Национальный фонд подготовки кадров - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3страница 4
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Национальный фонд подготовки кадров 1 20.62kb.
Политика в области обучения, подготовки и повышения квалификации... 1 170.3kb.
Место и роль триботехнологии в подготовке кадров для автоматизированного... 1 54.41kb.
Выпускники Президентской программы подготовки управленческих кадров... 3 690.5kb.
Премия «Национальный бестселлер» Шорт-лист 2013 финалисты 1 47.25kb.
Исследование проблем профессиональной подготовки и рационального... 1 82.06kb.
Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров... 3 781.83kb.
Перечень приоритетных направлений подготовки кадров в соответствии... 1 24.88kb.
Конструирование содержания профессиональной подготовки учительских... 1 148.45kb.
Психолого – педагогические проблемы профессиональной подготовки кадров... 1 236.17kb.
Модернизация образования 1 30.93kb.
«Международная жизнь». 2010.№11. С. 66-78. 20 Лет германского единства... 1 199.39kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Национальный фонд подготовки кадров - страница №1/4



Национальный фонд подготовки кадров

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кабардино-Балкарский

государственный университет


Реализация основных положений

Болонского процесса

в вузах Российской Федерации

Нальчик 2007

УДК 371

ББК 74.58



Реализация основных положений Болонского процесса в вузах Российской Федерации / Под ред. проф. А.А. Шебзухова. – Наль­чик: Каб.-Балк. ун-т, 2007. – 103 с.

Материалы обучающего семинара для вузов Южного Федерального округа «Опыт реализации основных положений Болонского процесса в вузах Российской Федерации», состоявшегося 5-7 ноября 2007 г. в г. Нальчике на базе КБГУ.

Семинар организован в рамках проекта «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса», выполняемого Национальным фондом подготовки кадров с участием ГОУ ВПО «Кабардино-Бал­кар­ский государ­ственный университет им. Х.М. Бербекова».

В издание включены материалы докладов председателя экспертно-аналитического центра НФПК проф. Жураковского В.М. (по стенограмме выступления), программного директора Зальцбургского глобального семинара (Австрия) Каменски Х. (по стенограмме выступления), проректора по учебно-воспитательной работе Кабардино-Балкарского государственного университета проф. Шебзухова А.А., проректора по академической политике и инновационному развитию Пятигорского государственного лингвистического университета Гранкина Ю.Ю., начальника Управления качеством образования Воронежского государственного университета Чупандиной Е.Е.

ISBN 5-7558-0418-4

Редакционная коллегия

Шебзухов А.А. (отв. редактор), Башиева С.К.,

Савинцев А.П., Язева А.Б., Кодзоков А.К.

УДК 371


ББК 74.58


ISBN 5-7558-0418-4

 Кабардино-Балкарский

государственный университет, 2007



Уважаемые гости,

коллеги, участники семинара!


Рад приветствовать вас в Кабар­ди­но-Балкарии, в сте­нах нашего универ­си­те­та!

В Кабардино-Балкарском госуни­ве­р­­­си­тете пройдет обу­­чающий семинар для вузов Южного федерального ок­руга «Опыт реализации основных положений Болонс­кого процесса в вузах Рос­сийской Феде­ра­ции». Струк­тура се­ми­нара будет сле­дую­щей: сначала с докла­дом по мо­ниторингу участия российских вузов в Болонском про­цессе выступит В.М. Жураковский, председатель экспертно-анал­тического центра Националь­ного фонда подготовки кадров. Затем последует выступление Хелен Каменски, директора обра­зовательных программ Зальцбургского глобального семинара. Она ознакомит нас с положением дел в европейских вузах и в целом в Европе. Далее проректор КБГУ А.А. Шебзухов сделает сообщение о реализации положений Болонского процесса в КБГУ. С докладами выступят проректор по академической политике и инновационному развитию Пятигорского государственного лингвистического университета Ю.Ю. Гранкин и начальник управления качеством образования Воронежского государственного университета Е.Е. Чупандина.

Надеюсь, что данный семинар послужит налаживанию дальнейшего сотрудничества, расширению контактов в связи с внедрением принципов Болонского процесса в систему образования в разных странах.

Б.С. Карамурзов,

ректор Кабардино-Балкарского

государственного университета

Разрешите мне от имени депутатов Парламента, большинство которых являются выпускниками КБГУ, приветствовать вас и пожелать вам плодотворной работы. Недавно мы отмечали 50-летие нашего университета, и я должна сказать, что не помню случая, чтобы образовательное учреждение поздравляли с юбилеем все руководители страны, включая и Президента России. Я считаю, это не слу­чайность. Президент не только поздра­вил нас, но и высоко оценил значимость деятельности нашего университета в развитии российской системы образования и науки. Действительно, выпускники КБГУ трудятся не только во всех сфе­рах деятельности Кабардино-Бал­ка­­рии (в экономике, в государственном строи­тельстве, муниципальной службе, со­ци­альной сфере, гражданских институтах), но и в разных уголках нашей страны, и даже за рубежом. Наш университет всегда высоко держал планку образовательного процесса. Нельзя не подчеркнуть его решающую роль в достижении высокого уровня образованности народа нашей республики. Научные школы КБГУ известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Университет всегда внедрял иннова­цион­ный подход в образовательный процесс. Именно поэтому, благодаря оптимальному сочетанию образовательных технологий и развития науки, наш университет находится в числе ведущих российских классических университетов. Действительно, очень трудно поддерживать соответствующий профес­сио­нальный уро­вень профессорско-препода­ва­тельс­кого состава, а также уровень материально-тех­нической базы. Теперь уже можно с уверенностью сказать, что университет успешно пре­одо­лел кризисные явления, которые в 90-е годы XX в. испы­ты­вали образовательные учреждения всей страны.

