Национальный вопрос - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Нестор Махно и национальный вопрос 1 221.48kb.
Премия «Национальный бестселлер» Шорт-лист 2013 финалисты 1 47.25kb.
Республики Саха (Якутия) 1 183.28kb.
Национальный рынок и условия его уравновешивания 1 50.2kb.
Правила вывода значений атрибутов. Типы правил их назначение. 1 33.62kb.
Включение Судет в состав чехословацкого государства сделало проблему... 1 188.21kb.
Российская академия наук национальный геофизический комитет 1 136.55kb.
Абсолютизм – форма государства, для которой характерна неограниченная... 1 216.71kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру 1 66.3kb.
Национальный фонд подготовки кадров 4 1765.32kb.
Национальный гост р мэк стандар т 4 524.27kb.
Рождество христово 1 46.06kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Национальный вопрос - страница №1/1

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС





А.Д. Егоров
доктор исторических наук, кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник высшего образования России, действительный член Российской Академии Естественных Наук, Российской Академии Естествознания, профессор ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет

Знания древних евреев, отраженные в Торе и Библии

(К новому прочтению статьи безымянного автора



«О просвещении древних евреев». Журнал Министерства

Народного Просвещения. 1841, авг.-сент.)


Чтобы судить об особенностях и степени просвещенности евреев в древности, можно обратиться к библейским текстам. Эта простая мысль, как ни странно, не часто приходит на ум исследователям, склонным обращаться главным образом к историографическому материалу. Не отрицая достоинств этого метода, укажем, однако, что библейские тексты уже сами являются историческими документами, вобравшими в себя осмысление всей предшествующей им культуры и науки. Поэтому обращение к ним – плодотворный путь.

Показательно, что в середине XIX века евреи интересовали русское общество как носители не только экзотической религии, о которой мало что было тогда известно в стране (к сожалению, не намного больше известно и сейчас. Русское общество интересовало культурное наследие еврейского народа – что это за народ, каковы его нравственные устои, жизненные ценности, в каком духе они воспитывают своих детей, к чему обязывают их стремиться, каким знанием располагают и т.п. Этим, вероятно, объясняется и возникновение статьи безымянного автора «О Просвещении древних евреев, опубликованной в Журнале Министерства Народного Просвещения (авг., 1841, с. 1-30 и сент., 1841, с. 31-68), где автор обратился за интересующими его сведениями к библейским текстам.

Анализируя эту статью, А.Д. Егоров взял на себя труд проверить ее, уточнить ссылки и выводы, устранить несоответствия и, таким образом обогатив, ввести этот материал в современный научный оборот. Ценность такой работы трудно переоценить. Ведь она дает возможность не только расширить круг знаний об исследуемом предмете, но и перевести в глазах читателей библейские тексты из сакральной, то есть относящейся исключительно к религиозной, культовой области знаний, в область знания гуманитарную, относящуюся к жизни человека и человеческого общества. Кроме того, тем, кто не знаком с еврейской историей и культурой, но хотел бы хоть что-то узнать о них, этот материал дает такую возможность. Он полезен и тем, кто, поддавшись на политические провокации, оказавшись невольно в плену заблуждений из-за отсутствия знания, может вплотную увидеть, как истинные русские народные просветители интересовались культурой и историей народов России, видя в этом залог нравственного здоровья своей страны.
Ключевые слова: евреи, Библия, Тора, Израиль, просвещение.


Редакция

Статья безымянного Автора «О Просвещении древних евреев», опубликованная в Журнале Министерства Народного Просвещения (авг., 1841, с. 1-30 и сент., 1841, с. 31-68), содержит обширный материал, которым, тем не менее, современному читателю пользоваться затруднительно. Дело в том, что в основном тексте статьи даются лишь ссылки на Библию, но не приводятся сами тексты Библии. Практика указания ссылок глав и стихов соответствующих мест Библии, без приведения в тексте самих цитируемых мест, часто практиковалась в XIX в. Библию в те времена, вероятно, читали чаще и знали лучше, чем сейчас. Кроме того, с точки зрения публикатора, автора можно понять: и без ссылок объем материала составил более 60 страниц, а введение ссылок на Библейские тексты увеличило бы материал более чем в два-три раза. Однако проверка ссылок показала их явное несоответствие в отдельных частях статьи тексту и выводам. Это резко снижает ценность в целом интересного и полезного материала.

Перед нами встала задача: проверив все ссылки по Библии [3], указать на несоответствие ряда мест цитирования или изложить авторский материал с уточненными ссылками. В первом случае к авторскому тексту добавились бы тексты уточнений и пояснений, что увеличило бы материал до размеров неприемлемых для опубликования его. Решено было остановиться на последнем варианте. Поскольку автор исходного текста неизвестен, он упоминается лишь как анонимный Автор. Изменено и название статьи на более соответствующее новому тексту.

При работе над данной публикацией, помимо проверки текста на соответствие его приводимым ссылкам, была дополнительно выполнена замена ссылок на книги Моисеева Пятикнижия по изданиям [7;9], а на псалмы по [8]. Кроме приведенного в статье материала, интересующимся данной темой можно рекомендовать известное сочинение Иосифа Флавия «Иудейские древности» [4], содержащее большое число сведений о жизни древних евреев, тем более, что «историк Флавий тщательно разыскивал всякие исторические источники, которые могли бы ему подтвердить правильность библейских данных» [10, с. 307].

