: Особенностей подросткового периода как переломного в психическом развитии человека. Теории подросткового возраста
-
Подростковый возраст как переломный, переходный, критический, пубертатный период развития.
-
Психофизиологическое развитие в подростковом возрасте.
-
Теории подросткового возраста:
- Теория рекапитуляции Ст. Холла;
- Культурно-психологичексая концепция подросткового возраста Э.Шпрангера;
- Понятие и характеристика о психической пубертатности в работах Ш. Бюлер. Характеристика позитивного и негативного периодов развития в трудах Ш.Бюлер;
- Подростковый возраст один из этапов формирования личности в теории В. Штерна;
- Э Эриксон о роли среды в развитии подростка;
- Проблемы подросткового возраста в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович.
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
-
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.
-
Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.
-
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.
-
Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
б) дополнительная литература
-
Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с
-
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2006. – 939 с.
-
Трофимова, Н.М. Возрастная психология: практикум для студ. высш. и сред.спец. заведений / Н.М. Трофимова, Т.Ф. пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 237с.
-
Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб.пособие для студ.вузов / Б.Д. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 141 с.
-
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия,
Семинарское занятие №2-3
Тема: Особенности общения подростка
-
Социальная ситуация развития подростка.
-
Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
-
Общение со сверстниками. Дружба в подростковом возрасте.
-
Особенности общения подростка со взрослыми. Основные причины конфликтов подростка со взрослыми.
-
Стили общения родителей с подростками.
-
Особенности общения подростка с учителями.
-
Проблема «кризиса» подросткового возраста в психологии.
-
Условия преодоления кризиса.
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
-
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.
-
Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.
-
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.
-
Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
б) дополнительная литература
-
Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.
-
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2006. – 939 с.
-
Трофимова, Н.М. Возрастная психология: практикум для студ. высш. и сред. спец. Заведений / Н.М. Трофимова, Т.Ф. пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 237с.
Семинарское занятие №4-5
Тема: Особенности развития психических процессов подростка
1.Развитие теоретического и рефлексивного мышления в подростковом возрасте.
2.Интеллектуализация восприятия и памяти в подростковом возрасте.
3.Развитие воображения и творчество в подростковом возрасте.
4.Особенности учебной деятельности.
5.Проблема мотивации учебной деятельности.
6.Пути повышения мотивации учения.
7. Просмотр и обсуждение научно-популярного фильма «Период полового созревания».
Рекомендуемая литература:
а) основная литература
-
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.
-
Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.
-
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.
-
Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
б) дополнительная литература:
-
. Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.
-
Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб.пособие для студ.вузов / Б.Д. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 141 с.
-
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005
-
Трофимова, Н.М. Возрастная психология: практикум для студ. высш. и сред. спец. Заведений / Н.М. Трофимова, Т.Ф. пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 237с.
-
Психология развития: словарь / ред. А.Л. Венгер. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2005. – 175 с.
Семинарское занятие №6-7
Тема: Развитие личности в подростковом возрасте
1.Развитие самосознания в подростковом возрасте.
2.Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового возраста.
3.Самооценка подростка и ее особенности.
4.Самовоспитание в подростковом возрасте.
5.Формирование нравственных понятий и убеждений.
6.Подростковые реакции и увлечения: интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, телесно-мануальные, накопительские, информативно-коммуникативные.
7.Акцентуация характера в подростковом возрасте.
Рекомендуемая литература
а) основная литература:
-
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.
-
Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.
-
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.
-
Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
б) дополнительная литература:
-
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2006. – 939 с.
-
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005
-
Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.
Семинарское занятие №8-9
Тема: Эмоциональные особенности подростков
1.Противоречивость чувств в подростковом возрасте.
2.Высокая чувствительность, ранимость, обида, агрессия как характерные реакции подростков.
3.Эмоциональная неустойчивость и проблема подростковых суицидов.
4.Причины, типы суицидального поведения.
5.Стресс, депрессия и совладающее поведение.
Рекомендуемая литература
а) основная литература:
-
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.
-
Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.
-
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.
-
Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
б) дополнительная литература:
-
Трофимова, Н.М. Возрастная психология: практикум для студ. высш. и сред. спец. Заведений / Н.М. Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина. – СПб.: Питер, 2005. – 237с.
-
Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2006. – 939 с
-
Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.
-
Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб.пособие для студ.вузов / Б.Д. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 141 с.
Семинарское занятие №10
Тема: Отклоняющееся поведение подростков
1.Наиболее часто встречающиеся отклонения в поведении подростков.
