Похожие работы
|
Образовательная программа начального общего образования моу сош №2 С. Кизляр - страница №2/6
Тематическое планирование
Планируемые результаты на конец 1 класса. В начальной школе предмет математики является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символическую, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и не существенных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. В учебнике содержатся варианты заданий на отработку отдельных компонентов приема решения задач. Так, есть задания на анализ текстов, в частности требующих применения различных типов логического анализа по работе над текстом задачи. Моделирование как универсальное учебное действие включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. Учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации. Прежде чем овладеть этими системами, ребенок должен принять идею означивания и понять ее на произвольно созданной символике. Используется произвольная символика с разными функциональными нагрузками. В сфере учебных действий учащиеся 1 класса научатся: 1) называть: - предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже), данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами; - числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке; - число, большее (меньшее) данного на несколько единиц; - фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка, отрезок). 2) воспроизводить по памяти: - результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел; - результаты табличных случаев вычитания в пределах 10. 3) различать: - число и цифру - знаки арифметических действий (+,-,·,:); - шар и круг, куб и квадрат; - многоугольники, треугольник, квадрат, пятиугольник. 4) сравнивать: - предметы с целью выявления в них сходства и различия; - предметы по форме, по размерам (больше, меньше) - два числа. Характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на». 5) использовать модели (моделировать учебную ситуацию): - выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого действия при решении задач; - изображать с помощью графов отношения между числами (величинами). 6) решать учебные и практические задачи: - выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанными свойствами; - пересчитывать предметы и выражать результат числом, - читать записанные цифрами числа в пределах двух десятков и записывать цифрами данные числа; - определять, в каком из множеств больше (меньше) предметов, сколько предметов в одном множестве, сколько в другом; - решать текстовые арифметические задачи в 1 действие. Записывать решение задачи; - выполнить табличное вычитание изученными приемами; - измерять длину предмета с помощью линейки; - изображать отрезок заданной длины; - отмечать на бумаге точку; проводить линию по линейке; - находить и называть пары симметричных точек в данной осевой симметрии; - определять ось симметрии фигуры ее перегибанием. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. В сфере регулятивных универсальных учебных действий овладеют типами учебных действий, включая способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения. Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии. Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Целесообразно, чтобы литературный материал был представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии. Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Виды речевой деятельности. Слушание (аудирование) Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Чтение Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (I класс), искажения окончаний (II класс), искажения ударений (III-IV классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки). Умение последовательно по частям читать учебный (научно- популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение). Говорение. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.). Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера) Тематическое планирование по курсу «Литературное чтение» 3 четверть (18 часов)
4 четверть (14 часов).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ 1 класс В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); • определять тему и главную мысль произведения; • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.); • делить текст на смысловые части, составлять его простой план; • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); • создавать небольшой устный текст на заданную тему; • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, за- гадки, сказки); • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • самостоятельного чтения книг; • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения. Курс кумыкского языка 1 класса построен на основе реформы школ Дагестана1983года. Рабочая программа по кумыкскому языку составлена на основе проекта позволяющего организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности. В первом классе предмет «Кумыкский язык» обеспечивается учебником «Букварь» авторы Ж. М. Хангишиев, А.М. Саидов. В системе предметов общеобразовательной школы курс «Кумыкский язык» реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель: - ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; - формирование знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся. - формирование коммуникативной компетенции учащихся; - развитие устной и письменной речи; монологической и диалогической речи; - навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачи:
Структура курса Специфика начального курса кумыкского языка заключается в тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением и русским языком. Эти предметы представляют собой единую образовательную область, в которой изучение кумыкского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Начальным этапом изучение кумыкского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых средств. Курс обучения грамоте ставит задачу формирования и закрепления навыка плавного слогового чтения на диапазоне всех букв алфавита и постепенный переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертаниям букв кумыкского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах и предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. Содержание курса «Обучение грамоте», объединяющего задачи курсов «Кумыкский язык» и «Кумыкская литература», представлено внутри примерной программы по кумыкскому языку, чтобы избежать дублирования материала в двух программах. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение кумыкского языка и кумыкской литературы. Систематический курс кумыкского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно - коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении кумыкскому языку после обучения грамоте углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.) Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами кумыкского правописания (без введения терминологии). Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Основные содержательные линии Материал курса «Кумыкский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:
Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о системе и структуре кумыкского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм кумыкского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Важную роль в обучении кумыкскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. При изучении курса «Кумыкский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему. В ходе освоения кумыкского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Кумыкский язык» - формирование у учащихся представления о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения кумыкского языка формируется: - позитивное эмоционально-ценностное отношение к кумыкского языку; - стремление к его грамотному использованию; - пониманием того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках кумыкского языка ученики получают первоначальное представление о нормах кумыкского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Кумыкский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Место учебного предмета «Кумыкский язык» в учебном плане Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ в 1 классе выделяется 2часа в неделю, всего 66 часов. Результаты изучения учебного предмета «Кумыкский язык» Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: - осознание языка как основного средства человеческого общения; - восприятие кумыкского языка как явления национальной культуры; - отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; - представление о безошибочном письме как одном из проявлений собственного уровня культуры; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения кумыкского языка в начальной школе являются: - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий; - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов; - понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. - овладение начальными представлениями о нормах кумыкского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; - умение проверять написанное; - умение (в объеме содержания курса) находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, речи; - способность контролировать свои действия, проверять написанное. Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.. Кумыкский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Неизменяемые слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Планируемые результаты освоения программы по кумыкскому языку в 1-ом классе Ученик научится: Различать: - звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; -звук, слог, слово; -слово и предложение; Кратко характеризовать: - звуки кумыкского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие); -условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных; Решать учебные и практические задачи: -выделять предложение и слово из речевого потока; -проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков; -правильно называть буквы кумыкского алфавита, знать их последовательность; - -писать заглавную букву в начале предложения и в именах собственных; -ставить точку в конце предложения; -грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают); -осознавать цели и ситуации устного общения; -соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: - выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря; - использовать алфавит при работе со словарями и справочниками; - переносить слова по слогам без стечения согласных; - различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам; - выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 1 КЛАСС ПО ПРОГРАММЕ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА» 2011г. Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Данная программа составлена на основе проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой (образовательная программа «Начальная школа 21 века»). Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов, поскольку познания детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Специфика предмета состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных социально-гуманитарных наук. - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. - экологическое воспитание и образование; - расширить систему представлений и первоначальных понятий об объектах окружающего мира, их разнообразии; - учить детей находить нужные источники и отбирать интересующий материал; - способствовать развитию наблюдательности, развивать речь, аналитическое мышление, интерес к познанию окружающего мира, умение делать выводы и умозаключения. - природа как одно из важнейших основ здоровой гармоничной жизни человека и общества; - культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм; - наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума; - человечество как многообразие народов, культур; - патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству; - социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям; - семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности и жизнеспособности российского общества; - труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственного развития личности; - здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально нравственное; - нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающему миру. Место учебного предмета в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ предмет «Окружающий мир» в 1 классе изучается 2 часа в неделю, всего 64 часа. Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: - осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; - осознание себя членом общества и государства чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; - уважительное отношение к иному мнению; - расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме; - установка на безопасный образ жизни; - умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду. Метапредметными результатами являются: - способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание ( в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной деятельности и внутренней жизни человека; - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и др.) - способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); - умение наблюдать, фиксировать, исследовать(измерять, сравнивать, классифицировать, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных объектов; -овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - понимание роли и значение родного края в природе и историко-культурном наследии. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный школьный коллектив, совместная игра, отдых, учёба. Друзья, взаимоотношения между ними: ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Мы и вещи Значение труда в жизни человека общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Ориентировка в понятиях и терминах(труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность). Правила противопожарной безопасности. Родная страна Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Имена и фамилии членов семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: герб, флаг, гимн; правила поведения при прослушивании гимна. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи (по выбору). Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, рождество, день защитника Отечества, 8 Марта, день Победы, день космонавтики. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Родной край – частица России. Родной город, республика: название, основные достопримечательности. Название народов проживающих в данной местности Правила безопасности жизни (8часов) +резервные Твоё здоровье Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха, личная гигиена. Физическая культура как условие и укрепление здоровья. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека. Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, перелёт птиц, дождь, ветер и др. Растения и их разнообразие. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края названия и краткая характеристика по наблюдениям. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни человека, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия краткая характеристика на основе наблюдений. Заповедники, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Вода. Свойства воды: текучесть, прозрачность, без вкуса и др. - различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; - выделять основные и существенные признаки живой и неживой природы; - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; - использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстрации, словарь по естествознанию) для поиска необходимой информации; - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - определять характер взаимоотношений человека с природой; - понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдать правила безопасного поведения. Ученик получит возможность научиться - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия воды, электроэнергии, сбор мусора) и в природе; - выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; - выполнять правила безопасного поведения в природе. Раздел «Человек и общество» Ученик научится - различать государственную символику Российской Федерации, называть столицу России и , достопримечательностистолицу своей республики; - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах(семья, общество сверстников и т.д.) Ученик получит возможность научиться - осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; - наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы. Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая ПРОГРАММА ПО художественному труду 1 КЛАСС по программе под руководством и ред. Б.М. Неменского 2011 Пояснительная записка Рабочая программа по предмету: изобразительное искусство и художественный труд для 1 класса разработана на основании Примерной программы общеобразовательных учреждений ( Москва, 2004 год), авторской программы под руководством и ред. Б.М. Неменского, на основе регионального базисного учебного плана 2006 года. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Цель преподавания изобразительного искусства и художественного труда в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. В задачи преподавания входит: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно- творческой активности школьника; овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные выражения: изображение на плоскости и в объёме ( рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам. Задачи художественного развития учащихся в 1 классе Формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве: - эмоционально откликаться на красоту времён года, на интересные волнующие события; - эмоционально откликаться на явления в окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков. Формирование художественно-творческой активности: - творчески включаться в наблюдение примет времён года; откликаться на события окружающей жизни. Формирование художественных знаний умений и навыков: - учиться владеть гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином; - учиться изображать особенности разных времён года посредством выбора соответствующей техники, средств выражения; - учиться изображать человека во взаимодействии с природой; - учиться наблюдать и изображать явления окружающей жизни, лепить и конструировать фигурки животных, декоративно оформлять свой класс к праздничным датам. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально - пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одной из главных целей преподавания искусства становится -развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения. Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как "Братья-мастера" изображения, украшения, постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают сначала структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем помогать и в более сложном осознании искусства. При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность данной программы, основные цели и задачи каждого года и четверти, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся. Чтобы сделать процесс обучения результативным используются следующие технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, игровая технология, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение и другие. Применение этих инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер. Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его. Формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:
Методы: обьяснительно-иллюстративный. Формы контроля уровня обученности
Содержание учебного материала 1-й класс (33 ч)
Практическая часть программы: экскурсии – 3, урок-беседа – 4, опыты – 5. Тема 1. Ты изображаешь. Знакомство с "Мастером Изображения" (10 ч) Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать детям видеть, рассматривать мир. Чтобы видеть, надо не только смотреть, но и рисовать самому. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей, и в дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. В открытия входит и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем тоже нужно учиться, и Мастер Изображения учит этому. Задачей Мастера является и обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться во всей дальнейшей работе. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши, мелки. Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей. Музыкальный ряд: К. Сен-Сане. «Карнавал животных». Литературный ряд: стихи про зверей; про носы и хвосты. Изображать можно пятном Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.) Материалы: карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер. Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пятном, к книгам о животных. Изображать можно в объеме Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке). Материалы: пластилин, стеки, дощечка. Зрительный ряд: слайды природных объектов выразительных форм или настоящие камешки, картофелины, корни, форма которых что-нибудь напоминает. Изображать можно линией Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок или последовательность рисунков. Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш. Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам — рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Бар-то, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета. Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье. Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома. Наши краски Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика. Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага. Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес. Материалы: цветные фломастеры, гуашь, цветные карандаши или мелки, белая бумага. Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные. Художники и зрители (обобщение темы) Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. Мастер Изображения, с которым дети познакомились ранее,— это Мастер Познания, помогающий внимательно вглядываться в жизнь. Мастер Украшения делает в жизни совсем иное — он Мастер Общения, так как организует общение людей, помогая им открыто выявлять свои роли. Сегодня мы идем в поход, завтра — на работу, потом — на бал и одеждой говорим об этих своих ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. Нагляднее, конечно, эта работа Мастера Украшения проявляется на балах, карнавалах, в театральных постановках. Да и в природе мы отличаем, например, одних птиц или бабочек от других по их украшениям. Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе. Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, цветная или белая бумага. Зрительный ряд: слайды «Бабочки», коллекции бабочек, книги с их изображением. Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры. Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды и книги с изображениями различных птиц. Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым моментом (звон колокольчика, имитация пения птиц и т. д.). Красоту надо уметь замечать Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. Материалы: для учителя — валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей — дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш. Зрительный ряд: слайды различных поверхностей: кора, мох, рябь на воде, а также слайды, показывающие ящериц, змей, лягушек и т. д. При возможности — кору, спилы дерева, камни. Как, когда, для чего украшает себя человек Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений. Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка». Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, фольга, серпантин. Зрительный ряд: детские работы, выполненные ранее. Литературный ряд: стихи о празднике Новый год. Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, фрагменты балета П. Чайковского «Щелкунчик». Тема 3. Ты строишь. Знакомство с "Мастером Постройки" (10 ч) Мастер Изображения — Мастер Познания, Мастер Украшения — Мастер Общения, а Мастер Достройки — это Мастер Созидания предметной среды жизни. В этой четверти его братья снимают с него шапку-не-нидимку и передают ему бразды правления. Люди могут познавать мир и общаться, только имея человечески организованную среду. Каждый народ строит с первобытных времен. Строят и дети в своих играх из песка, кубиков, стульев — любого подручного материала. Перед началом изучения учитель (с помощью детей) должен собрать как можно больше «строительного материала» (например, коробки от молока, йогуртов, от ботинок и т. д.). «Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения. Материалы: цветная бумага, гуашь, кисти или фломастеры, цветные карандаши. Зрительный ряд: иллюстрации детских книг с изображением жилищ. Музыкальный ряд: детские песенки о строителях-фантазерах. Какие можно придумать дома Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы. Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка. Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам «Винни-Пух...» А. Милна (русский пересказ Б. Заходера), «Незнайка в Цветочном городе» Н. Носова, «Чиполлино» Дж. Родари, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова. Литературный ряд: описания сказочных городков. Музыкальный ряд: музыка к мультфильму «Чиполлино», к балету «Чиполлино» К. Хачатуряна. Мастер Постройки помогает придумать город «Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов. Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, цветная или белая бумага, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: иллюстрации детских книг. Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения. Все, что мы видим, имеет конструкцию Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных. Материалы: различные коробки, цветная и белая плотная бумага, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды животных или художественных изображений животных. Все предметы можно построить Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек. Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды различных предметов, соответствующих заданию. Литературный ряд: стихи о веселых и трудолюбивых мастерах. Дом снаружи и внутри Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображена дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна? Материалы: белая или цветная бумага, карандаши ли цветные мелки. Зрительный ряд: иллюстрации детских книг. Город, где мы живем Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии. Материалы: бумага, гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя). Литературный ряд: стихи о своем городе. Музыкальный ряд: песни о своем городе. Обобщение темы Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва». Тема 4. "Мастера Изображения, украшения, постройки" всегда работают вместе (5 ч) Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого Мастера своя работа, свое назначение. И в конкретной работе один из Мастеров всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа Мастера Постройки? Сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был Мастер Украшения, как ему помогали Мастер Изображения и Мастер Постройки? Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться. Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе Обобщением здесь является первый урок. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год — своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел какую-то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. А в конце урока демонстрируются слайды произведений «взрослого» искусства, и дети должны выделить «участие» каждого Мастера в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан ее скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором* скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью. Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке. Материалы: бумага, гуашь, кисти; ножницы, клей, цветная бумага, фольга. Зрительный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по этой сказке. Литературный ряд: сказка, выбранная учителем. Уроки любования. Умение видеть Наблюдение живой природы с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров. Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы! Требования к уровню подготовки обучающихся К концу учебного года учащиеся должны знать: - значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; - отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; - основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - эмоциональное значение тёплых и холодных тонов - особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; - правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом; - способы и приёмы обработки различных материалов. - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - составлять композиции с учётом замысла; - рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические(точка, крут, прямые и волнистые линии) и растительные( листок, травка, усики, завиток); - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - выполнять стежки « вперёд иголку» и « за иголку»; - конструировать из природных материалов; - пользоваться простейшими приёмами лепки. 1. Неменская Л.А.. Учебник «Изобразительное искусство» («Ты изображаешь, украшаешь и строишь»); Москва, «Просвещение», 2007 г. 2. Неменская Л.А.. Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство» («Ты изображаешь, украшаешь и строишь»); Москва, «Просвещение», 2008 г. Методическая литература
Дополнительные пособия для учителя:
Дополнительные пособия для учащихся:
Материально-техническое обеспечение
3.Материалы: гуашь, тушь, акварель, пластилин, глина, тесто, цветная бумага, природный материал. Информационно – техническое обеспечение ЦОР:
Презентации:
<< предыдущая страница следующая страница >> |
|