Основная образовательная программа начального общего образования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования 15 7048.01kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 6 3087.83kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 7 3687.87kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 15 6426.31kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 9 3931.33kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 14 4929.63kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 5 1509.68kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 6 3089.42kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 12 5235.49kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 9 4416.2kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 7 2312.15kb.
Водно-электролитный баланс, кислотно-щелочное состояние 1 193.95kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Основная образовательная программа начального общего образования - страница №1/10


Рассмотрена

на заседании

педагогического совета МБОУ «СОШ с. Кочегуры»

Протокол № ____

от 11 января 2012 года


Принята

на заседании

Управляющего совета МБОУ «СОШ с. Кочегуры»

Протокол № ____

от 13 января 2012 года


«Утверждаю»

Директор школы

________Масленникова Е.Е.

Приказ № _____ от

14 января 2012 года




Основная образовательная программа начального общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с.Кочегуры

Чернянского района Белгородской области»

на период 2011- 2015 г.
(в новой редакции)

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Целевой…………………………………………… ……….стр.3


    1. Пояснительная записка …………………………………………..стр. 3

1.2. Планируемые результаты освоения основной

образовательной программы начального общего образования……стр. 14

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной общеобразовательной

программы начального общего образования ……………………….стр. 55

Раздел 2. Содержательный ……………………………………………стр. 75

2.1 Программа формирования универсальных учебных

действий у обучающихся на ступени начального

общего образования …………………………………………………...стр. 75

2.2 Программы отдельных учебных предметов, курсов, курсов

внеурочной деятельности ……………………………………………..стр. 93

2.3 Программа духовно – нравственного развития,

воспитания обучающихся на ступени начального

общего образования ……………………………………………………стр. 118

2.4 Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни ……………………………...стр 139

2.5 Программа коррекционной работы ……………………………….стр.149

Раздел 3. Организационный …………………………………………...стр.156

3.1 Учебный план ……………………………………………………….стр.156

3.2 План внеурочной деятельности ……………………………………стр.161

3.3 Система условий реализации основной

образовательной программы начального

общего образования …………………………………………………….стр.166

Раздел 4. Приложения …………………………………………………стр.225


Раздел 1 - Целевой
Пояснительная записка

к основной образовательнойпрограмме начального общего образования

Информационная карта

Наименование

программы



Основная образовательная программа начального общего образования муниципального

общеобразовательного учреждения МБОУ «СОШ с.Кочегуры» на период 2011-2015 годы



Полное название школы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Кочегуры Чернянского района Белгородской области»

Адрес школы

309591  Белгородская область Чернянский район, с.Кочегурыул.Центральная, д.86

телефоны: (232) 4-35-37

http://www.cochegury.ucoz.ru

E-mail: kochegur2006@rambler.ru

Лицензия на право ведения образовательной деятельности

№ от


Свидетельство о государственной аккредитации,

регистрационный № от



Год основания

школы


1982

Организационно

-правовая форма



муниципальная


Учредитель

Администрация муниципального района «Чернянский район»

Директор

Масленникова Е.Е.

В разработке

Программы

участвовали


Масленникова Е.Е. – директор школы,

Балягина В.К.- заместитель директора по УВР,

Каськова Т.А. – заместитель директора по ВР

рабочая группа по внедрению ФГОС



Заказчик

Программы



Социум, педагогический коллектив

Основные

разделы


программы

III. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1.Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования.

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего

образования.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий у

обучающихся на ступени начального общего образования.

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов внеурочной

деятельности.

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования.

2.4. Программа формирования культуры здорового и безопасного

образа жизни.

2.5. Программа коррекционной работы.

IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Учебный план начального общего образования.

3.2. План внеурочной деятельности.

3.3. Система условий реализации образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта


Цель

реализации

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования



-обеспечение достижение выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- создание условий для формирования у обучающихся общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей обучающихся, саморазвития и самосовершенствования, сохранения и укрепления здоровья.



