Педагогический совет «От детского сада к школе. Преемственность. Воспитательная система школы. Достижения. Проблемы. Перспективы раз - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Роль детского сада в повышении правовой культуры родителей 1 167.6kb.
Отчет о проведении предметной недели естественно географических дисциплин... 1 90.79kb.
Самоанализ деятельности мдоу детского сада 1 148.58kb.
Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся... 2 795.32kb.
Тематический план психолого-педагогической работы во второй младшей... 2 485.82kb.
Воспитательная система 1 335.53kb.
Проблемы формирования самооценки в младшем школьном возрасте 1 72.9kb.
Портфолио педагога-психолога мбдоу детского сада комбинированного... 1 199.24kb.
Как помочь ребенку-изгою 1 27.05kb.
Проблемы и перспективы развития отношений между россией и кндр 1 288.61kb.
Программа дошкольного образования с учетом фгт муниципального дошкольного... 1 711.15kb.
Зарплата для производственников. "Pcweek", №23, 2001г. Татьяна Богатова... 1 67.34kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Педагогический совет «От детского сада к школе. Преемственность. Воспитательная система - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы

«Средняя общеобразовательная школа № 13»



Педагогический совет

«От детского сада к школе. Преемственность. Воспитательная система школы.

Достижения. Проблемы.

Перспективы развития»

(26.03.2012)

Подготовила:

Н.Н. Марьина,

заместитель директора по ВР.

2012

План педагогического совета:


  1. Выступление заместителя директора по ВР Н.Н. Марьиной «Воспитательная система школы. Перспективы развития».

  2. Выступление заведующей дошкольным отделением «Федеральные государственные требования».

  3. Выступление классного руководителя 1 «А» класса В.А. Францевой «Преемственность в воспитании: детский сад – начальная школа. Трудности, проблемы, находки».

  4. Выступление классного руководителя 3 «Б» класса Г.А. Тимошок «Воспитательная система класса как одна из составляющих воспитательной системы школы».

  5. Выступление классного руководителя 4 «А» класса С.А. Тощаковой «Традиции класса в системе воспитания».

  6. Выступление классного руководителя 2 «А» класса Т.С. Капраловой .

  7. Выступление руководителя МО классных руководителей Л.Ю Серегиной «МО классных руководителей в системе воспитания школы».


«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Школа – это дом, где формируется и как бы проектируется будущая личность. И в этом «проектировании» важно все. Именно поэтому образовательной, чистой учебной деятельности недостаточно. Какими бы хорошими, полноценными, развивающими ни были уроки, нужны еще какие-то дополнительные инструменты. Поэтому каждый учитель, каждый классный руководитель, помимо дидактической системы, создает систему воспитательную, связанную с внеклассной работой. Кто-то выбирает в качестве ее стержня клубную работу, кто-то использует коммунарскую методику, для кого-то важную роль играет туризм.



Важнейший аспект воспитательной системы – максимальное снижение негативного влияния социума на личность ученика.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.



Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, учитывая влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.

Воспитательная система состоит из следующих компонентов:

– цели – совокупность идей, для реализации которых она создается;

– деятельность, обеспечивающая ее реализацию;

– субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

– отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъектов в некую общность;

– управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.



Цель воспитательной системы – создание условий для развития личности ребенка.

Она сформулирована с учетом анализа образовательной ситуации в школе, особенностей социума микрорайона, потребностей, желания учащихся, их родителей, педагогического коллектива.

Создание условий для развития личности ребенка – это процесс создания системы отношений, помогающий ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. Система воспитания как сложная социальная система обладает рядом признаков.

1. Целенаправленность. Целевая установка воспитательной системы должна соответствовать особенностям ребенка, коллектива, конкретным условиями воспитания.

2. Целостность. Система представляет собой органическое единство компонентов (содержание воспитания, доминирующие виды деятельности, методы и приемы, организационные формы, управленческие процессы и т. д.), внутри которого существуют четкая взаимосвязь и взаимодействие.

3. Динамизм. Воспитательная система – явление развивающееся. Очень важно, чтобы своевременное обновление системы как в содержательном, так и в организационном аспектах было следствием потребности личности и коллектива.

4. Управляемость. Воспитательная система предполагает постоянное изучение ее состояния и организацию соответствующих ему педагогических воздействий.

Эффективность педагогического управления системой зависит от знания объективных закономерностей воспитания, от информационной обеспеченности воспитательного процесса, от того, насколько овладели классные руководители методами анализа своей работы и, наконец, от опоры на детское самоуправление.

5. Взаимодействие со средой. Воспитательная система вписана в определенную социальную и природную среду, государственную, региональную систему, с которой неизбежно связана и взаимодействует. В отношениях с окружающей средой и проверяется прочность системы, ее устойчивость и стабильность, реакция на непредвиденные ситуации и «внешние раздражители».

Говоря о признаках системы воспитания, нельзя не сказать о комплексном подходе в ней. Системный подход – стратегия воспитания, комплексный – его тактика. Комплексный подход позволяет, не увеличивая объема работы, а лишь интегрируя средства педагогического воздействия, добиваться большой эффективности труда классного руководителя

Воспитательная система нашей школы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Уставом школы. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для воспитательной системы стали педагогические идеи В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.П.Иванова, В.А.Караковского, Н.Е.Щурковой. Под воспитанием понимается целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности. В области формирования воспитательной системы школы сделано:

1. Сформировано МО классных руководителей (ежедневно ведется воспитание учащихся, проводятся совещания классных руководителей, проводится сбор и анализ методического материала, оказывается методическая помощь классным руководителям). 2. Создана система дополнительного образования (на бесплатной основе, имеются учебные программы по всем объединениям, 72,48 % учащиеся школы посещают секции и кружки (некоторые по несколько наименований).

3. Сформированы школьные традиции проведения следующих мероприятий (День знаний, Праздник посвящения в первоклассники, День учителя, День пожилого человека, Новогодние праздники, День защитника Отечества, Масленица, «Зарница», Смотр строя-песни, Вахта Памяти , Последний звонок, Выпускной вечер, проведение предметных и методических недель).

4. Установлены внешние связи с социальными партнерами.

5. Работа классных руководителей направлена на: ежедневное воспитание учащихся, заботу о здоровье учащихся и здоровом образе жизни, внеурочную деятельность, активную экскурсионную работу, дежурство классов по школе, контроль за пропусками учащихся, работу с учащимися «группы риска, сотрудничество с родителями учащихся.

6. Выбраны и работают родительские комитеты классов и школы.

7. Применяются принципы педагогического воздействия:


  • уважение к ученику,

  • понимание и принятие душевного состояния ребенка,

  • раскрытие мотивов совершенных поступков,

  • заинтересованность в судьбе воспитанника,

  • доброжелательное отношение к воспитаннику,

  • педагогическая поддержка воспитанника.

8. Используются приемы работы с учащимися:

  • проявление доброты и внимания,

  • выражение поощрения ребенку,

  • авансирование личности,

  • прощение,

  • поручительство,

  • организация успеха в учении,

  • ожидание лучших результатов,

  • убеждение,

  • моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы,

  • пробуждение гуманных чувств,

  • активизация сокровенных чувств воспитанника,

  • констатация поступка,

  • параллельное педагогическое воздействие,

  • внешняя опора на правильное поведение,

  • помощь психологической службы школы.

Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:

воспитательная работа в процессе обучения;

внеурочная деятельность;

внешкольная деятельность

Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей. Воспитательная система складывается из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, реализацию программ воспитания области и города. Опираясь на коллективные потребности учащихся школы, их родителей и учителей, выявленных в процессе проведения разнообразных микроисследований, коллектив школы определил следующую системообразующую деятельность:

• Развитие школьного самоуправления (педагогический совет, родительский комитет, совет старшеклассников).

• Продолжение школьных традиций, организация ключевых творческих дел (КТД), объединяющих детей и взрослых.

• Совершенствование системы дополнительного образования

Сотрудничество с родителями

• Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, практикумы, открытые уроки, классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации)

• Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы)

• Участие родителей в управлении школой (общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты).



Цели и задачи воспитательной работы на 2011-2012 учебный год

Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.

Основные задачи воспитательной деятельности:

• Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.

• Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

• Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.

• Развитие общей культура школьников через приобщение национальной культуре, обычаям и традициям.

• Практические задачи:

• Моделирование воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс школы.



Наиболее важными достижениями школы являются следующие:

• стал более эффективным процесс педагогического содействия развитию личности учащихся, формированию их нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;

• явная демократизация отношений между педагогами и воспитанниками, тенденция к совместному решению самых острых проблем;

• наличие системы дополнительного образования;

• • постепенное формирование образа выпускника и школы в сознании педагогов, учащихся и родителей.

• наличие единого подхода в выборе содержания деятельности;

• целенаправленная работа по повышению мастерства педагогических кадров и специалистов;

• постоянное развитие и укрепление связей с социальными партнерами

К числу используемых образовательных технологий относим:

• Здоровье сберегающие технологии

• Метод проектов

• Технология исследовательской деятельности

• Технология личностно-ориентированного воспитания

• Технология «Портфолио»

• Информационные технологии

• Технология воспитания в сотрудничестве



Перспективы развития можно рассматривать в решении существующих проблем, которые можно разделить на следующие:

1. Проблема педагогических кадров (нет ни педагога-организатора, ни вожатого. Отсюда – низкий уровень проведения мероприятий!)

2. Проблема управления воспитательной системой (заместитель директора по воспитательной работе не всегда четко ставит цель перед участниками воспитательного процесса. Как результат – много ошибок и пробелов!)

3. Проблема материальной базы воспитательной системы (нет кабинета ВР, нет технической базы, отсутствуют элементарные канцтовары)

4. Проблема освоения социальной среды воспитательной системы.

Постановка задач может быть следующей:

Проблема педагогических кадров.

Целенаправленно проводить курсовую, методическую подготовку учителей, стимулировать их на самообразовательную работу, ориентировать вновь принятых учителей на принятие традиций школы, совершенствование своего педагогического мастерства. Решить проблему отсутствия вожатого и педагога-организатора.



Проблема управления воспитательной системой. Продумать все элементы управляющей системы: структуру, функционал, механизм управления и проходящий по технологической цепочке (анализ - постановка цели - деятельность - анализ - ...), сочетающей в себе управление и различные формы соуправления.

Проблема материальной базы воспитательной системы.

Изыскать различные возможности: спонсорскую помощь родителей, финансовую поддержку предпринимателей города, ... для поддержания и расширения материально-технической базы.



Проблема освоения социальной среды воспитательной системы.

Максимальное использование культурных возможностей города: музеи, исторические места, театры, концертные залы. Максимальное использование интеллектуально-образовательных возможностей городов: институты, специализированные учреждения, клубы, университеты, академии. При решении этих проблем быстрее сформируется чувство единения, чувство «МЫ», состоящих из ярких «Я». Каждый класс, являясь единицей воспитательной системы, имеет право на создание внутриклассных традиций, на проявление инициативы, лидерства в общешкольных делах. В развитии индивидуальности каждого ученика имеет большое значение работа классных руководителей по диагностике ученика и классного коллектива, проведение разнообразной внеурочной работы, позволяющей включить детей в разные формы работы, показать их с положительной стороны, позволить им утвердиться хорошими делами в коллективе. Педагогическая поддержка должна быть опосредованной по результатам диагностики в ходе классного часа, но чаще в индивидуальной беседе. Таким образом, управление должно идти в системе:



ученик - учитель – руководитель

И тогда воспитательная система школы станет более реальной, продуктивной.



Литература:

1. Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 1996.

2.    Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва,1996.

3.    Воспитательная система школы: проблемы управления. Под редакцией В.А. Караковского. Москва, 1997.

4.    Макаренко А.С. О воспитании. Москва, 1990.

5.    Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, 1989.

6.    Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань,1994.

7.    Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 1999. составили: Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина.

8.    Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва, 1997.

9.    Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 2000.



10.Ямбург Е.А. Школа для всех. Москва, 1997.