Политические парадиалоги - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 18страница 19
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Политическая социализация: социально-политические основы исследования 3 734.6kb.
Программа дисциплины "Современные политические системы и политические... 3 405.34kb.
Институционализация меньшинств в поле публичной политики 2 402.69kb.
Образы прошлого в структуре политической культуры россии 2 681.12kb.
Эволюция современной демократии: политический опыт России 3 843.88kb.
Формирование и функционирование общественного мнения в демократическом... 1 274.04kb.
Влияние национальных традиций на стиль ведения политических переговоров 1 339.33kb.
Технологии межкультурного взаимодействия в российском гражданском... 1 631.51kb.
Политические аспекты проблемы ядерной безопасности в странах северной... 1 345.31kb.
Программа дисциплины "Конституционное право и политические институты" 3 495.4kb.
Герберт Спенсер. Опыты научные, политические и философские 1 122.16kb.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное 1 292.85kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Политические парадиалоги - страница №1/19





С.П. ПОЦЕЛУЕВ


ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ПАРАдиалоги

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социологии и политологии



С. П. ПОЦЕЛУЕВ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРАДИАЛОГИ

Ответственный редактор

доктор политических наук, доктор философских наук, профессор Макаренко В. П.

Ростов-на-Дону

Издательство Южного федерального университета

2008

■»•!■


УДК 324:81

ББК 66.3(2Рос)68+81.2Рус-5 П64



ОГЛАВЛЕНИЕ


Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Шпак В. Ю., доктор социологических наук, профессор Марченко Т. А.



Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта

«Образование» по «Программе развития федерального

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" на 2007-2010 гг.»

Поцелуев С. П.

П 64 Политические парадиалоги: монография / С. П. Поцелуев. -Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - 392 с.

ISBN 978-5-9275-0434-3

В монографии дается всесторонний анализ разговорных парадиалогов как формы симуляции и пародирования предметной диалогической ком­муникации, ее замены набором логических и прагматических бессмыслиц. Представлен опыт лингвофилософского осмысления и классификации раз­говорных диалогов. На материале политических ток-шоу и думских дебатов автор рассматривает парадиалог как пространство власти, как инструмент символической политики. Значительное место в книге занимает описание культурно-социального контекста парадиалогических практик. В частности, выясняется роль парадиалогов в контексте современного медийного дискур­са с его жанрами «инфотейнмента» и «конфронтеймента». Особое внимание уделяется месту парадиалогов в смеховой политической культуре.

Книга адресована политическим ученым и политическим философам, а также всем, кто интересуется языком политики и состоянием публичного дискурса в современной России.



ISBN 978-5-9275-0434-3 УДК 324:81

ББК 66.3(2Рос)68+81.2Рус-5

© Поцелуев С. П., 2008

С' Южный федеральный университет, 2008

© Оформление. Макет. Издательство



Южного федерального университета, 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ 6

1. РАЗГОВОРНЫЙ ДИАЛОГ (ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ) 27

1.1. Диалогическая логика как философская проблема 27

  1. Диалог как диалектика: краткий опыт 27
    философско-этимологического расследования

  2. Диалогическая аргументация в пределах только этики? 37

1.2. Специфика разговорного общения 46

  1. О месте диалога в речевом общении 46

  2. О роли «отрицательного языкового материала»

в языкознании 48

  1. Диалог как вызов для теории речевых актов 50

  2. Семантико-когнитивный подход и речевой «негатив» 53

  3. «Дух» разговора 54

  4. Разговор VS. диалог 57

1.3. Превратности постулатов (к теории диалоговой коммуникации

Г. П. Грайса) 59

  1. Исходные тезисы 59

  2. Коммуникативная кооперация и коммуникативный саботаж 60

  3. Двусмысленность как методологический прием 62

  4. Семантические аномалии и «белая ложь» 65
    против постулатов Грайса

  5. Принцип Кооперации не против нарушения его постулатов? 67

1.4. Мир диалога: дихотомии и классификации 69

  1. Диалог как текст и событие 69

  2. Диалог в сети классификаций 72

  3. Третий в диалоге — не лишний .., 77

  4. Интересы и интенции в политическом диалоге 79

  5. Типовые структуры политического диалога 81

  6. Симметрия, асимметрия и комплементарность в диалоге 85

1.5. «Нормальные» и «ненормальные» диалоги 89

  1. Связность как нормальность диалогового дискурса 89

  2. Варианты игровой модели диалога 91

  1. Основные условия нормального диалога 96

  2. Взаимопонимание как принцип нормального диалога 98

  3. Причудливый мир аномальных диалогов ..100

2. ДИСКУРСИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПАРАДИАЛОГА 105

2.1. Парадиалог в аспекте семантики и логики речи 105 2.1.1. Парадиалог: первичные дефиниции 105

  1. Логические абсурды парадиалога 112

  2. «МЫ-как-ВЫ»: феноменология мифического оборотничества 118

  3. Квазиконъюнктивный синтез в парадиалоге 123

2.2. Прагматика парадиалогического дискурса 127

  1. Парадоксальность парадиалога 127

  2. Прагматические бессмыслицы парадиалога 134

  3. Парадиалог как коммуникативный саботаж 144

  4. Коммуникативные типы парадиалога 148

  5. Парадиалогический абсурд и нонсенс: анализ случаев 153

2.3. Психологические аспекты парадиалогической игры 161

  1. Парадиалог как симуляция детской игры 161

  2. Диалог как «вербальное сновидение» 168

  3. Парадиалог в аспекте командной игры перед публикой 178

  4. Регрессивный аспект парадиалоговой игры 182

  5. «Разорванное мышление» парадиалога 186

  6. Парадиалог как «систематизированный бред» 190

2.4. Эстетика и этика парадиалога 196

  1. Квазихудожественная фиктивность парадиалога 196

  2. «Дарование смысла» в парадиалоге 202

  3. Клиника и этика парадиалога 205

  4. Парадиалог и квазиполитика 211

3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПАРАДИАЛОГ

В КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНОМ КОНТЕКСТЕ 217

3.1. Парадиалог в аспекте символической политики 217

  1. Ток-шоу «К барьеру!» В. Соловьева: так зажигают звезды 218

  2. Ток-шоу «Судите сами» М. Шевченко:

скромное обаяние пропаганды 226

3.1.3. Ток-шоу «Времена» В. Познера: business as usual 233



3.2. Парадиалог, инфотейнмент и параполитическая связь 239

4


  1. Инфотейнмент и диалог 239

  2. Инфотейнмент: Pro et Contra 247

  3. Инфотейнмент как имитация

и суррогат политического участия 252

3.2.4. Парадиалог в системе «мгновенной демократии» 258



3.3. Ток-шоу как идеальный тип инфотейнмента 269

  1. Политические ток-шоу как (суб-)жанр публичных разговоров ... 269

  2. Структурные особенности политического ток-шоу

как предпосылка парадиалога 280

3.3.3. Политический диалог в условиях логики зрелищ

и парасоциальных аффектов 286

3.4. (Пара)диалоги в стиле confrontainment 293


  1. К истории феномена и понятия confrontainment 293

  2. Немецкий политический конфронтейнмент:

поучительный опыт для российского ТВ? 296

3.4.3. Вербальная агрессия как (пара-)политическое развлечение 303

3.4.5. Парадиалог как вербальная дуэль и вербальный потлач 316

3.5. Русский политический парадиалог с точки зрения шутовства,
балагана и сказки 325


  1. Парадиалог как привилегия политических шутов 326

  2. Политический парадиалог как «словесный карнавал» 337

  3. Агонический смех политического парадиалога 348

ПОСЛЕСЛОВИЕ 364

ЛИТЕРАТУРА 372

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наметившиеся в последние десятилетия тенденции общест­венного развития, традиционно выражаемые понятием «постмо­дерн», безусловно, подогревают интерес самых разных наук к диалогическому общению. Как вести диалог с умными машина­ми? Как организовать межличностный диалог в атомизирован-ном обществе (в том числе, не без влияния этих самых машин)? Как выйти на конструктивный диалог с реальной политической оппозицией? Как через диалог потушить пожар межэтническо­го конфликта, который невозможно разрешить оружием? Эти и многие другие вопросы актуальны сегодня в самых разных сфе­рах общества и знания, которые работают с понятием диалога и сами практикуют диалог. В обществах и сообществах, где тради­ционная демократия большинства приобретает вид демократии «лоскутного коврика» меньшинств и субкультур, диалог тем бо­лее выходит на передний план социальной практики. Социологи в один голос пишут о принципиальном усложнении «матрицы» или «ткани» современного (постмодернистского, информационно­го, городского) общества1. А такое усложнение неизбежно ведет к трансформации отношений власти: от приказа — к разговору.

Повышение роли диалоговой коммуникации в политике на­прямую связано с тем, что в немецкой литературе метко на­звали феноменом der angewachsene Fernseher2 (вросшего в об­щество телевизора), т. е. ситуацией, когда телевидение стало когнитивным протезом (в смысле М. Маклюэна) социума, в том числе политики. П. Бурдье писал в середине 90-х гг. XX в., что «мало-помалу телевидение, которое по идее является инстру­ментом отображения реальности, превращается в инструмент создания реальности. Мы все больше и больше приближаемся к пространству, в котором социальный мир описывается и пред­писывается телевидением»3.

1 «Чем сложнее городское общество — тем напряженнее диалог. Чем наряжен-
нее и интенсивнее диалог — тем больше инноваций и шире разнообразие,
тем интенсивнее развитие. Так закручивается спираль исторической дина­
мики», - отмечает, к примеру, И. Г. Яковенко. См.: Яковенко И. Г. Город
в пространстве диалога культур и диалог города // Социокультурное про­
странство диалога. М.: Наука, 1999. С. 92.

2 Meyer Th., Ontrup R., Schicha Ch. Die Inszenierung des Politischen. Zur
Theatralität der Medien. Wiesbaden: Westdeutscher Verlag GmbH, 2000. S. 92.

3 Бурдье П. О телевидении // О телевидении и журналистике. М.: Фонд «Праг­
матика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. С. 36.

6

«Вросшие» в общество телевидение и Интернет как бы «дис­симулируют» себя: они становятся не просто образом социаль­ной реальности, но ее органической частью, одним из ключевых средств ее конструирования. Это не значит, конечно, что иная политика, помимо диалогов и публичной коммуникации, куда-то улетучилась. Остается политика закулисных компромиссов и сделок, «любящих тишину». Остается политика обязательных решений и предписаний политических институтов. «Политиче­ская система продолжает существовать, только она не может уже принимать решения независимо от посреднических прак­тик массмедиа»1. Это значит также, что теряет свою изначаль­ную четкость разделительная линия между тем, что в политике делается на заднем плане (за кулисами), и тем, что исполняет­ся перед публикой. «Уже не может больше функционировать старый порядок: вначале по возможности тайно определить и сформулировать политику, затем распропагандировать ее, по возможности громко, нацеливаясь не на терпеливое понимание, а на быстрое проталкивание. Политика... в нынешних условиях возникает только посредством ее сообщения»2.

В этой связи было бы большой иллюзией полагать, что диа­лог в меньшей мере, чем монолог, является властным инстру­ментом политики, тем более, утверждать, что любая власть, а не только авторитарная и тоталитарная, склонна к монологу. Одной из целей нашей работы является как раз демонстрация властного потенциала парадиалогового общения в политике. Косвенно это заставляет нас поставить вопрос о («нормальном») диалоге как форме осуществления политической власти, хотя этой теме следует посвятить особое исследование.