Основные

задачи


образовательной

программы

школы


  1. обеспечить достижение обучающимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы;

  2. обеспечить формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности обучающегося;

  3. обеспечить познавательную мотивацию обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем, одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения;

  4. обеспечить возможности для продолжения социально-личностного развития ребёнка, появления осознанных представлений об окружающем мире, о себе, о нравственно-этических нормах общества;

  5. сформировать готовность и способность обучающихся к рефлексии – важнейшему качеству, определяющему направленность на саморазвитие и реализацию творческого потенциала;

  6. создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

  7. приобщить детей к краеведческим знаниям и традиционной национальной культуре.

Исполнители

основных


мероприятий

Программы



учителя начальных классов, учителя-предметники, социальный педагог

Ожидаемые

результаты

реализации

Программы



Формирование всесторонне образованной, социально адаптируемой, саморазвивающейся личности.

Создание условий обучающимся для получения знаний и умений по развивающим технологиям.

Повышение качества образования.

Внедрение новых технологий социально ориентированного обучения.

Повышение роли дополнительного образования.

Повышение эффективности и качества ресурсного обеспечения.

Формирование и развитие навыков здорового образа жизни.

Удовлетворенность педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью школы и результатами преобразований.



Нормативное

правовое


обеспечение для

разработки

Программы


1. Конвенция ООН "О правах ребенка";

2. Конституция Российской Федерации;

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-

I (в действующей редакции);

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до

2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1

октября 2008 года, протокол № 36);

5. Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009-2012

годы;

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;



7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №

196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном

учреждении»;

8. Распоряжение Правительства РФ от 07 февраля 2011г. №163-р «О

концепции Федеральной целевой программы развития образования на

2011-2015годы»;

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г.

№373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. №

17785 «Об утверждении и введении в действие федерального

государственного образовательного стандарта начального общего

образования»;

10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. №

1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г., рег. №

19707 «О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный стандарт начального общего образования,

утверждённый приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010

года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля

2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие

федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования»;

12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. №

2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников,

рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном

процессе в образовательных учреждениях, реализующих

образовательные программы общего образования и имеющих

государственную аккредитацию на 2011- 2012 учебный год,

зарегистрирован в Минюсте РФ 10 февраля 2011 г., регистрационный

№ 19776;


13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. №

986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным

учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса

и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ

8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;

14. Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об

утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ

3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;

15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении

Единого квалификационного справочника должностей руководителей,

специалистов и служащих, раздел "Квалификационные

характеристики должностей работников образования",

зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный

№ 18638;


16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.02.2011г. №03-

114 «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего

образования»;

17. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности

при введении Федерального образовательного стандарта общего

образования».

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и

примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений

РФ, реализующих программы общего образования» №1312 от

09.03.2004г. (для 1,2,3,5,6,9,10,11-х классов);

19.Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об утверждении состава рабочей группы по реализации направлений ФГОС начального общего образования» от 2.03.2010 г. №592.

20.Приказ Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об утверждении дорожной карты по реализации направлений ФГОС НОО» от 29.03.2010 г. №855.

21. Закон Белгородской области №57 от 3.07.2006г. «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (с внесёнными изменениями от 03.05.2011 года №34, принятыми Белгородской областной думой 28.04.2011 года);

22. Закон Белгородской области о№282 т 4.06. 2009 года «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

23. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25.02.2011г. №507 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом управления образования и науки Белгородской области от 26апреля 2006 года №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

24. Примерные образовательные, авторские учебные программы;

25. Устав школы и локальные акты общеобразовательного учреждения;

26.Лицензия образовательного учреждения на право ведения образовательной деятельности.



Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа с. Кочегуры Чернянского района Белгородской области» – это центр, включающий школу, детский сад, дом культуры, сельскую библиотеку, сельскую амбулаторию. Учреждение функционирует в режиме школа – детский сад, расположена в приспособленном здании, рассчитанном на 120 учебных мест. В нем имеется 11 учебных кабинетов, библиотека, школьный краеведческий музей. В отдельных зданиях располагаются столовая и школьная мастерская, имеется спортивная площадка, учебно-опытный участок общей площадью 0,5 га.

