Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» 2013г. Предмет, методы, система юридической психологии юридическая психо - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа тем по курсу «Юридическая психология» Содержание... 1 108.67kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины юридическая психология по... 2 1116.19kb.
Ч 81 Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология 17 4698.74kb.
Специализированной магистерской образовательной программы «Юридическая... 1 49.66kb.
Вопросы к экзамену по общенаучной дисциплине «Общая психология» 1 62.38kb.
1. Клиническая психология как научная дисциплина. История развития... 1 343.26kb.
Литература: Васильев Юридическая психология, 1998, "Питер", с. 1 177.82kb.
Методические разработки практических занятий по курсу: «психология... 1 122.22kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «Юридическая психология» 2 591.99kb.
Мамонтова С. Н. «Прикладная Юридическая Психология» 37 11098.08kb.
5 Планы семинарских (практических) занятий 1 111.46kb.
Методические указания по подготовке и организации самостоятельной... 1 284.73kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» 2013г. Предмет, методы - страница №1/1

министерство образования республики беларусь

учреждение образования «могилевский государственный университет им.А.А.Кулешова»

утверждаю

Зав кафедрой гражданского

и хозяйственного права

________________ Трамбачева Т.Д.

«____» _______________2013г.
Планы семинарских занятий

по курсу «Юридическая психология»

2013г.
1.ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


  1. Юридическая психология как теоретико-прикладная наука.

  2. Предмет и задачи юридической психологии.

  3. Система юридической психологии.

  4. Методы юридической психологии

Сообщения:

Исторические корни её возникновения и пути формирования как науки: зарубежный и отечественный опыт и достижения.

Юридическая психология и эффективность правоохранительной деятельности.

2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ


  1. Общая психологическая характеристика личности и деятельности, познавательных психических процессов. Эмоционально-волевая сторона деятельности.

  2. Психологическая характеристика нормативного поведения.

  3. Проблема социализации личности (нравственной, правовой) и её дефекты.

  4. Средства массовой коммуникации и социальный контроль, дефекты их воздействия на формирующуюся личность.

Сообщения:

Озабоченность в истории человечества отклоняющимся поведением.

Формирование криминальной насыщенности личности, криминогенной мотивации её поведения.

3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕСТУПНИКА




  1. Понятия "личность преступника" и "преступная личность". Психологическая характеристика личности правонарушителя и преступника.

  2. Психологические типы преступников

  3. Психология преступления

  4. Психология соучастия.

  5. Психологические особенности преступного поведения несовершеннолетних.

  6. Профессиональные особенности поведения личности. Особенности поведения, обусловленные побочной деятельностью, преступными действиями.

  7. «Улики поведения».

Сообщения:

Проблема криминальной насыщенности личности. Мотивационная сфера поведения и её криминогенная зараженность.

Социальная проблема снижения, локализации преступности несовершеннолетних.

Особенности психических состояний лица, планирующего преступление, совершающего преступные действия, совершившего преступное деяние. Особенности протекания психических процессов в ситуации криминальной деятельности.

4.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ




  1. Варианты структуры преступной группы.

  2. Социально-психологические особенности преступной группы.

  3. Особенности преступной группы, поведение индивидуума в преступной группе (зависимость, свобода выбора и т.п.)

Сообщения:

Групповая преступность как социальная проблема.

5.ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО



  1. Потерпевший как участник уголовного процесса.

  2. Психологические особенности личности потерпевшего и его поведения:.

  3. Пути формирования показаний потерпевшего. Вероятность лжи и возможность добросовестного заблуждения.

Сообщения:

Виктимность потерпевшего и её возможные типологические, характерологические и другие факторы. Значение виктимологических аспектов преступления

6.ФОРМИРОВАНИЕ СЛЕДСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ




  1. Общая характеристика юридической деятельности.

  2. Психологическая характеристика деятельности по расследованию преступлений.

  3. Стадии формирования следственной информации

  4. Ошибки процессуального воспроизведения информации и процедурные условия их недопущения.

Сообщения:

Воспитание профессионально важных качеств работников юстиции.

7.ПСИХОЛОГИЯ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЫСКА


  1. Осмотр места происшествия как процессуальное следственное действие и его психологические особенности.

  2. Требования к личности следователя, обусловливающие успешность осмотра места происшествия.

  3. Психология обыска.