В данном контексте всплывает еще один вопрос - вопрос о специфике собственно политического общения. В частности, есть необходимость четко проводить различие между полити­ческим и неполитическим побуждением к действию. У древних греков есть тесная связь между диалогом и понятием полити­ческого; последнее живет в коммуникативной стихии диалога. Поэтому так много усилий предпринимает, например, Платон, чтобы концептуально отграничить политическое искусство



1 Там же. С. 92.

2 Jarren О., Arlt H.-J. Kommunikation - Macht - Politik. Konsequenzen der
Modernisierungsprozesse für die politische Öffentlichkeitsarbeit // WSI Mitteilungen,
7/1997, S. 482.

от военно-полицейского ремесла1. Мы тоже проанализируем, как присущее (пара)диалоговому дискурсу размыкание смыс­ла, смысловая неопределенность, двусмыслица систематически обыгрываются и утилизируются властно-политическими стра­тегиями.

Еще один вопрос поднимает тема политического диалога -вопрос о сути политической власти. Понимание речевой власти как (про)образа макрополитической власти во многом остается неизведанной землей для лингвистов. С другой стороны, поли­тологи, мыслящие в традиции рационально-бюрократического языка нововременной философской классики, озабочены не тем, чтобы понять в систематическом единстве все проявления вла­сти как разновидности «политического», но тем, чтобы акку­ратно развести их по отдельным рубрикам и снабдить соответ­ствующими ярлыками.

То, что власть в семье, церкве, банде и т. д., с одной стороны, и государственная власть, с другой, обнаруживают сходство не только на уровне терминов или случайных переживаний - этого политологи часто стараются не замечать. Между тем связь эта существенная и гораздо более прямая, чем это видится сквозь узкодисциплинарные очки. Такая связь была очевидной не только для Платона и Аристотеля, которые вообще не мыслили дела полиса (политику) вне этики и педагогики. Сходным обра­зом, классики американской политической науки, Г. Лассвелл и А. Каплан, подчеркивали: «неспособность понять, что власть может покоиться на различных основаниях, каждое из которых варьируется по своим пределам, запутало и исказило понятие власти как таковой и затормозило исследование власти в аспек­те условий и следствий ее разнообразного осуществления»2.

Ни для кого не секрет, что политическая власть отличается по своим характеристикам от других форм власти. Но главное в



1 В диалоге «Политик» Платон отличает «мягкое» политическое попечение
от тиранического попечения «тех, кто правит с помощью силы». (Платон.
Политик, 276е Законы. М.: Мысль, 1999. С. 27). Но и работу судей, полко­
водцев, ораторов, прорицателей и т. д. Платон считает лишь инструментом,
а не частью «искусства государственного (полисного) управления». Это соб­
ственное политическое искусство Платон называет «искусством царского
плетения», результатом которого оказывается вся ткань (или текст, тексту­
ра) социальной жизни. См.: Там же. 304b-306b. С. 61-63, а также 310-311.
С. 69-70.

2 Lasswell H. D., Kaplan APower and Society. A Framework for Political Inquiry.
London: Routledge & Kegan Paul, 1950. P. 85.

8

том, что политическая власть всегда предполагает в своем осу­ществлении эти другие формы. То, что мы называем «государст­венной властью, - пишут Лассвелл и Каплан, - невозможно по­нять, отвлекаясь от форм власти, проявляющихся в различных типах межличностных отношений»1.

Основанием власти, как известно, не может служить одно только голое принуждение. Но когда властные практики не оп­ределяются принуждением, они, по мысли Лассвелла и Капла-на, выступают «результатом переговоров»2. В свое время клас­сик европейского Просвещения А. Фергюсон тонко подметил, что у деспотической власти «отсутствует потребность в речевом общении: для выполнения приказаний правителей достаточно и тех знаков, которыми пользуются немые»3. Аналогичные идеи развивает в своей книге «Демократия как переговорный про­цесс» наш отечественный исследователь В. М. Сергеев, показы­вая, что по-настоящему эффективная демократия - это даже не честные выборы, обеспечивающие господство большинства, но система институтов, обеспечивающих непрерывный переговор­ный процесс в обществе4.

Так мы оказываемся перед интересной и весьма обширной темой исследования - диалогическими практиками в политике. И мы видим, что диалог (в виде переговоров или как-то иначе) выступает важнейшей формой осуществления политической вла­сти. И выступает именно потому, что власть политическая здесь вообще не мыслится без всего комплекса оснований и форм осу­ществления «социальной власти»5. В любом случае, релевантен оказывается не столько мотив прямого принуждения, сколько экзистенциально-антропологические, коммуникативные и про­чие основания властной зависимости. П. Бурдье отчасти выра­жает эту же мысль, замечая, что «в политике "говорить" значит "делать"»6.

Трактовка диалога как формы осуществления власти идет навстречу концепциям политической и социальной власти, ко-

1 Ibid.

2 Ibid. P. 100.

3 Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М.: РОССПЭН, 2000.
С. 385.

4 См.: Сергеев В. М. Демократия как переговорный процесс. М.: МОНФ,
1999.

5 Lasswell H. D., Kaplan APower and Society. A Framework for Political Inquiry.
London: Routledge & Kegan Paul, 1950. P. 88.

6. Вурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. С. 206.



9

торые понимают ее не как систему институтов и репрессивных аппаратов, но как «множественность отношений силы, которые имманентны области, где они осуществляются», как «игру, ко­торая путем беспрерывных битв и столкновений их трансфор­мирует, усиливает и инвертирует»1. Для анализа власти в про­странстве диалога особенно востребовано определение власти как эффекта вездесущих «микростратегий», как «стратегиче­ской ситуации»2, как «события»3.

