Наказ №1, 9 класс, п. Каргасок Воробьёва-Исаева Л. Ф., учитель истории Введение Нас в 41-м наказали. За что? Не знаем до сих пор. На - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат «джордано бруно. Человек и философ» 1 143.49kb.
Архитектура внутреннего мира 1 261.98kb.
Преподобный Макарий Египетский 2 734.92kb.
Однажды у нас вырастут крылья 1 60.57kb.
Питание в пост 3 396.03kb.
Спор об абсолютной травоядности 1 157.21kb.
Методические разработки по данной теме. В разделе есть и три тематических... 1 163.76kb.
Еженедельные чтения для медитативных групп. 14. 07 1 31.65kb.
Поединок настоящих мальчишек 1 55.6kb.
Виза для получения временного вида на жительство visa de residencia... 1 76.49kb.
Формирование личности в гражданско-правовом обществе 1 143.65kb.
К вопросу о гендерном аспекте депортации, «трудармии» и спецпоселения... 1 45.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Наказ №1, 9 класс, п. Каргасок Воробьёва-Исаева Л. Ф., учитель истории Введение Нас - страница №1/1



Петухова Алёна

НАС В 41-М НАКАЗАЛИ. ЗА ЧТО? НЕ ЗНАЕМ ДО СИХ ПОР…

Школа № 1, 9 класс, п. Каргасок

Руководитель: Воробьёва-Исаева Л.Ф., учитель истории

Введение

Нас в 41-м наказали.

За что? Не знаем до сих пор.

Нас в одночасье всех сослали,



Загнали всех нас за забор.
Теодор Аркадиевич Мейрис

Выбор темы. Тему я выбрала не случайно. Еще с детства, узнав, что у моей семьи немецкие корни, я заинтересовалась ее историей. Кроме этого, я интересовалась не только историей семьи, но историей всех «российских» немцев. Мне было интересно узнать, почему немцы были сосланы сюда, где и как они жили до этого, как жили после репрессий. Поэтому выбрать из предложенных тем нужную не составило труда.

Цель работы: через историю своей семьи узнать судьбу немцев России.

Задачи:

  • Исследовать историю своей семьи

  • Собрать сведения об истории немцев Поволжья

  • Оформить в проект

Объект исследования: моя семья, немцы Поволжья

Предмет исследования: история и судьба моей семьи, также история «российских» немцев.

Новизна работы состоит в том, что я первая заинтересовалась историей моей семьи. Впервые была проведена обработка всей информации, касающейся моей семьи и немцев Поволжья.

Методика работы. Работу над проектом я начала с интервью со своими родственниками. Из рассказов узнала достаточно о жизни уже после репрессий. Кроме рассказов из семейного фотоархива были взяты фотографии, подтверждающие рассказы прадедушки. Но из интервью с прадедушкой я достаточно мало узнала о довоенных годах жизни немцев Поволжья. Поэтому сразу после разговоров с родственниками я начала искать информацию в Интернете. Нашлось немного сайтов, содержащих информацию о «российских» немцах, но и их было достаточно для того, чтобы в общих чертах составить историю немцев Поволжья.

Практическая значимость. Результаты моей работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях.

Выбор темы. Тему я выбрала не случайно. Еще с детства, узнав, что у моей семьи немецкие корни, я заинтересовалась ее историей. Кроме этого, я интересовалась не только историей семьи, но историей всех «российских» немцев. Мне было интересно узнать, почему немцы были сосланы сюда, где и как они жили до этого, как жили после репрессий. Поэтому выбрать из предложенных тем, нужную не составило труда.

Цель работы: изучить историю своей семьи на фоне судьбы немцев России

Задачи:

  • исследовать историю своей семьи;

  • собрать сведения об истории немцев Поволжья;

  • оформить в проект.

Объект исследования: моя семья, немцы Поволжья

Предмет исследования: история и судьба моей семьи, также история «российских» немцев.