  4. Подготовка к обыску.

  5. Организация поведения следователя во время обыска.

Сообщения:

Принудительный характер обыска как источник напряженности и отсутствия психологического контакта между сторонами.

8.ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА



  1. Допрос как специфическая форма общения.

  2. Средства общения, используемые при допросе.

  3. Регуляция процедуры допроса как фактор его эффективности.

Сообщения:

Взаимодействие общающихся сторон (позитивная кооперация, негативная, односторонняя). Психологические барьеры общения, предъявляемые коммуникатором и коммуникантом.

Методы побуждения допрашиваемого к произвольным правдивым показаниям, непроизвольным показаниям и реакциям. Изобличение лжи и пути её пресечения.

9.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОЧНОЙ СТАВКИ


  1. Очная ставка как специфическая форма допроса.

  2. Социально-психологические особенности очной ставки

  3. Стратегия проведения очной ставки.

Сообщения:

Противоречия в показаниях сторон как источник напряженности и конфликтности ситуации. Уяснение причин противоречия: добросовестное заблуждение одной из сторон и его возможные факторы; заведомая ложь и её возможные мотивы - товарищеские и родственные чувства, боязнь наказания или мести со стороны соучастников, зависимость от заинтересованных в исходе дела и др.

10.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА




  1. Следственный эксперимент как испытание психологических параметров личности

  2. Условия успешности проведения следственного эксперимента. Моральные "рамки" проведения эксперимента.

  3. Психологические "ограничения" адекватности эксперимента реальному событиюВозможность инсценировки в следственном эксперименте

Сообщения:

Эксперимент как средство психологического воздействия на подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), побуждающее его к правдивым показаниям.

11.СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА



  1. Судебно-психологическая экспертиза как самостоятельный вид судебной экспертизы

  2. Компетенция судебно-психологической экспертизы.

  3. Исследование личности обвиняемого и мотивов преступного действия или бездействия.

  4. Диагностика аффекта и других эмоциональных и психических состояний обвиняемого.

  5. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Сообщения:

Установление способностей несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в развитии (понимать значение своих действий, беспомощного состояния потерпевшего, способности оказания сопротивления противоправным действиям и др.).

12.СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА



  1. Психологическая характеристика судебной деятельности.

  2. Психологические особенности деятельности отдельных участников процесса

  3. Психологическая "насыщенность" судебного разбирательства.

  4. Психологические аспекты принятия решения судом и вынесения приговора.

Сообщения:

Формирование индивидуального убеждения судей и их коллегиального убеждения.

13.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



  1. Психологические особенности исправительной (пенитенциарной) деятельности.

  2. Социальная и психологическая характеристика осужденного. Его психологические проблемы на отдельных этапах исправительно-воспитательного процесса.

  1. Психологические особенности среды осужденных.

  1. Обязательные и факультативные факторы перевоспитания осужденных.

  1. Психология социальной реадаптации осужденного.

Сообщения:

Типология осужденных по степени их криминогенной насыщенности.

"Критические точки" в состоянии осужденного, особенности и задачи воспитателей.

Структура коллектива отбывающих наказание в исправительном учреждении, иерархия участников негативно ориентированных групп и их субкультура. Негативное влияние уголовной среды на вновь поступающих в исправительные учреждения.

14.ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮРИСТА




  1. Особенности юридической профессии и соответствующие требования к личности профессионала.

  2. Общие условия совершенствования профессионально значимых способностей.

  3. Психологические основы деятельности по профилактике правонарушений и преступлений.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В. Л.Васильев - СПб.: Питер, 2002.

  2. Еникеев, М.И. Юридическая психология / М. И. Еникеев.- М.: НОРМА, 2000.

  3. Прикладная юридическая психология. - М.:ЮНИТИ, 2001.

  4. Романов, В.В. Юридическая психология / В. В. Романов. - М.: Юрист, 2000.

  5. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология / Ю. В. Чуфаровский - М.: Юрист, 1995.

  6. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология / Г. Г. Шиханцов - М.: Зерцало, 2002.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА




    1. Веретехин, Е.Г. Практикум по юридической психологии / Е.Г.Веретехин. – Казань: Изд-во Каз. ун-та, 1991.