Аналогичным образом, у М. Крозье «внутри структур власти встроена именно игра актера, который маневрирует по опреде­ленным правилам, так как власть и правила неразделимы»4. Игровые трактовки власти, - как мы увидим по ходу изложе­ния нашей темы, - весьма созвучны пониманию диалога как языковой и аргументативной игры. Важно, что эти трактовки предполагают характерную для эпохи mass media трансфор­мацию отношений власти из жестко иерархических и прину­дительных в «переговорные», относительно непринужденные. Упомянутые «правила игры» являются, по Крозье, результатом «переговорных отношений», причем в «переходе от царства мо­рали к царству переговоров» французский социолог усматрива­ет революцию в методологии гуманитарного знания5.

Указанные микростратегии несилового властного принужде­ния являются в социальном смысле гораздо более продвину­тыми, чем четкие и однозначные приказы власти. В известном смысле можно сказать, что умная и сильная власть предпочи­тает побуждать подвластных путем диалога, а не посредством голых приказов, подкрепленных штрафом и угрозой.

Диалог - это практика soft power, т. е. мягкого, но от этого не менее прочного и надежного подчинения. Это - подчинение, ко­торое подвластные сами для себя, добровольно и даже увлеченно конструируют, действуя сообща с властью как единая «команда»

1 Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.:
Магистериум, Касталь, 1996. С. 192.

2 Там же. С. 193.

3 По словам В. А. Подороги, такого рода власть «иллегальна и не нуждается в
законе, чтобы осуществлять свои властные функции. Более того: она и осу­
ществляется лишь потому, что не опирается на мифологему правоспособ­
ного субъекта». См.: Бессознательное власти. Беседа с В. А. Подорогой //
Бюрократия и общество. М.: Философское общество СССР, 1991. С. 51, 53.

4 Желтое В. В. Теория власти. М.: Флинта: МПСИ, 2008. С. 479.

5 Об этом подробнее см.: Осипова Е. В. Власть: отношение или элемент сис­
темы? // Власть: очерки современной политической философии Запада. М.:
Наука, 1989. С. 84-85.

10

или «хоровод». «Власть, - по словам X. Арендт, - присутствует везде, где люди являются участниками совместной организован­ной деятельности»1. Диалог - есть одна из древнейших форм такой деятельности, а значит, и так понятой власти.

Когда речь заходит о диалоге, то кажется естественным опре­делять его по оппозиции с монологом. Возьмем стандартное опре­деление диалога у лингвистов: «Диалог - это текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации, один из которых (адресант) задает конкретную программу развития текста, его интенцию, а другой (адресат) должен активно участвовать в развитии этой программы, не имея возможности выйти за ее пределы. Моно­лог - это текст, который хотя и инициируется, явным или неяв­ным образом, партнером по коммуникации, но развивается по программе своего создателя без участия или, по крайней мере, без активного участия партнера коммуникации»2.

Здесь, как видим, все сводится к тому, рассчитывает или нет «адресант» на адекватную теме разговора реакцию своего парт­нера по общению. В этом смысле, если речь не является моноло­гом, она оказывается диалогом, и наоборот. Но реальная комму­никация дает гораздо более дифференцированную картину, чем эти формальные дефиниции. К примеру, обмены репликами, их грамматически корректные сцепления в каком-то разговоре не позволяют относить его к монологу по формальным критериям. Но если эти реплики семантически и логически бессмысленны, можно ли такое общение тоже назвать диалогом, не вступая в противоречие с вышеприведенной дефиницией? В этом случае, как нам представляется, и возникает необходимость говорить не о диалоге, а парадиалоге.

Сам термин «парадиалог» (наряду с другим вариантом: «квазидиалог») предлагают в своей статье Владимир Базылев и Юрий Сорокин, называя пара- и антидиалогической речь лю­бого политика. Парадиалог для них - это такая речевая ситуа­ция, когда «политика спрашивают об одном (или он сам имити­рует возможные вопросы), а он отвечает о другом. Он живет в ситуации постоянной подмены речи»3. При этом специфическая

1. Арендт X. О насилии // Мораль в политике: хрестоматия. М.: КДУ: Изд-во МГУ, 2004. С. 331.

2. Ширяев Е. Н. Что такое разговорный диалог? // Русский язык: историче­ские судьбы и современность: труды и материалы междунар. конгресса, Москва, 13-16 марта 2001. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 274.

3. Базылев В., Сорокин Ю. О нашем новоязе // Независимая газета. 1998. 25 сент.

11


фиктивность политического дискурса испытывает качественные превращения.

Под политическим парадиалогом мы понимаем дискурсив­ную инверсию диалогического общения, которая характеризу­ется симуляцией диалогической логики развертывания пред­метной программы политической коммуникации и заменой ее набором логических и прагматических бессмыслиц. Парадиалог является парадиалогом не просто потому, что в нем много пара­логизмов и парадоксов, квазиконъюнкций и «квазилогических понятий». Все это присутствует в любом диалоге, поскольку его участники - в той или иной мере - реализуют эристическую установку, даже если они ведут какой-то отвлеченный от поли­тики академический спор. В чем же состоит эта специфическая фиктивность (пародийность, симулятивность) политического па-радиалога? Это и предстоит нам выяснить.

Когда язык используется в контексте властно-диалоговых и парадиалоговых стратегий, он бывает мало похож не толь­ко на язык приказа, но и на риторику идеологической борьбы. Парадиалог как раз очень хорошо показывает, каким образом прямое насилие может заменяться в политике символическим насилием, превращая политический дискурс в «мир реализо­ванного абсурда»1. Парадиалог показывает также, что, хотя век манихейской «борьбы идеологий» миновал, никуда не ис­чез язык как инструмент политической власти. Просто от язы­ка нынешние политики требуют несколько иных услуг, чем во времена больших идеологических сражений. Властно-идеологи­ческие функции языка ныне все больше переходят на уровень его единиц и микроструктур. Истинная идеология (т. е. та, что реально транспортируется в сознание, а не объявляется откры­то с трибун) часто не маркируется в языке как идеология, она просто растворяется в нем, и «если принимать существующее использование языка, "попадаешь в ловушку" и получаешь в придачу существующую социальную систему»2. И такой исход дела не всегда приятен «реципиенту», особенно, если у него есть сомнения в легитимности или справедливости данной системы.