2.Понятие «трудные» подростки в психологической литературе.
3.Типы отклоняющегося поведения (аддиктивное, делинквентное).
4.Психологические причины отклонений в поведении. Работа с «трудными» детьми. Курение, употребление алкоголя, наркотиков в подростковом возрасте.
5.Причины употребления психоактивных веществ.
6.Подростковые субкультуры и их влияние на становление личности подростков. Подростки и нетрадиционные религии (секты).
7. Причины правонарушений подростков.
Рекомендуемая литература
а) основная литература:
-
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010.
-
Ермолаева М.В. Психология развития. – 3-е изд. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
-
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2009.
-
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учеб. для студ. Вузов, обучающихся по спец. «Психология» / И. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009.
-
Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2009. – 208 с.
б) дополнительная литература:
-
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учебно-методич. пособие / А. В. Гоголева. - 2-е изд., стереотип. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.
-
Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.
-
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие / С. Н. Ениколопов [и др.]; ред. И. И. Соковня. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 158 с.
Рейтинг-план дисциплины
«Психология подросткового возраста»
(название дисциплины согласно рабочему учебному плану)
специальность Психология и социальная педагогика
Курс 2 семестр 4 2012 /2013 гг.
Количество часов по учебному плану 72, в т.ч. аудиторная работа 34, самостоятельная работа 2, (2Зет)
Преподаватели: к.п.н., доцент Р.М. Салимова, ассистент Р.Р. Газизова
(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)
Кафедра педагогика и психологии факультета педагогики и психологии
Виды учебной деятельности студентов
|
Балл за конкретное задание
|
Число заданий за семестр
|
Баллы
|
|
|
|
Минимальный
|
Максимальный
|
Текущий контроль
|
1.Аудиторная работа
|
0,2
|
10
|
0
|
2
|
2. Тестовый контроль
|
2
|
1
|
0
|
2
|
3. Словарный диктант
|
1
|
1
|
0
|
1
|
4. Самостоятельная работа студентов (решение задач)
|
2
|
1
|
0
|
2
|
5. Самостоятельная работа студентов (Творческая работа)
|
1
|
1
|
0
|
1
|
Рубежный контроль
|
Контрольная работа (в письменном виде)
|
6
|
1
|
0
|
6
|
Поощрительные баллы за I семестр
|
1. Активная работа на практических занятиях
|
0,2
|
10
|
0
|
2
|
ВСЕГО ЗА МОДУЛЬ
|
0
|
16
|
Вычитаемые баллы за пропуски лекционных занятий:
За 4ч. (2 пары) пропусков – 1 балл;
За 6ч. (3 пары) пропусков – 4 балла;
За 12ч. (6 пар) пропусков – 6 баллов;
За 14ч. (7 пар) пропуска – студент не допускается до экзамена.
Вычитаемые баллы за пропуски практических (семинарских и лабораторных) занятий:
За 4ч. (2 пары) пропуска – 2 балла;
За 8ч. (4 пары) пропусков – 5 баллов;
За 10ч. (5 пар) пропусков – 7 баллов;
За 16ч. (8 пар) пропусков – 10 баллов;
Более 18ч.(9 пар)– студент не допускается до экзамена.
Критерии оценки самостоятельной работы (творческое задание):
1– раскрытие темы, сформулированы рекомендации, творческий подход; оригинальность.
Критерии оценки самостоятельной работы (решение задач):
-
– правильность решения;
2 – правильность решения, обоснованный, аргументированный ответ; знание основных закономерностей психического развития; знание научных категорий в решении более 60% задач.
Критерии оценки аудиторной работы:
0-0,3 – выступление основным докладчиком или с дополнением по вопросу (ответ должен быть осознанным, аргументированным, с использованием различных источников, свободное изложение материала); активность в обсуждении вопросов; участие в дискуссиях по теме семинара;
Критерии оценки словарного диктанта:
1 – от 60% до 100% правильных ответов.
Критерии оценки тестовых заданий (текущий контроль):
0-59% - 0 баллов;
60%-80% - 1 балл;
81%-100% - 2 балла.
Критерии оценки тестовых заданий (рубежный контроль):
До 18% - 1 балл;
19%-34% - 2 балла;
35%-50% - 3 балла;
51%-70% - 4 балла;
71%-88% -5 баллов;
89%-100% - 6 баллов.
Критерии начисления поощрительных баллов:
Активная работа на не менее 18 пар (75% занятий) практических занятиях – 2 балла;
Активная работа на не менее 12 пар (50% занятий) практических занятиях - 1 балл.