В публикуемом материале дано около 60-ти ссылок на Тору, тогда как на другие книги Ветхого Завета, в основном, сочинения Пророков (Невиим) и Агиографы (Ктувим), – более 220. Эти ссылки указаны по христианской Библии [3]. Кроме того, около 13 ссылок дано по тексту Нового Завета, что расширило материал о древнем еврейском знании.

«Просвещение древних евреев, в общей истории просвещения народов, есть предмет, достойный особого внимания» [5, с. 1], однако в нижеследующем тексте излагаются, в основном, знания древних евреев о природе и человеке и лишь частично о просвещении.

Древние евреи, странствуя по земле Ханаанской, широко использовали сведения практического характера. Евреи считали, что всякое знание исходит от Бога, а «цель знания – полнее постичь Творца и Его дела» [2, с. 245]. Начала арифметики изучались, чтобы измерять землю, пересчитывать урожай, вести строительные работы; календарь помогал в изучении движения светил. Многим полезным сведениям в ремёслах евреи учились, передавая их приёмы и навыки из поколения в поколение.

Обязанностью родителей было домашнее обучение детей, которым рассказывали «об истории отношений Бога с Израилем», учили закону Божию.



Гражданское образование евреев началось во время их пребывания в Египте [5]. Годы притеснения евреев составили примерно 90 лет и начались незадолго до рождения Моисея, после смерти Иосифа. Таким образом, почти 120 лет евреи имели возможность спокойно жить в Египте, как и египтяне, овладевать всеми видами знаний и осваивать ремёсла. (Шмот 31 Тиса, 1-5) [7, с. 481; 9, с. 463]. Например, о Моисее говорится, что он «познал всю мудрость Египетскую». (Деян. 7: 21-22) [3, с. 1365].

В то время на Ближнем Востоке, в том числе и в Египте, существовали платные школы, в которых готовили будущих секретарей для службы в храмах и дворцах, ведения торговых и государственных дел. К учебным предметам относились: ботаника, география, математика, грамматика и литература [2, с. 245]. Особенный курс был посвящён умению составлять деловые письма; будущие жрецы изучали медицину и богословие; чиновники – обязанности служащих.

В разные периоды истории евреев было и разное отношение к просвещению: временем расцвета просвещения у евреев было время Давида и Соломона, когда развивались как науки, так и изящные искусства; при династии Маккавеев начался общий упадок, особенно заметный с начала Вавилонского пленения; при Александре Аннее, примерно за 106 лет до Р.Х., учёные подвергались казни [5]. Различают [5] три периода развития просвещения у древних евреев: подъём просвещения – от Моисея до Давида, расцвет – от Давида до Даниила, упадок – от Даниила до Иосифа.

Евреи, как народ практичный, «предпочитали полезное приятному» [5], т.е. изучали предметы, используемые в жизни: богословие, историю, физику, поэзию; иностранные языки использовали только те, что встречались в практике общения (см. Млахим; Йешаягу или 4 Цар. 18: 26; Исаия 36: 11 [3, с. 450, 873]) и совсем не интересовались языками народов, живших в дальних странах (Дварим 28, Таво, 49 [7, с. 1279; 9, с. 1095).



Язык своего народа евреи изучали от родителей, вероятно, при этом не обращая особенного внимания на правила грамматики, равно как и на логику изложения материала.

Отмечено, что евреи все свои познания в той или иной мере посвящали Богу: «зодчество трудилось над строением скинии и храма; поэзия выражала благоговейные чувствования молящихся в храме; музыка служила средством к возбуждению и поддержанию сих чувствований; астрономия определяла время, посвящённое на служение Богу; история сохранила память благодеяний Божиих и представляла для подражания образцы благочестия; естествоиспытание делало понятным глаголы тварей, славословящих Творца света» [5, с. 5].



Письменность была известна у евреев задолго до Моисея (Шмот 17 Бешалах, 14; Шмот 24 Мишпатим, 4; Шмот 28 Тецавэ, 9 [7, с. 372, 433, 461; 9, с. 385, 419, 441]).

Особые школы обучали Закону Божию, пению и музыке (см. Шмуэль или 1 Царств. 10: 5 [3, с. 323]), развивали дар пророчества (см. Млахим или 3 Царств. 20: 22-25; 4 Царств. 2: 3,5 [3, с. 420, 426]). Такие школы были расположены в Навафе близ Рамы (см. Шмуэль или 1 Царств. 19: 19-24 [3, с. 337-338]), Вение (см. Шмуэль; Млахим или 1 Царств. 10: 3-6; 4 Царств. 2: 3 [3, с. 323, 426]), Иерихоне (см. Млахим или 4 Царств. 2: 5 [3, с. 426]) и Галгалах (см. Млахим или 4 Царств. 4: 38 [3, с. 430]).

Одну из подобных школ пророков возглавлял в Виниле Самуил (см. Шмуэль или 1 Царств. 19: 20 [3, с. 337]). По возвращении евреев из Вавилонского плена обучение стало происходить в синагогах, в которых молились, читали Закон и Пророков. Практически в каждом селении имелась синагога, а в Иерусалиме их насчитывалось от 360 до 480 [5, с. 8]. При синагогах имелись небольшие собрания книг.