Семинар, посвященный реализации передовых зарубежных технологий, который проводится в КБГУ, – еще одно свидетельство того, что руководство нашей рес­публики стремится развивать в Кабардино-Балкарии инновационные процессы. Очень хочется надеяться, что реализация болонской технологии позволит нейтрализовать негативные моменты, которых, к сожалению, было не избежать при введении государственной аттестации в виде Единого государственного экзамена.

Желаю вам успешной работы на этом семинаре!


Л.М. Федченко, заместитель Председателя

Парламента Кабардино-Балкарской Республики

От имени правительства КБР, от имени Министерства образования и науки КБР хочу приветствовать всех участников данного семинара и пожелать успешной и продуктивной работы.

Предмет, обсуждаемый на семинаре, чрезвычайно важен и актуален для вузовской системы. Не случайно местом проведения семинара был выбран именно КБГУ. В университете уже много лет ведется обучение по двухуровневой системе ВПО; апробирована (и за несколько лет доказала свою состоятельность) балльно-рейтинговая система оценки успешности обучения студентов.

Современный мир переживает пе­риод глобализации. Сегодня он вступает в эпоху всестороннего объединения человечества в едином пространстве информации, коммуникации. Следовательно, и совершенствование высшего образования неизбежно должно осуществляться в рамках интеграционных процессов. Участие вузов в Болонском процессе – шаг к вхождению в единое европейское образовательное пространство – одно из логичных последствий глобализации. Динамичное социально-экономичес­кое развитие, переход к экономике знаний требует, чтобы высокий уро­вень образования стал решающим фактором конкурентоспособности на мировом рынке. Большое значение имеет качество образования как важнейший фактор, обеспечивающий конкурентоспособность образовательных систем и отдельных учебных заведений, а также и востребованность выпускников, их эффективную самореализацию. Глубокое изучение и осмысливание всех нюансов функционирования образовательного учреждения в контексте участия в Болонском процессе становится необходимым для выработки адекватных механизмов, эффективных процедур и регламентов деятельности вуза.

Не сомневаюсь, что настоящий форум внесет достойный вклад в решение многочисленных вопросов и проблем, которые будут подняты здесь.

Спасибо!



С.Х. Шхагапсоев,

Министр образования и науки КБР

Мониторинг участия российских вузов

в Болонском процессе

В.М. Жураковский

Национальный фонд подготовки кадров
Процесс создания Болонской системы происходил постепенно и был достаточно длительным. Так, примерно с 1984 г. в Европе стала активно обсуждаться проб­лема развития человеческого капитала. В ходе дискуссий встал вопрос о создании сис­темы сопоставимых ква­лификаций. В 1997 г. была ратифицирована Лиссабонская кон­венция о взаимном признании академических квалификаций. Это дало новый импульс к развитию дальнейшего сотрудничества европейских стран в сфере образования. В 1998 г. была подписана Сорбоннская декларация о создании общей системы критериев в высшем образовании. И наконец, в 1999 г. 29 стран в Болонье подписали Декларацию о европейском пространстве для высшего образования. Постепенно территория распространения Болонского процесса стала увеличиваться, охватывая все большее количество стран. Так, в 2003 г. на Берлинском саммите министров образования к нему присоединилась Россия. В 2005 г. Болонскую систему поддержали такие страны, как Армения, Грузия, Азербайджан, Молдова, Украина. А с 2007 г. началось серьезное обсуждение вопроса о расширении Болонского процесса и распространении его принципов в странах Средней Азии.

Стоит объективно заметить, что принципы Болонской системы отвечают современным запросам в области образования.

Основной целью распространения Болонского процесса является создание общеевропейского пространства для повышения мобильности граждан на рынке труда и увеличения конкурентоспособности европейского образования. Для России реализация этой цели также важна. Ведь наша страна вклю­чена в мировое сообщество и, разумеется, заинтересована в сотруд­ни­чест­ве с другими странами в сфере образования.

Европейцев серьезно волнует проблема повышения конкурентоспособности в своей зоне образования, поэтому в данном направлении были предприняты определенные шаги, в частности, поставлены конкретные задачи, которые планируется реализовать к 2010 г.: введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов; внедрение двухуровневой подготовки; создание системы кредитов как средства повышения академической мобильности; сотрудничество в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев. Все это является актуальным и для российской системы образования.

На периодически проходящих саммитах каждый раз подводятся определенные итоги, расставляются необходимые акценты, оценивается степень продвижения Болонского процесса. Например, на Пражском саммите в 2001 г. были затронуты такие вопросы, как обучение в течение всей жизни; организация подготовки следующего цикла с привлечением общественно-профес­сиональ­ных структур; проведение семинаров по гарантиям качества и аккредитации, кредитной системе и т.д. Также говорилось о роли студентов в управлении образовательным процессом и их влиянии на организацию и содержание обучения. Кроме того, была подчеркнута необходимость выделения социального измерения, доступность образования, его роль как некого социального лифта.

На Берлинском совещании в 2003 г. обсуждались вопросы целесообразности разработки стандартов в высшем образовании, изучения способов создания соответствующей системы внешней оценки. Была подчеркнута важность налаживания контактов с работодателями, развития диалога внутриболонских структур. В ходе дискуссии был сделан акцент на том, что высшее образование и научная сфера должны развиваться в единстве, говорилось о важности исследований в учебном процессе.