В постсоветской России в этом смысле складывается неодно­значная ситуация. С одной стороны, страна вышла из «идеоло­гического монологизма» тоталитарной эпохи; с другой стороны, у нас не появилось традиций реального политического плюра­лизма, без которого политический диалог вряд ли возможен. Вместо этого, мы стали в последние десятилетия свидетелями расцвета самых жестких и грязных манипулятивных техноло­гий, стерильных в нравственном отношении. Олигархический режим, пришедший на смену советскому авторитаризму, спо­собствовал не прогрессу политического диалога, но рождению многочисленных и разнообразнейших форм его симуляции и пародирования. Среди этого пестрого вороха псевдодиалоговой коммуникации как-то вообще потерялся специфический смысл диалога вообще и политического диалога, в частности.

Манипулятивно-«демократический» дискурс так же не нуж­дается в диалоге, как и тоталитарный приказ. Здесь, как и во многих других сферах общества, мы часто видим грубую инвер­сию смыслов, продаваемую публике как прогресс и развитие мысли. «Логика профессионального сообщества политтехноло-гов»1 исключает нормальный гражданский диалог, в котором власть говорит с людьми на понятном им языке. Настоящий политический диалог предполагает, что власть заинтересована во мнении своих граждан, но не для того, чтобы сделать из них символический суррогат для дефицитов своей политики, а для реальной корректировки систем управления страной.

По мнению многих отечественных политологов, формиро­вание гражданского общества в постсоветской России осущест­вляется «сверху», когда легитимация самой идеи гражданского общества осуществляется через мобилизацию общественности. «Однако делегитимирующим фактором при этом выступает то обстоятельство, что представители государственной власти, инициирующие мобилизацию общественности на диалог с вла­стью, игнорируют такую установку массового сознания, как необходимость контроля государства со стороны общества»2. В результате получается, что «сверху» принципы гражданского




12

1. О концептуальном контексте этого выражения см.: Макаренко В. П. Анали­тическая политическая философия. Очерки политической концептолоогии. М.: Праксис, 2002. С. 10.

2. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эм­пирические исследования языка и его использования в социальном кон­тексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия / под общ. ред. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. С. 106.

1 Щербак А., Эткинд А. Призраки Майдана бродят по России: Превентив­
ная контрреволюция в российской политике // http://www.archipelag.ru/
geoculture/orange-revolution/presentiment/phantom/

2 Лубский А. В. Идея civil society: проблемы легитимации на Юге России //
Современное общество на Юге России: основные тенденции развития. Рос­
тов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002. С. 91.

13


общества внедряются в сознание населения чисто пропаган­дистским способом, как «символ» веры, тогда как попытки наладить реальный диалог с властью, всегда критический по поводу многочисленных проблем, либо саботируются бюрокра­тией, либо истолковыватся как признак гражданской «неблаго­надежности».

В этой связи становится очевидным, что традиционно выде­ляемые черты гражданского общества (правовое государство, частная собственность, средний класс, либеральные ценности и т. д.) превращаются в безжизненные символы, коль скоро они не наполнены и дополнены, словно коммуникативным «кровообращением», реальным диалогом власти с граждан­ским обществом.

Это обстоятельство имеет не только абстрактно-теоретиче­ское или сугубо моральное значение — оно может становить­ся вопросом выживания политических сообществ. По словам С. Кара-Мурзы и других, в настоящем гражданском обществе складываются особые системы коммуникации, когда в ходе об­щественного диалога осознаются интересы, вырабатываются по­зиции и программы действий. Благодаря этому, в случае серьез­ной (внутренней или внешней) опасности для общества, каждая его группа способна быстро оценить соответствие возможных изменений своим интересам, причем сделать это независимо от способности самой власти к гражданскому диалогу. Тем самым гражданское общество способно защитить власть, «даже если по множеству второстепенных проблем к этой власти имеются серьезные претензии»1.

Разумеется, одним «гражданским диалогом» все разнооб­разие диалоговой политической коммуникации в современном обществе не исчерпывается. В Европе, например, различают «социальный» и «гражданский диалог». Первый ведется в ос­новном с работодателями и профсоюзами и касается вопросов оплаты труда, страхования и т. п. Под гражданским же диало­гом понимаются регулярные совещания (консультации) с граж­данским обществом, которые ведутся по широкому кругу вопро­сов и с очень разными социальными партнерами. Такой диалог включает в себя публичные слушания граждан, пострадавших от действия властей; целенаправленные консультации для ор-

1. Кара-Мурза С, Телегин С, Александров А., Мурашкин М. Экспорт рево­люции. Саакашвили, Ющенко ... (2006) // http://www.kara-murza.ru/books/ export/index, htm.

14

ганизации по политическим вопросам; письменные заявления заинтересованной или компетентной организации относитель­но решений, принимаемых региональными, национальными и общеевроепейскими институтами, и т. д.1

В реальной политической практике учитываются и такие формы политического диалога, как кризисное консультирова­ние (crisis counseling), посредничество (mediation), разработка сценариев (scenario-building), миротворческий журнализм (peace journalism) и т. д.2 Этому сюжету следовало бы посвятить осо­бое исследование, но мы ограничимся здесь только анализом разговорной политической коммуникации, причем в ее специ­фической — парадиалогической — форме и в сугубо публичных пространствах.

В этой связи следует заметить, что одним из верных сим­птомов глубинных процессов, происходящих в обществе, слу­жит состояние и качество диалоговой коммуникации в СМИ, особенно на телевидении. В недавнем интервью «Комсомоль­ской правде» Б. Стругацкий посетовал на то, что политиче­ские дискуссии на российском ТВ «в последнее время переста­ли быть дискуссиями, а все больше смахивают на политин­формации»3.

