страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Пояснительная записка Спецкурс «Психологическая культура профессионала» - страница №1/1
Психологическая культура профессионала Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина, И.А Ральникова Пояснительная записка Спецкурс «Психологическая культура профессионала» относится к разряду дополнительных психолого-педагогических дисциплин по психологии и педагогике высшей школы (СП.01.), определенных Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Учебный курс синтезирует наиболее значимые положения о психологической культуре личности профессионала, ее феноменологии, методах и результатах исследований, сложившихся в общепсихологическом знании, а также затрагивает некоторые аспекты социально-психологического и психолого-педагогического изучения личности профессионала. Курс рассчитан на 30 аудиторных занятий, в том числе 16 часов лекций и 14 часов семинарских и лабораторно-практических занятий. Форма итогового контроля – зачет. Цель курса – усвоение слушателями программы базовых знаний по теоретическим и практическим подходам к психологической культуре личности профессионала, формирование и развитие у них психолого-педагогической компетентности. Задачи курса: – познакомить слушателей с феноменом «психологическая культура личности», ключевым содержанием теоретических концепций, наиболее важными экспериментальными фактами; – способствовать формированию ценностно-личностного отношения слушателей к психологическому знанию, осознанию и принятию психологических основ педагогической деятельности будущими педагогами; – сопровождать формирование и развитие психологической культуры личности будущих педагогов; – содействовать творческому использованию знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса в практике образовательного процесса. По итогам освоения курса слушатели должны: иметь представление: – о феномене «психологическая культура личности»; – о теоретических и экспериментальных подходах к изучению психологической культуры личности; – о функциях психологической культуры; – о закономерностях формирования и развития психологической культуры. – психологические знания для достижения вершин профессионализма в педагогиче6ской деятельности; – психологические методы и приемы изучения профессионально-важных качеств личности педагога; – основные способы и приемы саморегуляции, самопрезентации и т.п. иметь навыки: – работы с учебной и научной психологической литературой; – учета психологических факторов и социально-психологических явлений в педагогическом процессе; – построения социальных и профессиональных интеракций. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание лекционного курса Тема 1. Психологическая культура как психологический и социокультурный феномен Актуализация исследований проблемы психологической культуры личности в начале XXI века (А.Г. Асмолов). Основные подходы к изучению психологической культуры личности (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, О.И. Мотков, Н.Н. Обозов и др.). Составляющие психологической культуры профессионала (В.М. Аллахвердов, Н.В. Беляк, М.В. Иванов). Профессиональная психологическая культура педагога (А.Б. Орлов). Вклад психологов Алтайского края в развитие представлений о психологической культуре (Л.Д. Демина, Д.В. Каширский, Л.С. Колмогорова, Н.А. Лужбина, И.А. Ральникова, О.Г. Холодкова и др.). Функции психологической культуры: сохранение и передача достижений в психологических взглядах; обеспечение эффективного взаимодействия, взаимопонимания людей; интеграция внешней и внутренней деятельности человека; детерминация жизненного самоопределения, сознательного построения собственного жизненного пути; гармонизация внутреннего мира человека; формирование профессионала-специалиста в различных сферах человеческой деятельности и др. (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, И.С. Кон, В.А. Петровский и др.). Психологическая культура личности как системное образование. Компоненты психологической культуры: когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивный, креативный, поведенческий. Социальный интеллект как ее системообразующий фактор. Тема 2. Когнитивный компонент психологической культуры личности Психологическая грамотность как «азы» психологической культуры, овладение психологическими знаниями, умениями, символами и т.п. Истории, мифы, метафоры как средство повышения психологической грамотности. Психологическое образование педагога как путь становления его психологической культуры. Психологическая компетентность как эффективное применение знаний, умений, навыков для решения практической деятельности. Стороны психологической компетентности: компетентность в общении (Т. Гордон, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.), социально-перцептивная компетентность (А.А. Бодалев и др.), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная и др.), социальная компетентность (В.Н. Куницина, У. Пфингстен, Р. Ульрих и др.). Теоретико-методологические представления о ценностях – системная характеристика личности: философский, социологический, психологический аспект в понимании ценностей. Классификации ценностей. Подходы к изучению ценностей личности в отечественной психологии: общепсихологический (В.А. Василенко и др. (ценность как значимость), Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн и др. (направленность – ведущая характеристика ценности)); мотивационный (Е.И. Головаха, Д.А. Леонтьев и др.), ценность как убеждение (Ш. Шварц, В. Билски и др.), ценность как целевая установка (И.С. Нарский и др.), иерархичность ценностей (С.С. Бубнова, Г.В. Залевский, Т.В. Корнилова и др.)). Типологии ценностей. Основания для классификации: в зависимости от предмета потребности человека (В.Р. Сержантов и др.); от принадлежности к определенному типу личности (В.Г. Алексеев, Э. Шпрангер и др.); по количеству людей, ориентирующихся на определенные ценности; по месту ценности в иерархии потребностей (Ш. Шварц, У. Билски и др.); по критерию осознанности (З. Фрейд, Э. Фромм и др.); по месту ценности в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества (М. Рокич, С.С. Бубнова, А. Маслоу, Д.А. Леонтьев и др.); по типу цивилизации, в рамках которой возникла ценность (Н.А. Лапин, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов); по функциональному основанию (И.В. Алешина, Н.А. Лапин др.); по конкретному предметному содержанию ценности (Д.А. Леонтьев и др.). Проблема направленности в общепсихологических теориях личности. Трактовки направленности как: «динамической тенденции» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующего мотива» (А.