На Лондонском саммите, прошедшем в 2007 г., шла речь о необходимости создания единой квалификационной рамки для Европы. В центре внимания были мобильность как инструмент повышения качества образования и присуждение двойных дипломов. Еще раз была подчеркнута цель Болонского процесса – это повышение конкурентоспособности и привлекательности европейской системы образования в глобальном мире.

Следующий саммит, который должен состояться в 2010 г., будет посвящен вопросам дальнейшего развития Болонского процесса, формирования международной сети экспертов для обмена информацией, вопросам национальной стратегии и политики в контексте социального измерения. Будет подниматься проблема необходимости совершенствования баз данных по мобильности и социальному измерению в странах-участницах Болонского процесса. Кроме того, на этом совещании должен быть затронут вопрос о позиционировании европейской системы образования в мировом масштабе.

В Европе действует целый ряд программ по продвижению европейского высшего образования с целью повышения его привлекательности и конкурентоспособности в мировом пространстве. Следует облегчить осуществление процессов мобильности через упрощение визовой поддержки и внедрение установленных процедур признания периодов обучения в разных странах. Мобильность должна стать областью институциональной ответственности.

В России ситуация несколько иная. Страна не участвует во многих европейских программах и не является членом ЕЭС. Тем не менее, мы пытаемся адаптировать принципы Болонской декларации к российской системе образования. Их реализация проводится на федеральном уровне.

В 1992 г. был принят Закон «Об образовании», который сделал возможной реализацию программ двухуровневого обучения и дальнейшее международное сотрудничество.

В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, и с 2005 г. идет большой эксперимент по внедрению системы зачетных единиц, в котором официально участвуют более шестидесяти вузов. Тогда же начались процессы по внедрению внутривузовской системы гарантии качества, изменению процедуры и критериев аккредитации. В Йошкар-Оле был создан национальный аккредитационный комитет.

С 2006 г. начинается разработка национальной структуры квалификаций, утвержден пакет государственных стандартов на компетентностной основе и идет дальнейшая разработка стандартов третьего поколения.

В 2007 г. были приняты изменения к Закону «Об образовании» и к Закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части уровневой системы подготовки.

Таким образом, в России процесс внедрения принципов Болонской системы проходит достаточно интенсивно. Разрабатываются и реализуются различные совместные международные программы, идет модульное построение образовательных программ, производится сертификация систем качества. Мы принимаем активное участие в международных консорциумах, совещаниях, семинарах.

Приказом Минобрнауки РФ от 25.04.2005 г. установлены головные вузы и организации, координирующие реализацию основных целей развития системы высшего образования в соответствии с Болонской декларацией. Главную роль в осуществлении этого процесса играет Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное агентство по образованию обеспечивает ресурсную поддержку через «Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 гг.». Федеральная служба по надзору в сфере об­разования и науки решает проблемы, связанные с аккредитацией. Национальный фонд подготовки кадров координирует работу головных вузов и вузов-коорди­на­то­ров в федеральных округах.

Надо отметить, что Россия имеет определенные обязательства по предоставлению информации. Российские эксперты участвуют в официальных семинарах и заседаниях рабочих групп (из российских представителей можно назвать В.Н. Чистохвалова (РУДН) и В.Б. Касевича (СПГУ). Но, к сожалению, постоянная работа в европейских структурах высшего образования пока не налажена.

Стоит также сказать и о системе оценки направлений Болонского процесса. К примеру, на Бергенском саммите оценивались три направления: двухуровневая система, обеспечение качества, признание степеней и периодов обучения. При этом использовалось 10 индикаторов. На совещании в Лондоне добавили еще 2 направления: обучение в течение жизни и совместные степени. Что касается российского образования, то здесь положительно были оценены ратификация Лиссабонской конвенции, двухуровневая система и доступ ко второму уровню образования. Хуже обстоит дело с уровнем участия студентов в управлении учебным процессом, с уровнем международного участия во всех сетях взаимодействия. Плохо также то, что приложения к диплому выдаются по заявлению и платно. Хорошо были оценены соответствие стандартам и признание периодов предшествующего обучения в стадии внедрения внешней оценки, потому что существует система аккредитации, которая поддерживается на государственном уровне.

Что изменилось по основным индикаторам в период 2005-2007 гг. для российской высшей школы?

Остались без изменений внедрение двухуровневой структуры, доступ к следующему уровню, участие международных экспертов в системе обеспечения качества и внедрение приложения к диплому.

Улучшилась оценка по участию студентов в системе обеспечения качества и стадия внедрения еcts. Снизилась оценка реализации Лиссабонской конвенции. Россия ратифицировала эту конвенцию, но дальнейшего продолжения, в том числе на законодательном уровне, это не получило. Приложения к дипломам европейского образца выдают всего 68 вузов по 246 образовательным программам, что составляет 4,8 % от общего числа высших учебных заведений.

В 2005 г. 24 533 выпускника российских вызов получили такие приложения. Это составляет всего 2 % от общего количества выпускников. До настоящего времени Приложения к диплому европейского образца выдаются выпускникам по их запросу и с оплатой. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2005 года № 40 к 2008 году Европейские приложения к диплому должны выдаваться выпускникам всех аккредитованных образовательных высших учебных заведений по аккредитованным образовательным программам бесплатно и без заявки.

Основными механизмами мониторинга являются анализ статистических данных (это аккредитационные показатели), социологические исследования по совместным программам, проведение региональных семинаров, видеоконференций и т.д.