В еврейских училищах учитель сидел на возвышении и говорил тихо истолкователю, который уже вслух обращался ко всем учащимся. Ученики во время занятий сидели у ног учителя (Деян. 22: 3 [3, с. 1387]), задавали вопросы учащему (Лук. 2: 46 [3, с. 1289]).



Учащие и учёные носили разное наименование:

мудрые – все, кто отличался своими обширными сведениями от общей массы народа (см. Йешаягу или Исайя. 29: 14 [3, с. 867]), кто разъяснял неписаный Закон или предание (1 Каринф. 1: 20; Матф. 23: 34 [3, с. 1433, 1252]).

книжники – законоучители, изучавшие и толковавшие иудейский Закон, на них же лежала обязанность переписывать Закон; чаще всего книжники придерживались лишь священных Книг; часто так называли любого учителя Закона или наставника детей (Матф. 23: 2; Деян. 23: 9 [3, с. 1251, 1389]);

законники (то же, что книжники) – те, кто стремясь исполнить Закон в точности, часто искажали смысл святого Писания, за что подвергались критике (Матф. 23: 3-4, 27-28 [3, с. 1251-1252]); совопросники – лица, посвятившие себя изучению святого Писания и решавшие труднейшие вопросы (1 Коринф. 1: 20) [3, с.1433].

В зависимости от уровня образования евреи носили разные названия:



учащиеся – ученики мудрых;

учащие – наставники и учителя;

начальники синагог;

учителя – лица, особенно отличившиеся своими знаниями (наименование получали в результате специального обряда);

пророки – лица, посвятившие себя учёной деятельности;

старцы – которые ”дни свои провождали в чтении книг, и приобретённую ими опытность для пользы других предавали письменам” [5]; это были лица не по годам старцы, а по опытности и силе веры.

Обособленность евреев (Дварим 7 Ваэтханан, 1-4; Дварим 20 Шофтим, 16-17 [7, с. 1115, 1210; 9, с. 979-981, 1051]) замедлила распространение просвещения, им приходилось до всего доходить самим, поскольку они отвергали заимствование опыта других народов, ценя лишь собственное знание.

Развитие просвещения у древних евреев было надолго остановлено многочисленными войнами и падением Царства, и даже облегчение участи евреев при Маккавеях не привело к прежнему уровню просвещения.

В Священном Писании замечено, что еврейский язык отличался от Халдейского (Брейшит 31 Ваецэ, 47; см. Йешаегу или Исаия 28: 11 [7, с. 155; 9, с. 177; или 3, с. 866]) , Сирийского (см. Млахим или 4 Цар. 18: 26 [3, с. 450]) и Египетского (Брейшит 42 Микец, 23 [7, с. 203; 9, с. 241]). Однако прежде еврейский язык был одинаковым с Финикийским или Ханаанским [4, с. 17]. После Вавилонского пленения еврейский язык стал активно принимать в себя иностранные слова и уже во времена Александра Великого (Македонского) вышел из употребления, стал мёртвым. «Поэтому Иисус Христос и все живущие тогда евреи (Матф. 27: 46; Марк. 17: 34 [3, с. 1260, 1284]) стали говорить на особенном Сиро-Халдейском языке» [5].

Но древний еврейский язык сохранился в книгах святого Писания, более всего в книгах Моисея. Очень многие книги исчезли и лишь отрывки из них «показывают нам, чего с их потерею мы лишились» [5, с. 23]. Среди утраченных книг на чисто еврейском языке были:

Книга браней Иеговы (Бемидбар 21 Хукат, 14 [7, с. 938; 9, с. 837]); Книга Праведного (см. Йегошуа; Шмуэль или Иис. Нав. 10: 13; 2 Царств. 1: 18 [3, с. 260, 353]); Устав правления Самуила (см. Шмуэль; Диврей гаямим или 1 Царств. 10: 25; 1 Паралипом. 29: 29 [3, с. 324, 494-495]); Словеса Гада провидящего (см. Диврей гаямим или 1 Паралипом. 29: 29 [3, с. 494-495]); Словеса Нафана Пророка (см. Диврей гаямим или 1 Паралипом. 29: 29; 2 Паралипом. 9: 29 [3, с. 494-495, 505]); Пророчество Ахии Силониты (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 9: 29 [3, с. 505]); 5000 (?) песней Соломоновых (см. Млахим или 3 Царств. 4: 32 [3, с. 393]); Соломонова естественная история (см. Млахим или 3 Царств. 4: 33 [3, с. 393]); Книга словес Соломоновых [5]; Словеса Самея Пророка (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 12: 15 [3, с. 507-508]); Родословная (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 12: 15; 2 Паралипом. 13: 22 [3, с. 507-508, 509]); Аддо (Иддо) Провидящего розыск (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 12: 15; 2 Паралипом. 13: 22 [3, с. 507-508, 509]); Иоиля Провидящего видение против Иеровоама (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 9: 29 [3, с. 505]); Словеса Ииуя (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 20: 34 [3, с. 516]); Деяния Осии пророка Исайи (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 26: 22 [3, с. 522-523]); Словеса Хозая (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 33: 18 [3, с. 531]); Плач об Иосии пророка Иеремеи (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 35: 24-27 [3, с. 535]); Книга словес дней Царей Иудиных (см. Диврей гаямим; Млахим; Диврей гаямим или 2 Паралипом. 35: 24-27; 3 Царств. 14: 29; 2 Паралипом. 36: 8 [3, с. 535, 411, 536]); Книга словес дней Царей Израилевых (см. Диврей гаямим; Млахим или 2 Паралипом. 20: 34; 2 Паралипом. 33: 18; 2 Паралипом. 35: 24-27; 4 Царств. 14: 28; 2 Паралипом. 36: 8; 3 Царств. 14: 19; 4 Царств. 1: 18 [3, с. 516, 531, 535, 444, 536, 411, 426]); Розыскная книга Царей (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 24: 27 [3, с. 520]); Книга дней Архиерейства Силона (1 Маккав. 16: 23-24 [3, с. 1153]) и другие книги, пропавшие от огня и времени.

