страница 1
|
|
Похожие работы
|
Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» 2013г. Предмет, методы - страница №1/1
министерство образования республики беларусь учреждение образования «могилевский государственный университет им.А.А.Кулешова» утверждаю Зав кафедрой гражданского и хозяйственного права ________________ Трамбачева Т.Д. «____» _______________2013г. по курсу «Юридическая психология» 2013г.
Сообщения: Исторические корни её возникновения и пути формирования как науки: зарубежный и отечественный опыт и достижения. Юридическая психология и эффективность правоохранительной деятельности. 2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ
Сообщения: Озабоченность в истории человечества отклоняющимся поведением. Формирование криминальной насыщенности личности, криминогенной мотивации её поведения. 3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕСТУПНИКА
Сообщения: Проблема криминальной насыщенности личности. Мотивационная сфера поведения и её криминогенная зараженность. Социальная проблема снижения, локализации преступности несовершеннолетних. Особенности психических состояний лица, планирующего преступление, совершающего преступные действия, совершившего преступное деяние. Особенности протекания психических процессов в ситуации криминальной деятельности. 4.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ
Сообщения: Групповая преступность как социальная проблема. 5.ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО
Сообщения: Виктимность потерпевшего и её возможные типологические, характерологические и другие факторы. Значение виктимологических аспектов преступления 6.ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Сообщения: Воспитание профессионально важных качеств работников юстиции. 7.ПСИХОЛОГИЯ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЫСКА
Сообщения: Принудительный характер обыска как источник напряженности и отсутствия психологического контакта между сторонами. 8.ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА
Сообщения: Взаимодействие общающихся сторон (позитивная кооперация, негативная, односторонняя). Психологические барьеры общения, предъявляемые коммуникатором и коммуникантом. Методы побуждения допрашиваемого к произвольным правдивым показаниям, непроизвольным показаниям и реакциям. Изобличение лжи и пути её пресечения. 9.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЧНОЙ СТАВКИ
Сообщения: Противоречия в показаниях сторон как источник напряженности и конфликтности ситуации. Уяснение причин противоречия: добросовестное заблуждение одной из сторон и его возможные факторы; заведомая ложь и её возможные мотивы - товарищеские и родственные чувства, боязнь наказания или мести со стороны соучастников, зависимость от заинтересованных в исходе дела и др. 10.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Сообщения: Эксперимент как средство психологического воздействия на подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), побуждающее его к правдивым показаниям. 11.СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Сообщения: Установление способностей несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в развитии (понимать значение своих действий, беспомощного состояния потерпевшего, способности оказания сопротивления противоправным действиям и др.). 12.СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА
Сообщения: Формирование индивидуального убеждения судей и их коллегиального убеждения. 13.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Сообщения: Типология осужденных по степени их криминогенной насыщенности. "Критические точки" в состоянии осужденного, особенности и задачи воспитателей. Структура коллектива отбывающих наказание в исправительном учреждении, иерархия участников негативно ориентированных групп и их субкультура. Негативное влияние уголовной среды на вновь поступающих в исправительные учреждения. 14.ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Столяренко, А.М. Проблемы и пути развития юридической психологии / А.М.Столяренко // Психологический журнал.- 1988. - №5. ГЛОССАРИЙ Авторитарность – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т.п. Агрессия – действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим. (Такое действие теснейшим образом связано с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть.) Акцентуации характера – неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих факторов. Амбивалентность чувств – одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту. Амнезия – нарушение памяти. (Виды: ретроградная амнезия – нарушение памяти на события, которые предшествовали заболеванию; защитная амнезия – забывание травмирующих событий.) Аморальность – отрицательное отношение к нормам морали и нравственности. Аномия – это нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, обусловленное кризисом общества и характеризующееся разложением системы ценностей, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации, и выражающееся в отчуждении человека от общества, в апатии, всеобщей разочарованности, массовом распространении отрицательной девиантности, а также делинквентности (Дюркгейм Э., Мертон Р., Парсонс Т.). Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта. Ассоцианизм – деятельность психики на основе образования ассоциаций. Астения – повышенная утомляемость и раздражительность. Атрибуция – стереотипное достраивание образа. Аутизм – уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения. Аффект – непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации. Барьер смысловой – непонимание людьми друг друга из-за их различного отношения к одним и тем же явлениям. Бессознательное – психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах. Биотипы человека – типология человека, осуществляемая по индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы. Вера – некритичное и полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо. Влечение – подсознательно возникающая направленность на определенные объекты. Влияние – изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок. Внимание – оптимальное состояние сознания его направленность и организованность определенные значимые объекты. Внушаемость – готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе. Внушение – внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности. Воля – самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимое планируемого результата. Воображение – психический процесс, заключающийся в образном моделирован действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленно описанию. Воспоминание – локализация сформированных ранее образов, воспринимаемо материала. Восприятие – отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека. Высокий уровень развития правовой психологии (общества, социальной группы, населения города, коллектива учреждения) – это уровень достоверного, систематизированного, устойчивого, теоретико-практического отражения правовой реальности, характеризующийся максимальным соответствием социально-психологических явлений в них представлениям о подлинном правовом обществе, о развитой правовой психологии группы и, как следствие, правомерным поведением должностных лиц, граждан, всех членов группы, коллектива. Вытеснение – разновидность психологической зашиты, глубокое торможение следов психотравмирующих воздействий. Генетическая теория преступности – концепция, рассматривающая в качестве одной из причин преступности хромосомные нарушения у человека, которые ведут к психопатизации и, как следствие, криминализируют личность. Гипноз – состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушаемого образа. Групповая изоляция – длительное пребывание группы в ограниченном пространств отчего появляется эмоциональная напряженность в межличностных отношениях. Девиантное (отклоняющееся) поведение – деяние индивидов или групп лиц, не соответствующее сложившимся в обществе социальным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения. Делинквентное (антисоциальное) поведение – действия конкретного лица, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающее благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемое в крайних своих проявлениях. Десоциализация – своеобразное «стирание» тех качеств, которые были выработаны в индивидууме ранее и оказываются ненужными в новой ситуации. Дефектность правовой социализации личности – изменение человеком своих позитивно направленных правовых установок под воздействием ряда объективных и субъективных причин, выражающаяся в недооценке им ценности права (правовой негативизм), либо в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм), либо в активном неприятии норм права подчас только в силу их существования (правовой нигилизм). Деформация правосознания – явление, которое является следствием низкого уровня политико-правовой культуры субъекта и выражается в искажении представлений о ценности права в различных формах: правой нигилизм, правовой инфантилизм, дилетантизм, перерождение правосознания и др. Духовность – система высших нематериальных ценностей. Зависть – негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений благ, влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям. Заражение (психол.) – процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому я психофизиологическом уровне контакта; фактор спонтанного социального сплочения. Защита психологическая – регулятивная система личностной стабилизации, которая направлена на снижение уровня недостижения в очень сложных и трудных условиях. Идентификация – самоотнесение субъекта к определенной социальной группе. Индивид – психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт. Индивидуальность – своеобразие психики отдельного человека. Инстинкт – совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей. Интеллект – устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта. Интуиция – познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении. Инфантилизм – сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность. Искупление – понесение справедливого наказания за совершенное преступление, которое открывает возможность нравственного самоисправления и самоочищения. Исправительная (пенитенциарная) психология – отрасль юридической психологии, которая призвана изучать психологические особенности исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления (преступников), их психическое состояние, вызванное пребыванием в местах лишения свободы. Исследование доказательств – установление содержания доказательства, его достоверности и доказательственной ценности. Истина – доказанность суждения, его соответствие действительности. Катарсис – эмоциональное потрясение, зачастую связанное с глубоким раскаянием. Климат социально-психологический – качество межличностных отношений, которые в совокупности влияют на продуктивность совместной деятельности. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия. Комплекс неполноценности – стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах, обычно возникает в силу стойких жизненных неурядиц. Комплексный подход – рассмотрение психики конкретного человека как результат взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития. Конфликт – столкновение полярных интересов и желаний, начинающийся с инцидента, в котором одна из противоборствующих сторон предпринимает меры к ущемлению интересов другой стороны. Конформизм (психол.) – податливость человека групповому влиянию, изменение им своего поведения, установок в соответствии с позицией большинства, ранее не разделявшейся. Криминальная психология – это отрасль юридической психологии, изучающая психологию преступников и психологические механизмы формирования преступного замысла и совершения преступления. Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Лживость – систематическое, сознательное искажение истины для извлечения личных выгод. Личностный смысл – избирательное отношение личности к значимым для нее явлениям Личность – индивид как субъект социальных отношений. (Индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми социальными ценностями.) Личность преступника – совокупность психических особенностей индивида, проявляющихся в характере совершенного им преступления. Ложь – намеренное искажение действительности. Локус контроля – склонность субъекта приписывать ответственность за отрицательные результаты своей деятельности внешним силам или своим личностным особенностям. Манипулирование – идеологическое воздействие для изменения поведения людей, их жизненных позиций помимо их интересов. Маргинал – это человек, по каким-либо причинам покинувший одну культуру, сословие, класс, группу и не приспособившийся к ценностям и образу жизни другой. Маргинальность – крайности социально значимого поведения (попрошайничество, проституция, наркомания, алкоголизм и т.п.). Менталитет – система стереотипов человеческого мышления, деятельности и поведения, вытекающая из определенной системы ценностей и приоритетов, определяемая относительно постоянными объективными условиями. Методы исследования личности – совокупность приемов и способов исследования психических качеств личности. Моделирование – общенаучный метод исследования каких-то предметов, процессов на моделях, схемах или конструкциях, аналогичных исследуемому объекту в каких-то отношениях. Мотивация – потребность конкретного индивида добиваться успеха и избежания неудачи, вызывающая активность человека в определенном направлении; процесс формирования мотива; совокупность мотивов. Мотивировка (психол.-прав.) – рациональное объяснение субъектом причин своего поведения. Мышление – обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем Навязчивые состояния – состояния, которые могут возникнуть непроизвольно в крайнем переутомлении и психической ослаблености. Направленность правосознания – это способность правосознания к формированию правомерного или противоправного видов поведения, складывающаяся под воздействием позитивных или негативных элементов правосознания. Невменяемость (недееспособность) – обстоятельство, исключающее юридическую ответственность, которое заключается в том, что не может быть субъектом права, а следовательно, нести юридическуюответственность физическое лицо, которое вследствие болезненного состояния психики не может осознавать характер своих действий либо руководить ими. Неврозы – психогенные нервно-психические расстройства, к числу которых относятся истерия, неврастения, невроз навязчивых состояний. Негативизм (психол.) – внешне не мотивированное поведение человека, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих людей. Негативные элементы правосознания – это такие элементы правосознания, которые не соответствуют смыслу правовых требований и, как правило, влекут формирование неправомерного (противоправного) поведения личности. Низкий уровень развития правовой психологии свидетельствует о все большем несовпадении ее с высшим, подлинно правовым, о наличии увеличивающихся криминогенных социально-психологических предпосылок, проявляющихся все чаще, шире и глубже в противоправном поведении членов общности. Одаренность – общие способности, могущие обеспечить индивиду возможное высокопродуктивной деятельности в одном направлении. Одиночество – психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги. Отбор психологический – определение психической пригодности кандидатов какому-то роду деятельности с учетом проведенных результатов психологического тестирования. Ответственность – соответствие поведения личности долгу, обязанностям, подчиненность поведения личности, социальному контролю. Отрицание реальности (психол.) – отказ трезво воспринимать действительность, уход от нее. Отчуждение – отвержение индивидом социальных ценностей, что является предпосылкой криминализации его поведения. Ощущение – психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Память – процесс сохранения и организации опыта. Паника массовая – безотчетный ужас, который может охватить толпу в экстремальной ситуации, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью. Перемещение (психол.) – разрядка подавляемых чувств, как правило, чувства враждебности, направляемая на объект, менее опасный (либо более достижимый), чем тот, который вызвал отрицательные эмоции. Поведение – опосредованная система действий или поступков субъекта, направленных на удовлетворение определенных потребностей; формы и способы взаимодействия индивидов и социальных групп с окружающей действительностью. Пограничные состояния – нервно-психические состояния, находящиеся на грани психического здоровья и психопатологии (реактивные состояния, психопатии и т.