Известный писатель выразил мнение, разделяемое многими отечественными социологами и политологами. Не секрет, что в последнее десятилетие в России наблюдалась унификация масс-медиа в смысле охранительной официальной идеологии. Это сопровождалось усилением государственного контроля над телевидением, в частности, над телеканалом НТВ. Независимая политическая аналитика вытесняется в последние годы не толь­ко передачами, выражающими официальную точку зрения, но также обилием развлекательных жанров, практически полно­стью лишенных сатирического элемента. «При этом желание нравиться большой доле зрителей сказывается на содержании и риторике текстов: приоритет отдается упрощенному языку, три-

1. Weidel Ch. EU und Zivilgesellschaft // Partizipation und nachhaltige Entwicklung in Europa (Öffentlich zugängliche thematische Internet-Portale): http://www.partizipation.at/eu_zivilgesellschaft.html.

2. Об этом подробнее см.: Dialogue in the Social Integration Process: Participation by, for and with People (D-SIP) // UN Department of Economic and Social Affairs (DESA): http://www.un.org/esa/socdev/egm/smry-flyer.pdf.

3. Стругацкий Б. Н. НЛО, скорее всего, существуют // «Комсомольская прав­да». 2008. 15 апр.; http://news.mail.ru/society/1708270/



15

виальным, клишированным и оттого понятным и одобряемым суждениям»1.

Весьма примечательным в этой связи является факт, про­ходящий через все режимы постсоветской России - отказ кан­дидатов на президентский пост от партии власти участвовать в публичных предвыборных дебатах. Какими бы мотивами этот отказ ни руководствовался, он есть признак монологизма вер­ховной власти, ее неспособности и/или нежелания вести диалог с избирателями. Очевидные преимущества правительственного кандидата (преемника) в плане использования государственных СМИ для недиалогового пиара своей кандидатуры только уси­ливает систему властного монолога или того, что можно назвать «эгоцентрическим диалогом» власти.

Но если отвлечься от моральной стороны вопроса (если от нее вообще можно отвлечься), следует ли тогда считать дискурс официальных СМИ хотя бы формальной частью диалога власти с общественностью? Или мы имеем здесь нечто совсем другое, даже с точностью до наоборот, другое? Вульгарные нападки на политического оппонента в телеэфире или в парламенте - это тоже форма политического диалога? А можно ли считать по­литическим диалогом парламентский «театр абсурда»? Все эти вопросы, безусловно, нуждаются в прояснении.

Предлагаемый нами анализ феномена гаарадиалога подходит к ним непосредственно, не имея готовых (идеальных) образцов того, что можно было бы назвать политическим диалогом. Мы все же надеемся, что такой путь в некотором смысле не менее продуктивен, чем позитивное описание идеала, которому, как известно, часто не хватает реальности.

В своем анализе феномена политического парадиалога мы ограничились прямыми разговорными диалогами, составляю­щими важный элемент политической коммуникации «лицом-к-лицу». Соответственно, это потребовало ограничения и специ­фикации методологического инструментария.

Выполнение этой задачи осложняется дефицитом собственно политологических исследований диалоговой (разговорной) поли­тической практики. Хотя в современной политике, как в ника­кой другой сфере общества, коммуникация в громадной своей части протекает в диалоговой форме, в отечественной политоло­гии имеется мало работ, специально посвященных феномену по-

1. Зверева В. «Infotainment» на российском телевидении // Наука о телевиде­нии. М., 2004. Вып. 1; http://culturca.narod.ru/INFO.htmSednl.



16

литического диалога1. Для этого, по-видимому, есть свои причины. Во-первых, обращает на себя внимание явно междисциплинарный статус темы. Для осмысления политического диалога требуется участие сразу нескольких наук — политологии, лингвистики, ло­гики, риторики, психологии и т. д. Если попытаться найти более точную «дисциплинарную прописку» нашей темы, то можно оста­новиться в сфере «политической семиотики» или «политической дискурсологии» как относительно молодой науки2. Эта дисцип­лина получила бурное развитие только в последние десятилетия, хотя в ней уже сформировался набор важных методологических ключей для анализа политической коммуникации вообще и поли­тического диалога, в частности (о чем мы еще скажем особо).

Вторая причина неразвитого интереса к политическому диа­логу лежит в самой политической науке. А именно в том, что интерес к коммуникативным аспектам политики традиционно ограничивался в политологии анализом идеологического и про­пагандистского языка, причем под этим подразумевались пре­имущественно вербальные, печатные и монологические тексты. В этом смысле весьма примечательно, что в классических работах Г. Лассуэлла и У. Липпмана мы не находим специального ана­лиза разговорных политических диалогов, и это притом, что оба исследуют очень конкретный материал (Г. Лассвелл изучал, к примеру, дискурс коммунистической пропаганды, а В. Липпман, помимо прочего, исследовал стереотипы газетных публикаций)3.

1 Тон в исследовании политического диалога задают лингвисты. Специально теме политического диалога посвящены, к примеру, такие работы: Бара­нов А. Н„ Казакевич Е. Г. Парламентские дебаты: традиции и новации. М.: Знание, 1991; Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / под ред. Т. Н. Ушаковой, Н. Д. Павловой. СПб.: Алетейя, 2000; Материал политических диалогов отчасти анализируются в работах: Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. М.: Помовский и партнеры. 1994; Алтунян А. Г. От Булгарина до Жириновского. Идейно-сти­листический анализ политических текстов. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1999. В отечественной литературе имеются также попытки осмысления политического диалога в более широком, культурно-философском аспекте. См., например: Рахманин В. С. Диалог политических культур как демокра­тический процесс // Логос. 2005 № 4(49). С. 243-252, а также Ахиезер А. С. Монологизация и диалогизация управления (Опыт Российской истории) // Общественные науки и современность. 2004. № 2. С. 24-34.

2. См. обсуждение вопроса о статусе этих дисциплин: Политическая наука - 3. Поли­тический дискурс: история и современные исследования. М.: ИНИОН РАН, 2002.