Память еврейского народа хранит не только названия давно исчезнувших книг, но и имена многих авторов, которые ныне известны лишь специалистам и исследователям [5, с. 27-29]:

Етак Езрахит; Гемак; Халкол; Дарда; Агур, сын Иаке; Иисус, сын Сирахов; Аристовул старший; Антигон Сохей; Садок; Баитос; Эвполем; Аристовул, младший; Езекииль; Димитрий; Иисус, сын Сирахов, младший; Филон старший; Гиллел старший; Шаммай; Ионафан-Бен-Узиел; Онкелос; Раббан Симеон; Раббан Гамалиил; Филон младший; Иосиф Флавий и др. Среди древних евреев большую известность приобрели зодчие Веселиил (Шмот 31 Тиса, 1-6 [7, с. 481; 9, с. 463]) и Елиава.

При возведении зданий зодчие придерживались определённых правил: первоначально строилась модель или чертёж здания (Шмот 25 Трума, 9, 40; Шмот 26 Трума, 30; см. Диврей таямим или 1 Паралипом. 28: 11 [7, с. 442, 446, 450; 9, с. 421,427, 433 или 3, с. 492]), при этом дома имели не более трёх «жильёв» (этажей) (см. Млахим, Йехезкель или 3 Царств. 7: 4; Иезек. 42: 4 [3, с. 396, 1034]), кровли имели плоские, окружённые со всех сторон перилами (Дворим 22 Тецэ,8; см. Млахим; Йешаягу или 2 Царств. 11: 2; Исаия. 22: 1 [3, с. 363, 860]), окна делались напротив друг друга и одно над другим (см. Млахим или 3 Царств. 7: 4; 3 Царств. 7: 5 [3, с.396]).

В качестве украшений использовали портики (см. Млахим; Диврей гаямим; Иехезкель или 3 Царств. 6: 3; 2 Паралипом. 8: 12; 3 Царств. 7: 2; Иезек. 40: 22, 24 [3, с. 394, 503, 396, 1031]), галереи (см. Иехезкель или Иезек. 42: 5; Иезек. 42: 6 [3, с. 1034]), столбы (см. Млахим; Ирмеягу или 3 Царств. 7: 6; Иерем. 52: 17 [3, с. 396, 967-968]), пьедесталы (?) (Шмот 28 Тецавэ, 27 [6, с. 463; 7, с. 443]), капители (см. Млахим; Диврей гаямим или 3 Царств. 7: 15-16; 2 Паралипом. 3: 15 [3, с. 396, 497]). Обычно капители были в форме цветов, особенно часто – в форме лилии. Для строительных работ часто приглашались зодчие из города Тира (см. Млахим или 3 Царств. 7: 15-16; 3 Царств. 7: 13-12 [3, с. 396]).

Внутри помещения украшались росписью, резьбой, скульптурой. В Священных Книгах упоминаются такие виды росписей: разрисовывание суриком стен (см. Ирмеягу или Иерем. 22: 14 [3, с. 927]); драпировка ткаными разноцветными нитями, полотнами с изображением херувимов (Шмот 26 Трума, 1, 31 [7, с. 447, 450; 9, с. 427, 433]), вышивка по ткани (см. Йехезкель или Иезек. 16: 10, 13; Шмот 27 Трума, 16; Шмот 28 Тецавэ, 39 [3, с. 94, 96; 7, с. 453, 465; 9, с. 437, 445]).



Резьба для украшения помещений была трёх видов: ”очертательная” – контурная (Шмот 28 Тецавэ, 9, 11, 21, 36 и Сирах. 38: 27-28 [7, с. 461-464 и 3, с. 829]), ”выпуклая” – рельефная (см. Млахим; Диврей гаямим или 3 Царств. 6: 18; 3 Царств. 6: 29; 2 Паралипом. 2: 7 [3, с. 395, 496]), ”округлая” – объёмная (скульптурные формы) (Шмот 25 Трума, 18-19; см. Хабаккук или Аввак. 2: 18 [7, с. 444; 9, с. 423; 3, с. 1099]).

Материалом для резных украшений служили: дерево (см. Йешаегу или Исаия. 44: 13 [3, с.882]), различные металлы (см. Хабаккук или Аввак. 2: 18 [3, с. 1099]), драгоценные камни и металлы (Шмот 28 Тецавэ, 11, 36 [7, с.461, 464; 9, с. 441, 445]). Пророк Исайя описал действия художника – резчика по дереву – плотника (см. Йешаягу или Исаия. 44: 13 [3, с. 882]).