    2. Глазырин, Ф.В., Шиханцов, Г.Г. Практикум по судебной психологии/ Ф.В.Глазырин, Г.Г.Шиханцов. - Минск: БГУ, 1977.

    3. Дулов, А.В. Судебная психология / А.В.Дулов. – Минск: БГУ, 1975.

    4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И.Еникеев. - М.: Юрист, 1996.

    5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Ф.Зимбардо. -СПб.: Питер, 2001.

    6. Коновалова, В.Е. Правовая психология / В.Е.Коновалова. - Харьков: Основа, 1990.

    7. Костицкий, М.В. Введение в юридическую психологию: методические и теоретические проблемы / М.В.Костицкий. - Киев: Высшая школа, 1990.

    8. Кузнецов, Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации /Под ред. В.М.Кудрявцева. - М.: МГУ, 1984.

    9. Лысков, В.Д., Курбатова, Т.Н. Основы юридической психологии / В.Д.Лыськов. - Л.: ЛГУ, 1986.

    10. Майерс, Д. Социальная психология / Д.Майерс. - СПБ.: Питер, 1997.

    11. Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов / Под ред. В.Н.Дружинина. -СПб.: Питер, 2002.

    12. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н.Дружинина. -М.: ИНФРА, 1999.
    Социальная психология / Под ред Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. - М.: Политиздат, 1975.

  1. Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л.: Изд. ЛГУ, 1979

Столяренко, А.М. Проблемы и пути развития юридической психологии / А.М.Столяренко // Психологический журнал.- 1988. - №5.

ГЛОССАРИЙ
Авторитарность – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т.п.

Агрессия – действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим. (Такое действие теснейшим образом связано с отрицательными эмоциями, к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть.)

Акцентуации характера – неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих факторов.

Амбивалентность чувств – одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту.

Амнезия – нарушение памяти. (Виды: ретроградная амнезия – нарушение памяти на события, которые предшествовали заболеванию; защитная амнезия – забывание травмирующих событий.)

Аморальность – отрицательное отношение к нормам морали и нравственности.

Аномия – это нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, обусловленное кризисом общества и характеризующееся разложением системы ценностей, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации, и выражающееся в отчуждении человека от общества, в апатии, всеобщей разочарованности, массовом распространении отрицательной девиантности, а также делинквентности (Дюркгейм Э., Мертон Р., Парсонс Т.).

Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта.

Ассоцианизм – деятельность психики на основе образования ассоциаций.

Астения – повышенная утомляемость и раздражительность.

Атрибуция – стереотипное достраивание образа.

Аутизм – уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.

Аффект – непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации.

Барьер смысловой – непонимание людьми друг друга из-за их различного отношения к одним и тем же явлениям.

Бессознательное – психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е. на инстинктах.

Биотипы человека – типология человека, осуществляемая по индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы.

Вера – некритичное и полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

Влечение – подсознательно возникающая направленность на определенные объекты.

Влияние – изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок.

Внимание – оптимальное состояние сознания его направленность и организованность определенные значимые объекты.

Внушаемость – готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе.

Внушение – внедрение в сферу психической деятельности помимо воли индивида, воздействие на его психику в условиях снижения его сознательности.

Воля – самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимое планируемого результата.

Воображение – психический процесс, заключающийся в образном моделирован действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленно описанию.

Воспоминание – локализация сформированных ранее образов, воспринимаемо материала.

Восприятие – отражение предметной действительности при ее непосредственном воздействии на систему рецепторов человека.

Высокий уровень развития правовой психологии (общества, социальной группы, населения города, коллектива учреждения) – это уровень достоверного, систематизированного, устойчивого, теоретико-практического отражения правовой реальности, характеризующийся максимальным соответствием социально-психологических явлений в них представлениям о подлинном правовом обществе, о развитой правовой психологии группы и, как следствие, правомерным поведением должностных лиц, граждан, всех членов группы, коллектива.

Вытеснение – разновидность психологической зашиты, глубокое торможение следов психотравмирующих воздействий.

Генетическая теория преступности – концепция, рассматривающая в качестве одной из причин преступности хромосомные нарушения у человека, которые ведут к психопатизации и, как следствие, криминализируют личность.

Гипноз – состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушаемого образа.

Групповая изоляция – длительное пребывание группы в ограниченном пространств отчего появляется эмоциональная напряженность в межличностных отношениях.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – деяние индивидов или групп лиц, не соответствующее сложившимся в обществе социальным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения.