Количество студентов, обучающихся по уровневой системе, составляет в государственных вузах: 283 929 (бакалавры), 38 062 (магистры), 5 931 052 (специалисты); в негосударственных вузах: 245 221 (бакалавры), 4 316 (магистры), 1 008 341 (специалисты).

Были получены интересные результаты по траектории движения студентов. После окончания бакалавриата 85-88 % выпускаются специалистами. В магистратуру идут около 10 % студентов. Остальные (2-5 %) уходят на рынок труда. Переход на бакалаврские и магистерские программы влечет за собой очень много проблем, начиная от нормативов финансирования в бакалавриате и магистратуре, соотношения количества студентов на этих двух уровнях и заканчивая аттестацией и аккредитацией.

Также были проведены исследования в отношении двухуровневой системы. Студенты, которые учатся в бакалавриате, считают, что диплом бакалавра востребован рынком труда у


10 %. Диплом магистра высоко оценивается почти половиной бакалавров, третью специалистов и большинством магистров. Положительная оценка востребованности диплома специалиста рынком труда была дана 29 % бакалавров, 53 % специалистов,
18 % магистров. 16 % опрошенных вообще ничего не знают о двухуровневой системе.

Что касается кредитной системы, то лишь 13 % студентов имеет о ней четкое представление. Сюда входят вузы, традиционно использующие модульную систему с кредитно-рейтинго­вой оценкой и систему зачетных единиц. 40 % имеют смутное представление о кредитной системе, а 47 % вообще не в курсе данного вопроса. Кроме того, больше 2/3 студентов не видят связи между кредитной системой и выбором индивидуальной траектории обучения или участием в программах мобильности. Вообще, сама система ECTS, которая призвана способствовать развитию академической мобильности, у нас в России очень мало известна.

Нужно сказать несколько слов и по поводу интернационализации высшего образования. Спонтанно этот процесс, почти не поддерживаемый на государственном уровне, все равно идет: продолжают развиваться межуниверситетские контакты, более 700 вузов заключили международные договоры. Производится сертификация образовательных программ и аккредитация в международных организациях. Стоит отметить, что 107 вузов участвуют в развитии программ совместных дипломов. В 2005 г. 33 000 выпускников получили двойные дипломы. Кроме того, реализуются 462 программы на иностранных языках. Но у нас, к сожалению, практически не действует программа поддержки зарубежной академической мобильности.

Радует тот факт, что выросло количество приезжающих к нам иностранных студентов. Значительная часть иностранных студентов приезжает из стран СНГ и Азии; также много студентов из Индии, Китая и Вьетнама. Остальные страны представлены в меньшей степени.

Выяснилось, что больше половины студентов не знают о существовании программ академической мобильности, и лишь
3 % принимали в них участие. Опрос по поводу возможности участия студентов в управлении вузами дал следующие результаты. Больше половины студентов считают, что роль студенческих организаций в управлении вузом незначительна, 45 % ничего не знают об участии этих организаций в учебном процессе. Остальные студенты считают, что студенческие организации играют достаточно большую роль в управлении вузом.

Следующий показатель – уровень информированности об основных направлениях Болонского процесса: 73 % студентовхорошо информированы; около 50 % – имеют представление о системе зачетных единиц; о реализации совместных программ российских и зарубежных вузов знают 35 % опрошенных. Еще один вопрос, который был задан участникам опроса, – способствуют ли основные направления Болонского процесса повышению качества образования? 35 % считают, что качество образования способна повысить двухуровневая система; 36 % выступают за внедрение системы зачетных единиц; 61 % – за реализацию совместных программ российских и зарубежных вузов; 23 % считают, что следует активизировать реализацию Болонского процесса по этим направлениям.

Но для того, чтобы достичь желаемых результатов, необходимо вложить много сил и потратить немало материальных средств. Нужно налаживать сотрудничество с Европейским Союзом, ведь ЕС является одним из основных торговых партнеров России, и, конечно, внедрять принципы Болонского процесса в российское образовательное пространство необходимо с учетом особенностей системы российского образования. Федеральная целевая программа развития образования содержит целый ряд задач и мероприятий, которые напрямую направлены на реализацию принципов Болонского процесса. Уже есть проект по созданию программы мобильности в Высшей школе экономики. Создан большой проект по многоуровневой системе в инженерном образовании. Разрабатываются стандарты по этим ключевым направлениям. Любой вуз может представить свои предложения по включению в федеральную целевую программу на будущий год.

Европейское высшее образование

в глобальном контексте.

Болонский процесс и Лиссабонская

стратегия в российских университетах

Хелен Каменски

Зальцбургский глобальный семинар (Австрия)
Зальцбургский глобальный семинар – некоммерческая организа­ция, которая была создана в 1947 г., а сейчас является одним из крупнейших образовательных центров мира. Эта организация делает многое для совершенствования и модернизации высшего образования как на национальном уровне, так и на уровне университета; ведет много самых разнообразных проектов, проводит семинары и конференции.

Зальцбургский семинар ведет ак­тивную деятельность в нескольких те­матических областях, таких, как «Способствование справедливому и эффективному мировому порядку», «Стабиль­ное развитие», «Совершенствование сот­рудничества науки и бизнеса» и т.д. По инициативе организации ведутся мно­голетние проекты, очень часто они проводятся совместно с различ­ными фондами, с министерствами образования. Так, в 2003 г. Зальцбургский семинар начал программу «Российская программа высшей школы», которую продолжает до сих пор (совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации). К числу партнеров семинара относятся Европейская комиссия, фонд МакАртуров, фонд Карнеги, CDRF, правительство Гонконга и т.д.

Перед Европой в наши дни стоит колоссальная проблема – проблема быстрой и эффективной коммерциализации научных разработок. Зачастую можно наблюдать так называемый «Европейский парадокс», когда очень много исследователей делают замечательные разработки, но не могут решить проблему того, как вывести их на рынок. Подобные глобальные проблемы и ставит целью решить Зальцбургский семинар. Коммерциализация научных разработок, эффективное взаимодействие бизнес-структур, промышленных предприятий, университетов и правительства, разработка адекватных моделей их сотрудничества – это важнейшая задача, поэтому сегодня организация разрабатывает новую инициативу – «Наука и бизнес для развития инноваций». Первый глобальный симпозиум в рамках этой программы был проведен в апреле этого года в Зальцбурге, под руководством Европейской комиссии, и в нем приняли участие 65 человек из 40 стран мира.

В Болонском процессе сейчас принимают участие уже


46 стран (в том числе и Россия).

В первой фазе Болонского процесса (1999 г.) основное внимание акцентировалось на развитии двух- и трехуровневой систем образования, на упорядочении и гармонизации структуры высшего образования в Европе.

Сегодня же упор делается главным образом на интернационализацию образования, на повышение конкурентоспособности европейских вузов, – это один из основных пунктов Лиссабонской стратегии, направленной на то, чтобы к 2010 г. сделать европейское образование максимально динамичным и конкурентоспособным.

Болонский процесс дает национальным системам высшего образования возможность начать модернизацию высшей школы. С этой точки зрения Болонский процесс очень важен для России.

Прежде всего необходимо сказать о традициях Европейской высшей школы. Традиционно выделяют несколько университетских моделей. Существуют разные подходы к их классификации – в зависимости от того, какую задачу ставит себе исследователь, что он хочет проанализировать. Хотелось бы обратить внимание прежде всего на четыре модели, которые оказали заметное влияние на формирование образовательного пространства Европы. Это – модель Гумбольдта, модель Наполеона, англо-саксонская и советская (русская) модели. Кроме них, существуют и другие модели: модель США, ориентированная на рынок, скандинавская модель (реализуемая в Финляндии и Швеции), и др.

Модель Гумбольдта названа в честь Вильгельма Гумбольдта, родоначальника европейского исследовательского университета. Характерная черта этой модели – в том, что преподавательская работа должна идти параллельно с исследовательской. Гумбольдтовская модель отличается свободой в изучении дисциплин и проведении исследований (правительство практически не вмешивается в сферу деятельности университета). Приоритет в рамках этой модели всегда отдавался обучению.

Модель Наполеона – один из наглядных примеров того, как государство поддерживает университеты, – рассматривает университет как основной инструмент модернизации общества, который способствует усилению национальной идентичности. Ключевая идея этой модели – централизованность. Государство осуществляет контроль и за финансированием, и за назначением преподавателей, и за использованием юридических механизмов.

Англо-саксонскую модель можно описать как модель, направленную на рынок. Она отличается иерархически структурированной системой, в рамках которой наблюдается сильная конкуренция среди университетов. Это типичный подход США; в Соединенном Королевстве в 1980 г. произошла серьезная перестройка структуры высшего образования. Университеты отличаются удивительной автономией – и юридической, и финансовой. Преобладает рыночный подход – все образование ориентировано на предоставление услуг, решение вопросов клиентов. Упор делается на вопрос, как адекватно подготовить студента к рыночной ситуации, сориентировать его на работодателя.

Российская модель (или, как ее еще называют, Центрально-Европейская), – именно по этой модели функционируют университеты Центральной и Восточной Европы. Появление этой модели ассоциируют с созданием в 1725 г. Академии наук. Вузы в России рассматривались как «распределители» знаний, – чисто исследовательскими университетами можно было назвать лишь те, которые числились при Академии наук. Эта модель часто анализируется и исследуется на Западе. До сих пор многие профессора исследовательских университетов, интегрированных в Академию наук, одновременно занимаются и преподавательской деятельностью. Это сближает российскую модель с гумбольдтовским подходом.

Эти четыре модели сформировали принципы высшего образования в Европе. Раньше европейское образование было гомогенным, однообразным, ни о какой ориентации на рынок труда и ни о какой конкуренции между университетами не могло быть и речи. На сегодняшний день профиль большинства университетов определен принципами стратегического управления и внешней оценки.

Почему Европе пришлось оставить традиционный подход? Можно выделить несколько причин этого:

1) репозиционирование университетов, изменение положения, которое университет традиционно занимал в обществе;

2) изменение образовательных стандартов;

3) массовый доступ к образованию;

4) развитие мобильности студентов;

5) университет потерял свою монополию, помимо университетов появилось большое количество провайдеров в области образования;

6) университеты в большинстве стран теряют финансовую поддержку и поддержку от государства;

7) борьба за автономность университетов;

8) возросла потребность в деловых людях университета, менеджерах среднего звена. Многие ректоры и деканы занимаются управленческими моментами, разрабатывают стратегию развития вуза, планы по ее реализации, занимаются организацией материальной поддержки, а также вопросами позиционирования университета;

9) изменение профиля университета;

10) налаживание более тесного сотрудничества университетов друг с другом, а также с бизнес-структурами, что может оказать существенное влияние на внутривузовские процессы;

11) конкуренция среди университетов.

Образовательный сектор всегда традиционно считался сектором, отличающимся от других структур, несмотря на то, что университет юридически и финансово зависит от государства. К университету всегда было особое доверие. Сейчас ситуация несколько изменилась, так как университет не может быть автономным и обособленным образовательным учреждением, он тесно связан с другими общественными структурами.

Сейчас оцениваются знания, полученные студентами после окончания вуза, квалификационный уровень. Несколько дней назад вышла интересная статья в приложении к газете «Times» (корреспондент Ник Холдуоз написал о проблемах принятия двухуровневой системы в России). В России всегда была установка на стандарты обучения, и консервативные вузы не хотят сейчас перестраиваться. Переход от стандартов обучения на стандарты, которые заставляют вузы отойти от традиционных моделей университетов, вообще является достаточно сложной и проблемной процедурой.

По данным ЮНЕСКО, в 1991 году было зачислено 68 миллионов студентов, а в 2004 году – 132 миллиона. Положи­тельная динамика очевидна. Бурный рост процессов глобализации заставляет университеты менять профиль, программы, подстраиваться под веяния нового времени. Университеты расширяют границы научно-исследова­тельс­кой деятельности, в учебный процесс интенсивно внедряются инновационные технологии. Надо отметить тот факт, что все больше людей желают получить высшее образование. На сегодняшний день из 100 взрослых людей в Северной Америке и Европе 69 человек зачисляются в вузы (в Африке, например, – только 10 человек).

Отдельно стоит остановиться на вопросе мобильности студентов. По данным ЮНЕСКО, с 1980 г. наблюдаются определенные сдви­ги в лучшую сторону. Например, в 2004 г. около 2,5 млн. студентов обучались за границей. Шесть стран принимают у себя 67 % всех мобильных студентов. 23 % обучаются в США, дальше идёт Соединённое Королевство – 12 %; в Германии – 11 %, во Франции – 10 %, в Австралии – 7 % и в Японии – 5 %.

Появилось большое количество провайдеров, частных университетов; организуется дистанционное обучение. В большинстве стран Европы и России идет резкое сокращение финансирования со стороны государства. В частности, в Австрии был принят новый закон по высшему образованию, сокращающий государственное финансирование. Но в этой стране университеты всё равно финансируются на 92 % государством.

В Европе широкое распространение получили студенческие займы. Фонд «Евразия» во главе с президентом Андреем Кортуновым, банк «Фонд в Бостоне», Институт по высшей образовательной политике, Вашингтон ДиСи и Зальцбургский семинар совместно провели конференцию в феврале. В центре внимания этой конференции были студенческие займы, образовательные кредиты. Уменьшение количества денег привело к необходимости принятия системы образовательных кредитов и введения платы за обучение. В Австрии плата за обучение была введена в 2001 году, сейчас она составляет 450 EUR в семестр. Для иностранцев обучение обходится дороже. Но в связи с этим вопросом возникает множество проблем. Многие федеральные земли в Германии не подчиняются министерству. В конце 2006 г. – начале 2007 г. в этой стране стали вводить платное обучение. Была введена плата в размере 500 EUR в семестр. Студент может получить стипендию от государства в размере


580 EUR, но это не так просто. Только 25 % студентов в Германии получают стипендию, т.к., чтобы ее получить, студент должен быть отличником. Никаких грантов иностранцам в Германии нет.

Надо отметить, что большой процент частного финансирования отмечается в Венгрии, Италии и Швеции. Но есть страны, которые не хотят вводить платную систему в свое образовательное пространство. Такой политики придерживаются, например, скандинавские страны. Интересен факт, что в Ирландии наблюдается уменьшение частного финансирования.

Следующая тенденция – борьба университетов за автономность и материальную самостоятельность. В Австрии в 2002 году, когда приняли закон, были определенные трудности, но сейчас университеты более или менее адаптируются, наблюдается рост положительных тенденций.

Еще одна важная тенденция – переход к менеджерству. Данный подход предполагает, что в университетах должны руководить профессиональные менеджеры, а не научные работники. Большой упор делается на то, чтобы сделать университет корпоративной структурой. В университете необходимо развивать бизнес-структуру, ориентированную на стратегический менеджмент. Стратегическое планирование и управление в университете должны быть представлены в виде целей мониторинга.

В Зальцбурге эти идеи нашли отклик. И в прошлом году там была проведена большая конференция, которая называлась «Управляя университетом как бизнесом». В ней принимали участие очень много руководителей, внедряющих в процесс управления образовательной структурой принципы менеджмента. Выступал один из вице-президентов Католического университета в Бельгии. Он высказал мнение, что систему управления университетом нужно считать именно бизнес-структурой. Очень интересная конференция состоялась в Петрозаводске; она запомнилась интересными выступлениями специалиста по совершенствованию менеджмента в области инноваций и научных исследований Э. Кулаковски, прибывшего по рекомендации CRDF, а также приехавшего по рекомендации Министерства образования Германии Ф. Хоффана.

Другой важный аспект заключается в том, что от университета слишком многого ждут, и, соответственно, меняются его задачи, возрастают требования. Раньше, 4 года назад, основными задачами университета были две – преподавание и исследовательская работа. Сейчас в университете 3 задачи – преподавание, научные исследования и служение обществу.

В прошлом году проводили конференцию в Зальцбурге, на которой пришли к выводу, что это далеко не все задачи. По вопросу об инновациях выступал заместитель президента Университета Северной Каролины. Он заметил, что всегда считалось, что университет должен выполнять 3 функции. Но в мире происходит слишком много изменений, меняются общественные запросы. Само собой разумеется, что университет должен быть активным участником регионального развития. От университета ожидают, что он должен вносить свой вклад в развитие инноваций или инноватику региона, что ученые не просто будут заниматься научными разработками, но будут и форсировать региональное и экономическое развитие либо на национальном, либо на региональном уровне. Таким образом, была подчеркнута связь университета с экономическим развитием.

В ходе дискуссии был сделан обобщающий вывод, что в Европе существует 4 основных университетских параметра – преподавание, наука, служение обществу и экономическое развитие.

Существует потребность в налаживании стратегического альянса между бизнесом, научно-исследовательским институтом, правительством и университетами. Университетам нужны деньги, и улучшение их материальной базы в немалой степени зависит от экономического регионального развития. Вопрос очень непростой, так как у нас нет достаточного опыта в данном направлении, отсутствует необходимая материальная поддержка. В США же подобные связи давно налажены. Из-за большой конкуренции Европа стала немного сдавать позиции в области высшего образования, в связи с чем начался Болонский процесс. Если посмотреть последние рейтинги, то в число 20 ведущих университетов мира входят только
3 из Европы – Окс­форд, Кембридж и технический университет в Цюрихе. Эти данные вызывают сильное беспокойство европейцев.

Эти основные глобальные тенденции могут оказать сильное влияние на европейский контекст. Ни о каких 4 моделях больше идти речи не может. Они уже не определяют контекст высшего образования в Европе. И, как сказал комиссар Европейского Союза Ян Фигель: «Если только Европейский Союз не реформируют свою систему высшей школы, европейские университеты очень скоро окажутся прекрасными музеями». Это заявление официально сделано в мае 2006 года. Надо сказать, что в России почти такая же ситуация и также требуются реформы в сфере образования.

В большинстве вузов не понимают, почему Европа вынуждена была начать Болонский процесс. Между тем ответ заключается в том, что назрела необходимость переструктурировать высшее образование с учетом опыта, накопленного в разных образовательных системах.

Следующий вопрос, которого стоит коснуться, – как отвечает Европа на происходящие глобальные тенденции. Европейский союз, в частности, в последних своих коммюнике сформулировал три основные цели модернизации высшего образования:

1. Поднять качество и привлекательность европейской высшей школы.

2. Улучшить управление высшей школой. Должна быть создана эффективная управленческая система, прежде всего на университетском уровне.

3. Найти источники финансирования образовательной сферы.

В Европейском Союзе пришли к мнению, что это три основные цели, на которых университеты должны сконцентрироваться. В рамках реализации этих целей они предлагают ввести подвижную систему преподавания, чтобы быть более открытыми для внешних контактов. Для этого университеты должны качественно изменить учебные планы, с учетом ориентации на рынок, интегрирования выпускников в профессиональную жизнь. Чтобы реализовать эту цель и поднять качество и привлекательность высшего образования, необходимо ввести особые курсы, чтобы акцент ставился не только на преподавание определённых дисциплин в рамках учебных планов, но чтобы большое внимание уделялось развитию умений и навыков, которые будут способствовать интегрированию в профессиональную жизнь и в общество в целом. В качестве основных навыков особо выделяются умение работать в команде и предпринимательство.

Если коммерциализация научных разработок будет проходить более быстро и эффективно, это принесет большую пользу обществу.

Предпринимательство рассматривается здесь не в отрицательном смысле, а в том, чтобы повысить качество и привлекательность образования. Для этого необходимо вводить междисциплинарный подход в университетах, постоянно использовать технический потенциал и новые технологии. А для того, чтобы повысить качество и расширить доступ к высшему образованию, необходимо обеспечить большое разнообразие учебных программ.

Огромное внимание уделяется вопросам мобильности, а также интернационализации. Со следующего года начинается следующий этап программы Эрасмус Мундус; Россия, разумеется, не останется в стороне.

Необходимо улучшить коммуникацию между вузами внут­ри страны, между странами Европейского Союза, нужно лучше изучать европейский опыт. Европейская система образования пытается сохранить все лучшее, что было накоплено ранее. При этом подчеркивается необходимость разнообразия, возможность свободного выбора.

В университете Твенте (Голландия) есть Центр по политике в области высшего образования. Он стоял у истоков Болонского процесса вместе с Европейской ассоциацией университетов и, кроме того, является мощным аналитическим центром. В этом университете в конце 2006 г. защитила докторскую диссертацию Иоханна Витте. Она провела исследование в пяти ведущих странах Европейского Союза, и в каждой из них определила образовательный уровень.

В исследовании был проведен анализ политических и экономических условий, степень влияния традиций на структуру высшего образования. Каждая страна реализует Болонские принципы по-своему. Делается общий вывод о том, что Болонский процесс заставил вузы пересмотреть свою систему высшего образования, проанализировать создавшуюся ситуацию. Понятно, что Болонский процесс следует внедрять с учетом политической ситуации и традиций в области высшей школы.

В рамках принципа улучшения коммуникации европейские вузы должны инвестировать максимум денег в целях маркетинга за рубежом.

С точки зрения управления подчёркивается, что каждый университет в Европе должен продумать стратегию модернизации высшего образования. Необходимо использовать стратегический подход, потому что сегодня каждый вуз становится по существу уникальным. Всё определяется стратегией данного вуза, ее адекватностью современным запросам в образовательной сфере. Желательно иметь стратегические планы на два-три года. Если стратегия не работает в течение этого времени, её необходимо модифицировать. Подчёркивается важность функциональной миссии университета.

Третья важная цель, которую задаёт Европейский Союз – это обеспечить материальную поддержку образования. Подчёркивается, что государство в большинстве стран Европы будет снижать финансирование в данной сфере. Университет должен отыскивать всевозможные источники финансирования.

Как уже отмечалось выше, необходимо налаживать стратегическую связь с промышленностью.

Таким образом, это три основные цели, которые ставятся перед европейскими вузами. Инструментами их реализации являются, прежде всего, Болонский процесс и Лиссабонская стратегия. При этом, надо отметить, что Лиссабонской стратегии придаётся всё больше и больше значения. Основной акцент в ней делается на инновационное развитие, роль вузов в инновационном и экономическом развитии регионов. Европейская комиссия на призыв министров в Болонье ответила Лиссабонской стратегией. Главная цель ее заключается в том, что к 2010 году Европейский Союз должен иметь самую динамичную и конкурентоспособную образовательную систему. В 1999 г. в Болонье заявили, что к 2010 году Европа должна создать единое образовательное и, соответственно, единое научно-исследовательское пространство.

Сначала, в 2000 и 2001 гг., университетам не уделялось должного внимания. Сейчас же они стоят во главе угла, ведь без ведущей роли университетов ни о какой конкурентоспособности Европейского Союза говорить нельзя.

Выходят одно коммюнике за другим, в которых определены требования, предъявляемые университетам, даются рекомендации по улучшению инновационной сферы, налаживанию сотрудничества с бизнесом.

Говоря о Болонском процессе, стоит остановиться на двух аспектах. Во-первых, поговорить о проблемах, стоящих перед Европой при введении принципов Болонского процесса, потому что это один из опытов гармонизации структуры высшего образования. Во-вторых, определить, на каком этапе находится система высшего образования в Европе.

Очень долго Болонский процесс саботировался, т.к. многие вузы воспринимали его как стандартизацию. Это привело к тотальному неприятию его принципов. На самом деле, главными критериями здесь являются сопоставимость и сравнимость образовательных программ и систем. Было множество дебатов о том, что Европейский Союз хочет стандартизировать систему высшего образования. Разумеется, есть определенные трудности в связи с внедрением принципов Болонской системы. Во-первых, все страны, которые присоединились к Болонскому процессу, – особенно страны Западной Европы, Центральной и Восточной Европы, Россия, страны СНГ, – стали подключаться к Болонскому процессу с разных начальных пунктов. Во-вторых, коммуникация между Европейской комиссией и конкретными вузами очень слабая. В-третьих, недостаточно изучается опыт других стран.

Страны переходного периода и Западная Европа начали внедрять Болонский про­цесс с совершенно разных исходных позиций. Помимо денежного фактора, существуют проблемы формирования системы, основанной на знаниях, вызовы глобализации, необходимость внедрения обучения, которое продолжается всю жизнь. Дру­гая важная проблема – массовизация. В США с ней столкнулись в 1970-1980-х годах, в Западной Европе – в 1980-1990-х годах. В России, странах СНГ, в отличие от Европы, имеются жесткие управленческие структуры.

Установки по Болонскому процессу поступают «сверху» в виде коммюнике. Реально эти установки должны осуществлять ректоры и вузы. В этом плане часто происходит недопонимание, из-за которого появляется негативное отношение к Болонскому процессу.

Еще одно условие – гармонизация должна идти одновременно с диверсификацией. К числу стран, старающихся дать большую автономию университетам, относятся Австрия, Швеция, Голландия, Соединённое Королевство. Во-первых, это помогает привлечь больше людей для получения высшего образования. Во-вторых, Европейский Союз с прошлого года стал давать установки и настраивать страны на диверсификацию. Это может повлечь негативные последствия. Неизвестно, как все это отразится на системе образования в целом. Но есть три варианта этих последствий. Это может быть центрально организованная диверсификация – тогда реализация болонских принципов будет обеспечена на должном уровне. Второй вариант централизации может не произойти, но качество образования при этом сохранится, так как различные структуры образования все равно будут взаимосвязаны. Третий вариант – анархистская диверсификация, от которой качество образования в Европе серьезно пострадает. Поэтому нужно как можно больше изучать опыт других стран, сопоставлять различные критерии, налаживать международные контакты. Необходимо организовывать регулярные встречи министров разных стран, а также представителей образовательных структур.

В каждой европейской стране сложилась своя ситуация в связи с внедрением Болонской системы. В Голландии практически все программы переведены на двухуровневую систему. В Германии в марте 2006 г. предлагали в среднем 36,6 % новых курсов по двухуровневой системе (в 2004 и 2005 гг. было только 8 %). Почти сходная ситуация в Австрии. Но надо отметить, что процесс внедрения новых принципов протекает достаточно сложно.

Стоит немного подробнее рассказать об образовательной системе Германии. В Германии традиционная система образования была построена таким образом, что существовало разделение на университеты и профессиональные институты. У них 16 федеральных земель, и за образование отвечала каждая отдельная федеральная земля. Децентрализация поддерживалась, потому что приводила к большей автономии земель и вузов и большей конкурентоспособности. Программы в университетах обычно были длиннее, чем в прикладных институтах. Тем не менее, выдавались одинаковые дипломы. Для дисциплин, регулируемых государством, – таких, как медицина, стоматология, закон и т.д. – проводились государственные экзамены. Чтобы получить диплом или магистерскую квалификацию нужно было проучиться от 4 до 6,5 лет, в зависимости от земли (в институтах – 3-4 года), а после окончания можно было заниматься докторской степенью. Такой была система до Болонского процесса. За год Болонского процесса в Германии начались изменения, возникли дебаты по вопросам сроков обучения. В Германии всегда были достаточно строгие регуляции, но никогда не существовало системной оценки качества, т.е. вузы все делали в частном порядке. Болонская система, конечно, многое изменила. В 1998 году были внесены изменения в Закон о высшем образовании, в соответствии с которым в Германии был осуществлен переход на двухуровневую систему образования.


следующая страница >>