Ваятельные произведения украшали многие предметы: умывальники (Шмот 38 Вая кгель, 8 [7, с. 520-521; 9, с. 505]), зеркала (см. Млахим или 3 Царств. 7: 23 [3, с. 396]), медные столбы в храме Соломона (см. Млахим или 3 Царств. 7: 15 [3, с. 396]), двенадцать медных волов (см. Млахим или 3 Царств. 7: 25 [3, с. 397]), херувимы на медных подставках (см. Млахим или 3 Царств. 7: 27 [3, с. 397]), истуканы (Шмот 32 Тиса, 4 ; см. Гошея или Осия 13:2 [7, с. 484; 9, с. 467; 3, с. 1075]). Изготовляли женские украшения (см. Йешаягу; Йехезкель или Исаия. 3: 18-20; Иезек. 16: 10-13 [3, с. 846, 998]).

Древние евреи широко использовали музыку: Давид назначил при скинии 288 певцов и музыкантов (см. Диврей галмим или 1 Паралипом. 25: 1, 7 [3, с. 488-489]), Соломон [1, с. 116] также имел во дворце певцов (см. Когелет или Екклес. 2: 8 [3, с. 765]). После возвращения из Вавилонского плена музыкальное развитие евреев возобновилось вновь (см. Эзра; Нехемья или 1 Ездр. 2: 64-65, 70; 1 Ездр. 3: 10; Неем. 12: 27-29; 1 Маккав. 4: 54; 1 Маккав. 13: 51 [3, с. 539, 540, 564, 1127, 1148]).

Музыка сопутствовала евреям при оправлении служб в Храмах (см. Диврей гаямим или 1 Паралипом. 25: 6; 2 Паралипом. 7: 6 [3, с. 488-489, 502]), при сражениях (Бемидбар 10 Бегаалогха, 9; см. Йегошуа или Иис. Нав. 6: 1-4 [7, с. 860-861; 9, с. 767; 3, с. 254]), на пиршествах (Бемидбар 10 Бегаалотха, 8, 10; см. Йешаягу или Исаия. 5: 12; Сирах. 32: 7, 8 [7, с. 860, 861; 9, с. 767, 769; 3, с. 847, 824]) и во многих других случаях (см. Млахим; Шмуэль или 4 Царств. 3: 15; 1 Царств. 17: 15-16 [3, с. 428, 332]). При этом музыка использовалась для сопровождения одного голоса и хора или непосредственно для воспроизведения различных мелодий.

Словесность у древних евреев, в основном, развивалась в священных книгах и была ”орудием Духа Господня для возвещения миру спасительных истин и будущей судьбы его” [6, с. 40].

Евреи с древних времён прославляли Бога в гимнах и песнопениях (Теилим 32, 106, 144, 145, 146, 148, 149 [8, с. 115, 417, 562, 566, 571, 579, 583]). В одних песнопениях выражались возвышенные чувства (Теилим 17, 28, 90, 132 [8, с. 59, 103, 355-361, 530]), в других – скорбь души (Теилим 22; см. Шмуэль или 2 Царств. 1: 24-26; Йехезкель или Иезек. 27: 1, 2, 30, 32; Иезек. 28: 12; Иезек. 19: 1, 14; Иезек. 22: 31 [8, с. 81-85; 3, с. 353, 1014-1016, 1004. 1009]). В большом ходу были загадки, о чём также упоминается в Библии (см. Шофтим; Млахим или Суд. 14: 12-13; 3 Царств. 10: 1 [3, с. 298, 403]).

Заметим, что песнопения были разных видов: употреблявшиеся и у других восточных народов (притчи Соломона, Экклезиаст и Премудрости Иисуса, сына Сирахова) и принадлежавшие одним евреям (книги Пророчеств) [6, с. 44].

Поэзия была представлена различными стихами в священных книгах, при этом [6, с. 44] стихи были неравномерны, кратки, имели различное построение: то как обращение к Богу и удовлетворение ответом (Теилим 114 или Псал. 114 (Аллилуйя): 3, 4, 6 [3, с. 718], то как утверждение действий Всевышнего (Теилим 147: 2-6 [8, с. 576-577]), то в виде ”диалога”: вопрос – ответ (Псал. 23 (Псалом Давида. В первый день недели): 3, 4, 8, 10 [3, с. 666]).

В отдельных стихах окончания были подобны (Псал. 119 (Песнь восхождения): 2, 3 [3, с. 724]), в других – использовались повторы (Теилим 118 [8, с. 464-469]).

Часто в стихах указывался: род стихотворения (Теилим 45: 1 [8, с. 171]); случай написания стиха (Теилим 3; Псал. 33 [8, с. 16; 3, с. 671]); инструмент и манера исполнения стиха (Псал. 32 (Псалом Давида): 2-3 [3, с. 671]); автор, сочинивший стихотворение (Теилим 72; Теилим 90 [8, с.279-283, 355-361]).

Некоторые стихи начинались с указания рода инструмента, сопровождавшего исполнение стиха (Теилим 4: 1; Теилим 5: 1; Теилим 6: 1; Теилим 8: 1; Псал. 11: 1; Псал. 44: 1; Теилим 45: 1; Псал. 52: 1; Теилим 53: 1; Теилим 54: 1 [8, с. 18, 20, 23, 30; 3, с. 660, 165; 8, с. 171; 3, с. 682; 8, с. 202, 204]); указывался образ пения (Псал. 86: 4-7 [3, с. 701-702]), время исполнения данного стихотворения (Теилим 91, 92, 93 [8, с. 362, 366, 370]), обращение к какому лицу (Теилим 60 [8, с. 228]).