Делинквентное (антисоциальное) поведение – действия конкретного лица, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающее благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемое в крайних своих проявлениях.

Десоциализация – своеобразное «стирание» тех качеств, которые были выработаны в индивидууме ранее и оказываются ненужными в новой ситуации.

Дефектность правовой социализации личности – изменение человеком своих позитивно направленных правовых установок под воздействием ряда объективных и субъективных причин, выражающаяся в недооценке им ценности права (правовой негативизм), либо в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм), либо в активном неприятии норм права подчас только в силу их существования (правовой нигилизм).

Деформация правосознания – явление, которое является следствием низкого уровня политико-правовой культуры субъекта и выражается в искажении представлений о ценности права в различных формах: правой нигилизм, правовой инфантилизм, дилетантизм, перерождение правосознания и др.

Духовность – система высших нематериальных ценностей.

Зависть – негативное восприятие субъектом чьих-либо приобретений благ, влияет на психику завидующего, побуждая его к агрессивным действиям.

Заражение (психол.) – процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому я психофизиологическом уровне контакта; фактор спонтанного социального сплочения.

Защита психологическая – регулятивная система личностной стабилизации, которая направлена на снижение уровня недостижения в очень сложных и трудных условиях.

Идентификация – самоотнесение субъекта к определенной социальной группе.

Индивид – психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт.

Индивидуальность – своеобразие психики отдельного человека.

Инстинкт – совокупность врожденных поведенческих комплексов, могущих активизироваться при воздействии ключевых раздражителей.

Интеллект – устойчивая структура умственных способностей конкретного субъекта.

Интуиция – познавательное предчувствие, озарение, возникающее от высокого обобщения приемов познавательной деятельности в определенном направлении.

Инфантилизм – сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность.

Искупление – понесение справедливого наказания за совершенное преступление, которое открывает возможность нравственного самоисправления и самоочищения.

Исправительная (пенитенциарная) психология – отрасль юридической психологии, которая призвана изучать психологические особенности исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления (преступников), их психическое состояние, вызванное пребыванием в местах лишения свободы.

Исследование доказательств – установление содержания доказательства, его достоверности и доказательственной ценности.

Истина – доказанность суждения, его соответствие действительности.

Катарсис – эмоциональное потрясение, зачастую связанное с глубоким раскаянием.

Климат социально-психологический – качество межличностных отношений, которые в совокупности влияют на продуктивность совместной деятельности.

Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия.

Комплекс неполноценности – стойкая уверенность субъекта в своих личностных дефектах, обычно возникает в силу стойких жизненных неурядиц.

Комплексный подход – рассмотрение психики конкретного человека как результат взаимодействия естественных и культурных факторов в процессе его развития.

Конфликт – столкновение полярных интересов и желаний, начинающийся с инцидента, в котором одна из противоборствующих сторон предпринимает меры к ущемлению интересов другой стороны.

Конформизм (психол.) – податливость человека групповому влиянию, изменение им своего поведения, установок в соответствии с позицией большинства, ранее не разделявшейся.

Криминальная психология – это отрасль юридической психологии, изучающая психологию преступников и психологические механизмы формирования преступного замысла и совершения преступления.

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Лживость – систематическое, сознательное искажение истины для извлечения личных выгод.

Личностный смысл – избирательное отношение личности к значимым для нее явлениям

Личность – индивид как субъект социальных отношений. (Индивид становится личностью только при освоении социальных функций, овладевая основополагающими базовыми социальными ценностями.)

Личность преступника – совокупность психических особенностей индивида, проявляющихся в характере совершенного им преступления.

Ложь – намеренное искажение действительности.

Локус контроля – склонность субъекта приписывать ответственность за отрицательные результаты своей деятельности внешним силам или своим личностным особенностям.

Манипулирование – идеологическое воздействие для изменения поведения людей, их жизненных позиций помимо их интересов.

Маргинал – это человек, по каким-либо причинам покинувший одну культуру, сословие, класс, группу и не приспособившийся к ценностям и образу жизни другой.

Маргинальность – крайности социально значимого поведения (попрошайничество, проституция, наркомания, алкоголизм и т.п.).