В школе обучается и воспитывается 84 обучающихся, 36 воспитанника в дошкольных группах. Современный этап развития общества характеризуется тенденцией спада численности детей школьного возраста, которая продолжает развиваться. В последнее время наблюдается рост количества семей с низким образовательным и социальным статусом,растёт количество детей из социально-незащищенных категорий населения: детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей матерей-одиночек, многодетных семей. Материальная, зачастую и моральная несостоятельность родителей, в определенной степени обусловливают их незаинтересованность в образовательной деятельности детей, относительно невысокий уровень образовательного заказа.

На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает место ее расположения:село, на территории которого располагается образовательное учреждение, отдалено от поселка Чернянка и, соответственно, от всех социально-культурных объектов. В микрорайоне школы находятся: сельская библиотека, Дом культуры, врачебная амбулатория, дошкольные группы «Чебурашка», сотрудничество с которыми позволяет обеспечить в достаточной степени удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся. С этой же целью школа активно взаимодействует с районными учреждениями дополнительного образования: станцией юннатов, спортивной школой, домом творчества. На базе школы ведутся кружки от данных учреждений. Все перечисленные показатели учитывались при разработке программы.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательнаяшкола с.Кочегуры Чернянского района Белгородской области» осуществлялась на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа школы (муниципальное) и вида образовательного учреждения (средняяобщеобразовательная), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.КочегурыЧернянского района Белгородской области» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:



  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:

    • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

    • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью основной образовательной программы начального общего образования в МБОУ «СОШ с.КочегурыЧернянского района Белгородской области» является

-обеспечение достижение выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- создание условий для формирования у обучающихся общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей обучающихся, саморазвития и самосовершенствования, сохранения и укрепления здоровья.

Для достижения поставленной цели основной образовательной программы начального общего образования в МБОУ «СОШ с.КочегурыЧернянского района Белгородской области»выделяется ряд задач:


  1. обеспечить достижение обучающимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы;

  2. обеспечить формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности обучающегося;

  3. обеспечить познавательную мотивацию обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем, одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения;

  4. обеспечить возможности для продолжения социально-личностного развития ребёнка, появления осознанных представлений об окружающем мире, о себе, о нравственно-этических нормах общества;

  5. сформировать готовность и способность обучающихся к рефлексии – важнейшему качеству, определяющему направленность на саморазвитие и реализацию творческого потенциала;

  6. создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;

  7. приобщить детей к краеведческим знаниям итрадиционной национальной культуре.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования

Принципиальным подходом к формированиюосновной образовательной программы начального общего образования стал учёт изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:


    • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

    • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

    • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

    • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

    • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

    • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

    • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа направлена на обеспечение:

- равных возможностей получения качественного начального общего образования;

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

- демократизации образования и всей образовательной деятельности;

- формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Особенности комплектования классов: в первые классы осуществляется набор детей, проживающих на территории Кочегуренского сельского поселения.

Обучение в начальной школе осуществляется по УМК «Школа России» под ред. А.А.Плешакова,реализующемуличностно-ориентированный подход к обучению. Таким образом, основными принципамик формированию Основной образовательной программы являются:

Принцип воспитания гражданина обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На достижение этого идеала направлено содержание всех учебных курсов УМК «Школа России».

Принцип ценностных ориентиров предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания гармоничной системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эти ценности конкретизируются в соответствии с особенностями содержания, развивающим и воспитательным потенциалом каждого учебного предмета.

  Принцип обученияв деятельности предполагает, что достижение указанных в Стандарте и реализуемых в УМК «Школа России» целей обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. УМК «Школа России» предусматривает формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. На это нацелены все учебные предметы с учетом специфики их содержания и способов освоения.

  Принцип работы на результат означает целенаправленную и последовательную деятельность обучающих и обучающихся для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Для этого в структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностноеосвоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

  Принцип синтеза традиций и инноваций означает опору на лучшие традиции отечественной школы в сочетании с инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны.
В учебных курсах образовательной системы «Школа России» широко и последовательно применяются такие инновации как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными носителями информации, создание портфолио учащихся, итоговые комплексные работы и другие, носящие как общий, так и предметный характер.