Красноречие было не чуждо евреям в древности и чаще всего выражалось в речах: речь Иисуса Навина (см. Йегошуа или Иис. Нав. 23: 1-2 [3, с. 276]); речь Самуила, сказанная им при ”сложении с себя достоинства Судии” (см. Шмуэль или 1 Царств. 7: 15; 1 Царств. 12: 1 [3, с. 320, 325], в отдельных молитвах (см. Млахим; Диврей гаямим; Эзра или 3 Царств. 8: 1, 22, 23; 2 Паралипом. 20: 1, 5; Ездр. 9: 1, 4, 5, 6; 1 Маккав. 4: 28-30 [3, с. 398-399, 514, 547, 1126]), при торжественных моментах жизни народа Израиля.

Проявлялось красноречие древних евреев и в переписке (см. Ирмеягу; Нехемья; Млахим; Диврей гаямим или Иерем. 29: 1; Неем. 6: 17; 3 Царств. 21: 8, 9; 2 Паралипом. 30: 1 [3, с. 936, 555, 421, 526]), и в разводных документах (письмах) (Дварим 24 Тецэ, 1-3; см. Йешаягу или Исаия. 50: 1 [7, с.1244; 9. с. 1069; 3, с. 888]), и в купчих бумагах (см. Ирмеягу или Иерем. 32: 11, 12; Иерем. 32: 14; Иерем. 32: 16 [3, с. 941]) и др. документах того времени.

Книги Библии указывают, что древние евреи изучали историю и особенно историю своего народа, тем более к этому призывал Закон (Шмот 12 Бо, 26, 27; Исход. 10: 12; Шмот 13 Бо, 3; Дварим 6 Ваэтханан, 20 [7, с. 341-342; 9, с. 355; 3, с. 72; 7, с. 346, 1112-1113; 9, с. 359, 979]).

Замечено, что евреи при хронологическом отсчёте каких-либо событий или дат использовали разные системы отсчета времени: сначала использовали годы жизни знаменитых мужей (Брейшит 7 Ноах, 11 [7, с. 43; 9, с. 43, 45]), а затем – различные эры или эпохи жизни еврейского народа: исход из Египта (Шмот 19 Итро, 1; Бемидбар 33 Масъэй; см. Млахим или 3 Царств. 6: 1 [7, с. 385, 1020; 9, с. 391, 915; 3, с. 394]), создание Первого храма (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 8: 1 [3, с. 503]), начало правления Царей (см. Млахим или 3 Царств. 6: 1; см. Йешаегу или Исаия. 1: 1; см. Цфанья или Софон. 1: 1; см. Хагай или Аггей. 1: 1; см. Зхарья или Захар. 1: 1 [3, с. 394, 843, 1100, 1103, 1105]), Вавилонский плен (см. Йехезкель или Иезек. 40: 1 [3, с. 1030]), сооружение Второго храма и ремонт стены; затем – от въезда Александра Великого в Иерусалим, а ныне – от Сотворения мира.

Судя по описаниям в священных Книгах, древние евреи знали хорошо географию, в их описаниях встречаются такие страны как Финикия, Сирия, Персия, Ассирия, Армения, Египет, Аравия, Эфиопия, Греция, Испания и др. (см. Млахим или 3 Царств. 10: 22; см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 9: 21; 2 Паралипом. 20: 35, 36; Теилим 71; см. Йешаягу или Исаия. 2: 16; см. Иермеягу или Иерем. 10: 9; см. Йехезкель или Иезек. 38: 13; см. Йона или Иона. 1: 3 [3, с. 404, 505, 516, 680, 692, 845, 915, 1028, 1088]).

В священных Книгах в разных местах встречаются сведения, составлявшие естественную историю. Из животных упоминались и четвероногие, и летающие, и пресмыкающиеся, и гады, и рыбы. По употреблению в пищу, все животные делились, по Моисею, на чистых и нечистых (Ваикра 11 Шмини, 9-12 [7, с. 620; 9. с. 581]). Упоминаются в священных Книгах и травы, и деревья, т.е. растения ( Брейшит 1 Брейшит, 11, 12 [7, с. 9-10; 9, с. 13]). Население Палестины составляли в основном крестьяне, а главными культурами были – хлебные злаки, виноград и маслины (Дварим 7 Экев, 13; см. Нехемья или Неем. 5: 11; см. Гошея или Осия. 2: 8 [7, с. 1124; 9, с. 983; 3, с. 554, 1068]). Там где позволяла почва, выращивали пшеницу, овёс, просо и полбу. В августе собирали инжир, гранаты, виноград (Дварим 24 Тецэ, 25; Дварим 24 Тецэ, 21 [7, с. 1243, 1250; 9, с. 1069, 1073]).

Использовали древние евреи полезные ископаемые, среди которых были драгоценные камни (Шмот 28 Тецавэ, 9, 18-21;см. Йехезкель или Иезек. 28: 13; см. Йешаягу или Исаия. 54: 11-12 [7, с. 461, 462-463; 9, с. 441, 443; 3, с. 1016; 892]) и металлы: медь (Дварим 8 Экев, 7-9 [7, с. 1128; 9, с. 987, 989]), железо (см. Ийов или Иов. 28: 1-2; см. Шмуэль или 1 Царств. 13: 19-20 [3, с. 643, 327]), серебро (см. Ийов или Иов. 28: 1-2; Шмот 11 Бо , 2 [3, с. 643; 7, с. 347]), золото ( см. Ийов или Иов. 28: 1-2; Шмот 11 Бо, 2; Шмот 25 Трума, 11, 31 [3, с. 643; 7, с. 332, 443, 445-446; 9, с. 347, 423, 425]).

Добывали полезные ископаемые в специальных колодезях со штольнями (см. Ийов или Иов. 28: 3, 4, 10, 11 [3, с. 643-644]).



Гончарное дело было широко развито в древней Иудее, были целые династии горшечников (см. Диврей гаямим или 1 Паралипом. 4: 23; см. Кинот (или Эйха) или Иерем. 19: 1 [3, с. 465, 924]), видимо, существовали и специальные гончарные мастерские, о трубах печей которых говорится в ряде мест Библии (см. Нехемья или Неем. 3: 11; Неем. 12: 38 [3, с. 552, 564]). Говорится и о приготовлении глины (см. Йешаягу или Исаия. 41: 25 [3, с. 879]) и обработке её на гончарном круге (кружале) (см. Ирмеягу или Иерем. 18: 3 [3, с. 923]).

Кожевенное дело у древних евреев было, в основном, ориентировано на изготовление одежды и обуви (Брейшит 3 Брейшит, 21; см. Млахим или 4 Царств. 1: 8 [7, с. 23; 9, с. 27; 3, с. 425]), покрывал (Шмот 26 Трума, 14 [7, с. 448; 9, с. 431]), палаток и шатров (Деян. 18: 3 [3, с. 1381]).

Резьба по слоновой кости мало была распространена в древнем Израиле, так как слоновую кость доставляли из других мест (см. Млахим или 3 Царств. 10: 22; см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 9: 21; см. Йехезкель или Иезек. 27: 15 [3, с. 404, 505, 1014]), тем не менее, богатые дома были украшены резной слоновой костью (см. Амос или Амос. 3: 15; см. Млахим или 3 Царств. 22: 39 [3, с. 1081, 424]).

Древние евреи развивали своё строительное искусство особенно интенсивно во времена Давида и Соломона с помощью финикийских каменщиков и столяров, которых присылал царь Тирский Хирам (см. Диврей гаямим или 1 Паралипом. 14: 1 [3, с. 477]). При строительстве храма камни обтёсывались в каменоломне и в храме лишь устанавливались (см. Млахим или 3 Царств. 6: 7 [3, с. 394]).

Основания медицины изучались евреями, поскольку многие, заболев и не получив своевременную помощь, умирали (см. Млахим или 4 Царств. 4: 18-20; 3 Царств. 17: 17 [3, с. 429, 415]). Обращение к врачам зачастую помогало (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 16: 1 [3, с. 511]), в частности, врачи использовали в качестве лекарств: бальзам (см. Ирмеягу или Иерем. 8: 22 [3, с. 913]), деревянное масло (Лук. 10: 34 [3, с. 1303]), вино (см. Йешаягу или Исаия 1: 6 [3, с. 843]), елей (см. Йешаягу или Исаия. 1: 6 [3, с. 843]), пластырь на рану (см. Ирмеягу или Иерем. 30: 13, 17 [3, с. 938]). Порою прикладывали к нарыву смокву (см. Йешаягу или Исаия. 38: 21 [3, с. 877]).

Практиковалось орошение новорожденных солёной водою (см. Йехезкель или Иезек. 16: 4 [3, с. 998]). Различные кожные болезни обозначались одним словом – проказа (см. Млахим или 4 Царств. 5: 1; 4 Царств. 5:3 [3, с. 430, 431]). Утверждается, что от кожных болезней помогало купание в Иордане (см. Млахим или 4 Царств. 5: 10-14 [3, с. 431]).

Священные книги повествуют о способности пророков исцелять людей от разных болезней и напастей (Матф. 4: 24 [3, с. 1226]), если же кто обращался к Господу с сильной молитвой, прося об исцелении, то и здесь помощь приходила (см. Млахим или 3 Царств. 17: 19-22; 4 Царств. 4: 32-35 [3, с. 415, 430]).

Начатки математики, как уже говорилось, использовались в практической жизни евреев: арифметика предназначалась для счёта (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 2: 17 [3, с. 497]), а геометрия – для измерения земли (Бемидбар 35 Масъэй, 4-5; Дварим 21 Шофтим, 2 [7, с. 1025-1026, 1214-1215; 9, с. 923, 1053]).

Отдельные механизмы использовались евреями в военном деле (см. Диврей гаямим или 2 Паралипом. 26: 15; см. Йехезкель или Иезек. 4: 2 [3, с. 522; 986]) и мирной жизни – например, в системе орошения полей (Дварим 11 Экев, 10 [7, с. 1141; 9, с. 1003-1004]).

Сведения по астрономии у древних евреев позволили составить лунно-солнечный календарь и достаточно точно рассчитать сроки сельхозработ, которые приходились на определённый период годового круга (см. Диврей гаямим или 1 Паралипом. 12: 32 [3, с. 476]), а также дни празднеств.

В Священных книгах упоминаются светила и звёзды (Брейшит 1 Брейшит, 14, 16 [7, с. 10, 16; 9, с. 15]), небесное ”воинство” (см. Йрмеягу или Иерем. 8: 2; Цфанья или Софон. 1: 5; Млахим или 4 Царств. 23: 5 [3, с. 912, 1100, 456]), созвездия (см. Млахим или 4 Царств. 23: 5; Ийов или Иов. 38: 32 [3, с. 456, 652]).

Начала философии по священным Книгам усматриваются у евреев со времён Соломона и, скорее всего, это была философия скептицизма (см. Когелет или Екклес. 3: 2-10, 15, 19-20 [3, с. 766]).

После Вавилонского пленения философия стала развиваться; во времена греческой культуры «евреи в фарисеях увидели стоиков, в Саддукеях – эпикурейцев, в ессеях – пифагорейцев» [6, с. 63]. По философии евреев начало мира целиком зависит от Бога (см. Мишлей или Притч. 8: 27-30; Притч. 22: 2; Когелят или Екклес. 9: 11-12 [3, с. 742, 754, 771]), всё определяется Богом (см. Когелят или Еклес. 3: 14 [3, с. 766]) и пользою для человека (см. Мишлей или Притч. 16: 4; Когелят или Екклес. 3: 12-13 [3, с. 749, 766]).

По философии евреев образ бытия заключён как в порядке (см. Когелят или Екклес. 3: 11; Екклес. 7: 15; Екклес. 11: 3 [3, с. 766, 769, 772]), так и в непрерывном движении (см. Когелят или Екклес. 1: 9-10; Екклес. 3: 15 [3, с. 764, 766]), а качество мира в правильном соотношении вещей между собою (см. Когелят или Екклес. 3: 11 [3, с. 766]).

Рассматривала философия и учение о человеке: бытие его идёт от Бога (Брейшит 1 Брейшит, 27; Псал. 89: 10; Брейшит 47 Ваигаш, 9 [7, с. 12, 224; 9, с. 15, 269; 3, с. 704]), бессмертие духа тоже (2 Маккав. 7: 9 [3, с. 1163]), тело же человек имеет тленное (см. Мишлей или Притч. 20: 27; Когелят или Екклес. 12: 7 [3, с. 753, 772]). Бог сотворил человека совершенным (см. Когелят или Екклес. 7: 29 [3, с. 769]), но затем он стал греховен (см. Когелят или Екклес. 7: 20; Екклес. 9: 3 [3, с. 769, 770]) и смертен (см. Когелят или Екклес. 12: 7 [3, с. 772]).

В заключение отметим, что у древних евреев была администрация и чиновники. Моисей с помощью определённых людей смог даже произвести перепись евреев, выходящих из Египта (Шмот 30 Тиса, 11-12 [7, с. 476; 9, 457, 459]).

Соломон весь Израиль разделил на двенадцать округов, поставив во главе их приставников, была у Соломона и канцелярия, возглавляемая дее-писателем (заведующим) (см. Млахим или 3 Царств. 4: 1-7 [3, с. 392]).

Были в Израиле особые чиновники – секретари, которые писали деловые бумаги (купчие (см. Ирмеягу или Иерем. 32: 9-12 [3, с. 941])) и даже писали под диктовку (пример: запись слов Иеремии Варухом (см. Ирмеягу или Иерем. 36: 4 [3, с. 946]).

К чиновникам, которых особенно не любило население, относились сборщики налогов – мытари (Лук. 19: 2 [3, с. 1315]), поскольку налоги собирались для римлян, а сами мытари отличались особой алчностью. Заметим, что сборщики налогов не могли занимать общественные и религиозные должности, не имели права выступать в суде в качестве свидетелей [2, с. 234].

Библиографический список

1. Библейская энциклопедия. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2001. – 768 с.

2. Библейская энциклопедия = Encyclopedia of the Bible by Lion Publishing, Oxford, England, 1989. – Пер. на рус. язык /Рос. Библейское общество, 1995. – М.: Гос. предприятие «Первая образцовая тип.» Комитета РФ по печати, 1995. – 352 с.

3. Библия или книги священного писания Ветхого и Нового завета. Изд. 12-е. – Пг.: Синоид. тип., 1916. – 1548 с.

4. Иосиф Флавий. Иудейские древности: В 2-х томах / Пер. с греч. Г. Генкеля. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. – 864 с.

5. О просвещении древних евреев // Журнал МНП, 1841, авг., часть ХХХI. – Спб.: Тип. АН, 1841. с. 1-30.

6. О просвещении древних евреев // Журнал МНП, 1841, сент., часть ХХХI. – Спб.: Тип. АН, 1841. с. 38-68.

7. Пятикнижие и гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино» / Коммент. д-р Й. Герц – гл. раввин Британской империи. – М.: «Мосты культуры»; Иерусалим:”Гешарим”, 2001 (5761). – 1456 с.

8. Теилим Швут Ами с избранными комментариями Раши, Радака, Сфорно, Мольбима, Алшиха, Мецудот и многих других древних и современных еврейских мудрецов. – Иерусалим: Швут Ами, 2003. – 864 с.

9. Тора (Пятикнижие Моисеево) / Ред. рус. перевода П. Гиль; Под общей ред. проф. Г. Брановера. – Иерусалим – Москва: «Шамир»; «Арт – Бизнес-центр», 1993 (5753). – 1135 с.

10. Флавий Иосиф // Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем / Под общей ред. Л. Каценельсона: В 16 томах. Т. 15. С. 302-311 ст. – Репринтное воспроизведение издания Общества для Научных Еврейских изданий и издательства Брокгауз – Ефрон. – М.: “ТЕРРА”, 1991. – 960 ст.

© Егоров А.Д., 2011