Менталитет – система стереотипов человеческого мышления, деятельности и поведения, вытекающая из определенной системы ценностей и приоритетов, определяемая относительно постоянными объективными условиями.

Методы исследования личности – совокупность приемов и способов исследования психических качеств личности.

Моделирование – общенаучный метод исследования каких-то предметов, процессов на моделях, схемах или конструкциях, аналогичных исследуемому объекту в каких-то отношениях.

Мотивация – потребность конкретного индивида добиваться успеха и избежания неудачи, вызывающая активность человека в определенном направлении; процесс формирования мотива; совокупность мотивов.

Мотивировка (психол.-прав.) – рациональное объяснение субъектом причин своего поведения.

Мышление – обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем

Навязчивые состояния – состояния, которые могут возникнуть непроизвольно в крайнем переутомлении и психической ослаблености.

Направленность правосознания – это способность правосознания к формированию правомерного или противоправного видов поведения, складывающаяся под воздействием позитивных или негативных элементов правосознания.

Невменяемость (недееспособность) – обстоятельство, исключающее юридическую ответственность, которое заключается в том, что не может быть субъектом права, а следовательно, нести юридическуюответственность физическое лицо, которое вследствие болезненного состояния психики не может осознавать характер своих действий либо руководить ими.

Неврозы – психогенные нервно-психические расстройства, к числу которых относятся истерия, неврастения, невроз навязчивых состояний.

Негативизм (психол.) – внешне не мотивированное поведение человека, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих людей.

Негативные элементы правосознания – это такие элементы правосознания, которые не соответствуют смыслу правовых требований и, как правило, влекут формирование неправомерного (противоправного) поведения личности.

Низкий уровень развития правовой психологии свидетельствует о все большем несовпадении ее с высшим, подлинно правовым, о наличии увеличивающихся криминогенных социально-психологических предпосылок, проявляющихся все чаще, шире и глубже в противоправном поведении членов общности.

Одаренность – общие способности, могущие обеспечить индивиду возможное высокопродуктивной деятельности в одном направлении.

Одиночество – психическое состояние субъекта, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, что характеризуется различными депрессиями или чувством тревоги.

Отбор психологический – определение психической пригодности кандидатов какому-то роду деятельности с учетом проведенных результатов психологического тестирования.

Ответственность – соответствие поведения личности долгу, обязанностям, подчиненность поведения личности, социальному контролю.

Отрицание реальности (психол.) – отказ трезво воспринимать действительность, уход от нее.

Отчуждение – отвержение индивидом социальных ценностей, что является предпосылкой криминализации его поведения.

Ощущение – психический процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Память – процесс сохранения и организации опыта.

Паника массовая – безотчетный ужас, который может охватить толпу в экстремальной ситуации, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью.

Перемещение (психол.) – разрядка подавляемых чувств, как правило, чувства враждебности, направляемая на объект, менее опасный (либо более достижимый), чем тот, который вызвал отрицательные эмоции.

Поведение – опосредованная система действий или поступков субъекта, направленных на удовлетворение определенных потребностей; формы и способы взаимодействия индивидов и социальных групп с окружающей действительностью.

Пограничные состояния – нервно-психические состояния, находящиеся на грани психического здоровья и психопатологии (реактивные состояния, психопатии и т.д.).

Позитивные элементы правосознания – это такие его компоненты, которые по своему содержанию соответствуют смыслу и содержанию норм права и влекут за собой формирование правомерного поведения личности.

Позиция социальная – положение индивида или группы индивидов, регламентирующее стиль их поведения.

Понимание – постижение значения и смысла какого-то явления.

Порог ощущения – величина какого-то раздражителя, вызывающего или изменяющего интенсивность ощущений.

Поступок – сознательный акт поведения индивида.

Потребность – источник человеческой активности, возникающий в результате несогласования реального состояния индивида и его оптимального состояния.

Правовая доктрина – мнения самых известных и признанных в своей научной специализации ученых-юристов по тем или иным правовым вопросам, высказанные ими в своих работах (статьях, монографиях), используемые при разрешении определенных практических вопросов.

Правовая идеология – система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

Правовая культура – это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее состояние права как социальной ценности; это совокупность духовных и материальных ценностей, которые характеризуют всю правовую действительность.