д.). Позитивные элементы правосознания – это такие его компоненты, которые по своему содержанию соответствуют смыслу и содержанию норм права и влекут за собой формирование правомерного поведения личности. Позиция социальная – положение индивида или группы индивидов, регламентирующее стиль их поведения. Понимание – постижение значения и смысла какого-то явления. Порог ощущения – величина какого-то раздражителя, вызывающего или изменяющего интенсивность ощущений. Поступок – сознательный акт поведения индивида. Потребность – источник человеческой активности, возникающий в результате несогласования реального состояния индивида и его оптимального состояния. Правовая доктрина – мнения самых известных и признанных в своей научной специализации ученых-юристов по тем или иным правовым вопросам, высказанные ими в своих работах (статьях, монографиях), используемые при разрешении определенных практических вопросов. Правовая идеология – система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Правовая культура – это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее состояние права как социальной ценности; это совокупность духовных и материальных ценностей, которые характеризуют всю правовую действительность. Правовая лояльность – это характеристика правосознания, обеспечивающая правомерное поведение личности и проявляющаяся в отношении к позитивному праву, готовности к реализации правовых предписаний, к активному использованию имеющихся правовых средств защиты нарушенных субъективных прав, к участию в социальном контроле правовой действительности. Правовая потребность – побудительный мотив, источник правовой активности, внутреннее состояние личности, основанное на уверенности в высокой социальной ценности права и необходимости использования исключительно правовых средств. Правовая просвещенность – совокупность имеющихся знаний у членов общности о правовой системе общества, роли права и законности в жизни общества, своих правах и обязанностях, способах их реализации и выполнения и др. Правовая психология – совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых учреждений, действующих в обществе. Правовая самооценка личности – умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиям действующих норм права. Правовая социализация – усвоение человеком правовых знаний и требований, постепенное овладение необходимыми социально-правовыми навыками с целью формирования и обеспечения правомерного (законопослушного) поведения. Правовая сплоченность – высокая степень духовной и социально-психологической организованности и единства, проявляющаяся в правовой сфере жизни. Правовая субкультура – такая разновидность правовой культуры, которая является характерной для конкретной устойчивой социальной группы, отличающейся своим отношением к базовым ценностям общественной правовой культуры. Правовая установка – особое психическое состояние предрасположенности субъекта права к определенной правовой активности в той или иной правовой ситуации; это система потребностей, интересов, взглядов, идеалов, имеющая определенную ориентацию и направленность, и являющаяся динамическим элементом правового сознания. Правовое внушение – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемой правовой информации, с отсутствием целенаправленного ее понимания, логического анализа и оценки с учетом имеющихся теоретических правовых знаний и юридической практики индивидов, социальных групп и общества в целом. Правовое воспитание – целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Правовое настроение – эмоциональная реакция человека на оценку каких-либо правовых событий или состояния права. Правовое образование – процесс и результат усвоения систематизированных правовых знаний, умений и навыков, как необходимое условие теоретической и практической деятельности в сфере права. Правовое общественное мнение группы – преобладающее и имеющее хождение в группе мнение по поводу того или иного закона, нововведения, решения государственных органов, действий госаппарата и правоохранительных органов, работы судов и судебных решений и пр. Правовое перерождение – это крайняя степень искаженного дефектного правового сознания, при котором правовое начало сознательно (и целенаправленно) игнорируется, отрицается по мотивам корысти, жестокости, алчности и пр. Правовое просвещение – это государственно-организованный, целенаправленный процесс распространения правовых знаний среди населения в целях роста его правовой культуры, формирования уважительного отношения к праву, правосудию и законности. Правовой климат группы – комплексный феномен, характеризующий целостное состояние психологической атмосферы правовой жизни группы и напрямую зависящий от доминирующих в этой группе правовых настроений. Правовой мотив – внутреннее побуждение к правомерным действиям, особая психологическая форма осознания людьми тех или иных правомерных потребностей и интересов. Правовой миф – такая устойчивая форма правосознания, с помощью которой правовая информация о действующем правопорядке и правоприменении собирается, систематизируется, воспроизводится и закрепляется в целях создания упрощенных, просто понимаемых и объясняемых представлений о должном положении дел в правовой сфере для последующего сравнения этих представлений с уже имеющимися. Это устойчивое представление о разнообразных явлениях правовой сферы, полученное на основании опыта предшествующих поколений, хранящееся в памяти народа в виде опыта, связанного с самоорганизацией поведения людей, и направленного на устройство и укрепление существующего правопорядка. (Правовые мифы проявляются посредством правовых процедур, ритуалов, церемоний и проч.) Правовые навыки – закрепленные в ходе жизнедеятельности человека стереотипные приемы законопослушного поведения. Правовые представления – органическая часть социокультурных