Новизна работы состоит в том, что я первая заинтересовалась историей моей семьи. Впервые была проведена обработка информации, касающейся моей семьи и немцев Поволжья.

Методика работы. Работу над проектом я начала интервью со своими родственниками. Из рассказов узнала достаточно о жизни уже после репрессий. Кроме рассказов, из семейного фотоархива были взяты фотографии, подтверждающие рассказы прадедушки. Но из интервью с прадедушкой я достаточно мало узнала о довоенных годах жизни немцев Поволжья. Поэтому сразу после разговоров с родственниками я начала искать информацию в Интернете. Нашлось немного сайтов, содержащих информацию о «российских» немцах, но и их было достаточно для того, чтобы в общих чертах составить историю немцев Поволжья.

Практическая значимость. Результаты моей работы могут быть использованы на уроках истории и внеклассных занятиях.

История немцев в России

На широких просторах России имелось большое количество неиспользованных плодородных земель. Чтобы освоить эти земли, Екатерина II издала Манифест от 22 июля 1763 года, в котором иностранные граждане приглашались для поселения в Россию. В 1763 - 1768 годах в Поволжье поселилось около 8000 семей общим числом в 27000 человек. На горной стороне (правый берег Волги) было основано 45 колоний и на луговой стороне (левый берег Волги) 57 колоний. Поселения были заложены строго по вероисповеданию. Немцы Поволжья в своем большинстве являются выходцами из Гессена, но есть среди них и выходцы из Пфальца и Вюртемберга.

Система наследования (младший сын наследовал усадьбу), многодетность и привилегии при покупке земли вели к образованию многочисленных дочерних колоний. Так, в Поволжье возникло 440 дочерних колоний. У всех немцев в России со временем развилось четко выраженное сознание Малой родины. В отличие от переселенцев в США или в Канаде российские немцы не хотели растворяться среди местного населения. И на новой родине переселенцы стремились оставаться немцами. Поэтому они с самого начала строго соблюдали свои религиозные обряды, берегли свой язык и свои национальные традиции (народные песни и народное творчество, музыку, национальные костюмы и обычаи), заботливо передавали их последующим поколениям. Это помогало им на протяжении более двух веков сохранить свою национальную самобытность и успешно противостоять ассимиляции.

В Поволжье строились большие села, часто напоминающие города. При закладке сел немецким колонистам вменялось в обязательном порядке высаживать деревья. Благодаря этому немецкие села стали выделяться в безлесной степи подобно оазисам. Весной селение утопало в цвету и благоухало ароматом меда. Часто за густыми акациями не было видно домов.

Декретом СНК РСФСР от 19 октября 1918 года была образована Трудовая коммуна немцев Поволжья, которая Декретом ВЦИК от 19 декабря 1924 года была преобразована в АССР немцев Поволжья. АССР НП занимала территорию 28,2 тыс. квадратных километров, граничила с Саратовской, Сталинградской областями, Казахской ССР. Столица - г. Энгельс. В 1924 году Съезд Советов принял Конституцию автономной республики. Население АССР НП (по переписи 1939 г.) 605,5 тыс. человек. Средняя плотность населения на территории АССР НП составляла 21,5 чел./кв. км. Свыше 60% населения составляли немцы. Уже в первом десятилетии в Поволжской Республике с небывалым размахом началось развитие промышленности и механизация сельского хозяйства. По темпам внедрения современных методов производства Республика немцев Поволжья занимала ведущее место в СССР. Из года в год повышалась урожайность полей.