Правовая лояльность – это характеристика правосознания, обеспечивающая правомерное поведение личности и проявляющаяся в отношении к позитивному праву, готовности к реализации правовых предписаний, к активному использованию имеющихся правовых средств защиты нарушенных субъективных прав, к участию в социальном контроле правовой действительности.

Правовая потребность – побудительный мотив, источник правовой активности, внутреннее состояние личности, основанное на уверенности в высокой социальной ценности права и необходимости использования исключительно правовых средств.

Правовая просвещенность – совокупность имеющихся знаний у членов общности о правовой системе общества, роли права и законности в жизни общества, своих правах и обязанностях, способах их реализации и выполнения и др.

Правовая психология – совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых учреждений, действующих в обществе.

Правовая самооценка личности – умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиям действующих норм права.

Правовая социализация – усвоение человеком правовых знаний и требований, постепенное овладение необходимыми социально-правовыми навыками с целью формирования и обеспечения правомерного (законопослушного) поведения.

Правовая сплоченность – высокая степень духовной и социально-психологической организованности и единства, проявляющаяся в правовой сфере жизни.

Правовая субкультура – такая разновидность правовой культуры, которая является характерной для конкретной устойчивой социальной группы, отличающейся своим отношением к базовым ценностям общественной правовой культуры.

Правовая установка – особое психическое состояние предрасположенности субъекта права к определенной правовой активности в той или иной правовой ситуации; это система потребностей, интересов, взглядов, идеалов, имеющая определенную ориентацию и направленность, и являющаяся динамическим элементом правового сознания.

Правовое внушение – процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемой правовой информации, с отсутствием целенаправленного ее понимания, логического анализа и оценки с учетом имеющихся теоретических правовых знаний и юридической практики индивидов, социальных групп и общества в целом.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое настроение – эмоциональная реакция человека на оценку каких-либо правовых событий или состояния права.

Правовое образование – процесс и результат усвоения систематизированных правовых знаний, умений и навыков, как необходимое условие теоретической и практической деятельности в сфере права.

Правовое общественное мнение группы – преобладающее и имеющее хождение в группе мнение по поводу того или иного закона, нововведения, решения государственных органов, действий госаппарата и правоохранительных органов, работы судов и судебных решений и пр.

Правовое перерождение – это крайняя степень искаженного дефектного правового сознания, при котором правовое начало сознательно (и целенаправленно) игнорируется, отрицается по мотивам корысти, жестокости, алчности и пр.

Правовое просвещение – это государственно-организованный, целенаправленный процесс распространения правовых знаний среди населения в целях роста его правовой культуры, формирования уважительного отношения к праву, правосудию и законности.

Правовой климат группы – комплексный феномен, характеризующий целостное состояние психологической атмосферы правовой жизни группы и напрямую зависящий от доминирующих в этой группе правовых настроений.

Правовой мотив – внутреннее побуждение к правомерным действиям, особая психологическая форма осознания людьми тех или иных правомерных потребностей и интересов.

Правовой миф – такая устойчивая форма правосознания, с помощью которой правовая информация о действующем правопорядке и правоприменении собирается, систематизируется, воспроизводится и закрепляется в целях создания упрощенных, просто понимаемых и объясняемых представлений о должном положении дел в правовой сфере для последующего сравнения этих представлений с уже имеющимися. Это устойчивое представление о разнообразных явлениях правовой сферы, полученное на основании опыта предшествующих поколений, хранящееся в памяти народа в виде опыта, связанного с самоорганизацией поведения людей, и направленного на устройство и укрепление существующего правопорядка. (Правовые мифы проявляются посредством правовых процедур, ритуалов, церемоний и проч.)

Правовые навыки – закрепленные в ходе жизнедеятельности человека стереотипные приемы законопослушного поведения.

Правовые представления – органическая часть социокультурных представлений, выражающая понимание, объяснение, поведенческие и эмоциональные реакции отдельного индивида или социальной группы по поводу общего состояния и конкретных явлений правовой действительности; это понятия, мнения, установки стереотипы, позволяющие индивиду и социальной группе оценивать правовую ситуацию и приспосабливать свое поведение по отношению к существующим правовым нормам; это такие представления, которые выполняют функцию сохранения, воспроизводства и распространения той части социального опыта, которая призвана обеспечить стабильность и динамику правовой системы.