3. См.: Harold D. Lasswell, Nathan Leites and Associates. Language of Politics (studies in quantitative semantics). Massachusetts: The M.I.T. Press, 1965; Smith B. L., Lasswell H. D., Casey R. D. Propaganda, Communication, and Public Opinion; (Comprehensive Reference Guide). Princeton: Princeton University Press, 1946; Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. С. 287 и далее.

17

Наконец, еще одна причина уходит корнями в традиции языкознания, где диалог был долгое время объектом по пре­имуществу семантического, а не прагматического (интересно­го для политики и политологии) анализа. По словам Доротеи Франк, «анализ естественного использования языка в целях взаимодействия диктует необходимость детального пересмотра господствующей модели языковой семантики»1, а это требует времени. Надо сказать, что крен в сторону семантики до сих пор еще чувствуется в политической лингвистике, особенно если по­нимать последнюю именно как политическую, а не как филоло­гическую отрасль знания2.

Для недостаточного внимания политической науки к диа­логовому общению были и социально-политические причины. Отмеченная особенность анализа политического языка у клас­сиков западной политической и социологической мысли отвеча­ла социально-политическим запросам эпохи, а именно, идеоло­гической и военной конфронтации между нациями, особенно в условиях биполярной структуры мировой политики. В ту пору были идеологически востребованы войны и конфликты (идео­логические, пропагандистские, информационные и т. д.), а не диалог и консенсус.

Отсутствие широкого интереса к диалоговым формам обще­ния в тоталитарных и авторитарных режимах XX в. понятно: сама природа этих режимов склонна к идеологическому мо­нологу. С вождями и многочисленными их «отражениями» по властной бюрократической лестнице нелепо вступать в диалог, как и вообще вести диалоги по поводу политических и других проблем. М. Бахтин, наблюдавший эту ситуацию, так сказать, изнутри, очень точно заметил, что «в монологическом мире -tertium non datur: мысль либо утверждается, либо отрицается, иначе она просто перестает быть полнозначною мыслью»3. Дру­гими словами, полемика с чужими мыслями не размыкает здесь монологического контекста, а наоборот, только укрепляет его.

1. Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анали­зе речевого общения, лингвистике и риторике // Новое в зарубежной лин­гвистике. Вып. 17. Теория речевых актов: сборник. М.: Прогресс, 1986. С. 369.

2. См. размышления на этот счет в статье: Ильин М. В. Политический дискурс как предмет анализа // Политическая наука - 3. Политический дискурс: история и современные исследования. М.: ИНИОН РАН, 2002. С. 7 и далее.

3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Советская Россия, 1979. С. 93.



18

Веру в самодостаточность одного сознания во всех сферах жизни М. Бахтин рассматривал не как популярную теорию, но как структурную особенность идеологического творчества всего Нового времени. Если же встать на точку зрения науки, а не идеологии, тогда следует признать диалогическую природу мыс­ли и слова, - таково убеждение Бахтина.

Эта позиция нашла широкий отклик в отечественной и за­рубежной науке последних десятилетий. В частности, она ока­залась созвучной идеям герменевтики Г.-Г. Гадамера, который тоже понимал язык как среду, в которой «происходит процесс взаимного договаривания собеседников и обретается взаимо­понимание по поводу самого дела»1. Диалектика вопроса и ответа, - убежден Гадамер, - предшествует диалектике истол­кования. Но как реализуется эта диалектика в социально-по­литической реальности? Философская герменевтика Гадамера не дает ответа на этот вопрос, а вот у Бахтина мы находим опре­деленный ключ к ответу. Он связан с пониманием монолога как «условной композиционной формы выражения» диалогического по своей природе мышления (речи), формы, сложившейся на почве «идеологического монологизма Нового времени»2.

Этот идеологический монологизм не связан каким-то одним типом общества, политическим режимом и т. п. Даже в той модели «демократии большинства», что реализовывалась по ту сторону «железного занавеса», было не так много места для по­литического диалога, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы быть в «демократическом большинстве», т. е. жить в «массе», требуются не столько способности и добродетели диа­лога, сколько искусство и ловкость приспособления. И не слу­чайно, что именно принцип adjustment стал одним из ключевых в западной, особенно англо-американской, социологии, тради­ционно ориентированной на приспособление (подгонку) индиви­да к общественным ценностям.

По мнению американского ученого Шломо Шохэма, теорети­чески такая установка была задана посылками Э. Дюркгейма, считавшего несоответствие групповым ценностям не только от­клоняющимся, но и плохим поведением. Анализ преступного и отклоняющегося поведения, как он осуществлялся в дюрк-геймовской традиции, был основан на убеждении, что группо-


  1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философии герменевтики. М.: Про­гресс, 1988. С. 447.

  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского... С. 127.

19

вое сцепление, солидарность и конформизм «функциональны», «социальны» (в отличие от «асоциального поведения»). Соответ­ственно, нет нужды вести диалог с париями, аутсайдерами и неудачниками; господствующее большинство имеет силу прину­ждения и право на санкции в отношении «плохо приспособлен­ных». Шохэм цитирует удачную мысль американского социоло­га Гвини Неттлера о том, что прагматической основой ориенти­рованности англо-американской социологии на приспособление была ее вовлеченность в бюрократию, индустрию и коммерцию развлечений1.

В социологии оппозицию принципа adjustment составили концепции, восходящие к традиции «символического интерак-ционизма», связанной прежде всего с именем Дж. Г. Мида. Подход Мида противостоял дюркгеймовскому пониманию со­циализации индивида как приспособления, дрессуры, в том числе дрессуры посредством символов. У Мида же личность формируется общением, межчеловеческим символическим взаимодействием (interaction), переходящим во внутренний диалог с самим собой. Смыслы, с которыми имеют дело люди в своей деятельности, строятся, видоизменяются, оживают и снова забываются не сами по себе, а в ходе взаимодействия людей, опосредствованного символами.