В целом, в УМК «Школа России» полностью задействован инновационный потенциал Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.



Общая характеристика Основной образовательной программы

Целевые ориентиры деятельности субъектов реализации программы:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через кружковую работу, организацию общественно полезной и экскурсионной деятельности;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке учителя начальных классов;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (села, района) для приобретения опыта реального управления и действия.

Состав участников образовательного процесса:

- Обучающиеся, достигшие школьноговозраста (не младше 6,5 лет),

- Родители (законные представители),изучившие особенности ООП, нормативные документы и локальные акты, обеспечивающие их выполнение;

- Педагоги, изучившие требования, предъявляемые к ООП федеральным государственным образовательным стандартом, владеющий современными технологиями обучения, ответственный за качественное образование, демонстрирующий рост профессионального мастерства.

Специфика контингента обучающихся определяется тем, что большинство будущих первоклассников посещают детский сад и подготовительные занятия в школе, имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий. Однако в селе проживает около 50% не русскоязычного населения, что затрудняет работу педагогического коллектива, особенно в адаптационный период.

Образовательную деятельность в начальном звене осуществляют 4 учителя начальных классов в 4-х классах-комплектах. Педагоги имеют среднее специальное образование, 1 учителю присвоена 1 квалификационная категория, у троих педагогов – 2 категория.

Специфика кадров школы определяется достаточным уровнем профессионализма, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Педагоги начальных классов прошли обучение по вопросам введения ФГОС и стараются образовательный процесс строить на основе современныхобразовательных технологий, осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.

Основная образовательная программа адресованавсем участникам образовательного процесса: обучающимся, педагогу, родителям обучающихся (или их законным представителям), представителю администрации школы.

Срок реализации ООП НОО МБОУ «СОШ с.Кочегуры»– 4года. Продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели, 2 - 4 классы - 35.

МБОУ «СОШ с.Кочегуры» работает в режиме пятидневной учебной недели для учащихся 1 класса и шестидневной учебной недели для учащихся 2-4 классов.

Продолжительность урока (академический час) во 2-4 классах составляет 45 минут, в 1 классе в сентябре-декабре по 35 минут, в январе – мае по 45 минут каждый.

Учебный год начинается 1 сентября. Общее количество учащихся 1-4 классов в среднем составляет 25 человек. Средняя наполняемость классов составляет 8 учеников. Для организации внеурочной деятельности обучающих имеется компьютерный класс, библиотека, спортивная площадка Используются возможности учреждений культуры (дома культуры, сельской библиотеки, ФАП).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Кочегуры» знакомитобучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с.Кочегуры»;

- с правами и обязанностями в части формирования и реализации образовательной программы, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Кочегуры Чернянского района Белгородской области»учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Содержаниеосновной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШс.Кочегуры Чернянского района Белгородской области» формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей Белгородской области.

В рамках требований Стандарта внеурочная деятельность организуется в соответствии с лицензией по художественно-эстетическому,духовно-нравственному, культурологическому, общеинтеллектуальному, научно-техническому направлениям развития личности.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

На основании анализа потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), в соответствии с социальным заказом в плане внеурочной деятельности представлены направления и формы, реализуемые школой. Поскольку школа достаточно удалена от районного центра, базовой (опорной) школы, использовать ресурсы дополнительного образования не представляется возможным.



Планируемые результаты освоения обучающимися

основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

В соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

Cтруктура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Целиориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Они дают ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий

в отношении опорного учебного материала.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов включаются в материалы итогового контроля.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

Планируемые результаты

- обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфик и обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

- являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

- определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

- определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

- выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в

развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.

Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу Рабочей программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.



На ступени начального общего образования устанавливаются планируемы результаты освоения:

- междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;

- программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая

культура».



Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основ умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:



- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к

образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;



- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности/ учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных

дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;



- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.



Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.



Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью

инструментов ИКТ;



- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционногообщения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от

собственной;



- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в

сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;



- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и

позиций всех участников;



- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать

партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

следующая страница >>