Правовые привычки – закрепленные в обычаях и традициях представления о правомерном и неправомерном, справедливом и несправедливом, о преступлении и наказании, правах и обязанностях.

Правовые чувства – довольно длительная и устойчивая форма переживания, имеющая стабильную мотивационную и относительно неизменную реакцию на состояние правовой действительности.

Правовые эмоции – непосредственное переживание жизненного смысла определенной ситуации, обусловленное ее соотношением с потребностями субъекта.

Правомерное поведение (психолого-социально-правовой аспект) – обусловленная психологическими переживаниями, культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанная на сознательном выполнении его требований и направленная на достижение его целей.

Правосознание (психологич.) – сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.

Правота – состояние морального или научного отношения индивида к объективным интересам общества, линия поведения личности, соответствующая потребностям развития социума.

Представление – образцы предметов, явлений и событий, которые возникают при воспоминании о них или воображении.

Предупреждение – установка, которая блокирует адекватное отражение определенных явлений.

Принятие решения – стартовый элемент сложного волевого действия.

Проекция (психол.) – перенесение собственных характеристик на других; приписывание другим людям своих моральных качеств и побуждений.

Профессиональная стереотипизация юриста – устойчивое, стандартизованное отношение юриста-практика к тем или иным правовым явлениям, субъектам права, сформировавшееся под влиянием накопленного опыта и сложившихся условий. (Зачастую проявляется в обвинительном уклоне, презумпции собственной непогрешимости, ориентации на ужесточение наказаний, стереотип секретности и закрытости своей сферы деятельности и т.п.)

Психика – субъективное отражение реальной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется взаимодействие человека с окружающей действительностью.

Психическое здоровье – состояние психического благополучия, что обеспечивает адекватную психическую саморегуляцию индивида.

Психическое состояние – временное своеобразие психической деятельности субъекта, обусловленное предметом и условиями его деятельности, его отношением к такой деятельности.

Психоз – глубокое патологическое нарушение человеческой психики.

Психологическая защита – специфичная переработка сознанием или подсознанием нежелательной для личности информации с целью ее нейтрализации (рационализация, проекция, отрицание реальности, перемещение).

Психологическая культура юриста – комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения.

Психологическая школа права – одно из направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XIX-XX вв., и обосновывающее право не социально-экономическими условиями жизни общества, а некими явлениями психики человека (психическими переживаниями), формирующими у него чувство этически должного как основу правового сознания (Г. Тард, Л. Кнапп, А. Вирлинг, Э. Ленинг, А. Росс, П.А. Сорокин, Л. Петражицкий и др.).

Психологический контакт – положительно-эмоциональное взаимодействие субъектов, общение, которое возникает между ними на основе общих интересов и целей их деятельности.

Психологический подход к праву – такое отношение к правовым явлениям, при котором под правом понимается только сознание людей, эмоции восприятия правовых требований адресатами права, правосознание.

Психотерапевтическое интервью – метод психотерапевтической беседы для оказания психологической помощи, раскрытия скрытых мотивов поведения.

Психология – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека с окружающей средой.

Психопатии – патология характера, препятствующая адекватному восприятию окружающей действительности.

Психотропные средства – химические соединения и природные продукты, которые могут повлиять на изменение психики. (К их числу относятся успокаивающие, стимулирующие активность, дезорганизующие и т.д.)

Психофизиология – наука, изучающая психические явления в единстве с нейрофизиологическими процессами.

Раскаяние – признание своей вины и самоосуждение противоправного поведения, готовность нести заслуженное наказание.

Рассудок – функция интеллекта, обеспечивающая приспособление индивида к типичным жизненным ситуациям, функционирование человеческого ума в пределах опыта и знаний.

Рационализация – объяснение собственных поступков более благовидными, социально одобряемыми (нежели на самом деле) мотивировками с целью обеспечения душевного комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, предотвращения нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т. д.).

Регрессия поведения – разновидность психологической зашиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизни.

Ресоциализация – приобретение индивидуумом тех качеств, которые ему нужны в новых условиях его существования. Рефлексия – самопознание субъектом своих психологических состояний и состояния других людей.

Самосознание – представление субъекта о своих взаимосвязях с окружающей средой, стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

Совесть – способность индивида к нравственному самоконтролю, самооценке своих поступков, проявление социальной сущности человека.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

Сознание – высшая форма психики, которая присуща человеку.