Принятие установки организованной социальной группы предполагает, по Миду, принятие ее действительных (работаю­щих) установок, а не каких-то декларируемых, метафизических норм. Индивид должен быть участником «организованной ко­оперативной социальной деятельности»2, иначе самости у него не возникнет. С другой стороны, сама социальная деятельность не могла бы возникнуть, если бы она не принималась отдельным индивидом как нечто «свое». Так что человеческое «Я» в сим­волическом интеракционизме - это всегда и зритель, и акто(ё)р социальной драмы. Социально-психологические и философские основы теории Мида ясно указывают на ее политический идеал: гражданский диалог в гражданском обществе. «Человек, - пи­шет Мид, - заявляет о своих правах потому, что способен при­нять установку, которой обладает в отношении собственности

Shoham S. G. Society and the absurd. Oxford: Basil Blackwell, 1974. P. xi-xiii.

Mead G. H. Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist. Ch. W. Morris (ed.). Chicago: University of Chicago, 1934. P. 156.

20

любой другой член группы, пробуждая, таким образом, в себе самом установку других»1.

Дальнейшее развитие интереса к диалогу в различных гу­манитарных дисциплинах, в том числе в политологии, связа­но с подходами, генетически восходящими к символическому интеракционизму: с социальным конструктивизмом (или кон-струкционизмом)2, дискурсивной психологией и дискурс-анали­зом. Теоретическим развитием этого подхода в социологии мы обязаны прежде всего Питеру Бергеру и Томасу Лукману3, а в политической науке - Мюррею Эдельману4.

Работы М. Эдельмана, опубликованные в 60-70-х гг. XX в., послужили основой концепции символической политики, ко­торая методологически близка традиции символического инте-ракционизма и конструктивизма. Позднее концепция символи­ческой политики была развита в 80-90-х гг. в Европе, особенно в Германии. Среди немецких авторов этого направления наи­более известны работы У. Сарцинелли, Т. Майера, А. Дёрнера, Р. Онтрупа, X. Шиха и др. Эти работы и этот подход нашли отражение и в нашей монографии. Согласно данному подходу, символические конструкты, которые производятся властью в качестве суррогата политических идей, людей и вещей, могут и должны пониматься как эпизоды широкомасштабного диало­га власти с общественностью. В рамках теории символической политики «следует различать между политической обществен­ностью, которая производится посредством предметных аргу-



1 Ibid. P. 163.

2 M. Л. Макаров разводит эти термины следующим образом. «Можно сказать,
что конструктивисты преимущественно рассматривают коммуникацию как
когнитивный процесс (по)знания мира, а вот социальные конструкцио-
нисты - как социальный процесс построения мира. Конструктивизм на
первое место выводит восприятие, перцептивность, а социальный конст-
рукционизм - действие, акциональность ... (Макаров М. Л. Основы теории
дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. С. 65). Мы здесь придерживаемся
общего термина «социальный конструктивизм», подразумевая под ним и то
значение, которое М. Л. Макаров отводит термину «конструкционизм».

3 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности (Трак­
тат по социологии знания). М.: Асайеггна-Центр, Медиум, 1995.

4 См. его работы: Edelman M. Political Language. Words That Succeed and Policies
That Fail. New York - San Francisco - London: Academic Press, 1977; Edelman M.
Constructig the Political Spectacle. Chicago, 1988; Edelman M. The Symbolic Uses
of Politics. Chicago - London: University of Illinois Press, 1972; Edelman M.
Politics as Symbolic Action. Mass Arousal and Quiescence. Chicago: Markham
Publishing Company, 1971.

21

ментов как форум общественного взаимопонимания и просве­щения, и той псевдообщественостью, которая изготавливается лишь символически как место для манипуляций»1.



Социальный конструктивизм методологически важен для политической науки (в отличие от политической философии) своим стремлением изучать не абстрактные нормы и принци­пы политического общения, но актуальную, живую коммуни­кацию - «людей в разговоре». Важно также, что этот разговор понимается как самодостаточная реальность, в которой есть своя «игра» и своя «грамматика» (в терминах позднего Витген­штейна), на основе которых конструируются не только смыслы человеческой речи, но в известной мере и сама социальная ре­альность2.

Методология дискурсивной психологии ценна для анализа политического диалога тем, что она, синтезируя идеи лингвис­тики, психологии и философии в лице Дж. Г. Мида, Л. С. Вы­готского, Ч. Пирса, Л. Витгенштейна и других, существенно расширяет контекст анализа диалоговых форм общения. Эта же линия получает развитие в современном дискурс-анализе. Нами были особенно востребованы такие прагматически и/или социально ориентированные направления дискурс-анализа, как теория речевых актов (Дж. Остин, Дж. Р. Сёрль), логико-праг­матическая теория коммуникации (Г. П. Грайс), интерактивная социолингвистика (Э. Гоффман) и др.

Анализ диалогового общения, даже в негативном (парадиа-логическом) ключе, невозможно производить без обращения к теории аргументации. В этой связи мы рассмотрели ряд поле­мизирующих друг с другом подходов, развитых в работах неко­торых философов, логиков и лингвистов, к примеру, Ю. Хабер-маса, П. Лоренцена, С. Тулмина и др.

Политический дискурс-анализ позволяет увидеть за аргу-ментативными и риторическими практиками те властные стра­тегии, которые не всегда очевидны невооруженному глазу. Этот подход вовлекает в анализ дискурса не только ситуативный по­литический контекст, но и культурно-политическую среду оби­тания участников коммуникации. Среди зарубежных авторов (лингвистов, философов, политологов), чьи работы были важ-

1 Meyer Th., Ontrup R., Schicha Ch. Die Inszenierung des Politischen. Zur Theatralität
der Medien. Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 2000. S. 121.

2 Об этом подробнее см.: Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК
«Гнозис», 2003. С. 63 и далее.
следующая страница >>