представлений, выражающая понимание, объяснение, поведенческие и эмоциональные реакции отдельного индивида или социальной группы по поводу общего состояния и конкретных явлений правовой действительности; это понятия, мнения, установки стереотипы, позволяющие индивиду и социальной группе оценивать правовую ситуацию и приспосабливать свое поведение по отношению к существующим правовым нормам; это такие представления, которые выполняют функцию сохранения, воспроизводства и распространения той части социального опыта, которая призвана обеспечить стабильность и динамику правовой системы. Правовые привычки – закрепленные в обычаях и традициях представления о правомерном и неправомерном, справедливом и несправедливом, о преступлении и наказании, правах и обязанностях. Правовые чувства – довольно длительная и устойчивая форма переживания, имеющая стабильную мотивационную и относительно неизменную реакцию на состояние правовой действительности. Правовые эмоции – непосредственное переживание жизненного смысла определенной ситуации, обусловленное ее соотношением с потребностями субъекта. Правомерное поведение (психолого-социально-правовой аспект) – обусловленная психологическими переживаниями, культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выполнении его требований и направленная на достижение его целей. Правосознание (психологич.) – сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Правота – состояние морального или научного отношения индивида к объективным интересам общества, линия поведения личности, соответствующая потребностям развития социума. Представление – образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении. Предупреждение – установка, которая блокирует адекватное отражение определенных явлений. Принятие решения – стартовый элемент сложного волевого действия. Проекция (психол.) – перенесение собственных характеристик на других; приписывание другим людям своих моральных качеств и побуждений. Профессиональная стереотипизация юриста – устойчивое, стандартизованное отношение юриста-практика к тем или иным правовым явлениям, субъектам права, сформировавшееся под влиянием накопленного опыта и сложившихся условий. (Зачастую проявляется в обвинительном уклоне, презумпции собственной непогрешимости, ориентации на ужесточение наказаний, стереотип секретности и закрытости своей сферы деятельности и т.п.) Психика – субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью. Психическое здоровье – состояние психического благополучия, что обеспечивает адекватную психическую саморегуляцию индивида. Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности субъекта, обусловленное предметом и условиями его деятельности, его отношением к такой деятельности. Психоз – глубокое патологическое нарушение человеческой психики. Психологическая защита – специфичная переработка сознанием или подсознанием нежелательной для личности информации с целью ее нейтрализации (рационализация, проекция, отрицание реальности, перемещение). Психологическая культура юриста – комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения. Психологическая школа права – одно из направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XIX-XX вв., и обосновывающее право не социально-экономическими условиями жизни общества, а некими явлениями психики человека (психическими переживаниями), формирующими у него чувство этически должного как основу правового сознания (Г. Тард, Л. Кнапп, А. Вирлинг, Э. Ленинг, А. Росс, П.А. Сорокин, Л. Петражицкий и др.). Психологический контакт – положительно-эмоциональное взаимодействие субъектов, общение, которое возникает между ними на основе общих интересов и целей их деятельности. Психологический подход к праву – такое отношение к правовым явлениям, при котором под правом понимается только сознание людей, эмоции восприятия правовых требований адресатами права, правосознание. Психотерапевтическое интервью – метод психотерапевтической беседы для оказания психологической помощи, раскрытия скрытых мотивов поведения. Психология – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой. Психопатии – патология характера, препятствующая адекватному восприятию окружающей действительности. Психотропные средства – химические соединения и природные продукты, которые могут повлиять на изменение психики. (К их числу относятся успокаивающие, стимулирующие активность, дезорганизующие и т.д.) Психофизиология – наука, изучающая психические явления в единстве с нейрофизиологическими процессами. Раскаяние – признание своей вины и самоосуждение противоправного поведения, готовность нести заслуженное наказание. Рассудок – функция интеллекта, обеспечивающая приспособление индивида к типичным жизненным ситуациям, функционирование человеческого ума в пределах опыта и знаний. Рационализация – объяснение собственных поступков более благовидными, социально одобряемыми (нежели на самом деле) мотивировками с целью обеспечения душевного комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, предотвращения нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т. д.). Регрессия поведения – разновидность психологической зашиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизни. Ресоциализация – приобретение индивидуумом тех качеств, которые ему нужны в новых условиях его существования. Рефлексия – самопознание субъектом своих психологических состояний и состояния других людей. Самосознание – представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей. Совесть – способность индивида к нравственному самоконтролю, самооценке своих поступков, проявление социальной сущности человека. Социализация – это развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества. Сознание – высшая форма психики, которая присуща человеку. Социальная адаптация – приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Социальная психология – отрасль науки психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей при их социальном взаимодействии. Социальные отклонения – нарушения социальных норм, характеризующиеся определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью (пьянство, преступность, религиозный и идейный фанатизм и мн. др.). Способности – индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида – его задатках. Среда воспитания – это совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Стереотипы – устойчивые тенденции восприятия социального объекта максимально однородным и непротиворечивым. Стимул (психол.) – внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность. Страсть – сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных. Страх – негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду. Стресс – конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации. Стыд – эмоция, которая возникает у социализированной личности из-за несоответствия своего поведения социальным нормам, и переживается как состояние самообвинения. Судебная психология – это раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты гражданского и уголовного судопроизводства и психологические особенности лиц, имеющих различный юридический статус. Темперамент – характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности - скорости и интенсивности различных реакций. Теория «опасного состояния» – концепция причин преступности, основанная на доказывании психологической (или социально обусловленной) предрасположенности (повышенной склонности) части людей к совершению преступлений, вследствие этого лица, находящиеся в «опасном состоянии» (профессиональные и «неисправимые» преступники), должны подвергаться превентивному заключению с целью изоляции от общества. Толпа – социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, которое распространяется по принципу психического заражения. Установка – готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для конкретного субъекта ситуациях. Фанатизм – основанная на слепой вере, крайняя степень приверженности субъекта к определенной идее или образу мыслей с резко выраженной пониженной самокритичностью. Фрустрация – конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов. Характер – совокупность устойчивых психических черт личности, обусловливающая его отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. Ценностная правовая установка – направленное воздействие социальной группы, класса, партии, государства на формирование правовых ориентаций личностей и масс. Ценностно-правовые ориентации – совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, уважения к праву, солидарность с его требованиями, убежденность в их целесообразности и истинности и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, к его институтам. Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами. Чувство законности – особый социально-психологический настрой личности, обеспечивающий в ситуациях, регулируемых правом, выбор исключительно правомерных вариантов поведения, а также готовность следовать правовым предписаниям. Эмоции – импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значению воспринимаемого им явления. Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека. (Полное отсутствие Э. – признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.) Юридическая психология – это отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений, она изучает проявление психологических закономерностей в сфере правового регулирования. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. История развития юридической психологии. 2. Понятие личности и ее свойств. 3. Структура психических свойств личности. 4. Личность и юридическая деятельность. 5. Правосознание личности: психологические аспекты. 6. Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности. 7. Психологические особенности общения в конфликтных ситуациях. 8. Психологические особенности ведения переговоров с преступниками. 9. Методы изучения и оценки личности в юридической работе. 10. Ответственность как психологическая категория. 11. Нравственно-психологические особенности адвокатской деятельности. 12. Следователь и адвокат: грани сотрудничества и противоборства. 13. Личность преступника как объект исследования на предварительном следствии. 14. Речь в профессиональной юридической деятельности. 15. Психологические особенности следственной деятельности. 16. Психология несовершеннолетнего преступника. 17. Судебная речь. 18. Психология подсудимого. 19. Психология преступника-наркомана. 20. Психологические особенности проведения допроса подозреваемого (или любое другое следственное действие). 21. Общая психологическая характеристика судебного процесса. 22. Интуиция в работе юриста. 23. Неправомерное психологическое воздействие на предварительном следствии. 24. Воспитательное значение приговора суда. 25. Психологические аспекты процесса исполнения наказания. 26. Психологические аспекты индивидуализации мер исправительно-воспитательного воздействия на осужденного. 27. Вчерашний осужденный: трудности реадаптации к нормальной жизни. 28. Адвокат в гражданском процессе. 29. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования. 30. Этические и психологические начала частноправовых отношений. 31. Судебная речь: «вчера и сегодня». 32. Особенности судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе. |
|