Социальная адаптация – приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям.

Социальная психология – отрасль науки психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей при их социальном взаимодействии.

Социальные отклонения – нарушения социальных норм, характеризующиеся определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью (пьянство, преступность, религиозный и идейный фанатизм и мн. др.).

Способности – индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида – его задатках.

Среда воспитания – это совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности.

Стереотипы – устойчивые тенденции восприятия социального объекта максимально однородным и непротиворечивым.

Стимул (психол.) – внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность.

Страсть – сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных.

Страх – негативная острая эмоция, которая может возникнуть в обстановке реальной угрозы индивиду.

Стресс – конфликтное эмоциональное состояние, которое появляется в опасной ситуации.

Стыд – эмоция, которая возникает у социализированной личности из-за несоответствия своего поведения социальным нормам, и переживается как состояние самообвинения.

Судебная психология – это раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты гражданского и уголовного судопроизводства и психологические особенности лиц, имеющих различный юридический статус.

Темперамент – характеристика конкретного индивида с точки зрения его психической деятельности - скорости и интенсивности различных реакций.

Теория «опасного состояния» – концепция причин преступности, основанная на доказывании психологической (или социально обусловленной) предрасположенности (повышенной склонности) части людей к совершению преступлений, вследствие этого лица, находящиеся в «опасном состоянии» (профессиональные и «неисправимые» преступники), должны подвергаться превентивному заключению с целью изоляции от общества.

Толпа – социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, которое распространяется по принципу психического заражения.

Установка – готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для конкретного субъекта ситуациях.

Фанатизм – основанная на слепой вере, крайняя степень приверженности субъекта к определенной идее или образу мыслей с резко выраженной пониженной самокритичностью.

Фрустрация – конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

Характер – совокупность устойчивых психических черт личности, обусловливающая его отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.

Ценностная правовая установка – направленное воздействие социальной группы, класса, партии, государства на формирование правовых ориентаций личностей и масс.

Ценностно-правовые ориентации – совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, уважения к праву, солидарность с его требованиями, убежденность в их целесообразности и истинности и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, к его институтам.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие связь последних с его потребностями и мотивами.

Чувство законности – особый социально-психологический настрой личности, обеспечивающий в ситуациях, регулируемых правом, выбор исключительно правомерных вариантов поведения, а также готовность следовать правовым предписаниям.

Эмоции – импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значению воспринимаемого им явления.

Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека. (Полное отсутствие Э. – признак эмоциональной тупости, которая служит предпосылкой для совершения жестоких преступлений против личности.)

Юридическая психология – это отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений, она изучает проявление психологических закономерностей в сфере правового регулирования.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. История развития юридической психологии.

2. Понятие личности и ее свойств.

3. Структура психических свойств личности.

4. Личность и юридическая деятельность.

5. Правосознание личности: психологические аспекты.

6. Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности.

7. Психологические особенности общения в конфликтных ситуациях.

8. Психологические особенности ведения переговоров с преступниками.

9. Методы изучения и оценки личности в юридической работе.

10. Ответственность как психологическая категория.

11. Нравственно-психологические особенности адвокатской деятельности.

12. Следователь и адвокат: грани сотрудничества и противоборства.

13. Личность преступника как объект исследования на предварительном следствии.

14. Речь в профессиональной юридической деятельности.

15. Психологические особенности следственной деятельности.

16. Психология несовершеннолетнего преступника.

17. Судебная речь.

18. Психология подсудимого.

19. Психология преступника-наркомана.

20. Психологические особенности проведения допроса подозреваемого (или любое другое следственное действие).

21. Общая психологическая характеристика судебного процесса.

22. Интуиция в работе юриста.

23. Неправомерное психологическое воздействие на предварительном следствии.

24. Воспитательное значение приговора суда.

25. Психологические аспекты процесса исполнения наказания.

26. Психологические аспекты индивидуализации мер исправительно-воспитательного воздействия на осужденного.

27. Вчерашний осужденный: трудности реадаптации к нормальной жизни.

28. Адвокат в гражданском процессе.

29. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования.

30. Этические и психологические начала частноправовых отношений.

31. Судебная речь: «вчера и сегодня».



32. Особенности судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе.