Отчет экспертной группы - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ответы рецензенту 2 414.23kb.
Ассоциация юристов россии 1 56.33kb.
Тезисы доклада на заседании экспертной группы №19 по вопросу "Актуальные... 1 95.77kb.
Отчет взаимной оценки 15 3232.84kb.
Отчет взаимной оценки 27 4775.61kb.
Реализация онтологического подхода в обучающей экспертной системе... 1 118.28kb.
Отчет по диагностике системы управления Группы предприятий «zzz» г. 8 2645.22kb.
Отчет работы группы по тем «Дифференциация пола» 1 58.81kb.
Группы крови. Группы крови 1 77.51kb.
Вопросы к зачету Дисциплина :«Абстрактная алгебра» 1 15.09kb.
Отчет московской группы исито по первому этапу исследования 4 740.42kb.
М. В. Ломоносова Научные степень и звание 1 115.36kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Отчет экспертной группы - страница №1/1

Преподавание политических наук в московских вузах:

школа – бакалавриат – магистратура
Отчет экспертной группы
Состав группы: декан Факультета политологии МГИМО (У) МИД России, д.пол.н., профессор А.Д. Воскресенский; заместитель декана Факультета политологии, к.пол.н., доцент М.А. Троицкий; заместитель декана Факультета политологии, к.пол.н. Е.В. Колдунова; координатор магистерских программ, к.пол.н. К.А. Ефремова; профессор кафедры политической теории, к.филос.н. А.А. Чанышев.

В обсуждениях также участвовали представители средних общеобразовательных школ города Москвы – директор ГОУ СОШ № 1275 О.Г. Смаль и директор ГОУ СОШ № 1479 Н.В. Куликова.


Участниками экспертной группы были подготовлены материалы для дискуссии в рамках экспертного семинара на тему «Уровни преподавания политических наук в московских учреждениях образования: проблемы перехода и совместимости». В семинаре приняли участие руководители подразделений образования от уровня средней школы до программ подготовки магистров и аспирантов. Тезисы выступлений членов оргкомитета, а также приглашенных экспертов были подготовлены и распространены среди участников семинара заблаговременно. Таким образом, на экспертном семинаре обсуждались выдвинутые в письменных работах экспертов аргументы и рекомендации.

На семинаре состоялась дискуссия по ряду наиболее актуальных проблем «стыковки» различных уровней образования в сфере общественных наук:



  • опыт преподавания общественно-политических дисциплин в средних общеобразовательных школах;

  • проблемы профориентации и трудоустройства выпускников-политологов;

  • специфика магистерской подготовки по специальностям политологического цикла и проблемы перехода бакалавриат—магистратура




  1. Опыт преподавания общественно-политических дисциплин в средних общеобразовательных школах

Доклад Н.В. Куликовой и последующая дискуссия привели участников семинара к следующим основным выводам:

Общественно-политические дисциплины, как и весь массив школьного образования в целом, должны не только обеспечивать ученика необходимыми ему знаниями, умениями и навыками, но также призваны воспитывать и готовить его к будущей взрослой жизни.

Понимание роли личности в истории, ее места в общественной жизни, формах и типах человеческих контактов, а также осознание единичности и неповторимости каждого человека, его самобытной значимости в основном формируются на уроках истории Отечества и обществознания. Однако добиться этого в конечном итоге и, что еще важнее, воспитать активную жизненную позицию школьника невозможно без системного подхода.

Главным направлением этих усилий является процесс обучения. Уроки истории и обществознания строятся при активном участии ребенка. Не последнее место занимает популярная сегодня проектная деятельность учащихся разного рода направлений и содержания: от подготовки эссе и аналитических работ до мультимедийных проектов. При этом не потеряли своей актуальности и традиционные педагогические методики: постановка проблемы и совместный поиск ответа учителем и учеником. Пути решения данной проблемы могут варьироваться в зависимости от цели и задач урока (блока уроков): а) коллективный путь через вопрос-ответ, научную дискуссию, диспут; и/или индивидуальный – на основе индивидуальной или групповой аналитической работы учащихся с представлением и защитой собственной точки зрения, а иногда и просто в виде беседы учителя и класса.

Помимо этого, школьные образовательные программы должны дополняться программами дополнительного образования. Подобные программы могут включать, например, цикл музейно-экскурсионных занятий на базе таких музеев, как Государственный исторический музей (ГИМ), Государственный музей современной истории России (ГМСИР), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Государственный музей изобразительно искусства (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Учащиеся классов с 5 по 11 могут в течение учебного года посещать эти и другие музеи по изучаемым темам.

Специализация старшей школы должна предусматривать активное правовое воспитание. Целесообразно также организовывать дополнительные общественно-правоведческие мероприятия и занятия. Так исторически сложилось, что проведенные однажды праздники, например посвященные Дню Конституции 12 декабря 1993 г., превратились в хорошую традицию, когда старшие школьники (начиная с 7 и до 11 класса) проводят заняти – игры, викторины, дискуссии – для младших. Возможно, высокая эффективность и популярность этих праздников объясняется именно личностным началом.

В целом дискуссии по правой и общественно-политической тематике должны стать обычными явлениями общешкольной жизни. Уже сейчас в средних школах Москвы каждый год проводятся открытые уроки, дискуссионные встречи для учителей округа, студентов педвузов, подготовленные учителями школы совместно со своими учениками.

Вместе с тем, успехи определяются традициями и опытом школы, творческим настроем педагогического коллектива и – главное – желанием и энергией самих учащихся.



  1. Проблемы профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников-политологов

С основным сообщением на данную тему выступила к.пол.н. Е.В. Колдунова. Она проиллюстрировала данную проблему на опыте Факультета политологии МГИМО (У) МИД России, сотрудником которого она является. В ходе выступления и последующей дискуссии участниками семинара были сделаны следующие выводы:

Специфика высшего образования в области политических наук заключается многовариантности карьерных путей, открытых для выпускников как Факультета политологии МГИМО, так и других учебных заведений, готовящих политологов. Этому существуют две причины:.

Во-первых, в МГИМО обязательно интенсивно изучаются два (а при желании студента и трех) иностранных языков. Во-вторых, обязательным компонентом политологического образования в МГИМО является профессиональная специализация в рамках определенного направления, связанного с международными отношениями. Так, на Факультете политологии МГИМО существуют три направления подготовки студентов:


  • мировая политика;

  • сравнительная политология и политическая экспертиза и

  • экономическая политология.

Данные направления специализация задают общие магистральные направления профессиональной ориентации для студентов.

Выпускники Факультета политологии традиционно ориентированы на трудоустройство в органах государственного управления (Государственной думе, министерствах и ведомствах, включая МИД России и российские загранучреждения), крупнейших российских и транснациональных корпорациях, аналитических центрах и компаниях, специализирующихся в сфере связей с общественностью и политического консалтинга.

Студенты Факультета политологии уже в период обучения в бакалавриате имеют возможность пройти ознакомительную практику в государственных или корпоративных структурах с перспективой последующего трудоустройства. Так, в 2009 г. ряд студентов старших курсов прошли практику в Правительстве Российской Федерации, Управлении международных связей Совета Федерации, Государственной думе, Центральной избирательной комиссии РФ, Информационном центре ООН в Москве, московских представительствах ряда международных компаний и других организациях.

С целью знакомства студентов с возможностями дальнейшего трудоустройства Факультет политологии организует серию мастер-классов с участием специалистов-практиков, которые могут предложить студентам Факультета дополнительные возможности в данной области. В 2009 г. перед студентами-политологами уже выступили председатель Центральной избирательной комиссии В.Е. Чуров, губернатор Кировской области Н.Ю. Белых, председатель совета директоров группы компаний «НИККОЛО М» И.Е. Минтусов, президент Фонда эффективной политики Г.О. Павловский и др. В беседах с ними обсуждался вопрос о возможностях прохождения практики и последующего трудоустройства студентов Факультета.

Таким образом, основные направления профессиональной ориентации и трудоустройства студентов Факультета политологии МГИМО напрямую увязываются с интенсивным и качественным прохождением ознакомительной практики по специальности уже в рамках учебного процесса на уровне бакалавра, а также с предоставлением возможности посредством участия в мастер-классах познакомиться с государственными деятелями, ведущими экспертами, политологами-практиками, чья деятельность непосредственным образом связана с миром политики и сферами специализации студентов-политологов.


  1. Специфика магистерской подготовки по специальностям политологического цикла и проблемы перехода бакалавриат—магистратура

Основная докладчица к.пол.н. К.А. Ефремова отметила, что, согласно ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24 декабря 2007 г. № 232-ФЗ), с 1 сентября 2009 г. в России была введена двухуровневая система высшего профессионального образования. Таким образом, процесс получения выпускниками общеобразовательных школ высшего профессионального образования был разделен на два независимых этапа: бакалаврскую (4 года) и магистерскую (2 года) подготовку. Двухуровневая система способствует признанию российских степеней за рубежом, но пока ещё не пользуется однозначным доверием российских работодателей, что побуждает карьерно ориентированных выпускников бакалавриата продолжить обучение в магистратуре.

По словам К.А. Ефремовой, в то время как многие московские вузы (включая МГУ им. М.В. Ломоносова) ещё только начинают переходить на двухуровневую систему образования, МГИМО уже имеет пятнадцатилетний опыт работы в этой сфере. В 1994 г. в МГИМО была открыта первая российско-французская магистратура по международным отношениям совместно с парижским институтом Сьянс По. В настоящее время МГИМО реализует пять магистерских программ политологического цикла по направлениям подготовки «Политология», «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» (в том числе совместно с французскими, немецкими и американскими университетами), планируется к открытию ещё две международные программы.

По заключению участников семинара, совместные образовательные программы дают студентам-политологам в первую очередь доступ к новейшим достижениям мировой политической науки, нередко неизвестным в России (в частности, по причине неудовлетворительного комплектования зарубежных фондов российских библиотек). Во-вторых, обучение по программе совместной магистратуры дает возможность профессионально овладеть иностранными языками, поскольку часть учебных материалов приходится изучать в оригинале (в магистратуре МГИМО, например, по ряду дисциплин объем рекомендованной литературы на английском языке приближается к 40-50%). И, наконец, в-третьих, возможность расширить свой кругозор, развить навыки межкультурной коммуникации, глубже понять особенности мышления и политического поведения представителей других государств.

На семинаре было также отмечено, что, несмотря на привлекательность второй ступени высшего образования, процесс перехода от бакалавриата к магистратуре сопряжен с определенными трудностями. Основная сложность связана с необходимостью повторно сдавать вступительные экзамены, причем, в отличие от Единого государственного экзамена, программы вступительных экзаменов в магистратуру утверждаются на уровне ученого совета высшего учебного заведения и могут существенно различаться от вуза к вузу. Вместе с тем, их содержание определяется федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования ВПО по соответствующему направлению подготовки, что теоретически позволяет выпускникам других вузов на равных конкурировать с абитуриентами, собирающимися продолжить обучение в alma mater. Труднее приходится тем, кто собирается поменять свое направление подготовки (например, закончив бакалавриат по направлению «Политология», поступить в магистратуру по направлению «Зарубежное регионоведение»).

Например, судя по опыту МГИМО, к которому апеллировала К.А. Ефремова, междисциплинарные границы вовсе не являются непреодолимыми. Создавая некоторые трудности для выпускников бакалавриата, двухуровневая система высшего профессионального образования предоставляет им ряд неоспоримых преимуществ. Главное из них заключается в возможности «горизонтальной мобильности», то есть корректировки изначально выбранного направления подготовки в ответ на динамично меняющиеся запросы рынка труда. В этом плане обладатель степени бакалавра получает определенные социальные гарантии в отличие от дипломированного специалиста, который не имеет права на «ошибку» в выборе будущей профессии.

Руководитель проекта, А.Д. Воскресенский



д.пол.н., профессор
7 декабря 2009 года