Н Леонтьев), «основной жизненной направленности» (Б.Г. Ананьев) и т.д. Типы личностной направленности: гуманистическая; эгоистическая; депрессивная; суицидальная (Д.И. Фельдштейн). Личностная направленность как один из важнейших субъективных факторов достижения вершины профессионально-педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина). Педагогическая направленность: понятие и структура. Основные направления, определяющие сущность педагогической направленности. Педагогическая направленность по Л.М. Митиной. Структура педагогической направленности (Л.М. Ахмедзянова, Н.В. Кузьмина). Типы педагогической направленности (Н.В. Кузьмина). Различия в стратегиях и тактиках педагогов, ориентированных на «развитие» и на «результативность» учащихся. Типы педагогов по У. Д. Райнсу: тип X и тип Y. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности. Классификация мотивов педагогической деятельности. Особенности проявления мотивов педагогической деятельности в инновационной деятельности. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением. Профессиональный мотив. Мотивы личностной самореализации. Концепция оптимальности «мотивационного комплекса» педагога. Внешняя положительная (ВПМ), внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Понятие и виды рефлексии: поведенческая, познавательная, личностная, коммуникативная. Ретроспективная и перспективная рефлексия. Рефлексивное сознание как сознание сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Механизмы и средства рефлексии. Описание уровней развития рефлексии (В.И. Слободчиков). Самосознание человека как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. Профессиональное самосознание педагога. Структура профессионального самосознания педагога: «Я – актуальное», «Я – ретроспективное», «Я – идеальное», «Я – рефлексивное». Самооценка в структуре профессиональной Я–концепции педагога. Самооценка и ее адекватность. Аспекты самооценки вообще и профессиональной самооценки учителей: операционально–деятельностный и личностный. Структура профессиональной самооценки: самооценка результата и самооценка потенциала. Самооценка и уровень притязаний как элемент структуры личности. Тема 5. Креативный и поведенческий компоненты психологической культуры личности профессионала Креативный компонент. Особенности творческого мышления: самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота, широта, глубина. Креативность. Основные подходы к изучению креативности. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Кубическая модель интеллекта Дж. Гилфорда. Конвергентное и дивергентное мышление. Параметры креативности: оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость (Дж. Гилфорд). Творческое мышление как активная деятельность, включающая использование прошлого опыта (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.). Стадии творческого процесса по Г. Уоллесу: подготовка, созревание, озарение, проверка. Творчество в деятельности педагога. Этапы творческой педагогической деятельности. Поведенческий (интерактивный) компонент. Позиционное взаимодействие педагога: позиция «превосходства», позиция «наравне», позиция «подчинения». Внутренние позиции: Родитель, Взрослый, Дитя (Э. Берн). Стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление (К. Томас и Р. Киллемен). Модели поведения по В. Сатир: «отстраненный», «заискивающий», «расчетливый», «обвиняющий», «уравновешенный». Культурно-психологические поведенческие проявления: конструктивное общение с ближними и дальними людьми; сознательное «построение» своей жизни, судьбы, возможность быть полноценным «хозяином» своей жизни; реализация единства внешней и внутренней деятельности человека; гармонично организованное творчество; наличие своего интересного творческого дела; конструктивное ведение своих дел; гармонизация своего внутреннего мира. Тема 6. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности Понятие социального интеллекта. Социальный интеллект как интегральная интеллектуальная способность. Функции социального интеллекта. Место социального интеллекта в структуре психологической культуры личности. История развития представлений о социальном интеллекте. Первые исследования социального интеллекта (Э. Торндайк, Г. Оллпорт и др.). Изучение социального интеллекта в рамках общего интеллекта (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Н.А. Кудрявцева и др.) и практического интеллекта (Р. Стернберг и др.). Отечественные разработки по проблеме социального интеллекта (Н.А. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов и др.). Современный подход к изучению социального интеллекта (В.Н. Куницина и др.). Социальный интеллект и социальная компетентность. Содержание семинарских и практических занятий Практическое занятие 1. Знакомство (2 часа) Знакомство участников друг с другом. Выработка групповых норм. Включение обучающихся в работу и определение дальнейших направлений движения. Рекомендуемая литература: основная [2, 15]; дополнительная [8, 11, 14, 21]. Семинарское занятие 2. Психологическая культура как компонент профессиональной культуры профессионала (2 часа) Особенности профессиональной деятельности и личности педагога. Понятие о профессиональной культуре педагога. Психологическая культура в структуре профессионально важных качеств педагога. Рекомендуемая литература: основная [7, 8, 9]; дополнительная [5, 10, 17, 18, 25]. Лабораторно-практическое занятие 3. Исследование психологической культуры личности (2 часа) Диагностика психологической культуры. Возможности и ограничения. Методика «Психологическая культура личности» О.И. Моткова (процедура проведения; основные аспекты интерпретации результатов). Решение практических задач. Рекомендуемая литература: основная [6, 13]; дополнительная [6, 9]. Лабораторно-практическое занятие 4–5. Психологическая грамотность и психологическая компетентность педагога (4 часа) Элементы психологической грамотности. Диагностика и решение практических задач. Истории, мифы, метафоры как средство повышения психологической грамотности. Технология рассказывания. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения. Ситуативно-коммуникативные игры. Общие закономерности социальной перцепции. Механизмы педагогической социальной перцепции. Диагностика степени развития эмпатии. Методика В.В. Бойко. Практические упражнения. Основные подходы и методы измерения социального интеллекта. Диагностика социального интеллекта: методика Дж. Гилфорда и М. Салливена. Рекомендуемая литература: основная [5, 10, 12, 16]; дополнительная [2, 3, 6, 15]. Примерный перечень вопросов к зачету
Примерная тематика выпускных квалификационных работ
Библиографический список Основной
Дополнительный
|
|