Вместе с экономическим ростом и изменениями в структуре народного хозяйства республики начался и культурный подъем. Республика немцев Поволжья, которую официальные публикации часто называли "сталинским цветущим садом", была первой советской республикой, ликвидировавшей неграмотность. В 1918/19 годах здесь существовало 236 земских школ, а в 1921 году - 317 школ первой ступени и 23 школы второй ступени, кроме того, ряд других учебных заведений. Здесь насчитывалось 11 техникумов, 5 высших учебных заведений, 3 рабочих факультета, 20 Домов культуры, существовали Немецкий Национальный и Детский театры. В республике издавалось более двадцати местных и пять областных газет. Только за период между 1933 и 1935 годами вышло 555 наименований немецких книг общим числом около трех миллионов экземпляров. Республика обладала всеми признаками национального образования, это был центр, где готовили специалистов для немецких национальных групп в других областях СССР. Повсюду в Советском Союзе, где были замкнутые немецкие поселения, за ними признавались права культурной и административной автономии (преподавание в школах на немецком языке, немецкий язык в органах управления и в судопроизводстве).

Вторая мировая война нанесла немецкому меньшинству как замкнутой группе смертельный удар.

История моей семьи

История моей семьи - это всего лишь часть общей истории. Но, как и каждая частичка единого целого, она уникальна.

История жизни моей семьи в России начинается в 60-х годах XVIII века. Именно в это время Екатериной Великой в Российскую империю были привезены немцы с Австрии, Германии, Швейцарии. Известно также, что моя семья из «австрийских немцев». Доподлинно неизвестно, как была привезена и как жила именно моя семья, но из истории «российских» немцев мы знаем, что привезенные 30 лет не платили налогов, не служили в армии. Согласно Указу императрицы все колонисты становились хлебопашцами. Земледелие и скотоводство стало их главными занятиями. Более этого нам, потомкам тех немцев, ничего не известно. Таким образом, о судьбе моих предков нельзя ничего сказать вплоть до начала XX.

На рубеже 19-20 веков в обычной семье «российского» немца Салмона Шефера родилось 9 детей (приложение). Жили они в небольшом немецком селении под названием Цюрих (ныне село Зоркино, Марксовского района, Саратовской области) (приложение), занимались, как и многие другие, сельским хозяйством. Одного из младших сыновей звали Карл (он приходится мне прапрадедушкой). К сожалению, о судьбах других детей и их потомков неизвестно до сих пор.

Карл Салмонович Шефер, как и его отец, стал обычным земледельцем, а с 1930 года работал в колхозе. В то же время он женился на своей соотечественнице Лизавете Бокк (о ее происхождении неизвестно). По воспоминаниям прадедушки, наша семья была очень большой (за воскресным обедом собиралось около 30 человек), но, несмотря на количество, она была дружной. «...Бывало, соберутся за столом дети, внуки и начнут разговаривать. Звонкий смех детей, низкие голоса мужчин, спорящих о чем-то, тихие спокойные голоса женщин, как правило, говорящих о семье, о детях. Открывается дверь, заходит дедушка, и все замолкают. Тишина, слышно, как муха пролетает. Дедушка садится за стол, и все начинают обедать…»- так вспоминает свое детство мой прадедушка.

С приходом большевиков к власти в 1917 году была образована Трудовая коммуна немцев, а затем в 1924 году коммуна стала автономной республикой. В 1930 был создан колхоз «Марксист» просуществовавший до 1941 года. Естественно, как и большинство немцев, моя семья стала работать в колхозах. Мой прапрадедушка был награжден орденом Ленина.

Казалось бы, ничто не предвещало бури. Первой бедой, постигнувшей «российских» немцев, был голод 1921-22х годов. Вторым ударом стали засухи 1927-30х годов, вызвавшие резкое уменьшение собранного урожая, буквально до уровня ниже прожиточного минимума. Моему прапрадедушке было трудно кормить свою семью, где уже было достаточно много детей. Но даже с этими ужасными невзгодами они справились. Надеясь на лучшее будущее, они честно и усердно работали на государство, даже не думая о том, что оно может предать.

Итак, проходили последние мирные 10 лет немцев в Поволжье. Но все закончилось с приходом войны.

В связи с тем, что первые месяцы войны русская армия проигрывала, и Германия могла пробраться к югу России, правительство сочло «российских» немцев неблагонадежными. Поэтому 28 августа 1941 года был издан Указ о переселении немцев Поволжья. Согласно документу, немцам должны были предоставить пахотные земли в Новосибирской, Омской областях, Алтайском крае и Казахстане, им была обещана помощь со стороны государства. Увы, ничего подобного немцев России не ожидало.

Моя прапрабабушка с семью детьми была привезена сначала в Новосибирск, потом по реке они были привезены в Нарым в качестве спецпереселенцев. Мой прапрадедушка, Карл Салмонович, был отправлен в трудармию и там предположительно погиб.

Основной проблемой, по словам моего прадедушки, стало то, что приехавшие немцы не знали русского языка. В своих школах в Поволжье они изучали свой родной язык, поэтому им пришлось изучать заново русский, иначе никак нельзя было выжить. До сих пор в моей семье те, кто был сослан в Сибирь, говорят с акцентом, так и не стал русский язык родным.

Основными занятиями спецпереселенцев стали рыбалка, лесозаготовки, сенокос. Работали очень много, всего лишь 2-3 часа отдыха. В день за работу давали 8 г хлеба, за переработку – 1 кг 300 г. Немало помогало также, что русские быстро привыкли к немцам и помогали всем, чем только могли: они, взамен на серебряные ложки, драгоценности, давали немцам еду. По рассказам прадедушки Карла Карловича Шефера, прошло немного времени и русские с немцами уже вместе танцевали на выходных: немецкие мужчины играли на струнных инструментах и на трубах. Немногим позже русские с немцами стали заключать браки. Так случилось и с моей семьей: шестеро детей из семи вышли замуж и женились на русских.

Проходило время, Сталин умер, мои родственники и все остальные «российские» немцы были реабилитированы, была снята комендатура. Мой прадедушка Карл Карлович был сразу принят в партию, стал руководителем по хозяйственной части, зимой работал слесарем. На данный момент он член районного Совета ветеранов. Другой прадедушка Федор Карлович работал на лесозаготовках, имел авторитет в деревне, был удостоен премий.

Некоторые «российские» немцы сразу после реабилитации уехали в Германию, не желая жить в СССР. Моя семья оказалась среди тех, кому просто некуда было уезжать, и только, поэтому они остались в нашей стране.

Сегодня мы потомки тех «российских» немцев, уже и наполовину не считаемся немцами. И я не знаю, что бы было со мной, если бы тогда в 1941 году не была допущена эта роковая ошибка.
Заключение

Часто бывает так, что судьба народа отражается в судьбе отдельной семьи, человека. Так случилось с моей семьей. Поэтому, изучив историю собственной семьи, я, можно сказать, изучила определенный виток истории «российских» немцев. И события семейной истории неразрывно связаны с событиями истории немцев Поволжья; каждая деталь истории нации отражается в семье. Кроме моей семьи эту связь можно найти в сотнях тысяч других семей «российских» немцев.

Возможно, не каждый человек играет важную роль в истории страны, мира, но можно с точностью сказать, что каждый играет свою особую роль, несравнимую ни с чем. Поэтому, изучая историю своей семьи, мы часто находим в ней отклики огромной всеобщей истории, а иногда и, наоборот: в истории всеобщей мы видим судьбу своей семьи и многих других, кого постигла та же участь.

Нередко всеобщая история кардинально изменяет ход в истории семьи, к сожалению, оставляя горький след в ней. И трагедия общего всегда становится трагедией чего-то частного.

Вероятно, поэтому я считаю, что каждый должен знать историю своей семьи, так же хорошо как историю государства или мира

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ



http://wolgadeutsche.ru/alberg/Vergangenheit.htm

http://www.senator.senat.org/Das_Schicksal_der_Russlanddeutschen.html

http://www.pallasowka.ru/manifest.html

Рассказы прадедушки Шефера К.К.

Семейный фотоархив

Приложение.



Моя семья, предположительно начало XX века с. Цюрих